Современные проблемы науки и образования. Региональное управление Управление регионом в системе рыночных отношений

Региональная экономика в системе рыночных отношений

(методологические аспекты управления)

НИКОЛАЙ ДОРОГОВ
кандидат экономических наук,
заместитель главы администрации Ивановской области
(Россия)

Региональное управление призвано устранить недостатки жесткой централизации
Интересы являются основой жизнедеятельности на конкретной территории
Управление экономикой региона должно рассматриваться в рамках местного самоуправления

Децентрализация хозяйственной жизни и управления в России выдвинула на первый план такой тип экономических отношений, как регионализм. Еще недавно мы имели единый народнохозяйственный комплекс, единое экономическое пространство. Задача теперь в том, чтобы реконструировать разрушенное. Без общего внутреннего рынка страна существовать не может.

Характерные особенности
региональной экономики

В программах Правительства РФ региональная политика рассматривается как органическая часть общей социально-экономической политики государства, синтезирующая ее региональные аспекты. Вместе с тем это часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности Российского государства, всех жизненно важных направлений развития общества.

Очевидно, что явление регионализма требует системного подхода к анализу взаимосвязей общеэкономических и территориально обособленных.

На наш взгляд, не отвечает реальным экономическим отношениям проведение принципа регионализма до отдельного поселения. Города, районы, сельские и другие населенные пункты не обладают той самостоятельностью, которой располагают область или иной субъект федерации, не являются они и подсистемой единого народнохозяйственного комплекса, а выступают лишь как составная часть региональной экономики. Распространение принципа регионализма до низших территориальных образований привело бы и к многоступенчатости управления , в частности системы налогообложения и финансирования. Так, одноканальная система взимания налогов, начиная с отдельного поселения, может привести к резкому уменьшению областного бюджета, ограничит возможности маневрирования финансовыми ресурсами.

В то же время регионализм иногда понимается излишне широко - как всеохватное сосредоточение властных полномочий, на уровне области (края, республики), как полная хозяйственная самостоятельность данного региона (примером здесь могут служить республики Татарстан, Калмыкия, Саха, Свердловская область). Такое понимание не соответствует объективным реальностям: область (и даже республика) не является в условиях федерализма субъектом международного права и не может претендовать на полную экономическую самостоятельность, в том числе и на всю собственность, расположенную на территории региона.

Представляется, что хозяйство региона необходимо рассматривать в качестве подсистемы народнохозяйственного комплекса, функционирующей в соответствии с общими требованиями развития российской экономики и учитывающей характерные региональные черты. Такой подход позволяет разграничить полномочия между центром и регионами, определять принципы хозяйствования.

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, на которой развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает область (край, республика, автономная область и т.д.). Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности . Область в качестве звена региональной экономики является субъектом федерации, т.е. обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня иерархии - город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.

Региональная экономика как мезоуровень - среднее звено между макро- и микроуровнем - обладает характерными особенностями.

Будучи подсистемой народного хозяйства региональная экономика не может рассматриваться как изолированная ее часть, соответственно неправомерно возводить в абсолют экономическую самостоятельность регионов - она имеет вполне определенные границы.

Региональная экономика в большей степени связана с природно-климатическими факторами - наличием полезных ископаемых, других природных ресурсов, благоприятных условий географической среды. Это обусловливает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды.

Региональное хозяйство, являясь комплексным по сути, т.е. имея в наличии многие отрасли и производства, определенным образом связанные между собой, не обладает, как правило, гармоничной структурой. Многие регионы узко специализированы на тех или иных сферах деятельности.

Регионы как низовая сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия.

Соответственно региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом, разумеется, специфики региона. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.

Иначе говоря, жесткая система управления менее эффективна, ибо ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и в конечном счете ведет к нарушению саморегуляции. Региональное управление как раз и призвано устранить недостатки жесткой централизации.

Основные аспекты
регионального управления

Следует выделить три аспекта регионального управления: взаимоотношения региона и федерации (центра); взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т.д.); обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйства (собственное региональное управление).

Во взаимоотношениях между федерацией и регионами используется принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, закрепленный рядом нормативных актов. Центр тяжести здесь все более смещается в сторону косвенных методов регулирования - таких, как денежно-кредитная и амортизационная политика, налоговая система, использование внебюджетных целевых фондов. Особое внимание уделяется методам регулирования внешнеэкономических взаимоотношений (таможенные пошлины, экспортные премии, государственное страхование экспортных кредитов от рисков и т.п.). Вместе с тем сохраняются и традиционные формы централизованного управления, что зачастую нарушает декларированные права регионов.

Проблема управления экономикой региона должна рассматриваться в рамках концепции местного самоуправления в целом . Последняя не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов. Важным моментом организации самоуправления является определение функций самих территориальных органов различных уровней исходя из целей и задач развития всего региона. В соответствии с федеральным законодательством им принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством.

С экономической точки зрения управление народнохозяйственным комплексом области не следует ограничивать лишь организацией взаимодействия видов собственности разного уровня. Главным направлением работы и критерием эффективности должно стать повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения на основе комплексного развития региона. Так, структура муниципального хозяйства должна быть достаточно разнообразной и включать различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для всестороннего развития города, района (промышленный, строительный, аграрный, торгово-сервисный, жилищно-коммунальный, культурно-бытовой). Основой этого хозяйства, является муниципальная собственность. Но, как показывает зарубежная практика, в полной собственности муниципальных органов, а следовательно, в прямом управлении должны находиться лишь те объекты, деятельность которых не носит коммерческого характера и полностью финансируется за счет средств местных бюджетов. В наших условиях - это учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.п. Все остальные звенья муниципального хозяйства могут развиваться на коммерческой или на комбинированной основе.

Для обеспечения единства управления экономикой региона федеральные и муниципальные владельцы имущества должны в более широком масштабе делегировать региональным органам свои полномочия по управлению собственностью, в частности предприятиями, образующими хозяйственный комплекс региона. Возможны и другие варианты организации управления экономикой региона как единой системой, однако все они должны предусматривать необходимый уровень координации деятельности органов, управляющих имуществом от лица собственников.

Управление регионом как единым хозяйством, обеспечение комплексности развития региона - относительно новая задача. До сих пор территориальное управление не обладало достаточной самостоятельностью, чаще ограничивалось лишь местным хозяйством (не считая периода существования совнархозов, которые скорее выполняли роль промежуточного звена между центром и предприятиями, чем были территориальными органами управления). В современных условиях, когда региональные субъекты федерации обладают большей самостоятельностью, требуется разработка концепции системы регионального управления для той или иной модели рыночных отношений с учетом опыта других стран.

Центр тяжести в реализации социально-экономической политики сегодня сместился в регионы. Здесь решается проблема жизнеобеспечения населения, региональные органы управления несут главную ответственность перед населением и центром за положение в регионе. В этом и заключается смысл децентрализации управления - передать значительную часть прав и соответствующую долю ответственности на места, что идет в русле объективных тенденций развития самоуправления и вместе с тем накладывает новые обязательства на региональную политику.

Кроме того, именно на уровне хозяйства области обеспечивается полный цикл воспроизводства по его фазам и факторам. В частности, в границах области возможно полное воспроизводство трудовых ресурсов, включая инженерные и научные кадры.

Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития

Региональное хозяйство как мезоуровень в отличие от предприятия не может быть обречено на ликвидацию , на механическое прекращение его функций. Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и природных процессов, что выражается в депрессивности региона. Сам факт наличия депрессивности противодействует реализации всех конституционных прав людей, проживающих на его территории, что чревато ростом социальной напряженности и не исключает социального взрыва.

