Связь конкуренции с институтом частной собственности примеры. Существование института частной собственности приводит к возникновению монополии, основанной на владении редким ресурсом

Концепция институциональных матриц трактует институты, назовем их базовыми институтами, как глубинные, исторически устойчивые основы социальной практики, обеспечивающие воспроизводство социальной структуры в разных типах обществ. Базовые институты представляют собой исторические инварианты, позволяющие обществу выживать, развиваться и сохранять самодостаточность и целостность в ходе исторической эволюции независимо от воли и желания конкретных социальных субъектов.

Чем обуславливается это их качество? Что определяет устойчивость системы базовых институтов в Х и Y-матрицах, на чем основано постоянство этих форм?

Причина существования двух типов институциональных матриц состоит в особенностях материально-технологической среды тех или иных стран. Для объяснения данного феномена в теории институциональных матриц постулируется тезис об определяющей роли материально-технологической среды в ареале возникновения и развития того или иного государства.

Под материально- технологической средой понимаются «значимые для организации производства природные условия, общественная инфраструктура и отрасли, приоритетные для обеспечения жизнедеятельности населения». В качестве альтернативных понятий, «характеризующих разнонаправленное влияние материально- технологической среды на характер институтов, выделены коммунальность и некоммунальность».

«Коммунальность (или некоммунальность ) материальной среды является не столько внутренне ей присущим, сколько общественным свойством, т.е. проявляющимся в ходе взаимодействия общества с этой средой. Сами по себе природные условия или технологические способы не несут альтернативных названных общественных свойств, они проявляют, выражают или приобретают их в процессе вовлечения в хозяйственный оборот и социальную жизнь.

Коммунальность означает такое свойство материально-технологической среды, которое предполагает её использование как единой нерасчленимой системы, части которой не могут быть обособлены без угрозы её распада . Коммунальность материально-технологической среды подразумевает неразрывность связей между элементами, её представление как единого целого, состоящего под общим управлением.

В свою очередь, некоммунальность означает технологическую разобщенность, возможность обособленности важнейших элементов материальной инфраструктуры и связанную с этим возможность их самостоятельного функционирования и частного использования .

Институциональная матрица Х относится к редистрибутивной (перераспределительной) экономике.

Редистрибуция (термин К.Поланьи) означает движение материальных ценностей и услуг в рамках общей, единой собственности, что объективно требует согласования хозяйственных трансакций.Институты экономической сферы институциональных матриц



Базовые институты рыночных экономик (Y-матрица):

  • Институт частной собственности «определяет, что лица или организации, владеющие своей собственностью, обладают всей полнотой прав и ответственности по её использованию и распоряжению».
  • Институт конкуренции – соперничество частных собственников друг с другом в получении необходимых производственных ресурсов и продаже результатов своей деятельности. «Именно институт совершенной конкуренции, как показали Адам Смит и другие экономисты, приводит в пределе к эффективному распределению и использованию дефицитных ресурсов в рыночных экономиках».
  • Институт обмена (купли-продажи) производимых продуктов и услуг, имеющих характер товаров, что обеспечивает воспроизводство рыночных экономик. Институт обмена, или купли-продажи, регулирует взаимоотношения между частными собственниками, производителями и потребителями таким образом, чтобы обеспечивалось их простое и расширенное воспроизводство.
  • Институт найма труда . «Таким образом, трудовые отношения также имеют характер обмена, или купли-продажи, как писал К. Маркс, рабочей силы. Наемный труд является всеобщим институтом, регулирующим привлечение общественных сил к труду и обеспечивающим их воспроизводство в условиях частной собственности».
  • Институт прибыли . Прибыль выступает «общественно признанным критерием эффективности, регулятором, посредством которого соотносится в масштабах всего общества деятельность обособленных частных хозяйств <…> Осуществление воспроизводства капитала, или получение прибыли, является для участников производства главным мотивом действий, сигналом обратной связи, свидетельством того, что их деятельность признана, оценена обществом, и созданы возможности продолжения экономического цикла. Тем самым институт прибыли совместно с институтом конкуренции обеспечивает саморегуляцию рыночных экономик и позволяет судить об уровне эффективности экономической системы».

