Виды жилищного фонда и их характеристика. Жилищный фонд: виды жилищного фонда РФ и правила его целевого использования

Виды жилищного фонда - это классификация жилых помещений в зависимости от принадлежности и назначения. Рассмотрим, на чем она основана, как это влияет на права и обязанности граждан. Затронем способы и формы учета и мониторинга имеющегося в стране жилья.

Нормативное регламентирование

Ответы на вопросы о жилье дает ЖК. Он описывает понятие и виды жилищного фонда, правила их использования.

Что касается правил содержания, то они принимаются на уровне Правительства РФ.

Нельзя забывать и про документы, имеющие сугубо технический характер (правила эксплуатации жилья), которыми руководствуются работники сферы ЖКХ.

Ряд специальных документов принят для регулирования учета всего жилья в стране.

Состав жилищного фонда

В его качестве в законодательстве понимаются жилые помещения, имеющиеся в стране. Форма собственности при этом значения не имеет, назначение помещения также. Данные факторы лишь используются в качестве критериев классификации, как и порядок формирования и использования.

Формы собственности

Рассмотрим, как реализуется право на владение имуществом различными субъектами. Жилищный фонд подразделяется на помещения, принадлежащие:

  • гражданам и негосударственным юридическим лицам (частное жилье);
  • государственный фонд соответственно принадлежит государству и его субъектам (представлены региональными властями);
  • муниципальный фонд принадлежит муниципальным образованиям.

Как появляется жилье частной формы собственности, понятно всем: в результате приватизации, возведения новых объектов в эксплуатацию за деньги граждан или организаций.

Государственный фонд формируется путем приобретения жилья за счет средств бюджета. Компании могут передавать квартиры или дома в счет налоговых и иных обязательств перед государством. Имущество может перейти в собственность государства по иным основаниям. Аналогичные правила действуют в отношении муниципального жилья.

Цели использования

В законе указано несколько видов жилищного фонда в зависимости от назначения:

В тексте нормативных актов встречаются упоминания, например, ведомственного фонда, который относится к специализированному. Отталкиваться в жалобах и исках надо только от формулировок ЖК.

Социальное жилье

Квартиры из жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам по договору социального найма. Плата за использование не взимается. Предоставляется государством или муниципалитетом. Их нередко представляет уполномоченная организация, ответственная за управление жилыми помещениями.

Они предоставляются для проживания на условиях, изложенных в ЖК. С гражданами заключаются соглашения на основе типовой формы. Кто вправе получить в пользование помещение?

Существуют несколько категорий граждан: инвалиды и их семьи, граждане, чей доход ниже определенного уровня, многодетные семьи и лица, нуждающиеся в дополнительном жилье. В нормативных актах в регионах детально излагается перечень требований к претендентам на получение жилья таким образом. Право на помещение из жилищного фонда социального использования имеют самые разные категории людей.

Описанную форму помощи нельзя путать с наймом жилья в фонде социального использования, которое предоставляется за небольшую плату.

Специализированный жилищный фонд

Он формируется за счет помещений, имеющихся в ведении государства и органов муниципалитета. Лица, вселенные в помещения, отнесенные к такому фонду, не имеют права на их приватизацию, как это сделано с жильем, передаваемым в соответствии с правилами социального найма.

В частности, в специализированный жилищный фонд включены:

  • служебные помещения;
  • комнаты в общежитиях (если только они не переданы в рамках социального найма);
  • жилье из маневренного фонда;
  • социального для обслуживания граждан;
  • для вынужденных переселенцев, беженцев;
  • для лиц, отнесенных к детям-сиротам и оставшихся без родительского присмотра и ранее к ним относившихся (достижение 18 лет не лишает прав);
  • жилье для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Примерный перечень приобретателей

Помещения из маневренного фонда предоставляются на время обучения, службы или работы. Как правило, людей расселяют в комнаты общежитий.

В ЖК имеется неполный перечень оснований, дающих право на помещения из маневренного фонда:

  • проводится капитальный ремонт помещения, выданного по программе социального найма;
  • на единственное жилье, приобретенное за кредитные средства, было обращено взыскание;
  • жилье стало непригодным для проживания из-за стихийных бедствий, военных действий и иных чрезвычайных обстоятельств.

Таким образом, законом выделен еще один вид жилых помещений, не упомянутых в первых статьях кодекса.

