Пенсионный фонд рф. Социально-экономическая сущность пенсионного фонда рф Сущность и функции пенсионного фонда рф


Содержание

Введение…………………………………………………………………….….….3
1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции……………………...….5
2. Организационно-правовые основы деятельности фонда…………………..10
3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ…………...…15
4. Понятие категорий «бюджет текущих расходов» и «бюджет развития»…………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25

Введение

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства.
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
К задачам общественного страхования относятся: создание денежных фондов, из которых возмещаются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных лиц или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального достатка неработающих и работающих членов общества.
Согласно Бюджетному Кодексу РФ обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
пенсионным;
обязательного медицинского страхования;
социального страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. В системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей. Фонд реализовывает ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в составе пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.
Существует множество точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.
Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая.Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Согласно экономическому словарю Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.
В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.
Основными задачами Пенсионного фонда являются:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.
ПФР осуществляет следующие основные функции:
получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
В приложениях 1 и 2 предложены общая и подробная схемы организационной структуры Пенсионного фонда Российской Федерации.








Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения.
При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.
Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.


б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

2. Организационно-правовые основы деятельности фонда

ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
1) центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
2) отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
3) управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.
Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:
- фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
- денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
До недавнего времени в России использовалась так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Показатель демографической нагрузки в 2006 году составил 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, а в 2015 году он составит 696 человек.
Помимо распределительной системы, современные пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.
Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.
Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:
а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;
б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;
в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда.
Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Состояние пенсионной системы России оценивается экспертами как нестабильное. С начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного пенсионного страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы выделяется нарастающий дефицит Пенсионного фонда (ПФР). Как говорилось выше, дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2008 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей.
В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок.
В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме Конвенции МОТ, согласно которой коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения был равен 37,9%, в 2005 г. коэффициент замещения составил 27,5%. На 2006 г., коэффициент замещения составил 25%. В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения изменялся в пределах от 25,0% до 26,9%.
В качестве следующей проблемы можно выделить снижение доли пенсионного страхования в системе обязательного пенсионного страхования в той страховой части пенсии, которая зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и стажа.
Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98%.
К проблемным аспектам развития обязательного пенсионного страхования была отнесена низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции "перекрывает" уровень доходности.
Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования по всем показателям замедлился. По ее мнению, в результате пенсионной реформы у граждан оказался "подорван" как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
В качестве мер для преодоления сложившейся ситуации планируется усовершенствование системы налогообложения НПФ, которая в настоящее время является "запретительной", и расширение спроса граждан на их услуги через предоставление адекватной информации об их деятельности.
По оценкам Министерства финансов РФ, уже к 2015 году пенсионная система России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с уравниванием численности работающего и неработающего населения. К тому времени даже для поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2% ВВП.
Возможно, дефицит бюджета ПФР (Пенсионного фонда России) придется компенсировать за счет, так называемого, человеческого фактора или, другими словами, повысить возрастной пенсионный порог. Иного способа закрыть столь крупные бюджетные дыры в министерстве пока не находят.
Хотя в финансовых расчетах на 2008-2010 годы повышение пенсионного возраста не закладывается. С другой стороны, назрела потребность решения вопроса, касающегося досрочного выхода на пенсию части россиян, занятых в некоторых областях российской экономики. Треть государственного бюджета уходит именно на "досрочников". Оплачивать такие расходы в новом законопроекте о профессиональных пенсионных системах предлагается работодателям, которым в случае принятия закона придется отчислять на социальные нужды на 3-7% больше. Одновременно с этим будет корректироваться перечень профессий, имеющих возможность досрочного выхода на пенсию..................

Заключение

Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость.
В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:
-финансовая нестабильность;
-слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;
-неоправданно большой удельный вес льготных пенсий:
-отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.
В работе использовались экономико-математические и статистические методы, по результатам исследования с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20 % экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.
В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Хочется верить, что эта, а так же другие инновации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.
В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную систему и привести ее в равновесие.

Список используемой литературы

1. Конституция РФ от 12.12.93.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98. №145-ФЗ.
3. Закон "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.01. №173-ФЗ.
4. Закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.01 №167-ФЗ.
5. Закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 №256-ФЗ.
6. Закон "О Бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 21.07.2007. №182-ФЗ.
7. Закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30.04.2008 № 56-ФЗ.
8. Войнов, А.В. Государственные финансы и региональное развитие [Текст] / А.В. Войнов // Вопросы экономики, 2009, № 3. – С. 15-22.
9. Амелина, Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями [Текст]/ Е.В. Амелина //Бухгалтерский учет.- 2009.- № 4.-С.33-34.
10. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит[Текст]: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 501 с.
11. Кричевский, Н. Реквием по соцстраху. Пенсионный фонд [Электронный ресурс]/Н.Кричевский//Финансы. – 2010. - №2. Код доступа: tden.ru.
12. Листопадов, В. Государство спешит залезть в карманы к пенсионерам [Текст]/В.Листопадов//Вопросы экономики, 2010. - №5.
13. Луковцев, Ф. Сельские пенсии: вопрос ребром [Текст]/Ф.Луковцев// Новый вариант. – 2010. - №14.
14. Мудраков В.И., «Принципы построения «идеального» негосударственного пенсионного фонда»// Пенсия, 2003 №3.
15. Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2001.
16. Сажина М. А., Конышева А. Н. , «Пенсионная реформа в России: страхование или социальная помощь?»// Вопросы экономики, 2001 №7
17. Лазаревский А. А., Сушкевич А. Г., «Наизнанку и вверх ногами (Пенсионная реформа в России на фоне зарубежного опыта)»// Финансы и кредит, 2006 №3.

