Географическое разделение труда. Экономическое районирование России

Географическое разделение труда - пространственная форма общественного разделения труда.

Географическое разделение труда относится к числу форм общественного разделения труда. Особенности:

его необходимым условием является то что страны должны работать друг на друга в том числе специализироваться, что приводит к усилию связи между ними;

технический прогресс развития производства является основной причиной географического разделения труда;

экономическая прибыль является движущей силой географического разделения труда;

большое влияние оказывает транспорт, а его развитие усовершенствование удешевление стимулирует разделение труда вширь;

подразделяется на:

всемирное - охватывает все мировое хозяйство и страны разных типов;

международное - в рамках ЕС и объединений групп государств;

межрегиональное;

внутрирегиональное;

реализуется главным образом в городах где сосредоточены промышленность, наука и др. сферы жизни общества.

Типы разделения труда:

общее - разделение труда по сферам производства, проявляется в том, что страны принято делить на индустриальные, сырьевые, аграрные.; такое разделение труда определяется природно-климатическими условиями, экономико-географическим положением и природными богатствами;

частичное - проявляется в специализации на определенных отраслях производства и вдов производимой продукции;

единичное - выражается в специализации стран на изготовлении отдельных агрегатов машин узлов или специализация на технологических стадиях; такое разделение труда соответствует высокоразвитым производствам и означает развитие внутриотраслевой специализации.

В современных условиях повышается роль всемирного разделения труда оно превратилось в обязательное условие хозяйственного, социального и общественного прогресса. Объективной причиной включения экономики разных государств во всемирное разделение труда является:

в условиях НТР массовое внедрение достижений НТР требует огромных затрат на разработки;

глобальные проблемы (экология);

в условиях НТР наблюдается перенесение акцента с торгово-экономических отношений на научно-техническую производственную кооперацию;

географическое разделение труда сопровождается интеграцией труда. Интеграция труда - это процесс установления и углубления хозяйственных связей между отдельными странами, при формировании внутрихозяйственной централизации.

Географическое и территориальное разделение - это неразрывная взаимодействующая система процессов, в которой решающее значение принадлежит географическому разделению труда. Регулятором такого взаимодействия является территориальная структура народного хозяйства на разных уровнях. Основным мотивом территориальной интеграции труда является прибыль (экономическая выгода).

35. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ФАКТОРЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Географическое разделение труда (ГРТ) - это специализация страны или р-на и обмен между ними продукцией и услугами. Отрасли специализации - такие отрасли, которые в большей мере ориентированы на вывоз продукции и определяют «лицо» страны или р-на в геогр. разделении труда. Геогр. разделение труда способствует укреплению между странами или р-нами торгово-экономических связей. Специализация в определенной отрасли складывается при условии (факторы):

1. Страна должна обладать преимуществом перед др. странами в развитии данной отрасли. Например природными ресурсами, трудовыми ресурсами, удобством трансп.-геогр. положения, высокой квалификацией рабочих, наличием значительного капитала и др. Обычно действует несколько факторов.

2. Существуют внешние рынки сбыта, где данных товаров не хватает и цена выше чем на внутреннем рынке. Например спрос в западной Европе вызвал развитие произ-ва натурального каучука и олова в юго-восточной Азии.

3. Затраты на поставку продукции не должны поглощать всю разницу в цене на месте произ-ва и на рынках сбыта. Разница в цене должна покрыть расходы на доставку, таможенные пошлины и учитывать прибыль торговых компаний, занимающихся экспортом.

Последнее условие находится в прямой зависимости от развития транспорта и транспортной сети - это один из основных факторов развития ГРТ. Др. факторы - недостаток ресурсов на данной территории и избыток их на др.

Разделение труда открывает доступ территории к ресурсам др. территорий, что способствует прогрессу в произ-ве и потреблении. Причиной ГРТ является различия в природных условиях и ресурсах, повышает эффективность произ-ва. Развитие ГРТ определяют группы факторов:

1. прир.-геогр. и соц.-экон. - различия в природных условиях и ресурсах, в почвенно-климатических условиях, в размерах территории, численности и концентрации населения и наличие трудовых ресурсов;

2. результаты научно-технического прогресса - специализация, уровень развития территории - эти факторы имеют все большее значения по сравнению с первой группой;

3. соц.-полит. и соц.-экон. - внешняя политика, участие в разделении труда, особенности исторического развития, традиций произ-ного развития и внешних связей, своеобразие структуры хоз-ва.

37. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ

Антропогенные факторы, т.е. результаты деятельности человека, приводящие к изменению среды обитания можно рассматривать на уровне региона, страны или глобальном уровне. Антропогенное загрязнение атмосферы приводит к глобальному изменению. Загрязнения атмосферы поступают в виде аэрозолей и газообразных веществ. Наибольшую опасность представляют газообразные вещества, на долю которых приходится около 80% всех выбросов. Прежде всего - это соединения серы, углерода, азота. Углекислый газ сам по себе не ядовит, но с его накоплением связана опасность такого глобального процесса как «парниковый эффект». Последствие мы видим по потеплению климата на Земле.

С попаданием в атмосферу соединений серы и азота связано выпадение кислотных дождей. Двуокись серы и окислы азота в воздухе соединяются с парами воды, затем вместе с дождями выпадают на землю фактически в виде разбавленных серной и азотной кислот. Такие осадки резко нарушают кислотность почвы, способствуют гибели растений и высыханию лесов, особенно хвойных. Попадая в реки и озера угнетающе действуют на флору и фауну, нередко приводя к полному уничтожению биологической жизни - от рыб до микроорганизмов. Расстояние между местом образования кислотных осадков и местом их выпадения может составлять тысячи километров.

Эти отрицательные воздействия глобального масштаба усугубляются процессами опустынивания и вырубки лесов. Главный фактор опустынивания - это деятельность самого человека. Среди антропогенных причин - это избыточный выпас скота, вырубка лесов, чрезмерная и неправильная эксплуатация земель. Ученые подсчитали, что общая площадь антропогенных пустынь превысила площадь естественных. Вот почему опустынивание относят к числу глобальных процессов.

В результате активного воздействия цивилизации на окружающую среду степень ее загрязнения возрастает с каждым годом. Особенно сильно это негативное влияние в местах экол. катастроф или в местах нерационального использования минеральных ресурсов и разнообразных вредных отходов произ-ва. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях зараженной окружающей среды невозможно без достаточных знаний о вредных воздействиях многих токсичных веществ.

Среди всех загрязняющих окружающую среду веществ выделяется особая группа - ионы металлов. Главной причиной этих загрязнений можно считать колоссальное потребление и переработка минеральных ресурсов,

Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам пресной воды. И учитывая, что общие ресурсы пресной воды составляют от общего объема гидросферы Земли всего 2-2,5%, становится ясно каким богатством мы обладаем. Главную опасность для этих ресурсов представляет загрязнение гидросферы. Основные запасы пресной воды сосредоточены в озерах, площадь которых в нашей стране больше территории Великобритании. В одном только Байкале находится примерно 20% мировых запасов пресной воды.

Существует три вида загрязнения водной среды: физическое (прежде всего тепловое), химическое и биологическое. Хим. загрязнения возникают в результате попадания различных хим. веществ и соединений. К биологическим загрязнениям относятся прежде всего микроорганизмы. В водную среду они попадают вместе со стоками хим. и целлюлозно-бумажной пром-ти. От таких загрязнений пострадал и Байкал, и Волга, и многие большие и малые реки России. Отравление рек и морей отходами пром-ти, с/х приводят еще к одной беде - уменьшению поступления в морскую воду кислорода и как следствие отравление морской воды сероводородом. Примером может служить Черное море. В Черном море существует установившийся режим обмена поверхности и глубинных вод, который препятствует проникновению в глубину кислорода. В результате на глубине накапливается сероводород. В последнее время ситуация в Черном море резко ухудшилась и не только из-за постепенного нарушения равновесия между сероводородными и кислородными водами, идет нарушение гидрологического режима после строительства плотин на реках, впадающих в Черное море, так и из-за загрязнения прибрежных вод отходами пром-ти и сточными водами.