Индивидуальное жилье

Ст. 19 ЖК РФ рассматривает его как помещения, находящиеся в частной собственности. Собственник имеет право устанавливать условия проживания на свое усмотрение, за исключением установления платы. Правом проживания обладает сам собственник, члены семьи и другие лица, которых он пожелал вселить.

Коммерческий фонд

Статья ЖК, посвященная понятию и видам жилищного фонда, относит к коммерческому фонду помещения, передаваемые на платной основе. Формулировка не допускает использование помещения для платного проживания, если оно относится к специализированному фонду или предоставляется для социального найма.

Мониторинг и учет состояния жилья

Обеспечивается органами Минстрой и ЖКХ. В мониторинг входит принятие мер для сбора статистической отчетности о состоянии жилья в РФ: его объемах и техническом состоянии. Получая информацию, анализируя ее, министерство обязано сообщать о своих выводах в органы, обязанные принять меры для сохранения и поддержания его сохранности.

Учет - меры в форме инвентаризации и паспортизации. Обе задачи выполняются специальными предприятиями - БТИ, находящимися в собственности регионов. Кроме того, разрешена деятельность частных организаций, выполняющих функции БТИ. Однако копии материалов, собранных ими, все равно передаются в государственные организации.

Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда

В 2003 г. Госстрой принял документ, описывающий порядок эксплуатации жилья. Он включает в себя ссылки на иные акты, в нем прописаны обязанности собственников квартир и общего имущества многоквартирного дома. От них, например, требуется бережное отношение к недвижимости и объектам благоустройства. О чем еще говорится в документе?

  • Описываются виды и порядок осмотра, технического обслуживания.
  • Виды ремонта (текущий и капитальный), порядок проведения.
  • Организация обслуживания жилых помещений, чердаков, объектов благоустройства.
  • Порядок подготовки к отопительному сезону.
  • Организация диспетчерской службы.
  • Проведение уборки в условиях разных сезонов (зимы, лета).
  • Значительная часть документа отведена под описание обслуживания стен, перегородок, полов, покрытий, крыш, окон.

Заключительная часть правил и норм эксплуатации жилищного фонда посвящена формам документов, отражающих состояние дома, фиксирующих проведение осмотров, ремонта и иных мероприятий.

В заключение

Ряд документов освещает процесс содержания и эксплуатации многоквартирного дома. Именно на них направлено внимание государства. Люди, проживающие в индивидуальных домах, обеспечивают сохранность жилья своими силами.



Жидищные фонды (ЖФ) – совокупность всех жилых помещений на территории РФ, предназначенные исключительно для проживания граждан.

Состав и виды жилищных фондов

По форме собственности:

  • 1. Частный жилищный фонд – жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, приобретенные по различным гражданско – правовым основаниям; жилые помещение, находящиеся в собственности ЮЛ, за исключением тех из них, которые не могут обладать правом собственности в отношении закрепленного за ними имущества (учреждения и унитарные предприятия).
  • 2. Государственный ЖФ – жилые помещения, находящиеся в собственности РФ; жилые помещения, находящиеся в собственности субъекта РФ.
  • 3. Муниципальный ЖФ – жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований (закрепляются на праве хоз ведения или оперативного управления)

По цели использования:

  • 1. ЖФ социального использования – жилые помещения, одновременно находящиеся в составе государственного или муниципального ЖФ и предназначенные исключительно для предоставления гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, иным социально незащищенным категориям граждан в соответствии с предписаниями специальных ФЗ. Правовой формой такого предоставления является договор социального найма жилого помещения.
  • 2. Индивидуальный ЖФ - жилые помещения исключительно частного ЖФ, который используется гражданами – собственниками таких помещений, в целях личного проживания, проживания членов своих семей и проживания иных граждан на безвозмездной основе, ЮЛ также на безвозмездной основе.
  • 3. ЖФ коммерческого использования – могут быть помещения любого фонда, но помещения эти должны использоваться собственниками исключительно в целях извлечения прибыли.
  • 4. Специализированный ЖФ.

