«Газпром» готовит масштабные сокращения в центральном аппарате. Подрядчик «газпрома» хочет участвовать в строительстве цкад

Еще будучи в составе консорциума, «Лидер» настаивал на улучшении условий соглашения или присоединении к консорциуму партнера, объясняли аналитики InfraOne. Теперь такой партнер может появиться. Претендента два – турецкая Renaissance Construction, а также консорциум, в который войдет крупный подрядчик «Газпрома» – группа ВИС, рассказали три участника переговоров и два человека, близких к Renaissance Construction.

Представитель группы ВИС подтвердил, что компания претендует на участие в проекте в консорциуме с итальянской Astaldi (участвовала в строительстве Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге).

Представители Renaissance Construction и Astaldi не ответили на запрос «Ведомостей».

Renaissance Construc­tion дальше продвинулась в переговорах, считают два участника обсуждения проекта: с ней подписан договор о намерениях. Впрочем, это юридически не обязывающий документ, добавляет один из них, переговоры продолжаются. Представитель госкомпании «Автодор», курирующей строительство и эксплуатацию платных автодорог в России, не ответил на вопрос о новых инвесторах.

Новое кольцо

Строительство новой кольцевой дороги вокруг Москвы протяженностью 530 км должно обойтись в 313 млрд руб. Почти половина средств выделена из фонда национального благосостояния. Бесплатным будет только один из четырех участков – западная часть кольца от Минского (М1) до Ленинградского шоссе (М10).

Renaissance Construction, генподрядчик, в частности, «Лахта центра» в Санкт-Петербурге, недавно столкнулась с проблемами в России. Осенью сотрудники ФСБ провели в ее офисе обыски по уголовному делу о нарушении валютного законодательства, сообщал ТАСС. В компании тогда отрицали обвинения.

ПФ ВИС принадлежит ее гендиректору Игорю Снегурову и Дмитрию Рябову, который одновременно является гендиректором «ТЭК Мосэнерго» – принадлежащего Игорю Ротенбергу крупного подрядчика группы «Газпром». Но Рябов планирует выйти из числа совладельцев компании, уверяет его знакомый. Представитель группы ВИС опровергает это.

ВИС также долгое время была подрядчиком «Газпрома». С 2009 по 2017 г. портфель ее заказов, по данным самой компании, вырос с 74 млрд до 513 млрд руб. Два крупнейших ее дорожных проекта – строительство обхода Хабаровска и железной дороги Бованенково – Сабетта, говорит представитель ВИС.

У инвесторов есть условие – сроки строительства ЦКАД-4 должны быть сдвинуты после 2020 г., построить раньше невозможно, рассказали два человека, участвующих в обсуждении проекта, подтвердили федеральный чиновник и два человека, близких к Renaissance Construction. Правительство отводит на строительство дороги после получения разрешения 36 месяцев, говорит человек, близкий к Renaissance Construction: остается около двух лет. Пока «Автодор», по словам его представителя, не получал таких предложений – «по крайней мере, официальных и обоснованных»: строительство должно быть завершено в соответствии с паспортом проекта, утвержденным правительством, – к концу 2019 г. Но возможности строителей небезграничны и они, к сожалению, мало зависят от решений правительства, признает федеральный чиновник.

В начале июня руководитель «Автодора» Сергей Кельбах обещал, что соглашение с концессионером по ЦКАД-4 произойдет в октябре, но до сих пор этого не случилось. «Автодор» уже не раз подвергался критике из-за ЦКАД. В 2015 г. Дмитрий Медведев объявил выговор Кельбаху, тогда же претензии к конкурсам на строительство ЦКАД возникли у Федеральной антимонопольной службы. А весной 2017 г. Счетная палата вынесла предписание «Автодору» из-за срыва сроков строительства третьего и четвертого участков ЦКАД – если госкомпания не устранит их до 30 декабря, то операции по ее счетам могут быть приостановлены, грозил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

Обсуждаются не только сроки проекта, но и смета, говорит участник переговоров. Ее увеличение в переговорах с группой ВИС не обсуждается, передал Снегуров через представителя. Затраты определены паспортом проекта и не менялись (более 90 млрд руб., около половины должен вложить инвестор), указывает представитель «Автодора».

