Кто должен платить за консьержа. Консьержи теперь – ваша проблема

ОБ ОПЛАТЕ УСЛУГ КОНСЬЕРЖА

От редакции . Неоднократно читатели онлайн-газеты задавали вопрос об оплате услуг консьержа в Москве, но как-то не удавалось сделать конкретный материал на эту тему. Помог случай. В редакции районных газет столицы поступила информация, вероятно, «спущенная свыше» -на эту тему. Читайте. Вроде бы всё конкретно, по делу, но тем не менее некоторые вопросы остаются.

Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение, в соответствии с которым организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, будет самостоятельно охранять подъезды посредством консьержей за счёт собственных сил, либо с привлечением подрядных организаций (статья 45 ЖК РФ). Оплата консьержа в данном случае производится за счёт собственных средств жителей и не компенсируются из бюджета города. Порядок, способы и размер платы определяются собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании. В свою очередь, Правительство Москвы продолжает реализацию программы по приведению в порядок подъездов жилых домов, в том числе путём финансирования за счёт средств бюджета охраны подъездов с помощью консьержей. Такая помощь предоставляется городом по инициативе жителей дома при условии наличия в нём оборудованных за счёт средств городского бюджета специальных помещений и при отсутствии систем видеонаблюдения. При этом оплата из бюджета идёт только на одного дежурного по подъезду при односменном пятидневном режиме работы, несмотря на то, что подъезд должен охраняться в круглосуточном режиме несколькими дежурными.

В соответствии с пунктом 3.1 15 постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП, функция по охране подъездов посредством консьержей, возложенная на ГУ ИС районов, осуществляется ими по государственному заказу на конкурсной основе. Но итогам конкурса ГУ ИС района будет заключён государственный контракт, в соответствии с которым непосредственное оказание услуг по охране подъездов жилых домов дежурными по подъезду (консьержами) будет осуществляться организацией, выигравшей конкурс, согласно адресному списку, являющемуся неотъемлемой частью такого контракта. ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные управляющие организации должны быть включены в адресный список на основании их заявлений о круглосуточной охране всех подъездов многоквартирного дома за счёт бюджетного финансирования.

Постановлением Правительства Москвы от 3 февраля 2009 г. № 72-ПП «Об утверждении расходов на содержание дежурного по подъезду» предусмотрено финансирование содержания дежурного по подъезду, исходя из 18 763 рублей (с учётом НДС) на подъезд в месяц. В расчёте предельного норматива на содержание дежурного по подъезду учтены: фонд заработной платы с начислениями на социальное страхование, с учётом подмены на период отпуска и болезни - 11 692, 43 руб. (заработная плата с учётом походного налога); накладные расходы в размере 40 % (от ред. - хороший аппетит!) от основной зарплаты, в том числе административно-управленческие расходы и оплата коммунальных услуг; плановые накопления в размере 3,26% от себестоимости; налог на добавленную стоимость - 18%. Таким образом, дежурный по подъезду, содержание которого финансируется из бюджетных средств, должен числиться в организации, выигравшей конкурс на предоставление услуг по охране подъездов жилых домов методом консьержей. Размер оплаты труда консьержа, работающего в такой организации, определяется условиями трудового договора. Изменять названный порядок организации охраны подъездов жилых домов методом дежурных по подъезду в 2011 году не предполагается.

Каждый месяц я вместе с другими жильцами дома сдаю консьержке за ее труд по 550 рублей наличными под запись в тетрадочке.

Это немного раздражает. Во-первых, нужно доставать наличку, которой у меня обычно нет. Во-вторых, никто не дает официальные документы на принятую сумму: ни управляющая компания, ни консьержка.

Как обязать управляющую компанию включать плату консьержке в квитанцию за квартиру?

И еще вопрос. Раньше жильцы платили по 450 рублей. Но деньги сдавали не все, и плату подняли до 550, чтобы покрыть долги. Считаю это неправильным. Что делать? Куда бежать?

Решение о найме консьержки вправе принять только общее собрание жильцов под запись в протоколе собрания. Дальше его передают в управляющую компанию (УК ), она подписывает с консьержем договор и включает плату в квитанцию за квартиру.

Антон Дыбов

эксперт по налогообложению

Если протокола общего собрания нет, юридически консьержа тоже нет - платить вы не обязаны.

Общее собрание жильцов, УК и консьерж: кто кому что должен

Если в УК есть копия протокола общего собрания, но она предпочла нанять консьержку и собирать с жильцов деньги за ее услуги неофициально, то разбираться надо с УК . А до того не платить - имеете право.

Как разбираться? Напишите и отнесите в УК претензию со ссылками на законодательство. Предупредите, что если УК не переведет отношения с консьержкой и жильцами в официальную плоскость, вы обратитесь с жалобами в три инспекции: налоговую , трудовую и региональную жилищную. А заодно и в прокуратуру.

Так, если жилищная инспекция усмотрит в действиях УК нарушение правил управления многоквартирными домами, это штраф 150-250 тысяч рублей по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ. А трудовая инспекция за отсутствие договора с консьержкой оштрафует УК на 50-100 тысяч рублей по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Дешевле все сделать по закону.

