Политика государства в рыночной экономике. Шпаргалка: Социальная политика в рыночной экономике Особенности социальной политики в условиях рыночной экономики

Политика государства охватывает не только наиболее принципиальные направления развити я общества, но и конкретные з адачи, стоящие перед отдельными сферам и общественной жизни. В соответствии с этим выделяют политику государства: внутреннюю и внешнюю, эконом ическую и социальную, политику по вопросам развития политической системы общества и государства, национальную и культурную политику, экологическую и оборонную. Часто прибегают и к более дробном у делению, рассматривая особо, например, аграрную, техническ ую, демографическую, кадровую политику и т.д. Поскольку все области и стороны общественной жизни взаимосвязаны, постольку соответственно тесно взаимодействуют и все эти направления политической деятельности государства. Из-за частого взаимопереплетения и "взаимопроникновения" разграничение их нередко довольно условно. Однако среди них есть направление, имеющее наиболее близкое отношение ко всему комплексу потребн остей и интересов человека. Это политика, обращенная к социальной сфере, - социальная политика.

Социальная политика - это деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу. Объектами социальной политики являются: положение классов и социальных групп, наций и народностей, отдельной семьи, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния. Отсюда следует, что социальная политика - понятие емкое. В широком смысле она должна охватывать все аспекты жизни людей: улучшение условий труда и быта, осуществление принципа социальной справедливости, социальная защита и гарант ии населения, проблем ы занятости, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, совершенствование национальных отношений и пр. Главная цель социальной политики - это повышение уровня и качества ж из ни граждан России на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждом у трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными гражданами. Проводимая до настоящего времени социальная политика в нашей стране не отвечает требованиям ее целевой установки: отсутствую т четкие критерии социальных ориентиров, не разработан механизм реализации социальной политики и как следствие этого крайне низкая эффективность ее проведения. Утверждение, что социальное развитие общества, повышение народного благосостояния - это главная цель общественного производства и основа государственной политики, многие годы было лишь теоретическим постулатом, в значительной степени оторванным от реальной жиз ни. Подтверждением тому может служить низкий жизненный уровень населения по сравнению даже с развивающимися странами. Социальная обстановка продолжает оставаться напряженной и все более усложняется. Возрастает безработица и развиваются ее скрытые формы (3-4-дневная занятость, полугодовые отпуска, снижение сменности и т.д.). По некоторым экспертным оценкам, реальная безработица составляет более 10-12 млн. человек. Причем речь идет о безработице среди наиболее высокопрофессиональной рабочей силы далеко не пожилого возраста. О тсюда - рез кое снижение материального благосостояния, апатия, неверие, стрессы, рост преступности. В сложнейшем положении - интеллектуальная часть общества, военнослужащие, женщины, дети и старые люди. Повышается заболеваемость и смертность, падает рождаем ость. Уровень реальных доходов населения в денежном выражении в настоящее время на 40 % ниже, чем в 1991 г. Возникла м ассовая бедность, число граждан, им еющих доходы ниже прожиточного м иним ума, составляет около 25 % численности населения России. Усилилась дифференциация доходов, резко обозначилась нелегальная и нетрудовая основа им ущественного и социального расслоения.

Выход состоит в оздоровлении экономики страны и оживлении условий социальной активности, которые позволяют решить эти и другие насущные проблемы жизни населения.

В последние годы даже в некоторых развитых странах происходит углубление неравенства в распределении дохода. О России и говорить не приходится.

С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности. Можно ли определить бедность? Очевидно. Возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступать как миним ум материальной обеспеченности, или прожиточный минимум (так называемый порог или черта бедности). Более 30 % россиян находятся ниже черты бедности. Все группы населения, живущие ниже этой черты, являются бедняками.

Черту бедности в США определяет Министерство торговли, исходя и з необходим ых объективных потребностей человека и стоимости жизни для определенного периода. Так, в 1990 г. черта бедности оценивалась для семьи из одного человека в 7740 долл. в год, из двух человек - 1042 6 долл., из трех - 13078 долл., из четырех - 15730 долл.

по трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

по пользованию услугами учреждений связи и спортивно- оздоровительных учреждений;

по получению услуг социального обслуживания, соц иальной и юридической пом ощи.

3) обеспечение безопасности окружающей среды и поддержание экологии на необходим ом уровне;

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ии населения, пробле ы занятости, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, совершенствование национальных отношений и пр.

Главная цель социальной политики - это повышение уровня и качества и ни граждан России на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждо у трудоспособному человеку условий, позволяющих свои трудо и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудо способными гражданами.