«Автодор» требует, чтобы сначала было подписано соглашение и в проекте появился инвестор, а «потом как-то решать вопрос с переносом сроков», говорит один из участников переговоров. Но инвесторы не хотят рисковать деньгами, добавляет он. Зарубежных инвесторов можно понять: инвестиции в Россию возможны только при условии четких гарантий – в данном случае переноса сроков, говорит директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Летом заместитель гендиректора «Автобана» (участник консорциума «Юго-восточная магистраль») Денис Анисимов оценивал степень готовности территории к строительству ЦКАД-4 в 20%, пообещав, что компания попросит о переносе сроков завершения проекта: «Четвертый участок – это целина, это леса, болота». Представители Минтранса и «Автобана» не ответили на вопросы «Ведомостей».

В 2015 г. на долю СТНГ, СГМ и «Стройгазконсалтинга» пришлось заказов на 821 млрд руб., из них 803,4 млрд руб. (97,8%) разделили структуры Ротенберга и Тимченко: 498,4 млрд и 305,2 млрд руб.

Позиции СТНГ укрепились благодаря строительству экспортного трубопровода «Сила Сибири» и разработке Чаяндинского месторождения, в которых компания принимает активное участие (230,7 млрд руб.). Самым крупным из относящихся к новому газопроводу контрактов стал договор на строительство объектов на 255-километровом участке КС-1 «Салдыкельская» – КС-2 «Олекминская» (74 млрд руб.). В западной части России у СТНГ в 2016 г. был лишь один крупный контракт – 86,6 км второй нитки газопровода Ухта – Торжок (12,7 млрд руб.).

Компания Ротенберга, наоборот, сосредоточилась на увеличении транзитных мощностей трубопроводов, через которые в будущем пойдет газ в «Турецкий поток» и «Северный поток – 2». В проекте расширения Южно-Европейского газопровода СГМ получил семь контрактов общей стоимостью без малого 79 млрд руб. Самый крупный из них – работы на 126-километровом участке Писаревка – Анапа (56,7 млрд руб.). Еще около 40 млрд руб. СГМ получит по трем контрактам на строительство второй нитки газопровода Ухта – Торжок, который будет введен в эксплуатацию в 2019 г. и предназначен для доставки газа с Бованенковского месторождения на запад России. Из контрактов, относящихся к строительству «Силы Сибири», СГМ в 2016 г. получил лишь один контракт, и тот сравнительно небольшой – 660 млн руб. за работы на участке между Благовещенском и границей с Китаем.

«Стройгазконсалтинг» в 2016 г. получил по два контракта и на западном, и на восточном направлениях: 33 млрд руб. компании принесет строительство газопровода Ухта – Торжок и 56,3 млрд руб. – «Сила Сибири».

С точки зрения финансовых результатов 2016 г. (по РСБУ) лидером пока остается СГМ с выручкой 276 млрд руб. – она практически не изменилась по сравнению с 2015 г., когда составила 279,5 млрд руб. А вот чистая прибыль компании Ротенберга упала с 29 млрд руб. в 2015 г. до 11,2 млрд руб. в 2016 г.

Прорыв года

В 2016 г. в числе крупнейших подрядчиков «Газпрома» появился еще один крупный игрок – НИПИ НГ «Петон». Стоимость портфеля заказов уфимской компании выросла за год более чем в 110 раз до 227 млрд руб. Среди них только генеральный подряд на строительство завода СПГ в районе КС «Портовая» обойдется «Газпрому» в 126,7 млрд руб.

Выручка СТНГ упала более чем в полтора раза и составила 120,8 млрд руб. – в 2015 г. было 188,3 млрд руб. Прибыль компании Тимченко сократилась менее значительно, чем прибыль компании Ротенберга, – с 10,5 млрд до 8,1 млрд руб.

