Существуют следующие классификации налогов. Классификация налогов по объекту обложения

Классификация налогов (tax classification) – группировка по видам. Обусловлена различными основами классификации:

  • способом взимания налогов;
  • субъектом-налогоплательщиком;
  • характером применяемых ставок, ;
  • источником и ;
  • органом, устанавливающим налоги;
  • порядком введения налога;
  • уровнем бюджета, в который зачисляется налог;
  • целевой направленностью введения налога и пр.

Налоги по методу установления или способу взимания подразделяют на прямые и косвенные.

Налоги прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют:

  • реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.);
  • личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, подвергаемое налогообложению).

Налоги косвенные (адвалорные налоги) взимаются через цену товара и вытекают из фактов хозяйственной жизни и оборотов, финансовых операций ( , налог с продаж, налог с оборота и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы);
  • косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги за некоторыми исключениями (НДС), фискальные монополии, некоторыми облагаются товары и услуги государственного сектора (налог с оборота в СССР), а также таможенные пошлины.

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные часто называют возможность переложения налогов на потребителей: окончательным плательщиком прямых налогов становится получатель дохода, тогда как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает конечный потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

По субъекту-налогоплательщику выделяют налоги:

  • с физических лиц (налог на доходы, налог на имущество физических лиц и др.);
  • с предприятий и организаций-юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий и организаций и др.);
  • смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и предприятиями и организациями ( , некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств).

По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги , выделяют:

  • общегосударственные налоги (размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы исчисления налогов, порядок зачисления сумм налогов в бюджеты различных уровней определяются законодательством и являются едиными на всей территории страны);
  • местные налоги (механизм их исчисления и взимания вводятся местными органами власти в соответствии с действующим законодательством).

По порядку введения налога различают:

  • общеобязательные налоги – устанавливаются законодательными актами и взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают, по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательством нижестоящих органов управления;
  • факультативные налоги, предусмотренные основами , но непосредственно вводящиеся законодательными актами органов местной власти.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж , налоги делят на:

  • закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд);
  • регулирующие или разноуровневые (поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству).

По характеру использования налогового платежа выделяют:

  • общие налоги (покрывают различные расходы бюджета);
  • целевые (платеж идет по строго определенному назначению, например, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы).

По периодичности уплаты налога выделяют:

  • регулярные (систематические, текущие) налоги – взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налога;
  • разовые – связанные с каким-либо событием, не образующим системы (например, таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения).

Налоги дифференцируются по источнику налогообложения :

  • издержки производства (себестоимость);
  • прибыль (доход).

Правильность расчета налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в , и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

При классификации налогов по объектам налогообложения образуется пять групп:

  1. налоги на имущество;
  2. ресурсные налоги (включая земельный налог);
  3. налоги на доход или прибыль;
  4. налоги на действия (хозяйственные операции, финансовые операции, обороты по реализации);
  5. прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

Существуют и другие основания для классификации налогов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

  • императивно-обязательный характер;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • денежная форма;
  • публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

  • объект (доход, имущество, товар);
  • налоговая база;
  • величина налоговой ставки (квота);
  • налоговый период (месяц, квартал, год);
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

  • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
  • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  • прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

  • общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
  • маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц;
  • смешанные налоги.

5. По объекту налогообложения разделяют:

  • имущественные налоги;
  • ресурсные налоги (рентные платежи);
  • налоги, взимаемые от выручки или дохода;
  • налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

  • налоги, относимые на индивидуальный доход;
  • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • налоги, относимые на финансовые результаты;
  • налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

  • собственные (закрепленные) налоги;
  • регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

8. По срокам уплаты:

  • периодические (их еще называют регулярные или текущие) - это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
  • срочные (их еще называют разовые) - это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

9. По принадлежности к уровню правления:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Существуют три способа взимания налогов:

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).


Источник - Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

    Фискальная - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов . Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

    Распределительная (социальная) - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    Регулирующая - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

    Контрольная - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    Стимулирующая - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

2. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в Российской Федерации

Классификация налогов - это система их группировки по определенным признакам.

    По субъекту уплаты налога:

    • юридические лица;

      физические лица.

    По объекту налогообложения: операции на реализацию, имущество, землю, капитал, прибыль, доход, средства потребления.

    По источнику уплаты: заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость.

    По назначению:

    • общие налоги - расходуются на цели, определенные в бюджете;

      специальные налоги - имеют строго целевое назначение, например, ЕСН.

    По способу обложения:

    • кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам: размер участка, объем двигателя;

      декларационные - официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.

    По методу исчисления:

    • регрессионные;

      пропорциональные;

    • кратные суммы (МРОТ).

    По способу изъятия:

    • прямые налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц;

      косвенные налоги: акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины.

    По принадлежности к уровню власти и управления:

    • федеральные;

      региональные;

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Все налоги классифицируются по двум признакам:

1. В зависимости от порядка взимания налоги подразделяются на:

1) прямые - налоги, которые взимаются непосредственно с прибыли или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, на имущество, госпошлина, подоходный налог);

2) косвенные - налоги, которые включаются в цену товара в виде определенной надбавки; эти налоги оплачивают потребители товаров, и вносятся в бюджет продавцами товаров, которые выступают посредниками между государством и фактическими плательщиками налогов.

