Теневые доходы. Теневая экономика: понятие, виды, признаки

Виды теневой экономики

"Теневая" экономика проявляется в трех формах.

  • 1. "Неофициальная", или "неформальная". К ней относятся подпольные цеха, незаконное предпринимательство в различных секторах национального хозяйства. Максимально возможный ущерб обществу наносится при производстве алкоголя, рыбной продукции, в области добычи, переработки и оборота сырья, драгоценных металлов, камней и др.
  • 2. "Фиктивная". Под видом официально зарегистрированной организации могут совершаться противоправные действия. Например, вывоз капитала из России по фиктивным контрактам или неуплата налогов, легализация криминального капитала, так называемый, "отмыв грязных" денег.

В 1997 г. в России за неуплату налогов было привлечено к ответственности около 600 человек, вынесено десять приговоров, один из которых был связан с лишением свободы.

Для сравнения в 1921 году во время нэпа за неуплату налогов было осуждено 26 тыс. человек.

3. "Черная". Это производство и продажа наркотиков, а также других запрещенных товаров, например оружия, мошенничество, вымогательство и иные преступления, в результате которых одни обогащаются, нанося вред другим, обществу и государству. Сюда, как правило, относят монополистические действия на рынке, ограничения конкуренции.

Отметим, что в реальной жизни бывает сложно отнести какое-то социально-экономическое явление к конкретной форме.

Факторы, способствующие развитию "теневой" экономики

Выделим отдельные факторы, способствующие успешному функционированию "теневой" экономики. По сути наличие этих факторов приводит к подмене легальных экономических форм нелегальными в силу роста трансакционных издержек. В результате происходит институционализация "теневой" экономики, а интегральный показатель экономической эффективности существенно сокращается. К этим фактором относятся:

  • 1) экономические :
  • 2) социальные :
    • низкий уровень жизни (доходов) населения способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;
    • высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;
    • значительная социальная дифференциация и стратификация общества;
  • 3) правовые :
    • несовершенство законодательства;
    • невысокая эффективность деятельности правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;
    • несовершенство государственных инструментов координации усилий по борьбе с различными экономическими преступлениями.

Теневая экономика получает широкое распространение обычно в странах с низкими показателями социально-экономического развития, несовершенным законодательством, высоким уровнем налогообложения, а также с чрезмерной бюрократизацией правил хозяйственной жизни и распространением коррупции. Все перечисленные процессы налицо в нашей стране и составляют основополагающую причину развития специфического организационно-технологического уклада – "теневых" экономических отношений.

Несмотря на ростовую тенденцию последних лет большая часть населения считает, что экономический кризис в России не преодолен и "теневая" экономика имеет самые крепкие позиции.

Вместо прежней командно-административной модели управления в стране сложилась не менее бюрократическая система, более коррумпированная модель. Основная причина фиксации новой системы экономических отношений сводится к тому, что усложнены правила экономической деятельности, задаваемые государством. Кроме того, эти правила в значительной мере корректируются и дополняются в соответствии с произвольными решениями бюрократического аппарата. Именно эта неотрегулированность экономической системы, размытость стимулов и высокие трансакционные издержки занятия продуктивной деятельностью видоизменяют процесс капиталообразования в экономике, что не может не сказаться и па инвестициях.

Если основной капитал как-то перераспределяется между легальным и нелегальным секторами экономики, то и осуществляемые инвестиции, необходимые для воспроизводства капитала "размываются" по названным секторам. Существуют самостоятельные эффекты внелегализации инвестиций при условии, что отдача от внелегальных видов деятельности приносит быстрый и значительный по величине доход.

Наблюдается проблема легализации предпринимательской активности, решению которой мешает ряд причин:

  • – недостаток финансовых ресурсов у людей, склонных к бизнесу;
  • – бюрократические препоны;
  • – рэкет властных структур и преступного мира.

Перечисленные причины выполняют функцию тормоза инвестиций в развитие крупного производства, мелкого и среднего бизнеса, поскольку резко увеличивают риски возврата вложенных средств. Как известно, в малом и среднем бизнесе опасность с точки зрения перспектив его интенсивного развития представляет не неудача (банкротство фирмы), а страх перед неудачей, потому что он трансформирует психическую основу бизнес-поведения и в значительной мере определяет мотивацию и степень вовлеченности людей в этот вид деятельности.

