Основные понятия экономической науки на примере марксизма. Экономическая теория марксизма

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

42. Марксизм

Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий экономист, философ, основатель марксизма – экономического направления, которое выражало интересы рабочего класса. Марксизм является своеобразным вариантом развития классической экономической школы.

К. Маркс родился 5 мая 1818 года в Тире (Германия) в семье адвоката. С 1835 года обучался в Боннском университете, а с 1836 по 1841 год – в Берлинском университете.

С 1850 года К. Маркс живет в Лондоне, где пишет свой труд "Капитал". Благодаря значительной финансовой поддержке своего друга Ф. Энгельса К. Маркс издал в 1867 году первый том "Капитала". Завершить написание второго и третьего томов К. Марксу не удалось из-за осознания неоконченности работы. 14 марта 1883 года он умер.

Доработка и подготовка к печати второго и третьего томов была осуществлена Ф. Энгельсом. Четвертый том вышел в свет после смерти Ф. Энгельса в 1905 году.

Методология К. Маркса берет начало из следующих источников: классическая политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо – трудовая теория стоимости, производительность труда и т. д.; немецкая классическая философия – диалектика и материализм; утопический социализм – социологические аспекты, понятие классовой борьбы.

Индивидуальной особенностью методологии К. Маркса является идея базиса и надстройки: совокупные производственные отношения людей, экономическая структура общества – базис, над которым расположена надстройка.

Стоимость товара исходит из величины общественно необходимых затрат труда, расходуемых на его производство при среднем уровне интенсивности, - закон стоимости, сформулированный К. Марксом.

В своем учении К. Маркс различал потребительную и меновую стоимость. Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять потребности. Меновая стоимость – способность вещи обмениваться на другой товар.

Прибавочная стоимость, по Марксу, есть стоимость продукта неоплаченного труда рабочих. Введение этого понятия позволило показать, как без нарушения закона стоимости рабочий получает только часть оплаты своего труда. Реальная заработная плата, как считает ученый, никогда не растет пропорционально увеличению производительной силы труда, то есть проявляются признаки эксплуатации.

Норма эксплуатации– отношение прибавочной стоимости к размеру переменного капитала, соответствующего оплате рабочей силы.

Деньги – это товар, стихийно выделившийся из всех видов товаров и играющий роль всеобщего эквивалента , выразителя стоимости всех товаров.

Деньги, по К. Марксу, являются всеобщим платежным и покупательным средством, но они не могут существовать при отсутствии товарного обмена. К. Маркс считал деньги первой формой существования капитала.

Под капиталом им понимались деньги, приносящие прибавочную стоимость.

Капитал в кругообороте проходит три стадии:
– из денежной формы переходит в производительную, представляющую собой средства производства и рабочую силу;
– на второй стадии производственный капитал участвует в процессе производства, переходя в товарную форму;
– путем реализации продукции товарная форма капитала преобразовывается в денежную.

Смена стадий осуществляется последовательно.

В кругообороте капитал, который одновременно выступает в трех формах (денежной, производительной итоварной), К. Маркс определил как промышленный капитал.

Взгляды К. Маркса на теорию ренты совпадают со взглядами Д. Рикардо. Заслуга К. Маркса состоит в признании "абсолютной" ренты. Под последней понимается рента с земель худшего качества (плодородия) или более отдаленных от рынков сбыта.

Суть теории цикличности экономического развития капитализма состоит в том, что достижение макроэкономического равновесия и последовательный экономический рост невозможны в результате существования экономических кризисов. Причиной кризиса является отсутствие автоматического роста эффективного спроса, при расширении производства. Низкая заработная плата ведет к отсутствию способности рабочих покупать товарную продукцию, произведенную ими. Выход из кризиса и обеспечение воспроизводства К. Маркс видел в дополнительных расходах со стороны капиталистов и землевладельцев.

Экономическая школа марксизма.

Методология К. Маркса берет начало из следующих источников: классическая политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо - трудовая теория стоимости, производительность труда и т. д.; немецкая классическая философия - диалектика и материализм; утопический социализм - социологические аспекты, понятие классовой борьбы. Индивидуальной особенностью методологии К. Маркса является идея базиса и надстройки: совокупные производственные отношения людей, экономическая структура общества - базис, над которым расположена надстройка.. Стоимость товара исходит из величины общественно необходимых затрат труда, расходуемых на его производство при среднем уровне интенсивности, - закон стоимости, сформулированный К. Марксом. В своем учении К. Маркс различал потребительную и меновую стоимость.

Потребительная стоимость - способность товара удовлетворять потребности.

Меновая стоимость - способность вещи обмениваться на другой товар.

Прибавочная стоимость, по Марксу, есть стоимость продукта неоплаченного труда рабочих. Введение этого понятия позволило показать, как без нарушения закона стоимости рабочий получает только часть оплаты своего труда. Реальная зарплата͵ как считает ученый, никогда не растет пропорционально увеличению производительной силы труда, то есть проявляются признаки эксплуатации.

Норма эксплуатации- отношение прибавочной стоимости к размеру переменного капитала, соответствующего оплате рабочей силы. Деньги - это товар, стихийно выделившийся из всœех видов товаров и играющий роль всœеобщего эквивалента , выразителя стоимости всœех товаров. Деньги, по К. Марксу, являются всœеобщим платежным и покупательным средством, но они не могут существовать при отсутствии товарного обмена. К. Маркс считал деньги первой формой существования капитала.

