Материальные носители финансовых отношений финансовые. Финансовые ресурсы – материальные носители финансовых отношений

1. Термин «финансы» с латинского означает:

a) систему денежных отношений
b) деньги
+ c) денежный платеж
d) денежную форму капитала
e) государственные публичные финансы

2. Трактовка финансов как экономической категории соответствует:
a) началу XX века
b) концу 20 — х годов XX века
+ c) середине 40 — х годов XX века
d) концу 70 — х годов XX века
e) началу осуществления рыночных реформ

4. Сторонники воспроизводственной концепции сущности финансов:
+ a) А.М. Александров
b) В.П. Дьяченко
+ c) Д.С. Моляков
d) В.М. Родионова
+ e) Н.Г. Сычев

5. На какой стадии воспроизводственного процесса имеет место двустороннее движение стоимости:
a) потребления
b) распределения
+ c) обмена
d) производства
e) контроля

6. Процесс стоимостного распределения общественного продукта осуществляется с помощью категорий:
a) товар
+ b) цена (если отклоняется от стоимости)
+ c) финансы
d) страхование
+ e) заработная плата

7. Большинство российских ученых полагают, что сущность финансов выражается через такие основные функции как:
a) распределительную и регулирующую
b) стабилизационную и регулирующую
c) распределительную и организационную
+ d) распределительную и контрольную
e) регулирующую и контрольную

8. Материальными носителями финансовых отношений являются:
a) все денежные средства
+ b) финансовые ресурсы
c) доходы и расходы денежных фондов целевого назначения
d) валовой внутренний продукт
e) национальный доход

9. Укажите специфические черты (свойства), позволяющие выделить финансы из всей совокупности разнообразных денежных отношений:
+ a) финансы производны от денежной формы стоимости
+ b) финансы связаны с реальным движением денежных средств
+ c) финансы связаны с отношениями владения стоимостью различными субъектами
d) финансы опосредуют встречное движение стоимостей находящихся в товарной и денежной формах
+ e) финансы опосредуют неэквивалентное движение денежной формы стоимости

10. Укажите функцию, с помощью которой реализуется назначение финансов — обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами:
a) организационная
b) регулирующая
c) контрольная
+ d) распределительная
e) стимулирующая

11. Укажите функцию финансов, которая сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов:
+ a) контрольная
b) регулирующая
c) распределительная
d) организационная
e) стимулирующая

12. Объектами действия распределительной функции финансов является:

+ b) часть национального богатства
c) накопления физических лиц
+ d) доходы от внешнеэкономической деятельности
e) целевые денежные фонды

13. Укажите какую стадию не включает воспроизводственный процесс:
a) обмена
b) производства
+ c) накопления
d) распределения
e) потребления

14. Укажите децентрализованные денежные фонды:
a) федеральный бюджет
b) бюджет Пенсионного фонда РФ
+ c) фонд оплаты труда
+ d) уставный фонд
e) бюджет г. Оренбурга

15. Финансовая система — это:
a) звено финансов индивидуальных предпринимателей
b) сфера финансов субъектов хозяйствования
c) совокупность бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления
+ d) совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений
e) совокупность взаимосвязанных между собой уровней бюджетной системы

16. Финансы субъектов хозяйствования являются исходной сферой финансовой системы, так как в этой сфере:
+ a) происходит формирование первичных финансовых ресурсов
b) осуществляется процесс производства товаров и оказания услуг
+ c) начинается процесс распределения и перераспределения стоимости
d) происходит регулирование рынка товарами и услугами
e) осуществляется постоянное восполнение и увеличение производственных фондов и фондов непроизводственного назначения

17. Сферы финансовой системы РФ:

b) государственные внебюджетные фонды
+ c) финансы субъектов хозяйствования
d) финансы страховых организаций
e) финансы индивидуальных предпринимателей

18. Финансовые отношения в сфере экономических субъектов можно сгруппировать по:
a) территориальному признаку
+ b) организационно — правовым формам
+ c) отраслевому признаку
d) временному признаку
+ e) характеру деятельности субъекта

19. Группировка финансов в сфере государственных и муниципальных финансов осуществляется по:
+ a) функциональному назначению
b) времени функционирования
c) формам собственности
d) методам хозяйствования
+ e) уровням управления

20. Совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений — это:
a) финансовая политика
b) финансовые отношения
+ c) финансовая система
d) финансовые ресурсы
e) финансовый механизм