Рекордсменом по росту выручки стал «Стройгазконсалтинг» – она у него увеличилась в 3,8 раза: с 40 млрд до 153 млрд руб. Однако никуда не делся убыток компании, который остался примерно таким же, каким был в 2015 г., – около 6,5 млрд руб.

Размер выплаченных СТНГ и СГМ дивидендов по итогам 2016 г. составил 4 млрд и 20,5 млрд руб. соответственно. «Стройгазконсалтинг», по данным «СПАРК-Интерфакса», дивидендов за тот же отчетный период не выплачивал.

Реальной альтернативы компаниям Тимченко и Ротенберга у «Газпрома» нет, размышляет партнер RusEnergy Михаил Крутихин: «Кроме этих двух подрядчиков и «Стройгазконсалтинга» взяться за проекты масштаба «Силы Сибири» в России объективно некому. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большая часть крупных контрактов «Газпрома» распределена именно между ними. Говорить о какой-либо зависимости при принятии этих решений оснований нет».

Подчиненные Миллера теряют миллиарды в арбитражах. Добывающие компании госмонополии массово обращаются в суд

Структуры «Газпрома» обвинили своих подрядчиков в незаконном обогащении на стройках газовой монополии в Ямало-Ненецком автономном округе. Цена претензий к сервисным предприятиям, по оценке госкомпании, – около 1 миллиарда рублей. Более десятка исков подано в отношении ООО «Стройгазконсалтинг» и ООО «Газпром бурение». Представители активов «Газпрома» указывают, что газосервисным предприятиям удалось значительно сэкономить по ходу работ, и потребовали от подрядчиков как минимум половину вырученных средств. По оценке «Газпром добыча Надым», только на одном щебне для обустройства Бованенковского и Харасавэйского месторождений подрядчик выиграл более 980 миллионов. При этом конфликтные разбирательства «дочки» «Газпрома» пытались закрыть для публичного доступа, ссылаясь на коммерческую тайну в своих заявлениях. Между тем арбитражи нескольких регионов последовательно становились на сторону ответчиков, отказываясь наполнять бюджеты «Газпрома» за счет экономии подрядов, а добывающие предприятия госкомпании остались без миллиардов рублей.

«Дочки» ПАО «Газпром» стали участницами судебных разбирательств на сотни миллионов рублей с крупным подрядчиком газовой монополии – ООО «Стройгазконсалтинг», работавшим на объектах в ЯНАО. Так, в арбитражах сейчас находятся иски «Газпром добыча Надым», «Газпром добыча Уренгой» и «Газпром добыча Ямбург» (100% учредителем всех является ПАО «Газпром»), в которых компании настаивают на неосновательном обогащении своих партнеров.

Бованенковское месторождение
Фото: gazprom.ru

Самые крупные претензии к ООО «Стройгазконсалтинг» (Санкт-Петербург) выставило ООО «Газпром добыча Надым», потребовав взыскать с организации 982,7 миллиона рублей. Как следует из материалов Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, добывающий актив «Газпрома» заключил в еще в 2006 году с подрядчиком договор, согласно которому он «на свой риск и за счет собственных или привлеченных средств» должен выполнить строительные работы в рамках обустройства Бованенковского и Харасавэйского газоконденсатных месторождений в ЯНАО.

Впоследствии, как говорится в деле, работы «Стройгазконсалтинга» на объектах были приняты заказчиком в полном объеме и без возражений. Но позже менеджеры «Газпром добыча Надым» посчитали, что переплатили компании и выставили многомиллионные требования строителям. Юристы «Газпрома» указывали, что в результате отклонений фактической стоимости щебня от цены, учтенной в актах формы КС-2 за период с августа 2014 по март 2016 года, возникло неосновательное обогащение в виде экономии в размере более 982 миллионов рублей. Данные средства добывающий актив потребовал вернуть, но получил отказ от подрядчика, что и стало основой для разбирательств.

