Концепцию экономического человека предложил. Экономический человек - краткая характеристика

Введение

Проблема человека в экономике давно привлекала внимание многих ученых. Ведь в центре интересов экономической теории еще со времен меркантилизма было рассмотрение богатства, его природы, причин и истоков, поведение человека, производящего и умножающего богатство, не могло остаться в стороне.

Каков человек в экономике, каковы его типичные черты? Постоянен тип человека, занятого в экономике, или изменяется? Если изменяется, то отчего, в зависимости от каких факторов? Интерес к этим и подобным вопросам не только не остывает, но, напротив, растет.

Однако нельзя не сказать о том, что проблематика человека как субъекта экономики не только не стала к настоящему времени наиболее важной, но, по сути, стала исчезать из учебников. Если раньше в экономической теории отношения между людьми считались основным предметом исследований, то с переходом к «экономикс», где отношения не изучаются, субъекты экономики окончательно исчезли со страниц учебников и научных работ.

А между тем не потеряло, а приобрело еще большую значимость утверждение, что именно субъекты, люди, создают экономику, и она такова, каковы эти субъекты. Ведь экономика - это сфера жизни человека, средство его существования, а это значит, что особенности и закономерности жизни и развития самого человека не могут не сказываться на экономике. Более того, именно они являются, скорее всего, определяющими условиями в том или ином развитии экономики.

Иными словами, экономика создается людьми, народом, т. е. определенным этническим сообществом, которое вбирает в себя условия своей жизни и, совершенствуя их, развивает себя. А это значит, что модель человека нельзя вывести только лишь из самой экономики. Модель человека предопределяется историей и определенной культурой. Не зря в одно и то же время могут существовать разные модели человека в экономике и разные экономики.

Таким образом, подчеркивая актуальность темы данной работы, приведем следующие слова: «Историю становления модели человека в экономической науке можно рассматривать как отражение истории развития самой науки…». Более того, в экономической теории концепция экономического человека играет роль, помимо всего прочего, роль рабочей модели для определения основных экономических категорий и объяснения экономических законов и явлений.

С учетом всего вышесказанного, вопрос о становлении концепции экономического человека является крайне актуальным и будет рассмотрен в данной работе.

Краткая характеристика экономического человека

Экономическая наука в широком смысле слова – это наука о ведении хозяйства. Само происхождение термина экономика говорит об этом («ойкономия» по-гречески – «домоведение»). Хозяйство ведется человеком (обществом) с целью удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Соответственно, сам человек выступает в хозяйстве (экономике) в двух ипостасях. С одной стороны – как организатор и производитель необходимых обществу благ; с другой стороны – как их непосредственный потребитель. В связи с этим можно утверждать, что именно человек является и целью, и средством ведения хозяйства.

В экономике, как и во всех сферах человеческой деятельности, действуют люди, наделенные волей, сознанием, эмоциями. Поэтому экономическая наука не может обойтись без определенных допущений о мотивах и способах поведения экономических субъектов, которые и принято объединять под названием «модель человека».

Выделяют даже отдельную науку – экономическую антропологию, которая ставит перед собой задачу изучения человека как экономического субъекта и разработки модели различных типов homo oeconomicus – «человека экономического».

Можно выделить следующие характеристики:

1. Человек независим. Это атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений.

2. Человек эгоистичен. Он в первую очередь заботится о своем интересе и стремится к максимизации собственной выгоды.

3. Человек рационален. Он последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств ее достижения.

4. Человек информирован. Он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения.

Таким образом, исходя из вышесказанного, возникает облик «компетентного эгоиста», который рационально и независимо от других преследует собственную выгоду и служит образцом «нормального среднего» человека. Для подобных субъектов всякого рода политические, социальные и культурные факторы являются не более чем внешними рамками или фиксированными границами, которые держат их в некой узде, не позволяя одним эгоистам реализовывать свою выгоду за счет других слишком откровенными и грубыми способами. Именно указанный «нормальный средний» человек и положен в основу общей модели, которая используется в произведениях английских классиков, и обычно именуется концепцией «экономического человека» (homo oeconomicus). На данной модели, с определенными отклонениями, построены практически все основные экономические теории. Хотя, разумеется, модель экономического человека не оставалась неизменной и претерпела весьма сложную эволюцию.

В общем виде модель экономического человека обязана содержать три группы факторов, представляющих цели человека, средства для их достижения и информацию о процессах, посредством которых средства ведут к достижению целей.

Можно выделить общую схему модели экономического человека, которой придерживается большинство современных ученых в настоящее время:

1. Экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор.

2. Факторы, обусловливающие этот выбор, делятся на две строго различающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивида, ограничения - его объективные возможности. Предпочтения экономического человека являются всеохватывающими и непротиворечивыми. Главными ограничениями экономического человека являются величина его дохода и цены отдельных благ и услуг.

3. Экономический человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям. Другими словами, альтернативы всегда должны быть сравнимы между собой.

4. Делая выбор, экономический человек руководствуется собственными интересами, которые могут при этом включать и благосостояние других людей. Важно то, что действия индивида определяются его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов по сделке и не принятыми в обществе нормами, традициями и т.д. Эти свойства позволяют человеку давать оценку своим будущим поступкам исключительно по их последствиям, а не по исходному замыслу.