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ, ПФР) - крупнейшая система оказания социально значимых государственных услуг гражданам Российской Федерации.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд, и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Денежные средства фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней других фондов и изъятию из ПФР не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 часть Федерального бюджета и является вторым по величине в Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет ПРФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета ПРФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством нашей страны.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 – ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Фонд и все его региональные отделения, создаваемые по решению Правления Пенсионного фонда РФ, являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

назначение и выплата пенсий; среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащим и членам их семей, социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам), пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. ;

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; за 3,5 года ПФР выдал 2,2 миллиона сертификатов на получение материнского капитала - меры государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 года появился второй или последующий ребенок. При этом 1,6 миллиона семей, имеющих сертификат, уже получили по линии ПФР единовременную денежную выплату из средств материнского (семейного) капитала, свыше 160 тысяч семей уже воспользовались материнским капиталом для погашения жилищных кредитов и займов;

формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений; у более 68 миллионов человек формируется накопительная часть трудовой пенсии, средства которой отражаются в специальной части их индивидуального лицевого «пенсионного» счета. По закону средства пенсионных накоплений инвестируют на фондовом рынке, поэтому, ПФР осуществляет также взаимодействие с 57 управляющими компаниями, включая государственную управляющую компанию Внешэкономбанк, специализированным депозитарием и 129 негосударственными пенсионными фондами;

Смотрите также

Реализация норм Конституционного права
Реализация конституционных норм – это такое поведение субъектов конституционных правоотношений, в котором воплощаются предписания норм конституционного права (правомерное поведение), практи...

Прокурор в уголовном процессе
В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичн...

Особенности расследования групповых и организованных преступлений
В настоящее время преступность в России, в том числе и организованная, приобрела масштабы, угрожающие безопасности общества и государства. Так, в 2001 г. выявлено более 33,5 тыс. преступлени...

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.

Деятельность ПФР регулируется Положением «О Пенсионном фонде РФ», утвержденным 27.12.1991г. № 2122-1, (в ред. от 05.08.2000 г.) Верховным советом РФ.

К функциям ПФР относятся:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

2) контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

3) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц;

4) финансирование расходов, предусмотренных законом о ПФР;

5) капитализация средств ПФР, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

6) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

7) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

8) разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда;

9) участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Задачами правления ПФР являются:

1. утверждение бюджета, смет расходов, включая фонд оплаты труда, труда ПФР и его органов, отчётов об их исполнении, а также его структуры и штатов;

2. назначение и освобождение от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии и руководителей отделений ПФР;

3. утверждение положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

4. принятие нормативных актов по вопросам, относящимся к деятельности ПФР в пределах его компетенции.

Пенсионный фонд РФ – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Он должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как, начиная с 1995г. доходов Пенсионного фонда РФ от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов, и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ.

Однако существующая пенсионная система не устраивает большинство населения. Основные претензии, выдвигаемые к ней, это:

Крайне низкие размеры пенсий с позиции их покупательской способности, которые не обеспечивают достойной жизни пенсионерам;

Система продолжает функционировать в режиме социальной помощи, ей не присущ страховой характер. Заработная плата, получаемая во время трудовой деятельности, только в малой степени (10 - 20 %) находит отражение в назначаемой пенсии;

Такая система пенсионного обеспечения “непрозрачна”, непонятна и ненадежна для пенсионеров, так как не гарантирует фиксированных и прогнозируемых в долгосрочной перспективе размеров пенсий.

Начиная с 1991г. основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут работодатели - около 90 % всех расходов. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий независим от объема страховых платежей, и так называемая «уравниловка» не только сохранилась, но и приобрела ещё большие масштабы. На данный момент не страховой характер пенсионной системы - это основной тормоз её развития.

Пенсионный фонд РФ является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

Фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

Денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Таким образом, Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Сущность, цели и задачи Пенсионного фонда РФ перекликаются c необходимостью совершенствования пенсионного законодательства, в связи с чем, пенсионное законодательство изменяется и совершенствуется с целью социальной защиты граждан в условиях развития экономики страны.


