К методам финансовой деятельности не относятся. Финансы и финансовая деятельность государства

Сущность финансовой деятельности раскрывается на отдельных стадиях, которыми и определяются особенности ее осуществления.

1. На стадии формирования централизованных и децентрализованных фондов происходит образование бюджетных фондов (Государственного бюджета Украины и местных бюджетов), децентрализованных фондов.

2. На стадии распределения денежных средств финансовая деятельность осуществляется на трех уровнях:

а) на уровне формирования денежных фондов, которое происходит, например, при поступлении денежных средств в бюджеты;

б) собственно распределение, которое охватывает движение денежных средств, уже закрепленных за определенными бюджетами, на финансирование определенных государственных задач и функций;

в) перераспределение, осуществляемое через механизмы косвенных налогов, пошлин, трансфертных платежей.

3. На стадии использования государственных денежных средств финансовая деятельность осуществляется по разным направлениям (отраслям, регионам и др.).

4. Завершающей стадией является контроль за движением денежных фондов. Он характеризуется определенным своеобразием. Если первые три стадии движения денежных фондов и финансовой деятельности последовательно идущих друг за другом и окончание одной предполагает начало следующей стадии, то контроль отличается определенной двойственностью:

а) с одной стороны, он носит сквозной характер и осуществляется на каждой стадии движения денежных средств;

б) с другой стороны, выступает как итоговый этап в движении денежных ресурсов, сочетая итогово-отчетные действия.

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с ряда принципов, основные из которых закреплены Конституцией Украины.

Принцип законности означает осуществление финансовой деятельности на всех этапах движения денежных фондов при четкой регламентации их нормами финансового права, возможности применения государственного принуждения.

Принцип плановости предполагает осуществление финансовой деятельности в строго упорядоченной, последовательной, сбалансированной форме при детальном закреплении процедур, порядка движения этих средств.

Принцип гласности выражается во взаимосвязи движения финансовых потоков, соотношение и сбалансированности различных потоков, денежных фондов, доведении до граждан, других субъектов сущности проектов финансово-правовых актов, итоговых актов по результатам их применения.

Принцип системности означает осуществление финансовой деятельности взаимосвязанных институтов финансовой системы в условиях соподчинения, взаимопроникновения элементов финансовой системы государства (бюджетной системы, кредитной системы, обязательного государственного страхования, финансов предприятий).

Принципы финансовой деятельности, характеризуя и раскрывая ее содержание, создают условия осуществления функций финансовой деятельности. В основном они отражают и детализируют основные функции финансов, хотя и отличаются некоторым своеобразием. К ним относятся основные направления финансовой деятельности:

1) организация денежного обращения;

2) формирование денежных фондов;

3) распределение и использование денежных ресурсов;

4) организация финансового контроля.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами (способами, приемами), при которых государство, уполномоченные им органы осуществляют мобилизацию, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Под методами финансовой деятельности необходимо понимать конкретные приемы и способы, с помощью которых государство осуществляет формирование, распределение и использование соответствующих централизованных и децентрализованных фондов. Учитывая наличие трех общих направлений в финансовой деятельности государства, возможна следующая классификация методов ее осуществления:

а) методы формирования средств фондов;

б) методы распределения средств фондов;

в) методы использования средств фондов;

В основе выбора конкретного метода финансовой деятельности лежит несколько факторов:

1) стадия финансовой деятельности государства, движение денежных фондов;

2) форма собственности на денежные средства, которые переходят государству;

3) источник государственных доходов;

4) цели, на которые используются денежные ресурсы на конкретном этапе развития государства;

5) соотношение между доходами и расходами, на покрытие которых они направляются.

Методы финансовой деятельности дифференцируются в зависимости от стадий движения денежных фондов.

1. Методы мобилизации денежных ресурсов:

а) метод обязательной мобилизации реализует безусловные императивные обязанности их выполнения, гарантии. Реализуется прежде всего через формы налоговых платежей, других безусловных и обязательных сборов. Императивно определяется и гарантируется вид платежа, плательщик, объект, ставка, размер, сроки, способы обеспечения и др.;

б) метод добровольной мобилизации предполагает преимущественно диапозитивные способы обеспечения финансовых поступлений, механизмы кредитования (вклады населения, приобретение государственных ценных бумаг, лотерейных билетов и др.).

2. Методы распределения денежных ресурсов:

а) метод финансирования является целевой, плановой, бесплатной и безвозвратной передачей государственных денежных средств из бюджетов на определенные цели, задачи, реализацию государственных функций;

б) метод кредитования означает целевую, возмездное, срочное и поворотную передачу денежных средств, осуществляется на платной основе. Этот метод объединяет два различных по содержанию способа: государственное и банковское кредитование, хотя последнее частично относится к сфере публичного регулирования.

Методы финансирования и кредитования могут подразделяться на различные подвиды в зависимости от цели использования средств, источников их формирования, организационно-правовых режимов субъектов.

Так, к видам финансирования относятся: 1) дотации; 2) субвенции; 3) субсидии.

Дотация - выделение денежных средств кому-либо в целях восполнения недостатка собственных средств. Различают два вида дотаций: 1) выделяются предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинам; 2) бюджетная дотация - бесплатная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета ниже, не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами.

Бюджетная дотация, которая носит целевой характер, называется субвенции. ее предоставления ниже бюджета осуществляется с четким определением расходования средств. В случае нарушения условий их использования субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет. Не использованные в течение бюджетного года субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет с одновременным предоставлением отчета об израсходованных суммах.

Право местных бюджетов на получение дотаций и субвенций закреплено в ст. 97, ст. 108 Бюджетного кодекса Украины.

Под субсидией (от лат. ЗиЬзийиит - помощь, поддержка) необходимо понимать оказания помощи в денежной или натуральной форме физическим или юридическим лицам, органам местного самоуправления или другим из государственного или местного бюджетов, а также специальных целевых фондов.

Субсидия применяется как способ сбалансирования доходов и расходов лиц, которым она выделяется и всегда носит целевой характер, поскольку предоставляется для финансирования конкретных мероприятий и учреждений.

По методу кредитования, то его особой формой является государственный кредит, в котором заемщиком или кредитором выступает государство или органы местного самоуправления.

3. Методы использования денежных ресурсов связаны с расходованием денежных фондов и подразделяются:

а) в зависимости от направленности расходования:

Пообъектный - предполагает направление денежных ресурсов на финансирование определенных объектов (имущественных комплексов и др.);

Посубьектний - выделение и передача денежных средств отдельным субъектам (конкретным распорядителям или получателям бюджетных средств - отдельным лицам, категориям лиц или регионам)

б) в зависимости от формы поступления денежных ресурсов:

Безналичные денежные перечисления, расчеты;

Наличные денежные средства.

Методы финансовой деятельности не являются застывшими формами реализации движения денежных фондов, его обеспечения. Естественно, они могут меняться со временем, приобретать новое содержание. В основе этих изменений лежат преобразования самого государства, изменения ее задач. Так, например, с начала 90-х годов XX в. достаточно активно развивался метод обязательных мобилизаций, усложнялась налоговая система Украины.

Следует признать, что распределение методов в зависимости от направлений финансовой деятельности весьма условный, поскольку фонды не являются абсолютно обособленными и часто может складываться ситуация, когда вследствие корреспонденции средств двух или более фондов для одних применения какого-либо из вышеупомянутых методов служить приемом формирования фондов, а для корреспондирующих фондов - распределением или использованием.

Существуют и другие, чем указанные выше, методы осуществления финансовой деятельности.

Юридической формой осуществления финансовой деятельности является финансово-правовые и финансово-плановые акты, издаваемые уполномоченными органами государства. Осуществление классификации таких актов возможно при различных оснований. Так, по юридическим свойствам различают нормативные и индивидуальные финансово-правовые акты.

Нормативные финансово-правовые акты устанавливают общие положения для регулирования целой группы однородных финансовых отношений, обращенные к широкому кругу лиц, рассчитанные на долгое время действия и неоднократное применение. Например, Закон Украины "О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства" от 09.04.99 г..

Индивидуальный финансово-правовой акт связан с конкретными финансовыми правоотношениями и направлен в каждом конкретном случае на их установку, изменение или прекращение, то есть выступает в роли юридического факта: например, решение Председателя районной налоговой инспекции о применении финансовых санкций. Такой акт рассчитан на однократное (разовое) применение, обращенный к определенному лицу, выданный по конкретному вопросу и теряет свою силу или надлежащим исполнением, или отменой его принятым органом (или выше), или признание его недействительным в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В связи с особым значением планирования в финансовой деятельности в системе финансово-правовых актов выделяют особую группу финансово-плановых актов. К ним относятся: государственный и местные бюджеты, единые сметы учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, кассовый план НБУ и др.

Финансово-плановые акты принимаются в процессе финансовой деятельности государства и содержат конкретные задачи в области финансов на определенный период, то есть планами по мобилизации, распределения и использования финансовых ресурсов. По юридическим свойствам их нельзя отнести ни к нормативным, ни к индивидуальным финансово-правовых актов, поскольку они содержат признаки и тех, и других.

По юридической природе финансово-правовые акты подразделяют на законодательные и подзаконные. В зависимости от того, какими органами выдаются такие акты, их классифицируют на: 1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) считается, что они могут выделить и акты судебных органов.

При классификации финансово-правовых актов, в зависимости от компетенции органов, которые выдают, они могут быть разделены на: 1) акты органов общей компетенции; 2) акты органов специальной компетенции; 3) акты государственной власти; 4) акты органов местного самоуправления.

Классификация форм финансовой деятельности может осуществляться на различных основаниях:

а) по юридическим формам, свойствами:

Правовая - форма финансовой деятельности, осуществляемой посредством принятия и реализации финансово-правовых актов. их можно классифицировать по нескольким направлениям (по юридическим свойствам; по юридической природе, за органами, которые принимают и др.), но подробнее эти вопросы будут рассмотрены при анализе финансово-правовых норм, финансового законодательства;

Неправовое - форма финансовой деятельности, не связанная с правовым выражением. Чаще всего она, правда, производная, связанная с правовыми формами, иногда связана с пробелами в праве;

б) по организационным формам:

Создание централизованных фондов денежных средств;

Формирование децентрализованных денежных фондов;

В сфере бюджетной деятельности;

В сфере налогового регулирования;

В сфере кредитования;

В сфере валютного регулирования;

В сфере финансового контроля.

Методы финансовой деятельности государства также принято разделять на соответствующие группы:

  • а) методы формирования денежных фондов;
  • б) методы распределения денежных фондов;
  • в) методы использования денежных фондов.

В первой группе методов финансовой деятельности государства -- методов формирования денежных фондов -- ведущая роль принадлежит методу обязательной мобилизации, которая состоит в принудительном и безвозмездном изъятии части денежных средств у их собственников в пользу государства. Этот метод предусматривает установление:

вида платежа;

точного его размера;

срока платежа;

обязательной угрозы за нарушение срока или размера платежа в виде пени, штрафов.

Метод добровольной мобилизации денежных средств включает в себя проведение лотерей, выпуск государством облигаций, других ценных бумаг, добровольные взносы граждан и т.п.

Распределение мобилизованных государством денежных средств в его финансовые фонды также обеспечивается только ему присущими методами.

В практике финансовой деятельности государства по распределению средств, собранных в его централизованные фонды, прежде всего в Государственный бюджет, наиболее распространенным является метод финансирования -- безвозвратного, безвозмездного, целевого, планового отпуска денежных средств из централизованного фонда. Если финансовые ресурсы выделяются из Государственного бюджета, то это бюджетное финансирование. При выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств, финансирование приобретает характер ведомственного. При наличии в составе финансовой системы внебюджетных фондов, как это имеет место в Украине, может иметь место финансирования из внебюджетных фондов. То есть вид финансирования определяется тем, из какого государственного фонда средств выделяются деньги.

Если деньги выделяются безвозмездно и безвозвратно из вышестоящего бюджета нижестоящему или любым субъектам хозяйствования с целью покрытия дефицита собственных средств, то такое выделение является дотацией. В теории и на практике различают два вида дотаций:

помощь, которая предоставляется предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинами;

бюджетная дотация -- безвозмездная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая не носит целевого характера и выдается в случае превышения расходов над доходами. Эта дотация по своему характеру является методом бюджетного регулирования.

Тем не менее в сравнении с бюджетными дотациями, как убеждает общественная практика, значительно более прогрессивными являются такие методы бюджетного регулирования, как субвенция и субсидия.

Субвенция -- это бюджетная дотация, которая носит целевой характер. Она применяется как метод бюджетного регулирования для сбалансирования нижестоящих бюджетов. Субвенция выдается нижестоящему бюджету с четко определенным назначением как государственная финансовая помощь на программы и мероприятия, направленные на поддержку гарантированного законодательством минимума социальной обеспеченности населения регионов, где такой минимум не обеспечивается собственными бюджетными доходами по независящим от них причинам экономического развития. Субвенции могут направляться на развитие социально-культурной, бытовой сферы, решение проблем занятости и др. В случае нарушения условий их использования субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет. Не использованные на протяжении года субвенции возвращаются в вышестоящий бюджет вместе с отчетом об израсходованной сумме.

В практике финансовой деятельности государства встречается и такой метод как субсидия -- денежная помощь, которая предоставляется государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным государственным органам, другим государствам. Как метод бюджетного регулирования субсидия применяется с целью сбалансирования региональных и местных бюджетов, укрепления их доходной базы и всегда передается безвозвратно и безвозмездно из вышестоящих бюджетов нижестоящим. Субсидии также имеют целевой характер.

Наиболее распространенным методом прямого субсидирования в Украине в настоящий момент является налоговый кредит -- т.е. отсрочка уплаты налога на доходы, которые предоставляется предприятию налоговой инспекцией на условиях возвратности, срочности, возмездности, при наличии согласия финансового органа, который контролирует выполнение бюджета.

Качественно отличную группу методов финансовой деятельности государства составляют методы использования денежных ресурсов государственных фондов. Среди них прежде всего следует назвать метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств.

Формируя финансовую систему, государство одновременно определяет, какие денежные фонды и для каких именно потребностей ему необходимы. Создавая, например, государственный Пенсионный фонд Украины, государство определяет цели и задачи этого фонда, то есть устанавливает его назначение. Тем самым оно определяет каким именно способом будут расходоваться средства этого фонда.

Таким же распространенным методом финансовой деятельности государства по использованию денежных фондов является метод установления государством в лице его соответствующего органа порядка использования средств, полученных из соответствующего денежного фонда. Средства, полученные из государственного фонда, всегда имеют точное назначение и могут расходоваться лишь на те цели, на которые они были выделены.

Как метод финансовой деятельности на завершающем этапе существования государственных финансов государство использует также установление порядка и нормативов распределения прибыли государственных хозяйствующих субъектов. Устанавливая эти нормативы, государство тем самым определяет характер использования данных прибылей, т.е. опять же речь идет о целевом назначении средств.

Чрезвычайно важным методом финансовой деятельности государства на этом этапе является также установление компетентными государственными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств. Путем финансовых нормативов и лимитов государство устанавливает минимальные и максимальные границы, а довольно часто -- конкретные однозначные размеры выделения и расходования денежных средств на ту или иную операцию или единицу измерения (стоимость койко-места в больницы, стоимость обучения и воспитания одного ученика в средней общеобразовательной школе или в школе-интернате, минимальная зарплата государственного служащего и т.д.).

К этой группе методов относится также метод планирования, метод финансового контроля и ряд других.

4. Существуют следующие методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (см. схему 3):

а)налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;

б)метод добровольного привлечения денежных средств - в форме вкладов населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг;

в)метод взимания сборов и пошлин, т.е. платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т.п.);

г)метод страхования - образуются страховые фонды;

д ) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Методы мобилизации фондов денежных средств │

└────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌──────────┬─────────────┼────────────┬────────────┐

│ │ │ │ │

▼ │ ▼ │ ▼

┌───────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │ ┌───────────────────┐

│Налоговый метод│ │ │Метод добровольного │ │ │ Взимание сборов │

│ │ │ │привлечения денежных│ │ │ и пошлин │

│ │ │ │ средств (вклады, │ │ │ │

│ │ │ │ гос. займы и др.) │ │ │ │

└───────────────┘ │ └────────────────────┘ │ └───────────────────┘

┌──────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Метод проведения │ │ Эмиссия денег │

│ страхования │ │ │

└──────────────────┘ └───────────────────┘

Схема 3. Методы мобилизации фондов денежных средств

Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств - относятся:

а)финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б)кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в)выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей , осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 4).

│ Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств │

└──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

│ 1. Финансирование ├─┼─┤ 2. Кредитование │

└────────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────┐

│3. Выплата страховых возмещений,├─┴─┤ 4. Расчеты │

│ пенсий, пособий, выигрышей │ │ │

Схема 4. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств

Осуществление финансовой деятельности обусловлено объективным существованием финансов. Финансы (от лат. finire) представляют собой экономические отношения, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения денежных средств аккумулируются и распределяются государственные денежные средства (см. схему 5).

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в обществе. С помощью финансов происходит распределение (перераспределение) национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции, или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом; к этим отношениям относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Финансы │

└───────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

└───────────────┬────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

┌───────────────┴────────────────┐ ┌─────────────────┴────────────────┐

│ Система стоимостных (денежных) │ │ Денежные фонды, мобилизуемые и │

│ отношений, в процессе которых │ │ используемые государством и │

│ формируются государственные │ │ муниципальными образованиями

│ и муниципальные денежные фонды │ │ для реализации своих функций │

│ в результате распределения и │ │ │

│перераспределения национального │ │ │

│ дохода │ │ │

└────────────────────────────────┘ └──────────────────────────────────┘

Схема 5. Понятие финансов

В свою очередь, совокупность всех финансовых институтов (групп экономических отношений) в их взаимосвязи образует финансовую систему (см. схему 6):

1. Государственные финансы включают в себя централизованные финансы, аккумулированные в бюджетной системе, в том числе бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и др.).

2.Институт финансов предприятий , учреждений и организаций объединяет децентрализованные финансы: 1) предприятий, функционирующих на коммерческих началах; 2) учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

3. Институт кредитования образуют : 1) финансы, аккумулированные в банковской системе; 2) государственный кредит.

4. Институт страхования. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.


┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Финансовая система │

└──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┘

┌────────────────┬─────────────────┼───────────────┬─────────────────┐

│ │ │ │ │

┌───────┴───────┐ ┌─────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ ┌─────┴─────┐ ┌────────┴───────┐

│Государственные│ │ Финансы │ │ Кредитование │ │Страхование│ │Местные финансы │

│ финансы │ │предприятий,│ │ │ │ │ │ │

│ │ │учреждений, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │организаций │ │ │ │ │ │ │

└────────┬──────┘ └──────┬─────┘ └──────┬───────┘ └────┬──────┘ └────────────────┘

┌─────┴──────┐ │ ┌──────┴───────┐ │

│ │ │ │ │ │

┌──┴───┐┌───────┴───────┐ │ ┌──────┴────────┐┌────┴─────┐ │ ┌────────┐┌──────────────┐

│Бюджет││Государственные│ │ │Государственный││ Финансы │ │ │ Бюджет ││ Внебюджетные │

│ ││ внебюджетные │ │ │ кредит ││банковской│ │ │ ││ фонды │

│ ││ фонды │ │ │ ││ системы │ │ │ ││ │

└──────┘└───────────────┘ │ └───────────────┘└──────────┘ │ └────────┘└──────────────┘

┌─────────────┴─┐ ┌─────────┴─┬─────────────┐

│ │ │ │ │

┌──────┴─────┐┌────────┴─────┐ ┌───┴──┐┌───────┴─────┐┌──────┴────┐

│ Финансы ││ Финансы │ │Личное││Имущественное││Другие виды│

│коммерческих││некоммерческих│ └──────┘└─────────────┘└───────────┘

│организаций ││ учреждений, │

│ ││организаций и │

│ ││ общественных │

│ ││ организаций │

└────────────┘└──────────────┘


Схема 6. Финансовая система государства

5. Местные финансы. В соответствии с законодательством местные финансы включают средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Финансовую деятельность осуществляют все органы государства и муниципальных образований. В то же время ее значимость и специфический характер обуславливают необходимость формирования специальных субъектов, наделяемых соответствующей компетенцией в сфере финансов. К ним в первую очередь относятся Министерство финансов РФ и Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Важнейшую роль в процессе проведения финансовой деятельности играет Министерство финансов РФ , Положение о котором утверждено ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г . В соответствии с названным Постановлением министерство является федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности , производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Положением закреплен ряд полномочий Министерства финансов (см. схему 7).

Для реализации перечисленных полномочий в структуре Министерства финансов РФ образованы следующие департаменты (см. схему 8).

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб (см. схему 9).


┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Полномочия │

└──────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┐

┌─────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Вносит в Правительство РФ │ │Принимает нормативные правовые│ │ │

│проекты федеральных законов, │ │ акты в сфере финансов п. 5.2 │ │ Осуществляет │

│ нормативных правовых актов │ │Постановления Правительства РФ│ │ │

│Президента РФ и Правительства│ │ от 30.06.2004 г. │ │ │

│ РФ в сфере финансов │ │ "О Министерстве финансов РФ" │ │ │

└─────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘ └───────────────────────┬─────────────────────┘

┌──────────────┬─────────────────┬─────────────────┬───────────────────┬──────────┴┬─────────────┐

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

┌────────────┐┌───────────────┐┌─────────────────┐┌───────────────┐┌───────────────┐┌───────────┐┌─────────────┐

│составление ││представление в││ управление ││ выполнение ││ управление ││ сбор, ││ организацию │

│ проекта ││ правительство ││ средствами ││ функций ││государственным││обработку ││перечисления │

│федерального││ отчетности об ││стабилизационного││ эмитента ││ долгом РФ ││ и анализ ││межбюджетных │

│ бюджета ││ исполнении ││ фонда ││государственных││ ││информации ││ трансфертов │

│ ││ федерального ││ ││ ценных бумаг ││ ││о состоянии││ │

│ ││ бюджета ││ ││ ││ ││ финансов ││ │

└────────────┘└───────────────┘└─────────────────┘└───────────────┘└───────────────┘└───────────┘└─────────────┘


Схема 7. Полномочия Министерства финансов РФ


┌─────────────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌──────────────────┐

│ Департамент │ │Департамент│ │Департамент│ │ Департамент │ │ Департамент │

│административный │ │ бюджетной │ │налоговой и│ │ международных │ │ финансовой │

│ │ │ политики │ │таможенно- │ │финансовых отношений,│ │ политики │

│ │ │ │ │ тарифной │ │ государственного │ │ │

│ │ │ │ │ политики │ │ долга и │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ государственных │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ финансовых активов │ │ │

└────────┬────────┘ └─────┬─────┘ └─────┬─────┘ └──────────┬──────────┘ └─────────┬────────┘

│ │ │ │ │

└────────────────┴─────────────┴───┬──────────────┴──────────────────────┘

┌──────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

│ Департамент │ │ │ Департамент │

бюджетной политики│ ┌─────────────────────┴──────────────────────┐ │ регулирования │

│ в сфере ├──┤Центральный аппарат Министерства финансов РФ├──┤ государственного │

│ государственной │ └─────────────────────┬──────────────────────┘ │ финансового │

│ военной и │ │ │ контроля, │

│правоохранительной│ │ │ аудиторской │

│ службы и │ │ │ деятельности, │

│ государственного │ │ │бухгалтерского учета│

│оборонного закона │ │ │ и отчетности │

└──────────────────┘ │ └────────────────────┘

┌───────────────────┬─────────┴────────────┬────────────────┐

┌─────┴──────┐ ┌──────────┴──────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌─────┴─────┐

│Департамент │ │ Департамент │ │ Департамент │ │ Правовой │

│межбюджетных│ │ бюджетной политики │ │бюджетной политики│ │департамент│

│ отношений │ │в отраслях социальной│ │ в отраслях │ │ │

│ │ │ сферы и науки │ │ экономики │ │ │

└────────────┘ └─────────────────────┘ └──────────────────┘ └───────────┘


Схема 8. Структура Министерства финансов РФ


│ Министерство финансов РФ │

┌──────────────────────────────────────────────────────┐

│ осуществляет координацию и контроль деятельности │

│ находящихся в его ведении │

└───────────────────────────┬──────────────────────────┘

┌────────────┬────────────┬────────────┬─────────────┬───────────────────┐

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

┌───────────┐┌───────────┐┌───────────┐┌────────────┐┌────────────┐┌───────────────────────┐

│Федеральной││Федеральной││Федеральной││Федеральной ││Федерального││Контроль за исполнением│

│ налоговой ││ службы ││ службы ││ службы по ││казначейства││Федеральной таможенной │

│ службы ││страхового ││финансово- ││финансовому ││ ││ службой нормативных │

│ ││ надзора ││бюджетного ││мониторингу ││ ││ правовых актов по │

│ ││ ││ надзора ││ценных бумаг││ ││ вопросам исчисления и │

│ ││ ││ ││ ││ ││ взимания таможенных │

│ ││ ││ ││ ││ ││ платежей, определения │

│ ││ ││ ││ ││ ││ таможенной стоимости │

│ ││ ││ ││ ││ ││товаров и транспортных │

│ ││ ││ ││ ││ ││ средств │

└───────────┘└───────────┘└───────────┘└────────────┘└────────────┘└───────────────────────┘


Схема 9. Взаимодействие Министерства финансов РФ с федеральными службами

» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

  • экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансовая система РФ, ее состав

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Единство финансовой системы РФ

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).

Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Принципы финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы осуществления финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов , специально созданных для управления финансами и для осуществления в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья : бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства . Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам ; ; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет .

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

  • Российской Федерации;
  • Российской Федерации;
  • Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

    Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

    По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

    По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

    • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
    • подзаконные.

    Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

    К финансово-плановым актам относятся:
    • основной финансовый план государства — РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
    • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
    • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
    • финансовые планы страховых организаций;
    • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
    • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
    • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

    Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РФ, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы.

Основная цель - выполнение программ финансового развития.

Функции финансовой деятельности:

1. Образование государственных муниципальных денежных форм.

2. Распределение государственных ресурсов.

3. Использование государственных ресурсов.

4. Государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов.

5. Эмиссия денежных средств (знаков).

Аспекты финансовой деятельности:

    Экономический - финансовая основа базируется на экономических законах, рычагах и стимулах.

    Организационно-технический - деятельность носит специальный характер по организации счетов, учёту и сбору денег

    Правовой аспект - ФД осуществляется особым методом.

Методы финансовой деятельности государства - это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субьекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы:

1) методы собирания денежных средств;

2) методы распределения и использования.

К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод - с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие важнейшие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездности и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций). Финансовая деятельность государства осуществляется через органы, которые руководят и направляют ее в соответствии с наделенными полномочиями. Практически все органы государства и органы местного самоуправления занимаются финансовой деятельностью. Под формой финансовой деятельности государства понимают структуру, порядок образования и организации высших органов власти, установленных в государстве. Финансовая деятельность обладает своими собственными принципами :

1. Принципы финансовой, налоговой, политики, экономического пространства, защита всех форм собственности.

2. Принципы соблюдения финансовой дисциплины и правил.

3. Принципы целенаправленности в распределение и использование финансов.

4. Принцип полноты, реальности и гласности финансовой деятельности.

5. Принцип финансовой самостоятельности РФ, СРФ и МО.

6. Принцип планированности финансовой деятельности.

Формы финансовой деятельности:

1. Правовая - Финансовые правовые акты (ФПА) - смешанные, нормативные. ФПА - финансовый план который принят в форме акта (бюджет).

2. Не правовая - организационные отношения не принимающие правовые формы имеющий локальный характер (перевод денежных средств).

Средства финансовой деятельности :

Правовые нормы;

Бухгалтерские нормы;

Коммуникационно-технические нормы;

Операционные нормы.

Виды финансовых фондов (основные):

1. По отношению к уровню власти:

а) Государственные:

Региональный фонд.

Федеральный фонд.

б) Государственные средства передаются в муниципальную собственность или в распоряжение органов местного самоуправления.

2. По отношению к бюджету:

а) Бюджетные фонды - это фонды денежных средств, организованные на общие нужды.

ДОХОДЫ -> количественный признак. РАСХОДЫ -> Роспись по направлению на общие нужды. б) Внебюджетные фонды - создаются ВБФ и носят целевой характер.

в) Децентрализованные (рассредоточенные) фонды – денежные средства, переданные в оперативное управление или хозяйственное веденье государственным (муниципальным) предприятиям или иным хозяйствующим субъектам.