21. Укажите звенья финансовой системы СССР:
a) общегосударственные финансы, государственный кредит, страхование
b) государственный кредит, муниципальные бюджеты, региональные бюджеты
c) федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты
+ d) общегосударственные финансы, финансы отраслей народного хозяйства, государственный кредит
e) общегосударственные финансы, государственное социальное страхование, государственный кредит

22. В составе сферы государственных и муниципальных финансов по функциональному назначению выделяются следующие звенья:
a) местные финансы, федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды
+ b) бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды
c) федеральный бюджет, региональные бюджеты, территориальные внебюджетные фонды
d) федеральный бюджет, территориальные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды
e) федеральный бюджет, финансы страховых компаний, местные финансы

23. Звенья финансовой системы в сфере финансов экономических субъектов (при группировке финансовых отношений по методам хозяйствования):
a) финансы государственных предприятий
+ b) финансы коммерческих организаций
+ c) финансы некоммерческих организаций
d) финансы общественных объединений
e) финансы акционерных обществ

24. Соотнесите понятия «финансы» и «финансовая система»:
a) экономическое содержание финансов предопределяет построение финансовой системы
b) структура финансовой системы определяет содержание финансов
+ c) финансы трансформируются в финансовую систему на основе группировки финансовых отношений по определенным признакам
d) финансовая система в ходе исторического развития превращается в финансы
e) финансы в ходе исторического развития превращаются в финансовую систему

25. Фонд обязательного медицинского страхования относится к сфере:
+ a) государственные и муниципальные финансы
b) финансы субъектов хозяйствования
c) финансы индивидуальных предпринимателей
d) государственные внебюджетные фонды
e) финансы страховых организаций

26. В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно — правовой формой выделяют:
a) финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий
+ b) финансы потребительских кооперативов
c) финансы хозяйственных товариществ
+ d) финансы общественных организаций
+ e) финансы фондов

27. В составе финансов коммерческих организаций в соответствии с организационно — правовой формой выделяют:
a) финансы учреждений
+ b) финансы акционерных обществ
c) финансы общественных организаций
+ d) финансы производственных кооперативов
+ e) финансы хозяйственных товариществ

28. Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в следующих формах:
a) бюджетов соответствующих уровней
b) фондов целевого назначения
c) денежных доходов
+ d) фондовой и нефондовой
e) внебюджетных фондов

29. К источникам формирования финансовых ресурсов относят:
+ a) стоимость валового внутреннего продукта
b) фонд заработной платы работников материального производства
+ c) часть национального богатства, вовлекаемого в процесс стоимостного распределения
+ d) поступления от внешнеэкономической деятельности
e) федеральный бюджет

30. Укажите виды финансовых ресурсов:
a) выручка от продаж
+ b) амортизационные отчисления
+ c) налоговые доходы
d) проценты по ценным бумагам
+ e) страховые платежи

31. Укажите конкретную часть национального богатства, которая вовлекается в процесс стоимостного распределения:
+ a) средства от продажи части золотого запаса страны
+ b) доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности
+ c) переходящие остатки бюджетных средств
d) доходы от внешнеэкономической деятельности
e) выручка от продажи бесхозного имущества

32. На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования оказывают влияние:
+ a) отраслевые особенности
b) страховые платежи
+ c) организационно — правовая форма
+ d) сфера деятельности
+ e) способ ведения хозяйства

33. Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в форме:
+ a) самофинансирования
b) налогообложения
+ c) государственного финансирования
d) страхования
+ e) кредитования

34. Укажите финансовые ресурсы, за счет которых обеспечиваются потребности общественного производства на макроуровне:
a) децентрализованные
b) валовой внутренний продукт
c) национальный доход
+ d) централизованные
e) национальное богатство

35. Объектами государственного финансового регулирования выступают:
+ a) отраслевая структура экономики
b) внутриотраслевые пропорции
c) внутрихозяйственные пропорции
+ d) территориальные пропорции
+ e) социальная структура общества

36. Самофинансирование характерно для:
a) всех экономических субъектов
b) только для организаций, основанных на частной собственности
+ c) для всех коммерческих организаций
d) для всех некоммерческих организаций
e) только для финансовых посредников

37. Методами государственного финансового регулирования воспроизводственных и отраслевых пропорций являются:
+ a) изменение налоговых ставок
b) различные формы поддержки нижестоящих бюджетов
c) трансфертные платежи
+ d) изменение амортизационной политики
e) бюджетное финансирование и другие формы поддержки субъектов хозяйствования

38. Укажите финансовые рычаги и способы воздействия на экономические процессы:
+ a) цены и тарифы
+ b) налоги
c) патентные пошлины
+ d) таможенные пошлины
+ e) бюджет