Соответственно экономическая политика региона должна предусматривать в качестве основы стратегии разработку комплекса антидепрессивных мер на всех уровнях управления. Депрессивными районами считаются территориально-производственные структуры, в которых производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. При этом речь идет о компактных территориях, в пределах которых наблюдаются повышенные темпы спада производства, снижение уровня жизни и рост безработицы, а также нарастание прочих негативных явлений (демографических, экологических и т.п.) по сравнению с общероссийскими, макрорегиональными.

По мере обретения регионами реальной самостоятельности (обособление хозяйственных и финансовых структур, децентрализация управления) формируется новая собственно региональная сфера интересов и ответственности . И хотя эти интересы - только часть мотивационных факторов, они являются основой жизнедеятельности, поскольку реализуются на конкретной территории в специфических для нее условиях.

Жизнедеятельность региона - постоянный фактор, она не может быть прекращена. Поэтому региональные интересы - это прежде всего потребность в стабильном характере воспроизводства и постоянном сохранении и приумножении потенциала региона. Иначе при нарушении стабильного процесса воспроизводства регион может перейти в разряд депрессивных. Для восстановления же подорванного потенциала депрессивного региона требуются (исходя из опыта США) десятилетия (в отличие от воссоздания отдельного предприятия), а затраты многократно выше, чем на поддержание стабильного характера воспроизводства.

К наиболее значимым индикаторам (параметрам) региональных интересов относятся:

Соответствие уровня и образа жизни населения государственным или другим стандартам;

Наличие региональных бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);

Потенциальные возможности для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;

Наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;

Природоресурсный и экологический потенциал региона;

Стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.

Вместе с тем проведение реформ регионального характера должно соответствовать правильно сформулированным государственным интересам, по крайней мере не противоречить общему вектору реформации.

Наряду с региональными интересами важнейшее критериальное значение для оценки региональных ситуаций имеют цели регионального развития, воплощаемые в форме подготовленных управленческих решений и действий. Эти цели могут не совпадать в точности с региональными интересами, но необходимо обеспечить их принципиальное соответствие. Последнее выступает как база оценок и обоснований принятия решений и действий.

Выделим следующие основные цели регионального развития:

Стратегические поступательного или стабилизационного характера;

Долгосрочные по отдельным отраслям региона;

Среднесрочные отраслевого и функционального типа;

Тактические (конкретные задания по развитию отдельных служб, объектов, регионального хозяйства в целом).

Выявление, ревизия и систематизация зафиксированных в различных документах всевозможных целей, заданий могло бы стать исходным пунктом активизации регионального управления.

Задачами управления являются:

Анализ и оценка общей ситуации (перечень и острота региональных проблем). Основная сложность здесь состоит в невозможности агрегированной (интегральной) оценки по одному критериальному показателю ввиду противоречивости происходящих в регионе процессов. Мировой опыт территориального управления свидетельствует о необходимости использования совокупности комплексных оценок важнейших региональных ситуаций. При этом выявление всех возможных ситуаций становится одной из главных задач их оценки;

Анализ и оценка конкретных коллизий, требующих первоочередных действий (локальная безработица, остановка производства и т.п.);

Анализ и оценка последствий хода реформ. Сложность заключается в правильном определении влияния действия отдельных нормативных актов на региональные интересы (земельная реформа и реформа собственности, изменения в структуре региональной собственности, новые источники бюджетных поступлений, коммерциализация социальной сферы и т.п.).

Региональная
финансово-бюджетная политика

Важной функцией самоуправления является финансово-бюджетная политика. Действующая юридическая база регулирования бюджетных отношений не отвечает полностью требованиям самостоятельности региона. Имеются существенные противоречия в экономической основе налоговой и кредитной политики как на федеральном, так и региональном уровнях. Однако предложения ряда авторов превратить бюджеты территорий (вплоть до отдельного населенного пункта) в главный бюджетный уровень, где концентрировалась бы значительная часть бюджетных поступлений области, выглядят несостоятельными. Известно, что и регионы, и территории внутри регионов неоднородны по экономическому потенциалу, одни являются донорами, другие носят дотационный характер. И это следствие объективных факторов. Установление нормативов формирования бюджета отдельных территорий только в зависимости от уровня их национального богатства означало бы консервирование указанной неоднородности.

Региональная бюджетно-налоговая система, как и вся налоговая политика, подвергаются ныне наибольшей критике. Главное требование к ней - целевая региональная ориентация, без которой она превращается просто в нижний уровень государственной бюджетно-налоговой системы. Без этого невозможно обеспечивать независимость регионального управления, поддерживать потенциал региона на должном уровне. Другими требованиями к бюджетно-налоговой системе являются простота (доступность для исполнения), понятность (обоснованность принципов построения), справедливость (учет региональных и государственных интересов).

Не вдаваясь в сущность бюджетно-налоговых систем различных стран, отметим важность принципа выравнивания, т.е. перераспределения доходов с целью поддержания отдельных регионов. Но для регионов, выступающих в качестве доноров, это означает сокращение бюджетно-налоговых возможностей. Учитывая объективную необходимость поддержки отдельных (бедных, депрессивных) регионов, а также сложившуюся структуру хозяйства регионов, богатых природными ресурсами и обладающих более высоким налоговым потенциалом, необходимо строить бюджетно-налоговую систему на принципе справедливости, тем более что доходы богатых регионов обеспечиваются, по существу, за счет всей страны.

Принципиальным вопросом при таком порядке формирования бюджетно-финансовой политики является обоснование доли налоговых поступлений, которая должна быть централизована на всех уровнях управления. На федеральном уровне это устанавливается законодательно, однако отдельные регионы добиваются льготных условий. На региональном уровне определение областного фонда бюджетных ассигнований требует обязательного планирования необходимых средств для проведения региональных программ, финансирования общерегиональных объектов культуры, науки, здравоохранения. Оставшаяся часть областного бюджета (равно как и федерального) должна распределяться пропорционально численности населения. Такой подход обеспечивает более справедливое распределение бюджетных средств как между регионами, так и внутри них, чем одноканальное формирование бюджетов снизу вверх или сверху вниз.

Введение

Глава I: Теоретические основы регионального управления в РФ

1 Понятие региона и регионального управления в РФ

2 Сущность и задачи регионального управления

Глава II: Основные проблемы регионального управления в РФ

2 Проблема двойного управления регионом

3 Основные проблемы регионального управления на современном этапе

Заключение

Введение

Развитие современного демократического общества немыслимо без активного функционирования институтов гражданского общества, в том числе местного самоуправления, которое, с одной стороны, тесно связано с различными государственными структурами, а с другой - является институтом, свидетельствующим как о степени зрелости социума, так и о стабильности общественного организма в смысле возможностей самоорганизации.

Трактовка гражданского общества как особой внегосударственной сферы, утвердившаяся в Европе и в России после за публикации книги А. де Токвиля «О демократии в Америке», не сводится только к противопоставлению его государству. Напротив, рассогласованная деятельность гражданского общества и государства свидетельствует об упадке последнего, о неспособности государства создать гражданам нормальные условия для жизнедеятельности, саморазвития. На данный момент главной целью государства является внедрение новой модели регионального управления для функционирования институтов гражданского общества во всех сферах деятельности. Для того, чтобы модель развития региона была так или иначе доступной для общества наше государство ставит перед регионами задачи и цели, которые должны быть решены. Актуальность выбранной мной темы обусловлена значительным ростом и разнообразием задач, решаемых регионами. В Российской Федерации до сих пор не отлажена система работы с регионами, однако государство ведет работу в этом направлении. Региональный уровень управления - проблема не менее сложная, чем государственное управление на федеральном уровне. В области такой науки как "региональное управление" образовался некоторого рода "вакуум". К изучению вопросов регионального управления, как правило, подходят лишь с экономической точки зрения. Большую роль в своих трудах региональному управлению отводит Малин А.С., профессор кафедры общего и стратегического менеджмента ГУ ВШЭ, который обобщил накопленный в данной области опыт. Значительный вклад в развитие теории и практики управления регионами внесли А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, В.В. Кистанов. В.Е.Селиверстов занимается исследованиями, посвященными моделированию экономических систем, проблемам экономического взаимодействия регионов, прогнозам развития субъектов Федерации. О.М. Барбаков рассматривает регион как социальную систему со всеми входными, выходными характеристиками и функциями, обеспечивающими его жизнедеятельность, освещает такие аспекты, как определение субъекта и объекта регионального управления; формулирование основных принципов создания системы управления регионом; создание схемы организации информационных технологий регионального управления.