5. Находящаяся в распоряжении экономического человека информация, как правило, является ограниченной, - ему известны далеко не все доступные варианты действия, а также результаты известных вариантов, - и не изменяется сама по себе. Приобретение дополнительной информации требует издержек.

6. Выбор экономического человека является рациональным в том смысле, что из известных вариантов выбирается тот, который согласно его мнению или ожиданиям в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям или, что то же самое, максимизировать его целевую функцию. В современной экономической теории предпосылка максимизации целевой функции означает лишь, что люди выбирают то, что они предпочитают. Необходимо подчеркнуть, что мнения и ожидания, о которых идет речь, могут быть ошибочными, и субъективно рациональный выбор, с которым имеет дело экономическая теория, может казаться иррациональным более информированному внешнему наблюдателю. Сформулированная выше модель экономического человека сложилась в ходе более чем двухвековой эволюции экономической науки. За это время некоторые признаки экономического человека, ранее считавшиеся основополагающими, отпали как необязательные. К этим признакам относятся непременный эгоизм, полнота информации, мгновенная реакция. Правда, точнее будет сказать, что свойства эти сохранились в модифицированном, зачастую трудно узнаваемом виде.

По данным Приложения А, рисунка 1, можно вкратце проследить становление концепции экономического человека. Данный рисунок описывает процесс становления, начиная с самых ранних времен (до А.Смита), когда говорить об определенной модели человека можно было лишь условно. Хотя уже тогда, можно было найти некоторые идеи о модели человека, например, у Аристотеля и средневековых схоластов. Дело в том, что при рабовладении и феодализме экономика не была еще самостоятельной подсистемой общества, а являлась функцией его социальной организации. Соответственно сознание и поведение людей в области экономики подчинялось моральным и, в первую очередь, религиозным нормам, существовавшим в обществе (подкрепленным властью и авторитетом государства). Как пишет А.В. Аникин, «основной вопрос состоял в том, что должно быть в экономической жизни в соответствии с буквой и духом Писания».

В XVII–XVIII вв. начала экономической теории и элементы соответствующей модели человека развивались либо в рамках рекомендаций для государственной политики (меркантилизм), либо в рамках общей этической теории.

Концепция экономического человека в классической школе

Значение модели экономического человека для истории экономической мысли состоит в том, что с ее помощью политическая экономия выделилась из моральной философии как наука, имеющая свой предмет, – деятельность экономического человека.

Классическая политическая экономия (Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль) рассматривала экономического человека как существо рациональное и эгоистичное. Этот человек живет согласно собственному интересу, даже можно сказать – собственной корысти, но апелляция к этой корысти отнюдь не вредит общественному интересу и общей выгоде, а наоборот способствует его воплощению в жизнь.

«Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратиться к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий, предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, – таков смысл всякого подобного предложения. Именно таким путем мы получаем друг от друга значительно большую часть услуг, в которых мы нуждаемся. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманизму, а к их эгоизму и никогда не говорим о наших нуждах, а о наших выгодах».

Экономический человек К. Маркса

У Карла Маркса нет специальной работы, посвященной изучению модели экономического человека. Проблемы homo oekonomicus рассматриваются сквозь призму иных задач и присутствуют во многих работах основателя марксизма: в «Манифесте Коммунистической партии», «Критике Готской программы», «Тезисах о Фейербахе» и, естественно, в главном труде – «Капитале».

Отправным пунктом изучения экономического человека К. Маркса является характеристика человека как «совокупности общественных отношений». В «Тезисах о Фейербахе» им выдвинут следующий тезис:

«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность общественных отношений».

Интерпретация сущности человека посредством общественных отношений, в которые данный индивид «включен», бесспорно, явилась революционной для своего времени. Она помогла Марксу увидеть то, что раньше по-настоящему никто еще не разглядывал: за множеством личных отношений в сфере хозяйства – «функциональные» или «безличные» отношения. «Экономический человек» у Маркса – это прежде всего воплощение определенной социальной или классовой функции; моральное же поведение такого субъекта основоположнику марксизма представляется в подавляющем большинстве случаев не имеющим серьезного значения.

К. Маркс выделил в своей рецензии антропоцентрический подход Вагнера. Он подчеркнул, что человек в теории Вагнера абстрактен, он «есть не более, как профессорский человек, относящийся к природе не практически, а теоретически. Этот «человек вообще» не может иметь конкретных потребностей, поскольку потребности возникают только в обществе».

Заключение

В результате выполнения данной работы было дано понятие «человеку экономическому», его основные характеристики. Также был прослежен процесс становления концепции экономического человека в трудах ученых-экономистов в разные исторические периоды времени. В результате данного процесса выяснено:

Классическая политическая экономия рассматривала экономического человека как существо рациональное и эгоистичное, хозяина своих действий;

Основными чертами утилитаристской концепции экономического человека по Бентаму являются: претензия на универсальность, надклассовый характер, гедонизм, счетный рационализм, пассивно-потребительская ориентация;

Модель экономического человека исторической школы представляет собой пассивное существо, подверженное внешним влияниям и движимое вперемежку эгоистическими и альтруистическими побуждениями;

Марксистский экономический человек – это воплощение определенной социальной или классовой функции; моральное поведение такого субъекта Марксом представляется как не имеющим серьезного значения.