"Теневая" экономика оказывает двойное влияние на социально-экономическое развитие. С одной стороны, она способствует формированию более эффективных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживание хозяйствующих субъектов в критических ситуациях и – создает в деятельности традиционных сфер новые рыночных ниш, которые в перспективе могут стать легальными и быстро растущими рынками. С другой стороны, приводит к вытеснению официальных механизмов налогообложения и соответственно снижение объемов собираемых налогов, дезорганизации производственных процессов в официальной экономике, усилению криминогенной обстановки в обществе, расширению "размытости" принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение.

Сравнение результатов исследований, проведенных различными социологическими центрами, позволяет судить об изменениях в 1990-е гг. в "теневой" экономике:

  • первая особенность сводится к резкому увеличению доли населения, осуществляющего теневую деятельность;
  • вторая – выражается в том, что за годы реформ теневая экономика заняла в России качественно иные позиции, так что многие меры государственного воздействия оказываются бессильными;
  • третья – состоит в том, что "теневая" экономика выросла до масштабов параллельной экономики (так называемые эксполярные формы);
  • четвертая – теневая экономика образует симбиоз с "теневой" деятельностью представителей органов власти и активно утверждается в социальной и духовно-психологической сферах общества.

В то же время в обществе имеются социально-психологические предпосылки восстановления нравственных ограничителей и правовых табу, так как в массовом сознании нарастает недовольство процессами морального упадка и даже демонстративной вседозволенности. Например, 73,9% опрошенного населения считают совершенно недопустимым уклонение от уплаты налогов и финансовые махинации в крупном бизнесе. Вызывает большое раздражение у руководителей предприятий, вымогательство денежных средств в судах и прокуратуре, органах власти.

В массовом сознании растет понимание того, что "теневая" экономика наносит стране больше вреда, чем пользы. Об этом свидетельствуют сопоставимые материалы опросов. Это представляет собой важный ресурс для реализации новой государственной политики, направленной на развитие легальных экономических операций.

  • Новая экономическая политика.

Россия заняла четвертое место в топ-5 крупнейших теневых экономик мира, оценили эксперты: ее объем составляет 33,6 трлн руб., или 39% от ВВП страны. Хуже дела обстоят лишь у Украины, Нигерии и Азербайджана

Россия вошла в пятерку крупнейших теневых экономик, заняв четвертое место в рейтинге, куда включены 28 стран. Ее объем составляет 33,6 трлн руб., или 39% от прошлогоднего ВВП страны, отмечается в поступившем в РБК исследовании международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), посвященном оценке и прогнозу развития глобальной теневой экономики. Показатель теневой экономики в России — один из самых высоких в мире, он почти на 84% выше, чем в среднем по миру. Больший объем экономики в тени лишь у Украины (46% от ВВП, или 1,1 трлн грн), Нигерии (48% ВВП) и Азербайджана (67% ВВП). На пятом месте расположилась Шри-Ланка с показателем 38%.

Эксперты ACCA определяют теневую экономику как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или надзора. Наименьшие показатели объема теневого сектора по итогам 2016 года зафиксированы в США (7,8% ВВП), Японии (10%) и Китае (10,2%).

Доля теневой экономики в глобальном ВВП составила в 2016 году 22,66%, подсчитала ACCA. В ближайшие годы она будет сокращаться: до 22,5% в 2017 году, 22,1% в 2020-м и 21,4% в 2025 году, прогнозируют эксперты. В России показатель практически не меняется год от года: в 2011 году он составлял 39,33%, а к 2025 году останется на том же уровне — 39,3%, ожидает ACCA.

Методология

Исследование базируется на опросе ведущих предпринимателей, а также выводах двух групп экспертов. Одна команда специалистов занималась прогнозными проектировками и использовала метод сканирования горизонтов (horizon scanning) в отношении возникающих проблем и факторов, которые появятся в будущем, анализировала научную литературу и теоретические исследования, опрашивала экспертов на предмет дальнейшего развития теневой экономики и применяла метод «мягкого» прогнозирования, представляющий собой построение прогнозных сценариев. Другая команда применяла количественный метод, используя математический анализ для моделирования отношений, влияющих на теневой сектор, чтобы построить ряды количественных прогнозов и создать эконометрическую модель.

Оценка объема теневого сектора строится на двухсекторной модели расчетного общего равновесия, в которую включаются такие переменные, как потребительские расходы, инвестиции к ВВП страны, реальный ВВП на душу населения, занятость, налоги к ВВП страны, государственные расходы к ВВП страны и темпы роста ВВП, число интернет-пользователей на тысячу человек.