Суд, впрочем, не согласился с доводами ямальской компании, указав, что в заключенном договоре не предусмотрены условия и порядок распределения экономии. Кроме того, арбитраж, сославшись на статью 710 ГК РФ, отметил, что подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, указанной в договоре, если заказчик не докажет, что экономия повлияла на качество выполненных работ. На основе этого суд отказался взыскивать средства с ООО «Стройгазконсалтинг».

Отметим, что «Газпром добыча Надым» попытался оспорить данное решение в следующей инстанции, но и Тринадцатый арбитражный апелляционный суд накануне вынес очередное решение в пользу подрядчика. Кроме иска на 982 миллиона, «Газпром добыча Надым» также инициировал и другие разбирательства со «Стройгазконсалтингом», в которых требовал взыскать 16,3 и 52,2 миллиона рублей соответственно. В одном из них речь также шла о неосновательном обогащении, и добывающий актив настаивал, что «половина полученной генподрядчиком экономии причитается заказчику». На данный момент оба разбирательства находятся на рассмотрении судов, и решение по ним еще не вынесено.

Особо стоит отметить, что «дочки» «Газпрома» попытались закрыть суды от широкой аудитории, ссылаясь на то, что поданные заявления якобы содержат коммерческую тайну, и в ряде случаев им это удавалось. В частности, в закрытом судебном заседании рассмотрены претензии к «Стройгазконсалтингу» от «Газпром добыча Уренгой», требовавшего взыскать с компании более 92,3 миллиона рублей. На данный момент известно только, что Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как и в случае с «Газпром добыча Надым», отказал госкомпании, и сейчас она попыталась оспорить это решение в апелляции.

Колоссальные претензии к «Стройгазконсалтингу» предъявил и «Газпром добыча Ямбург», инициировав три дела, в рамках которых суммарно пытался взыскать более 1,1 миллиарда рублей. По данным арбитража Москвы, в частности, речь идет о работах подрядчика на Ямбургском нефтегазоконденсатном месторождении Ямала.

«В ходе проведенной в 2014 году внутренней аудиторской проверки и анализа принятых работ по стройке «Подключение дополнительных скважин нижнемеловых отложений Ямбургского НГКМ» истцом было выявлено, что при выполнении работ по перевозке грунта для строительства автодорог к дополнительным кустам скважин ответчик применил более мощную технику, чем предусмотрено сметной документацией. <…> Расчет показал, что применение самосвалов грузоподъемностью до 30 тонн вело к снижению стоимости перевозки 1 тонны груза. <…> Изменение мощности техники повлекло к отклонению в расчете стоимости принятых работ, согласно сметным расчетам, которые не соответствуют фактическим расходам. Таким образом, истец указывает, что ответчик неосновательно обогатился на сумму 355,8 миллиона», – заявляли юристы «Газпрома».

Отметим, что по всем трем делам «Газпром добыча Ямбург» не смог отстоять свои позиции. По одному компания проиграла в трех инстанциях, по двум другим в этом месяце и вовсе отказалась от кассационных жалоб.

Примечательно, что это далеко не все конфликты, в рамках которых структуры газовой монополии пытаются взыскать якобы неосновательное обогащение с подрядчиков. «Правда УрФО» уже подробно сообщала о судах ПАО «Газпром» и «Газпром добыча Уренгой» с ООО «Газпром бурение» (учредители: Игорь и Борис Ротенберги, а также Александр Замятин). Только в рамках двух дел подрядчику предъявлены претензии на сумму свыше 400 миллионов рублей. В частности, речь шла о работах на опытном участке Ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения (ЯНАО) .

Помимо уже вышеописанных исков, в прошлом году структуры «Газпрома» инициировали как минимум три разбирательства с активами Ротенбергов. «Газпром добыча Уренгой» требовал взыскать 203,6 миллиона (в первой инстанции проиграл, сейчас претензии рассматриваются в апелляции). Кроме того, о неосновательном обогащении олигархов заявлял и «Газпром добыча Ямбург», подав иски на 57,8 и 67,5 миллиона рублей. Впрочем, по обоим делам газовая монополия суды проиграла.