Проводимая до настоящего времени социальная политика в нашей стране не отвечает требованиям ее целевой установки: отсутству т четкие критерии социальных ориентиров, не разработан механизм реализации социальной политики и как следствие этого крайне низкая эффективность ее проведения. Утверждение, что социальное развитие общества, повышение народного благосостояния это главная цель общественного производства и основа государственной политики, многие годы было лишь теоретическим постулатом, в зна­чительной степени оторванным от реальной жи ни. Подтверждением тому может служить низкий жизненный уровень населения по сравне нию даже с развивающимися странами. Социальная обстановка про должает оставаться напряженной и все более усложняется. Возрас тает безработица и развиваются ее скрытые формы (3-4-дневная занятость, полугодовые отпуска, снижение сменности и т.д.). По некоторым экспертным оценкам, реальная безработица составляет более 10-1 млн. человек. Причем речь идет о безработице среди наиболее высокопрофессиональной рабочей силы далеко не пожилого возраста. тсюда - ре кое снижение материального благосостояния, апатия, неверие, стрессы, рост преступности.

В сложнейшем положении - интеллектуальная часть общества, военнослужащие, женщины, дети и старые люди. Повышается заболеваемость и смертность, падает рождае ость. Уровень реальных доходовнаселенияв денежно выражениив настоящее время на 40 % ниже, че в 1991 г. Возникла ассовая бедность, число граждан,и еющихдоходы ниже прожиточного ини ума (на июнь 1997 г. - 402 тыс. руб.), составляет около 25 % численности населения России. Усилилась дифференциация доходов, резко обозначилась нелегальная и нетрудовая основа и ущественного и социального расслоения.

Выход состоит в оздоровлении экономики страны и оживлении условий социальной активности, которые позволяют решить эти и другие насущ­ные проблемы жизни населения.

Социальная справедливость, которая означает меру равенства (или неравенства) в жизненном положении людей, обусловленная уровнем материального и духовного развития общества. Социальная справедливость - это также и реальное народовластие и равенство всех граждан перед законом, фактическое равноправие наций, уваже ние личности и создание условий для ее развития.

Социальные гарантии, которые означают гарантированное обществом право на обеспеченность работой, доступность обра ова­ния, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботы о пре­старелых , материнстве и детстве.

Повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, охрана окружающей среды

Социальная реабилитация, которая о начает восстановление нарушенной социальной справедливости. Са м слово реабилитация" о начает восстановление , возвращение утерянного. Поэто у приня­то говорить о восстановлении здоровья, прав, возвращении доброго имени. Особенно остро в наше время об значилась проблема социаль ной реабилитации невинно пострадавших (жертвы войны, репрессий, катастроф, стихийных бедствий, аварий и т.д.). Сюда же к социаль ной реабилитации тесно при ыкает социальная благотворительность.

Развитие социальной активности всех членов общества, раскры тие, обогащение и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления атериальных благ с д ховно жизнью. Наука, новая технология, эконо ический рост никогда не за енят духовность, хотя последнее без первого и невоз ожно, допусти , осуществить.

Более полный учет специфики жизни и деятельности таких групп населения, как олодежь, женщины, престарелые люди с целью мак симально во можного удовлетворения их нужд и интересов.

И, наконец, сплоченность всех составля щих общество клас сов и социальных групп: совершенствование национальных отношений, расцвет наций и народностей, укрепление их всестороннего сотруд­ничества в области экономики, культуры, искусства и т.п.

Приоритетные направления социальной политики государства

Важнейшими приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее ра витие; пробле ы охраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демог рафическая политика; проблемы занятости и социальной защиты населения. Проблемы государственного регулирования занятости населения будут рассмотрены в следующей главе.

l Во вторых, в процессе реализации НД ногократно перераспре­деляется как между его создателя и, так и ежду лица и, занятыми непроизводительным трудо . Доходы, являющиеся результатом пере распределения, называются производными . Основным инструментом перераспределения НД является госбюджет. НД перераспределяется также ерез сферу услуг.

В последние годы даже в некоторых развитых странах происходит углубление неравенства в распределении дохода. О России и говорить не прихо­дится.

С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности. Можно ли определить бедность? Очевидно. Возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроиз­водство населения. Этот уровень и должен выступать как мини ум материальной обеспеченности, или прожиточный минимум (так называе­мый порог или черта бедности). Более 30 % россиян находятся ниже черты бедности. Все группы населения, живущие ниже этой черты, являются бедняками.

Черту бедности в США определяет Министерство торговли, исхо дя з необходи ых объективных потребностей человека и стоимости жизни для определенного периода. Так, в 1990 г. черта бедности оценивалась для семьи из одного человека в 7740 долл. в год, из двух человек - 104 6 долл., из трех -13078 долл., из четырех - 15730 долл

Социально де ографическая политика . Центральное место в де­ ографии, как известно, занимает воспроизводство населения, которое происходит за счет естественной смены поколени , т.е. через рождаемость и с ертность. Правда, численность населения отдельных регионов изменяется вследствие его миграции. За пределами России в других бывших республиках, т.е. в странах СНГ, проживает свыше 25 млн. русских и около 4 млн. граждан других национальностей. К началу 1995 г. в России находилось около 670 тыс. беженцев. Поэтому приоритетными направлениями играционной политики являются:

Социальная защита, гарантия и поддержка населения

Продвижение к рынку невозможно без создания надежной системы социальной защиты населения, способной обеспечить максимально возможную нейтрализацию негативных явлений в экономике. То есть должен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социального риска, как безработица и инфляция.