Теневая экономика в мире

В процессе исследования эксперты ACCA выделили две группы факторов — актуальные и формирующиеся, — которые определяют развитие теневых экономик. В первую группу вошли экономические и бизнес-факторы, социально-демографические, социальные и государственные. Во вторую группу помимо перечисленных эксперты добавили также научно-технологические. В настоящий момент уровень теневой экономики в мире можно снизить за счет улучшения качества бюрократии, усиления контроля над коррупцией и увеличения ВВП на душу населения; в России — посредством усиления борьбы с коррупцией, улучшения демократической подотчетности и роста ВВП, отмечается в исследовании.


В период до 2025 года теневую экономику будут поддерживать прежде всего факторы экономической группы. В пятерку важнейших из них опрошенные ACCA эксперты включили высокое налоговое бремя, рецессию в местных экономиках, сложность налоговой системы, замедление мировой экономики и легкость работы в неформальном секторе. Среди бизнес-факторов главными были признаны увеличение давления на бизнес, жесткая рыночная конкуренция и увеличение числа независимых работников; среди социодемографических — рост безработицы, повышение уровня бедности, ограниченный доступ к образованию; среди социальных — повышение уровня коррупции, отсутствие в сознании «категории вины» и низкий уровень выявления неформальной экономической деятельности.

Респонденты сошлись во мнении, что основную ответственность за развитие теневой экономики несет правительство. На второе место собеседники ACCA поместили граждан, которые должны либо воздерживаться от неформальной экономической деятельности, либо уведомлять о ней органы власти. Для властей в вопросе сокращения теневого сектора, по мнению опрошенных, первоочередными должны быть следующие задачи: снижение уровня коррупции, легализация отдельных секторов теневой экономики и их интеграция в легальную экономику; повышение прозрачности госуправления, усиление контроля в сфере уклонения от уплаты налогов (в частности, крупными корпорациями), использование технологий для мониторинга используемых населением моделей потребления и выявления незаконной деятельности и выработка более унифицированных законодательных норм.

На уровне стратегий собеседники ACCA обозначили пять направлений борьбы с теневой экономикой: увеличение числа транзакций, которые должны осуществляться через электронные платформы; усиление надзора над компаниями для обеспечения соблюдения законодательства; снижение уровня безработицы; увеличение инвестиций для создания возможностей для маргинализированных слоев населения; усиление спецслужб для выявления правонарушителей.

Теневая экономика в России

ACCA выделяет по три главных фактора, определяющих масштабы «тенизации» экономики в каждой стране. В России эксперты ставят на первое место контроль за коррупцией, на второе — «демократическую ответственность», а на третье — рост ВВП.

Одной из главных проблем для российской экономики называл теневой сектор министр экономического развития Максим Орешкин в интервью «Коммерсанту». Этот фактор искажает показатели экономического роста, подчеркивал он. Бюрократические системы могут функционировать по одному из трех принципов — конкуренция, принуждение или коррупция, и в России именно последняя лежит в основе механизма работы, говорит научный руководитель лаборатории антикоррупционной политики Высшей школы экономики Юлий Нисневич. При сохранении текущей политической системы снижение доли теневой экономики маловероятно, считает он.

ACCA определяет теневую экономику как деятельность, которая «намеренно скрывается от государственных органов». Росстат данные о теневой экономике в открытом доступе не публикует. Глава ведомства Александр Суринов в марте говорил «Ведомостям», что ее доля колеблется в районе 10-14% ВВП: «Есть секторы, где почти 50% ненаблюдаемой экономики, например сельское хозяйство, потому что там личные подсобные хозяйства. Операции с недвижимым имуществом — почти 50%: это люди сдают свои квартиры (рассчитать кредит). Торговля — примерно 10-11%, строительство — порядка 16-18%, серьезная доля; в образовании порядка 5-6% — это репетиторство».

По оценкам Росстата, скрытый фонд оплаты труда в стране (это доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) постоянно растет: с 2011 года он увеличился с 6,3 трлн руб. (10,6% ВВП) до 10,9 трлн руб. (13,4% ВВП) в 2015 году.

