Модель экономического человека. Экономический человек - краткая характеристика

Производителей? Почему люди пользуются кредитом? Хорошо ли жить в долг? Как сделать, чтобы наши расходы не превышали доходы?

Данный параграф завершает главу «Человек и экономика», опираясь на предыдущий материал и в определенной мере обобщая его.

Из материалов § 1 вы узнали об основных видах деятельности человека в экономике - производстве, распределении, обмене, потреблении. Производство является основой экономики, средством решения ее главной задачи - создания материальных благ для удовлетворения потребностей людей. Поэтому выполнение человеком роли производителя было предметом рассмотрения практически всех параграфов главы. В решении ключевой для общества проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов активно участвуют не только производители, но и потребители. Приступая к рассмотрению правил рационального поведения, которыми пользуются основные участники экономики, постараемся уделить потребителю значительно больше внимания.

Напомним, что означает вести себя рационально. Рациональное поведение - это прежде всего продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. Воздействие потребителей на производителей в условиях свободного рынка и конкуренции столь велико, что иногда даже говорят о «диктате потребителя».

Потребители - это те, кто приобретают и используют товары, заказывают работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация , в целом государство.

Цель потребителя - извлечь максимальную полезность от потребления товаров и услуг. На пути к этой цели у потребителя возникают такие ограничения, как семейный бюджет, цены, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.

В странах с командно-административной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В СССР, например, потребитель был лишен свободы выбора жилья, лечебных учреждений, некоторых дорогостоящих товаров (автомобиль, мебель и др.). В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Вспомните многообразные потребности человека: физиологические, социальные, духовные, потребности в самореализации, в безопасности. Эти потребности могут быть реализованы на разных видах рынков. Например, потребность в товарах и услугах - на рынке товаров и услуг, потребность в самореализации - на рынке труда. Чтобы грамотно и рационально осуществлять потребительский выбор, каждый должен иметь определенные знания и умения.

Потребителю, заинтересованному в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами ограниченных средств, приходится задумываться над следующими вопросами: на что в первую очередь потратить свои доходы? Как выбрать товар или услугу желаемого качества и соответствующие его покупательским возможностям? Как сократить финансовые потери ? Каким образом сберегать имеющиеся доходы? Как вести себя рационально на различных рынках?

Рассмотрим эти вопросы на примере поведения потребителя на рынке товаров и услуг. Потребитель - одно из главных действующих лиц на этом рынке, он создает спрос, через который определяются ассортимент, качество и цена товаров. Но так ли он силен на этом рынке? Как правильно выбрать необходимый товар? Довольно часто сведения потребителей о товаре ограничены знаниями о его функциях или предполагаемом положительном эффекте от его использования.

Допустим, вы хотите приобрести современную стиральную машину. С чего начать? Необходимо оценить рынок данного товара. Прежде всего изучить рекламные объявления: каков ассортимент товара, где и по какой цене его можно купить. Затем выбрать специализированный магазин, где можно получить сведения о свойствах 5 - 11596 Боголюбов, 11 кл. 129 и качестве товара от квалифицированного специалиста (товароведа, менеджера). Вас должен заинтересовать тот магазин, где товар продается с максимальным гарантийным сроком обслуживания, обеспечивается доставка и установка, сервисное постгарантийное обслуживание. Не забудьте обратить внимание на объявления о днях распродаж, скидках на товары. Анализ всех факторов поможет вам сделать рациональную, т. е. с наибольшей выгодой для себя, покупку .

Как видим, рациональное поведение потребителя при выборе товара или услуги предполагает, как правило, определенную последовательность действий: осознание необходимости покупки, поиск информации о товаре или услуге, оценка возможных вариантов покупки, принятие решения о покупке.

Итак, вы сделали выбор. Но всегда ли мы можем купить желаемое? Увы, часто мы наталкиваемся на такой ограничитель наших возможностей, как уровень имеющихся доходов.

Вы уже знаете, что человек может получить доход из нескольких различных источников. Основными источниками дохода потребителя являются заработная плата, социальные выплаты государства отдельным гражданам в виде пособий, пенсий, стипендий, доход от предпринимательской и иной деятельности, доход от собственности (плата, полученная за аренду вашей квартиры или дачи, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: одна предназначается для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; другая часть дохода образует сбережения. Это деление не зависит от форм и источников дохода, однако зависит от его размера. Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растет и сумма сбережений. Эти зависимости очевидны. Но экономисты установили и другие зависимости доходов и расходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений.

Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные. Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые - это расходы на питание, одежду, транспортные расходы , оплату коммунальных услуг и т. п. Если ваши личные доходы не превышают обязательные расходы, то вряд ли вы можете себе позволитьпроизвольные расходы (например, на туристическую путевку, покупку книг, картин, машины и др.).

Анализируя данные о расходах потребителей разных стран, ученые сделали вывод: чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов ее граждан идет на обязательные расходы . Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821 -1896) впервые установил закономерную связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Как видим, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран. В США доля расходов на питание варьируется в пределах 10-15%, а значительное число российских семей тратит на питание от 40 до 48% своих доходов. (Подумайте, как экономическое положение в стране влияет на этот показатель.)

Тратить деньги сегодня или отложить на будущее? Как сберечь и преумножить свои доходы? Эти вопросы волнуют всех потребителей, будь то семья или фирма.

Рациональному потребителю важно не только умело тратить деньги, но и правильно размещать свои сбережения. В этих целях потребитель пользуется сберегательным счетом в банке, получая доход по вкладу, или приобретает ценные бумаги (акции, облигации), получая дивиденды по ним. (Заметим, что сказанное справедливо в условиях экономической стабильности.)

Еще один надежный способ размещения сбережений, особенно в ситуации экономической и финансовой нестабильности в стране, при высоком уровне инфляции, - это приобретение недвижимости (квартира, дом, дача), цены на которую растут быстрее, чем обесцениваются деньги.

Формой размещения сбережений является также страхование жизни, здоровья, имущества. Сегодня в России растет число страховых компаний и фондов (в основном коммерческих), которые осуществляют следующие виды страхования: добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование бизнес-рисков, автострахование и др. Страхование выгодно и производителям этой услуги, и ее потребителям.

Страхование означает защиту вас от возможного ущерба путем периодических взносов страховым компаниям, которые выплачивают вам денежное возмещение в случае такого ущерба. Рассмотрим это положение на конкретном примере.

Предположим, вы летом живете и отдыхаете в поселке, застроенном однотипными садовыми домиками. Средняя цена домика 120 тыс. р. Из практики прошлых лет известно, что в среднем один раз в год пожар уничтожает один дом. Это позволяет страховой компании подсчитать, сколько денег потребуется заплатить пострадавшему в случае пожара (в нашем случае до 120 тыс. р.) , и добавить к ним некоторую сумму на покрытие административных расходов и прибыль (например, еще 30 тыс.) . Полученная общая сумма (150 тыс. р.) делится между всеми владельцами домиков, и каждый вносит свою долю, или страховой взнос, в общий фонд (если владельцев 100 человек, то каждый платит по 1,5 тыс. р.) . В случае пожара владелец сгоревшего домика получит от страховой компании компенсацию (в размере до 120 тыс. р.) , а компания - прибыль . Таким образом, разделение риска возможного ущерба с другими людьми за счет страхования дает потребителю возможность защитить себя от финансовых потерь.