Подрядчики для строительства очередных участков газопровода «Сила Сибири» уже определены, сообщил во вторник предправления «Газпрома» Алексей Миллер. По данным портала госзакупок, решение по второму и третьему участкам магистрали должно быть принято не позднее 9 октября.

Миллер пояснил, что это решение принималось с учетом приостановки работ на системе «Южный коридор», высвобождающиеся силы будут направлены на «Силу Сибири». Основные подряды на «Южном коридоре» получили ЗАО «Стройтрансгаз» и «Стройгазмонтаж».

Якутский и Иркутский центры газодобычи

Газодобыча в Якутии (на базе Чаяндинского месторождения, запасы газа - 1,2 трлн куб. м) будет развиваться в едином комплексе с добычей в Иркутской области (на базе Ковыктинского месторождения, запасы газа - 1,5 трлн куб. м), ресурсная база которой будет подключена на следующем этапе.

Газотранспортная система

«Сила Сибири» станет общей газотранспортной системой для Иркутского и Якутского центров газодобычи и будет транспортировать газ этих центров через Хабаровск до Владивостока.

На первом этапе будет построен магистральный газопровод «Якутия - Хабаровск - Владивосток», на втором этапе Иркутский центр будет соединен газопроводом с Якутским центром.

Маршрут трассы ГТС пройдет вдоль трассы действующего магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», что позволит оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. Трасса ГТС преодолеет, в том числе, заболоченные, горные и сейсмоактивные участки.

Газопровод будет построен практически полностью из труб отечественного производства. На строительстве первой очереди «Силы Сибири» будет задействовано около 11 700 специалистов, эксплуатировать газопровод будут еще порядка 3000 человек.

Свое название ГТС получила по итогам проведенного конкурса.

Инвестиционное решение

В октябре 2012 года Правление ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года - ПАО «Газпром») приняло окончательное инвестиционное решение по проекту обустройства Чаяндинского месторождения, строительства магистрального газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток», а также объектов переработки газа в г. Белогорске.

Технические характеристики

протяженность - около 4000 км (Якутия - Хабаровск - Владивосток - около 3200 км, Иркутская область - Якутия - порядка 800 км);
диаметр - 1420 мм;
рабочее давление - 9,8 МПа (100 атм.);
производительность - 61 млрд куб. м газа в год.

Сроки реализации проекта

Ввод в эксплуатацию первой части ГТС «Сила Сибири» - магистрального газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток» - конец 2017 года.

Социально-экономическое развитие

Расширение деятельности «Газпрома» в Якутии - это серьезный стимул для роста уровня социально-экономического развития региона. В частности, строительство газотранспортных мощностей на ее территории обеспечит возможность развития газификации. Газопровод «Якутия - Хабаровск - Владивосток» пройдет, в том числе, через южные районы Якутии. Трасса газопровода выбрана таким образом, чтобы газифицировать максимально возможное число их населенных пунктов.

Кроме того, создание Якутского центра газодобычи позволит повысить уровень занятости местного населения. При эксплуатации газопровода и добычных объектов «Газпрома» на территории республики необходимо будет задействовать около 3000 специалистов. Сегодня «Газпром» организует подготовку специалистов, в том числе из числа жителей Якутии, в российских профильных образовательных центрах, стимулирует разработку новых образовательных программ.

Экспортный потенциал

Мощная ресурсная база на Востоке России, последовательное формирование крупных центров газодобычи и создание необходимых транспортных коридоров позволит организовать здесь новый центр экспортных поставок российского газа, ориентированный на Азиатско-Тихоокеанский регион.

Начало обустройства Чаяндинского месторождения и реализации проекта строительства магистрального газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток» позволило наряду с «западным» маршрутом трубопроводных поставок газа начать переговоры с Китаем по «восточному» маршруту.