Объектом исследования в данной работе являются отношения, возникающие в процессе реализации региональной политики государства.

Предметом курсовой работы является изучение наиболее важных проблем регионального управления в РФ.

Целью курсового проекта является изучение основных проблем регионального управления.

В процессе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть понятие региона и регионального управления; 2) рассмотреть сущность и задачи регионального управления; 3) изучить современную региональную политику; 4) изучить проблему двойного управления регионом; 5) изучить современные проблемы регионального управления в РФ.

Глава I: Теоретические основы регионального управления в РФ

1 Понятие региона и регионального управления в РФ

Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" - латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область.

В отечественной и в зарубежной литературе нет четкого, однозначного толкования понятия "регион". В российских исследованиях чаще всего встречаются два термина: "регион" и "район", причем, как правило, между ними не проводят строгой границы. По мнению Э. Б. Алаева, район "представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории"

Понятию "регион" уделяется много внимания в современной экономической, географической и градостроительной литературе являются:

географические (расположение, величина территории и количество населения);

производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Основываясь на вышесказанном можно считать, что регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления.

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации, посколькуособенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необходимость членения территории на части - регионы.

Таким образом, понятие региона является весьма абстрактным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы - понятие типологическое, они выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами.

Конституционное признание регионов субъектами РФ требует раскрытие их роли в системе реформирования экономики России. Многоукладность экономики потребовала принципиально нового подхода к содержанию системы управления народным хозяйством, что нашло свое отражение в региональной концепции реформирования, основными положениями которой являются:

признание самостоятельности субъектов РФ и обеспечение их экономического равноправия с целью укрепления единства России;

признание предприятия в качестве основного самостоятельного хозяйствующего субъекта, в качестве необходимого условия реализации рыночных отношений в экономике страны;

формирование системы государственного регулирования регионального развития при переносе центра тяжести социально-экономических преобразований на региональный уровень.

Данные положения определяют содержание регионального управления, которое учитывается федеральным центром и осуществляется на региональном уровне самими регионами.

В учебной литературе деление территории на регионы принято называть районированием. Районирование проводится в соответствии с поставленными целями и всегда является целевым или проблемно ориентированным. В настоящее время существует несколько видов районирования России, а именно:

административно-территориальное;

общее экономическое;

проблемное экономическое.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов районирования России.

С административно-территориальным районированием связана вся территория Российского государства. До Октябрьской революции 1917 г. основной административно-территориальной единицей была губерния. В 1708 г. впервые Петр 1 учредил восемь губерний, затем их число росло и в начале XX в. Россия уже была разделена на 97 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости.

С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные (национальные) округа.

В настоящее время в России 83 региона- субъектов Федерации, включающих 21 республику, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, одну автономную область, 4 автономных округа.

По оценке на 1 января 2008 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 11 городов с численностью населения свыше 1 млн человек: Москва - 10470,3 млн; Санкт-Петербург - 4568,0 млн; Новосибирск - 1390,5 млн; Екатеринбург - 1323,0 млн; Нижний Новгород - 1274,7 млн; Омск - 1131,1 млн; Самара - 1135,4 млн; Казань - 1120,2 млн; Челябинск - 1092,5 млн; Ростов-на-Дону - 1048,7 млн; Уфа - 1021,5 млн человек.

Все 83 региона различаются по размеру территории, численности населения, экономическому потенциалу и другим показателям. Однако все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.

На территорий России в мае 2000 г. было образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не затрагивают основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственности.

Общее экономическое районирование России в настоящее время содержит 11 экономических районов. При этом каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится экономическая область как особая экономическая зона.

Интересы районов в значительной мере определяются структурой их хозяйства. По такому принципу можно классифицировать регионы:

на добывающие (Тюмень, Якутия и др.), у которых высока доля экспорта; обеспечивающая им привилегированное положение;

на агропромышленные (Черноземье, Ставропольский край, Кубань и др.), которые, будучи самодостаточными (особенно в отношении продовольствия), стремятся к формированию внутреннего регионального рынка, ограждают себя от проблем других регионов;

с ярко выраженной этнической доминантой (Северный Кавказ, Тува и др.), которые стремятся к обособлению не по экономическим, а по национальным и политическим причинам.

Эти регионы имеют незначительные перспективы устойчивого развития.

Современное административно-территориальное деление Российской Федерации прошло сложный путь в своем развитии, сформировалось под влиянием экономического районирования, содержанием которого было экономико-территориальное размещение производительных сил, что определяло специализацию и уровень развития регионов. Теория и практика определили четыре типа экономических районов:

основной экономический район, охватывающий несколько областей, автономных республик;

экономический административный район, состоящий, как правило, из одной области, края, автономной республики;

внутриобластной экономический район, объединяющий несколько городов или административных районов;

местный экономический район, являющийся, как правило, одновременно административным районом или городом.

Урбанизированные промышленные регионы, в том числе с высокой долей ВПК, при всем разнообразии их хозяйственной структуры ориентируются преимущественно на внутренний рынок и рынки стран СНГ. В таких районах проживает большинство россиян.

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования в практике применяется деление России на две макроэкономические зоны:

Запад (Европейская часть и Урал);

Восток (Сибирь и Дальний Восток).

Таким образом, общее экономическое районирование - это не механическое деление территории на заданное количество регионов, а деление, базирующееся на определенной методологии и содействующее совершенствованию территориального разделения труда и эффективности национального рынка.

Проблемное экономическое районирование осуществляется для государственного регулирования территориального развития. С этой целью выделяются различные типы проблемных регионов. К таковым могут относиться отстающие или слаборазвитые регионы, депрессивные, кризисные регионы, особо выделяются приграничные регионы. Проблемы связаны с тем, что эти регионы не могут развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им в обязательном порядке требуется государственная поддержка.

К регионам проблемного типа могут относиться те части территории страны, где осуществляются общегосударственные (федеральные) целевые программы (программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа развития зоны Севера).

Следовательно, проблемное экономическое районирование не охватывает всю территорию России, как и выделяемые проблемные регионы.

В каждом регионе есть политика управления этим регионом, которая безусловно подразумевают под собой региональное управление.

В самом общем виде региональное управление - это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.

В системе регионального управления определяющее место занимают его цели. Наиболее общими целями в современных условиях являются безопасность, жизнеобеспечение, целостность и упорядоченность экономической и социальной системы. Эти цели должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития личности; обеспечением демократии; социальной справедливостью; социальным прогрессом общества.

Практика показывает, что стабильность системы регионального управления важное, но не доминирующее ее качество. Главное - это адаптация управленческого механизма к изменению условий управления, динамике общества, региона, потребностей людей.

Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов управления; наличие кадров; финансовые возможности; укомплектованность управленческой техникой и др.

2 Сущность и задачи регионального управления

Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.

С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент - это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в таких изменениях, как:

·ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;

·формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;

·ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;

·формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;

·переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;

·оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.).

Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального менеджмента - это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального менеджмента; методы и модели регионального менеджмента; механизмы регионального менеджмента; система регионального менеджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе регионального менеджмента в России.

Региональный менеджмент функционирует в соответствии с законами развития рыночной системы хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.

Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.

Задачи регионального менеджмента многообразны и обусловлены особенностями переходного периода.

В процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу использования собственности и т.д. Все это служит объективной основой для становления и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территориального управления. В число основных задач регионального менеджмента входят:

·обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;

·экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

·оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

·обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;

·формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Исходя из сущности, содержания и задач регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.

1.Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).

2.Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).

.Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.

.Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка).

Анализ приведенной классификации объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственным объектом регионального менеджмента являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональный менеджмент оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты - опосредованное.

Глава II: Основные проблемы регионального управления в РФ

1 Современная региональная политика в РФ

региональный управление менеджмент регулирование

Субъекты федерации имеют местные парламенты, издают свои законы, иногда принимают собственные конституции, избирают президентов, обладают другими атрибутами государственной власти. Однако государственная власть субъектов федерации имеет ограниченный и в определенной степени подчиненный характер. Это находит выражение в закреплении на конституционном уровне исключительной компетенции Федерации, в принципе - верховенства федерального права.

Указанные факторы определяют особенности государственного управления на уровне субъектов федерации.

Во-первых, в регионах осуществляется двойное, но раздельное государственное управление. С одной стороны, на территории региона федеральные органы ведают общегосударственными вопросами на основе либо общего регулирования (издание федеральных законов, постановлений правительства и т. д.), либо путем управления на местах отделами, управлениями федеральных министерств, либо в соответствии с договорами о разграничении полномочий между федерацией и тем или иным субъектом РФ.

С другой стороны, субъект федерации осуществляет государственное управление по вопросам, отнесенным конституцией к его совместному ведению.

Во-вторых, государственное управление субъекта ограничено не только территориально, но и кругом полномочий. К собственным исключительным полномочиям субъекта относятся те, которые остаются за вычетом исключительных полномочий федерации и совместных полномочий федерации и субъекта. Это так называемые остаточные полномочия. В субъектах федерации могут существовать отделы и управления центральных министерств и ведомств. Они осуществляют исключительные полномочия федерации и совместные полномочия федерации и субъектов в сфере исполнительной власти.

В административно-территориальных единицах субъектов федерации (тех, которые являются муниципальными образованиями) действует местное самоуправление. Субъекты же принимают законы о местном самоуправлении (федерация устанавливает только общие принципы).

Местное самоуправление автономно. Многие вопросы в соответствии с конституцией и законами входят в его сферу. К тому же субъект может по своему желанию передать часть своих функций местному самоуправлению. Передавая определенные функции, субъект в соответствии с законом должен передавать материальные и финансовые средства, необходимые для выполнения этих функций, что иногда забывается в практике регионального управления.

Функции исполнительной власти осуществляет администрация субъекта. Это может быть единоличный губернатор, либо президент субъекта федерации. Губернатор или президент субъекта Федерации назначается Президентом РФ.

В субъектах федерации существует свое правительство. В тех случаях, когда его назначает губернатор, глава правительства действует под руководством губернатора, а правительство решает в основном вопросы оперативного управления.

Один из самых сложных вопросов управленческой деятельности субъекта федерации связан с соблюдением ее границ. Субъект обычно стремится расширить границы собственного управления, захватывает "куски" федеральных полномочий и вмешивается в сферу муниципального самоуправления. Это порождает проблему двух- и трехсторонней координации деятельности федерации, ее субъекта и муниципалитетов. Нередко она осложняется неясностями в осуществлении совместных полномочий. В конституциях они сформулированы в общем виде, а конкретно права и обязанности не разделены. С этой целью федерация и субъекты заключают между собой договоры о распределении совместных предметов ведения между органами государственной власти федерации и субъекта, иногда одни совместные полномочия передаются федерации, а другие - субъекту. Есть единичные аналогичные документы за подписями трех участников: федерации, субъекта и другого субъекта (автономного округа), который расположен на территории другого, более крупного субъекта (например, Тюменская область). Двусторонние договоры о распределении полномочий и ответственности заключают также Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов федерации. В условиях федеративного государства и самостоятельности местного самоуправления, с учетом масштабов территории страны для решения указанных задач приоритетным направлением региональной политики должны стать разработка и внедрение системы мер, обеспечивающих мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти к наращиванию собственного экономического потенциала соответствующих территорий. Предоставляемая за счет вышестоящих бюджетов финансовая и иная материальная поддержка регионам и муниципальным образованиям как инструмент региональной политики должна предусматривать ее предоставление на условиях, стимулирующих экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Одновременно важной задачей является сохранение условий для динамичного развития лидирующих, с точки зрения экономического развития, территорий.

В Российской Федерации, в основном, создана нормативно-правовая база для осуществления региональной политики. Полномочия между различными уровнями власти в целом разграничены, упорядочено бюджетное устройство и сформированы принципы межбюджетных отношений, закреплены правовые основы осуществления территориального планирования, определены организационно-правовые условия для развития местного самоуправления, сформированы механизмы стимулирования эффективной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако остается не решенным ряд проблем реализации региональной политики.

Процесс разграничения полномочий между различными уровнями власти в соответствии с законодательно установленными принципами нуждается в оптимизации, организация эффективного исполнения полномочий обеспечивается не в полной мере; процесс осуществляется недостаточно динамично и не всегда последовательно.

Недостаточно эффективна координация деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на комплексное социально-экономическое развитие регионов, создание благоприятных инвестиционных условий.

Важнейшим инструментом влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является размещение и развитие на их территориях федеральной производственной, социальной, транспортной и таможенно-логистический инфраструктуры.

Нестабильность доходной части региональных и местных бюджетов усиливается в связи со слабой урегулированностью трансфертного ценообразования в вертикально интегрированных компаниях, а также с повышенной зависимостью от налога на прибыль организаций.

Отсутствуют механизмы ответственности региональных и местных органов власти за эффективное использование средств финансовой помощи территориям - получателям трансфертов. Недостаточна мотивация органов власти регионов и муниципалитетов к сокращению финансовой помощи и развитию собственного налогового потенциала.

Законодательно не установлен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, основанный на едином методологическом подходе, учитывающем объективные потребности той или иной территории в дополнительном финансировании, уровень бюджетной обеспеченности и способность территории самостоятельно за счет собственных доходов обеспечить финансирование расходных обязательств.

Достижение базовой цели, решение задач и проблем региональной политики осуществляется путем разграничения полномочий и организации взаимодействия органов государственной власти органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, стратегического планирования, территориального планирования, налогово - бюджетного регулирования, реализации федеральных целевых программы, финансирования инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, создания особых экономических зон и использования других инструментов и механизмов региональной политики.

2 Проблема двойного управления регионом

Многообразие региональных экономических систем формирует основу механизма выявления и распространения позитивного опыта управления национальным хозяйством. По существу, здесь можно говорить о механизме экономической самоорганизации государства. Усложнение управления формирует новые возможности для развития. Таким образом, данное понимание позволяет определить неоднозначность проблемы разделения власти, то есть взаимозависимость правил формирования двух уровней правовой среды развития региона. С определенными допущениями можно говорить о том, что социальные приоритеты управления генерируются на федеральном уровне власти, а экономические на региональном. Как следствие, оценка степени самостоятельности региона невозможна на базе исключительно социальных или исключительно экономических приоритетов, но только на базе их согласования.