Если УК пойдет вам навстречу, то вынесет на общее собрание жильцов сумму платы консьержке, а там как договоритесь. Окончательную сумму закрепите в протоколе собрания. Она будет действовать минимум год.

А если не по закону, а по жизни?

Поскольку официально оформлять консьержку хлопотно и долго, а тетрадочка - это просто и быстро, по неписаным правилам вроде ваших живут жильцы многих домов. В поле зрения государства консьержка не попадает, поскольку всех все устраивает.

Но если и попадет, то при устной договоренности жильцов о найме консьержки даже оштрафовать некого. Разве что ее саму за незаконное предпринимательство, но это уж совсем фантастика.

Если у вас как раз устная договоренность, возможно, есть смысл в таком же стиле уточнить и правила пересмотра платы. А также оговорить право жильца переводить деньги на карту консьержки либо карту ее доверенного лица.

Но мы вам этого не советовали.


Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: [email protected]. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Здравствуйте!

Что можно добавить из "прекрасного", чтобы УК окончательно "отвяла" с услугой?

И много ли юридических ошибок суда в тексте?

Не оспорим "Консьерж" - будут нам через год и "Главный Консьерж", и служба охраны консьержев.

А через 5 лет появиться и посыльный при штабе второй армии северного фронта консьержной службы первого подъезда.

Да и дураков много, страна - то большая.

Обоснованное ВОЗРАЖЕНИЕ на услугу «КОНСЬЕРЖ».

Перечень решений, принятие которых отнесено к компетенции общего собрания собственников, установлен п. 1-5 ч.2 ст.44 ЖК РФ.

Вместе с тем, п.. 5 ч.2 ст.44 ЖК РФ предусматривает отнесение к компетенции общего собрания собственников других вопросов в случаях, если принятие решений по ним прямо предусмотрено нормами ЖК РФ.

Установленный ЖК РФ перечень решений, относимых к компетенции общего собрания собственников, является закрытым, т.е. не подлежащим расширительному толкованию в зависимости от желаний или потребностей отдельных собственников или их объединений. Разграничение разнообразных сталкивающихся между собой человеческих интересов является основной задачей права.

Эта задача и реализована в ЖК РФ, который содержит порядок согласования интересов участников общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, соответствующий специфике жилищных отношений.

Учет интересов большинства собственников и, соответственно, игнорирование воли собственников, составляющих меньшинство, возможны только в рамках норм ЖК РФ. Обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме является только такое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которое принято в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания (ч. 5 ст.46 ЖК РФ).

В соответствии с ч.7 ст. 156 ЖК РФ решение вопроса об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме осуществляется на общем собрании собственников помещений в случае, если в таком доме не создано товарищество собственников жилья.

Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы в соответствии с п. 16 ст. 12 ЖК РФ отнесено исключительно к полномочиям органов государственной власти РФ, т.е. общее собрание собственников помещений многоквартирного дома такими полномочиями по ЖК РФ не наделено.

Разделом VII ЖК РФ «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги» (ст. 153-158) определены обязанности собственников по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, структура и размер такой платы.

Обязанность собственников своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение установлена ч.1 и п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги (ч.2 ст. 154 ЖК РФ).

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч.1 ст. 156 ЖК РФ устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Требования по содержанию общего имущества в многоквартирном доме установлены ст.39 ЖК РФ и утвержденными в соответствии со ст.39 и ст. 156 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии со ст. 157 ЖК РФ и утвержденными в соответствии со ст.157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно ч.1 ст. 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Нормы ЖК РФ не обязывают собственников помещений в многоквартирном доме, нести какие-либо иные расходы путем внесения платежей, не установленных разделом VII ЖК РФ «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги» (ст. 153-158).

Таким образом, принятие общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения по вопросу «КОНСЬЕРЖ», не относящегося к компетенции такого собрания и принуждающего собственников жилых помещений, которым открыты лицевые счета, вносить в пользу УК в обязательном порядке неустановленный законом платеж, нарушает вышеприведенные нормы ЖК РФ.

По своему существу «оплата труда консьержа» в размере …, является платной дополнительной услугой.

Для оказания этой услуги УК специально нанимает работника на должность "КОНСЬЕРЖ". Условия оказания услуги (в т.ч. размер оплаты или тариф) определены УК как исполнителем услуги по своему усмотрению.

Предоставление платной услуги должно осуществляться в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) с учетом основополагающего принципа - свободы сторон в заключении договора (ст.421 ГК РФ).

Права граждан-потребителей услуг охраняются так же Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ч. 3 ст.16 которого содержит прямой запрет на оказание исполнителем услуг без согласия потребителя.

Решение о необходимости дополнительной услуги должно приниматься каждым собственником самостоятельно, т.е. решение по вопросу «КОНСЬЕРЖ», принятое каждым отдельно взятым собственником, может расцениваться только как личное согласие (или отказ) этого собственника с предлагаемыми исполнителем условиями предоставления услуги за плату.