39. В составе финансовых стимулов развития производства и повышения его эффективности выделяют:
+ a) специальные финансовые льготы и санкции
+ b) поощрительные фонды
c) трансфертные платежи
+ d) бюджетные методы интенсификации производства
+ e) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов

40. Основные направления финансового воздействия на процессы общественного развития:
+ a) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства
b) проведение стабилизационных мероприятий
+ c) финансовое регулирование экономических и социальных процессов
+ d) финансовое стимулирование лучших результатов деятельности
e) финансовое перераспределение добавленной стоимости

41. Укажите на каких стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную (стимулирующую) финансовую политику:
a) экономического оживления
+ b) стагнации
c) экономического подъема
+ d) экономического спада
+ e) депрессии

42. Для сдерживающей политики характерно:
a) снижение налогов
b) увеличение государственных расходов
c) привлечение дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке
+ d) усиление налогового бремени
+ e) снижение государственных расходов

43. Субъектами финансовой политики являются:
a) управляющие фирмой
b) сферы и звенья финансовой системы
+ c) органы законодательной и исполнительной власти
d) население
e) субъекты хозяйствования

44. Типы финансовой политики:
a) классическая, регулирующая, бюджетная
b) регулирующая, распределительная, командно-административная
c) классическая, воспроизводственная, контрольная
+ d) классическая, регулирующая, планово-директивная
e) классическая, распределительная, директивная

46. Совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами — это:
+ a) финансовая политика
b) финансовая система
c) финансовый механизм
d) финансовые санкции
e) финансовые отношения

47. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, называется:
a) финансовой тактикой
+ b) финансовой стратегией
c) финансовым планированием
d) финансовым управлением
e) финансовым программированием

48. Слагаемые финансового механизма, если исходить из сфер функционирования финансов и не допускать дублирования:
+ a) финансовый механизм экономических субъектов
b) финансовый механизм коммерческих предприятий
c) финансовый механизм индивидуального предпринимательства
+ d) бюджетный механизм
e) налоговый механизм

49. Вид организации финансовых отношений определяет:
a) различные виды ресурсов используемых в экономической системе
+ b) способ выражения и проявления финансовых отношений в соответствующих финансовых ресурсах
c) конкретные виды бюджетных доходов
d) конкретные виды бюджетных расходов
e) конкретные виды межбюджетных трансфертов

50. Под формой организации финансовых отношений понимается:
a) установление механизма секвестирования расходов бюджета
+ b) установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов
c) установление механизма финансового регулирования общественного производства
d) установление механизма финансового стимулирования общественного производства
e) формирование элементов финансового механизма

51. Методами формирования финансовых ресурсов являются:
+ a) финансовый метод
b) бюджетный метод
+ c) метод кредитования
+ d) налоговый метод
+ e) страховой метод

52. Укажите на каких стадиях экономического цикла государство использует сдерживающую финансовую политику:
+ a) экономического подъема
b) экономического спада
+ c) экономического оживления
d) стагнации
e) депрессии

53. Совокупность мероприятий проводимых государством в области формирования и использования бюджетов всех уровней, называется:
a) бюджетным механизмом
+ b) бюджетной политикой
c) бюджетным правом
d) бюджетным планированием
e) бюджетным процессом

54. Для стабилизационной (стимулирующей) финансовой политики характерно:
+ a) увеличение государственных расходов
b) снижение государственных расходов
+ c) привлечение дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке
+ d) снижение налогов
e) усиление налогового бремени

55. Совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения называется:
a) финансовой системой
+ b) финансовым механизмом
c) финансовым правом
d) финансовой политикой
e) финансовой стратегией

56. Бюджетная политика подразделяется на:
+ a) политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней
b) политику в области государственного социального страхования
+ c) политику в области бюджетных расходов
+ d) политику в сфере межбюджетных отношений
e) политику в области социальной защиты населения

57. Субъекты управления финансами:
+ a) финансовый отдел
+ b) Министерство финансов
+ c) финансовая служба
+ d) финансовая дирекция
+ e) финансовое управление

58. Функциональные элементы управления финансами:
a) органы управления финансами
+ b) финансовое планирование и прогнозирование
+ c) оперативное управление
d) стратегическое управление
+ e) финансовый контроль

59. Высшим органом исполнительной власти в России является:
a) Президент РФ
b) Администрация Президента РФ
+ c) Правительство РФ
d) Совет Федерации
e) Государственная Дума