Под капиталом им понимались деньги, приносящие прибавочную стоимость. Капитал в кругообороте проходит три стадии: - из денежной формы переходит в производительную, представляющую собой средства производства и рабочую силу; - на второй стадии производственный капитал участвует в процессе производства, переходя в товарную форму; - путем реализации продукции товарная форма капитала преобразовывается в денежную.

Смена стадий осуществляется последовательно.В кругообороте капитал, который одновременно выступает в трех формах (денежной, производительной итоварной), К. Маркс определил как промышленный капитал.. Взгляды К. Маркса на теорию ренты совпадают со взглядами Д. Рикардо. Заслуга К. Маркса состоит в признании "абсолютной" ренты. Под последней принято понимать рента с земель худшего качества (плодородия) или более отдаленных от рынков сбыта. Суть теории цикличности экономического развития капитализма состоит втом, что достижение макроэкономического равновесия и последовательный экономический рост невозможны в результате существования экономических кризисов. Причиной кризиса является отсутствие автоматического роста эффективного спроса, при расширении производства. Низкая зарплата ведет к отсутствию способности рабочих покупать товарную продукцию, произведенную ими. Выход из кризиса и обеспечение воспроизводства К. Маркс видел в дополнительных расходах со стороны капиталистов и землевладельцев.

Тема 5. Экономическое учение К. Маркса

План

5.1. Исторические условия возникновения марксизма.

5.2. Методология К. Маркса.

5.3. Марксизм как продолжение классической школы политэкономии.

5.4. Марксизм и современность.

5.1. Исторические условия возникновения марксизма

Марксизм как система философских, экономических и социально-политических взглядов возник в середине 19 века, его основоположниками являются немецкие ученые Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

– это направление экономической теории, целью которой является изучение закономерностей капитализма и определение его исторического места, "открытие экономического закона движения современного общества”. Возникновение марксизма как целостной теоретической системы, отражающей интересы пролетариата, было подготовлено всем ходом развития общества, предшествующим развитием капитализма.

Материальной предпосылкой формирования марксизма, является развитие производительных сил и дальнейшие изменения системы производственных отношений капитализма.

Промышленный переворот, произошедший в начале 19 века, сначала в Англии, а затем в других странах Западной Европы, привел к тому, что основой экономики становится машинное производство, быстрый рост фабрик, заводов, изменение старых форм производственных отношений, классовой структуры общества. Развитие машинного производства на ранних стадиях вызвало ухудшение положения рабочего класса и обострение противоречиймежду пролетариатом и буржуазией, которое проявилось в восстании лионских ткачей в Германии (1844 г.)

Обострение социальных и экономических противоречий предопределило необходимость переосмысления ряда положений экономической теории, которые связывали с промышленным переворотомобщественный прогресс и рост благосостояния народа. Углубление противоречий капитализма и неспособность старых буржуазных экономических теорий найти пути их разрешения являются также предпосылками формирования марксизма. Кроме того, на арену исторической борьбы вышел пролетариат, и его классовая борьба с буржуазией в наиболее развитых странах Европы выступила на первый план. Возникла потребность в теоретическом обосновании экономических и политических требований рабочего класса. Эти задачи и реализовал марксизм. Творческое наследие основоположников этого учения насчитывает несколько десятков томов, среди которых приоритет принадлежит четырехтомнику "Капитал” К. Маркса. Первый том "Капитала” вышел в свет в 1867 г. После смерти К. Маркса, Ф. Энгельс осуществил редакцию II и III томов, IV том был опубликован лидером германской социал-демократии К. Каутским в 1905-1910 годах и называется "Теория прибавочной стоимости”.

Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достижениями его предшественников по "классической” школе экономической мысли, особенноА.Смита и Д.Рикардо. К классикам относится и К.Маркс, который довел науку о производстве богатства до совершенства.

Предметом политической экономии К. Маркс, как и все классики, считал историческое исследование проблем сферы производства. Только производственным отношениям людей по поводу производства он придает классовый характер и рассматривает их с позиции интересов пролетариата, обосновав его историческую миссию.

5.2. Методология К. Маркса

По признанию самого К. Маркса, как ученый методологически он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и Фейербаха и французского утопического социализма.

От других направлений и школ экономической теории, марксистская школа отличается, прежде всего, особенностью методологии. Одним из них является исторический подход к анализу изучаемых явлений и процессов.

Историзм Маркса заключается в выводе о неизбежной смене капитализма более прогрессивным общественным строем. Однако в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса критика не превратилась в полное отрицание достижений буржуазной науки. Напротив, сохранились и развивались научные элементы существующих теорий.

У представителей классической школы политической экономии были заимствованы и творчески развиты трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда и др.

Критический анализ осуществлялся на основе метода материалистической диалектики.

Материализм, как направление философии был известен еще в древности и как метод познания исходит из первичности материального и вторичности духовного.

Диалектический подход, кроме принципа историзма предполагает, по мнению К. Маркса, выяснение причин возникновения, эволюции и исчезновения явлений, развитие от простого к сложному, от низшего к высшему, при исследовании переход от конкретного к абстрактному, наличие в них противоречивых начал, какими представлялись классовые интересы пролетариата и буржуазии.