Остро стоят проблемы хим. загрязнения водоемов, рек и озер в Мордовии. Одним из наиболее ярких примеров - сброс в водостоки и водоемы тяжелых металлов, среди которых особенно опасен свинец (антропогенные его поступления в 17 раз превышают естественные) и ртуть. Источниками этих загрязнений явились вредные произ-ва светотехнической пром-ти. В недавнем прошлом тяжелыми металлами был отравлен водоем на севере Саранска под названием Саранское море.

Не обошла стороной Мордовию и общая беда - чернобыльская авария. В результате многие р-ны пострадали от радиоизотопного загрязнения земель. И результаты этого антропогенного воздействия будут сказываться еще сотни лет.

Усиление концентрации и интенсивности с/х произ-ва обостряет проблему поддержания экол. равновесия. Природные ландшафты Мордовии отличаются высокой (в некоторых случаях превышающую экол. сбалансированность) распаханностью территории, что обуславливает основные экол. проблемы с/х. Среди них следует отметить снижение плодородия почв вследствие уменьшения в них гумуса и элементов минерального питания, широкое распространение водной эрозии, и деградацию пастбищных ре­сурсов, которые во многих р-нах республики крайне ограничены. По­этому исходя из реальных условий целесообразно на некоторых участках снизить интенсивность произ-ва, в частности расширить площади под многолетними травами, что является важным агротехническим прие­мом борьбы с эрозией.

Существенное влияние на с/х экосистемы оказы­вают локальные источники загрязнения - предприятия переработки, крупные свиноводческие фермы и птицефабрики, места складирования ми­неральных удобрений и др. Поэтому должны быть предусмотрены меры по предотвращению неблагоприятных экол. последствий (использование безотходных технологий, усовершенствование очистных сооружений). Азотные удобрения, которые применяются больше всего, распадаются, разлагая органическое вещество гумуса и истощая почвы. Загрязнение минеральными удобрениями при нарушении технологий их внесения и хранения происходит не только в отношении почв, но и во­доемов. Расчеты экологов показывают, что не менее 1/3 попадающих на поля минеральных удобрений смывается талыми и дождевыми водами в во­доемы и водотоки. Отрицательные последствия вызывает массовое приме­нение ядохимикатов - инсектицидов, пестицидов, гербицидов и др. Мно­гие из них обладают высокой токсичностью и биологической активно­стью. Для большинства из них характерна повышенная устойчивость к воздействиям внешней среды, способность сохраняться в почве многие годы и даже десятилетия.

Для прогнозирования неблагоприятных экол. последствий интенсификации с/х, которые в большинстве случаев связаны с ухудшением качества почв (дегумификация, эрозия), необхо­дима оценка современного уровня плодородия почв и выявление факто­ров, наиболее сильно влияющих на плодородие почв.

Отдельные части территории России различаются природными условиями и ресурсами, давностью и степенью освоения, обеспеченностью и составом и т. д. Эти различия приводят к географическому разделению труда между отдельными районами страны и их специализации на производстве определенного вида продукции. Например. снабжает страну и газом, специализируется на сельском и курортном хозяйстве, - лидер в выпуске наукоемкой продукции, Поволжье называют автомобильным «цехом» страны и т. д. Такое между различными районами называется территориальной специализацией хозяйства.

Условия, которые необходимо учитывать, определяя специализацию района в хозяйстве страны называют, факторами специализации территории.

Основные факторы, влияющие на специализацию хозяйства территории:

  • особенности природных условий и обеспеченность природными ресурсами
  • особенности
  • количество и качество трудовых ресурсов
  • исторические сложившиеся отросли хозяйства
  • возможность выпуска продукции в размерах превышающих собственные потребности
  • себестоимость продукции должна быть ниже, чем в других районах
  • в выпуске данной продукции должно быть заинтересовано государство.

Но, несмотря на экономическую выгоду территориальной специализации, нельзя забывать и о комплексном развитии хозяйства района, нематериальной сферы, и др.