Виды специализированного ЖФ:

  • 1. Служебный жилой фонд – жилые помещения, одновременно находящиеся в составе государственного и муниципального ЖФ, предназначенные для предоставления гражданам в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей, прохождением службы или в связи с осуществлением полномочий при избрании на выборную должность.
  • 2. К этой же категории тесно примыкает фонд общежитий – те помещений, которые могут находиться в составе любого фонда, предназначенный для служащих и рабочих на период выполнения ими трудовых обязанностей или на период учебы.
  • 3. Маневренный ЖФ – жилые помещения, которые временно предоставляются следующим категориям граждан:
    • - нанимателям по договорам социального найма на период капитального ремонта или реконструкции жилого дома, в котором находится занимаемое им помещение. Собственникам жилых помещений в таком доме на период капитального ремонта или реконструкции помещение маневренного фонда не предоставляются;
    • - гражданам, которые утратили ранее занимаемое ими жилое помещение в результате обращения на него взыскания – это те граждане, которые приобрели жилые помещения за счет средств ипотечного кредитования либо за счет средств целевого займа либо получили кредит на указанные цели, обременив залогом ранее занимаемые жилые помещения. Данное правило п.2 ст.95 ЖК РФ является исключением из норм ст.446 ГПК, согласно которым взыскание не может быть наложено на жилое помещение, находящееся в собственности должника, если оно является единственным пригодным для проживания;
    • - гражданам, у которых единственное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (наводнение, пожар);
    • - иным категориям граждан в случаях предусмотренных ЖК или иными ФЗ: злостные неплательщики – наниматели по договорам социального найма.
  • 4. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения – для граждан, которые нуждаются в постоянной специализированной социальной защиты, сопряженной с оказанием медицинских и социально бытовых услуг.
  • 5. Жилые помещения, предназначенные для временного проживания вынужденных переселенцев и беженцев.

Во всех этих случаях помещение специализированных фондов такие помещения предоставляются отдельным категориям граждан, которые указаны в законе и исключительно на временной основе.

1. Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;

2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 19 ЖК РФ

1. Понятие жилищного фонда используется для характеристики той или иной совокупности жилых помещений.

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет понятие жилищного фонда РФ. В соответствии с данной нормой все жилые помещения, находящиеся на территории России, составляют жилищный фонд РФ. При этом важно отметить, что в жилищный фонд не входят находящиеся в жилых домах нежилые помещения, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

3. Исторически определение структуры жилищного фонда складывалось в зависимости от действующего в конкретный момент законодательства. Так, ст. 5 ЖК РСФСР предлагала следующую классификацию. Жилищный фонд включал: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Соответственно исследователи в то время ориентировались на положения ЖК РСФСР 1983 г.

4. С учетом положений Конституции РФ и ГК РФ действующий ЖК РФ делит жилищный фонд по двум признакам: по принадлежности к той или иной форме собственности и в зависимости от использования.

По первому традиционному признаку, согласно которому жилищный фонд делится по принадлежности к той или иной форме собственности, жилищный фонд подразделяется на три группы (такая классификация используется в Конституции РФ — ч. 3 ст. 40, в ГК — ст. 672, в ЖК — ст. 19):

1) частный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных организаций). В состав частного жилищного фонда в настоящее время входит жилищный фонд общественных объединений и жилищный фонд жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

2) государственный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и субъектам Федерации и при этом находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений;

3) муниципальный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям либо другим муниципальным образованиям, в том числе жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений.

В литературе деление жилищного фонда в зависимости от использования предлагалось достаточно часто. В законодательстве впервые данный критерий нашел отражение в ЖК РФ.
———————————
См., например: Крашенинников П.В. Жилищное право. 1-е — 4-е изд. М.: Статут, 2000 — 2005.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи в зависимости от целей использования жилищный фонд РФ можно разделить на четыре группы — социального использования, индивидуальный, коммерческий и специализированный:

1) жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания по договору социального найма, относятся к фонду социального использования;

2) жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности и используемые ими для личного проживания и проживания членов их семей, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях безвозмездного пользования, образуют индивидуальный жилищный фонд;

3) жилые помещения, используемые собственниками (гражданами, юридическими лицами и публичными образованиями) для сдачи по договору коммерческого найма (иному возмездному договору) гражданам или аренды юридическим лицам с целью извлечения прибыли, относятся к коммерческому жилищному фонду;

4) жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, которые установлены законодательством, составляют специализированный жилищный фонд.

5. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи жилищный фонд подлежит государственному учету. При этом такой учет независимо от принадлежности жилых помещений осуществляется по единой для России системе и в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Правительство РФ Постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787.

В соответствии с этим документом основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и об изменении этих показателей. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. При этом технический учет возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее — БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

БТИ осуществляют учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, которые определяются в ежегодных федеральных программах статистических работ.