60. Стратегическое управление финансами осуществляется:
a) федеральными службами
+ b) Президентом РФ
+ c) Федеральным Собранием
d) федеральными агентствами
+ e) Правительством РФ

61. Оперативное управление финансами осуществляется:
+ a) министерствами
+ b) федеральными агентствами
c) Федеральным Собранием
+ d) организациями
+ e) федеральными службами

62. Совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования- это:
a) финансовый менеджмент
+ b) финансовое право
c) финансовая политика
d) финансовый контроль
e) финансово — правовые акты

63. Финансовое законодательство включает в себя:
+ a) налоговый кодекс
b) указ Президента
c) постановление Правительства
d) международные договора
e) письма, инструкции, изданные органами исполнительной власти

64. Укажите органы исполнительной власти подведомственные Министерству финансов РФ
a) Федеральная служба по финансовому мониторингу
b) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
+ c) Федеральная налоговая служба
+ d) Федеральная служба финансово — бюджетного надзора
e) Федеральная таможенная служба

65. Органы управления финансами в некоммерческих организациях:
a) совет директоров
+ b) попечительские советы
+ c) бухгалтерия
+ d) ревизионная комиссия
+ e) руководители некоммерческой организации

66. Органы управления финансами в коммерческих организациях:
a) ревизионные комиссии
b) попечительские советы
+ c) собрание акционеров
+ d) совет директоров
+ e) бухгалтерия

67. Своевременное зачисление налоговых платежей предприятий и организаций на бюджетные счета контролируют:
a) инспекции федеральной налоговой службы
+ b) органы Федерального казначейства РФ
c) отделения Пенсионного фонда РФ
d) территориальные финансовые органы
e) контрольно — ревизионные управления Министерств и ведомств

68. Функции Президента РФ:
a) рассмотрение проекта федерального бюджета
b) утверждение отчета об исполнении бюджета
+ c) подписание и обнародование закона о федеральном бюджете на соответствующий год
+ d) определение целей и задач финансовой политики в послании Федеральному собранию
e) исполнение федерального бюджета

69. Основные функции Министерства финансов РФ
a) проводит экспертизу отчетов об исполнении федерального бюджета
+ b) разрабатывает проекты законов в области налогообложения
+ c) организует исполнение федерального бюджета и составляет отчет об его исполнении
d) определяет финансово — бюджетную политику страны
+ e) осуществляет управление государственным долгом

70. Полномочиям депутатов Государственной Думы РФ соответствуют функции:
+ a) рассмотрение и утверждение федерального бюджета
+ b) рассмотрение и утверждение финансового законодательства
+ c) формирование Счетной палаты РФ
+ d) утверждение отчета об исполнении федерального бюджета
e) составление отчета об исполнении федерального бюджета

71. В системе управления государственными финансами Правительство РФ реализует следующие задачи:
+ a) разрабатывает и реализует финансовую политику в РФ
b) рассматривает и утверждает проект федерального бюджета
+ c) представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета
+ d) утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства
+ e) определяет задачи и функции федеральных органов исполнительной власти

72. Процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов — это:
a) финансовое планирование
b) финансовое прогнозирование
c) финансовый контроль
+ d) оперативное управление
e) стратегическое управление

73. Финансовое планирование способствует:
+ a) достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития отдельного субъекта и экономики в целом
b) сбору и анализу информации о финансовом состоянии управления всего объекта
c) эффективности принятых управленческих решений
d) сопоставлению текущих и плановых финансовых показателей
+ e) обеспечению устойчивых темпов экономического роста

74. Финансовые планы, утверждаемые в форме закона:
+ a) федеральный бюджет
b) бюджет Оренбургской области
c) консолидированный бюджет РФ
+ d) бюджет Пенсионного фонда РФ
e) сводный финансовый баланс региона

75. Финансовое планирование — это:
+ a) функциональный элемент системы управления финансами
b) элемент финансовой системы страны
c) элемент финансовой политики
d) элемент финансового механизма
e) элемент финансового контроля

76. Укажите методы расчета показателей финансовых планов, используемые в финансовом планировании:
+ a) экстраполяции
+ b) нормативный
c) математического моделирования
d) метод экстренных оценок
+ e) программно — целевой

77. Финансовые планы экономических субъектов:
+ a) смета доходов и расходов бюджетного учреждения
b) бизнес — планы предприятия
+ c) баланс доходов и расходов промышленного предприятия
d) бюджет г.Москвы
e) федеральный бюджет