Социальная защита - система ер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благо­получие уя звимых, незащищенных слоев населения, а также на пре­доставление им дополнительных прав и льгот:

По налогообложению и выплате пенсий и пособий

По строительству и содержанию жилья, а также его получению и приобретению;

По коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию;

По трудоустройству, обучению, переподготовке и условия труда;

По пользованию услугами учреждений связи и спортивно оздоровительных учреждений;

3) обеспечение безопасности окружающей среды и поддержание экологии на необходи ом уровне;

Усилить адресность социальной поддержки нуждающихся гра дан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;

Со дать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

Повысить роль социального страхования как важне шего еха­низма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

Обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступ­ность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

Реформы в социальной сфере будут проводиться в тесной увязке с экономическими преобразованиями, намеченными в концепции средне­срочной программы Правительства Российской едерации на 1997 000 годы Структурная перестройка и экономический рост". С учетом прогнозируемых показателей экономического развития в предстоящий период появятся реальные воз ожности для решения поставленных социальных задач.

Предус атривается ежегодное увеличение валового внутреннего про укта и инвестиций в основной капитал, рост объе а промышлен­ного и сельскохозяйственного производства, дальнейшее снижение инфляции и дефицита бюджета, укрепление национальной валюты, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом валовом внутреннем продукте.

Намечен комплекс мер, направленных на осуществление инсти туциональных преобразований, прогрессивных структурных сдвигов в производстве, реформирование налоговой системы, бюджетной и де нежно кредитной политики. На этой основе будут формироваться благоприятные условия для развития современных конкурентоспособных производств и видов деятельности, в первую очередь высокотехнологических и наукоемких отраслей экономики, малого и среднего пред­принимательства, изменения отраслевой структуры производства и его территориального раз ещения, повышения качества выпускаемой продукции и эффективности производства, роста прои водительности труда, сокращения издержек производства, создания новых рабочих мест

В результате будет создана надежная экономическая основа для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения объема средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы.

Вместе с тем более активное использование социальных факто­ров и намечаемые меры по улучшению материального положения людей, увеличению денежных доходов населения, обеспечению рациональной структуры занятости, повышению качества и конкурентоспособности рабоче силы создадут благоприятные условия для устойчивого раз­вития экономики, увеличения объема производства, роста платеже­способного спроса на товары и услуги.

Исходя из прогнозируемых показателей социально-экономи-ческого развития Российской едерации на период до 2000 г. намеченные цели социальной политики могут быть реализованы поэтапно .

l На первом этапе (1996-1997 гг.) в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокра­щению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.

Важнейшими среди этих мер являются:

Ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий;

Упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повы­шение обоснованности их предоставления;

Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов;

Законодательное закрепление порядка определения и исполь­зования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-ком­мунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги;

Предотвращение массового высвобождения работников с пред­приятий, находящихся в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

При проведении этих мер основной акцент будет сделан на повы­шение эффективности использования средств, выделяемых на социаль­ные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более широ­кое привлечение внебюджетных финансовых источников.

Предстоит определить порядок взаимодействия в области социаль­ной политики между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, федеральными министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.

l На втором этапе (1998-2000 гг.), когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увели­чения расходов на социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается:

Повысить минимальные государственные гарантии заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума, ввести новый социальный стандарт оплаты труда - часовую тарифную ставку;

Внедрить механизмы тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе социального партнер­ства, пересмотреть Единую тарифную сетку по оплате труда работни­ков бюджетной сферы, обеспечив при этом приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производ­ственных отраслях;

Пересмотреть систему налогообложения индивидуальных денеж­ных доходов населения с целью более справедливого распределения доходов и уменьшения их дифференциации;

Начать реализацию комплексной программы создания и сохране­ния рабочих мест;

Создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса;

Приступить к широкомасштабной пенсионной реформе;

Начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минималь­ных социальных стандартов.

В последующем, на основе стабильного экономического роста и усиления ориентации экономики на более эффективное удовлетворение потребностей человека, предстоит создать прочные предпосылки для устойчивого социального развития, формирования общества, открыто­го для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в макси­мальной степени реализовать свой потенциал.

Регулирование социальных процессов в рыночной экономике (на примере Германии)

Содержание и цели социальной рыночной экономики

Социальная рыночная экономика - это такая экономика, которая сориентирована на человека и удовлетворение его потребностей, на необходимость приспособления экономической политики государства к человеку, а не, наоборот, человека - к экономической политике.

Такой путь ведет к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе. Правовое социальное государство должно обеспечивать в условиях социальной рыночной экономики хозяйственную свободу и социальную справедливость. Поэтому поня­тие социальной рыночной экономики должно отражать сочетание целей - свобода и справедливость .