21 мая 2014 года Председатель Правления ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года - ПАО «Газпром») Алексей Миллер и Президент Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (КННК) Чжоу Цзипин заключили контракт на поставку российского трубопроводного газа в Китай. Контракт сроком на 30 лет предусматривает экспорт в Китай 38 млрд куб. м российского газа в год.

Почему среди подрядчиков «Газпрома» нет конкуренции? Ситуацию с крупнейшими подрядчиками газового гиганта рассматривает Кирилл Родионов (аналитик по ТЭК IndexBox Marketing): «В сфере строительства газопроводов будет по-прежнему сохраняться олигополия двух-трех компаний. Ровно та же самая картина будет наблюдаться и в сегменте буровых работ...» В августе стало известно о том, что по итогам 2015 года свою прибыль практически удвоил «Стройгазмонтаж» (СГМ), основу бизнеса которой составляет строительство трубопроводов для «Газпрома». СГМ был образован путем консолидации строительных организаций («Волгогаз», «Краснодаргазстрой», «Ленгазспецстрой», «Нефтегазкомплектмонтаж», «ССК «Газрегион» и «Спецгазремстрой»), выкупленных Аркадием Ротенбергом в конце 2000-х у «Газпрома». В состав СГК входит и предприятие по выпуску нефтегазового оборудования «Волгограднефтемаш», которое ранее также находилось в собственности монополии. Уже к 2010 году СГМ стал подрядчиком «Газпрома» по возведению наземной части Nord Stream, а также газопроводов Джугба-Лазаревское-Сочи и Сахалин-Хабаровск-Владивосток. В 2012 году СГК выиграл конкурс на строительство 400 км газопровода South Stream, а в 2015-м получил право на строительство третьего, наиболее близкого к Китаю участка «Силы Сибири».

Строителем же первого участка «Силы Сибири» стал «Стройтрансгаз» (СТГ), который был создан в 1990 году на базе активов Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. В середине 1990-х СТГ участвовал в строительстве газопровода «Ямал-Европа», а на рубеже 2000-х - в возведении сухопутного участка «Голубого потока», предназначенного для экспорта газа из России в Турцию. В середине «нулевых» СТГ стал постепенно утрачивать позиции ведущего подрядчика монополии: так, если в 2006 году на долю заказов «Газпрома» приходилось 69% выручки компании, то в 2008-м - лишь 14% (оценка СТГ). Но свято место пусто не бывает: нишу СТГ постепенно занял «Стройгазконсалтинг» (СГК), который был создан в 2001 году российским предпринимателем иорданского происхождения Зиядом Манасиром. В 2005 году СГК приступил к обустройству двух площадок Ямбургского месторождения, а в 2007-м начал строительство первой нитки газопровода «Грязовец-Выборг», связавшего месторождения Ямала с Nord Stream.

За 2009-2012 годы годовая выручка СГК выросла со 137 млрд руб. до 388 млрд руб. (оценка «Ведомостей»), в результате чего компания стала крупнейшим подрядчиком «Газпрома» (годовая выручка СГМ за тот же период увеличилась с 89 млрд до 325 млрд руб.). Произошло это в том числе благодаря приобретению компании «Орион-строй», с которой СГК ранее строил газопровод «Грязовец-Выборг». Однако три года назад дороги СГК и «Газпрома» стали расходиться: летом 2013 года в письме к ответственному секретарю президентской комиссии по ТЭК Игорю Сечину Зияд Манасир пожаловался на то, что монополия задерживает расчеты с подрядчиками. Как следствие, в 2014 году СГК не получил ни одного нового контракта от «Газпрома»; выручка же компании, составлявшая в 2013 году 203,9 млрд руб., по итогам 2014 года снизилась до 109,2 млрд руб. (данные СПАРК). При этом у СГК начались проблемы с кредиторами: как следует из базы данных арбитража, в 2014 году российские банки выставили в адрес компании судебные иски на 11,2 млрд руб., а в 2015-м - на 46,6 млрд руб.