Рассмотрим проблему роли регионального уровня власти в развитии субъекта государства. Федеральная форма государственного управления России закреплена Конституцией 1993 года. Однако, функциональный механизм российского федерализма еще нельзя назвать сформировавшимся. Продолжаются процессы перераспределения властных функций и прав. Ярким примером этому является сосуществование двух противоречивых тенденций. С одной стороны происходит усиление федеральных функций регулирования, например, вводится институт федеральных представителей в регионах. С другой стороны продолжается процесс регионализации, то есть усиление хозяйственной и политической силы региональных властей. Законодательного закрепления уникальной функциональной роли региональной власти в развитии национальной системы пока нет. С формальной точки зрения регион продолжает оставаться в значительной степени проводником федеральной политики на места, чем базовым элементом развития национальной экономики. Это несомненно правильно, поскольку задача обеспечения государственной целостности превыше всего. Тем не менее, комплекс накопившихся проблем национального развития не может быть решен без механизмов экономической самоорганизации государства, заложенных в региональном уровне управления. Самоорганизации, как процесса формирования и накопления позитивного опыта.

Переходя к особенностям современной практики управления развитием российских регионов отметим, что, несмотря на формальную неопределенность активной экономической роли регионального управления в развитии национальной системы на практике эта роль очень заметна. Из жизни мы хорошо знаем, что именно региональная власть является "царем и богом" для хозяйствующих субъектов, формирующих национальное богатство. Именно региональная власть по факту сегодня обеспечивает ту или иную степень благоприятности подведомственной территории для ведения той или иной экономической деятельности.

Децентрализация функций государственного управления развитием национального хозяйства привела к появлению 89 уникальных региональных хозяйственных систем. Право регионального института власти формировать собственные законы хозяйствования определило действительное многообразие региональной управленческой практики. На ее базе сегодня формируется новое для России понимание региона как субъекта хозяйственной деятельности, наделенного не только государственными правами и обязанностями, но и правом самостоятельного определения правил управления имеющимися у него ресурсами. Данное обстоятельство можно наблюдать на примере существования экономически развитых регионов. Можно выделить как минимум десяток регионов-лидеров, в несколько раз более сильных, чем остальные. Состав этой группы зависит от выбора критерия оценки уровня экономического развития. При этом, успех в процессе формирования регионального продукта не всегда сопровождается успехом в процессе его распределения его результатов.

В продолжающемся усилении асимметрий экономического развития российских регионов можно увидеть не только негативные процессы. Помимо простого перераспределения национального богатства между регионами, наблюдается существование успешного опыта управления внутренними ресурсами регионального развития.

Таким образом мы можем говорить о том, что проблема двойного управления регионом действительно существует и ее решение связано со следующими аспектами (Рис 3):

а) Осознанием того, что в разделении власти есть определенный экономический смысл, оправдывающий усложнение системы управления.

б) Признанием того, что российская национальная политика в отношении регионов не имеет пока официального закрепления принципов реализации их активной экономической роли.

в) Выявлением в российской практике успешного опыта управления региональным хозяйством, который может быть распространен.

3 Основные проблемы регионального управления на современном этапе

Установленное Конституцией Российской Федерации федеративное устройство государства требует создания новых механизмов обеспечения в стране единого экономического пространства и его взаимоувязанных территориальных компонентов. Повышение уровня самостоятельности регионов требует совершенствования правовых и экономических взаимоотношений с федеральным центром.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

·расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сферах совместного ведения;

·обеспечение действия принципа равноправия субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти с учетом специфики каждого из них путем соблюдения прав и интересов субъектов Российской Федерации в ходе подготовки и принятия правовых актов федеральных органов государственной власти;

·обеспечение правовых, экономических, социальных и организационных основ федерализма в Российской Федерации, укрепление единого экономического пространства;

·обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантированных Конституцией Российской Федерации социальных прав граждан, установленных независимо от экономических возможностей регионов;

·предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

·максимальное использование природно-климатического потенциала регионов; становление местного самоуправления.

Сохранение и укрепление единства экономического и правового пространства Российского государства должно обеспечиваться путем совершенствования федеративных отношений, организации стратегического и оперативного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, системы федеральных законов, законодательства субъектов Российской Федерации через заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации (в том числе в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия).

В связи с этим усилия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть сконцентрированы на решении следующих задач:

содействие развитию экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, в том числе малого предпринимательства, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры:

сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения; достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов. повышение его жизнеспособности в рыночных условиях:

оказание государственной поддержки районам экологического и стихийного бедствий, регионам с высоким уровнем безработицы. демографическими и миграционными проблемами:

разработка и реализация научно обоснованных мероприятий для регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера. Дальний Восток, приграничные регионы и другие).

Выход из социально-экономического кризиса, сохранение и укрепление территориальной целостности страны и федеративных основ российского государства предполагают формирование и осуществление со стороны федерального центра активной экономической политики по отношению к регионам с различным уровнем социально-экономического развития. Эта политика должна быть результатом обсуждения и согласования со всеми субъектами Федерации стратегических и даже тактических направлений оказания помощи и поддержки и "сильным", и "проблемным" регионам. Она должна быть реальной, исключать декларации о "выравнивании регионов", возможность принятия односторонних решений о повышении благосостояния населения в одних регионах за счет других. К проблемным регионам можно отнести отстающие в развитии регионы, а также регионы, имеющие в своем составе кризисные. депрессивные, приграничные территории и районы Крайнего Севера. Для отстающих регионов характерны слабость собственной экономической базы, низкие душевые доходы населения, неразвитый производственный и финансовый потенциал. Кризисные и депрессивные территории, имевшие такой потенциал ранее, оказались в тяжелом социально-экономическом положении в силу происходивших в последние годы процессов. Для проблемных регионов активная экономическая политика государства должна включать в себя участие Центра в программах по структурной перестройке экономики регионов, испытывающих трудности, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами, разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения и т.д. Для "сильных" регионов такая политика должна означать поддержку Центром всех хозяйственных начинаний, выводящих экономику регионов и страны в целом на качественно новый уровень, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы и т.д.

Особое место в региональной экономической политике государства должна занимать поддержка и оказание помощи регионам с особо сложными природно-географическими условиями, регионам, имеющим зоны экологических и стихийных катастроф, субъектам Федерации, оказавшимся в "ранге" приграничных территорий. Государственная поддержка приграничных территорий должна быть направлена на формирование производственных и социальных инфраструктур, привлечение населения на эти территории. Предстоит принять меры по компенсации затрат на осуществление приграничными территориями федеральных функций. Все эти направления проведения активной экономической политики должны получить правовое оформление, не зависящее от сиюминутных интересов и проблем, исключающее предоставление льгот и иных послаблений эксклюзивного характера, противоречащих принципам и нормам, заложенным в Конституции Российского государства. Для этого необходимо в ближайшие два года четко разграничить компетенцию и ответственность между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления по принятию управленческих решений прежде всего в области использования природных ресурсов, собственности. внешнеэкономической деятельности и межбюджетных отношений. Вопросы природопользования необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения практической реализации конституционного принципа совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. До настоящего времени эти вопросы рассматривались и на уровне Федерации. и на уровне ее субъектов главным образом с точки зрения разграничения и реализации прав на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами. Требуется превратить платежи за право использования природных ресурсов, являющихся достоянием всей страны, всех субъектов Федерации, в один из основных источников финансирования федерального фонда финансовой поддержки регионов. Необходимо коренным образом изменить ситуацию в управлении государственной собственностью со стороны Федерации и ее субъектов. Для этого должно быть завершено создание соответствующих реестров и осуществляться их систематическое ведение.