Сбережения, если они правильно размещены, позволяют потребителю не только иметь дополнительный доход, но и осуществлять дорогостоящие покупки; сбережения необходимы и на случай нетрудоспособности, оплаты образования и повышения профессионального уровня и др. (Приведите примеры сбережений в домашнем хозяйстве, подтверждающие их необходимость.)

При выборе вариантов размещения сбережений потребителю необходимо сравнивать их с точки зрения надежности, процента на доход, ликвидности (возможности легкого обращения сбережений в наличные деньги).

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Производители - это люди, фирмы, предприятия, т. е. все те, кто изготавливает и продает нам товары и предоставляет услуги. То, что производитель получает, продав свою продукцию, называется его выручкой или валовым доходом. То, что производитель тратит на приобретение производственных ресурсов, образует его затраты, или издержки. Разница между доходом и издержками составляет прибыль.

Цель производителя в рыночной экономике - получить как можно большую прибыль. Для этого он стремится снизить затраты на производство, ведь чем ниже затраты , тем выше прибыль. Снижению затрат способствуют более экономичная комбинация ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья и энергии и многое другое. Проблема ограниченности производственных ресурсов заставляет отдельно взятого производителя, фирму, общество в целом решать проблемы, что, как и для кого производить.

Что производить? Производители принимают решение о том, как распределить ресурсы между производством различных продуктов; какие из необходимых обществу и потребителям в данный момент времени благ произвести и в каком количестве; отдать ли приоритеты, например, производству военной техники или бытовой.

Как производить? Производство выбранного объема продукции можно осуществить по-разному. Обработать землю, собрать урожай можно вручную, привлекая значительное число работников, или обойтись их меньшим числом, используя сельскохозяйственную технику. Применение новой техники и технологии может обеспечить больший объем выпускаемой продукции при использовании имеющихся ресурсов. Однако производителю следует помнить, что это выгодно лишь в том случае, если доход от использования новой техники и технологии превышает затраты, связанные с их внедрением.

Для кого производить? Поскольку общество объединяет людей с разными доходами, различной покупательной способностью, производителям приходится решать, на какие слои общества ориентироваться при производстве товаров и услуг, кто будет их потенциальным потребителем.

Выявляя способы эффективного использования ресурсов, экономическая наука исходит из рационального поведения субъектов экономической деятельности, т. е. их стремления добиться определенного результата при наименьших затратах.

Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объем выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?

Так, для решения последней проблемы, как мы уже отмечали ранее, есть два способа: расширить объем производства за счет количественного изменения ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников) и за счет улучшения качественных характеристик ресурсов, улучшения их продуктивности или производительности .

Большинство стран сегодня, сталкиваясь с проблемой истощения сырья или его удорожания, делают акцент на втором способе расширения границ производственных возможностей. Это приводит к росту производительности труда. Напомним, что этот экономический показатель эффективности использования производственных ресурсов характеризуется количеством продукции, производимой в единицу времени одним работником.

Факторы, которые определяют рост производительности труда, одновременно можно рассматривать как факторы увеличения объема выпускаемой продукции. Каковы они, эти факторы?

Прежде всего, это разделение труда, или специализация производителей на каком-либо виде деятельности. В выполнении отдельного изделия или мелкой операции рабочий может стать виртуозом, и в результате его производительность возрастает.

Технический прогресс как фактор предполагает использование в производстве новой, более производительной техники или технологии, позволяет увеличивать объем производства за тот же промежуток времени, как правило, при меньшем количестве занятых.

И наконец, уровень образования и профессиональной подготовки работников. Квалифицированный труд более результативен не только потому, что способствует производству большего объема продукции . Чем выше уровень профессионального мастерства работников, тем выше качество изготавливаемой продукции, а значит, она прочнее, долговечнее, что позволит экономить ресурсы, связанные с ее производством, и переключить их на изготовление других экономических благ.

Ученый Бруклинского института (США) Эдвард Денисов: сделал попытку количественно соотнести воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объемов производства. Согласно его оценкам, 28% прироста реального национального дохода в период с 1929 по 1982 г. в США происходило за счет технического прогресса, 19% - за счет затрат капитала (использование материальных и денежных средств для организации производства), 14% - за счет роста образовательной и профессиональной подготовки работников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Возможность потребителя максимально удовлетворить свои потребности в товарах и услугах зависит не только от размера доходов, но и от рационального их использования. Старайтесь планировать свои покупки. Это позволит лучше осмыслить свои потребности и исключить то, без чего можно в данный момент обойтись. Сравнивай ­те предлагаемые производителями условия и возможности приобретения необходимых товаров и услуг.

2 По возможности откладывайте часть своего дохода в качестве сбережений. Старайтесь разместить их так, чтобы получить от этого большую пользу, т.е. способствовать их росту. Помните, что хранить сбережения в денежной форме в период высокой инфляции нерационально. Если уровень инфляции выше процентных ставок, то она уничтожит весь доход, полученный от сбережений.

З При выборе вида сбережений старайтесь накапливать и анализировать информацию о доходности и ликвидности места и способов сбережений (банковский кредит, ценные бумаги, инвестиции) . Это поможет вам убедиться в компетентности и надежности тех, кому вы хотите доверить свои деньги .

4 В перспективе обеспечить прибыльность вашего производства поможет использование различных способов снижения затрат: внедрение технических новинок и современных технологий, экономия сырья и материалов, повышение своего профессионального мастерства.

ДОКУМЕНТ

Как распорядиться своим капиталом. Из работы шотландского ученого-экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» .

Когда запасы, которыми владеет человек, не превышают количества, достаточного только для содержания его в течение нескольких дней или недель, он редко помышляет об извлечении из них какого-либо дохода.. . В этом случае его доход получается исключительно от его труда... Если же данное лицо обладает запасами, достаточными для содержания его в течение нескольких месяцев или лет, оно, естественно, старается извлекать доход из большей части этих запасов. Поэтому запасы подразделяются на две части. Та часть, от которой он ожидает получить доход, называется капиталом. Другая часть - это та, которая идет на непосредственное потребление...

Капитал может быть употребляем двумя различными способами, чтобы доставлять доход, или прибыль, своему обладателю. Во-первых, он может быть употреблен на производство, переработку или покупку товаров с целью перепродажи с прибылью.. . Такого рода капиталы правильно назвать оборотными капиталами. Во-вторых, капитал может быть употреблен на улучшение земли, на покупку полезных машин и инструментов или других предметов, которые приносят доход или прибыль без перехода от одного владельца к другому или без дальнейшего обращения. Такие капиталы можно назвать основными капиталами.

Та часть капитала фермера, которая затрачивается на земледельческие орудия, представляет собой основной капитал, а та, которая употребляется на заработную плату и содержание его рабочих, будет капиталом оборотным. Он извлекает прибыль из первого, удерживая его в своем обладании, а из второго - расставаясь с ним.

Во всех странах, где существует достаточно устойчивый порядок, каждый человек, обладающий здравым смыслом, старается употреблять имеющиеся в его распоряжении запасы для того, чтобы добыть себе удовлетворение своих потребностей в настоящем или прибыль в будущем.