Маржиналистский экономический человек – человек-оптимизатор, обладающий свойствами: стремление к наибольшей полезности и к наименьшим издержкам; неизменность во времени системы индивидуальных предпочтений; способность к сопоставлению целей со средствами их достижения; обладание полной информацией; мгновенная реакция на изменение внешних условий;

Родоначальник неоклассической школы А.Маршалл приблизил свою модель экономического человека к свойствам реальных агентов производства - менеджеров. Концепция экономического человека А.Маршалла была положена в основу модели современного экономического человека.

Таким образом, современная экономическая модель экономического человека строилась на предыдущих концепциях экономического человека. При этом некоторые признаки экономического человека, ранее считавшиеся основополагающими, отпадали как необязательные, а точнее сказать, что свойства эти сохранились в модифицированном, трудно узнаваемом виде.

Список использованных источников

1. Лутохина Э. Модель человека в новой экономике // Белорусский журнал международного права и международных отношений 2004 - № 2

2. Орехов А. Методы экономических исследований. Учебное пособие: -М.: ИНФРА-М, 2009 г. 392 с.

3. Автономов В., Ананьин О., Макашева Н. История экономических учений. Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 784 с.

4. Столяров. А. М. Становление концепции экономического человека: от классики до неоклассики // Проблемы современной. экономики. 2008. № 2.

5. Милль, Дж. С. Основы политической экономии: пер. с англ. М. : Прогресс, 1980. Т. 1.

6. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998.

7. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. Очерки истории экономической мысли. М.: Наука, 1993.

8. Фромм Э. Концепция человека у Карла Маркса, 1961.

9. Маршалл, А. Принципы политической экономики пер. с англ. М. : Прогресс, 1983. Т. 1.

10. Попова А.А., Марданова И.М. Методологическая роль концепции «Экономического человека» в развитии теории и практики.//Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9.

Приложение А

Рисунок 1 - Этапы становления концепции экономического человека

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Рузаевский институт машиностроения (филиал)

Кафедра Гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

ПО ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Тема: «Экономический человек» К. Маркса

Выполнила: студентка гр. Э-304

Бутурлакина Е.

Рузаевка 2011

Введение

    Краткая характеристика экономического человека

    Концепция экономического человека в классической школе

    Экономический человек К. Маркса

Заключение

Список использованных источников

В основу экономической науки положена метафора «экономического человека» (ЭЧ), модели которой широко применяются в экономике по настоящее время, отражая основные особенности массового экономического поведения (В. Автономов, Г. Беккер, А. Маршалл, Д. Кейнс, П. Хейне и др.). В последнее время психологическая наука настойчиво обращается к проблеме психики в экономической среде (А. Журавлев, О. Дейнека, Е. Климов, В. Новиков, В. Позняков, Д. Канеман и др.), что является предметом экономической психологии. На основе теоретических положений и эмпирических фактов психология показывает, что реальное поведение существенно отличается от моделей ЭЧ.

Возникновение в России общества с рыночной экономикой неизбежно полагает, что каждый россиянин, хотя бы в будущем, должен уметь жить в этом обществе и подчиняться диктату рынка. Это требует «пробуждения» экономического сознания - на передний план выходят подрядные отношения, происходит становление этики предпринимательства, распространение «товаризированного» взгляда на социальные отношения, появляются тенденции и привычки сводить потребительскую стоимость к меновой. В современных научных дискуссиях между экономистами и психологами возникает вопрос: является экономическая психология наукой психологической или экономической?

В качестве методологической основы интеграции определена категория «субъект», которая в современной науке утвердилась как новая область знания и как методология исследования (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова, Л. И. Анциферова, В. В. Знаков и др.). Это объясняется характером самой категории, позволяющей интегрировать гносеологический и онтологический подходы в конкретно-научном исследовании (А. В. Брушлинский, 2003). Категория субъекта позволяет выделять адекватные единицы анализа, которые аккумулируют свойства и деятеля, и деятельности, обеспечивая связь между ними, единство человека и его жизни. Активное деятельностное отношение человека к миру исходит от субъекта как инициатора, креативного начала в его взаимодействии с обществом, миром и самим собой (Л. И. Анциферова, 2000). Динамика деятельности соответствует динамической структуре ее субъекта, связанной, в свою очередь, со структурой личности. Субъект экономической деятельности реализует заданное направление деятельности через выбор целей и ресурсов, а также осуществление конкретных действий.

Кратко обобщая известные модели ЭЧ, отметим, что его действия всегда происходят в условиях ограниченных ресурсов и направлены исключительно на удовлетворение своих потребностей. Они сопряжены с выбором, в котором ЭЧ руководствуется утилитарными интересами и стабильными рациональными предпочтениями. ЭЧ обладает свободой выбора, имеет критерии количественной оценки альтернатив, а также действует в условиях полноты информации. «Главная характеристика современного экономического человека заключается в максимизации целевой функции». Именно такая характеристика вызывает наибольшие возражения со стороны психологов, но, тем не менее, экономисты отстаивают свои позиции, поскольку, в противном случае, пришлось бы вносить радикальные изменения в принятые ныне положения экономических теорий.