2. Трудовые пенсии в российской федерации (на примере ПЕРМСКОго КРАя)

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, предназначенным для финансового обеспечения защиты граждан от социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудноспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

На данный момент, во время попытки восстановления российской экономики, пенсия не может обеспечить хотя бы самые минимальные потребности человека и к тому же существует проблема выплаты пенсий.

Действующая на данный момент пенсионная система не создает стимула для больших заработков, так как это не находит никакого отражения при исчисления будущей пенсии.

Всё это свидетельствует о том, что в глубоком кризисе сложившейся системы государственного пенсионного обеспечения и необходимости её коренного реформирования.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей организации работы Управления Пенсионного фонда (на примере Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области).

Объектом выпускной квалификационной работы является деятельность Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области.

Предметом выпускной квалификационной работы является организация деятельности Управления Пенсионного фонда Российской Федерации и мероприятия по ее совершенствованию.

Задачами выпускной квалификационной работы является:

Изучение сущности Пенсионного фонда РФ: основных задач и функций;

Рассмотрение нормативно-правового регулирования деятельности Пенсионного фонда РФ;

Изучение основ взаимодействия Пенсионного фонда РФ с органами государственного и муниципального управления;



Анализ общей характеристика системы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области;

Диагностика проблемных вопросов по организации работы УПФР №15 по г. Москве и Московской области;

Определение направлений совершенствования организации работы УПФР №15.

Методы исследования выпускной квалификационной работы: анализ, синтез, наблюдение, изучение и обобщение, систематизация и сравнение, экономико-статистический метод и фотография рабочего дня.

Теоретической и практической базой выпускной квалификационной работы послужили данные учебной литературы, научных статей, периодической литературы, ресурсы сети Интернет.

Структура исследования выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в использовании результатов исследования на базе УПФР № 15 по г. Москве и Московской области.


Глава 1. Теоретические и правовые основы организации работы Управления Пенсионного фонда РФ

Сущность, основные задачи и функции Пенсионного фонда РФ

На современном этапе развития финансовой системы России одной из основных проблем является вопрос, связанный с реформированием российской пенсионной системы. Ключевым элементом этой системы является Пенсионный Фонд РФ (далее - ПФ РФ). ПФ РФ – один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального пенсионного обеспечения в России.

Фонд был основан 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442 – 1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Структура ПФ РФ в настоящее время включает 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации. Пенсионный фонд России осуществляет свою деятельность в федеральном масштабе на территории всей России. В 2014 году Фонд расширил географию деятельности за счет новых территорий – Республики Крым и г. Севастополя. Всего действуют 84 отделения Пенсионного фонда (83 в России и один в г. Байконуре). Общая структура Фонда насчитывает 2,5 тыс. территориальных органов. Численность работников Пенсионного фонда России составляет 122 тыс. человек. Возраст большинства сотрудников Фонда (57%) составляет от 30 до 50 лет. 46% сотрудников работают в Фонде более 10лет. 90% сотрудников Пенсионного фонда России – женщины.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально – значимых функций, таких как (Рис. 1):

Рис. 1. Социально-значимые функции ПФР

История развития и становления пенсионной системы РФ прошла свой трудный путь. С 1996 г. Федеральный закон № 27 – ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" закрепил страховой принцип пенсионного обеспечения. С 2001 года пенсионная система кардинально меняется, а именно вводится Единый социальный налог (ЕСН), который не увеличил существенно бюджет фонда. С 2013 года принято решение вернуть систему страховых взносов работодателей, отойти от распределительной системы финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ и внедрить распределительно – накопительную систему.

Пенсионный фонд РФ в части выполнения своих функций посредством территориальных отделений осуществляет следующую деятельность: назначает и выплачивает пенсии гражданам РФ в рамках обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения, занимается формированием и выплатой средств пенсионных капиталов, осуществляет управление страховыми взносами на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. ПФР ведет исполнительно-распорядительную деятельность в рамках федеральных программ «Материнский капитал» и «Софинансирование пенсий», назначает и реализует социальных выплат, участвует в софинансировании социальных программ субъектов РФ.

Бюджет ПФР состоит из доходной и расходной части, доходы формируются посредством взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей – физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования, кроме того значительная часть формируется за счёт средств федерального бюджета. Расходная часть бюджета ПФР направляется на выплату трудовых пенсий, которые теперь включают два элемента – страховую и накопительную части, а также пенсий в рамках государственного пенсионного обеспечения. К расходам Пенсионного фонда также относятся доплаты к пенсиям, реализация дополнительных льгот, установленных на федеральном уровне, расходы на софинансирование субфедеральных (региональных) программ, выплаты и переводы денежных средств по сертификатам материнского капитала.

Пенсионный фонд РФ имеет сложную структуру, включающую различные подразделения, задачей, которых является обеспечение эффективного функционирования российской системы обязательного пенсионного страхования. Главными органами управления ПФР являются Правление Фонда и Исполнительная дирекция ПФР, которые, как и Центр персонифицированного учёта, расположены в г. Москва. На местах Пенсионный фонд РФ представлен отделениями и территориальными управлениями.