С именем К. Маркса связано широкое распространение метода абстракции, посредством которого выделяются наиболее типичные, устойчивые существенные черты явления, формируются категории и законы науки.

Метод абстракции предполагает при исследовании отвлечение от второстепенных явлений, выделение главного, существенного и анализ его. Так, при анализе структура классового общества при капитализме, К. Маркс выделял два основных класса этого общества – пролетариата и буржуазии, абстрагируясь на данном этапе исследования от остальных классов и социальных групп общества.

В теории К. Маркса проявляется такой элемент как системность анализа. Эмпирические, статистические, математические методы играют роль вспомогательных инструментов познания. Данный набор методологических принципов анализа был использован К. Марксом при разработке егоэкономического учения.

К. Марксом был определен предмет экономической экономии как науки, изучающей производственные отношения людей и законы их развития. Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достижениями его предшественников по "классической школе” экономической мысли, особенно А. Смита и Д. Рикардо. Предметом политической экономии, К. , как и все классики, считал приоритетное исследование производства. В частности по его словам политическая экономия, начиная с У. Петти, исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства.

Таким образом, политическая экономия по определению К. Маркса, в самом широком смысле есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных, жизненных благ в человеческом обществе. Предметом политической экономии являются производственные отношения, то есть определенные экономические связи между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

5.3. Марксизм как продолжение классической школы политической экономии

"Капитал” – основное произведение К. Маркса, над которым он работал с 1851 года до конца жизни (1883 г.)

Маркс поставил задачу создания произведения, исследующего процесс общественного воспроизводства в современныхему условиях.

В соответствии с методологией Маркса структура "Капитала” реализует принцип анализа и синтеза. Первый том посвящен анализу процесса воспроизводства; второй том – анализу процесса обращения; третий том соединяет воедино результаты предыдущих исследований и рассматривает процесс производства, взятый как единое целое, как единство производства и обращения. Четвертый том- это теория прибавочной стоимости, составляющие рукописи К. Маркса 1861-1863гг. Изложение всех четырех томов "Капитала” подчинено одной цели – раскрыть законы движения и историческое место капиталистического способа производства.

По замечанию К. Маркса в экономической теории им были сделаны следующие два открытия: двойственная природа труда и закон прибавочной стоимости. Убежденность К. Маркса в эксплуататорском характере современного ему общества капитализма, определила неотложную задачу избавления трудовой теории стоимости от противоречий, отмеченных представителями классической школы. Решение этой главной задачи составляет в основном предмет содержания первого тома "Капитала”. В I томе впервые в экономической науке вводится новая категория "товар – рабочая сила” и аргументируются отличительные признаки от понятия "труд”, как функции рабочей силы. Второй том "Капитала”, посвященный процессу обращения капитала, включает анализ кругооборота и оборота капитала, воспроизводство капитала и промышленных кризисов перепроизводства. Возможность кризисов рассматривается как следствие нарушения условий реализации совокупного общественного продукта, в силу присущей капитализму стихийностии анархизма экономической жизни.

Третий том "Капитала” содержит анализ конкретных форм прибавочной стоимости, выделяемых Марксом. Он посвящен процессу капиталистического производства, взятого в целом, то есть единства производства и обращения. Использование трудовой теории стоимости в качестве основы исследования, что приводит Маркса к выводу об исторической ограниченности капитализма.

Так называемый, закон тенденции нормы прибыли к понижению, изложенный в III томе "Капитала”, выводится Марксом из относительногоуменьшениядоли переменного капитала по сравнению с постоянным,по мере внедрения в производство достижений технического прогресса. Маркс называет этот процесс ростом органического строения капитала. А поскольку прибыль у Маркса создается только трудом, то, увеличиваясь абсолютно, прибыль уменьшается относительно. Это делает неизбежной тенденцию нормы средней прибыли к понижению. Это, по мнению Маркса, должно подчеркнуть бесперспективность дальнейшего развития капитализма. Но эта концепция Маркса базируется на неадекватных теоретических посылках и в ходе последующего экономического развития этот прогноз не подтвердился.

В IV томе "Капитала” содержится критический анализ экономических взглядов предшественников Маркса и его оценка эволюции экономической мысли. В нем дан подробный разбор теорий представителей классической школы политической экономии.

Марксизм воспринял, переработал и дал свою интерпретацию теоретического наследия классической политической экономии. Это, прежде всего, относится к главному рациональному зерну классической школы трудовой теории стоимости. Открыв двойственный характер труда, создающего товары, показав, что товаром, покупаемым капиталистами у рабочих, является не труд, а рабочая сила. Маркс, проник в "тайну тайн” капитализма, нашел ключ к пониманию и объяснению всех фактов капиталистической действительности. Он показал, как на основе "равенства”, "эквивалентного” обмена между капиталистами и рабочими возникает прибавочная стоимость, являющаяся источником всех нетрудовых доходов – прибыли капиталистов и ренты земельных собственников, процентов, получаемых ростовщиками и банкирами и т.д. Как возникает прибавочная стоимость, если все продается и покупается по своей ценности по принципу "обмена эквивалентов”, то есть если товары обмениваются пропорционально общественному в процессе производства труду? Ответ на этот вопрос К. Маркс дает в главе 4 тома I "Капитала”.