То, что в моделях ЭЧ потребность является основной детерминантой поведения, в общем, согласуется с психологической теорией. Однако то, что в дальнейшем потребности полностью подчиняются расчету и утрачивают всякую мотивирующую силу, является несомненным противоречием такой модели, и это противоречие экономической наукой никак не разрешается. То, что человек наделен способностью оценивать и сравнивать альтернативы, у психологов не вызывает сомнений ни в теоретическом, ни в прикладном плане. Однако то, что только благодаря именно этой способности человек делает выбор, вызывает серьезные сомнения, поскольку достаточно часто за выбором в реальном поведении часто скрываются традиции, привычки, эмоции и многое другое, а не «голый» расчет. Е. Суботский убедительно показал сосуществование феноменального и рационального начала в сознании, которые находятся в перманентном конфликте. Феноменальное решение соответствует заблаговременному субъективному опыту человеку и полностью опирается на него, а рациональное - текущему сообщению извне и претендует на «более правильный» результат.

Из статьи А. П. Вяткина
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, Известия ИГЭА, 2013, №2.

Введение в экономическую теорию. КПВ. Альтернативные издержки.

I .Выберите необходимый термин из перечисленных и вставьте в каждое из следующих утверждений или определений:

    Изучает поведение экономики как единого целого.

    ______________________________ – способности человека находить и рационально использовать необходимые ресурсы, принимать рациональные решения, активно искать и внедрять новое, уметь рисковать и выигрывать.

    Это переменные, значение которых определяется вне модели.

    Это переменные, значение которых определяется в результате решения уравнений модели.

    Обусловлен безграничностью человеческих потребностей и ограниченностью экономических ресурсов.

Перечень терминов для заданий раздела I : микроэкономика; макроэкономика; рыночная экономика; экзогенные переменные; эндогенные переменные; основной капитал; потребительная стоимость; оборотный капитал; альтернативные издержки; экономический выбор; предпринимательские способности.

Ответы: 1- макроэкономика; 2- предпринимательские способности; 3- экзогенные переменные; 4- эндогенные переменные; 5- экономический выбор

    Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.

    Микроэкономика изучает отдельные рынки, принципы эффективного поведения продавцов и покупателей.

    Инфляция – это феномен, изучаемый макроэкономикой.

    Концепция «человека экономического» предполагает, что поведение людей определяется альтруистическими мотивами.

    Средства, удовлетворяющие потребности людей, называются экономическими благами.

    Некоторые экономические блага имеются в неограниченном количестве.

    Бесплатный проезд для пенсионеров в московском транспорте – пример свободного блага.

    Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.

    Элементы традиционной экономики встречаются только в экономически отсталых странах.

    Проблема ограниченности экономических ресурсов может быть решена только в рыночной экономике.

Ответы: 1- нет; 2- да; 3- да; 4-нет; 5-нет; 6-нет; 7-нет; 8-да; 9-нет; 10-нет.

III . Выберите и отметьте ЕДИНСТВЕННЫЙ правильный ответ из предлагаемых:

    Характеристиками экономического блага выступают:

    способность удовлетворять потребность людей;

    редкость;

    ценность;

    ограниченность;

    верно все перечисленное.

    Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченности экономических ресурсов связана с тем, что:

    природные ресурсы Земли исчерпаемы;

    рынок не может произвести все необходимые людям товары и услуги;

    часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на всех потребителей, например, невозможно поровну поделить 7 видеокассет между 10 желающими их получить;

    в каждый данный момент времени человеческие потребности превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов;

    нет верного ответа.

    Проблема экономического выбора существует:

    только в рыночной экономике;

    только в традиционной экономике;

    только в централизованно управляемой экономике;

    в экономике любого типа;

    такой проблемы вообще не существует.

    Какое из приводимых положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

      редкость благ;

      максимальное удовлетворение потребностей;

      неограниченность производственных ресурсов;

      эффективное использование ресурсов;

      экономический выбор.

    Альтернативные издержки хранения денег в виде наличности:

    снижаются при увеличении процента по вкладам;

    растут при увеличении процента по вкладам;

    равны нулю, так как деньги не являются фактором производства;

    постоянны и равны количеству товаров и услуг, которые можно приобрести на данную сумму;

    определить нельзя, т.к. деньги не имеют альтернативной стоимости.

    У человека, который имеет возможность получить работу с оплатой от 10000 до 15000 руб./час., альтернативные издержки одного часа досуга равны (руб./час.):

    a) 10000; b) 12500;

    c) 15000; d) 20000;

    e) нет правильного ответа.

    Домашняя хозяйка на своем приусадебном участке может вырастить 50 кг картофеля либо 120 кг огурцов. Какова альтернативная стоимость 1 кг картофеля?

    невозможно определить, т.к. неизвестно, сколько и в каком количестве посажено;

    2,4 кг огурцов;

    5/12 кг огурцов;

    1,2 кг огурцов;

    невозможно определить, т.к. неизвестны цены картофеля и пшеницы.

    Альтернативные издержки строительства нового кинотеатра - это:

    стоимость строительных материалов, которые будут использованы при его строительстве;

    оплата охраны этого строительного объекта;

    сумма налога, который выплачивается из доходов нового кинотеатра;

    количество других товаров и услуг, производство которых было лучшей альтернативой строительства данного кинотеатра;

    все приведенные выше ответы неверны.

    Выберите правильное утверждение:

    альтернативные издержки стояния в очереди одинаковы как для пенсионера, так и для рабочего;

    альтернативные издержки отпуска за свой счет для продавца магазина выше, чем для школьного учителя;

    альтернативные издержки посещения курсов английского языка в свободное от работы время для руководителя фирмы и для рабочего этой фирмы могут быть одинаковы;

    альтернативные издержки получения образования в платной частной школе ниже, чем в бесплатной государственной;

    все утверждения неверны.