Косвенные налоги подразделяются на:

а) налог на добавленную стоимость - это универсальный косвенный налог, он устанавливается в процентах от стоимости товара, оплачивают все потребители продукции;

б) акцизы - это косвенный налог на отдельные товары, устанавливается решением правительства в виде надбавки к цене товара. Акцизы действуют в РФ по Закону РСФСР от 6 декабря 1991 г. на целый ряд товаров широкого потребления: спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.

Ставки акцизов по товарам (за исключением минерального сырья) являются едиными. Установлены два вида ставок: специфические (в рублях и копейках за единицу измерения подакцизных товаров) и адвалорные в процентах к стоимости товара по отпускным ценам без учета акциза. Последние ставки действуют для двух товаров: ювелирные изделия -15 % и легковые автомобили - 10 %. Акцизы установлены на нефть, газ, автомобили, винно-водочную, табачную продукцию;

в) фискальная монополия (взимаются при государственной монополии на производство и реализацию товара массового потребления - алкогольная, табачная продукция и т.д.). Уплачивается при получении лицензии, сертификата на данный вид деятельности;

г) таможенная пошлина - налоги, взимаемые государством с провозимых через границу товаров;

2. В зависимости от уровня органов государственного управления, решающих вопросы налогообложения, налоги классифицируются на:

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации при этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсе акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут

устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика.

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. Максимальные ставки этих налогов (кроме налога с розничных продаж) определяются федеральными законами, а конкретные ставки - решениями законодательной (представительной) власти субъектов РФ.

Местными налогами и сборами, по определению Налогового кодекса, признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с налоговым законодательством РФ, решениями представительных органов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.

ПО СПОСОБУ ВЗИМАНИЯ

1) прямые – это налог, который уплачивает получатель дохода, прибыли, то есть источник выплаты и плательщик – одно лицо;

2) косвенные – входят в цену товара, перечисляются в бюджет плательщиком, но принадлежат товаропотребителю, который является источником выплаты. (НДС, акцизы)

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ

1) реальные – налоги на имущество (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог);

2) личные – налоги на доход или прибыль плательщика (налог на прибыль, НДФЛ).

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ

1) натуральные – присущи для ранних форм налогообложения;

2) денежные.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СУБЪЕКТА ОБЛОЖЕНИЯ 1) налоги с юридических лиц; 2) налоги с физических лиц; 3) смешанные – которые уплачивают и юридические и физические лица.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УРОВНЯ 1) федеральные – действуют без изменения на всей территории РФ; 2) региональные – на территории субъекта РФ; 3) местные – на территориях районов, городов, поселков и т. д.

Региональные и местные называют еще территориальными. По этим налогам существуют правовые акты на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ. Субъект моет изменять элементы налога.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1) закрепленные налоги – это те, которые закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета;

2) регулирующие налоги – налоги, которые передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящие.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

1) налоги общего назначения (абстрактные);

2) целевые (специальные) – для финансирования конкретных мероприятий (ЕСН).

РЕГУЛЯРНЫЕ НАЛОГИ – это налоги, которые взимаются с определенной периодичностью в течении всего времени владения имущества или занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, то есть времени существования объекта обложения.

РАЗОВЫЕ НАЛОГИ – уплата разовых налогов связана с определенными событиями (например, налог на имущество).

Характеристика региональных налогов.

В состав региональных налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Региональными налогами признаются те, которые устанавливаются НКРФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НКРФ и законами субъектов РФ о налогах. Элементы налогов, ставки, порядок и сроки уплаты, льготы могут меняться в соответствии с законами субъектов РФ, иные элементы устанавливаются НКРФ. Не могут устанавливаться региональные налоги не предусмотренные НКРФ.

Местными признаются налоги устанавливаемые НКРФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соотв-х муниципальных образований.

К ним относятся: земельный налог и налог на имущество физ/лиц.

Местные налоги вводятся в действие и отменяются на основании НКРФ и нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления. При этом местные органы имеют право менять налоговые ставки, льготы, порядок и сроки уплаты.

Федеральными признаются налоги и сборы установленные НКРФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Они могут устанавливаться и отменяться только на основании НКРФ.

К ним относятся:

НДС; акцизы; налог на доходы ф/лиц; ЕСН; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.

Уровень установления

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

Способ изъятия

Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

  • стоимость самой продукции;
  • акциз на алкогольную продукцию;

Сумму уплачиваемого покупателем НДС при розничной покупке часто можно увидеть в кассовом чеке.

Субъект налогообложения

В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы :

  1. Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
  2. Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
  3. Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.

Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги.

В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения (общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так далее.

По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

Источник уплаты

По источнику уплаты налоги делятся на:

  1. Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
  2. Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
  3. Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».

Объект налогообложения


Методы исчисления

Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим.

На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

  • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
  • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
  • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.

Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

  1. Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
  2. Ступенчатые налоги : ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.

Кто считает взимаемую сумму

По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

  1. Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
  2. Налог на имущество , а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).

Налоговая служба ежегодно рассчитывает сумму налога и рассылает налогоплательщикам уведомления о необходимости уплатить кадастровые налоги. Напротив, декларационные налоги рассчитываются на основе данных, которые предоставлены самим налогоплательщиком. Например, если гражданин перепродаёт недавно купленную квартиру, то он обязан самостоятельно составить декларацию о доходах, выслать её налоговикам и уплатить соответствующую сумму налога.

По порядку зачисления в бюджет

Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым .

Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно.

На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

По порядку ведения

По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД).

Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени.

Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.