Социальная рыночная экономика строится на конкуренции, част­ной инициативе, личном интересе и социальном прогрессе . Каждый член общества обладает фундаментальными правами: на благосостоя­ние и свободное всестороннее развитие личности, на человеческое достоинство.

Экономическая хозяйственная свобода включает в себя:

1. Свободу потребителей покупать по своему усмотрению товары и услуги, которые являются частью социального продукта (свобода потребления).

2. Свободу владельца средств пр оизводства использовать рабо­чую силу и деньги, ресурсы и имущество, а также предприниматель­ские способности по собственному усмотрению (свобода промысла, свобода выбора профессии и рабочего места, свобода пользования собственностью).

3. Свободу предпринимателей производить и продавать товары по личному желанию (свобода производства и торговли).

4. Свободу каждого продавца и покупателя товаров или услуг добиваться своей цели (свобода конкуренции).

Рассмотрим на примере Германии, каким образом социаль­ная справедливость реализуется через главные цели социальной рыночной экономики. К этим целям относятся:

1. Обеспечение максимально высокого уровня благосостояния.

Средства достижения: экономическая политика, сориентированная на экономический рост, на повышение уровня и качества жизни наро­да; установление экономически рационального порядка и конкуренции; полная занятость населения; экономическая свобода хозяйственных субъектов; свобода внешней торговли и т.д.

2. Обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы и в особенности обеспечение стабильности общего уровня цен.

Средства достижения: существование независимого Центрального эмиссионного банка; "стабильность" государственного бюджета; выравнивание платежного баланса и равновесия во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, справедливость и социальный прогресс (защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества).

Средства достижения: производство в максимальном объеме социального продукта; государственная корректировка первоначаль­ного распределения национального дохода; установление социальных стандартов; отлаженная система социальной помощи и т.д.

Одним словом, социальная рыночная экономика должна опираться на свободу конкуренции, частного предпринимательства и на госу­дарственное регулирование экономики.

Государственная политика обеспечения полной занятости

Лучшей гарантией от риска безработицы является государствен­ная политика занятости населения. Успех политики полной занятости в народнохозяйственном аспекте означает производство общественного продукта в большем объеме, что значительно расширяет базу для достижения результативности социальной политики государства. С точки зрения работающих по найму эта политика оказывает поло­жительное влияние на их текущие доходы. Такая гарантия доходов имеет многократный эффект :

Она снимает необходимость предоставления пособий по безра­ботице, социальной помощи и других видов вспомоществования;

Постоянная забота о трудовом доходе вынуждает прежде всего лично заботиться о собственных жизненных благах, а также членов своей семьи;

Уменьшается экономическая зависимость от государства.

Все это в совокупности порождает веру в жизнь и надежду на реализацию своих потребностей за счет участия в экономической сфере. Полная занятость оказывает к тому же длительное воздейст­вие на рынок труда (рабочей силы) и на условия занятости:

Для полной занятости, как правило, характерно состояние всеобщего быстрого роста трудовых доходов (на рынках труда сокра­щается предложение на большинство профессий и видов деятельности; создаются благоприятные условия для переговоров с работодателями при участии профсоюза и т.д.);

Полная занятость повышает взаимозависимость рынка труда (исчерпание резервов рабочей силы на региональном и профессиональ­ном рынке труда), воздействует на спрос рабочей силы на других рынках труда.

В целях привлечения рабочей силы с других рынков работодатели должны (вынуждены) улучшать условия труда. Местные работодатели из-за опасности оттока рабочей силы также вынуждены идти на дополнительное улучшение условий труда и повышение заработной платы.

Правовые основы оказания социальной помощи

Правовой основой для оказания социальной помощи в развитых странах служит закон о социальной помощи, в котором отражаются цели, принципы и виды такой помощи. Так, например, в федеральном законе Германии цели социальной помощи определяются следующим образом:

Социальная помощь оказывается для обеспечения средств к ж изни, а также при особых жизненных обстоятельствах.

Принятие социальной помощи призвано обеспечить ее получате­лю уровень жизни, соответствующий человеческому достоинству.

Социальная помощь своей целью имеет также следующее обстоя­тельство: в максимальной степени способствовать тому, чтобы в своей жизни человек не принимал эту возможность в расчет. Каждый должен полагаться прежде всего на свои собственные силы, если таковые, разумеется, у него есть.

При оказании социальной помощи предполагается соблюдение, к примеру, таких принципов:

Должно быть в обязательном порядке оформлено юридическое право на получение социальной помощи. Таким правом обладают также иностранцы и лица, не имеющие гражданства, но с определенными ограничениями в выплатах.

Получатель социальной помощи должен быть реинтегрирован (т. е. возвращен) как нормальный человек в сообщество людей. Получателю должны помочь как можно быстрее избавиться от социаль­ной помощи: одного - направить на работу; другого, не желающего работать, приобщить к труду; третьего - больного вылечить, вос­становить его работоспособность и т.д.

Социальной помощи должны предшествовать профилактические (упреждающие) меры для преодоления критической ситуации полностью или частично.