На фоне проблем СГК в круг ведущих подрядчиков «Газпрома» вернулся «Стройтрансгаз» (СТГ), который в конце «нулевых» был выкуплен Геннадием Тимченко. Это произошло не в последнюю очередь благодаря тому, что в 2012 году Тимченко приобрел 50% компании «Аргус пайплайн сервис», получившей контракты на строительство наземного участка газопровода South Stream ценой €6,6 млрд. Как уже отмечалось выше, в прошлом году СТГ получил право на строительство первого участка «Силы Сибири». В первом же квартале нынешнего года СТГ получил от «Газпрома» заказы на 20,4 млрд руб. (здесь и далее - данные СПАРК) - почти на ту же сумму, что и СГМ (25 млрд руб.). Примечательно, что несильно меньшими оказались и подряды СГК (18,8 млрд руб.). Восстановить отношения с монополией «Стройгазконсалтингу» удалось после смены собственников: весной 2015 года «Газпромбанк» и инвестиционный фонд UCP Ильи Щербовича на паритетных началах выкупили СГК у Руслана Байсарова, за год до этого приобретшего контрольный пакет акций компании у Зияда Манасира. Уже вскоре после закрытия сделки, в августе 2015 года, СГК выиграл тендер «Газпром добычи Надым» на строительство вахтового комплекса на Бованенковском месторождении стоимостью 293 млн руб.

«Амнистия» СГК, по всей видимости, связана с тем, что «Газпром» хотел оставить в числе своих партнеров тех подрядчиков, которые не находятся под санкциями, осложняющими закупку иностранного оборудования и делающими невозможным использование услуг зарубежных страховщиков. Вовсе не случайно СГМ и его партнеры-субподрядчики по строительству Керченского моста (компании «Мостотрест», «Мостоотряд №75» и «Карст») используют технику, закупавшуюся еще для возведения олимпийских объектов в Сочи; сам же проект моста был застрахован «Первой Крымской страховой компанией», которой, по оценкам Всероссийского союза страховщиков, под силу взять на себя лишь небольшой участок проекта (например, страхование от пожара первой бригады строителей, базирующейся на берегу), но не его всего.

Однако даже возвращение СГК в число крупнейших подрядчиков «Газпрома» ситуацию радикально не изменит: в сфере строительства газопроводов будет по-прежнему сохраняться олигополия двух-трех компаний. Ровно та же самая картина будет наблюдаться и в сегменте буровых работ, которые в большинстве своем выполняет компания «Газпром-бурение», образованная в 1997 году как 100-процентная дочка «Газпрома» и в 2011 году проданная Аркадию Ротенбергу (в 2014-м ее приобрел его сын Игорь). Такое положение вещей - естественное следствие монополизма в газодобыче: до тех пор, пока «Газпром» не будет разделен и приватизирован, рынок газосервисных услуг будет оставаться олигопольным.

Примечательно, что в нефтяной отрасли, несмотря на национализацию ряда добывающих компаний («ЮКОС», «Сибнефть», ТНК-ВР), рынок сервисных услуг не в пример более конкурентен, нежели в газовой промышленности. Здесь сказывается влияние демонополизации 1990-х и начала 2000-х, когда вновь образованные мейджоры приглашали крупные международные компании для реабилитации нефтедобычи (ей занимались такие мировые гиганты нефтесервиса, как Schlumberger, Halliburton и Baker Hughеs) и при этом выводили на рынок собственные сервисные подразделения: примеры тому - ООО «Лукойл-бурение», созданное в 1995 году и позднее преобразованное в компанию «Евразия», или группа «Интегра», образованная в 2004 году на базе нефтесервисных активов ТНК-ВР.

К сегодняшнему дню число работающих в России нефтесервисных компаний превысило две сотни, причем более четверти рынка занимают иностранцы. Добиться такого же положения вещей можно и в газовой отрасли, но для этого сначала нужно демонополизировать сегмент добычи «голубого топлива».