БТИ обязаны осуществлять:

во-первых, техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

во-вторых, контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;

в-третьих, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

в-четвертых, информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

6. Следует обратить внимание на то, что с 1 марта 2008 г. вступил в силу Закон о кадастре недвижимости, который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, объектов незавершенного строительства (далее — объекты недвижимости), а также с ведением государственного кадастра объектов недвижимости и кадастровой деятельности.

Названный Закон регламентирует признание и удостоверение государством факта существования с определенными характеристиками или прекращения существования объектов недвижимости, обеспечение заинтересованных лиц достоверными сведениями об их характеристиках.

Учетные процедуры устанавливают возможность представления в орган кадастрового учета соответствующих документов не только посредством личной явки заявителя, но и посредством почтовой связи. При этом для постановки на учет объекта недвижимости в орган кадастрового учета вправе обратиться любое лицо. В данном случае исключаются излишние административные процедуры, связанные с проверкой статуса заявителя и представленных им правоустанавливающих документов.

Законом о кадастре недвижимости определен закрытый перечень представляемых при кадастровом учете документов, а также перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, заложен принцип поэтапного создания единой системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них. Это в последующем позволит реально обеспечить работу так называемого одного окна, совместив процедуры учета объектов недвижимости и регистрации прав на них в едином органе.

Впервые на уровне законодательного акта установлены всего четыре уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи и достаточные как для проведения государственного кадастрового учета, так и для последующей регистрации прав. В частности, такими уникальными характеристиками являются:

1) вид объекта;

2) кадастровый номер объекта недвижимости (не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер), который присваивается органом кадастрового учета;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) площадь объекта недвижимости.

Иные сведения государственного кадастра недвижимости являются вспомогательными, внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляется при их наличии и, как правило, в рамках информационного взаимодействия органа кадастрового учета с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления либо исходя из декларируемых заявителем сведений об объекте (к примеру, о материалах наружных стен жилого дома).

Важно отметить, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не могут являться основаниями для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению. Соответственно гражданам и юридическим лицам не могут предъявляться требования о переучете соответствующих объектов недвижимости.

Законом о кадастре недвижимости до 1 января 2010 г. был установлен переходный период применения новых правил о кадастровом учете в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период данные правила к ним не применялись, и государственный учет указанных объектов осуществлялся в ранее установленном порядке в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного учета жилищного фонда.

В свою очередь, кадастровые инженеры вправе начать проводить кадастровые работы в отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства с 1 января 2010 г. При этом в период с 1 января 2010 до 1 января 2011 г. эти работы наряду с кадастровыми инженерами одновременно вправе также проводить органы и организации государственного технического учета и (или) технической инвентаризации.

Относительно всех тех документов, которые содержат описание объектов недвижимости и были выданы в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует отметить, что все они признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, выдаваемыми в соответствии с новыми правилами.

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ). Это легальное определение включает в понятие жилищного фонда все жилые помещения независимо от отнесения их к той или иной форме собственности. В зависимости от классификационных оснований жилищные фонды дифференцируются на различные виды.

Так, в зависимости от форм собственности жилищный фонд согласно п. 2 ст. 19 ЖК подразделяется на:

1) частный жилищный фонд , который состоит из совокупности жилых помещений, находящихся в собственности граждан и собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется в соответствии с п. 3 ст. 19 ЖК РФ на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Практическое значение приведенной дифференциации жилищных фондов на указанные состоит в том, что законодатель связывает правовой режим жилого помещения с тем, в каком жилищном фонде оно находится. Наряду с указанными фондами, которые можно, условно говоря, назвать основными, существуют по крайней мере два фонда, которые носят вспомогательный характер. К таковым следует отнести: 1) Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 2) аварийный жилищный фонд <1>.

———————————

<1> Нормативной основой образования и функционирования названных Фондов является Федеральный закон (принят Государственной Думой РФ 6 июля 2007 г., одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г. и подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 2007 г.) N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" // Российская газета. N 162. 2007. 27 июля.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства образуется и действует в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания и деятельности некоммерческой организации.