В то же время Росстат отдельно раскрывает показатель неформальной, но не криминальной занятости. В 2016 году ведомство долю занятых в неформальном секторе в 15,4 млн человек, или 21,2% от общего количества занятых, — это рекорд минимум за 11 лет. Теневой сектор охватывает приблизительно 40% занятого населения, отмечает директор Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Андрей Покида, именно такая доля сотрудников работают или подрабатывают и при этом не платят налоги. С 2001 года размер теневого сектора менялся несильно, людям продолжают платить зарплату в конвертах, а вторичная занятость не регистрируется, констатирует он.

1 Теневая экономика (такжескрытая экономика ,неформальная экономика ) - экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой,неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя илиобщинная экономики . Также включает в себя нелегальные,криминальные виды экономики , но не ограничивается ими.

Теневая экономика - это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.

“Теневую” экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, “теневая” экономика - это неконтролируемые государством и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа.

Теневая, “серая”, экономика, как правило, достаточно связана с “белой”, официальной экономикой , т.к. её важным элементом являетсялегализация преступных доходов .

Структура теневой экономики

Масштабы и характер деятельности в сфере ненаблюдаемой экономики варьируются в очень широких пределах - от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (вроде наркобизнеса), до дивиденда, которым “награждают” водопроводчика за починенный кран. Если попытаться типологизировать теневую деятельность, приняв за основной критерий ее отношение к “белой” (официальной) экономике, то вырисовываются три сектора ТЭ:

    вторая (“беловоротничковая”, фиктивная ) теневая экономика,

    серая (неформальная ) теневая экономика и

    черная (нелегальная , подпольная) теневая экономика.

2 методы измеренияя микро, прямые, косвенные (тетрадь)

3 Типологизация разновидностей теневой экономики (рис. 1.1, табл.1.1) по трем критериям - их связь с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности - выделяет следующие секторы теневой экономики:

    «вторая» («беловоротничковая»);

    «серая» («неформальная»);

    «черная» («подпольная») теневая экономика.

Таблица 1.1. Критерии типологизации теневой экономики

Критерий

«Беловоротничковая» теневая экономика

«Серая» теневая экономика

«Черная» теневая экономика

Субъекты

Менеджеры официального («белого») сектора экономики

Неофициально занятые

Профессиональные преступники

Объекты

Перераспределение доходов без производства

Производство обычных товаров и услуг

Производство запрещенных и дефицитных товаров и услуг

Связи с «белой» экономикой

Неотрывна от «белой»

Относительно самостоятельна

Автономна

«Беловоротничковая» («вторая») теневая экономика - это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой».

Под «беловоротничковой» преступностью, например в толковании американских федеральных судов, понимаются правонарушения, при совершении которых имеет место нанесение ущерба торговле, нарушение страховых и валютных правил, взяточничество со стороны должностных лиц, утаивание доходов от налоговых служб, растрата, мошенничество при почтовых операциях и т.д.

В целом «беловоротничковая» преступность означает, что:

    субъектами данного вида преступной деятельности преимущественно являются «порядочные» представители общества и деловых кругов - должностные лица и иные служащие субъектов хозяйствования;

    преступная деятельность осуществляется в сфере экономики и управления и использует легальную экономическую, хозяйственную, финансовую деятельность как свою основу и прикрытие;

    это преступления, совершаемые без применения насилия, нос использованием экономических методов, правовых «дыр» в законодательстве, служебного положения;

    это высокая степень организованности, многоэтапность преступной деятельности, проникающей во все сферы экономики;

    преступления совершаются с использованием самых совершенных технологий, включая компьютерную технику и средства телекоммуникаций, и та же техника позволяет маскировать средства, с помощью которых совершаются преступления.

«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) - запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. Это все виды деятельности профессиональных преступников, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее. Это не только основанное на насилии перераспределение - кражи, грабежи, вымогательство, но и производство товаров и услуг, разрушающих общество, например наркобизнес и рэкет.

В экономической литературе условно выделяют три группы субъектов теневой экономики:

    первая группа - сугубо криминальные элементы, находящиеся на ее вершине, и их рабочая сила: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты-грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки, коррумпированные представители органов власти и управления;

    вторая группа - теневики-хозяйственники (предприниматели, коммерсанты, банкиры, мелкие и средние бизнесмены, в том числе «челноки»);

    третья группа - наемные работники физического и умственного труда, мелкие и средние государственные служащие, более половины доходов которых составляют взятки.

4 В истории зарубежных исследований НЭ можно с неко-

торой долей условности выделить два этапа.

I этап (1970-е - 1980-е гг.): эмпирические исследования,

накопление первичной информации.

II этап (1980-е - 1990-е гг): углубленный экономико-

теоретический анализ, осмысление накопленной информации.