Материал добыт с решение Лефортовского районного суда г. Москва

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  3. Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;
  4. Апелляционное определение Мосгорсуда от 04.03.2015 по делу № 33-2865/2015.

Исходя из представленной информации, сообщаю следующее:

Согласно ч. 1 ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Поэтому собственники помещений одного подъезда могут на общем собрании решить нанять в подъезд консьержа, установить размер платы и установить ответственного за сбор денег. Также можно принять правила использования подъезда.

Однако такое решение собрания будет действовать только для тех, кто голосовал на собрании «за».

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Это то, что называется «жилищные услуги». Внесение платы за жилищные услуги обязательно для всех собственников и нанимателей помещений.

В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией перечень работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества (то есть жилищные услуги) в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ указывается в договоре управления.

Таким образом, то, о чем друг с другом договорятся собственники помещений одного подъезда, не будет жилищной услугой, а будет договоренностью о заключении договора с консьержами и порядке его финансирования. Распространяться эта договоренность будет только на лиц, добровольно принявших на себя эти обязательства. Причем любое из этих лиц сможет в одностороннем порядке отказаться от услуг консьержа в будущем на основании ст. 782 ГК РФ.

Также не будет жилищной услугой, если будет проведено общее собрание собственников помещений дома, где будет принято решение о том, что наем консьержей жители организуют самостоятельно и плату вносят напрямую, минуя управляющую компанию. Непосредственное заключение договоров между собственниками и исполнителями, подрядчиками - признак непосредственного управления – одной из трех форм управления МКД (ст. 164 ЖК РФ.)

В связи с тем, что согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники не могут выбрать два и более способа управления многоквартирным домом, возможность использовать одновременно два способа управления – управление домом управляющей организацией и непосредственное управление домом собственниками – исключена.

Плату за службу консьержей именно как за жилищную услугу общее собрание собственников помещений в доме может установить, поручив своей управляющей компании взять в свой штат консьержей, установив размер платы за эту дополнительную услугу. Так поступили собственники помещений многоквартирного дома в случае, описанном в апелляционном определении Мосгорсуда от 04.03.2015 по делу № 33-2865/2015. Целесообразно также разрешить УК включить строчку об оплате консьержей в единый платежный документ, предусмотреть порядок индексации платы и установить срок, с которого УК должна приступить к оказанию услуги. Денежные средства за жилищные услуги вносятся управляющей компании на основании ч. 7 ст. 155 ЖК РФ.

Можно принять решение о включении будки для консьержа в состав общедомового имущества. В этом случае за его состояние будет отвечать управляющая организация. Можно обязать УК провести работы по обустройству рабочего места консьержа (естественно, за дополнительные деньги).

Объем работ и услуг, которые выполняет и оказывает управляющая организация, определен договором управления и не может быть меньше минимального перечня работ и услуг, определенного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Следовательно, управляющая организация не обязана оказывать услуги, не указанные в договоре управления или в минимальном перечне.

Согласно ч. 8 ст. 162 ЖК РФ изменение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, то есть в соответствии со ст. 450 ГК РФ – по соглашению сторон. Это значит, что собственники вправе принять решение о предоставлении дополнительных услуг, но управляющая компания может отказаться оказывать услуги, не предусмотренные договором управления. В этом случае собственники могут по истечении срока действия договора отказаться от его продления и выбрать другую управляющую организацию или убедить существующую УК заключить новый договор на новых условиях.

Но если договором управления предусмотрено оказание дополнительных услуг по решению собственников и тарифы не являются для управляющей организации кабальными, то можно заставить УК обеспечить наличие консьержей и не дожидаясь окончания существующего договора.

Чтобы исключить противодействие УК, лучше до проведения собрания согласовать с ней размер платы за консьержей и сроки начала оказания услуги.

В случае принятия общим собранием о решения о дополнительной жилищной услуги «консьерж» только в одном подъезде расходы на их оплату должны нести собственники помещений всего дома пропорционально своей доле в праве общей собственности. Иное нарушило бы ст. 249 ГК РФ.

Есть еще один важный момент, который необходимо осветить. Будка для консьержа установлена в подъезде, который согласно ст. 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст. 247 ГК РФ владение и пользование общей собственностью осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Решение вопроса об использовании общего имущества относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений. Порядок проведения такого собрания регламентирован ст.ст. 44-48 ЖК РФ.

Лучше, чтобы установку будки разрешило общее собрание. Иначе недовольный при определенном везении сможет добиться демонтажа будки через суд.

Резюме

Собственники отдельного подъезда могут принять решение и согласовать размер платы за консьержа и порядок ее внесения. Но действовать это решение будет только для тех, кто с ним согласен. То же самое касается решения общего собрания собственников всего дома расчетах за услугу минуя управляющую компанию.

Если необходимо установить плату за консьержа, обязательную для всех собственников дома (в том числе тех, кто не участвовал в голосовании или голосовал против), необходимо принять соответствующее решение на общем собрании всех собственников помещений многоквартирного дома. Услуги консьержа должна оказывать управляющая компания. Она же должна собирать за эти услуги деньги.

На общем собрании также нужно принять решение об использовании помещения подъезда для размещения рабочего места консьержа.