Базовые институты редистрибутивных экономик (X-матрица):

  • Институт общей собственности . «Он обуславливает специфику всех остальных институтов редистрибутивной экономической системы. Институт общей собственности означает, что владельцем основных ресурсов и средств производства признается -явно или латентно - общество в целом. Это предполагает возможность использования производимых и потребляемых благ всеми членами общества по устанавливаемым каждый раз правилам и не подразумевает границ между ними в правах собственности, как это характерно при господстве института частной собственности. Даже если общая собственность распределена между использующими её хозяйствующими субъектами и закреплена за ними для выполнения определенных задач – а иначе и не может быть в условиях всё возрастающей сложности производства – их действия постоянно соотносятся с интересами общества в целом и между собой в ходе неизбежных, объективно требуемых согласований».
  • Институт редистрибуции (аккумуляции – согласования - перераспределения) . «В чем отличие редистрибуции от обмена? Обмены представляют собой горизонтальные потоки продуктов и услуг, имеющих в рыночных экономиках характер товаров, между обособленными хозяйствующими субъектами, частными собственниками. Обмен предполагает прибыль, извлекаемую участниками сделок. Редистрибуция означает движение материальных ценностей и услуг в рамках общей, единой собственности, что объективно требует согласования хозяйственных трансакций. Закон экономии трансакционных издержек приводит к тому, что согласование сосредоточивается в одном органе, который начинает выполнять функции Центра. … Редистрибуция как базовый институт нерасчленима на те или иные фазы, она есть единый непрерывный процесс отношений типа “аккумуляция-согласование-распределение”. В процессе редистрибуции происходит наделение хозяйствующих субъектов частями общей собственности и устанавливаются правила её использования, то есть задаются параметры распределения и аккумулирования необходимых ресурсов и производимых ценностей. Как и любой другой институт, редистрибуция предусматривает санкции за неэффективное выполнение той функции, на которую она нацелена. Если полученная хозяйствующим субъектом собственность используется недостаточно эффективно, не по назначению или если при её использовании возникает ущерб общественным интересам, действуют механизмы изъятия, возвращения собственности в общее распоряжение и передачи затем другим, более эффективным хозяйствующим субъектам.
  • Институт координации . Координация противопоставляется конкуренции в рыночных экономиках, и означает соотнесение действий участников экономической деятельности в рамках единой собственности друг относительно друга. «Институт координации регулирует эффективное использование дефицитных ресурсов и производимых благ и услуг в общественных интересах, определяет направления материальных потоков в рамках общей собственности, обеспечивает межотраслевые пропорции и т.п. Действие института координации обеспечивает непрерывность функционирования экономической сферы общества, поскольку через его посредство участники хозяйственной деятельности получают как необходимые производственные ресурсы, так и условия собственного воспроизводства».
  • Институт служебного труда , то есть характер привлечения к труду посредством редистрибуции. «В редистрибутивных экономиках возможность использования производимых на объектах общей собственности благ обусловливается трудовым вкладом экономически активного населения в её функционирование и развитие. Это означает, что в редистрибутивных экономиках действует институт служебного труда. Служебный труд предполагает исторически меняющийся, но сохраняющий своё содержание порядок аккумулирования труда в масштабах общественного хозяйства и его распределение на основе процессов согласования потребности в использовании рабочей силы и необходимости её воспроизводства».
  • Институт пропорциональности . «При рынке выживание экономики как таковой и действующих в ней субъектов невозможно без института прибыли, обеспечивающего их воспроизводство как участников рынка, личное потребление и производство продукта для использования другими членами общества. В условиях же общей собственности экономика может существовать лишь как пропорциональное хозяйство, когда произведенное в одной её части потребляется в другом сегменте. Излишнее складирование производимых ценностей, как и их недопроизводство являются угрозой нарушения всего производственного цикла в условиях коммунальной материально-технологической среды. Поэтому редистрибуция неизбежно предполагает действие института пропорциональности. На требование пропорциональности производства, осуществляемого в условиях господства общественной собственности, постоянно указывала теория социалистического воспроизводства. Известно, что в её рамках постулировался «закон планомерного пропорционального развития».

· Описанный институциональный комплекс из пяти базовых институтов, составляющий ядро рыночных экономик – частной собственности, конкуренции, обмена, наемного труда и прибыли.

Сопоставление этих экономических институтов двух матриц показано в Таблице.