78. Этапы финансового планирования
a) последующий контроль за выполнением текущего финансового плана
+ b) составление финансового плана как документа
+ c) расчеты по конкретным видам доходов и расходов на планируемый период
+ d) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах
e) оперативное управление выполнением плана текущего периода

79. Исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу называется:
a) финансовым планированием
b) финансовым программированием
+ c) финансовым прогнозированием
d) финансовой политикой
e) финансовым контролем

Финансы являются частью экономических отношений в об­ществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распреде­ление и перераспределение стоимости с помощью финансов соп­ровождается движением денежных средств в форме доходов, пос­туплений и накоплений, составляющих в совокупности финансо­вые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

Под финансовыми ресурсами понимаются де­нежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и ис­пользуемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворе­ние других общественных потребностей.

К источникам формирования финансовых ресурсов принято от­носить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторго­вых операций, внешних государственных заимствований, иност­ранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов – это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов, власти в результате финансового распределения. Ими являются: .амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяй­ствования будут оказывать влияние сфера деятельности (матери­альное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммер­ческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие орга­низации), организационно-правовая форма, отраслевые особен­ности, и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации – это денеж­ные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственнос­ти или распоряжении организации и предназначенные для выполне­ния финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирова­ния работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Выручка от реализации продукции, работ и услуг;

Выручка от прочей реализации (например, выбывших ос­новных фондов; производственных запасов и т.п.);

Внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиден­ды и проценты по ценным бумагам и др.);

Бюджетные средства;

Средства, поступившие в порядке перераспределения фи­нансовых ресурсов внутри вертикально интегрированных струк­тур и отраслей.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерчес­кой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование креди­том, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансиро­вание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммер­ческой организации (например, выплата дивидендов), матери­альное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации - это денеж­ные доходы, поступления и накопления, используемые для осущест­вления и расширения уставной деятельности организации. Органи­зационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников фи­нансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и ис­пользования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:

‐ взносы учредителей и членские взносы;

‐ доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

бюджетные средства;

‐ безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

‐ прочие источники.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания, Это могут быть рас­ходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и го­сударственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и. т.п.

Источниками финансовых ресурсов , находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кри­зиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:

‐ налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);

неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);

‐ безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);

‐ другие доходы.

Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономичес­кой, социальной, управленческой, укрепления обороноспособ­ности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важ­ные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государ­ственного и муниципального управления, укрепления оборонос­пособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осу­ществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресур­сах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих рас­ширенное воспроизводство. При формировании и использова­нии их финансовых ресурсов используются как фонды многоце­левого назначения, так и узкоцелевые.

Материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства. Они могут использоваться в фондовой и нефондовой формах. Отличительные признаки финансовых фондов: накопительный характер формирования, обособленный характер существования, целевой характер использования. Назначение таких фондов (например, бюджета, амортизационного фонда) - в подготовке условий, обеспечивающих удовлетворение постоянно меняющихся общественных потребностей. вечерний выпуск

Необходимость этого очевидна: деньги - абстрактны, их можно истратить практически на любую потребность - оплату труда, закупку сырья, приобретение оборудования и пр. Денежные фонды, как и ресурсы, имеют единое назначение - служить источником определенных финансовым законодательством или управляющим решением расходов, вложений, затрат. Но понятие финансовых ресурсов шире, чем денежных фондов. Финансовые ресурсы - целенаправленная совокупность денежных средств, способных к высвобождению (мобилизации) или дополнительной загрузке в оборот (иммобилизации). Денежные фонды формируются за счет ресурсов, но предполагают относительную стабильность, обособленность.

Как уже отмечалось ранее, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, который выполняет функции меры стоимости, средства обращения и средства накопления. Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения ВНП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях. По поводу их состава и содержания длительное время идет научная дискуссия. В финансовой литературе сложились две основные позиции.

Финансы имеют две функции - распределительную и контрольную.

Финансы имеют три функции:- образование доходов (накопление капитала); осуществление расходов - распределительная; контроль эффективности.

Нам представляется более обоснованной вторая позиция. Она расширительно толкует распределительную функцию, что вытекает из сущности категории финансов. Действительно, предпосылкой распределения и его началом служит поступление доходов (накопление капитала), т.е. образование ресурсов, формирующих фонды денежных средств. Выделение этой функции как самостоятельной и исходной особенно обоснованно на уровне финансов предприятий.

Распределительная функция заключается в том, что в финансовой системе концентрируются средства, направляемые затем на решение крупных народнохозяйственных проблем комплексного, межотраслевого характера. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.