148 Часть II. Серая теневая экономика

Рассмотрим, как протекали эти исследования и каков

сформированный ими образ неформальной экономики зару-

бежных стран.

5 «Неформальность» в развивающихся странах. «Отцом»

нового научного направления по праву считается английский

социолог Кейт Харт1, «открывший» неформальную занятость

во время полевых исследований конца 60-х гг. в городских

трущобах Аккры, столицы Ганы - одной из отсталых стран

Африки2. К. Харт обнаружил, что горожане «третьего мира»

в значительной мере (или даже в большинстве) не имеют ни-

какого отношения к официальной экономической системе. Го-

родская экономика отсталых стран предстала как громадное

скопление мелких и мельчайших мастерских, лавок и иных

«микрофирм», снабжающих жителей городов простыми повсед-

невными товарами (едой, одеждой, транспортными услугами и

т. д.), не проходя никакой официальной регистрации, игнорируя

налоговые и иные требования правительства к бизнесу.

Характерным примером такого синтеза идей

«старого» и «нового» институционализма стала концепция эко-

номиста из Перу Эрнандо де Сото, которая вызвала бук-

вально революцию в представлениях о неформальной эконо-

мической деятельности.

«Десотианская революция». Опубликованная в 1989 г.

монография Э. де Сото «Иной путь»43 произвела подлинный

переворот в представлениях зарубежных исследователей о роли

и значении теневой экономики в современном рыночном хо-

168 Часть II Серая теневая экономика

зяйстве. Именно концепция «Иного пути» определяет сейчас

новую, преобладающую в литературе парадигму теорий не-

формального сектора экономики.

7 Государства с переходной экономикой. Для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, зависимость между долей государственных расходов в ВВП и масштабами теневой экономики оказывается обратной. Масштабы теневой экономической деятельности лавинообразно возрастают по мере сокращения государственных расходов. Наблюдался эффект вытеснения государства подпольным бизнесом "один к одному": на каждый процентный пункт падения доли государственных доходов в ВВП приходится в среднем увеличение доли теневой экономики в ВВП тоже на один процентный пункт.

Причины этого явления получили освещение в российской экономической литературе(4) . Важнейший вывод состоит в том, что сокращение государственных расходов является ключевой причиной снижения эффективности государственных институтов и способности государства обеспечивать исполнение законов и сбор налогов. Результатом является массовое сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и ее криминализация.

В свою очередь, изменение величины расходов, направляемых на поддержание, укрепление и развитие государственных институтов имеет достаточно четкую зависимость от модели перехода к рынку. Рассмотрим выявленные особенности.

1. Что такое «теневая экономика», какова ее структура? Какие виды деятельности относят к теневому сектору?

Теневая экономика -- это вся хозяйственная деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами.

Теневая экономика -- это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью

Структура теневой экономики

Неформальная экономика («серый рынок») -- в принципе законные экономические операции, масштаб которых скрывается или занижается хозяйствующими субъектами, как, например, трудовой наем без оформления, нерегистрируемые ремонтно-строительные работы, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другие способы уклонения от налогов.

Криминальная экономика («черный рынок») -- экономическая деятельность, запрещенная законом в любой экономической системе и в подавляющем большинстве стран: наркобизнес, контрабанда, проституция, рэкет и др.

Фиктивная экономика - предоставление взяток, индивидуальных льгот и субсидий на основе организованных коррупционных связей

Основными причинами существования и роста теневой экономики являются:

Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным -- от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок.

При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры в развивающихся странах, тем больше данный сектор экономики. Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания.

Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.

В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают неоформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги.

Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм -- ещё один способ скрыть следы своей деятельности.

Автономная некоммерческая организация "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства" (НИСИПП) выдвинула версию основных на 2007 год причин "ухода в тень":

Основной причиной ухода в тень были и остаются высокие налоговые ставки. Важнейшим "неналоговым фактором" респонденты считают коррумпированность государственного аппарата: "неформальные выплаты" при получении лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности. Следующая по степени важности причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на "личной" основе, и т.д.). (Статья из «Российской газеты»)