В основе социальной помощи должно быть заложено, чтобы получатель проявлял инициативу и активность для своего возвращения в сообщество людей.

В системе социальной помощи должен действовать принцип индивидуального подхода к каждому случаю ее предоставления.

Рычаги социальной помощи должны включаться лишь тогда, когда уже исчерпаны иные возможности оказания помощи нуждающимся в ней. Следует заметить, что существуют самые разнообразные виды социальной помощи:

Индивидуальная помощь в деле консультирования по личным вопросам;

Денежные выплаты малообеспеченным семьям, предоставление пособий по безработице и т.д.;

Компенсация взносов в фонд пенсионного страхования, оплата похорон и других ритуальных услуг;

Неденежная помощь, например, предоставление работы, содей­ствие в профессиональной подготовке;

Попечительство, лечение у врача, стационарное лечение и т.п.

В ходе проведения экономической реформы в России выявились противоречия в выборе модели демократического общества. Принципиальные отличия в подходе к этой проблеме основаны на трех основных вопросах: усиления роли государства, соотношения разных форм собственности, степени решения социальных задач в рамках понятия "социальная справедливость".Эти вопросы реализуются при выборе модели рыночной экономики.

Наиболее предпочтительная модель - это социально-ориентиро­ванная модель рыночной экономики . Она основана на свободном со­существовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозировании. Такая модель характерна в основном для европейских, и в особен­ности для скандинавских стран, также Израиля и Канады. Такой путь развития выбирают Китай, Южная Корея, быстроразвивающиеся страны Латинской Америки и Арабского Востока.

Следовательно, стратегией дальнейших действий РФ должно стать движение к современным формам социально-ориентиро-ванного рыночного хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

Закон РФ "Об основах социального обслуживания населения в РФ".

Программа социальных реформ в РФ на период 1996-1997 годы.

Среднесрочная программа Правительства РФ на 1997-2000 годы. "Структурная перестройка и экономический рост".

Программа Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годы".

Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. - М., 1996.

Введение в рыночную экономику/ П од ред. А. Лившица и И. Никулиной. - М., 1994, гл.13.

Долан Д. и Линдсей Ф. Рынок: микроэкономическая модель. - С.-Петербург, 1992, гл. 19.

Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М., 1993.

Основы рыночной экономики. Под ред. В. Камаева и Б. Домненко. - М., 1991, гл. 19.

Рыночная экономика. Учебник. - М.: Соминтэк, 1992, т.1, гл.14.

Учебник по основам экономической теории. - М., 1994, гл. 16.

Рыночная экономика. Учебник. - М., 1993, гл. 19.

Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip

Приоритетные направления социальной политики государства

Социальная защита, гарантия и поддержка населения

Главные цели и приоритеты социальных реформ в РФ

В последние годы даже в некоторых развитых странах происходит углубление неравенства в распределении дохода. О России и говорить не приходится.

С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности. Можно ли определить бедность? Очевидно. Возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступать как мини ум материальной обеспеченности, или прожиточный минимум (так называемый порог или черта бедности). Более 30 % россиян находятся ниже черты бедности. Все группы населения, живущие ниже этой черты, являются бедняками.

Черту бедности в США определяет Министерство торговли, исходя з необходи ых объективных потребностей человека и стоимости жизни для определенного периода. Так, в 1990 г. черта бедности оценивалась для семьи из одного человека в 7740 долл. в год, из двух человек - 104 6 долл., из трех - 13078 долл., из четырех - 15730 долл.

по трудоустройству, обучению, переподготовке и условия труда;

по пользованию услугами учреждений связи и спортивно оздоровительных учреждений;

по получению услуг социального обслуживания, со иальной и юридической по ощи.

3) обеспечение безопасности окружающей среды и поддержание экологии на необходи ом уровне;

усилить адресность социальной поддержки нуждающихся гра дан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;

со дать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

повысить роль социального страхования как важне шего еханизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

Реформы в социальной сфере будут проводиться в тесной увязке с экономическими преобразованиями, намеченными в концепции среднесрочной программы Правительства Российской едерации на 1997 000 годы "Структурная перестройка и экономический рост". С учетом прогнозируемых показателей экономического развития в предстоящий период появятся реальные воз ожности для решения поставленных социальных задач.

Предус атривается ежегодное увеличение валового внутреннего про укта и инвестиций в основной капитал, рост объе а промышленного и сельскохозяйственного производства, дальнейшее снижение инфляции и дефицита бюджета, укрепление национальной валюты, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом валовом внутреннем продукте.

Намечен комплекс мер, направленных на осуществление институциональных преобразований, прогрессивных структурных сдвигов в производстве, реформирование налоговой системы, бюджетной и денежно кредитной политики. На этой основе будут формироваться благоприятные условия для развития современных конкурентоспособных производств и видов деятельности, в первую очередьвысокотехнологических и наукоемких отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, изменения отраслевой структуры производства и его территориального раз ещения, повышения качества выпускаемой продукции и эффективности производства, роста прои водительности труда, сокращения издержек производства, создания новых рабочих мест.