Финансы связаны с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме. Благодаря этому они обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что является проявлением следующей функции финансов - контрольной.

4. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, источники их формирования.

Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Финансовые ресурсы - сумма средств, направленные на основные и оборотные средства предприятия. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально - вещественным воплощением самих финансовых отношений. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.

Классифицируются: по кругообороту (начальные и приращенные), по использованию (материализованные и те, что находятся в обороте), по праву собственности (собственные, предоставленные государством и заемные)

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне: I. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка. II. Налоги. III. Отчисления во внебюджетные фонды. IV. Платежи населения в местный бюджет. V. Прочие.

Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне: I. Прибыль. II. Амортизация. III. Кредитные инвестиции. IV. Страховые возмещения. V. Выручка от реализации выбывшего имущества. VI. Устойчивые пассивы. VII. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве. VIII. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов. IX. Доходы от продажи собственных ценных бумаг. X. Финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур. XI. Бюджетные субсидии. XII. Прочие.

Финансовые ресурсы делятся на : 1) централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например, бюджет)). 2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение производства (или оказание услуг) и удовлетворение социально - культурных потребностей работников предприятия.

Они направляются на следующие цели : a) капиталовложения; b) увеличение оборотных средств; c) финансирование НТП; d) проведение природоохранных мероприятий; e) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры); f) прочие аналогичные цели.

Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.

Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях : 1.финансовое обеспечение воспроизводственного процесса; 2.финансовое регулирование экономических и социальных процессов; 3.финансовое стимулирование экономики.

Воспроизводственные затраты - это прежде всего уставный фонд, в котором выделяются основные и оборотные средства. Для покрытия затрат необходимы деньги. Для расширения производства (увеличения элемента “C ”) надо привлекать дополнительные ресурсы.

Самый важный источник финансовых ресурсов - стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль). V + M - основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V , являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по 3-ем направлениям: 1.налоги (из зарплаты должны выплачиваться); 2.страховые платежи; 3.прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.) Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне. Существует 4 источника финансовых ресурсов из заработной платы (V ):1 . налоги в бюджет и внебюджетные фонды; 2 . уплата страховых взносов; 3 . покупка ценных бумаг; 4 . хранение средств на счетах в банках

Элемент М - прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов в полном oбъеме

Финансовые источники делятся на : 1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства); 2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Источники финансовых ресурсов на макроуровне: 1. ВВП (первая группа финансовых источников). 2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.). 3. Национальное богатство. 4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне: 1. Источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка дает возможность формировать ресурсы предприятия): внешняя экономическая деятельность предприятия; богатство предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно продать). 2. Средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении):зарплата(выступает в форме устойчивых пассивов); отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия). 3. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке - рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.): заемные средства; путем продажи акций и облигаций. 4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств: от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).

5 случаев высвобождения финансовых ресурсов из себестоимости : 1-й случай : при ускорении оборачиваемости; 2-й случай : при сокращении производства; 3-й случай : при сокращении запасов; 4-й случай : при сокращении материалоемкости; 5-й случай : замена собственных средств заемными.

7 направлений расходов финансовых ресурсов :1. капитальные вложения; 2. прирост оборотных средств; 3. прочие материальные затраты; 4. резервы; 5. социально - культурные потребности; 6. денежные выплаты населению; 7. помощь другим странам.

Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний.