В изложенной К. Марксом теории доказывается, что хотя рабочая сила как товар продается по стоимости, но именно этот товар является тем единственным и специфическим товаром, ценность которого (в товарах, необходимых для рабочего и его семьи) не может устанавливаться при капитализме в точном соответствии с принципом трудовой теории ценности (стоимости). Ответ на это явление у К. Маркса достаточно прост: труд количественному измерению поддается с точностью, а оценка ценности рабочей силы - это в большей степени проблематика, как выразился А. Арон, определяемая "состоянием нравов” и коллективнойпсихологии, что признавал сам Маркс. Поэтому вывод автора "Капитала” однозначен – источником прибавочной стоимости, является только "неоплаченный труд” производительных рабочих, продающих свою рабочую силу. Механизм извлечения прибавочной стоимости состоит в следующем: в течение "необходимого времени”, которое всегда меньше отрабатываемого времени, рабочий отрабатывает своим "необходимым трудом” ценность своей рабочей силы, чтобы получить ее в форме заработной платы, а в течение "прибавочного времени” используется уже "прибавочный труд”, который и создает для капиталистов "прибавочную стоимость”. Аргументируя движущую силу капиталистического производства, – прибавочную стоимость, К. Маркс и Ф.Энгельс сделали заключение об эксплуатации рабочего класса и ее усилении по мере развития капитализма и объективностиклассовой борьбы.

Основываясь на выводе о законе – тенденции нормы прибыли к понижению, они констатировали обреченность капитализма, что он сам наталкивается на узкие рамки, ограничивающие возможность реализации движущейся цели капиталистического производства, и создает своего могильщика – пролетариат.

Однако теоретический фундамент выводов Маркса оказывается достаточно спорным. Маркс доказывает, что по мере роста производительности труда сокращается время воспроизводства, эквивалентное стоимости рабочей силы. Но повышение производительности труда, становится возможным только в результате более современных средств производства, новой техники и технологии. Это требует дополнительных капиталовложений, осуществляемых предпринимателем, степень риска которого возрастает по мере внедрения различных инноваций. Таким образом, увеличение производимого продукта, или, по терминологии Маркса, создание относительной и избыточной прибавочной стоимости – это следствие использования дополнительного капитала, изменение соотношения между трудом и капиталом. Иными словами, труд становится более производительнымв результате изменения совершенных элементов капитала, а поэтому прирост производства не может принадлежать только труду. На определенную его часть справедливо претендует собственник капитала. Какую часть созданного продукта получает собственник капитала, а какую – собственник труда – это другой вопрос, который требует своегоразрешения. Объяснение, даваемое Марксом механизму образования относительной прибавочной стоимости, входит в противоречие с его теорией двойственногохарактера труда. Ведь рост производительности труда, результатом чего является образование относительной прибавочной стоимости, есть характеристика конкретного, а не абстрактного труда. "Производительная сила, принадлежит конкретной, полезной форме труда” – подчеркивал Маркс. (К. Маркс, Ф. Энгельс т.23 с.55). А стоимость товара создается по Марксу, лишь затратами абстрактного труда. Тогда становиться проблематичным возможность использования концепции трудовой стоимости в качестве теоретическойбазы исследования.

Говоря о коммунистическом будущем, основанном на общественной собственности на средства производства, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что общество "не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние, декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов” . Поэтому они считали, что переход к новому общественному строю может происходить не только насильственным путем, но и мирными эволюционными методами.

5.4. Марксизм и современность

Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса распространились на всех континентах. Их либо поддерживали, либо критиковали, отрицали, но равнодушным к марксизму не оставался никто.

В России и Украине первым пропагандистом марксизма был профессор Киевского Университета Н.И. Зибер (1844-1888). Его книга "Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях” (1885 г.) сыграла большую роль в идейном воспитании первых марксистов – пропагандистов идей марксизма.

В распространении марксизма в России и Украине неоценимое значение имел перевод "Капитала” на русский язык, сделанный Н.Р. Даниельсоном (1884-1918), представителем либерального народничества.

Первым деятелем русского марксизма стал Г.В. Плеханов (1956-1918). Он и группа "Освобождение труда”издавала на русском языке и распространяла труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Активным пропагандистом марксизма и одновременно критиком отдельных положений марксистскойтеории был известный украинский ученыйМ.И. Туган-Барановский. Однако, при всей критике Маркса, Туган-Барановский отмечал, что марксизм, если сойдет со сцены, то лишь для того, чтобы войти в состав новых учений, которые помогут разрешить великие социальные проблемы нашего времени. Творческое применение экономической теории и диалектики – материалистического метода К. Маркса к анализу условий новой исторической эпохи, явилось отличительной чертой трудов В.И. Ленина (1870-1924). С именем В.И. Ленинасвязана не только защита марксизма, но и творческое развитие общих вопросов теории Маркса, а также разработка учения об империализме. Он сформулировал особенности развития капитализма на империалистической стадии, закон неравномерности экономического и политического развития капитализма и др. проблемы. После Октябрьской революции 1917 г. марксизм в СССР становится официальной теорией, на основе которой осуществлялась государственная социально-экономическая политика.