Ключевым вопросом является и создание механизмов управления пакетами акций, принадлежащих государству, четкое и обоснованное разграничение ответственности и доходов по ним, организация и осуществление соответствующего контроля по каждому из них за Федерацией и ее субъектами. Требует пересмотра сложившееся с выходом Закона об основах местного самоуправления неопределенное положение с управлением. финансированием и ответственностью за состоянием объектов социальной сферы на местах. Необходимо привести внешнеэкономическую деятельность субъектов Федерации с конституционными нормами и действующим законодательством. При этом исходной предпосылкой решения соответствующих вопросов должен стать тот факт. что субъекты Федерации не являются субъектами международного права. Нуждаются в законодательном оформлении особенности внешнеэкономической деятельности в приграничных регионах.

Центральное место в решении проблемы управления социально-экономическим развитием страны занимают вопросы укрепления финансовой самостоятельности и самодостаточности регионов на основе принципов бюджетного федерализма, которые предполагают:

усиление роли территориальных бюджетов в системе государственных финансов страны; наделение каждого уровня власти для реализации полномочий необходимыми финансовыми ресурсами;

обеспечение единства финансово-бюджетной и налоговой системы Российской Федерации при заключении соглашений по взаимоотношениям федеральных органов власти с субъектами Российской Федерации;

установление механизма регулирования территориальных бюджетов, перераспределяющего виды доходов между звеньями бюджетной системы таким образом, чтобы закрепленные доходы в каждом территориальном бюджете были преобладающими. При этом нормативы закрепленных доходов должны быть долговременными (утверждаться на 3-5 лет);

оказание финансовой помощи отдельным регионам путем трансфертных передач в целях обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения на всей территории страны. При этом следует шире использовать возможности территориальной системы федерального казначейства для ускорения платежей, исключения встречных финансовых потоков и организации действенного контроля за целевым использованием средств.

Основной проблемой территориальных бюджетов на сегодня является жизнеобеспечение социальной инфраструктуры. На это уходит значительная часть их ресурсов (только расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составляют в среднем по России более 25 % всех расходов территориальных бюджетов). Попытки шире привлечь для этой цели средства федерального бюджета, которые сегодня предпринимают практически все регионы, обречены на неудачу. Нужно искать иные подходы. Переход от дотирования затрат на жилищно-коммунальные услуги и транспорт в интересах всего населения к предоставлению денежной компенсации на эти расходы отдельным, "малодоходным" группам населения позволит уменьшить суммарный размер дотаций до 8-10% и от объема ныне существующих затрат. Тем самым будет существенно снижена нагрузка на расходную часть территориальных бюджетов всех регионов. Высвободившиеся средства будут направлены на подъем и структурную перестройку экономики регионов. Это создаст предпосылки для увеличения в них доходов бюджетов и направления их на повышение жизненного уровня населения.

Совершенствования требует и практика расходов федерального бюджета по линии отраслевых министерств и ведомств. В первую очередь необходима координация таких расходов, определение их приоритетных направлений и взаимоувязка федеральных программ между собой и с расходами региональных бюджетов. Только в этом случае можно достигнуть оптимального соотношения между самостоятельностью регионов и координацией их действий для решения общефедеральных задач.

Заключение

Рассмотрев и проанализировав материал, касающийся управления регионами в России, а проблема занимает важное место в сфере государственного управления, можно сделать определенные выводы. Региональная политика является основной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны. Было бы сложно управлять такой огромной страной без введения региональной политики, так как - что для одного российского региона хорошо, то может быть неприемлемо для другого. Именно поэтому, следует четко и ясно представлять для какого региона хороши одни типы инструментов региональной политики, а для какого другие, то есть применять инструменты следует только точно зная проблемы того или иного региона. Разработке качественных и эффективных инструментов региональной политики уделено достаточное внимание со стороны глав государства, правительств, органов местного самоуправления. Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но, конечно, не всегда удается подобрать точные инструменты для коррекции различного рода несовершенств того или иного региона Российской Федерации. Это объясняется, с одной стороны, незавершенностью процесса формирования самой региональной политики, с другой - нестабильностью законодательства по региональной политике.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации офиц. текст // - М. Приор 2012. 34 с

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" официальный текст// Собрание законодательства РФ 1999, N 42, ст. 5005,

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» официальный текст // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 31.05.1993, N 22, ст. 2032

Чиркин В.Е Государственное и муниципальное управление: учебник / Чиркин В.Е М.: Юристъ, 2009. - 320 с.

Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие./ Рой О.М - СПб.: Питер, 2010. - 301 с.

Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление./ Уткин Э.А., Денисов А.Ф - М.: Экмос, 2002. - 320 с.

Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления: Учебник./ Шамхалов Ф.И. - М.: Экономика, 2009. - 518 с.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций./ Атаманчук Г.В. - М.: Юридическая литература, 2009. - 400 с.

Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник./ Глазунова Н.И. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 551 с

А. Н Маркова Государственное управление в России: Учебник / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 333 с.

А.В.Пикулькин «Система государственного управления»/ А.В.Пикулькин - М.: Юнити-Дана, 2011. - 571 с.

А.А. Стрельнов «Восстановление властной вертикали - фактор экономического роста» / А.А. Стрельнов //Проблемы теории и практики управления № 4, 2009.- 24 с.

М.Делягин «Государственное управление: проблемы и перспективы» / М.Делягин - Проблемы теории и практики управления № 6, 2009.-32с.

П.Минакир Трансформация региональной экономической политики / П.Минакир - Проблемы теории и практики управления № 2, 2010.- 18 с.

15.

Современное демократическое общество не может развиваться без комплексного функционирования общественно-политических институтов, одним из которых является региональное управление. Это своего рода проводник, механизм обеспечения потребностей населения, который функционирует с учетом специфики экономико-социальных показателей конкретного субъекта РФ.

Управление на местах

Для нормальной жизнедеятельности отдельной территории огромное значение имеет слаженность системы управления. Каждый субъект Российской Федерации наделен необходимыми полномочиями в различных сферах общественной жизни - экономико-правовой, финансовой, социальной. Все вопросы, связанные с жизнеобеспечением проживающих на территории субъекта РФ граждан, решаются муниципальными властями. Управленческое звено несет ответственность перед населением и центральными органами власти за благополучие области, края, республики.

Региональное управление - это не только представители государственной власти на местах, но и система местного самоуправления. Речь идет о самоорганизации граждан, принимающих участие в решении проблем населения. Местное самоуправление - это тесно связанная с государственными органами структура, которой делегированы отдельные полномочия для выполнения повседневных задач.

Что такое регион?

Четкого и однозначного определения данного термина не встретить ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Зачастую понятие «регион» отождествляется с «районом». Принципиальная разница между двумя этими терминами отсутствует, но в нормативно-правовых актах и юридической литературе чаще встречается понятие «регион». О нем упоминают часто географы, представители экономической и градостроительной сферы.

Данный термин предполагает наличие одновременно нескольких критериев:

  • географического (расположение территории, площадь, численность проживающего населения);
  • индустриального (преобладающие виды деятельности, производства);
  • стадии урбанизации (характер застройки жилого сектора, наличие промышленных объектов, развитость инфраструктуры);
  • социологические (коммуникативные особенности, поведение лиц, проживающих на конкретной территории).

Из-за наличия нескольких параметров передать значение термина «регион» одним определением невозможно. Регион - это комплексная сложная структура, которая должна рассматриваться как компонент территориальной организации народного хозяйства, системы расселения, социальной политики общества.

С географической точки зрения, регионом является участок территории в административных границах одного государства, которая характеризуется наличием действующей системы органов регионального управления.

Муниципальный менеджмент

В широком смысле региональное управление - это административная политика каждого субъекта РФ. Под этим определением скрывается возможность регулирования поведения управляемых объектов государственной и негосударственной формы собственности, коммерческих организаций, должностных лиц путем использования различных экономических, административных, правовых и идеологических инструментов.