С XVII в. до нас дошли работы Ю. Крижанича (1617–1683 гг.) и Г. Котошихина (1630–1667 гг.) . В работах Ю. Крижанича впервые формулируются проблемы управления финансами в широком контексте, когда финансовая система понимается как один из важнейших факторов укрепления государственности . В рукописи Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича», изданной в России в 1840 г., финансовые вопросы затронуты не в общегосударственном масштабе, а с позиции констатации отдельных видов доходов и расходов на примере царских приказов.
Дальнейшее становление и развитие финансовой науки связано с именами И.Т. Посошкова (1652–1726 гг.), И.Я. Горлова (1814–1890 гг.), В.А. Лебедева (1833–1909 гг.), И.И. Янжула (1846–1914 гг.), И.Х. Озерова (1869–1942 гг.) и др. Как и на Западе, сформировавшаяся в России к концу XIX в. наука о финансах имела очевидную направленность на государство.
Важную роль для своего времени сыграл «План финансов» (1810 г.) М.М. Сперанского (1772–1839 гг.), в котором основное внимание было уделено налоговой системе (ликвидация винных откупов, отказ от непроизводительных расходов) . Следующей вехой в развитии финансов в России был труд Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», изданный в 1818 г . Тургенев дал краткое описание истории возникновения налогов, сформулировал принципы налоговой политики, привел различные классификации налогов, подробно разобрал экономический смысл каждого налога, дал определения и трактовки различных видов капитала.
Особенность развития финансовой науки в России в рамках классической теории финансов состояла в том, что она, во-первых, в течение продолжительного времени тесно корреспондировала с финансовым правом. При этом подавляющее большинство книг по финансовому праву и финансовой науке в содержательном плане в значительной степени дублировали друг друга. Во-вторых, в университетах тех лет не было специальных программ подготовки экономистов и финансистов – эти специальности готовились на юридических факультетах университетов.
С.Ю. Витте отмечал, что «с конца XVII века под словом «финансы» стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства – его доходов, расходов и долгов, – понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства» .
В России накануне революции 1917 г. существовали и успешно развивались два самостоятельных направления – анализ баланса (в рамках балансо-ведения) и финансовые вычисления. Грянувшая революция внесла свой вклад в формирование финансовой науки. В 20-х гг. XIX в. финансы начинают трактоваться как отношения перераспределения общественного продукта и национального дохода (М.Г. Бронский, А.К. Шмидт, К.А. Шмелев). М.Г. Бронский писал, что при осуществлении товарно-денежных отношений финансовая система «занимается перераспределением национального дохода страны согласно целям и задачам экономической политики» .
В условиях государственной собственности на средства производства и плановой системы хозяйствования была разработана теория социалистических финансов (В.П. Дьяченко , А.М. Александров ). В дальнейшем оформились основные концепции финансов – распределительная (Л.A. Дробозина,
В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, В.Г. Чантладзе и др.), воспроизводственная (Д.А. Аплахвердян, П.С. Никольский, В.К. Сенчагов и др.) и императивная (Э.А. Вознесенский) .
С развитием рыночных отношений термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах– наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, то есть хозяйствующих субъектов . В последнее время методологические основы финансового менеджмента включаются в учебники по теории финансов как относительно самостоятельное направление финансовой науки . Современное состояние финансовой науки в России, логика ее структурирования, трактовка базовых разделов, категоричного и научного инструментария изложены в учебно-методических работах, вышедших в последние годы под редакцией Л.A. Дробозиной, А.М. Ковалевой, В.В. Круглова, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, О.В. Совеловой, С.И. Лушина, В.А. Слепова. Финансовый менеджмент представлен работами таких специалистов как И.А. Бланк, Л.П. Павлова, Г.Б Поляк, Е.С. Стоянова и др.

10. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений

Современное толкование понятия «финансовые отношения» позволяет определять их как органическую составную часть производственных отношений, которые выражают экономические связи в денежной форме между государством и отдельными субъектами хозяйствования .
Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают :
– между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
– между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
– между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
– внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
– между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
– между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.
Субъектами финансовых отношений выступают юридические и физические лица: государство, предприятия всех форм собственности, различные организации (в т. ч. кредитно-банковские), объединения, учреждения, граждане и прочие участники воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются денежные фонды целевого назначения. Объектами финансовых отношений являются финансовые ресурсы – денежные средства государства, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, физических лиц и прочих участников воспроизводственного процесса.
Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Так же как и в отношении финансов, в экономической среде отсутствует единый подход к определению экономического содержания финансовых ресурсов (табл. 3).

Таблица 3
Подходы к определению экономического содержания финансовых ресурсов


Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.
На основании вышеизложенного можно дать более расширенное определение финансовых отношений как отношений, возникающих между субъектами хозяйствования и государства в процессе аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств, а также использования их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

11. Финансовая система Российской Федерации, ее сферы, звенья и их взаимосвязь

На базе финансов формируется финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта . Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов» . Финансовая система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, налоговая полиция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.
Финансовая система страны образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризующуюся наличием ряда частей, разрезов, а также видов разных по назначению финансовых ресурсов и источников финансирования (рис. 4).


Рис. 4. Сферы финансовой системы Российской Федерации

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).
С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Основными в этой сфере являются государственные финансы , которые отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.
Существующие различия, как в функциональном назначении указанных сфер, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций (экономических субъектов); (2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); (3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).
Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. С учетом такой группировки финансовая система РФ подразделяется на следующие сферы и звенья (табл. 4) (отметим, что возможны и другие представления финансовой системы с обособлением тех или иных ее компонентов).

Таблица 4
Сферы и звенья финансовой системы

Финансовая система – это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений, а реализации целей отдельных сфер и звеньев служит разработка финансовой политики.