Согласно названному Закону Фонд осуществляет следующие функции:

1) рассматривает подготовленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;

2) принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к ним документов требованиям, установленным Федеральным законом N 185-ФЗ;

3) принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок;

4) осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;

5) осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Перечисленные функции четко характеризуют как цели деятельности Фонда, так и его сущностное назначение. Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере 240 млн. руб., а также доходов, полученных фондами от размещения временно свободных средств и других не запрещенных законом поступлений. Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций.

По своей юридической природе Фонд представляет собой государственную корпорацию, которая создается Российской Федерацией со сроком действия до 1 января 2012 г. и с 1 января 2012 г. подлежит ликвидации. Основанием для ликвидации Фонда является прекращение его деятельности с 1 января 2012 г. Основанием для ликвидации Фонда до истечения указанного периода является использование в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности.

Аварийный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до 1 января 2007 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Физический износ жилых зданий определяется правилами оценки физического износа жилых зданий. Эти Правила утверждены Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. N 446 и введены в действие 1 июля 1987 г. Под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования и здания в целом согласно указанным Правилам понимается утрата ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.

Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости. Физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков оценивается путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования, с их значениями, приведенными в таблицах, содержащихся в названных Правилах.

2. СОСТАВ ЖИЛИЩНЫХ ФОНДОВ, ДИФФЕРЕНЦИРУЕМЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Частный жилищный фонд, как указывалось выше, состоит из совокупности жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.

В свою очередь, в состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят:

а) индивидуальные жилые дома;

б) приватизированные и построенные дома;

в) приобретенные по различным правовым основаниям (по договорам купли-продажи, мены, дарения, по наследованию и по иным правовым основаниям, предусмотренным законодательством) квартиры и дома;

г) квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом;

д) квартиры в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир.

Источники пополнения жилищного фонда граждан:

1) строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств, а также с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и иных средств. С каждым годом все более увеличивается строительство жилых домов (дач, коттеджей) на землях сельского поселения;

2) приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов;

3) строительство и приобретение домов на основании гражданско-правовых сделок;

4) приобретение домов и квартир в порядке наследования;

5) приобретение жилья путем участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах и др.

Жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), включает:

1) жилые дома и другие жилые помещения, приобретенные по всем основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

2) право собственности на жилые помещения у юридических лиц возникает в результате их долевого участия в жилищном строительстве либо использования других форм вложения своих средств в это строительство;

3) оформив предварительно (надлежащим образом) свое право (право собственности, долгосрочной аренды или наследования) на соответствующий земельный участок, юридические лица могут строить жилье самостоятельно.

Чаще всего юридические лица приобретают жилые помещения в собственность для предоставления их своим работникам, нуждающимся в получении жилья или в улучшении жилищных условий. Особенностью права собственности юридических лиц на жилые помещения является то, что оно ограниченно, так как собственники — частные юридические лица могут только сдавать жилые помещения в пользование гражданам на основании договора найма.

Государственный жилищный фонд законодатель определяет как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации). Государственная собственность на жилищный фонд подразделяется на федеральную собственность и собственность отдельных субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, государственный жилищный фонд подразделяется на: 1) ведомственный жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных федеральных предприятий; 2) ведомственный жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении государственных федеральных учреждений.

Находящийся в федеральной собственности Российской Федерации ведомственный жилищный фонд по объему составляет около 60% всего жилищного фонда страны. Этот фонд постоянно пополняется за счет: 1) централизованных капитальных вложений; 2) нецентрализованных средств названных предприятий, организаций, ведомств.

Дома ведомственного жилищного фонда предназначены для обеспечения жилищных потребностей: 1) работников предприятий, учреждений, ведомств; 2) работников медицинских, культурно-просветительных и некоторых других учреждений, непосредственно обслуживающих трудовой коллектив того или иного предприятия, учреждения, ведомства. В домах ведомственного жилищного фонда пользуются жилыми помещениями граждане, оставившие работу на данном предприятии, в учреждении, организации в связи с уходом на пенсию.

Жилищный фонд субъектов Российской Федерации включает:

1) жилые помещения, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации;

2) жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении предприятий, созданных субъектами Российской Федерации;

3) жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении учреждений, созданных субъектами Российской Федерации.