    В чем состоит экономическая цель, если для ее реализации общество стремится минимизировать издержки или максимизировать отдачу от ограниченных экономических ресурсов?

    достижение полной занятости;

    поддержание экономического роста;

    экономическая безопасность;

    экономическая эффективность;

    нет верного ответа.

11 Пенсионер может подрабатывать либо сторожем из расчета 50 руб./час, либо вахтером из расчета 60 руб./час, а также получать пенсию в размере 2400 руб., что составляет 5 руб./час и доплату от государства в размере 3 руб./час за 1 час любой работы. Альтернативные издержки одного часа досуга?

а) 60 рублей; б) 50 рублей; в) 65 рублей;

г) 63 рублей; д) 68.

12 У человека, который имеет возможность получить работу клерка в банке с оплатой 50 рублей в час или работу почтальона с оплатой 70 рублей в час, альтернативные издержки одного часа досуга равны:

а) 40 рублей; б) 50 рублей; в) 70 рублей;

г) 20 рублей; д) нет верного ответа.

13 Пенсионер подрабатывает сторожем из расчета 50 руб./час, а также получает пенсию в размере 2400 руб., что составляет 5 руб./час. Альтернативные издержки одного часа досуга для него равны:

а) 45 рублей; б) 50 рублей; в) 55 рублей;

г) 5 рублей; д) нет верного ответа.

14 Слесарь получает за работу 40 рублей в будние дни и 60 рублей за сверхурочную работу в выходные дни. Альтернативная стоимость одного дня отдыха для него составляет

а) 40 рублей, б) 50 рублей. в) 60 рублей,

г) может быть и 30 рублей, и 70 рублей; д) 100 рублей.

15. Рыночная экономика возникла вследствие:

а) появления денег, без которых развитие обмена продуктами было бы невозможно;

б) разделения труда и обмена продуктами между обособленными товаропроизводителями;

в) разделения труда и обмена продуктами между частнопредпринимательским и государственным секторами экономики;

г) прихода к власти класса буржуазии;

д) развития экономической науки.

Ответы: 1- е; 2- d ; 3- d ; 4- c ; 5- b ; 6- c ; 7- b ; 8- d ; 9-с; 10- d ;11- г; 12- в; 13- б; 14-г; 15-б.

IV . Выберите и отметьте ВСЕ правильные ответы из предлагаемых:

1. Свободные блага

а) конкурентны; б) производятся только государством;

в) могут стать экономическими благами; г) неограничены;

д) обладают свойством редкости.

2. Экономическими ресурсами являются:

а) продукты питания, приобретенные домохозяйствами;

б) полезные ископаемые;

в) неквалифицированные рабочие;

г) солнечная энергия;

д) временно неиспользуемое оборудование.

3. Комбинацией, включающей только факторы производства, является:

а) счет в банке, официант, уголь; б) банкир, нефть, трактор;

в) геолог, станок, деньги; г) одежда, токарь, цех;

д) буровая установка, шахтер, поле.

4. Земля как фактор производства включает:

а) природные ископаемые; б) источники пресной воды;

в) леса; г) шахты;

д) трубопроводы.

5. Капитал как фактор производства включает:

а) банковские счета; б) сооружения;

в) деньги; г) векселя;

д) здания.

6. Комбинацией включающей только различные факторы производства является:

а) нефть, нефтяник, владелец нефтяной компании, газ;

б) работник конвейера, конвейер, автомобиль;

в) слесарь, автобус, поле, собственник фермы;

г) банкир, компьютер, деньги;

д) река, моряк, корабль.

7. Экономический агент действует рационально, если он:

а) максимизирует удовлетворение потребностей при данном уровне затрат ресурсов;

б) минимизирует альтернативные издержки выбора;

в) минимизирует затраты ресурсов;

г) минимизирует затраты ресурсов при данном уровне удовлетворения потребностей;

д) максимизирует удовлетворение потребностей.

8. Вопрос «Для кого производить?»

а) не возникает в административно-командной экономике, где потребители лишены свободы выбора;

б) не возникает в традиционной экономике, где все определяют традиции и обычаи;

в) решается в рыночной экономике через действие механизма цен;

г) связан в механизмом распределения экономических благ;

д) решается в смешанной экономике государством.

9. Административно-командной экономике присуще все перечисленное ниже, за исключением:

а) назначаемых чиновниками цен;

б) планирования от достигнутого;

в) ориентации производителей, в основном, на платежеспособный спрос;

г) личной заинтересованности руководства предприятий в снижении издержек производства;

д) централизованного управления ресурсами страны.

10. Рыночной экономике присущи все перечисленные характеристики, за исключением:

а) конкуренции; б) централизованного планирования;

в) частной собственности; г) свободы предпринимательского выбора;

д) опоры на традиции и обычаи.

Ответы: 1- вг; 2- бвд; 3- бд; 4- абв; 5- бд; 6- вд; 7- абг; 8- вг; 9- вг; 10- бд.

V .Задачи и упражнения

1. Магазин продовольственных товаров предлагает своим постоянным покупателям приобрести 5 %-ную дисконтную карту за 200 рублей. При наличии карты каждая покупка обходится покупателю на 5 % дешевле. Срок действия карты – один месяц.

    Приобретет ли такую дисконтную карту постоянный покупатель магазина, если, при прочих равных условиях, он посещает магазин 6 раз в месяц, делая каждый раз покупки на 500 рублей?