Функции и содержание экономических институтов в моделях Х- и Y-экономик

Функции экономических институтов Базовые институты Х-экономики Базовые институты Y-экономики
Движение благ Редистрибуция (аккумуляция- согласование-распределение) Обмен (купля-продажа)
Закрепление благ Верховная условная собственность Частная собственность
Взаимодействие экономических агентов Кооперация Конкуренция
Организация труда Служебный труд Наемный труд
Сигналы обратной связи (эффективности) Ограничение издержек (Х-эффективность) Возрастание прибыли (Y-эффективность)

Классические типы монополизма

Мировой экономической теории и практике известны, по крайней мере, шесть основных типов монополизма:

1. Рыночный монополизм, который вырастает из рыночной конкуренции и базируется на огромных масштабах концентрации и централизации производства и капитала (производственная, сырьевая и финансовая монополия).
2. Технологический монополизм – представленный технологической олигополией (металлургия, электроэнергетика, ж/д транспорт и т.д.). Имеется в виду несколько крупных корпораций, контролирующих производство и сбыт определенного рода продукции.
3. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта. Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции.
4. Легальный монополизм, который воплощают предприятия, лидирующие на тех или иных направлениях современной НТР. Он исчезает по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок другими субъектами.
5. Государственный монополизм (абсолютная монополия), связанный с производством в масштабе страны таких общественных благ, как национальная оборона, госуправление, единая энергетическая система, фундаментальные науки и т.д.
6. Монопсония – когда на рынке выступает лишь один поку­патель какого-либо товара, услуг или ресурса. Как правило, моно­псонистом является государство, выступая в качестве единственного покупателя.

Чтобы перейти к современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны, прежде всего, с тем, что между стартом – абсолютной рыночной монополией – и финишем – развитым рынком, как говорится, дистанция огромного размера. Об этом можно наглядно судить по таблице, где сопоставлены друг с другом важнейшие черты стартовых и финишных позиций.

Редкий ресурс может быть представлен патентом, высоким уровнем организации и управления производством, качеством используемых ресурсов и т.д.

Предприятие, стремящееся завоевать или сохранить монопольное положение, может использовать недобросовестные методы ведения конкурентной борьбы (резкое снижение цен при неизменных издержках, дискредитация репутации конкурентов, заключение договоров, ограничивающих конкуренцию и т.д.) Вследствие их применения - монополия как результат конкуренции.

Источником институциональной монополии является прямая или косвенная защита предприятия со стороны государства, начиная от прямого запрета всем другим предприятиям производить данный вид продукции или в более мягкой форме государственного благоприятствования производителю в ущерб другим (например, лицензирование, возведение таможенных барьеров). Если институциональная защита распространяется на такие естественные монополии, как транспорт, коммунальное хозяйство, системы связи, формируются общественные монополии.

Как совершенную конкуренцию, так и чистую монополию следует рассматривать как теоретические модели, позволяющие объяснить такие более распространенные в хозяйственной практике рыночные структуры, как монополистическую конкуренцию и олигополию.

Олигополия характеризуется тем, что на рынке действует несколько крупных поставщиков, контролирующих сбыт. Вход на такой рынок и инициирование конкуренции требуют крупных затрат. Если продукция поставщиков приблизительно одного качества (производство стали, алюминия), то такая олигополия называется недифференцированной олигополией. Если качество различно (автомобилестроение), то олигополия называется дифференцированной.

На олигополистическом рынке один из самых крупных поставщиков и с наиболее низкими издержками производства может стать ценовым лидером. Другие олигополисты стремятся привести свои цены в соответствие с уровнем цен лидера с целью сохранения своих объемов продаж. Если лидер снижает цену, другие делают то же самое, чтобы не быть вытесненными с рынка. Если лидер повышает цену, другие олигополисты могут этому не следовать и тогда имеют шанс увеличить свои доли продаж в совокупном объеме продаж.

Наиболее негативные последствия существования олигополии могут возникнуть вследствие заключения монополистического соглашения между олигополистами. Соглашения (сговоры) направлены на ограничение или устранение конкуренции между олигополистами. Соглашение может касаться величины производимой продукции, разделения рынка сбыта или установления уровня цен.