Правление Пенсионного фонда РФ является главным управленческим органом, реализующим общую стратегию управления пенсионной системой согласно российскому законодательству, утверждает перспективные и текущие функции и задачи ПФР, отвечает за их реализацию, в пределах своей компетенции осуществляет нормотворческую деятельность, связанную с вопросами функционирования ПФР. В его ведении находится формирование бюджета ПФР, утверждение отчетов о его исполнении.

Исполнительная дирекция ПФР является главным исполнительным органом Пенсионного фонда, находящимся в подчинении Правления фонда, который осуществляет государственное управление средствами обязательного пенсионного страхования в России в соответствии с законодательством и решениями Правления ПФР. Исполнительная дирекция ПФР управляет от имени государства средствами пенсионного страхования в рамках российского законодательства и на основе решений Правления фонда. В подчинении Исполнительной дирекции находятся: Центр персонифицированного учета ПФР (осуществляет обработку информации по персонифицированному учету пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования и защиту этих сведений, обеспечивает автоматизированные процессы ведения системы переучета, ведет Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи), 84 отделения ПФР (осуществляют организацию государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования в соответствии с законодательством РФ, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции ПФ), 2 500 управлений (отделов) ПФР (находятся в подчинении отделений ПФР в субъектах РФ. Предоставляют государственные услуги ПФР участникам системы обязательного пенсионного страхования – гражданам и организациям) и 11 Центров по назначению и выплате пенсии ПФР (осуществляют деятельность под управлением отделений ПФР. Назначают и финансируют выплаты пенсий и социальных выплат. Обрабатывают документацию управлений ПФР о назначении и выплате пенсий и социальных выплат. Контролируют доставку пенсионных и социальных выплат получателям).

Согласно изменениям, в законодательстве отчисления на накопительную часть пенсии были направлены на формирование страховой части трудовой пенсии. Были заморожены все переводы средств пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях, с целью исполнения требований Банка России по вхождению в систему сохранности пенсионных накоплений.

Пенсионный фонд РФ является главным распорядителем средств накопительной пенсионной системы. Застрахованные лица по законодательству обязаны сделать выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, куда направляются пенсионные накопления. управлением оставшихся в Пенсионном фонде накопительных средств занимается Государственная управляющая компания «Внешэкономбанк», которая осуществляет инвестирование этих средств. В 2014 г. объём инвестированных Внешэкономбанком пенсионных накоплений составил 1,5 трлн. руб.

Деятельность Пенсионного фонда РФ была ориентирована на введение новых правил учёта страховой пенсии. Согласно законодательным изменениям в России начала действовать новая пенсионная система, которая предполагает изолированное формирование двух пенсий – страховой и накопительной.

Пенсионные баллы представляют собой пенсионные коэффициенты, с помощью которых определяются размеры будущей страховой пенсии, они начисляются ежегодно в виде индивидуального коэффициента и зависят от стажа работы, размера заработной платы и времени, когда человек выходит на пенсию. В конечном итоге происходит подсчёт всех баллов и их перерасчёт в денежную форму.

В новой пенсионной системе сохраняются ежегодные индексации и базовый размер страховой пенсии, индексация применяется только по отношению к стоимости пенсионного балла и не распространяется на накопленные средства.

Изменения в пенсионной системе затронули, и возможность перевода средств управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам с целью формирования накопительной части. Принятие решений о переводе средств в управляющую компанию или негосударственный Пенсионный фонд осуществляется согласно заявлению с самой поздней датой независимо от остальных ранее подданных застрахованным лицом заявлений.

Как только негосударственные Пенсионные фонды станут участниками системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений, они будут получать пенсионные средства на основе поданных заявлений со стороны страхователей. Передаваемые средства состоят из страховых взносов на накопительную пенсию, поступающих задолженностей страхователей, добровольных взносов застрахованных лиц по Программе софинансирования, средства материнского капитала и инвестиционный доход, полученный от временного размещения Пенсионным фондом пенсионных средств.

Прежде всего, Пенсионным фондом РФ были проведены определенные мероприятия, в первую очередь информационного характера, в рамках осуществления выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.

В текущем году каждый гражданин 1967 года рождения (именно эта возрастная категория попала в накопительную пенсионную систему) и моложе должен самостоятельно выбрать вариант пенсионного обеспечения. В данном случае есть выбор между несколькими вариантами:

Направить всю сумму взносов страховщика (работодателя) на финансирование только страховой пенсии;

Распределить указанную сумму между страховой и накопительной пенсиями.

Необходимо отметить, что все ранее накопленные средства сохраняются в полном объёме. Средства пенсионных накоплений будут и далее инвестироваться по достижению пенсионного возраста и принятия решения выхода на пенсию, они будут выплачены в полном объёме. Пенсионный фонд России на данный момент принимает от граждан соответствующие заявления о выборе варианта финансирования пенсии.