    Если стоимость покупки при каждом посещении магазина постоянна и составляет 500 рублей, то каким должно быть число посещений магазина, чтобы покупателю было выгодным приобрести предлагаемую дисконтную карту?

    При каком минимальном значении стоимости покупок (стоимость покупок предполагается фиксированной и одной и той же по величине) покупатель не откажется купить предлагаемую дисконтную карту, если в этом магазине он делает покупки 5 раз в месяц?

Ответ к 1.: а) нет, не приобретет; b ) более 8; с) более 800.

2. Ольга Степановна 3 раза в месяц делает покупки в магазине "Рамстор". В среднем стоимость одного похода в магазин составляет 2000 рублей. Магазин предлагает своим постоянным покупателям приобрести 5%-ную дисконтную карточку за Х рублей (при наличии карточки каждая покупка обходится всреднем на 5% дешевле). Срок действия карточки - 1 год.

а) Считая уровень цен и среднюю стоимость покупки Ольги Степановны неизменной, при какой максимальной цене карточки она не откажется ее приобрести (для определенности считаем, что банкам она не доверяет и хранит деньги только дома)?

b) Как изменится ответ задачи, если карточка накопительная и после приобретения товаров на сумму 40000 скидка на все следующие покупки увеличивается до 10%?

Ответ к 2.: а) не более 3600; b ) неболее 5200.

3. Учительница Иванова хочет купить 2 кг конфет любимого сорта. Существует два магазина, где она может это сделать. В одном магазине – по 260 руб./кг без очереди, в другом – по 200 руб./кг, но необходимо отстоять 0,75 часа в очереди. Известно, что у нее есть возможность дополнительного заработка за счет коммерческих занятий с отстающими учениками. Ставка почасовой оплаты труда этих занятий, при которой она не откажется выбрать дорогой магазин, должна составлять

Ответ к 3.: не менее 160.

4. Виктор Семенович собрался отлучиться с работы, чтобы купить сыр. В ближайшем к его работе магазине 1 кг сыра стоит 200 руб., а на продуктовой ярмарке цена такого же сыра составляет 150 руб. за 1 кг. Поездка в ближайший магазин и обратно займет 20 минут, а поездка на ярмарку - 40 минут. Работа Виктора Семеновича оплачивается сдельно и за час он в среднем успевает заработать 420 руб.

а) При каком объеме покупки ему выгодно поехать на ярмарку?

b) Как изменится ответ задачи, если указанное время – это время поедки в один конец, а также время поиска нужного сыра на ярмарке на 15 минут больше, чем в магазине?

Ответ к 4.: а) не менее 2,8; b ) не менее 7,7.

5. На путешествие самолетом из Москвы в Барнаул менеджер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет 4 дня. Авиабилет стоит 1 тыс. руб., а железнодорожный билет - 580 руб. Сколько должен зарабатывать в будний день менеджер (в воскресные дни он не работает), чтобы ему было все равно, с чисто экономических позиций, лететь или ехать поездом в следующих ситуациях:

а) лететь в будний день, ехать поездом 4 будних дня;

b) лететь в будний день, ехать поездом 3 будних дня и 1 выходной;

c) лететь в будний день, ехать поездом 2 будних дня и 2 выходных;

d) лететь в выходной день, ехать поездом 4 будних дня;

e) лететь в выходной день, ехать поездом 3 будних дня и 1 выходной;

f) лететь в выходной день, ехать поездом 2 будних дня и 2 выходных.

Ответ к 5.: а) 140; b ) 210; с) 420; d ) 105; e ) 140; f ) 210.

6. Савелий намеревается купить подержанный импортный автомобиль. Он должен затратить на поиски дешевого и качественного варианта 30 рабочих дней, для чего хочет взять отпуск без сохранения заработка. У него есть знакомый, которому он доверяет и который профессионально занимается подбором подержанных автомобилей, но берет в качестве оплаты 10% от стоимости автомобиля. Какова должна быть цена автомобиля для того, чтобы рационально мыслящему Савелию стоило искать дешевый вариант самому, если в день он зарабатывает 500 рублей?

Ответ к 6 .: более 150 000.

7. Галина Васильевна, несмотря на то, что все лето жила на даче, за продуктами ездила в Москву на мелкооптовый рынок. Она объясняла это тем, что иначе пришлось бы покупать теже продукты, но на 20% дороже. Ее сын, изучающий экономику, как-то сказал, что она не учитывает альтернативные затраты, связанные с расходами на лекарства, которые ей приходится использовать в следствие переноски тяжелых сумок. Задумавшись об этом и подсчитав примерную сумму дополнительных затрат на медикаменты (получилось в среднем 4000 за лето), Галина Васильевна решила покупать все необходимые товары в ближайшем к даче магазине. Какова теперь стала стоимость расходов Галины Васильевны на продукты за лето?

Ответ к 7.: менее 24 000.

8. Виктор Андреевич планирует установить на даче новый кухонный гарнитур. Он может купить готовый гарнитур за 20 000 руб., а может купить только детали гарнитура в магазине ИКЕА и сам собрать гарнитур. Для сборки ему понадобится 5 часов. Сколько должен стоить набор деталей гарнитура, чтобы Виктору Андреевичу оказалось выгоднее осуществить собственную сборку, если он зарабатывает в час 1000 руб?

Ответ к 8.: менее 15 000.