В результате будет создана надежная экономическая основа для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения объема средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы.

Вместе с тем более активное использование социальных факторов и намечаемые меры по улучшению материального положения людей, увеличению денежных доходов населения, обеспечению рациональной структуры занятости, повышению качества и конкурентоспособности рабоче силы создадут благоприятные условия для устойчивого развития экономики, увеличения объема производства, роста платежеспособного спроса на товары и услуги.

Исходя из прогнозируемых показателей социально-экономического развития Российской едерации на период до 2000 г. намеченные цели социальной политики могут быть реализованы поэтапно.

На первом этапе (1996-1997 гг.) в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.

Важнейшими среди этих мер являются:

ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий;

упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления;

формирование системы государственных минимальных социальных стандартов;

законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги;

предотвращение массового высвобождения работников с предприятий, находящихся в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

При проведении этих мер основной акцент будет сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетных финансовых источников.

Предстоит определить порядок взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, федеральными министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.

На втором этапе (1998-2000 гг.), когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается:

повысить минимальные государственные гарантии заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума, ввести новый социальный стандарт оплаты труда - часовую тарифную ставку;

внедрить механизмы тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе социального партнерства, пересмотреть Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, обеспечив при этом приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производственных отраслях;

пересмотреть систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения с целью более справедливого распределения доходов и уменьшения их дифференциации;

начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;

создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса;

приступить к широкомасштабной пенсионной реформе;

начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.

В последующем, на основе стабильного экономического роста и усиления ориентации экономики на более эффективное удовлетворение потребностей человека, предстоит создать прочные предпосылки для устойчивого социального развития, формирования общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в максимальной степени реализовать свой потенциал.

Содержание и цели социальной рыночной экономики

Социальная рыночная экономика - это такая экономика, которая сориентирована на человека и удовлетворение его потребностей, на необходимость приспособления экономической политики государства к человеку, а не, наоборот, человека - к экономической политике.

Такой путь ведет к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе. Правовое социальное государство должно обеспечивать в условиях социальной рыночной экономики хозяйственную свободу и социальную справедливость. Поэтому понятие социальной рыночной экономики должно отражать сочетание целей - свобода и справедливость .

Социальная рыночная экономика строится на конкуренции, частной инициативе, личном интересе и социальном прогрессе. Каждый член общества обладает фундаментальными правами: на благосостояние и свободное всестороннее развитие личности, на человеческое достоинство.

Экономическая хозяйственная свобода включает в себя:

1. Свободу потребителей покупать по своему усмотрению товары и услуги, которые являются частью социального продукта (свобода потребления).

2. Свободу владельца средств производства использовать рабочую силу и деньги, ресурсы и имущество, а также предпринимательские способности по собственному усмотрению (свобода промысла, свобода выбора профессии и рабочего места, свобода пользования собственностью).

3. Свободу предпринимателей производить и продавать товары по личному желанию (свобода производства и торговли).

4. Свободу каждого продавца и покупателя товаров или услуг добиваться своей цели (свобода конкуренции).

Рассмотрим на примере Германии, каким образом социальная справедливость реализуется через главные цели социальной рыночной экономики. К этим целям относятся:

1. Обеспечение максимально высокого уровня благосостояния.

Средства достижения: экономическая политика, сориентированная на экономический рост, на повышение уровня и качества жизни народа; установление экономически рационального порядка и конкуренции; полная занятость населения; экономическая свобода хозяйственных субъектов; свобода внешней торговли и т.д.

2. Обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы и в особенности обеспечение стабильности общего уровня цен.

Средства достижения: существование независимого Центрального эмиссионного банка; "стабильность" государственного бюджета; выравнивание платежного баланса и равновесия во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, справедливость и социальный прогресс (защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества).

Средства достижения: производство в максимальном объеме социального продукта; государственная корректировка первоначального распределения национального дохода; установление социальных стандартов; отлаженная система социальной помощи и т.д.

Одним словом, социальная рыночная экономика должна опираться на свободу конкуренции, частного предпринимательства и на государственное регулирование экономики.

Государственная политика обеспечения полной занятости

Лучшей гарантией от риска безработицы является государственная политика занятости населения. Успех политики полной занятости в народнохозяйственном аспекте означает производство общественного продукта в большем объеме, что значительно расширяет базу для достижения результативности социальной политики государства. С точки зрения работающих по найму эта политика оказывает положительное влияние на их текущие доходы. Такая гарантия доходов имеет многократный эффект:

она снимает необходимость предоставления пособий по безработице, социальной помощи и других видов вспомоществования;

постоянная забота о трудовом доходе вынуждает прежде всего лично заботиться о собственных жизненных благах, а также членов своей семьи;

уменьшается экономическая зависимость от государства.