Государственное вмешательство в экономику. Считается, что удельный вес теневого сектора прямо зависит от степени государственною регулирования, тяжести налогового бремени и эффективности налогового администрирования, а также от масштабов коррупции и организованной преступности. Уход в «тень» нередко вызывается громоздким бюрократическим механизмом регистрации бизнеса (так, в конце 90-х гг. для регистрации фирмы в России было необходимо получить согласие 54 инстанций, а в Финляндии -- 5). Другой причиной является нежелание или невозможность уплаты чрезмерно высоких, по мнению экономических агентов. налогов. Так, в России во второй половине 90-х гг. фирмы при соблюдении законов должны были уплачивать в виде налогов свыше половины вновь созданной стоимости, что для начинающих предпринимателей было особенно нетерпимо в условиях «первоначального накопления капитала». Уклонению от налогов способствовала и слабость налогового администрирования. Фирмы могли получить индивидуальные налоговые льготы или погашать свои обязательства перед государством «по договоренности», т.е. платили столько, сколько считали нужным. Характеризуя причины существования теневой экономики, следует учитывать национальную специфику, например уходящую в далекое прошлое традицию недоверия государству в Италии.

Кризисное или депрессивное состояние национальной экономики, которое влечет за собой рост безработицы и снижение жизненного уровня широких слоев населения. Часть пострадавшего от кризиса населения пытается заняться малым предпринимательством, но при наличии высоких административных барьеров (установленных властями правил, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения хозяйственной деятельности, например получения лицензии на занятие данным видом бизнеса) и других трансакционных издержек при входе на рынок эти предприниматели вынуждены вступать в теневые отношения, например вести свое дело без официальной регистрации.

Ломка общественных отношений, особенно переход от одной экономической системы к другой, ведет к тому, что экономический кризис переплетается с кризисом социальным и моральным, что ведет к разрастанию криминального сегмента теневой экономики, что и происходило в России в 90-е гг. Как показывает опыт ряда стран с переходной экономикой, по мере кристаллизации рыночных отношений и преодоления системного кризиса криминальная составляющая теневой экономики ослабевает.

2. В чем заключаются методы борьбы с теневым бизнесом? Насколько эффективны эти методы?

Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трех основных направлениях:

  • -- На предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников;
  • -- На мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей;
  • -- На формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.

По первому направлению государство действует следующим образом. Во-первых, средствами рекламы и пропаганды создается негативный образ теневому бизнесу, через СМИ подчеркивается его вредное воздействие на экономику и общество, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу. Во-вторых, правоохранительными органами ведется активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства. В-третьих, пресекается нелегальная предпринимательская деятельность на стадии ее формирования, а ее организаторы берутся на учет и подвергаются административным и уголовным наказаниям.

Сокращение численности незаконных предприятий и предпринимателей осуществляется за счет оперативно-розыскных мер правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием организаторов теневого бизнеса.

Третье направление борьбы с теневым бизнесом включает в себя создание благоприятных условий для развития легитимного предпринимательства. Государственные органы совместно с представителями общественных организаций и легального бизнеса вырабатывают систему организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, связанных с облегчением функционирования официально зарегистрированных коммерческих структур. В перечень мер, улучшающих среду бизнеса, входят:

  • - Улучшение налогового климата;
  • -- Снижение административного давления на легальный бизнес;
  • -- Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;
  • - Помощь в кредитовании бизнеса;
  • -- Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;
  • -- Создание системы бизнес-инкубаторов, обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов.

С целью увеличения эффективности мер по борьбе с теневым бизнесом, государственными структурами привлекаются к сотрудничеству в данном вопросе такие заинтересованные стороны, как легальный бизнес и общественные организации.

3. Возможно ли быстро, только при помощи законодательных мер сократить теневой сектор до общепринятых размеров? Ответ обоснуйте

Невозможно, так как приизменении законодательств без учета интересов компаний это приведет только к ухудшению ситуации. Многии компании тоже уйдут в теневую экономику, тем самым только увеличив ее процент в стране.

4. Каким образом проводимая в России административная реформа может повлиять на сокращение теневой экономики?

Административная реформа, сможет заставить большинство компаний работать по законодательству, тем самым приводя к уменьшению теневой экономики. Многие компании при этом выйдут на «чистое» ведения бизнеса, тем самым так же снизив ее процент.

5. Как Вы думаете, возможно ли в целом победить теневую экономику? Если бы это случилось, можно ли сказать, что последствия этого были только положительными?

Возможно, при условии изменения законодательства соблюдая условия компаний и подстраиваясь под них, а так же снизив налоги. При таких условиях будут не только положительные но и отрицательные моменты, государство не сможет регулировать законодательство в полной мере, а так же не сможет изменять размер налогов, так как это приведет снова к увеличению теневой(серой) экономики.