1. С какими видами доходов граждан знакомит текст документа?
2. Автор предлагает обладателям капитала способы получения дохода, или прибыли. Назовите эти способы.
3. Какая часть доходов является капиталом? Чем оборотный капитал отличается от основного?
4. Ученый полагал, что «устойчивый порядок» является необходимым условием извлечения каждым человеком, «обладающим здравым смыслом», дохода из имеющихся сбережений. Можно ли с ним согласиться? Охарактеризуйте условия в современной российской экономике, стимулирующие или затрудняющие возможность потребителям и производителям иметь доходы со своего капитала.
5 . Каким образом сохранить и увеличить свои доходы? Сформулируйте свои предложения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 Какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю?
2 . Можно ли защитить свои доходы от инфляции ? Если да, то каким образом?
3 . Как рационально расходовать деньги? Чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов?
4 . Какие факторы влияют на производительность труда?
5 . Посредством каких способов можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

ЗАДАНИЯ

1 Технический прогресс влияет на изменение издержек производства и прибыль производителя. Приведите примеры использования в современном производстве достижений научно-технического прогресса как фактора увеличения производительности труда.

А. Биологическая и социальная сущность человека

Человек – основной субъект экономических отношений, которые изучает экономическая теория. Однако человек – существо биосоциальное, т. е. с одной стороны, биологическое, с другой – социальное (общественное).

Биологическая сущность человека выражается в его непрерывном воспроизводстве: рождении, развитии, старении, умирании. Человек обладает определенным здоровьем, физическими и духовными способностями и потребностями и т. д. Именно как биологическое существо человек обладает индивидуальностью.

Биологической сутью человек неразрывно связан с природой (он ее часть), с естественной средой обитания, которая является основой всей его жизнедеятельности. Среда обитания включает в себя климатические и почвенные условия, количество и качество пищи, воды, жилище и т. д.

Ресурсы и жизненное пространство ограничены. Площадь земного шара составляет 510,2 млн. км2, причем большая часть (3/4) – это моря. Различны плодородие почвы, флора и фауна, полезные ископаемые, климатические условия в тех или иных регионах Земли. Так, жаркий пояс земной поверхности составляет 49,3%, умеренный – 38,5, а холодный – 12,2%, что определяет продолжительность произрастания сельскохозяйственных культур. В Европе она составляет от 4 до 11 месяцев, в том числе в России и Республике Беларусь – 4 месяца, Германии – 7, Италии, Испании – 11 месяцев.

С позиций современной науки о жизнедеятельности человека, говоря о среде обитания, надо учитывать и связь человека с космосом, о чем говорил еще в XVII в. голландский ученый Х. Гэйгенс в работе “Космотеорос”, подчеркивая, что жизнь – это космическое явление. Данная идея получила развитие в работах русского ученого В. И. Вернадского о ноосфере – царстве человеческого разума, новом состоянии биосферы земли.

Согласно теории Вернадского человек своим трудом и мыслью может перестроить свою жизнь. Мощь человека на Земле не в физической силе, а в его разуме и труде, который направляется разумом. Мозг – закономерный продукт материи и Вселенной. Активность (инициатива) человека требует мысли и дела, а экономической системой в целом надо управлять, иначе в обществе наступает беспорядок (хаос), происходит потеря энергии и распад. Земля и другие планеты взаимосвязаны. Дыхание земли – результат жизнедеятельности людей – уходит в космическое пространство, а космическое вещество, попадая на Землю, оказывает влияние на жизнедеятельность человека. Таким образом, состояние биосферы Земли, ее ноосфера зависят от жизнедеятельности человека.

Люди как существа биологические равны между собой. Это закон природы. Видимо, отсюда вытекает идеал равенства и братства в различных учениях, а в хозяйственной деятельности – принцип социальной справедливости. В то же время каждый человек обладает индивидуальностью, он – личность.

В XXI в. человечество вошло с таким уровнем цивилизации (особенно с помощью средств массовой информации), когда люди на Земле становятся единым целым. Идет процесс, который называется глобализацией мирового социально-экономического устройства. Это выражается в усилении взаимозависимости национальных экономик стран мира, в качественном ускорении в масштабах всей планеты процессов обмена товарами, услугами, капиталами, информацией и т.

П. В результате происходит конвергенция (сближение) национальных экономических систем, возникновение единого мирового хозяйственного комплекса, развивающегося по унифицированным социально-экономическим законам.

Подобные процессы происходят и с человеком как биологическим существом, отличающимся индивидуальностью. Глобализация унифицирует личность, лишает ее индивидуальности. Этому способствуют не только средства массовой информации, способные внушить человеку любые взгляды, мораль, нравственность, но и некоторые методы обучения, например, тестирование, не позволяющее человеку рассуждать, высказывать свою точку зрения.

В основе данных процессов лежит глобализация собственности, когда дальнейшее приращение финансовой и производственной мощи крупных фирм и корпораций происходит уже главным образом за счет актов, находящихся за рамками национальных границ. Основными формами глобализации собственности является создание транснациональных банков (ТНБ) и транснациональных корпораций (ТНК).

Для формирующейся мировой системы глобальной экономики необходимо манипулировать сознанием в мировом масштабе, недопустимо наличие индивидуумов способных к системному анализу, т. к. глобальная система в основе своей – это высокоорганизованный социально-экономи- ческий механизм, построенный на принципах стопроцентной предсказуемости и управляемости поведением каждого индивидуума в производстве и потреблении. Человек становится винтиком в системе с продиктованными ему потребностями через СМИ, рекламу, обучение и т. д.

Глобализация социально-экономической системы – объективный процесс, в котором заинтересованы самые богатые группы людей на Земле. Вместе с тем биологическая сущность человека с ее индивидуальностью тоже объективное явление. Таким образом, назревает конфликт, противоречие между биологической сущностью человека и процессами унификации личности как социального существа.

Экономическую теорию интересует в большей степени социальная сущность человека. В этом смысле человек – воплощение общественных отношений. Он может существовать лишь будучи включенным в общественную связь (отношения) с другими людьми. Это самые разнообразные отношения: семейные, любовные, религиозные, юридические, политические, национальные, экономические, социальные и т. д.

Из всей системы отношений основными являются экономические и социальные, т. к. они определяют тип социально-экономической системы общества, в котором живет человек.

Экономические отношения, в которые вступает человек, связаны с его хозяйственной деятельностью по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг. Причем, люди включаются в содержание самих экономических отношений одновременно в качестве субъектов и экономических, и социальных отношений. А в основе этих отношений лежат отношения собственности. Поэтому, чтобы понять социальную сущность человека, надо его изучать в неразрывной связи с социально-экономической средой, в которой он живет и работает.

Если экономические отношения – это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, то социальные отношения – это отношения друг к другу, статус людей в обществе, возможности получения благ, доходов, прав, свободы личности, равноправия и т. д.

Экономические отношения развиваются по объективным экономическим законам, социальные – испытывают влияние институционных структур: юридических законов, норм, правил, традиций, общественных и политических организаций и учреждений. Сбалансированность экономических и социальных отношений влияет на социальную сущность человека.