Все это в совокупности порождает веру в жизнь и надежду на реализацию своих потребностей за счет участия в экономической сфере. Полная занятость оказывает к тому же длительное воздействие на рынок труда (рабочей силы) и на условия занятости:

для полной занятости, как правило, характерно состояние всеобщего быстрого роста трудовых доходов (на рынках труда сокращается предложение на большинство профессий и видов деятельности; создаются благоприятные условия для переговоров с работодателями при участии профсоюза и т.д.);

полная занятость повышает взаимозависимость рынка труда (исчерпание резервов рабочей силы на региональном и профессиональном рынке труда), воздействует на спрос рабочей силы на других рынках труда.

В целях привлечения рабочей силы с других рынков работодатели должны (вынуждены) улучшать условия труда. Местные работодатели из-за опасности оттока рабочей силы также вынуждены идти на дополнительное улучшение условий труда и повышение заработной платы.

Литература

2. Закон РФ "Об основах социального обслуживания населения в РФ".

3. Программа социальных реформ в РФ на период 1996-1997 годы.

4. Программа Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годы".

5. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. - М., 1996.

6. Введение в рыночную экономику/ Под ред.А. Лившица и И. Никулиной. - М., 1994, гл.13.

7. Основы рыночной экономики. Под ред. В. Камаева и Б. Домненко. - М., 1991, гл. 19.

8. Рыночная экономика. Учебник. - М.: Соминтэк, 1992, т.1, гл.14.

9. Учебник по основам экономической теории. - М., 1994, гл.16.

10. Рыночная экономика. Учебник. - М., 1993, гл. 19.

В предшествующем разделе было показано, что ускорение или замедление темпов экономического роста оказывает влияние на объем занятости и уровень жизни населения. Экономическая деятельность людей в конечном счете имеет це- лью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Однако рыноч- ный механизм не может автоматически решить все социальные проблемы, поэто- му государство осуществляет коррекцию рынка с помощью социальной политики. В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредствен- но относится к обществу, людям, их жизни.

15.1. Сущность и основные направления социальной политики

Социальная политика - система мероприятий, осуществляемых государ- ством для решения социальных проблем, связанных с удовлетворением потребно- стей людей.

Однако это общее определение нуждается в конкретизации и уточнении. Всякое общество состоит из разнообразных социальных групп, каждая из которых обладает своими интересами, ценностями и потребностями. Социальные блага - материальные и духовные - дефицит, их не хватает для удовлетворения потреб- ностей всех. В результате создается конкуренция между группами за овладение источниками социальных благ, в том числе за право установления правил их рас- пределения. Главным же рычагом реализации интересов общественных групп яв- ляется власть, которая дает возможность одним социальным группам навязывать свою волю остальным группам через государственные институты.

Социальная политика охватывает социальную сферу:

    материальные условия внепроизводственной жизнедеятельности челове- ка - жилье, услуги, здравоохранение, образование, торговлю, общественное пита- ние, общественный транспорт, материальную базу культуры и спорта и т.п.;

    нематериальные блага - совокупность разнообразных видов духовной деятельности, включая самоорганизацию и самоуправление.

Цель социальной политики - достижение социальной справедливости и уменьшение социального неравенства. Категории "социальная справедливость" и "социальное равенство" не тождественны. Нельзя считать, что наличие соци- ального неравенства означает социальную несправедливость, что достижение со- циальной справедливости устранит социальное неравенство.

Социальное неравенство есть неравное положение в социальной сфере, выражается оно в том, что одни группы населения потребляют больше, чем дру- гие, играют большую роль в управлении, например, производством, имеют боль- шие возможности в проведении досуга и т.д. Справедливо это или нет? Такой во- прос в абстрактной форме не имеет смысла. Оценка справедливости зависит от норм и ценностей конкретного общества, от состояния массового и группового сознания в конкретное историческое время. То, что считается справедливым в данном обществе, в прошлом могло восприниматься как несправедливое, и на-

оборот. Значит, и социальная политика имеет исторический характер, со време- нем видоизменяется.

В принципе социальная справедливость в обществе с рыночной экономикой связывается с распределением благ в соответствии с достигнутым уровнем эф- фективности труда и производства. В ряде развитых стран в последнее время со- циальная справедливость предполагает обеспечение достойного уровня жизни каждому гражданину, выравнивание уровня жизни людей.

Появление тенденции к социальному выравниванию в развитых странах выражается в формировании так называемого среднего класса, к которому отно- сят ту часть населения, которая имеет стабильный и относительно высокий уро- вень доходов. Например, в США средний класс составляет примерно 70% всего населения.

Рыночная экономика предполагает наличие и сохранение социального нера- венства, поскольку в ходе конкурентной борьбы одни хозяйствующие субъекты достигают высокого уровня эффективности и доходов, а другие, действуя менее удачно, несут потери или даже разоряются. В конечном счете это неравенство оп- ределяется различиями участников рынка по их способностям, знаниям, умениям.