Учитывая наличие факторов специализации, а также природных, экономических и социальных особенностей различных территорий в России проведено экономическое районирование (деление) территории на более мелкие экономические районы

Северный

Центральный
Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва

Волго-Вятский
Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская, Нижегородская области

Центрально-Черноземный
Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области

Поволжский
Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области

Северо-Кавказский
Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область

Уральский
Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, области, Коми-Пермяцкий автономный округ

Западно-Сибирский
Республика , Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа

Восточно-Сибирский
Республика Бурятия, Республика Тува, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Читинская области, Агинский Бурятский, (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа

Дальневосточный
Республика Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, области, Еврейская автономная область, Чукотский, Корякский автономные округа

Калининградская область

Экономическое районирование необходимо для эффективного территориального планирования и управления хозяйством огромной и разнообразной территории России.

Комплексная характеристика западных регионов России

Территория западной экономической зоны охватывает Европейскую часть России и Урал, занимая 4,3 млн. км2.,что составляет 25% площади страны. В ее составе выделяют 8 экономических районов: Центральный, Волго-вятский, Центрально-Черноземный (вместе называемые Центральной Россией), а также Северо-Западный, Европейский Север, Урал, Поволжье, .

Природные условия благоприятны для ведения хозяйства (кроме заполярных районов), большую часть занимает Русская с господством . Речная сеть густая, но реки неглубокие, здесь протекает крупнейшая - . Имеется полный набор природных зон от до .

Достаточно богатые природные ресурсы: крупнейшие в Европе железорудные месторождения КМА; нефть, газ, Печорского бассейна и ; руды и бокситы ; , и Севера; Центральной России и ; Северный Кавказ и Поволжья обладают хорошими . Славится своими Урал, но их запасы уже сильно истощены.

В западной зоне исторически сложилась высокая концентрация населения. Здесь проживает 78% населения страны. Центральная - очаг древнерусского расселения, здесь возникли первые русские города, промышленность, наука. Этот район - политический, экономический и культурный центр России. В западной зоне самый высокий уровень (в более 85%), здесь расположены все крупные города (11 городов-миллионеров, большинство на Урале и Поволжье), крупные агломерации (московская, Ленинградская, Нижегородская и др.). Западные региона отличает высокий уровень квалификации трудовых ресурсов, наличие ведущих образовательных учреждений, центров науки и культуры.

Под влиянием выгодного ЭГП районов, старопромышленного характера их освоения, хорошей транспортной обеспеченности, наличие квалифицированных кадров и научно-технических баз в западной зоне сформировалась высокоразвитая обрабатывающая промышленность. Ведущая роль принадлежит трудо- и наукоёмким отраслям , химической и лёгкой промышленности. В западной зоне выпускается 80% всей промышленной продукции страны, 90% товаров народного потребления, хорошо развиты отрасли нематериальной сферы. Крупные центры: Москва, Петербург, Ярославль, Воронеж, столицы автономных республик.

Для западной зоны характерен достаточно развитый , дающий 80% сельскохозяйственной продукции страны. Основные районы: Центрально-Чернозёмный, Поволжье, Северный Кавказ.

Сеть имеет рационально-кольцевую структуру, представлена всеми видами . Крупнейшие транспортные магистрали направлены к Москве.

Высокая хозяйственная освоенность западных регионов обусловила множество проблем:

  • рост крупных городов и высокая концентрация промышленных предприятий;
  • обостряют экологическую ситуацию;
  • наблюдается дефицит сырья, топлива, энергии, воды и многое другое.

Комплексная характеристика восточных регионов России

Восточная экономическая зона расположена в азиатской части России от Уральских гор до , занимая территорию 12,8 млн. км2. (75% площади страны). В её составе 3 экономических района: Западная Сибирь, Они очень удалены от экономически развитых регионов России, что существенно влияет на их . Наиболее выгодное экономико- положение имеет Западная Сибирь, ближе других расположенная к Европейской части и граничащая с промышленным и сырьевой базой Восточной Сибири.