9. Квалифицированный бухгалтер, который зарабатывает 20 долларов за один час своей работы, решает провести ремонт в своей квартире. Он обладает достаточными навыками, чтобы сделать это самостоятельно за 60 часов, что оказывается быстрее, чем при использовании услуг наемного ремонтника, которому требуется на ту же работу 80 часов. Определить, в каких пределах может принимать значения почасовая заработная плата ремонтника (Х), чтобы бухгалтер предпочел воспользоваться его услугами.

Ответ к 9.: менее 15 долларов в час.

10. Рабочий может производить детали А, Б, В. Затраты времени на детали и размер оплаты представлены в таблице:

Ответ к 10.: не более 60.

11. Рабочий может производить детали А, Б, В. Затраты времени на детали и размер оплаты представлены в таблице:

Деталь Затраты времени (мин.) Оплата (руб./шт)

Известно, что альтернативная стоимость 1 часа досуга для этого рабочего равна 240. Каков возможный интервал значений переменной X?

Ответ к 11.: не менее 10.

12. У вас есть должник, которому необходимо сегодня отдать вам 2000 руб., но он просит отсрочить платеж ровно на год. Ставка банковского процента составляет 50% годовых.

а) Не меньше какой суммы он должен вам предложить в качестве платежа на следующий год, чтобы вы согласились?

b) Как изменится ответ задачи, если он просит отсрочить платеж на два года?

Ответ к 12.: а) не менее 3000; b ) не менее 4500.

13. Вы брали ссуду и должны вернуть 9000 руб. через 1 год. У вас появились дополнительные доходы и вы хотите расплатиться за ссуду в текущий момент времени. Ставка банковского процента составляет 50% годовых.

a) Не меньше какой суммы вы должны предложить кредиторув качестве платежа на текущий момент времени, чтобы он согласился?

b) Как изменится ответ задачи, если вы должны были вернуть ссуду через 2 года?

Ответ к 13.: а) не менее 6000; b ) не менее 4000.

14. Робинзону надоело добывать себе пропитание голыми руками, и он знает как изготовить сеть для ловли рыбы. На это Робинзону потребуется 30 дней. Но кушать рыбу хочется каждый день. Вручную Робинзон ловит две рыбы в день и съедает. С помощью сети Робинзон мог бы ловить пять рыб в день, три из которых он бы засушивал, и таким образом высвобождал бы время для других занятий. Пятница предложил Робинзону кредит в виде 60 сушёных рыб и требует вернуть долг через 60 дней с процентами. Какой максимальный процент может попросить Пятница (за весь срок пользования кредитом)?

Ответ к 14.: 150%.

15. Сережа – студент московского вуза – подрабатывает во время летних каникул. У Сережи работа с очень гибким графиком – он работает каждый день, но в любое время может взять выходной. Роман, друг Сережи, предложил ему взять выходной во вторник и съездить в Санкт-Петербург осмотреть Эрмитаж. Железнодорожный билет ночным поездом из Москвы до Санкт-Петербурга и обратно стоит 800 рублей. Пребывание в Санкт-Петербурге, включая посещение Эрмитажа, обойдется каждому в 400 рублей. Сережа мечтает увидеть Эрмитаж и готов заплатить за день его осмотра 2000 рублей. Однако он любит и свою работу, и оценивает удовольствие от своей работы в 300 рублей. Следует ли ему ехать в Санкт-Петербург для осмотра Эрмитаж, если предположить, что

      Сережа зарабатывает ежедневно 300 рублей;

      Сережа зарабатывает ежедневно 500 рублей;

      Сережа зарабатывает ежедневно 700 рублей.

Ответ к 15.: а) ехать; b ) безразлично; с) отказаться.

16. В квартире преподавателя экономической теории устанавливают новые окна производства компании «ОКНА РОСТА». В беседе с монтажниками оконных систем выяснилось, что в их квартирах уже стоят пластиковые окна этой компании. «Компания продала нам пластиковые окна со скидкой в 45 %, а монтаж был бесплатный, так как устанавливали окна мы сами», - рассказывали они. Своим заказчикам компания поставляет пластиковые окна по цене 15278 рублей. Стоимость монтажных работ составляет 15% от стоимости пластиковых окон. Для выполнения работ по замене одного окна требуется бригада из 2 монтажников. В течение одного дня такая бригада может установить два окна. За установку одного окна каждому монтажнику компания платит 600 рублей.

    Какова альтернативная стоимость замены одного окна и альтернативная стоимость замены всех старых окон в квартирах монтажников на новые пластиковые окна? В каждой из двух квартир заменили по три окна.

    Какую выгоду получил каждый монтажник при замене старых окон на новые по сравнению с обычным потребителем?

Ответ к 16.: а) альтернативная стоимость замены одного окна на новое – 9602,9 руб., всех шести окон – 57617,4 руб.; b) выгода каждого из монтажников составила 23900,4 руб.

17. В квартире преподавателя экономической теории устанавливают новые окна производства компании «ОКНА РОСТА». В беседе с монтажниками оконных систем выяснилось, что в их квартирах уже стоят пластиковые окна этой компании. «Компания продала нам пластиковые окна со скидкой в 45 %, а монтаж был бесплатный, так как устанавливали окна мы сами», - рассказывали они. Своим заказчикам компания поставляет пластиковые окна по цене 15278 руб., а оконно-балконные блоки по цене 17301 руб. Стоимость монтажных работ составляет 15% от стоимости изделия. Для выполнения работ по замене одного окна (или оконно-балконного блока) требуется бригада из 2 монтажников. В течение одного дня такая бригада может установить два окна (или одно окно и один оконно-балконный блок). За установку одного окна (или оконно-балконного блока) каждому монтажнику компания платит 600 рублей.