В экономической науке существует такое понятие, как социально-устойчивое экономическое развитие общества, в рамках которого формируется устойчивое человеческое развитие. Данная проблема изучается в рамках ООН. Согласно теории человеческого развития, устойчивым является такое развитие, которое приводит не только к экономическому росту, но и к справедливому распределению его результатов, которое восстанавливает окружающую среду, а не уничтожает ее; повышает ответственность людей, а не превращает их в бездушных исполнителей. Такое развитие уделяет первостепенное внимание бедным, повышая их возможности. Такое развитие – это развитие для людей, для природы, для увеличения количества рабочих мест и улучшения положения женщин в обществе.

Таков современный взгляд на место и роль человека в экономической системе.

Б. Человек как субъект экономических отношений

Как субъект экономических отношений человек является одновременно и производителем, и потребителем благ и услуг.

Как производитель материальных благ человек является основным элементом производительных сил, основной движущейся силой НТП. При изучении человека с этой точки зрения возникает два вопроса (аспекта анализа):

1. Что создает человек, как (какими ресурсами, технологией), для кого, т. е. кто потребляет создаваемые блага?

2. Сколько стоит все то, что создается, каковы затраты и что получает человек; каково его вознаграждение за труд, в какой форме он вознаграждается; каковы движущие силы его деятельности?

Ответ на первый вопрос сводится к следующему. Человек создает блага и услуги для удовлетворения своих потребностей и потребностей других членов общества.

Все блага и услуги создаются трудом и средствами производства.

Необходимость труда для человека обусловлена двумя причинами.

Во-первых, он не может жить не потребляя, а для этого надо производить. Еще в XVIII в. Д. Рикардо отмечал, что если заставить человека отказаться от потребления, он откажется производить. А К. Маркс писал, что всякий ребенок знает, что любая нация погибла бы с голоду, если бы она приостановила производство не только на год, а хотя бы на несколько недель.

Во-вторых, необходимость труда объясняется самой природой человека. Человек обладает разумом, который он приобрел в ходе длительной эволюции. Дарвин считал, что в мире идет процесс развития с усовершенствованием вида. Хотя существует и другое мнение – мы пришельцы из космоса и разум сотворен кем-то, идет процесс инволюции, т. е. упрощения вида.

В любом случае человек обладает разумом, поэтому труд для него является жизненной потребностью (для некоторых в силу ряда причин – тягостной необходимостью). В процессе труда, начиная с младенчества, человек самосовершенствуется, развивается как личность.

Труд – естественное условие человеческого существования. Самым счастливым человеком является тот, кто занимается любимым, творческим трудом, просыпаясь с мыслью, что он будет продолжать начатое дело.

Труд – исключительное достояние человека, хотя, если понаблюдать за животными, они тоже трудятся (пчела, муравей, паук, бобер и т. д.). Однако труд человека отличается от так называемого труда животных. Во-первых, осмысленностью, целесообразностью. Человек заранее ставит цель, намечает план своих действий и обязательно контролирует их, сравнивает результат труда с заранее сконструированным в голове идеальным образцом (планом). Человек не будет продолжать трудиться, если положительный результат не предвидится, чего не скажешь о животных. Во-вторых, только человек создает совершенные орудия труда и при этом совершенствуется сам. Современный работник должен быть не только грамотным (уметь читать, писать), он должен владеть новейшей техникой и технологиями. Поэтому мы говорим, что человек – критерий научно-технического прогресса.

Все, что создает человек, распределяется по-разному, в зависимости от экономической системы общества. Принцип распределения может быть разным: поровну между членами общества, по труду, по факторам производства и т. д.

Второй аспект изучения человека как производителя материальных благ требует ответа на вопросы, сколько стоит создание благ и как вознаграждаются трудовые затраты.

Создание благ и услуг стоит определенных затрат труда и других ресурсов. Человек всегда стремится минимизировать затраты. Еще первобытный человек, добывая пищу и понимая, что на это надо затратить определенные усилия, стремился их минимизировать. Для этого он изобретал орудия труда: топор, лопату, колесо, экскаватор, стиральную машину и т. д.

Труд – это вид издержек, которые несет человек, создавая блага. Ничто в мире ограниченных ресурсов не дается даром.

Если же человек работает, он желает получить вознаграждение. Чем больше это вознаграждение, тем активнее и качественнее человек трудится. Хотя лозунгом коммунистического общества является принцип “от каждого по способностям, каждому по потребностям”, при социализме в людях воспитывали трудовой энтузиазм, который поощрялся не только материально, но и морально (присвоением почетных званий, награждением почетной грамотой, занесением на доску почета и т. д.).

В каком размере труд должен вознаграждаться? Предположим, что речь идет о наемном труде. Еще представитель физиократов А. Р. Тюрго говорил о минимуме средств существования. Каждый должен получать столько, чтобы ему хватило на воспроизводство способности к труду, т. е. рабочей силы. Для этого необходимо иметь средства, чтобы удовлетворить ряд потребностей: материальных – в пище, одежде, жилище; духовных – литература, кино, театр, спорт и т. д.; профессиональных – образование, повышение квалификации, а также для покрытия расходов, связанных с рождением и воспитанием детей.

Человек должен полностью удовлетворять эти потребности, что признают представители всех школ в экономической науке, а на практике для этого рассчитывается стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум, потребительский минимальный бюджет и т. д.

Человек как производитель материальных благ всегда сравнивает затраты на производство и доход, который он получает.

Каковы движущие силы, побуждающие человека заниматься трудовой деятельностью?

Истории становления и развития цивилизации известны два основных стимула к труду: внеэкономический и экономический.

Внеэкономический стимул действует, когда работник находится в физической и юридической зависимости (раб, крепостной, заключенный).

Экономический стимул предполагает материальную заинтересованность в труде, когда человек юридически свободен, но он либо не имеет своего дела и вынужден продавать свою способность к труду, либо имеет свое дело и заинтересован лично в получении предпринимательского дохода (наемный работник, предприниматель). Самыми высокими побудительными мотивами деятельности обладает предприниматель, т. к. размер его дохода целиком зависит лично от него, от его способности и активности.

Кроме того, стимулом к труду может быть интерес, связанный с самим процессом труда, его содержанием, престижностью, условиями, склонностью человека к данной деятельности и т. д.

Человек как производитель материальных благ всегда является носителем определенных социально-экономических отношений и всегда осуществляет свою жизнедеятельность в рамках определенной общественной системы, и поэтому представляет определенный социально-экономический тип (раб и рабовладелец, крепостной и феодал, наемный работник и предприниматель, купец, ростовщик, священнослужитель, колхозник, помещик, арендатор и т. д.).

Человек как потребитель наиболее подробно рассматривается в разделе “Микроэкономика”. Конечная цель производства – потребление. Поэтому производство должно служить потреблению, а его содержание (количество и качество) определяется потребителями. Человек как потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности, получить максимум полезности.