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что существует легкость входа на рынок и даже мелкие поставщики могут эффективно конкурировать с крупными поставщиками (например, в розничной торговле, легкой промышленности). Производители поставляют продукцию, имеющую много действительных или мнимых различий.



Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция являются частными случаями несовершенной конкуренции. О наличии несовершенной конкуренции на рынке свидетельствует также существование монопсонии (ситуации единственного покупателя на рынке), олигопсонии (ситуация на рынке при незначительном числе покупателей, которые в состоянии контролировать спрос).

Несовершенная конкуренция выражается также в том, что потребителю не всегда известна цена, по которой различные поставщики продают данную продукцию. Поэтому потребитель покупает ее у прежнего поставщика, даже если вынужден платить более высокую цену. Он привыкает к нему и может неохотно менять своего продавца. Немалую роль играют такие факторы, как удобство места покупки, определенное поведение продавца, более привлекательное качество покупаемой продукции. Это все приводит к тому, что при некоторых различиях в ценах каждый продавец имеет свою клиентуру.

Производитель стремится завоевать доверие к своей продукции посредством использования торговой марки, внешнего вида, рекламы и т.п. Этими способами он придает своей продукции в какой-то степени монополистический характер по отношению к определенной группе потребителей. Если производитель желает перетянуть покупателей с других рынков, то в конкурентной борьбе он должен в большей степени снизить цену своей продукции, по крайней мере в начальный период, чем это вытекало бы из условий совершенной конкуренции. Такое понижение цены выгодно, если продукция характеризуется высокой ценовой эластичностью, что обусловливает более высокий относительный рост величины спроса, чем относительное снижение цены.



Существуют различные варианты контроля монополий:

Политика, направленная на определение законных рамок конкуренции;

Политика регулирования рыночной деятельности монополий;

Политика прямого руководства хозяйственной деятельности монополий со стороны государства.

Политика, направленная на определение законных рамок развития конкуренции, предусматривает контроль поведения, имеющего целью установление монополии и применение монопольных цен. Она представлена тремя формами регулирования: контроль за соглашениями, слияниями (горизонтальными, вертикальными, конгломеративными), контроль за злоупотреблением монопольным положением на рынке (монополистическое ценообразование, ограничительные договора о поставках). К разновидности этой политики можно отнести и запрет коммерческой деятельности, не являющейся формой монополистической практики, но преследуемой по закону (коррупция, фальсификация товаров, промышленный шпионаж, недобросовестная реклама и т.п.). В большинстве случаев реализация такой политики наталкивается на значительные препятствия. Например, иногда очень трудно доказать, что одинаковые действия рыночных поставщиков являются результатом заключенного между ними соглашения, а не общей реакцией на изменившиеся условия хозяйствования на данном рынке. Также бывает подчас весьма сложно определить соотношение между положительными и отрицательными последствиями монополистической деятельности, прежде чем принять решение о ее запрете.

Политика регулирования рыночной деятельности монополиста направлена не на предотвращение возникновения монопольного положения, а на установление отдельных правил поведения для монополиста с целью ограничения его власти и устранения неблагоприятных последствий при размещении ресурсов. Эта политика направлена на то, чтобы заставить монополиста вести себя так, как если бы он находился в конкурентном секторе. Она представлена следующими формами: налогообложение, контроль за уровнем цен. Обе формы весьма осторожно применяются на практике в связи с тем, что их применение требует такого объема объективной информации, который очень затруднительно получать для каждого отдельного случая. Негативные последствия такой политики могут выражаться в развитии новой бюрократии, неопределенности финансовых последствий при налогообложении (на кого упадет тяжесть налога), значительных издержках при проведении подобной политики, необходимости в некоторых случаях выделения дотаций на производство.

Политика прямого руководства хозяйственной деятельностью монополий со стороны государства направлена на предприятия, находящиеся в собственности государства (административная монополия). Методы управления административными предприятиями зависят от цели их хозяйственной деятельности, поставленной государством (например, максимизация прибыли, обеспечение условий функционирования другим хозяйствующим субъектам и т.д.). В случае использования косвенных методов управления административные предприятия, приобретая статус рыночных производителей, работают с меньшими издержками, чем тогда, когда они управляются директивными методами. Однако в обоих случаях эффективность хозяйствования административных предприятий, как правило, уступает эффективности частных монополий. Это объясняется действием причин управленческого характера: способностью органов хозяйственной власти отразить в своих планах перспективы развития экономики, корректировать систему экономических нормативов с учетом изменяющейся хозяйственной среды, стремлением предприятий к “спокойной жизни” и т.д.

Тема 3: Макроэкономическое равновесие и формы его нарушения

Используя текст и обществоведческие знания, дайте объяснения связи конкуренции:

а) с институтом частной собственности;

б) с институтом прав и свобод человека;

в) с эффективностью работы правоохранительных органов и судебной системы.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.

Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.

В прямом смысле слова «хозяйство» - это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие - нет.

С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.

Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов - не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.

(Ф. А. фон Хайек )

В чём, по мнению автора, состоит привлекательность «хозяйства», а в чём трудности его функционирования? Используя текст, укажите два проявления привлекательности и две трудности. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономическая конкуренция».

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) проявления привлекательности:

Нет спонтанности;

Гарантирует обязательное удовлетворение сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом - менее важных;.

ИЛИ общая шкала приоритетов определяет, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие - нет;

2) трудности:

Отражает только позицию и интересы «организатора» (государства, плановых органов и т. п.);

ИЛИ нет взаимоприспособления планов участников экономической деятельности;

Неэффективность (не гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или по крайней мере не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит).

3) Объяснен смысл понятия, например:

Экономическая конкуренция - соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать функции и соответствующие примеры:

1) определение ценности экономических благ (например, на рынке труда наиболее востребованы представители рабочих профессий, а специалистам с юридическим и экономическим образованием трудно найти работу);

2) поиск неиспользованных возможностей (например, предприниматель проанализировал рынок услуг быстрого питания в городе М., установил, что большинство предприятий предлагают блюда американской, китайской и итальянской кухни, и открыл сеть закусочных c блюдами русской кухни).

Могут быть приведены другие примеры

Пояснение.

В правильном ответе должно быть дано объяснение по каждому пункту, например:

а) участники рынка конкурируют за право собственности на наиболее ценимые экономические блага; рискуют своей собственностью в стремлении получить прибыль;

б) конкуренция невозможна без свободы принятия экономических решений, распоряжения своей собственностью и способностями к труду, права на получение необходимой информации;

в) свобода конкуренции нуждается в правовой защите, кроме того, конкуренция нередко порождает споры хозяйствующих субъектов, разрешение которых требует эффективной работы правоохранительных и судебных органов.

Могут быть даны другие объяснения

Собственность - гражданско-правовой институт, представляющий совокупность юридических норм, регулирующих экономические отношения собственности методами гражданского права.

Собственность - само имущество, принадлежащее какому-либо субъекту на праве собственности.

Отношения собственности – это объективные отношения между людьми по поводу присвоения, владения, распоряжения и пользования благами (средствами производствами и ресурсами).

В зависимости от того, в чьих руках находятся ресурсы, собственность выступает в разных формах: личная, частная, государственная, смешанная, общественная.

Личная собственность – материальными благами владеют, распоряжаются и пользуются отдельные лица в своих личных интересах. Например, автомобиль, участок земли, дом, деньги. Источником личной собственности являются доходы в виде заработной платы, прибыли, процентов, дивидендов, ренты.

Частная собственность – ресурсами владеют и управляют частные лица с целью получения прибыли.

Государственная собственность – возникает в результате вмешательства государства в частную экономику.

Смешанная собственность – взаимодействие частной и государственной собственности.

Общественная собственность – ресурсы принадлежат всему народу, обществу в целом.

Собственность – это исторически определенная форма присвоения людьми материальных благ в процессе их производства, обмена и потребления.

Основные формы собственности в РФ:

- Частная собственность (собственность граждан и юридических лиц) представляет собой индивидуальное владение землёй, зданиями, оборудованием, трудом, капиталом (факторами производства) с возможностью их отчуждения и правом передачи по наследству.

Частная собственность лежит в основе товарного производства и рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и экономическую ответственность производителя.



Исторически частная собственность развивается, её формы меняются. Первоначально возникла индивидуальная частная собственность, т.е. личное (частное) владение всем предприятием. В современных условиях наряду с индивидуальной частной собственностью активное развитие получила акционерная собственность, где личное владение капиталом заменяется коллективным совладением.

- Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (Собственность субъекта РФ).

- Муниципальной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям.

Для самовыражения человека в рыночной экономике, реализации его экономической свободы недостаточно одной формы собственности, необходимо разнообразие её видов, поэтому в современной рыночной экономике кроме перечисленных форм собственности существуют кооперативная и смешанная собственность.



Государство должно поддерживать все формы собственности, защищать интересы всех ее субъектов, создавая для них с помощью экономических, административных и юридических рычагов равные условия хозяйствования.

Конкуренция - это борьба за наиболее выгодные условия производст­ва и реализации товаров и услуг. В разных отраслях количество продавцов товара может варьироваться от единицы до очень большого значения.

В зависимости от количества продавцов на рынке и от того, какие отно­шения складываются между ними, и ещё ряда факторов, различают основ­ные виды конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Совершенная конкуренция - рынок, на котором множество мелких фирм производят одинаковую продукцию и не имеют возможности кон­тролировать цены на неё. Количество покупателей на таком рынке также бесконечно велико. Никто из участников рынка не имеет информации больше, чем все остальные. Это теоретическая модель; в реальной жизни почти нет таких рынков, на которых бы в полной мере выполнялись та­кие условия. Но некоторые рынки близки к совершенной конкуренции. Это рынки сельскохозяйственных продуктов (например, рынок пшени­цы, рынок кукурузы); рынок рыбы; фондовый рынок, где продаются цен­ные бумаги.

Поднять цену на товар можно только при условии, что ваша продукция в чём-то превосходит продукцию конкурентов. Процесс создания уникаль­ной продукции, отличной от аналогов, называется дифференциацией. Су­ществует много способов дифференциации продукции.

Прежде всего, это повышение качества продукции. Фирма может пригласить дизайнера, художника, технолога, программиста и других спе­циалистов, которые проведут научно-исследовательские работы (НИР) и найдут способы повысить качество, надёжность, долговечность вашего продукта.

Другой способ дифференциации продукции - повышение качества об­служивания покупателей.

Если вы решили сделать крупную покупку, например приобрести теле­визор, вряд ли вы пойдёте на рынок бытовой техники. Почему? Вам нужно быть уверенными в том, что вашему телевизору будет обеспечено гаран­тийное обслуживание, а для этого в паспорте товара должен стоять штамп магазина. За это покупатели тоже готовы заплатить более высокую цену.

Преимущество имеют ещё те фирмы, расположение которых более удобно для пользователей. Кафе рядом с вузом будет всегда востребовано, автозаправочная станция в удобном месте при наличии тех же марок бен­зина будет пользоваться повышенным спросом, продуктовый «подвал» в вашем доме вы будете посещать чаще, даже если какие-то продукты можно было бы купить дешевле в других местах.

Если фирме удалось добиться некоторого преимущества по сравнению с конкурентами, ей необходимо дать рекламу, пусть недорогую, чтобы по­- купатели были проинформированы об уникальности ваших предложений. Так формируется рынок монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция - это рынок, на котором большое количество мелких фирм производят схожую продукцию и отчасти имеют возможность контролировать цены на неё.

Барьеры для входа на такой рынок могут возникнуть, поскольку не каждый конкурент способен обеспечить такие же преимущества для сво­его продукта, но эти барьеры достаточно легко преодолимы. На рынке мо­нополистической конкуренции действует достаточно много продавцов. Примерами рынков монополистической конкуренции могут быть местные магазины розничной торговли: цветочные и сувенирные киоски, канцтова­ры, книги, продуктовые «подвалы», булочные и др. В реальной жизни это самый распространённый вид конкуренции.


Олигополия - это рынок, который принадлежит нескольким крупным фирмам.

В условиях олигополии количество фирм невелико, поскольку сущест­вуют высокие барьеры для входа в отрасль. Барьерами могут быть:

Огромная величина стартового капитала, необходимого для произ­водства данного товара;

Необходимость лицензии на производство товара или услуги;

Коммерческая тайна;

Например, при производстве мобильного телефона необходимо купить права на полсотни патентов.