В целях совершенствования формирования пенсионных прав граждан в солидарной части пенсионной системы, Пенсионным фондом был проведен ряд мероприятий. В 2017 г. усовершенствованный механизм формирования пенсионных прав по главному виду пенсий солидарной системе – страховой пенсии получил законодательное утверждение, в соответствии с законом была разработана и внедрена новая пенсионная формула, которая основана на зависимости размера пенсионного обеспечения от возраста выхода на пенсию. Пенсионные права по новой формуле учитываются в пенсионных баллах, число которых одновременно зависит от взносов работодателей, стажа работы и возраста выхода на пенсию. Высшие пенсионные баллы предусмотрены для тех граждан, которые планируют более поздний выход на пенсию.

Пенсионным фондом был осуществлен комплекс мер по совершенствованию формирования средств пенсионных накоплений и проведены мероприятия гарантирующие сохранность средств пенсионных накоплений и обеспечивающих доходность от их инвестирования.

Согласно Федеральному закону «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений» была разработана система законодательных и организованных мер. Они будут обеспечивать сохранность пенсионных средств граждан, формирующих пенсионные накопления, как в Пенсионном фонде РФ, та и в негосударственных пенсионных фондах.

Новая система гарантирования включает два уровня. На первом уровне Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды обеспечивают гарантии за счёт своих резервов. На данный момент правила формирования резервов и требования к ним устанавливаются Центральным банком РФ.

На втором уровне в ситуации недостаточности резервов гарантирование обеспечивается Агентством по страхованию вкладов, которому Пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды обеспечивают ежегодные гарантийные взносы. На данный момент система гарантирования находится в стадии формирования, поскольку ещё не все управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды вошли в неё. Для граждан в Пенсионном фонде России система начала работу в полном объёме с 1 января 2017 года. Негосударственный пенсионный фонд будет включен в систему гарантирования только после его реорганизации в акционерное общество и проведения комплексной проверки Центральным банком РФ. На данный момент в системе гарантирования уже действуют 46 негосударственных пенсионных фондов, в которых сформировано 1 989,73 млрд рублей пенсионных накоплений 29,01 млн застрахованных лиц, заключивших договоры об обязательном пенсионном страховании с указанными фондами (Приложение 1).

В целях совершенствования организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий акционирование негосударственных пенсионных фондов.

Все негосударственные пенсионные фонды до 1 января 2017 года должны провести реорганизацию в акционерные общества, либо прекратить деятельность по формированию пенсионных накоплений граждан в системе обязательного пенсионного страхования. Тем негосударственным пенсионным фондам, которые проведут реорганизацию и будут соответствовать всем требованиям для вхождения в систему гарантирования, Пенсионный фонд РФ будет перечислять на счета средства пенсионных накоплений граждан, подавших заявки на переход в негосударственный пенсионный фонд.

В целях выхода из сложившейся ситуации и дальнейшего укрепления пенсионной системы в РФ определена концепция её развития, суть которой заключается в следующем:

Пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели (Рис. 2):

Рис. 2. Трехуровневая модель Пенсионной системы

Следовательно, Пенсионный фонд РФ имеет сложную структуру, включающую различные подразделения, задачей которых является обеспечение эффективного функционирования российской системы обязательного пенсионного страхования. Главными органами управления ПФР являются Правление Фонда и Исполнительная дирекция ПФР, которые как и Центр персонифицированного учёта расположены в г. Москва. На местах Пенсионный фонд РФ представлен отделениями и территориальными управлениями.

1.2. Основы взаимодействия Пенсионного фонда с органами государственного и муниципального управления (ГМУ), и Нормативно-правовое регулирование деятельности ПФ РФ

Пенсионная система России сегодня в силу масштабности проводимой реформы занимает ведущее место не только в социально-экономической жизни населения, но и финансово-бюждетной системе страны. Пенсионный фонд РФ оказывает большое влияние на формирование и перераспределение денежных потоков, в том числе и в денежно-кредитной сфере.

Тем не менее, многие отечественные эксперты зачастую связывают финансовые и денежно-кредитные отношения только со сферой функционирования банковской системы, что не совсем корректно. Безусловно, банковская система является основой денежно-кредитного поля российской экономики, однако это только её часть.

Другая составная часть этих отношений – сфера денежного обращения и кредита, которая охватывает обширный спектр институтов, действующих на предоставленном рынке. Эти субъекты предоставляют разнообразные финансовые продукты, относящиеся к разным секторам финансового рынка: банковскому, пенсионному, страховому и др.

Главное отличие этих институтов – это объект деятельности, а именно денежное обращение и долгосрочные финансовые ресурсы. Следовательно, функционирование Пенсионного фонда и других социально-направленных институтов осуществляется непосредственно в денежно-кредитном поле, что в свою очередь невозможно без профессионального влияния и воздействия со стороны государства.

Учитывая важность организаций данной категории, главной функцией государственных органов является денежно-кредитное регулирование. Регулирование деятельности посредством созданного недавно единого регулятора финансового рынка (мегарегулятора) призвано оказывать содействие укрупнению и универсализации таких финансовых институтов, обеспечению большей мобильности финансовых ресурсов, а также сглаживанию противоречий между банковским и инвестиционным делом.