Однако на более высокой фазе своего развития рынок дает условия для со- циального выравнивания, но лишь в определенных пределах. Этому есть два объ- яснения:

    рынок по своей природе - форма компромисса между его участниками. Его результаты могут реализовываться только при условии обоюдного, встречно- го удовлетворения потребностей;

    на более высокой ступени развития, при насыщенности рынка и острой конкуренции участники сбыта заинтересованы в высоких доходах потребителей.

В некоторых случаях противоречия между общественными группами могут быть настолько велики, что функция рынка социального выравнивания может быть стерта, тогда необходима сильная государственная социальная политика.

В нормальных условиях государство лишь осуществляет коррекцию рын- ка. Она заключается в выработке и реализации определенных принципов.

1. Определение степени свободы. Государственная политика должна исхо- дить из предоставления свободы деятельности, самореализации групповых инте- ресов, но в рамках принятых законов. Свобода и права одних граждан ограничи- ваются свободой и правами других граждан.

2 Решение социальных проблем государством, путем согласования интере- сов различных общественных групп, нахождение компромисса между ними.

3. Совместная ответственность социальных групп по отношению к тем гра- жданам страны, которые слабы или ограничены в своих трудовых возможностях.

Основные задачи социальной политики:

формирование у различных групп населения таких уровней благосостояния, дифференциация которых не противоречила бы принципам социальной справед- ливости;

создание в обществе таких механизмов формирования благосостояния, ко- торые бы стимулировали население к эффективному труду, развитию экономики;

удовлетворение разумных материальных потреОностей всех членов общест- ва в размерах, максимально способствующих развитию человеческой личности.

Показатели результативности социальной политики - уровень и ка- чество жизни населения. Качество жизни характеризует общие условия, в кото- рых живут люди, весь диапазон ее свойств, отражает степень удовлетворения по- требностей людей, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособ- ленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность

Понятие "уровень жизни" в большей степени характеризует количествен- ную меру благосостояния людей, уровень потребления материальных благ. Для оценки уровня жизни используются такие показатели, как потребление основ- ных продуктов на душу населения или на одну семью, которые затем сравнива- ются с нормативами потребления. Важное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (для продуктов питания, предметов длительного пользования, услуг и т.д.).

К числу широко распространенных общепринятых показателей уровня жиз- ни относятся денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью.

Социальная политика включает в себя две основные части: политику дохо- дов и политику занятости.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема государственного вмешательства в экономику является, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить? " одной единственной формой собственности государственной, а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. Государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны, как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

А) Меркантилисты.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство" (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО N11, 1992г., стр.131).

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

В) Кейнсианская теория.

В 30е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые понастоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитноденежная политика, новая бюджетнофинансовая политика и др. Гибкая кредитноденежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетнофинансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

Высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

Создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

Широкое использование бюджетнофинансовых и кредитнофинансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был, опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неконсервативная модель регулирования.

Г) Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социальноэкономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

А) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

Б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетноналоговую и кредитноденежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

В) социальноориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

Г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антитрестовское регулирование.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какойлибо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научнотехническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

3. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и госу1дарственное предпринимательство.

Государственные расходы. 0считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д.). Трансфертные платежи это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг).

Одна из основных проблем справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии 2прогрессивности 0налогообложения отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода:

Пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

Регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

Прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).

Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.

Задача государства собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает 3честное 0предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.

Государственное регулирование. 0призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала(инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 510 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночных ценах.

Государственное предпринимательство. 0осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социальноэкономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научнотехнического прогресса и т. д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научнотехнического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Я считаю, что государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, что по сравнению с частными государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т. д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т. д.).

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т. д.

Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

4. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т. д.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

Дерегулирование и приватизация

Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N. Y. 1987, P.422).

В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о дерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США в 80е годы дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате снизились цены, и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 3963 млрд. дол., 15 млрд. дол. и 915 млрд. дол. в год (Economic Report of the President, Wash., 1989. P. 188).

Приватизация продажа государственных предприятий частным лицам или организациям направлена на повышение хозяйственной рациональности. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для предпринимателя одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.

Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи.

Государственное регулирование в сельском хозяйстве

В современной западной экономике сельское хозяйство одна из важнейших сфер активного вмешательства. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменим. Правда, и государственное вмешательство далеко не панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.

Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокой производительности труда производство аграрной продукции значительно превышает потребности населения.

Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают:

А) повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы;

Б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;

В) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;

Г) гарантированное снабжение внутреннего рынка;

Д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным ценам". (В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве» МЭиМО,1992г., N 11, стр.139.)

Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет.

Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примере рынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочная цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширению производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается государством по так называемой "интервенционной цене" в неограниченных количествах.

Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.

Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения экспорта. Это означает, что при ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.

Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами.

Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного регулирования. Однако, повидимому, положение дел в сельском хозяйстве останется неизменным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70х начале 80х годов. Изза слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

8. К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", Таллинн, 1993.

9. В. Максимова, А. Шишов "Рыночная экономика. Учебник", Москва, СОМИНТЕК, 1992.