6. Представьте себе, что человек ищет работу и не находит, поскольку бизнесу не выгодно создавать новые рабочие места из-за высоких налогов на зарплату, прибыль и др. Человеку не на что существовать, ему нечем кормить семью, и он идет работать на «теневое» предприятие. Кто виноват в этом? Каковы последствия такого выбора?

Последствия данного решения это рост серой экономики. Виноваты в этом наиболее крупные компании, которые в большей мере используют теневую экономику для сокращения расходов, а так же государство которое не учитывает условия более мелких видов бизнеса, тем самым заставляя платить такие же, равные налоги, как и крупные компании которые играют на теневом рынке. Тем самым более мелкие компании вынуждены уходить в тень.

В России принят Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Документ обязывает участников рынка (банки, страховые компании, брокерские конторы и др.) сообщать специально создаваемому государственному контрольному органу обо всех «подлежащих обязательному контролю» операциях граждан и организаций. В список обязательно контролируемых попала львиная доля финансовых операций россиян. В частности, к ним относятся практически все операции с ценными бумагами, все банковские операции с крупными суммами денег, переводы средств за рубеж. А также все операции, хоть чем-то отличающиеся от абсолютно стандартных, вроде коммунальных платежей. Более того, банкам предписано сообщать и о других подозрительных, с их точки зрения, сделках.

Насколько эффективен такой метод борьбы с теневым бизнесом? Не нарушаются ли права человека в этом случае? Какие гарантии должно предоставить государство банкам и гражданам? Как Вы думаете, практикуется ли такой метод контроля за рубежом?

За рубежом к примеру в европе скорее всего нет, возможно такие же меры приняты в США. Эффективность данного метода мала, так как саи по себе такие методы, заставляют компании и людей искать другие способы проведения операций, сделок и тд. Тем самым снова повышая рост теневой экономики. Я считаю данные методы борьбы прямым нарушением прав человека, так как это сугубо личная информация, а так же человек сам в праве распоряжаться своим имуществом. Гарантии от государства должны быть о неразглашении информации, а так же обеспечение контроля проведения операций, плюс возможно государственное страхование определенных операций или же ценных бумаг и тп.

7. Чем отличаются друг от друга такие два понятия как «теневая экономика» и «скрытая теневая экономика»?

теневая экономика хозяйственный предприниматель

Скрытая теневая экономика - экономика, укрываемая в целях избежать налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам

Теневая экономика -- сфера деятельности, направленной на извлечение прибыли, скрытой от налогообложения.

В одном из социологических опросов россияне отвечали на вопрос, что они понимают под теневой экономикой. Для одних это были подпольные (трикотажные, кондитерские и прочие) цеха. Для других - скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих - операции с так называемым "черным налом" - с неучтенными наличными деньгами. Каждый из интервьюируемых был прав, но если суммировать высказывания всех, то это будет еще далеко не полный перечень "ликов" теневой экономики.

Все теневые экономические деяния можно разделить на три группы. Первая - это неофициальная экономика (ее еще называют второй, параллельной, неформальной). Те самые подпольные цеха, незаконное предпринимательство в различных секторах народного хозяйства. Наибольший ущерб обществу наносят они при производстве алкоголя, рыбной продукции, в области добычи, переработки и оборота драгоценных металлов и камней.

Удивительным парадоксом нашей экономической статистики является то, что к теневой экономике, к ее неформальной, неофициальной группе, принято относить товары и услуги, отнюдь не подпольно произведенные в домашнем хозяйстве.

Получается это потому, что в валовой внутренний продукт (сумму всех товаров и услуг, произведенных в стране) включается и продукция частных хозяйств. Выращенный на личных огородах картофель, например. Поскольку эта продукция прошла "мимо кассы", мимо государства, то ее производство и потребление формально попадает в категорию теневой экономики. Хотя понятно, что подобная "теневая экономика" представляет собой типичное натуральное хозяйство - следствие недостаточно развитых производительных сил. Никому - ни обществу, ни личности - вреда подобная деятельность не наносит, скорее наоборот. Позволяет снизить напряженность на рынке труда, дает средства к существованию. В целом это признается: налогами товары и услуги домашнего хозяйства не облагаются.

Вторая группа - это фиктивная экономика. За ширмой официально зарегистрированной организации (коммерческой или общественной), совершаются противоправные действия. Например, вывоз капитала из России по фиктивным контрактам или неуплата налогов. Налогообложение - один из самых болезненных узлов российской экономики, клубок множества проблем. Упомяну только одну - ответственность за неуплату налогов. В 1997 году в России за это преступление было привлечено к ответственности около шестисот человек. Для сравнения: в 1921 году (время нэпа) за неуплату налогов было осуждено 26 тысяч человек. В Москве, где сосредоточены крупнейшие российские капиталы, в прошлом году вынесено десять приговоров и только один связан с лишением свободы.

К фиктивной экономике также относится легализация криминального капитала, так называемый отмыв грязных денег.

По данным МВД РФ, ежегодный доход организованных преступных группировок в России достигает 10 триллионов неденоминированных рублей. Сумма настолько громадна, что естественно появление в нашей прессе предложений каким-то законным образом "простить" преступное прошлое этим деньгам, чтобы можно было включить их в народное хозяйство. Но здесь важно помнить следующее. Во-первых, за подобными капиталами действительно стоят преступления, и не только финансовые, но зачастую самые настоящие уголовные. Во-вторых, обладатели преступных денег вовсе не ставят перед собой патриотических целей. Легальные деньги нужны им, чтобы не надо было скрывать большие траты. В-третьих, грязные деньги, превратившись в чистые, вновь идут на финансирование преступных организаций, то есть реинвестируются в криминальную деятельность. С их помощью лоббируются политические интересы преступного мира. Денег на это не жалеют. По имеющимся в Московском институте МВД РФ данным, до пятидесяти процентов доходов преступных сообществ идут на подкуп государственных должностных лиц.

Кроме того, в предпринимательскую среду привносятся нравы и обычаи криминального мира. Как следствие растет социальная напряженность: снижаются стимулы к производительному честному труду, идея "чистого" бизнеса теряет привлекательность, происходит отток частных, в том числе иностранных, инвестиций законопослушных агентов рынка.

Преступники хорошо знают способы отмывания денег, а вот честным гражданам иногда не понятно, почему под это определение попадает приобретение антиквариата, строительство особняков, владение дорогостоящим автомобилем по доверенности. Полотно известного живописца, роскошный загородный коттедж - это овеществленные деньги, ведь то и другое можно продать, и полученная сумма будет уже вполне легальной. Вспомните героя известного кинофильма "Берегись автомобиля", продавца электроники, у которого ничего не было своего: машина, дача, квартира - все было оформлено на других лиц. Этот тип теневика не исчез и в наши дни, даже стал более ловким: с помощью подставных лиц он покупает контрольные пакеты акций действующих предприятий, вывозит валюту за границу во время туристических и деловых поездок, делает множественные мелкие вклады в коммерческие банки и так далее.

Третья группа теневой экономики - черная экономика: производство и продажа наркотиков, разбои, грабежи, кражи, вымогательство и иные преступления, в результате которых одни люди обогащаются, нанося вред другим, обществу и государству. К этой же группе относятся монополистические действия на рынке, ограничение конкуренции, например.

Итак, теневая экономика проявляется в трех формах: неофициальной, фиктивной и черной. Надо сказать, что в реальной жизни иногда бывает сложно отнести какое-то явление к конкретной форме. Например, получение официальным должностным лицом премии за якобы сделанную работу, скажем, якобы прочитанные лекции, с одной стороны, относится к черной экономике (взяточничество), а с другой - к фиктивной (отмывание незаконно полученных денег). Но это уже проблемы классификации, которые не столь важны.

Причины разрастания теневой экономики в России, казалось бы, ясны: экономический кризис, инфляция, скоротечная приватизация, отсутствие необходимой правовой базы, то есть нужных законов. Но как тогда объяснить существование теневой экономики в стабильном обществе?

Зародыш экономической преступности кроется в товаре - элементарной клеточке рыночного хозяйства. Всякий товар заключает в себе противоречие между двумя своими свойствами - потребительной стоимостью и просто стоимостью. Если продавца интересует стоимость товара (цена), то покупателя - потребительная стоимость (предельная и общая полезность). Первый желает продать товар дороже, чем он действительно стоит, второй, наоборот, приобрести дешевле реальной стоимости.

На страже справедливого рыночного обмена стоит государство, облекающее эту справедливость в форму юридических законов и наказывающее нарушителей в соответствии с уголовным, административным, гражданским и другими кодексами. Поэтому сильное государство - гарантия того, что теневая экономика не захватит большую часть национального хозяйства страны.