12. Институциональная структура финансовой системы государства

Институциональная структура – совокупность организаций, действующих в финансовом секторе экономики. На рис. 5 дано наиболее общее представление институциональной структуры . Финансовый сектор экономики можно рассматривать в широком и узком понимании.


Рис. 5. Институциональная структура финансовой системы страны

В первом случае к нему следует отнести как сами финансовые институты; так и контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов. Основное назначение финансовых союзов состоит в представлении и защите интересов групп финансовых институтов перед государством и общественностью.
Финансовые институты в рамках собственно финансового сектора (в узком понимании) включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам. Различают центральный эмиссионный банк, ответственный за проведение кредитно-денежной политики в стране и эмиссию банкнот и других кредитных денег, а также центральные банки, которые выполняют регулирующие функции в рамках определенных банковских групп, например центральные банки кооперативного кредита. Наиболее крупную группу банков образуют коммерческие банки, которые можно рассматривать как сердцевину финансовой и банковской систем.
В качестве небанковских или прочих финансовых посредников выделяют большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные банковские или «банкоподобные» функции. В группе небанковских финансовых посредников можно выделить две подгруппы:
1) институты, которые рассматриваются законодателями страны как кредитные (инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги);
2) институты, которые не считаются кредитными (страховые общества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые компании, дилерские компании и др.).
В экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем – сегментированную и универсальную. В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским . Это – фундаментальный признак. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Универсальные системы характерны для стран континентальной Европы. Классическим образцом такой системы считается немецкая. В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компании и ряда других видов услуг (страхование, трастовые операции). Типичными представителями сегментированных систем являются США, Великобритания и Япония.

13. Финансовая политика, ее сущность, структура и основные элементы

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. В зависимости от субъекта управления выделяют государственную финансовую политику и финансовую политику предприятий.
Государственная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны . Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства. Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
По целевым установкам финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и тактику. Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов. Финансовая стратегия и тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии. В настоящее время к финансовой стратегии относится завершение налоговой и бюджетной реформы, развитие пенсионной реформы и реформы социальной сферы. Примером финансовой тактики являются снижение ставки НДС и ЕСН, упорядочение бюджетного процесса.
На современном этапе известны три типа финансовой политики: классическая, планово – директивная, регулирующая . Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории (табл. 5).
К элементам финансовой политики можно отнести 1) налоговую, 2) бюджетную, 3) таможенную, 4) социальную, 5) инвестиционную политики и 8) политику в области международных финансов.

Таблица 5
Виды финансовой политики


В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу "особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу .
Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями финансовой политики предприятия могут быть: (1) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы; (2) избежание банкротства и крупных финансовых неудач; (в) лидерство в борьбе с конкурентами; (3) максимизация рыночной стоимости предприятия; (4) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; (5) рост объемов производства и реализации; (6) максимизация прибыли; (7) минимизация расходов; (8) обеспечение рентабельной деятельности и т. д. . Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия предопределяется прежде всего целями ведения бизнеса.
Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все в области финансов и не только. Она подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому курсу в области экономики.

14. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Практическое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Финансовый механизм составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения. Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов.
Влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу осуществляется, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, с другой – через величину финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и направляемых (инвестируемых) на удовлетворение потребностей общества (государства, его территориальных структур, хозяйствующих субъектов, граждан).
Структура финансового механизма очень сложна в связи с огромным разнообразием видов и форм организации финансовых отношений. Выделяют три группы, отражающие экономическое содержание финансов : механизм государственных и муниципальных финансов; финансовый механизм предприятия; страховой механизм.
Элементы финансового механизма:
– формы финансовых ресурсов;
– методы их формирования;
– система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
– организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Кроме того, в структуре финансового механизма выделяют функциональные звенья: финансовое планирование и прогнозирование; финансовые показатели, нормативы и лимиты; управление финансами; финансовые рычаги и стимулы; финансовый контроль. Применяется также деление финансового механизма на организационно-управленческие блоки: блок финансового планирования и прогнозирования; оперативного управления; финансового контроля. Функционирование финансового механизма обусловлено суммой финансовых ресурсов, выделяемых на конкретные цели, способами формирования финансовых ресурсов, а также тем, в каких формах и по каким каналам движутся денежные средства, на каких условиях они выделяются и используются. Финансовый механизм, приводящий в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование. При этом, чем выше уровень развития общества и его экономики, тем значительнее роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение реализуется с помощью самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования.