Органы государственного управления финансами. Управление государственными финансами

Система финансов Российской Федерации – это сферы и звенья финансовых отношений и связанные с ними и органы управления финансами в РФ.

Управленческая финансовая деятельность подчиняется целям и задачам финансовой политики, финансовому и связанному с ним законодательству. В управлении участвует государственная власть и органы местного самоуправления.

Управление финансами: субъекты и объекты

Субъекты управления финансами – совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление. Согласно структуре финансовой системы РФ по видам объектов управления различают

— управление государственными и муниципальными финансами, финансами субъектов РФ;

— управление финансами хозяйствующих субъектов (финансы предприятий и организаций, финансы автономных учреждений и общественных фондов, финансы индивидуальных предпринимателей, действующих без регистрации юридического лица).

Элементы управления финансами — это управление

— бюджетами;
— внебюджетными фондами;
— страхованием;
— финансово-кредитными учреждениями.

Субъекты управления:

— законодательные органы (принимают законы о финансах и финансовой деятельности);
— исполнительные органы управления финансами в РФ (направляют, регулируют и контролируют финансовые процессы);
— финансовый аппарат коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий и учреждений.

Органы управления финансами в РФ

На общегосударственном уровне управление финансами осуществляют

1) Президент Российской Федерации.

Функция – бюджетное послание (сообщение о внутренней и внешней политике государства, формулировка основных принципов финансовой политики на определенный период).

2) Парламент (Государственная Дума, Совет Федерации).

— принятие федеральных законов;

— утверждение федерального бюджета и контроль над его исполнением.

3) Правительство РФ.

Задача – разработка федерального бюджета, бюджетов государственных и внебюджетных фондов.

4) Министерство финансов РФ.

Задача – осуществление финансовой политики.

5) Федеральная налоговая служба.

Контролирует правильность исчисления и внесения в бюджет налогов.

6) Федеральная таможенная служба.

Контролирует исчисление и внесение таможенных платежей.

Наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета. Отвечает за формирование денежно-кредитной политики.

8) Счетная палата РФ.


Контролирует расходование федеральных средств согласно финансовому законодательству.

Таким образом, органы законодательной и исполнительной власти осуществляют стратегическое .

За оперативное управление отвечают министерства, федеральные службы и агентства. Региональные и местные органы управления финансами в РФ подчиняются общегосударственным.

Влияние работы контролирующих органов на экономику

Органы управления государственными финансами во всех странах лишь отчасти определяют развитие рыночной экономики, однако же эта часть всегда достаточно весома. В нее входит:

Определение приоритетных направлений деятельности в государстве. Возможность регулировки данной сферы обеспечивает стимулирующая функция финансов, благодаря которой при принятии тех или иных решений на государственном уровне отчасти можно формировать локальный рынок.

Установка и дальнейший контроль правил работы на внутреннем рынке, включая законодательную базу, приоритетные сферы, налоговый пресс.

Обеспечение бюджетных сфер работы государства: образования, медицины и прочего.

Устойчивость курса именно национальной валюты.

Обеспечение и контроль работы предприятий в стратегически важных отраслей.

Формирование и управление государственным бюджетом.

Устойчивость банковской системы внутренней за счет контроля национального банка.

Пресечение экономических преступлений на всех уровнях.

Анализ развития экономики, предоставление гражданам развернутых данных мониторинга различных экономических отраслей.

Есть сферы, в которых влияние государственных органов несколько ниже, среди них:

Курсы на . Здесь важную роль будет играть скорее внешнеполитические факторы для государства и лишь в отдельных случаях оно может взять контроль над валютным рынком вручную. Обычно это случается в кризисные периоды.

Развитие частных банков и кредитных организаций (при нормальном состоянии рыночной экономики).

Деятельность международных корпораций и фондов, в особенности, зарегистрированных на территории других государств.

Работа предприятий, функционирующих вне стратегически важных сфер.

Сущность управления государственными и муниципальными финансами

оптимизации управление государственные финансы

Управление финансами - набор стимулов и наказаний для стремительного решения поставленных задач казенной политики.

Объектом управления выступает система финансов через регулирование совокупности финансовых отношений. В настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов РФ, практически, не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую, даже, по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. Кроме того, противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов и формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются наличием ряда макро-экономических проблем, резкими различиями в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, неопределенностью бюджетного статуса муниципальных образований. Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Оперативное управление;

Финансовый контроль

Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований. С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.



В последнее время много говорится о смене курса реформ, а точнее -- об адекватных подходах к финансовой стратегии развития общества. Но речь идет не об отказе от основ рыночной экономики -- в моделях рыночной экономики всегда присутствуют характерные национально-государственные черты и отличительные особенности. Современная ситуация в Российской Федерации ярко свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.

Главными проблемами в области государственных и муниципальных финансов являются: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; совершенствование налоговой системы; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; совершенствование бюджетного федерализма; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики, укрепление финансового контроля и др.

Система управления государственными финансами

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:

Зависимость от конечной цели;

Макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

Соответствие интересам всех членов общества;

Использование экономических законов;

учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Цель управления финансами -- обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

Система управления финансами представлена на рис. 1. В результате реализации финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

Президент РФ определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.

Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.

4. Министерство финансов РФ (Минфин России) -- центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

5. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Рис. 1. Система управления государственными финансами РФ


6. Система Банка России является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

7. Счетная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Финансовое планирование -- это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

Особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

Отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем. В настоящее время особое внимание уделяется среднесрочному финансовому планированию (на два-три года) в качестве основы для разработки годовых и перспективных бюджетов.

Финансовое прогнозирование -- предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средне- (5--10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, оно предназначено для выработки концепции финансовой политики на определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, их источников формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает:

Построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

Корреляционно-регрессионный анализ;

Непосредственную экспертную оценку.

Финансовое программирование -- метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

Для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;

Повышения эффективности расходования государственных средств;

Прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических (ресурсных) факторов. При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели. Программирование как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики активно используется в современной практике финансового планирования.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Непосредственным предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег. Финансовый контроль способствует:

Сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

Обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

Выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;

Обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

Эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

Максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней.

Таким образом, финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового).

Введение Актуальность проблемы заключается в том, что на современном этапе
развития России финансовые средства активно аккумулируются из одной
отрасли в другу; они являются одним из ключевых вопросов,
связывающих нашу страну с другими на международной арене.
Объект работы: государственные органы, в чью компетенцию входит
регулирование финансовой сферы РФ.
Предмет работы: такие органы, как Федеральное собрание,
Правительство РФ, Министерство финансов, Счетная палата,
таможенный комитет РФ и структуры налоговых взысканий.
Цель работы состоит в анализе функций государственных органов,
управляющих финансами.
Задачи работы:
-Раскрыть сущность понятия «финансы», их функции и ступени;
-Указать, каким структурам подотчетны финансовые вопросы;
-Выявить функции всех указанных органов и их отличие друг от друга.
15.09.2017
2

1. Сущность понятия «управление финансами» 1.1. Определение понятия «управление финансами»

Управление
финансами

это
комплекс
мероприятий, совокупность стратегий и приемов,
направленных
на
достижение
высоких
финансовых
результатов
и
повышение
эффективности финансовой системы в целом.
Управление финансами представляет собой
действия государства, связанные с проведением
общей финансовой политики, координацией
финансовых ресурсов, разработкой финансового
законодательства.
В любом обществе государство использует
финансы для осуществления своих функций и
задач, достижения определенных целей.
15.09.2017
3

1.2. Аспекты управления финансами

Управление финансами имеет два основных аспекта:
инвестиционный. Здесь основной вопрос: «В каком количестве и куда
вкладывать свои средства?»;
финансовый: «Где взять деньги на совершение тех или иных вложений?».
15.09.2017
4

1.3. Функции государственного управления финансами

финансовое прогнозирование
финансовое
прогнозирование:
органами управления финансами
состояния, прогноз перспектив;
оценка
общего
финансовый анализ
финансовый
анализ: сбор необходимой
информации и ее оптимизация;
контроль
денежныхсредств
средств и их
контрольсостояния
состояния денежных
учет выступает в качестве обратного звена в
общей цепи;
оперативное
оперативноерегулирование
регулирование помогает быстрее
реагировать на сложные ситуации и
принимать верные решения;
планирование финансовых ресурсов подразуме
планирование
вает
четкое
определение
параметров
экономической системы.
15.09.2017
5

2. Органы государственного управления финансами

Федеральное
собрание
Правительс
тво
Президент
Таможенный
комитет
Налоговые
службы
15.09.2017
Счетная
Палата
ФИНАНСЫ
Министерст
во финансов
6

2.1. Президент РФ

Функции Президента в финансовой сфере:
Информирование Федерального Собрания о направлениях финансовой
политики;
Осуществление кадровых назначений;
Финансовый контроль через специально созданный контрольный орган;
Подписание и обнародование федеральных законов, в т.ч. и финансовых.
15.09.2017
7

2.2. Федеральное собрание

Федеральное собрание
Совет Федерации:
Государственная Дума:
назначает и снимает с
должности
заместителя
Председателя ЦБ;
принимает
проект
федерального бюджета после
утверждения
в
Государственной Думе
принимает ФЗ, связанные с
финансами, налогами;
назначает и снимает с
должности Председателя ЦБ
и Счетной палаты
15.09.2017
8

2.3. Правительство РФ

Правительство РФ разрабатывает и
представляет Государственной Думе
федеральный бюджет и обеспечивает
его исполнение, а также представляет
Госдуме отчет об исполнении бюджета.
Правительство РФ также обеспечивает
проведение в РФ единой финансовой и
денежно-кредитной политики.
Выполняет
функцию
главного
организатора,
регулятора
и
координатора
деятельности
по
оперативному
государственному
управлению финансами и кредитом.
15.09.2017
9

10. 2.4. Министерство финансов

Главным
органом,
осуществляющим
текущее
управление
Главным
текущее
управление
государственными
финансов
государственными финансами,
финансами, является Министерство финансов
Российской
Российской Федерации.
Федерации.
К функциям Минфина относятся:
разработка проекта федерального
бюджета
составление отчета об исполнении
федерального бюджета
финансовый контроль и надзор в
финансово-бюджетной сфере
управление
государственным
внутренним и внешним долгом РФ
координация бюджетной и денежнокредитной политики
15.09.2017
10

11. 2.5. Счетная палата

Основными задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за
своевременным использованием доходных и
расходных статей государственного бюджета;
определение
эффективности
и
целесообразности расходов государственных
средств;
финансовая экспертиза проектов федеральных
законов,
нормативных
правовых
актов
федеральных органов государственной власти;
регулярное предоставление Совету Федерации
и Государственной думе информации о ходе
исполнения
федерального
бюджета
и
результатов
проводимых
контрольных
мероприятий.
15.09.2017
11

12. 2.6. Налоговые органы

Налоговые органы РФ – единая система
контроля за соблюдением налогового
законодательства РФ
Выявление суммы сокрытого от Взыскание дополнительных
платежей в доходы бюджета
налогообложения дохода, сокрытой
(заниженной) прибыли
12

13. 2.7. Государственный таможенный комитет

К
основным
задачам
комитета относятся:
Таможенного
проведение налоговых
налогам,
взимаемым
органами;
проверок по
таможенными
проверка документов, связанных с
исчислением
и
уплатой
налогов,
взимаемых налоговыми органами;
приостановление
операций
налогоплательщиков по счетам в банках
при
неисполнении
таможенного
законодательства;
взимание недоимок по налогам, а также
сумм
штрафов,
предусмотренным
налоговым законодательством.
15.09.2017
13

14. Заключение

В наши дни управление финансами является очень важной сферой
деятельность как граждан и предприятий, так и государства.
Финансовое
управление

это
совокупность
мероприятий,
обеспечивающих эффективное функционирование финансовой системы в
целом. К основным действиям регуляции финансов на уровне государства
являются финансовое прогнозирование, финансовый анализ, контроль за
обращением финансов, оперативное регулирование и планирование
последующих поступлений или отступлений.
Почти в каждом государственном органе есть какая-либо функция,
связанная с финансовым регулированием. Однако в основном изучению
подлежат Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание,
делящееся на Государственную Думу и Совет федерации, Министерство
финансов, Счетная Палата, таможенный комитет РФ и налоговые органы.
15.09.2017
14

15. Список использованных источников

Абрамова М.А. Финансовая система. – СПб: Кнорус, 2016. – 26 с.
Загородников С.В. Финансы и кредит. – М: Научная книга, 2016. – 162-170 с.
Лушин Ф.И. Государственные финансы. - М: Экономистъ, 2007. – 239 с.
Просветов Г.П. Финансовое обращение. – М: Альфа-пресс, 2009. – 90 с.
Государственные органы РФ: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/gosudarstvennyeorgany.html (Дата обращения 12.09.2017)
КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 12.09.2017)
Финансы для всех: http://finance4all.ru/ (Дата обращения 12.09.2017)
15.09.2017

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции: – разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

– прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

– финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

– совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

– управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

– координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.

В структуру Федерального казначейства входят Главное управление Федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти Казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.

Под управлением понимают элемент, функцию организованных систем различной природы, обеспечивающую сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. В финансово-кредитном энциклопедическом словаре управление финансами трактуется как «сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач».

В системе управления финансами, как и в другой управляемой системе, выделяют объект и субъект управления. Объектами управления являются группы финансовых отношений, а субъектами финансовые органы управления. К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.; взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов; взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией; взаимоотношения внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию. Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты финансового управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.

Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с их компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государственными финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров.

К функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учёт финансовых ресурсов и других денежных средств, а также на основе использования всех этих функций, регулирования финансов.



Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов РФ.

Руководство Министерством финансов Российской федерации осуществляет Министр финансов и его заместители. До введения в действие Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министр финансов РФ имел пять первых заместителей, в том числе одного статс-секретаря, и семь заместителей. Организационная структура Министерства финансов России включала 28 структурных подразделений. Специализированные функции по управлению финансами осуществляли следующие подразделения Минфина: Департамент бюджетной политики, Главное управление федерального казначейства, Департамент налоговой политики, Департамент управления государственным внутренним долгом, Департамент отраслевого финансирования, Департамент бюджетных кредитов и гарантий, Департамент государственного финансового контроля, Департамент межбюджетных отношений и пр.

В соответствии с Положением «О Министерстве финансов Российской Федерации», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищённой полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Главной задачей Министерства финансов РФ является разработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

Разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;

Прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчёта об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

Осуществление финансового контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

Совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, осуществление методического руководства в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

Управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

Функции эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

Координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;

Другие функции.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов РФ является Федеральное Казначейство Министерства финансов РФ. Впервые органы Казначейства появились в России в 1863 году, когда в составе министерства финансов был образован Департамент Государственного Казначейства, являющийся исполнительным органом, осуществляющим сбор государственных доходов, их хранение и перечисление денежных сумм из уездных в губернские казначейства или в Госбанк. В Советской России после революции 1917 г. органы Казначейства были упразднены и созданы вновь лишь в 1992 г. Целями создания казначейства явились эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения республиканского (впоследствии - федерального) бюджета РФ, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

В структуру Федерального Казначейства входят Главное управление Федерального казначейства МФ РФ, Территориальные органы в субъектах РФ, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. Органы Казначейства выполняют следующие задачи:

Осуществляют управление денежными средствами на счетах казначейства, предварительный и текущий контроль целевого использования бюджетных средств;

Составляют краткосрочный прогноз объёмов ресурсов федерального бюджета;

Осуществляют сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов для органов государственной власти и управления;

Составляют отчётность о финансовых операциях по соответствующему бюджету;

Разрабатывают методологические и инструктивные материалы по исполнению соответствующего бюджета.

Для выполнения этих задач органы Федерального Казначейства:

Осуществляют кассовое исполнение федерального бюджета и распоряжение средствами, находящимися на соответствующих счетах в банковской системе, кассовое обслуживание бюджетов субъектов Российской федерации и местных бюджетов, распределение доходов между бюджетами различных уровней;

Ведут сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учёт операций по движению средств федерального бюджета, сбор, обработку и анализ информации и составление отчётности;

Осуществляют краткосрочное прогнозирование доходов и кассовое планирование расходов федерального бюджета.

При осуществлении контроля всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов и правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.