Олигополиями являются также рынок компьютеров, рынок парфюме­рии, рынок автомобилей, рынок нефти. На таких рынках ценовая конкурен­ция менее если компания понизит цену, то остальные тоже пони­зят, в итоге у всех компаний сократятся доходы. Цены на товары при олигополии устанавливаются по принципу ценового лидерства, признан­ный лидер данной отрасли устанавливает свои цены, остальные фирмы им следуют.

На рынке олигополий конкуренция ведётся вокруг потребительских свойств товаров. Высокое качество товаров должно сопровождаться соот­ветствующей маркетинговой деятельностью, прежде всего рекламой. В условиях олигополии фирмы тратят огромные средства на рекламу. Практически вся дорогостоящая реклама на телевидении, на радио, на транспорте и т. п. - это реклама олигополий.


Самой большой рыночной властью обладает монополист. Монополия - это рынок, на котором присутствует единственный продавец уникального (не имеющего заменителя) продукта. Монополия невыгодна потребителям: монополист не заинтересован в повышении качества своей продукции, в разнообразии ассортимента, он имеет возможность устанавливать завы­шенные цены. Чтобы не допустить образования новых монополий, государ­ство проводит антимонопольную политику.

Почему же ряд действующих монополий являются легальными, закон­ными? Дело в том, что в ряде отраслей конкуренция может навредить об­щественным интересам, вызвать дополнительные неоправданные затраты. Представьте себе метро, где каждая линия - самостоятельное предпри­ятие. Или газоснабжение дома, когда каждая квартира подводит себе тру­бы от разных поставщиков. Такая конкуренция только увеличит наши за­траты. В этих случаях государство допускает возникновение естественных монополий. Естественная монополия - фирма, которая может произво­дить товары и услуги с меньшими издержками, чем несколько фирм. Есте­ственными монополиями являются коммунальные службы: ­ водоснабже­ние, электро- и теплоснабжение, газоснабжение. Уникальные природные условия также могут быть условием создания естественной монополии, на­пример: целебный источник, уникальный курорт и др.

Другими легальными монополиями в России являются железнодорож­ные перевозки, метро, городские телефонные службы.

В определении термина «монополия» два существенных момента: про­давец единственный, а товар - уникальный. Если товар имеет заменители, это уже не монополия. Что касается входных барьеров в монополию, то они не просто высокие: вход заблокирован. Пользуясь рыночной властью, моно­полист сам устанавливает монопольно-высокие цены (price-maker). Однако государство ограничивает цены и тарифы монополиста. И это не единствен­ное ограничение.

Реклама монополисту не нужна, его товар уникальный, заме­нителей нет, и покупатели будут вынуждены купить именно данный товар. Но монополист через средства массовой информации (СМИ) под­держивает связи с общественностью - осуществляет пиар (publick rela­tions - PR).

С точки зрения общественных интересов, монополия имеет и недостат­ки, и преимущества. Так, издержки естественных монополий ниже, чем бы­ли бы в условиях других рыночных структур, но эти низкие издержки при­водят, как правило, не к низким ценам, а к росту прибыли монополистов. Далее, только крупные фирмы могут организовать мощные научно-иссле­довательские центры, создавать новые продукты и технологии. Но монопо­листы не заинтересованы в распространении инноваций, сохраняя своё мо­нополистическое положение.


Существует ещё один вид несовершенной конкуренции - монопсония. Монопсония - это такой вид рыночной структуры, при котором монополи­стом является не продавец, а покупатель. В этом случае уже покупатель получает рыночную власть, имеет возможность занижать цену и получать прибыль за счёт потери части доходов продавцами. Единственным покупа­телем может быть, например, государство, если речь идёт о продаже под­водной лодки или ракеты. Монопсония проявляется и на рынке сельскохо­зяйственной продукции, когда отдельные мелкие фермеры вынуждены сдавать свою продукцию закупщику по заниженным ценам. На рынке тру­да возможна монопсония, если единственная фирма нанимает рабочих по заниженным ставкам заработной платы.

Государство проводит антимонопольную политику по содействию кон­куренции, пресечению недобросовестной конкуренции, ограничению моно­полистической деятельности. Государство также обеспечивает защиту ин­тересов потребителей. Так, в России действуют следующие законы:

Конституция РФ, статья 34;

Федеральный закон «О защите конкуренции»;

Федеральный закон «О естественных монополиях»;

Федеральный закон «О защите прав потребителей».