Система регионального управления достигает своих целей, применяя методы стимулирования, запрета, принуждения, поощрения. Первостепенной задачей муниципального менеджмента является создание современных условий, безопасности, жизнеобеспечения, целостности и упорядоченности экономико-социальной системы. Их выполнение должно быть согласовано на всех уровнях регионального управления, а также соотноситься с общечеловеческими ценностями, способствовать улучшению качества жизни, гарантировать защиту прав и интересов граждан. Успешное управление субъектом РФ предполагает обеспечение демократии, социальной справедливости и достижений производственно-технического прогресса.

Как показывает практика, стабильность в работе системы регионального менеджмента - это важное, но не первостепенное и не единственное условие. В первую очередь важно адаптировать управленческий механизм к любым модификациям системы, динамике развития региона и потребностям населения. Кроме того, эффективная модель муниципального управления требует создания качественной материальной базы и кадровых ресурсов.

Задачи, которые стоят перед муниципальной властью

Говоря о системе регионального управления, чаще имеют в виду форму менеджмента, которая является совокупностью принципов, методов и средств воздействия на хозяйственную деятельность субъекта РФ. В условиях современной отечественной практики муниципальный менеджмент - это социально-экономические процессы развития рыночных отношений. Порядок перехода от планово-распорядительной модели руководства к региональному менеджменту должен состоять из нескольких элементов:

  • решение социальных проблем и обеспечение условий для достойного уровня жизни населения - это должно стать главным ориентиром в деятельности муниципальных властей;
  • отношение к жизни человека как наивысшей социальной ценности;
  • формирование организационно-экономического пространства для самореализации и достижения хозяйствующими субъектами запланированных производственных целей;
  • расширение инвестиционной политики области, края, республики;
  • повышение спроса и предложений на рынке посредством изучения внутренних и межрегиональных потребительских запросов;
  • усовершенствование местного маркетинга с целью реализации проектов региона стратегического значения;
  • мониторинг статистической информационной базы для регулярного анализа социально-экономических, политических, экологических показателей на территории субъекта;
  • объективная оценка конечных результатов и проделанной работы, в зависимости от уровня экономических показателей региона (бюджетное финансирование, безработица населения, рациональность перераспределения доходов, экологические критерии, демографическая ситуация и пр.).

Управление в регионах как научная дисциплина

Региональное и территориальное управление также может рассматриваться как учебная дисциплина или научная отрасль. Теоретические аспекты социально-экономических процессов субъекта РФ лежат в основе муниципального менеджмента как системы научных знаний, устанавливающей принципы, методы, механизмы и инструменты управленческого процесса.

Пока научный базис регионального государственного управления не сформирован до конца. Внедрение модели муниципального менеджмента зарубежных стран является нецелесообразным, поскольку не соответствует специфике административно-территориальной организации России с ее многообразием природно-климатических зон, национальностей, исторических особенностей, вероисповедания населения и т. д. В то же время перспектива использования опыта ведущих европейских держав может послужить образцом при проведении анализа собственной управленческой практики на местах. Кроме того, более эффективным решением может стать включение в систему регионального управления РФ отдельных элементов зарубежной практики.

Муниципальный менеджмент регламентируется ФЗ и нормативно-правовыми актами вышестоящих исполнительных органов. Управление должно осуществляться с учетом развития рыночной системы экономики и гибким регулированием социальных процессов в регионе. Именно поэтому региональный менеджмент как научное направление используется для поиска и разработки соответствующих механизмов, методов и средств, способных обеспечить достижение запланированных показателей развития субъекта РФ.

Цели управленцев

Региональное управление - это сложная иерархическая система, которая зависит от рыночных принципов хозяйственного регулирования в области, республике, крае. При переходе к модели торговых отношений вертикальные (субординационные) связи стремительно разрушаются, уступая место модели горизонтальных (координационных) и межрегиональных связей.

Следствием распространения рыночных отношений в аппарате регионального управления субъектов РФ меняются функциональные связи, что впоследствии приводит к дисфункции органов, сокращению численности штата, изменению организационной и иерархической структур. При этом значение опосредованных методов взаимодействия с вышестоящими субъектами и объектами усложняется их хозяйственными связями и имущественными отношениями. Все это является объективной основой для формирования и развития муниципального менеджмента, который, помимо задач планово-директивной системы, ставит перед собой следующие цели:

  • расширение условий для улучшения демографических показателей региона, повышения уровня и качества жизни;
  • социально-экономическая модернизация, анализ, программирование и прогнозирование развития хозяйства на любых уровнях регионального управления;
  • перераспределение финансовых средств, создание условий для укрепления экономической базы субъекта РФ и его муниципальных образований;
  • проведение новой экологической политики в регионе, предполагающей защиту окружающей среды;
  • реализация инвестиционных и научно-технических проектов;
  • усовершенствование модели рыночной инфраструктуры.

Классификация объектов местной власти

Существует целая классификация данной категории. Объекты менеджмента делятся по таким признакам:

  • по форме собственности и принадлежности объекта регионального управления: федеральная собственность, имущество муниципалитета и субъекта РФ;
  • по характеру продукции, производимой субъектом хозяйствования и конечному потребителю: сбыт произведенных товаров осуществляется внутри региона, продукция производится специально для экспорта или предполагается ее межрегиональное потребление;
  • по степени влияния субъекта хозяйствования (политические, экономико-правовые, социальные, культурные, экологические процессы);
  • по возможности применения условий для жизнедеятельности населения и удовлетворения потребностей населения вне производственной сферы (объекты здравоохранения, образования, культуре, социальной защиты и пр.).

Если проанализировать приведенную классификацию объектов муниципального менеджмента, можно сделать вывод о том, что в данную категорию можно включить все предприятия региона, ведущие хозяйственную деятельность. При этом с точки зрения федерального законодательства, актами которого в своей деятельности руководствуются органы регионального управления, непосредственными объектами управления считаются различные организации, предприятия, инфраструктурные звенья, являющиеся собственностью субъектов РФ. Они предназначены для воспроизведения условий жизнедеятельности населения региона вне производственной сферы. На указанные объекты муниципальный менеджмент воздействует прямо, а на субъекты хозяйствования - опосредовано.

Современная модель муниципального менеджмента

В каждом регионе есть свой законодательный орган - местный парламент, который издает нормативно-правовые акты, распространяющие свое действие на всей территории субъекта РФ. Законы о региональном государственном управлении позволяют управленцам на местах принимать собственные конституции, избирать президентов. В то же время федеральная власть в регионах ограничена, поскольку носит подчиненный характер в системе централизованной исполнительной власти, что закреплено на конституционном уровне.

Во всех субъектах РФ действует система двойного регионального управления. Главными в этой структуре являются федеральные органы. На территории региона государственные структуры занимаются общегосударственными вопросами, принимают нормативно-правовые акты, действие которых распространяется на территории указанного субъекта РФ, управляют подведомственными органами. Таким образом, федеральные органы осуществляют управление на местах по вопросам, отнесенным Конституцией к их компетенции.

У муниципального менеджмента есть ряд полномочий, которые позволяют ему создавать отдельные ведомства, службы, организации. При этом государственные органы ограничены не только строго установленной компетенцией, но и конкретной территорией.

О местном самоуправлении

В каждом административно-территориальном округе свою работу ведут органы местного самоуправления, которые руководствуются соответствующими законами о самоорганизации населения. Причем в каждом регионе действуют свои нормативно-правовые акты. На федеральном уровне устанавливаются только общие принципы.

Местное самоуправление отчасти можно назвать автономным механизмом регионального управления. Жилищные, экономические и социальные вопросы, проблемы здравоохранения и образования входят в сферу полномочий местного самоуправления. Кроме того, государственные власти субъекта РФ имеет право по своему желанию поручить выполнение отдельных функций самоорганизации населения. Однако делегируя отдельные полномочия, федеральные власти обязаны гарантировать финансирование, необходимое для реализация поставленных задач.

Что касается исполнительной власти в регионах, то ее не выбирает местное самоуправление. Губернатора области, края, республики назначает Президент РФ. В российских регионах местные власти избирают свое правительство. Губернатор, поставленный президентом РФ, самостоятельно назначает главу правительства, которое решает основные социально-экономические вопросы.

Подведомственные региональные органы

В каждой нише регионального управления свое место занимают органы, которые не относятся к структуре местных администраций и правительств, не подчиняются губернатору и выбранному им правительству, но взаимодействуют с органами представительной власти для осуществления своей деятельности. Эти структуры реализуют федеральные функции управления на территории субъектов РФ в рамках компетенции, возложенной на них Конституцией РФ для обеспечения общегосударственных и национальных интересов. К ним относятся региональные управления таможенной службы (ФТС), налоговой службы (ФНС), правоохранительные органы, подразделения МЧС, антимонопольной службы (ФАС), Роспотребнадзора и других органов, занятых в сфере:

Причем каждый государственный орган в регионе - это целая система со своим субординационным устройством. Например, высшие позиции в структуре регионального управления образования занимает Министерство образования и науки РФ, а подчиняются ему областные, краевые, республиканские департаменты. Тем, в свою очередь, подведомственны городские управления образования в городских округах, районные комитеты и т. д. Также эти бюджетные организации занимаются проведением молодежной политики государства в субъектах РФ.

Отдельного внимания заслуживает вопрос регионального управления отходами. Сегодня в России на всех уровнях государственного управления отсутствует единая концепция по решению вопросов, связанных с переработкой мусора. Главной причиной отсутствия координации в данном вопросе является несовершенство законодательной базы. Кроме того, управление отходами на уровне субъектов РФ сопряжено с уровнем экономической активности региона, изменением демографической ситуации, уровнем жизни населения, общей структурой производства и потребления.

Разделение полномочий

Одним из самых сложных вопросов, с которым приходится сталкиваться в управленческой деятельности, связан с соблюдением границ компетенции федеральных региональных управленцев и местного самоуправления. В большинстве регионов муниципалитеты стремятся к расширению полномочий и захвату федеральной компетенции. Нередко и государственные административные органы вмешиваются в сферу самоорганизации населения.

Разногласия в разделении управленческих полномочий служат причиной сложностей в координации деятельности как муниципалитетов, так и региональных администраций. Нередко проблему усугубляет отсутствие четких инструкций в процессе осуществления совместных полномочий. В конституциях субъектов они обычно представлены общими формулировками, без конкретного разделения прав и обязанностей. С данной целью федеральные органы и субъекты местного самоуправления заключают договоры о разделении сфер деятельности. В результате таких соглашений одни полномочия передаются федерации, а другие - муниципалитету. В подписании договора могут принимать участие две стороны (региональная администрация и местное самоуправление). Иногда третьим участником соглашения выступает другой субъект РФ, территориально расположенный в границах конкретного региона (например, Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Двусторонние соглашения о распределении компетенции заключаются между Правительством РФ и органами исполнительной власти регионов. В рамках административно-федеративного устройства и автономности местного самоуправления приоритетными направлениями должны стать разработки по внедрению системы мер, которые обеспечили бы мотивацию управленческих органов на всех уровнях регионального управления России. В данном вопросе важно учитывать также площадь области и темпы наращивания экономического потенциала.

Финансовая помощь, предоставляемая из федеральных бюджетов, должна стать инструментом политики субъектов. Цель такой помощи - стимулирование экономического развития неблагополучных районов, но вместе с тем важно обеспечить динамику развития более успешных по всем показателям регионов в темпах, не ниже прежних.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Закономерности размещения производительных сил как наиболее общие отношения между производительными силами и территорией. Принципы и критерии оценки эффективности и рациональности размещения производственных сил, основные факторы данного процесса.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2013

    Определенные закономерности в размещении производительных сил. Взаимодействие законов общественного развития на определенном историческом этапе. Пространственное распределение производства в период экономического развития страны.

    реферат , добавлен 29.11.2006

    Основные принципы и критерии размещения производственных объектов: близость к потребителю, деловой климат, общие издержки. Методы и закономерности размещения промышленных предприятий, факторы влияния на данный процесс. Размещение объектов сервиса.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2013

    Сущность, функции государственного бюджета и факторы, влияющие на его содержание. Историческое развитие бюджетной системы в Республике Беларусь и особенности ее функционирования в переходном периоде. Методы экономического регулирования рыночных отношений.

    реферат , добавлен 16.05.2009

    Научно-теоретические основы ценообразования, его основные функции и принципы, налоговые и другие факторы влияния на данный процесс. Система и структура цен, закономерности их формирования. Особенности ценообразования на фондовых биржах, трансфертного.

    учебное пособие , добавлен 23.12.2010

    Принципы размещения отраслей промышленности и факторы, влияющие на данный процесс. Модели размещения отраслей промышленности: Тинбергена, Шеффера, Вебера, обоснование практической эффективности в переходной экономике современной Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2013

    В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребление основных видов продукции. Экономико-математическое моделирование. Метод системного анализа. Закономерности, принципы и факторы развития и размещения производства.


    Рынок - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности.

    Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существует два типа хозяйственных связей: 1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей и 2) товарные связи, осуществляемые посредством рынка – характерно - взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентнаявозмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Эти связи могут быть только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствует о деформации рыночных связей. По форме они скорее приближаются к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождаются формальными актами купли-продажи.

    Признаки рынка и его критерии :

    Наличие свободного выбора партнеров по хозяйственным связям через рыночные отношения;

    Возможность экономических связей между субъектами хозяйствования, между потребителями и производителями;

    Наличие экономической состязательности и конкуренции между производителями;

    Установление соотношения спроса и предложения и налаживания производства с ориентацией на конъюнктуру рынка;

    Налаживание хоз. связей на основе равнозначного обмена деят-ью выступающих эк. субъектов.

    Управление в условиях рынка, рыночной экономикиозначает:

    Все силы на ту продукцию, кот пользуется спросом и принесет большую прибыль

    Повышению эффективности произв-ва, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

    Хозсамост-сть => свобода принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

    Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

    Выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

    Усовершенствование ИТ технологий для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

    Государственное регулирование экономики - форма участия гос-ва в экономике - воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования

    Прямое экрег-ние - непосредственное вмешательство государства в экономику, установление цен, объемов производства, видов производимой продукции. Безвозвратное адресное финансирование секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий – субвенции, субсидии, - дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Льготные кредиты и налоговые льготы.

    Косвенные формы экрег – рег-ниеV $ массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин.

    Рыночное самоуправление - социальная стратификация субъектов рын хоз-ва на собственников, предпринимателей, менеджеров, наемных работников, составляющих трудовые коллективы, выделение самоупр-ия собственника, предприн-ля, профессионального управления менеджера и членов тр кол.

    Самоуправление собственника - функции владения, пользования, распоряжения.

    Собственник - лицо, имеющее право на владение, пользование, распоряжениеимуществоморг-ии.

    Самоуправление предпринимателя . Предприниматель - лицо, имеющее право на осуществление самостоятельных действий в целях получения прибыли.

    Предпринимательство является основным фактором формирования конкурентной среды и развития рын. эк-ки, одновременно способствуя повышению занятости населения и улучшению соц обстановки.

    В условиях эк кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного эк роста.

    Проф. Самоупр-ие менеджера - проявляется на нижнем орг. уровне и имеет назначения:

    Составление и реализация бизнес-планов и проектов;

    Пассивный надзор

    Активное целевое регулирование