Главное назначение жилищного фонда субъектов Российской Федерации — обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих на территории республик, краев, областей, Еврейской автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также работников тех государственных предприятий и учреждений, которые находятся в управлении и подчинении органов власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Этот фонд включает:

1) жилые дома и иные жилые помещения, принадлежащие на праве собственности району, городу, поселку городского типа и другим муниципальным образованиям. Эти жилые помещения закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2006 г. в собственности муниципальных образований находится жилищный фонд лишь социального использования. Жилые помещения этого фонда используются для обеспечения жильем малоимущих граждан, проживающих в муниципальном поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Изменения в составе государственного и муниципального жилищных фондов происходят в связи с осуществляемой в стране приватизацией государственного и муниципального жилищных фондов. Приватизация гражданами нашей страны жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищных фондах, претерпела с 4 июля 1991 г., с момента начала действия Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", по настоящее время ряд существенных изменений. Провозгласив, что целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, законодатель, видимо, пришел к выводу, что указанная цель достигнута, и признал ст. 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая объявила приватизацию жилых помещений как бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, утратившей силу с 1 января 2007 г. <2>.

———————————

<2> См.: подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

В Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2006 г., согласно которым указанная ст. 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" "…утрачивает силу лишь с 1 марта 2010 г.". Следовательно, если указанный срок не будет продлен, то государственный и муниципальный фонды будут уменьшаться до 1 марта 2010 г. в связи с осуществлением гражданами приватизации находящихся в указанных фондах жилых помещений.

Законодатель бережно относится к жилищному фонду. В этих целях он закрепляет принципиальные положения по вопросам о допустимости использования жилых домов и жилых помещений для нежилых целей. Часть 3 ст. 17 ЖК РФ содержит императивную норму, согласно которой размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается. Аналогичное положение закреплено в п. 3 ст. 288 ГК РФ. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 ЖК РФ предусмотрено правило, допускающее использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений или организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод же помещений из жилых в нежилые, а также из нежилых в жилые, как известно, производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 22 ЖК РФ).

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (п. 3 ст. 22 ЖК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если:

1) доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания;

2) право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 23 ЖК РФ органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее — заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, в соответствии с п. 2 ст. 23 ЖК РФ представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым — технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать предоставления других документов, кроме документов, указанных выше (п. 1 — 5). Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных документов (п. 4 ст. 23 ЖК РФ). Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в п. 4 ст. 23 ЖК РФ решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации <3>. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

———————————

<3> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. N 502 // Российская газета. 2005. 17 августа; Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 33. Ст. 3430.

В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения документ, подтверждающий перевод помещения, должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее — акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах. Признание жилого помещения непригодным для проживания является основанием перевода его в разряд нежилых помещений.

4. УЧЕТ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

В соответствии с п. 4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Правительство РФ Постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации <4>. В соответствии с этим Положением основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

———————————

<4> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 42. Ст. 4787.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает:

1) технический (оперативный) учет;

2) официальный статистический учет;

3) бухгалтерский учет.

Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. При этом технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее — БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. Порядок проведения государственного учета жилищного фонда определяется Приказом Госстроя РФ от 4 декабря 1997 г. N 17-127 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10 сентября 2004 г. N 477, от 19 марта 2005 г. N 141, от 28 декабря 2006 г. N 818), утвердившим Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

БТИ обязаны осуществлять:

1) техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

2) контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;

3) оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

4) информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения (квартиры) составляется при приемке строений в эксплуатацию и при включении жилого помещения в жилищный фонд.

Технический паспорт жилого помещения (квартиры) содержит:

1)сведения о принадлежности квартиры;

2) экспликации площади квартиры;

3) техническое описание квартиры;

4) сведения о стоимости квартиры.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут утверждать дополнительные виды информации к техническому паспорту, содержащие необходимые для них технические сведения. Учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ с периодичностью и в сроки, которые определяются в ежегодных федеральных программах статистических работ.

Непосредственно порядок учета установлен Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. N 37 "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации".

Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в редакции Федеральных законов от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ, от 28 марта 2002 г. N 32-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Законодательством различается два вида бухгалтерского учета: 1) синтетический; 2) аналитический. Синтетический учет представляет собой учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет представляет собой такой учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И СОХРАННОСТЬЮ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

В соответствии со ст. 20 ЖК РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О Государственной жилищной инспекции Российской Федерации" <5> создана Государственная жилищная инспекция Российской Федерации и утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации <6>.

———————————

<5> См.: Жилищная реформа в г. Москве // Сборник нормативных документов. Центр содействия жилищной реформе. М., 1996. Вып. 7. С. 8.