Еще по теме 1. Человек в системе экономических отношений:

  1. 4.2. Собственность и ее место в системе экономических отношений
  2. Функции денег в системе экономических отношений. Функция денег как меры стоимости, обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа. Функция мировых денег
  3. Фирма (предприятие) в системе экономических отношений. Производственная функция фирмы
  4. Экономические реформы и дисциплинарные пространства российского общества
  5. 4. Человек в системе рыночных отношений. Концепция человеческого капитала
  6. ТЕМА 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА И ОТРАСЛЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
  7. 2. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование
  8. К теме 12. «Мировое хозяйство и международные экономические отношения»
  9. 17.1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
  10. 1.1. Экономические и институциональные отношения в системе хозяйственных отношений
  11. 3. Способы реализации собственности. Экономические интересы. Место и роль собственности в системе общественных отношений
  12. § 1. Общая характеристика механизма правового регулирования общественных отношений
  13. § 1. Система законодательства, регулирующего отношения общего землепользования
  14. Проблема отношения справедливости и естественного закона в современной философии права
  15. § 3.1. Система сущностных и природных функций правовой идеологии в контексте объектов ее воздействия

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -

Человек - чрезвычайно сложное существо, которое объединяет в себе биологическое и социальное.
Как биологическое явление человек - уникальный продукт природы, мыслящее существо, наделенное совокупностью физических и умственных способностей, позволяющих ему взаимодействовать с природой и жить по ее законам.
Человек как социальное существо выступает частью общества, живет в социуме, имеет многогранные отношения с друми людьми (экономические, политические, нацио-яльные, семейные), выполняет и подчиняется юридическим законам, соблюдает определенные моральные нормы и правила социального поведения, принятые в обществе, т.е. является человеком разумным (Homo sapiens). В диалектическом взаимодействии биологической и социальной сторон человека, возможности использовать в своей деятельности естественные и экономические законы и заключается глубинная сущность человека как биосоциального существа (рис. 3.14).

Человека изучают многие науки, в том числе и экономическая наука, которая исследует экономическую сущность человека, его место и роль в экономической системе, нуж-ды, интересы, хозяйственное поведение, т. е. человека экономического (Homo economicus).
Человек экономический - главный творческий субъект рыночной экономики, который владеет свободой выбора и Ринимает экономически рациональные и оптимальные рвения с учетом всех имеющихся возможностей и условий, гласно своим личным
интересом, целям и приоритетам.

На всех этапах развития общества человек находился в центре всех экономических процессов и явлений. В экономической системе человек выступает как работник, как субъект экономических отношений, как потребитель, как носитель конечной цели общественного производства (рис. 3.15).

Человек-работник в экономической системе выступает как рабочая сила.
Рабочая сила - это способность человека к труду.
Успех производства на всех уровнях определяется прежде всего людьми, занятыми в производственном процессе. Все другие факторы производства действуют не сами по себе, их приводит в движение человек. Человеку, его труду, при - надлежит центральное место в производстве не только как наиболее активному фактору производства, но и как источнику, творцу других факторов производства - материальновещественных, научно-исследовательских и организационноуправленческих.
В историческом плане человек-производитель прошел в своем развитии стадию индивидуального (единоличного)ра- ботника и стадию совокупного работника.
На ранних этапах развития общества, когда еще недостаточно были развиты общественное разделение труда и хо-

хозяйственные СВЯЗи (в условиях натурального хозяйства и мелкотоварного производства), когда вещи изготовлялись с чала до конца одним рабочим, последний выступал как работник-индивид.
В дальнейшем, по мере углубления общественного разделения труда, развития специализации и кооперации производства, труд каждого производителя все меньше выступает как индивидуальный труд независимого, экономически обособленного товаропроизводителя, но является частью совокупного труда, а отдельный работник - частью совокупного работника.
Совокупный работник - это совокупность работников разных специальностей, которые являются участниками совместного производства определенного товара на основе разделения труда между ними.
В современных условиях главной фигурой хозяйственной жизни является не индивидуальный, а совокупный работник, который привлекается к общественному производственному процессу благодаря кооперации труда. Ныне практически любое экономическое благо является результатом работы не одного, а десятков, сотен и тысяч работников, занятых в разных сферах производства. Современный автомобиль собирается в среднем из 15 тыс. деталей, в производстве которых заняты тысячи работников огромного количества больших и мелких предприятий-поставщиков. Американский самолет "Боинг-748" состоит из 4,5 млн разнообразных деталей, которые производят рабочие 16 тыс. компаний.
Совокупный работник является новой производительной силой кооперированного труда, способного решать задачи, которые не под силу сумме обособленных индивидуальных работников.
Уровень развития совокупной рабочей силы можно оха- рактеризовать определенными количественными и качественными показателями (рис. 3.16).
в условиях развития научно-технического прогресса требования к уровню подготовки работников возрастают. Без постоянного повышения уровня образования, квалифика-ции культуры, укрепления здоровья, поддержания психо-


логического состояния работники не способны эффективно взаимодействовать с другими прогрессирующими элементами производительных сил - новой техникой, передовыми технологиями, системами управления и организации производства. Поэтому в современном развитом обществе инвестиции в "человеческий капитал", т. е. в развитие знаний, способностей, в укрепление здоровья человека, считаются наиболее эффективными и гуманными вложениями.
В Украине на современном этапе численность работников с высшим профессиональным образованием стала значительной (табл. 3.2). Именно такие работники являются глав-

Таблица 3.2. Уровень образования наемных работников в Украине по видам экономической деятельности (на начало 2006 г.)


виды экономической деятельности

Количество штатных работников, тыс. чел.

Из них имеют высшее образование

неполное и базовое высшее | полное высшее

Всего, тыс. чел.


Всего, тыс. чел.

К штатной численности работников, %

Всего

11 574,5

2 855,6

24,7

3 154,1

27,3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

892,1

133,5

14,9

77,6

8,7

Рыболовство, рыбоводство

13,8

2,5

18,2

1.7

12,6

Промышленность

3 370,9

806,3

23,9

594,4

17,6

Строительство

477,0

89,7

18,8

75,6

15,9

Торговля и ремонтные услуги

820,7

221,7

27,0

231,6

28,2

Деятельность гостиниц и ресторанов

84,6

23,9

28,2

14,5

17,1

Транспорт и связь

1 000,7

220,5

22,0

166,4

16,6

Финансовая деятельность

278,3

71,3

25,6

158,2

56,8

Операции с недвижимостью, аренда, инжиниринг, предоставление услуг предпринимателям

603,6

123,0

20,4

227,3

37,7

Государственное управление

610,7

148,3

24,3

362,2

59,3

Образование

1 705,1

330,1

19,4

861,2

50,5

Здравоохранение и социальная помощь

1 329,6

566,7

42,6

267,1

20,1

Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта

387,4

118,1

30,5

116,3

30,0

ной основой эффективного развития экономики и важным элементом национального богатства страны.
Человек как субъект экономических отношений
Человек экономический реализует себя в экономической системе благодаря определенным хозяйственным отношениям, в которые он вступает с другими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
Субъектами экономических отношений являются отдельный индивид, семья, коллектив, государство. Основа экономических отношений - отношения собственности, которые характеризуют способ соединения работника со средствами производства.
Органическое соединение двух характеристик человека: человека-работника и человека-собственника образует экономическую сущность современного экономического человека.
Природе человека в наибольшей мере отвечает индивидуальная частная собственность, которая формирует как единое целое человека-труженика и человека-собственника. Она является основой его экономической независимости и свободы. Другие формы собственности (коллективная, кооперативная, корпоративная и т. п.) в большей мере отражают социальнообщественную суть человека, раскрывают его место и роль в обществе.
Сегодня в развитых странах мира все большее распространение приобретают корпоративные (ассоциированные) формы собственности, которые объединяют индивидуальные и коллективные принципы управления производством и распределения доходов.
Роль человека как субъекта экономических отношений состоит также в том, что объективные экономические законы выявляются и реализуются через его хозяйственную деятельность.
Человек как потребитель
В этой роли человек реализует себя через удовлетворение своих различных нужд. Потребности человека можно раз-

делить на потребности человека-работника и потребности человека-предпринимателя.
Потребности человека-работника связаны с воспроизводством своей рабочей силы, т. е. с личным потреблением.
В процессе трудовой деятельности человек расходует рабочую силу, которую необходимо восстанавливать. Для этого он должен иметь набор экономических благ, чтобы удовлетворить свои физиологические, духовные и другие потребности. Удовлетворяя данные потребности, человек воссоздает себя как работника.
Потребности человека-предпринимателя заключаются в воспроизводстве материально-вещественных факторов производства. Для того чтобы восстановить потребленные в процессе производства машины, станки, оборудование, сырье, материалы, топливо, электроэнергию и т. п., предприниматель должен их приобрести на рынке ресурсов (факторов производства).
Потребности человека-работника и человека-предпринимателя тесно переплетаются между собой, образуя общие потребности людей, удовлетворение которых обеспечивает восстановление личного и вещественного факторов общественного производства.
Человек как конечная цель общественного производства
Человек в его целостной сущности является главным критерием развития общественного производства и главной его целью. Общественный продукт, проходя через фазы производства, распределения и обмена, завершает свой цикл в фазе потребления. Без потребления производство существовать не может, оно не имеет смысла. Удовлетворение разносторонних потребностей человека - вот назначение любого производства. В этом аспекте человек со своими потребностями естественная и конечная цель общественного производства и одновременно главный фактор его функциони - рования.
таким образом, функционирование и развитие любой экономической системы невозможно оценивать вне существова - ния человека, его трудовой деятельности, взаимосвязей, по-
требностей, интересов, мотиваций. Человек является центральным элементом экономики, активным участником хозяйственной деятельности как наемный работник, а также как субъект-потребитель, вступающий в экономические отношения ради производства и потребления жизненных благ.

Экономика потребителя O Как связаны между собой производство и потребление? O Производство осуществляется для потребления, и определяет его структуру. O Потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. O Кого называют потребителем? O Потребитель- тот, кто приобретает и использует товары и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. O Кто является потребителем?

O Какова цель потребителя? O Цель потребителя- извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. O Что ограничивает наши потребительские возможности? -бюджет семьи -цены на товары и услуги -ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Потребитель испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним стоит проблема рационального выбора.

Источники дохода потребителя Аренда имущества Заработная плата Земельная рента Источники доходов потребителя Наследство Банковский процент Дивиденды по акциям Личное хозяйство (натуральный доход) Лотерея Пенсия Стипендия

O Номинальный денежный доход- это все виды денежного пополнения бюджета семьи. (зарплата, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, от собственности) O Реальный доход- это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. (показатель уровня жизни населения)

O Что такое рациональность? O Рациональность- продуманность, сопоставление результатов с затратами. O В рыночной экономике потребитель обладает суверенитетом, т. е. имеет право самостоятельно распоряжаться имеющимися доходами. O Доход потребителя- это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

Что такое гарантийный срок? O Это период времени, который устанавливает производитель, в который купленный товар точно будет работать без поломок- гарантировано производителем. Если происходит поломка товара (не по вине потребителя) в период гарантии, то производитель обязуется устранить её за свой счет(произвести ремонт изделия) или обменять товар на новый в случае когда отремонтировать невозможно.

Ситуация O Вы купили телефон. Гарантия производителя- 2 года, гарантия продавца- 6 месяцев. Телефон поломался после 1 года эксплуатации. Вы имеете право на гарантийный ремонт товара? O По законодательству РФ продавец не имеет права устанавливать гарантийный срок ниже чем тот, который установил производитель. Значит действия продавца- незаконны!

Ситуация O Вы купили телефон, он сломался через неделю. Есть ли у вас какие-нибудь права? O ФЗ «О защите прав потребителей» . Потребитель имеет право на возврат брака в течении 14 дней с момента покупки, при этом он вправе выбирать сам: обменять ли ему товар на такой же новый, обменять ли ему товар на аналогичный товар другого производителя с перерасчетом цены, вернуть ли ему деньги за товар, осуществить ли бесплатный ремонт или уменьшить стоимость товара соразмерно размеру брака.

ФЗ «О защите прав потребителей» материальный ущерб. 1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. O 2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. O 3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). O Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. O O Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

ФЗ о компенсации морального вреда O Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. O Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. O Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

O Доход семьи распределяется на две части: одна идет на оплату услуг и товаров, другая образует сбережения.

Что такое сбережения? Сбережениячасть дохода, которая откладывается для удовлетворения будущих потребностей; отказ от потребления сегодня с целью потребить завтра на большую сумму.

Результаты социологического исследования Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук (ИСЭРН РАН). Личные счета в банках Ценные бумаги 11, 6% 18, 7% Наличные рубли 10, 4% Наличная валюта 32, 9% Вклады за рубежом 13, 2%

O Уровень жизни- уровень потребления материальных O O благ, то есть уровень обеспеченности страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем. Качество жизни= уровень жизни+ условия и безопасность труда+ культурный уровень+ физическое здоровье. Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные. Обязательные- расходы минимально необходимые (питание, одежда, коммунальные услуги, транспорт) Произвольные- приобретение духовных ценностей, картин, книг, а так же дорогостоящих товаровмашин, компьютерной техники и т. д.

Экономические группы Бедные Уровень душевого дохода в месяц, в долларах Доля населения Доля сбережений ИСЭПН РАН До 50 51, 9% 1, 2% Малообеспеченные 50 -100 19, 1% 1, 6% Среднеобеспеченные 100 -500 18, 2% 7, 4% Высокообеспеченные 500 -1500 5, 8% 13, 1% Богатые 1500 -3000 3% 16, 6% Очень богатые Более 3000 2% 60, 1%

Закон Энгеля O Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления. При дальнейшем росте доходов, увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. O Вывод: структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.

Мотивы сберегательного поведения людей O «Потребители первого уровня» - 17, 5%, их нельзя считать накопителями в обычном смысле этого слова. Отложенные средства тратятся на текущее потребление, а форма сбережений или проценты по вкладам не имеют для этого типа сберегателей никакого значения.

Мотивы сберегательного поведения людей O «Подстраховщики» - 18, 1%, копят деньги «на всякий пожарный случай» . Среди экстремальных ситуаций, ради которых «подстраховщик» делают накопления, следует отметить болезнь или потерю работы, смерть близких.

Мотивы сберегательного поведения людей O «Футуристы» - 15, 9%, твёрдо знают, что в будущем (возможно, и отдалённом) их семье придётся нести стратегические расходы – образование детей, смена места жительства, пенсионное обеспечение.

Мотивы сберегательного поведения людей O «Накопители» - 17, 4% копят деньги по классической схеме – «чтобы были» . Эта сберегательная группа хотела бы получать доход от своих накоплений.

Что необходимо учитывать, выбирая форму сбережения O Темпы инфляции, O Процент по сбережениям, O Индивидуальные особенности (возраст, состояние здоровья, планы), O Социальные, политические и национальные особенности семьи, региона, страны.

Закрепим Верны ли следующие суждения об экономической культуре потребителя? O А. экономическая культура потребителя состоит в рачительном и бережливом отношении к приобретаемым благам. O Б. экономическая культура потребителя всегда должна опираться на принцип «Чем больше товаров приобретается и потребляется, тем лучше» O Верно только А

Юридические лицаорганизации, учреждения, фирмы, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей предприниматели Физические лицачеловек, участвующий в экономической деятельности в качестве полноценного субъекта. Действует от собственного имени, занимается предпринимательством с момента регистрации. К нему применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций

Признаки. Существует независимо от входящих в его состав отдельных лиц; Наличие имущества; Право приобретать, пользоваться и распоряжаться своим имуществом; Право осуществлять от своего имени экономические операции; Право выступать от своего имени в суде; Самостоятельная имущественная ответственность Юридические лица 1. Коммерческие ю. л. – имеют своей целью извлечение прибыли. 2. Некоммерческие ю. л. - не ставят своей целью извлечение прибыли, они финансируются из различных бюджетов

Любая предпринимательская деятельность связана с неизбежными издержками производства Издержки производствазатраты владельца фирмы (производителя) на приобретение и использование факторов производства. Бухгалтерские издержкиэто те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических) Постоянные- не зависят от объема выпускаемой продукции (аренда здания, затраты на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленцев, коммунальные услуги, амортизация) Переменные – их величина находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспорта, расходы на тару и упаковку)

Любая предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. Экономическая прибыль- это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками.

Вопрос? O В чем же выражается рациональное поведение производителя? O В эффективном распоряжении производством, которое заключается прежде всего в снижении затрат на производство. O Как снизить затраты на производство? O Снижению затрат способствуют экономичные комбинации ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья, энергии.

Основные вопросы O Что производить? (производить нужно необходимые в данный момент блага, в необходимом количестве.) O Как производить? (применение новой техники и технологии обеспечивает больший объем выпускаемой продукции при использовании имеющихся ресурсов) O Для кого производить? (необходимо изучать потребности разных слоёв общества)

Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: O Как, имея ограниченные ресурсы добиться целей своего производства? O Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки производства были минимальны? O Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?

Рациональное поведение Увеличение производства за счет увеличения продуктивности и производительности труда. Факторы, определяющие рост производительности труда: -разделение труда и специализация, -технический прогресс, - уровень образования и проф. подготовки работников

Отдельного человека и группы людей на рынке формирует спрос. Для финансового результата продавца очень важно своевременно предугадать объем спроса в будущем и определить перечень основных факторов, которые могут повлиять на него. Именно поэтому следует разобраться с понятием "модель экономического человека" и, подключив к экономическим еще психологические и социальные аспекты, начать использовать эти знания на практике. Они актуальны как для предприятий, выступающих на рынке со стороны предложения, так и для обычных людей, которые в совокупности обеспечивают рыночный спрос.

"Homo"-моделирование или кто мы есть?

Экономисты уже давно задались вопросом, каким образом человек делает выбор, чем руководствуется и как ранжирует свои приоритеты. С развитием рыночных отношений эволюционировал и сам человек. Вспомним известные нам виды "homo".

Модели человека с точки зрения биологии или Homo biologicus :

  • Homo habilis или научился добывать огонь и создавать средства труда;
  • Homo erectus или прямоходящий человек, встал на обе ноги, освободив руки;
  • Homo sapiens или человек разумный, обрел способность членораздельной речи и нестандартного мышления.

Эволюция людей с позиции вида деятельности и причинно-следственного бытия, богатого на события, или Homo eventus :

  • Homo economicus или экономический человек, руководствующийся в своем поведении аспектами рациональности и достижения максимально возможной выгоды в условиях ограниченных экономических ресурсов;
  • Homo sociologicus или социальный человек, стремящийся к общению с другими людьми и утверждению своей роли в социуме;
  • Homo politicus или политический человек, мотивированный на усиление своего авторитета и достижения власти с помощью государственных институтов;
  • Homo religiosus или религиозный человек, определяющий опору в своей жизни и главный мотив "словом Божьим" и поддержкой высших сил.

Краткая характеристика представленных упрощенных моделей событийного типа показывает систему приоритетов человека и объясняет мотивы его поведения в той или иной среде - экономической, политической, социальной, религиозной. Каждый конкретный индивидуум может быть человеком "разным" в зависимости от системы координат, то есть среды, в которой он действует и идентифицируется.

Интересно сравнить первые две событийные модели людей: экономический человек индивидуален, социальный - слишком коллективен и зависим от общества. Мир подстраивается под человека, что отражается в законе спроса и предложения, а социальный человек сам приспосабливается к социальным тенденциям мира, дабы избежать своего отделения от толпы.

Рациональность как основа экономичности

Моделирование предполагает определенную систему допущений, поэтому человек в экономических отношениях обладает рациональностью , то есть способен принять верное решение в предложенных условиях. На рациональность человека влияют следующие факторы:

  • доступность информации о ценах и объемах производства;
  • осведомленность человека об основных параметрах выбора;
  • высокий уровень интеллекта и достаточная компетентность человека в вопросах совершения экономического выбора;
  • человек принимает решения в условиях совершенной конкуренции.

Соотношение указанных выше допущений приводит к тому, что рациональность может быть трех видов:

  1. Полная , которая предполагает всестороннюю осведомленность человека о состоянии рынка и его способность принять решение, получив максимальную выгоду при минимуме затрат.
  2. Ограниченная , которая предполагает отсутствие полной информации и недостаточный уровень компетентности человека, в результате чего, он стремится не к максимизации выгоды, а просто к удовлетворению насущных потребностей приемлемыми для себя способами.
  3. Органичная рациональность усложняет человека за счет введения дополнительных переменных, влияющих на его поведение: правовых запретов, традиционных и культурных ограничений, социальных параметров выбора.

Представления о человеке, как рациональном субъекте со своими потребностями и мотивами, эволюционировали вместе с экономическими школами. В настоящее время выделяют четыре основные модели человека. Они различаются:

  1. Степенью абстрагирования от многообразия социальных, психологических, культурных и иных аспектов личности человека.
  2. Особенностями среды, то есть экономической и политической ситуации вокруг человека.

I. Модель экономического человека - материалиста

Впервые понятие "Homo economicus" было введено в XVIII веке в рамках учения английской классической школы, а позже оно перекочевало в учения маржиналистов и неоклассиков. Суть модели заключается в том, что человек стремится максимизировать для себя полезность приобретаемых благ в рамках ограниченных ресурсов, основным из которых выступает его доход. Таким образом, в центре модели находятся деньги и стремление индивидуума к обогащению. Экономический человек способен оценить все блага, присвоив каждому ценность и полезность для себя, потому что при выборе руководствуется только собственными интересами, оставаясь безразличным к потребностям других людей.

В этой модели активно себя проявляет А. Смита. Люди в своей деятельности исходят исключительно из собственных интересов: потребитель стремится прибрести товар самого высокого качества, а производитель - предложить рынку такой товар, чтобы удовлетворить спрос и получить наибольшую прибыль. Люди, действуя в эгоистичных целях, работают на общее благо.

II. Модель экономического человека - материалиста с ограниченной рациональностью

Последователи идей Дж.М. Кейнса, а также институционализма допустили то, что на поведение человека влияет не только стремление к материальному богатству, но и ряд социально-психологических факторов. Краткая характеристика первой модели позволяет сделать вывод, что человек находится на базовых уровнях пирамиды потребностей А. Маслоу. Вторая модель перемещает человека на более высокие уровни, оставляя приоритет у материальной стороны бытия.

Чтобы поддерживать эту модель человека в равновесном состоянии требуется адекватное вмешательство со стороны государства.

III. Модель экономического человека - коллективиста

В системе патернализма, где государство берет на себя роль пастуха, автоматически переводя народ на позицию стадных овец, меняется и экономический человек. Его выбор ограничивается уже не просто внутренними факторами, а внешними условиями. Государство решает судьбу человека, отправляя на учебу путем распределения, прикрепляя к определенному рабочему месту, предлагая только конкретные товары и услуги. Отсутствие конкуренции и личной заинтересованности в результатах труда приводит к появлению недобросовестности, иждивенческим настроениям и вынужденному пребыванию человека на нижних ступенях пирамиды потребностей, когда приходится довольствоваться малым и не стремиться к лучшему.

IV. Модель экономического человека - идеалиста

В этой модели появляется чувствующий экономический человек: понятия рациональности и выгоды для него преломляются через призму высших духовных потребностей. В результате для индивидуума может оказаться важнее не размер заработной платы, а степень удовлетворенности от своего труда, важность его деятельности для общества, сложность работы и уровень самооценки.

Принципиальное отличие от предыдущих моделей позволяет говорить о том, что появился новый экономический человек, в равной степени думающий и чувствующий, распределяющий приоритеты в соответствии со своим внутренним состоянием.

Здесь у индивидуума имеется полный комплекс потребностей от базовых физических до высших духовных, самой важной из которых является потребность в самореализации. Человек - это сложная модель, его поведение зависит от множества факторов, которые можно прогнозировать только с определенной долей погрешности.

Психологические аспекты поведения экономического человека

Все экономические проблемы человека связаны с выбором в условиях ограниченных ресурсов. А на этот выбор большое влияние оказывают именно психологические факторы. Если снова обратиться к упомянутой выше пирамиде потребностей, можно увидеть, какова роль нематериальных факторов в поведении человека. Пирамида включает в себя следующие уровни:

  • Первый (базовый) - в жилье, в пище и питье, сексуальном удовлетворении, отдыхе;
  • Второй - потребность в безопасности на физиологическом и психологическом плане, уверенность в том, что базовые потребности в будущем будут удовлетворены;
  • Третий - социальные потребности: гармонично существовать в обществе, быть причастным к какой-либо социальной группе людей;
  • Четвертый - потребность в уважении, в достижении успеха, выделении из социума по компетентностным признакам;
  • Пятый - потребности в познании, изучении нового и применении знаний на практике;
  • Шестой - в гармонии, красоте и порядке;
  • Седьмой - потребность в самовыражении, полная реализация своих способностей и возможностей.

Человек и социум

Проявление социальной составляющей в поведении человека может существенно повлиять на экономику, сломав привычные представления о взаимодействии спроса и предложения. Например, такое явление, как мода предполагает выведение определенных трендовых товаров в повышенный ценовой диапазон, искажая соотношения цены и качества.

Всегда пользуются спросом, но цель приобретения этой категории товаров не в удовлетворении жизненно важных потребностей, а для поддержания статуса индивидуума, для повышения его самооценки.

Человек - субъект социальный, поэтому всегда действует в соответствии или вопреки мнению окружающих. Поэтому в современном мире появился социально-экономический человек, который также делает выбор в условиях ограниченных ресурсов, но с оглядкой на свои психологические потребности и реакцию социума.

Проявление "экономического человека" в современных людях

Рассмотрим пример экономического человека, решив бытовую задачу.

Задача : Предположим, экономист Иванов зарабатывает 100 руб. в час. Если купить на рынке фрукты по 80 руб. за килограмм, то нужно потратить час, чтобы обойти рынок, выбрать лучший товар и отстоять в очереди. В магазине продают фрукты хорошего качества и без очередей, но по цене 120 руб. за килограмм.

Вопрос : При каком объеме покупок Иванову целесообразно отправится на рынок?

Решение : Иванов имеет альтернативную стоимость своего времени. Если он потратит его на работу в офисе, то получит 100 руб. То есть, чтобы рационально потратить этот час на поход по рынку, экономия на разности цен должна быть не менее 100 рублей. Поэтому, выразив объем покупки через Х, полая стоимость фруктов, продаваемых на рынке, составит:

80Х + 100 < 120Х

Х > 2,5 кг.

Вывод : Экономисту Иванову рационально закупать более дешевые фрукты на рынке в объеме, превышающем 2,5 кг. Если требуется меньшее количество фруктов, то рациональнее их приобретать в магазине.

Современный экономический человек рационален, он интуитивно или осознанно присваивает определенную цену всему и выбирает из альтернативных вариантов тот, который устраивает его наибольшим образом. При этом руководствуется он всеми возможными факторами: денежными, социальными, психологическими, культурными и т. д.

Итак, экономический человек...

Выделим основные характеристики, присущие современному экономическому человеку (ЭЧ):

1. Ресурсы , которые находятся в распоряжении ЭЧ всегда ограничены , при этом некоторые из них возобновляемые, а другие нет. К ресурсам относятся:

  • природные;
  • материальные;
  • трудовые;
  • временные;
  • информационные.

2. ЭЧ всегда делает выбор в прямолинейной системе координат с двумя переменными: предпочтения и ограничения . Предпочтения формируются на основе потребностей человека, его стремлений и желаний, а ограничения исходят из объема имеющихся в распоряжении индивидуума ресурсов. Интересно, что по мере роста возможностей, потребности человека также возвышаются.

3. ЭЧ видит альтернативные варианты выбора , способен их оценить и сравнить между собой.

4. При выборе ЭЧ руководствуется исключительно своими интересами , но в его зону влияния могут попасть члены семьи, друзья, близкие люди, чьи интересы будут восприниматься человеком почти на равных с его собственными. Его интересы могут формироваться под воздействием всего многообразия факторов, не только материальных.

5. Взаимодействие между собой социально-экономических людей со своими интересами принимает форму обмена .

6. Выбор ЭЧ всегда рационален , но в силу ограниченности ресурсов, в том числе информационных, индивидуум выбирает из известных ему альтернатив ту, которая наиболее предпочтительна для него.

7. ЭЧ может ошибаться , но его промахи носят случайный характер.

Изучение экономического человека, его мотивов к действию, его системы ценностей и предпочтений, а также ограничений выбора позволит лучше разобраться в себе, как полноправном субъекте социально-экономических отношений. Главное, чтобы люди стали немного грамотнее в экономических вопросах и совершали меньше ошибок, планомерно повышая качество жизни.