После смерти В.И. Ленина официальный марксизм приобретает черты догматического, внеисторического учения, игнорирующего особенности социально-экономического развития мировой экономики в целом и экономики бывшего СССР, в частности. Кроме того, "государственный” марксизм часто ограничивался простым декларированием отдельных марксистских положений. К этому следует добавить такую особенность, как изолированность официального государственного марксизма от основных тенденций развития немарксистской науки. Поэтому в такой догматической трактовке и применении, он не мог дать новых подходов к анализу социально-экономических проблем и становился тормозом в дальнейшем экономическом и политическом развитии страны.

После того, как марксизм перестал быть официальной теорией в СССР, обнажились отдельные недостатки и ошибки марксистской теории, которые не получали раньше официальной критики. Идеи К.Маркса о чисто эксплуататорском характере капиталистического строя, об углублении и развитии этого характера, роста и усилении абсолютного и относительногообнищания рабочего класса оказались ошибочными и не подтвердились исторически. К.Маркс не увидел способности капитализма к совершенствованию и трансформации, предвещая его гибель. Однако действительность опровергла предсказания К.Марса. Капитализм нашел внутренние силы и выжил, провел модификацию экономики, усилил вмешательство государства в регулирование социально-экономических процессов, превратился в постиндустриальное общество.

После развала бывшей социалистической системы и СССР в эволюции марксизма намечалось несколько тенденций. Одна из них – полное отрицание марксизма, объявление утопичности его идей, несостоятельности как теоретической основы социального преобразования общества.

Другая – связана с признанием безальтернативности марксизма, защитой учения Маркса – Энгельса – Ленина.

Третья тенденция эволюции современного марксизма – неомарксизм. Представители этого направления не только обвиняют в непонимании учения Маркса или в его слабом знании, но и призывают вернутьсяна позиции теоретической системы политической экономииК. Маркса и с этих позиций оценивать последующее развитие теории. Для этого они призывают истинную теорию К. Маркса очистить от искажений и всяческих наслоений, которые допускались в системе представлений"политической экономии социализма”.

В заключение следует отметить, что марксизм представляет собой стройную экономическую теорию, которая отражает реальность своего времени иопиралась на многочисленные фактические экономические данные.

Естественно, в конце 20в. и тем более в 21в. невозможно применять ее в неизменном виде, так как произошли кардинальныеизменения в экономике, ее структуре, отношениях собственности и др. Об этом говорят и известные экономисты Самуэльсон, Гелбрейт, оценивая вклад К. Маркса в экономическую теорию, но, считают они, он должен оцениваться с позиции своего времени, с позиции капитализма ранней промышленной революции.

Как уже отмечалось ранее, некоторые теоретические положения К.Маркса не подтвердились практикой мирового развития экономики. Однако марксизм сохраняет ценность тем, считает английский профессор Мезлиш, что он учит способу анализа социально-экономических и политических реальностей и К.Маркс может быть назван последним из великих экономистов классической школы А.Смита и Д.Рикардо. Известный американский экономист Е. Хант утверждает: "Я верю в то, что если когда и будет созданообщество, основанное на принципах истинного равенства и свободы, его создатели будут многим обязаны идеям К. Маркса”.

После этого краткого изложения основных теоретических положений Карла Маркса попытаемся выяснить общий характер социалистической школы, носящей его имя28 и отличающейся от уже изученных нами социалистических школ.

а) Она с гордостью высказывает притязания на титул научного социализма, но еще следует хорошенько понять этот эпитет. Марксизм с большей резкостью, чем делали это даже экономисты, высмеивает все фаланстеры, все икарийские республики и все системы более или менее интегральной ассоциации. Он не претендует составить новый план, а только, по словам Лабриолы, предается как бы "научному и разумному откровению относительно пути, который пробегает ваше гражданское общество (да простит меня тень Фурье29)". Он ограничивается выяснением смысла эволюции, которая - худо ли, хорошо ли - увлекает человеческие общества, и указанием на тот пункт, к которому ведет их ход вещей.

По своему методу марксизм стоит значительно ближе к классической политической экономии и ее концепции естественных законов, чем к социализму. И это вне всякого сомнения. Теоретические положения Маркса имеют свои корни в теориях великих экономистов начала XIX столетия, и главным образом Рикардо. Маркс - наследник последнего по прямой линии. Он является его наследником не только в своей теории, основанной на трудовой ценности, в теории антагонизма между прибылью и заработной платой, даже в теории ренты, т.е. во всех тех доктринах Рикардо, которые слегка видоизмененными перешли в марксистскую доктрину и составляют в ней могущественный остов, но и, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, даже в своем абстрактном догматическом методе и в своих туманных формулах, которые постоянно позволяют его ученикам говорить, что их не поняли и что придали им эзотерический смысл, - все точно так же, как у Рикардо”. Правда, Маркс опирается на богатые наблюдения над фактами (мы показали, впрочем, что и Рикардо был обязан наблюдениям больше, чем думают это), но он упрощает и обобщает их, чтобы извлечь из них чисто схематические построения, точно так, как делал именно сам Рикардо, а затем и его ученики. Это до такой степени верно, что ныне остается у правоверных марксистов единственным ресурсом для защиты теоретических построений учителя, которые кажутся недоказуемыми, как, например, трудовая теория и ценности, - они говорят, что Маркс предполагал (вот рикардианское "предположим, что") общество, где труд был бы повсюду однородным и тд.31 Марксизм есть поэтому привитый к классическому дереву побег, и хотя оно изумляется и негодует на страшные обременяющие его плоды, однако это оно питает его своими соками. Потому-то можно было написать, что "Капитал" - "не первая книга критического коммунизма, а последняя великая книга буржуазной экономии"32.

Марксизм не только продолжает и уважает политическую экономию (и коща он делает бурные атаки на экономистов, то это для того, чтобы доказать им, что они не понимают ее), но и- что покажется особенно неожиданным, - продолжает и уважает капитализм13. Он удивляется великому, совершенному им делу, он бесконечно благодарен ему за ту истинно революционную роль, которую он играл, и за то, что он так хорошо подготовляет гнездо, ще поместится коллективизм почти без нужды прибегать к каким-нибудь переменам в нем34.

Все-таки марксисты сильно недовольны экономистами классической школы. Марксисты.упрекают их за то, что они не решились признать (потому что это было не в интересах консерваторов и буржуа) относительный и преходящий характер изучаемой ими социальной организации. Классики думали и учили, что, например, собственность и наемный труд - вечные институты. Они воображали, что мир навсегда застыл в своем современном буржуазном состоянии, и не хотят знать, что последнее есть также лишь "историческая категория", которая исчезнет подобно другим35.

б) Марксизм расходится со всеми прежними социалистическими школами в том, что слагает с себя всякие хлопоты о справедливости и братстве, которые занимали такое большое место во французском социалистическом движении. У него речь идет не о том, чтобы знать, что будет самым справедливым, а просто-напросто о том, что будет. Теоретические положения коммунистов вовсе не покоятся на идеях. Они суть лишь общее выражение данных фактических условий36.

И они приписывают фактам такое значение не только в экономической области, они прибегают к ним и для объяснения всех общественных отношений, даже отношений, так сказать, высшего порядка: политики, литературы, искусства, морали и религии. Все объясняется фактами экономического порядка, и прежде всего относящимися к производству фактами, в особенности теми, которые касаются технических орудий производства и их приложения. Например, фактами, касающимися производства хлеба, а в области производства хлеба последовательными переходами от ручной мельницы в древности к водяной в средние века и к паровой в настоящее время определяется смена кустарной промышленности капиталистической и этой последней - крупной индустрией. Состояния рабства, крепостничества, наемничества, а также последовательные этапы цивилизации вообще также объясняются вышеуказанными фактами гораздо лучше, чем прогрессом освободи тельных идей или другой "буржуазной болтовней" такого же калибра. Таковы истинные основания, на которых возвышается все остальное. Эта концепция, выходящая за пределы политической экономии в собственном смысле и составляющая целую философию истории, стала знаменитой под именем исторического материализма”.

Эта материалистическая концепция, взятая в вульгарном смысле слова, по-видимому, слагает с марксизма всякое попечение о морали, всякую сентиментальность и, по часто повторяемому выражению Шефле, сводит социальный вопрос к "вопросу желудка". Потому-то она с трудом была принята французскими социалистами, и последние усиленно стараются окружить ее некоторым ореолом.

Но истинные марксисты говорят, что такие поправки бесполезны и свидетельствуют только о полном непонимании того, что такое материализм, ибо принятый в надлежащем смысле, т.е. в эзотерическом смысле, как надлежит поступать со всяким марксистским положением, исторический материализм вовсе не исключает идеализма, он исключает только идеологию, что не одно и то же. Но он не ведет человека к фатальному подчинению материальной среде, наоборот, он видит эволюцию в "сознательном, хотя и невольном, усилии людей, упорно ищущих выхода из социальных условий, в которых они находятся". В таком случае исторический материализм был бы в последнем счете как бы философией усилия. Понятно, что трудно критиковать такую неуловимую доктрину.

в) Марксистский социализм отличается от прежнего социализма тем, что он хочет быть исключительно рабочим, - черта, придающая ему особую физиономию и силу. Этим объясняется, почему в то время, как все другие социалистические системы потеряли кредит и исчезли, марксистский социализм (несмотря на то, что, как мы сейчас увидим, немногое осталось от теории его основателя) сохранил всю свою мощь и оживает в новых формах.

Социализм первой половины XIX века в своем широком гума- нитаризме обнимал всех без различия людей - и рабочих, и буржуа, и даже, как мы видели, на богатых, на правящие классы рассчитывали Оуэн, Сен-Симон, Фурье для основания будущего общества. Не то у марксизма. Последний решительно отвергает всякое соглашение, даже всякую мировую сделку с буржуазией, и не только с капиталистами, но и с интеллигентами и со "всем наслоением, образующим официальное общество". Истинный социализм не что иное, как совокупность интересов рабочего класса, и его полное осуществление возможно лишь при достижении последним политической власти.

Правда, можно сказать, что во все времена социализм был не чем иным, как тяжбой бедных с богатыми, но тяжба завязывалась на почве распределительной справедливости, и потому она была безысходной. С марксизмом антагонизм возведен в научный закон под именем борьбы классов, борьбы бедных против богатых, ибо речь идет не о качественном различии, а о конститутивном. Борьба классов - это лозунг, который немало содействовал успеху марксизма, ибо даже те, кто ни слова не понимает в его теории (т.е. почти целиком весь рабочий класс), не забудут этой формулы, ее будет достаточно, чтобы всеща держать пар под давлением.

Борьба классов не новое явление, ибо "история всякого общества вплоть до наших дней была лишь историей борьбы классов". Но если так было всеща в прошлом, не так будет в будущем. Та борьба, при которой мы ныне присутствуем, - и это придает ей трагический интерес - будет последней, ибо коллективистский строй "уничтожит те самые условия, которые приводят к антагонизму классов, уничтожит существование самих классов". Отметим мимоходом, что это пророчество не лишено сильной дозы того утопического оптимизма, в котором марксисты так жестоко упрекают наших старых французских социалистов.

г) И наконец, марксизм отличается от большинства предыдущих социалистических школ чисто революционным и даже, как говорят иноща, катастрофическим характером. Уже сам девиз его "борьба классов" довольно ясно говорит об этом. Однако если вспомнить, что эпитет "революционный" применяется марксистами к действиям самой буржуазии, то станет понятным, что совершенно не придется принимать его здесь в вульгарном смысле.

Революция будет состоять в устранении владеющего класса рабочим классом, но это устранение вовсе не предполагает ни гильотины, ни даже уличной революции. Оно сможет произойти мирным путем: или политическим и легальным путем, если рабочий класс приобретает большинство в парламенте, - вероятность, по- видимому, довольно основательная, ибо он уже располагает большинством голосов избирательного корпуса, во всяком случае в странах со всеобщим избирательным правом; или путем экономическим, если, например, рабочим ассоциациям удастся непосредственно организовать все экономические предприятия и оставить капитализм в состоянии пустой скорлупы.

Конец или катастрофа может наступить также другим путем, и даже наиболее ожидаемым марксистами, - в форме экономического кризиса, который снесет капитализм и будет необходимым последствием самого капиталистического строя, так что последний покончит, так сказать, самоубийством, саморазрушением. Кризисы, как мы видели, играют очень большую роль в учении Маркса.

Тем не менее если марксизм не предполагает непременно насилия, то он и не исключает его. Он даже предполагает его довольно вероятным, ибо эволюционного движения будет, конечно, недостаточно для выявления новых социальных форм из старых, для превращения куколки в бабочку. "Сила - повивальная бабка при родах всякого нового общества".

Здесь не место для ложной чувстительности. Зло и страдание - необходимые пружины эволюции. Если можно было бы уничтожить рабство, крепостничество или экспроприацию ремесленников капиталистами и тд., то пришлось бы испортить пружины эволюции, и из этого получилось бы больше зла, чем добра. Каждый этап несет с собой некоторые неприятные, но необходимые для наступления высших форм условия. По этому основанию реформизм буржуазных филантропов и проповедь социального мира были бы пагубными, если бы они были действительными. Без антагонизма нет прогресса. Заметно, что этот высокомерный индифферентизм к страданиям, присущим переходным периодам, тоже наследие классической экономической школы и еще одна черта сходства с нею. Последняя так же выражала, говоря о конкуренции, маши- низме, разрушении мелкой промышленности крупной. Марксизм допускает только такие реформы, целью которых является не "реформирование" общества, а содействие скорейшему наступлению революции, такие реформы, которые "могут сократить период беременности и облегчить муки родов".

Становление общества сопряжено с реализацией материальных и духовных человеческих потребностей. Удовлетворение нужд выступает главным мотивом участия людей в производственных отношениях и фундаментом экономического развития.

Значение потребностей

Человеческие нужды побуждают людей к действию. Потребности существуют совместно со средствами, с помощью которых осуществляется их удовлетворение. Эти "инструменты" формируются непосредственно в рабочем процессе. Труд - целесообразная деятельность. Он проявляется прежде всего в умении человека создавать предметы и средства для материального производства. В формировании собственности центральным звеном выступает присвоение трудовых средств.

Хозяйственный интерес

Он возникает на основе системы разнообразных интересы - важнейший мотив При совершенствовании производства увеличивается количество нужд. Они, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономики. Формирование потребностей, кроме прочего, зависит и от субъективных факторов. К ним прежде всего относят вкусы и склонности человека, духовные нужды личности, физиологические и психологические особенности, а также народные обычаи и привычки. В связи с этим формируются условия, при которых человек вынужден устанавливать ценность услуг либо товаров.

Производственная деятельность

Она осуществляется с помощью экономической системы. Последняя представляет собой специфический общественно-организационный механизм. В связи с ограниченностью имеющихся ресурсов, удовлетворение нужд всех членов общества достигнуть невозможно. Тем не менее, цивилизация стремится к этой цели как к идеалу. Это заставляет человечество вырабатывать разнообразные средства, которые позволили бы реализовать данную задачу. В качестве одного из таких средств выступает экономическая теория.

Исходные элементы

Первые признаки обнаруживаются в трудах мыслителей Древнего Египта и в древнеиндийских трактатах. Ценные заповеди, касающиеся хозяйствования, присутствуют и в Библии. Как научное направление экономическая теория начала формироваться более отчетливо в работах древнегреческих философов. Первые идеи сформулированы Ксенофонтом, Аристотелем, Платоном. Именно они ввели термин "экономия", обозначая им учение о создании и ведении домашнего хозяйства в рабовладельческих условиях. Это направление базировалось на элементах натуральной трудовой деятельности и рынка.

Развитие экономических школ

Труды древнегреческих мыслителей стали фундаментом для дальнейшего формирования учения. Оно разделилось впоследствии на несколько направлений. В итоге сформировались следующие основные экономические школы:

Общая характеристика традиционного направления

Основные экономические школы формировались под влиянием различных взглядов разных ученых. Выдающуюся роль в становлении традиционного учения сыграли такие деятели, как Ф. Кенэ, У. Пети, А. Смит, Д. Рикардо, Д. С. Миль, Жан-Батист Сэй. При различии взглядов их объединяло несколько общих идей, на базе которых формировалась классическая экономическая школа. В первую очередь, все названные авторы выступали сторонниками хозяйственного либерализма. Его суть зачастую выражена словосочетанием laissez faire, что буквально значит "оставьте делать". Принцип этого политического требования был сформулирован еще физиократами. Идея заключалась в предоставлении полной личности и конкуренции, неограниченной государственным вмешательством. Обе эти экономические школы рассматривали человека как "хозяйствующего субъекта". Стремление личности к преумножению своего богатства способствует увеличению такового у всего общества. Автоматическим механизмом самонастройки ("невидимой рукой", как назвал его Смит) направляются разрозненные действия потребителей и производителей так, что во всей системе устанавливается долгосрочное равновесие. При этом продолжительное существование в ней недовыработки, перевыработки продукции и безработицы становится невозможным. Авторы этих идей внесли значительный вклад в формирование школы экономической науки. Впоследствии они использовались и совершенствовались. Многие экономические школы вносили свои дополнения в эти идеи. В результате формировались системы, которые соответствовали тому или иному этапу становления общества. Так возникла, например, социально-экономическая школа.

Идея Смита

На базе школы экономической теории, сторонником которой являлся этот деятель, была разработана концепция рабочей стоимости. Смит и его последователи считали, что формирование капитала осуществляется не только посредством земледелия. В этом процессе особое значение имеет труд и прочих слоев населения, всей нации в целом. Сторонники этой школы экономической теории утверждали, что, участвуя в производственном процессе, трудящиеся всех уровней вступают в кооперацию, сотрудничают, что, в свою очередь, исключает любое различие между производительными и "бесплодными" видами деятельности. Такое взаимодействие наиболее эффективно тогда, когда осуществляется в виде рыночного товарообмена.

Экономические школы: меркантилизм и физиократы

Эти учения, как и описанное выше, существовали в 18-19 веках. Эти экономические школы имели различные взгляды на производство общественного богатства. Так, меркантилизм придерживался идеи о том, что базой выступает торговля. Для увеличения объема общественного богатства правительство должно всеми способами поддерживать внутренних продавцов и изготовителей, препятствуя деятельности зарубежных. Физиократы считали, что экономическую основу составляет сельское хозяйство. Общество они делили на три класса: собственников, производителей и бесплодных. В рамках этого учения были сформулированы таблицы, которые, в свою очередь, стали фундаментом для образования модели межотраслевого равновесия.

Прочие направления 18-19 веков

Маржинализм - это австрийская школа, придерживающаяся идеи о предельной полезности. Ведущим деятелем этого направления являлся Представители этой школы объяснили понятие "стоимость" с позиции психологии потребителя. Они пытались базировать обмен не на производственных издержках, а на субъективной оценке полезности продаваемых и приобретаемых благ. Неоклассическая школа, представителем которой был Альфред Маршал, разработала концепцию функциональных взаимоотношений. Сторонником математического направления был Он характеризовал рыночную экономику как структуру, которая способна достичь равновесия путем взаимодействия предложения и спроса. Им была разработана концепция общего рыночного баланса.

Кейнсианство и институционалисты

Кейнс базировал свои идеи на оценке деятельности всей экономической системы в целом. По его мнению, структура рынка изначально не равновесна. В связи с этим, он выступал за жесткое государственное регулирование товарооборота. Сторонники институционализма, Эрхарт и Гелбрейт, считали, что анализ хозяйствующего субъекта невозможен без учета формирования окружающей среды. Ими было предложено комплексное изучение экономической системы в динамике эволюции.

Марксизм

Это направление базировалось на теории и принципе планомерного формирования народного хозяйства. Ведущим деятелем учения выступал Карл Маркс. Его работы впоследствии получили развитие в трудах Плеханова, Энгельса, Ленина и прочих последователей. Некоторые положения, выдвинутые Марксом, подверглись пересмотру "ревизионистами". К ним, в частности, относились такие деятели, как Бернштейн, Зомбарт, Туган-Барановский и другие. В советские годы марксизм выступал в качестве основы и единственного легального научного направления.

Современная Россия: ВШЭ

Высшая экономическая школа представляет собой исследовательский институт, который осуществляет проектную, образовательную, общественно-культурную и экспертно-аналитическую деятельность. Она базируется на международных стандартах. ВШЭ, выступая как часть академического сообщества, ключевым элементом своей практики считает вовлеченность в университетское глобальное взаимодействие, партнерство с зарубежными институтами. Являясь российским университетом, учреждение работает на благо страны и ее населения.

Основные направления ВШЭ - эмпирические и теоретические исследования, а также распространение знаний. Преподавание в университете не ограничивается фундаментальными дисциплинами.