В современных реалиях функционирование Пенсионного фонда РФ представляет собой не только организацию сбора, накопления, реализации денежных средств и выплат пенсий населению, но и операции по получению дохода от их инвестирования в интересах граждан. В результате деятельность Пенсионного фонда по содержанию и существующим рискам имеет незначительные отличия от депозитарных операций иных кредитных организаций.

В связи с этим Центральный банк РФ (Банк России) как единый регулятора финансового рынка использует установленные инструменты регулирования денежной массы в обращении, которые позже определенным образом оказывают воздействие на функционирование Пенсионного фонда.

Пенсионные накопления инвестируются в соответствии с требованиями ГК РФ и Федеральных законов №75 – ФЗ и №111 - ФЗ , .

Инструменты с фиксированной доходностью (не менее 70 %) представлен на рисунке 3.

Не более 30 % - инструменты с рыночной доходностью.

Отчетливо видно, что в составе портфеля доля облигаций является преобладающей.



Рис. 3. Инструменты с фиксированной доходностью

Все операции с активами реализуются исключительно на биржевых площадках при условии поставки против платежей. Следовательно, покупая или продавая ценные бумаги, Центральный банк осуществляет регулирование курса государственных ценных бумаг, что в дальнейшем влияет на инвестиционную деятельность Пенсионного фонда России.

Задачей Центрального банка РФ является определение, и поддержание курса национальной валюты который в настоящий момент не лучшим образом отвечает текущим установкам финансово-экономической политики государства.

В случае снижения стабильности валюты и повышения инфляции снижается доходная база и соответственно уменьшаются доходы бюджета, что в дальнейшем негативно сказывается и на доходах Пенсионного фонда. В этом случае дефицит бюджета Пенсионного фонда России погашается за счёт межбюджетных трансфертов (средство межбюджетного регулирования, заключающееся в передаче средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой) из федерального бюджета, который в свою очередь тоже может быть дефицитным. В связи с этим государство вынужденно прибегать к заимствованию денежных средств у других государств и международных валютно-кредитных организаций или дополнительной эмиссии облигаций Федерального займа.

Противоположная картина наблюдается, когда курс национальной валюты растёт или остаётся стабильным, доходная база увеличивается либо остаётся неизменной что благоприятно сказывается на доходах ПФР и бюджета страны в целом.

Таким образом, денежно-кредитная политика ЦБ РФ главным образом влияет на функционирование и развитие ПФ РФ.

Воздействие монетарных методов регулирования экономики (группа методов оценки теневой экономики, основанных на использовании такой особенности нелегальной экономики как предпочтение, отдаваемое наличным деньгам при совершении сделок) носит двойственный характер. Во-первых, как механизм осуществления финансово-экономической политики государства. Во-вторых, как независимая сфера государственного регулирования на макроэкономическом уровне. Подтверждение тому становится реформа пенсионной системы Российской Федерации и модернизация системы пенсионного страхования и накопления что в свою очередь находится в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической ситуацией на сегодняшний день.

Тем не менее, как показывает практика, проводимая денежно-кредитная политика не всегда воздействует на функционирование Пенсионного фонда с позиции экономического оздоровления. Кризисные условия не позволяют принимать своевременные конструктивные решения по многочисленным актуальным проблемам развития пенсионной системы. В связи с этим сохраняется несбалансированность бюджета Пенсионного фонда, сдерживание инвестиционного потенциала накопительной системы, зависимость бюджета Пенсионного фонда России от трансфертов Федерального бюджета и др.

Обеспечение устойчивого финансового пространства для инвестиционной деятельности Пенсионного фонда – это основная задача единого мегарегулятора финансовых рынков страны. В связи с этим встает вопрос о необходимости обеспечения эффективной денежно-кредитной политики, позволяющей системе пенсионного накопления работать в полном объёме.

Повышение эффективности деятельности Пенсионного фонда возможно за счёт финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов путём проектного финансирования и инфраструктурных облигаций.

Расширение состава финансовых инструментов, а также институтов допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счёт включения страховых компаний и кредитных организаций и предоставление этим институтам и застрахованным лицам, формирующим пенсионные накопления дополнительных налоговых льгот, окажет содействие развитию преимущественно добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем, позволяющих повысить уровень пенсий.

Реформа пенсионной системы РФ предназначена перенести часть пенсионной нагрузки с государства на будущего получателя пенсии (пенсионера) и плательщика пенсионных взносов (его работодателя). В связи с этим застрахованные лица и будущие пенсионеры имеют право самостоятельного выбора: оставаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или же формировать свои пенсионные права в рамках накопительной составляющей.

Следовательно, Центральному банку Российской Федерации необходимо существенно расширить возможности для выгодного и надёжного инвестирования средств пенсионных накоплений, совершенствовать деятельность институтов развития, включая Внешэкономбанк, а также определить перспективы дальнейшего функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации. Учитывая интеграционные процессы в современных явлениях, многосложность задач единого регулятора финансового рынка адекватна глубине экономических проблем пенсионной системы нашей страны, что дополнительно обостряется воздействием нынешнего финансового кризиса.

В целях повышения эффективности и качества учёта формирования финансовых ресурсов, предназначенных для назначения и выплаты пенсий, Пенсионный фонд РФ взаимодействует с:

Органами Министерства РФ по налогам и сборам;

Органами федерального казначейства;

Органами социальной защиты населения;

Органами записи актов гражданского состояния и с другими органами.

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России) и Пенсионный фонд России в целях реализации положений гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ и Закона об обязательном пенсионном страховании, разработан Порядок обмена информацией между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда России. Обмен информацией между налоговыми органами и органами ПФР осуществляется на уровне субъектов РФ, а также районов, городов.

Территориальные инспекции МНС РФ в городах, районах представляют управлениям Пенсионного фонда России не реже одного раза в квартал сведения о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР, выявленных по результатам выездных проверок:

По полноте и правильности единого социального налога;

Обеспечение представления достоверных справок о доходах индивидуальных предпринимателей;

Ежеквартально представлять сведения об организациях и предприятиях, находящихся в процедуре банкротства по заявлению инспекции МНС России, с указанием стадии и сумму задолженности по страховым взносам и пени в Пенсионный фонд России.

Информация, передаваемая, Управлением ПФР налоговым органам представлена на рисунке 4.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии органов федерального казначейства и органом Пенсионного фонда России, органы федерального казначейства ежедневно передают органам ПФР выписки из сводного реестра поступивших доходов. Выписка из сводного реестра должна содержать: наименование платежного документа, номер платежного документа, идентификационный номер, номер счёта плательщика, сумму платежа и код бюджетной классификации.

Рис. 4 – Информация, передаваемая, УПФР налоговыми органами

Между отделением ПФР и органом социальной защиты населения заключается соглашение об информационном обмене, в соответствии с которым УПФР ежемесячно передают в управления социальной защиты населения базы данных по назначению и выплате пенсий за электронно-цифровой подписью. Управления социальной защиты населения должны использовать информацию из базы данных для социального обеспечения населения.

Управления социальной защиты населения ежемесячно передают центрам социального обслуживания, которые являются юридическими лицами, информацию о размере назначенной пенсии граждан состоящих на социальном обслуживании для расчёта платы за оказание услуг. Кроме того, на них возложена обязанность, выдавать справки пенсионерам о размере пенсии заверенные печатью и подписью Начальника УПФР для назначения государственного пособия на детей и установления ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим.

Следовательно, в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» руководитель органа записи актов гражданского состояния (ЗАГС) сообщает органу Пенсионного фонда России сведения о государственной регистрации смерти. Поскольку назначение и выплата пенсии осуществляются по месту жительства, органы регистрации актов гражданского состояния сообщают последнее место жительства умершего.

Выводы по главе

В процессе написания первой главы выпускной квалификационной работы определили, что Пенсионный фонд РФ имеет сложную структуру, включающую в себя различные подразделения, задачей которых является обеспечение эффективного функционирования российской системы обязательного пенсионного страхования. Главными органами УПФР являются Правление фонда и Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России, которые, как и Центр персонифицированного учёта расположены в г. Москва. На местах ПФ РФ представлен отделениями и территориальными управлениями.

Пенсионные накопления инвестируются в соответствии с требованиями ГК РФ и Федеральных законов № 75 –ФЗ и №111 –ФЗ.

Правление ПФ РФ является главным управленческим органом, реализующим общую стратегию управления пенсионной системой согласно российскому законодательству, утверждает перспективные и текущие функции и задачи Пенсионного фонда России, отвечает за их реализацию в пределах своей компетенции, осуществляет нормотворческую деятельность, связанную с вопросами функционирования Пенсионного фонда России. В его ведении находятся формирование бюджета Пенсионного фонда России и утверждение отчётов о его исполнении. Исполнительная дирекция ПФР является главным исполнительным органом ПФ находящимся в подчинении Правлению фонда. Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России управляет от имени государства средствами пенсионного страхования в рамках российского законодательства и на основании решений Правления фонда. В подчинении Исполнительной дирекции: Центр персонифицированного учета ПФР, 84 отделения ПФР, 2 500 управлений (отделов) ПФР.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ главным образом влияет на функционирование и развитие Пенсионного фонда Российской Федерации. В связи с этим встает вопрос о необходимости обеспечения эффективной денежно-кредитной политики, позволяющей системе пенсионного накопителя работать в полном объёме.

Пенсионный фонд РФ взаимодействует с органами Министерства РФ по налогам и сборам, органами федерального казначейства, органами социальной защиты населения, органами записи актов гражданского состояния и с другими органами.

Учитывая интеграционные процессы в современных явлениях, многосложность задач единого регулятора финансового рынка адекватна глубине экономических проблем пенсионной системы, что дополнительно усиливается воздействием современного финансового кризиса.