<6> См.: Там же. С. 9 — 11.

Согласно указанным нормативным актам Государственная жилищная инспекция Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов Российской Федерации. Главной задачей Государственной жилищной инспекции Российской Федерации является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в части обеспечения прав и законных интересов граждан и государства.

Под государственным контролем за использованием и сохранностью жилищного фонда следует понимать наблюдение в целях проверки и проверку органами государственной жилищной инспекции использования, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В этих целях Главная государственная жилищная инспекция осуществляет следующие основные функции:

1) координирует и организует работу Государственной жилищной инспекции по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;

2) осуществляет подбор, профессиональную подготовку и переподготовку кадров Государственной жилищной инспекции;

3) разрабатывает нормативно-методическую документацию по вопросам деятельности Государственной жилищной инспекции;

4) участвует в разработке нормативно-правовых актов, определяющих порядок использования, ремонта и содержания жилищного фонда;

5) осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных актов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;

6) анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по обеспечению сохранности и улучшению использования, содержания и ремонта жилищного фонда.

В соответствии с п. 5 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации органы Государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за:

1) обоснованностью установленных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;

2) санитарным состоянием помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;

3) осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;

4) рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;

5) соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водоснабжение и т.д.);

6) соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;

7) соблюдением порядка и правил признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые.

Для решения поставленных задач органы Государственной жилищной инспекции имеют право:

1) проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации;

2) давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;

3) давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;

4) выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;

5) в порядке и на условиях, которые устанавливаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, применять финансовые санкции за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий и невыполнение предписаний об устранении выявленных недостатков;

6) вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, в соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ органы Государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21 — 7.23 КоАП РФ. Порча жилых домов или жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов или жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах — в размере от 20 до 25 МРОТ; нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов или жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов или жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов или жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом или жилым помещением, — на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, а на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ. За нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами — штраф от 50 до 100 МРОТ.

Свердлык Г.А., «Жилищное право», 2008, №3

Понятие жилищного фонда

Краткое и обобщающее понятие жилищного фонда сформулировано в статье 19 Жилищного Кодекса. Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации независимо от их принадлежности, назначения, сроков проживания, юридического статуса и других факторов. Под понятие жилищного фонда попадают все виды жилья, которые пригодны для постоянной жизни людей, в том числе здания в целом или отдельные квартиры и комнаты, расположенные в жилых или нежилых строениях в населенных пунктах РФ.

В категорию жилых строений попадают как одноквартирные, так и многоквартирные дома, а также здания специализированного назначения, например, общежития, интернаты для детей, инвалидов, престарелых, приюты, дома для временного отселения (маневренный фонд) и так далее.

В нежилых зданиях производственного, культурного, административного, лечебного или другого специализированного назначения также могут существовать объекты жилого фонда, например, служебные квартиры или жилые комнаты для иногородних сотрудников. Для отнесения их в категорию жилых достаточно, чтобы они были изолированы и пригодны для постоянного проживания, т.е. отвечали всей совокупности правил и требований, предъявляемым к строениям данного назначения. Среди обязательных требований необходимо назвать соответствие санитарным, экологическим, строительным, техническим, противопожарным, нормам. Для признания жилого назначения строения, оно должно попадать в категорию недвижимого имущества.

Жилищный фонд должен быть пригодным к постоянному проживанию, даже если он используется для временного поселения людей.

Виды жилых помещений в зависимости от форм собственности

Жилищный Кодекс РФ приводит классификацию жилищного фонда в зависимости от формы собственности, в которой находится помещение.
Все количество жилых строений и квартир можно распределить на три группы:

  • Частный фонд, т.е. принадлежащий гражданам РФ и других стран, а также юридическим лицам, включая общественные, религиозные или благотворительные организации. Независимо от того на сколько лиц оформлена собственность (индивидуальная или коллективная), она считается частной, т.е. отделенной от государственной собственности.
  • Государственный фонд, принадлежащее федерации или субъектам РФ так называемое ведомственное жилье, которое находится в ведении и хозяйственном управлении соответствующих органов исполнительной власти. В качестве примера можно привести жилье специализированного фонда, в котором проживают военные в закрытых городках. Оно не подлежит приватизации. Основное управляющее лицо - Федеральное агентство, созданное для управления федеральным имуществом.
  • Муниципальный фонд во многом аналогичен государственной категории, но его собственником являются муниципальные образования, а управление осуществляют учреждения или предприятия муниципального подчинения. Например, дома для временного отселения, существующие на балансе органов ЖКХ муниципального значения.