Природные условия на большей территории неблагоприятны. Более 60% занимает зона Севера. 80% Западной Сибири заболочено, в Восточной Сибири господствует резко континентальный климат, землепроходцев и основания городов Тюмени, Тобольска, Томска. В настоящее время заселённость территории по-прежнему невысокая: здесь проживает 22% населения страны. Размещено население крайне неравномерно: основная часть сконцентрирована на юге вдоль железнодорожных магистралей. Степень урбанизации высокая - более 75%. Крупные города: Омск, (миллионеры), Красноярск, Иркутск, и др. Но на основной территории заселение очаговое.

Суровые природные условия, удалённость, отсутствие развитой транспортной сети и инфраструктуры обусловили низкую хозяйственную освоенность восточной зоны. Она имеет ресурсно-сырьевую специализацию и является топливно-энергетической базой страны. Хотя в регионе сформированы крупные территориально-производственные комплексы (нефтегазохимический, угольно-металлургический, лесохимический, гидроэнергетический и др.) обрабатывающая промышленность пока развита плохо.

В перспективе восточные регионы могут быть не только поставщиком сырья, но и производителем разнообразной продукции чёрной и , и . Для развития хозяйства региона необходимо ускоренное формирование транспортной, социальной инфраструктуры, научно–технических баз, а также улучшение экологической ситуации в горнодобывающих районах.

1. Выделите на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны. Сравните их размещение с расположением Главной полосы расселения.

Главные промышленные (Центральный, Северо-Западный, Урал, Поволжье) и сельскохозяйственные районы (Цент­рально-Черноземный, Северный Кавказ, Поволжье) в целом совпадают с наиболее густонаселенной полосой расселения населения страны.

2. Раскройте содержание понятия «территориальное (географическое) разделение труда», выделите его составные части.

Географическое, или территориальное, разделение труда выражается в хозяйственной специализации отдельных территорий и в их обмене друг с другом товарами и услугами.

3. Какая, на ваш взгляд, специализация для территории более выгодна - узкая или широкая? Почему?

У каждой специализации есть свои «за и против». Широкая специализация дает возможность комплексного развития хозяйства региона и гарантирует определенную степень независимости от импорта из других регионов. Узкая специализация дает возможность сконцентрироваться на одной отрасли, совершенствовать ее и сделать ее продукцию наиболее конкурентоспособной.

4. Объясните значение географического разделения труда: а) для отдельных территорий и б) для страны в целом.

Географическое разделение труда - одна из закономерностей развития общества. Ранее «замкнутые» страны и районы начинают обмениваться продуктами своего труда, и в результате повышается эффективность всей экономики, жизнь людей становится богаче и разнообразней. А) отдельные районы могут развивать те отрасли, которые действительно выгоды, получая остальную продукцию из других районов. Б) для страны специализация – возможность найти свое место на мировом рынке, получить продукцию, которую невозможно производить на своей территории.

5. С какими современными производствами ассоциируются названия отдельных городов или районов? Приведите примеры.

Норильск – Норильский никель, Тольятти – Автоваз, Череповец – Череповецкий металлургический комбинат.

Географическое разделение труда

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.
В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".

Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот.
В географическом разделении труда можно различать два случая:
1. (абсолютный) - Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить
2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже

Развитие географического разделения труда вширь и вглубь

В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.
В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство.
В процессе расширения арабского халифата, арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов.
В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.
Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв. .
В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе.

Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического разделения труда.

Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда.
Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки.

Влияние транспорта на развитие географического разделения труда

Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.
Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.

Влияние географического разделения труда на рост производительности труда

Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники.
Географическое разделение труда если не создает, то во всяком случае усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники.
С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара.

Географическое разделение труда и процесс формирования и специализации экономических районов

Если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придётся считать процессом идентичными с процессом формирования и дифференциации районов.
Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль.
Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.

Влияние таможенных пошлин на географическое разделение труда

Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда.
При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются.

Понятие географического разделения труда в системе экономической географии

Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность.
Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним.
Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.
Экономико-географическое положение тоже оказывается теснейшим образом связанным с географическим разделением труда.

Таким образом, географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, теснее всего соединяющее ее с политической экономией; понятие, от которого экономико-географ не может отрываться ни в какой теме, им изучаемой.