1.1 Сущность, роль и источники формирования средств ПФ РФ

Пенсионный Фонд РФ -- это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. ПФР - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

Пенсионный Фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которое было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. В структуре Пенсионного Фонда -- 7 управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 отделение Пенсионного Фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан) и свыше 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе Пенсионного фонда трудится более 133000 специалистов.

С созданием Пенсионного Фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Источниками формирования денежных средств Пенсионного Фонда являются следующие доходы:

Налоговые доходы -- к ним относят доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ от минимального налога, взимаемого в связи с примененим упрощенной системы налогообложения по нормативу 60%.

Неналоговые доходы -- к ним относят:

Страховые взносы работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; других категорий работающих граждан на обязательное пенсионное страхование.

Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей организаций, используемых труд членов летных экипажей, воздушных судов, гражданской авиации.

Недоимки, пени и штрафы от взносов в Пенсионный фонд РФ.

Доходы от размещения временно свободных средств Пенсионного Фонда РФ.

Средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным.

Штрафы, санкции и суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

Добровольные взносы и физических и юридических лиц.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Безвозмездные поступления от негосударственных Пенсионных фондов.

Прочие поступления.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как его главной целью является -- обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве -- где бы человек ни жил, он своим трудом и социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

1.2 Основные задачи Пенсионного фонда РФ

Начиная с 2002 года Пенсионный Фонд признан государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, осуществляющим администрирование страховых взносов. В качестве страховщика у фонда появились количественно определенные финансовые обязательства:

Учитывать страховые средства, поступающие по обязательному пенсионному страхованию.

Выплачивать застрахованным в пенсионной системе лицам страховое возмещение (в виде трудовой пенсии), начиная с момента наступления, установленных пенсионным законодательством страховых случаев (потери трудоспособности по возрасту, инвалидности, а для иждивенцев -- утраты источника материального обеспечения -- потери кормильца). За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров.

Взаимодействовать с с работодателями -- плательщиками страховых взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе поступает от 6,2 млн. юридических лиц.

Вести персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян.

Выдавать сертификаты на получение материнского (семейного) капитала. Его размер в 2010 году составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек.

Управлять средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.

Поддерживать реализацию Программы государственного софинансировния пенсии. По состоянию на 2010 год в Программу вступили 2 млн. 368 тыс. человек.

Страхователем в пенсионной системе выступают все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ. Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы РФ, уплачивая с фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников.

Застрахованными лицами являются работники по найму, либо по гражданско-правовому договору.

В связи с этим основными задачами Пенсионного Фонда являются:

Аккумуляция страховых взносов.

Финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде.

Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работникам и другим гражданам, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.

Капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.

· Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным использованием средств фонда.

· Организация и ведение индивидуального персонифицированного учета застрахованных лиц.

· Участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

· Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и методы формирования

Пенсионный фонд? наиболее крупный из всех внебюджетных фондов по величине мобилизуемых ресурсов. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов...

Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации

Органы законодательной власти Российской Федерации

В части 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации установлено...

Право собственности общественных объединений

В силу правил статьи 31 Закона имущество общественного объединения формируется на основе: 3 вступительных и членских взносов...

Правовое положение учреждений

Для учреждений предусмотрено право заниматься один или несколькими видами деятельности, которые регламентируются законодательными и нормативными актами Российской Федерации...

Происхождение романо-германской правовой системы. Романо-германское право возникло в XII--XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основанием для рецепции в экономической сфере стали развитие торговли...

Правовые системы и правовые семьи современности

Происхождение англосаксонской правовой системы. Становление и развитие англосаксонского права связано с множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических и других факторов. С исторической точки зрения...

Правовые системы и правовые семьи современности

Происхождение мусульманской правовой системы. Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права...

Правотворчество в государстве и его формы

Россия переживает весьма затянувшийся переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства...

Проблемы правового регулирования обязательного страхования транспортных средств

Конституция РФ, имеющая на всей территории России высшую юридическую силу, определяет статус РФ. РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий...

судебный уголовный русский государство После принятия христианства на Руси распространились византийские источники церковного (канонического) права, которые включались в состав кормчих книг...

Сравнительная характеристика судебного процесса в Русском государстве в XV-XVI веке

Необходимость в систематизации многочисленных актов законодательства скопившихся к концу XV века и их кодификации, неуклонно привела к появлению новых общерусских сводов права - Судебника изданного в 1497 г...

Финансирование избирательного процесса

Экологические права и обязанности граждан

Любой субъект, вступающий в те или иные правоотношения, обладает определенным статусом, который представляет собой совокупность прав и обязанностей такого субъекта, закрепленных в законодательстве...

Экономические основы муниципального управления

Главной составной частью экономической основы местного самоуправления и условием существования самостоятельного местного самоуправления является муниципальная собственность. До 1991 года муниципальной собственности не было...