Принадлежность закрепляется в юридических документах на право собственности и фактически подтверждается правами пользования и распоряжения, принадлежащими владельцу. Таким образом только собственник имеет право:

  • передать объект другому лицу во временное пользование (аренда или найм);
  • сделать его объектом залога;
  • продать, подарить, завещать или другим способом передать право собственности.

Законодательно не ограничены права лиц иметь в своей собственности любое количество жилых помещений, не существует ограничений и по стоимости жилья.

Виды жилых помещений в зависимости от целей использования

Для всех объектов жилищного фонда существует единая цель использования - проживание людей на постоянной или временной основе. Существует внутренняя классификация целей и характера использования жилых помещений, приведенная в ЖК РФ. В соответствии со статьей 19 все жилые объекты делятся на четыре основные группы:

  • Жилье социального назначения, которое распределяется между гражданами в соответствии со специальным порядком и очередностью путем заключения договоров на социальный наем жилья. До недавнего времени такое жилье составляло основную долю в общем количестве жилищного фонда. В результате массовой приватизации социальное жилье переходит в другую категорию.
  • Помещения индивидуального жилищного фонда находятся в частной (личной или коллективной) собственности и используются владельцами для проживания, включая членов семей и других лиц с разрешения собственника.
  • Жилищный фонд специализированного назначения находится в собственности федеральных или муниципальных органов и предоставляется в качестве временного жилого помещения. Такой фонд чаще называют ведомственным и квартиры или комнаты в нем выдаются гражданам на период работы, службы или выполнения каких-либо функций.
  • Коммерческий жилой фонд специализированного назначения предназначается для передачи пользователем на платной основе и служит источником доходов для собственников (аренда, субаренда).

По организационной структуре жилые помещения можно разделить на:

  • жилые здания с отдельными квартирами;
  • общежития, в которых объектом жилья служит комната или место в комнате;
  • здания казарменного типа;
  • дачные строения;
  • жилые индивидуальные дома, принадлежащие одному владельцу в целом или частично.

Жилые помещения не теряют своего назначения при использовании их для предпринимательской деятельности, например, адвокатской, лечебной, педагогической и так далее.

Государственный учет жилищного фонда

Для выполнения задач технического учета разработан специальный, единый на всей территории РФ порядок, в соответствии с которым производится государственный учет жилищного фонда, и созданы соответствующие службы.

Основная задача, которую необходимо решить в ходе специализированного учета - это обладание достоверными и точными сведениями о количестве, метраже, уровне технического состояния и благоустройства, рыночной и кадастровой стоимости и так далее. Все сведения о состоянии жилищного фонда в ходе их изменений постоянно обновляются.

Основной метод, с помощью которого осуществляется государственный учет жилищного фонда, - это техническая инвентаризация, в ходе которой осуществляется ревизия жилого фонда, его паспортизация, фиксация технического положения.

Данные технической инвентаризации служат основой для определения стоимости жилья, а также могут использоваться в ходе налогообложения.

Мониторинг использования жилищного фонда

29 октября 2014 года Правительством РФ было принято постановление № 1115 «Об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности», которым предусматривается регулярное ежегодное проведение мониторинга вопросов по использованию и обеспечению сохранности жилищного фонда.

Мониторинг использования жилищного фонда необходим для получения объективной и своевременной информации об общем состоянии жилых строений, систематизации данных и дальнейшего использования в ходе принятия решений на уровне муниципальных, территориальных или федеральных властей.
Для подготовки мониторинга разработан порядок представления информации, сроки и форма ее передачи, а также итоговые показатели, которые необходимо получить в ходе мониторинга.

Порядок мониторинга предусматривает получение следующих видов информации:

  • сведения из электронных паспортов жилых домов, как многоквартирных, так и индивидуальных, обобщаемые на уровне органов самоуправления на местах;
  • данные от органов жилищного надзора, полученные ими в течение своей деятельности.

Перечисленные сведения формируются до 1 февраля ежегодно, а затем в месячный период региональные органы обобщают их и передают на федеральный уровень для проведения анализа, выявления проблемных территорий и направлений, и отражения полученной информации для подготовки государственных программ.