    Какова альтернативная стоимость замены старых окон и оконно-балконных блоков в квартирах монтажников на новые пластиковые? В каждой из двух квартир заменили по два окна и одному оконно-балконному блоку.

    Какую выгоду получила бригада монтажников в целом при замене старых окон и оконно-балконных блоков на новые по сравнению с обычными потребителями?

Ответ17: а) альтернативная стоимость замены всех окон и оконно-балконных блоков в двух квартирах составляет 59827,7 руб.; b) выгода бригады монтажников составила 50228,4 руб.


2. В современной научной литературе понятие экономического человека означает «избирательный, оценивающий, максимизирующий человек». Эта модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально, при этом он стремится получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. Действия рационально мыслящего человека подчинены стремлению к максимизации своего благосостояния. Рациональность экономического человека имеет в ТОВ универсальное значение, при этом частный интерес любого индивида – от избирателя до президента – представляется в качестве основного побудительного момента не только в повседневной жизни и бизнесе, но и в общественной жизни.

Признанным основоположником поведенческой экономической теории считается нобелевский лауреат, американский экономист Г. Саймон. Он создал обобщенную модель экономического поведения, которая получила название теории ограниченной рациональности. Реальные экономические агенты принимают решение не только на основе ограниченной информации о ресурсах и способах их использования, но и ограниченной в возможностях обработки и переработки этой информации для выбора наилучшего варианта действий. Выбор субъекта оказывается относительно независимым от конкретной ситуации и в значительной мере определяется заранее заданными правилами поведения. Экспериментальное подтверждение этой концепции – Р. Зельтен. Он разработал модель принятия решения, состоящей из трех уровней:

1.
привычки

2.
воображение

3.
логическое рассуждение

Столкнувшись с проблемой субъект может ограничиться низшим уровнем, т.е.

поступить по привычке, подключить воображение и, наконец, использовать все три уровня.

Кроме ограничительной рациональности НИЭТ выделяет еще одну поведенческую предпосылку – оппортунизм (см. Тему 2).
Вопрос 55. Трактовка политики в неоинституциональной экономической.теории

3. Бьюкенен сравнивает и выделяет принципиальные отличия политического рынка и рынка частных благ. В отличии от рынка частных благ политический рынок, где решения принимаются коллективно, становится все менее эффективным с ростом числа участников. Права собственности неустановленны, возмездность отсутствует. Политическая конкуренция в отличие от экономической конкуренции не предусматривает механизмы наказания для избирателя, неразумно проголосовавшего на выборах, поэтому голосование часто безответственно, в результате чего возникает стихийная зона неопределенности.
Вопрос 56. модель прямой демократии в НИЭТ

В современном понимании прямая демократия – это политическая система, при которой люди имеют право лично голосовать за политический курс или программу.

К числу достоинств прямой демократии можно отнести:


  • преодоление политического отчуждения граждан;

  • возможность оптимизации управления за счет использования интеллектуального потенциала всего общества;

  • эффективность контроля за политическими институтами и должностными лицами.

Слабые стороны ассоциируются с возможностью принятия ошибочных решений вследствие недостаточной компетенции, профессионализма и эмоциональной неуравновешенностью населения, а также со сложностью и дороговизной привлечения большого числа людей к управлению общества. Все граждане не могут сразу решать все вопросы, поскольку многие из них не располагают достаточным временем, интересом, информацией и компетенцией. Если для принятия решения необходимо, к примеру, 40% голосов, то не исключена ситуация, когда два взаимоисключающих решения получают одобрение. Это затягивает процесс принятия решения и увеличивает издержки переговорного процесса. При этом возникает проблемы цикличности голосования (Парадокс Эрроу). Наличие этого парадокса порождает некоторую степень непредсказуемости, относительно результата голосования, что может привести к процедурному манипулированию, с целью извлечения выгоды. Индивид или группа, устанавливающие повестку дня, может обладать значительной властью и соответственно получать непропорционально большую долю выгод от того или иного коллективного действия.
Вопрос 57. Трактовка медианного избирателя в неоинституционализме

В рамках прямой демократии все решения сообщества имеет тенденцию соответствовать среднему (медианному) избирателю. К медианным избирателям относятся те, кто находится в середине существующей шкалы предпочтения. Предложенный Блэком и Плоттом в теореме медианного избирателя доказывается, что равновесие при правиле большинства существует тогда, когда оно представляет собой максимум для одного и только одного индивида, остальные индивиды могут быть разбиты на пары с диаметрально- противоположными результатами. А для вершины распределения голосов может быть характерно для тех случаев, когда в преставлении рассматриваются блага так или иначе заинтересованные все избиратели.

Решение вопросов в пользу избирателя-центриста имеют свои плюсы и минусы. С одной стороны оно удерживает сообщество от принятия крайних решений, а с другой стороны не гарантирует принятие оптимального решения. В рамках прямой демократии все решения сообщества имеет тенденцию соответствовать интересам медианного избирателя, что не всегда экономически целесообразно.
Вопрос 58. Особенности общественного выбора в условиях прямой демократии

В соответствии с моделью, предложенной Олсеном и Макгиром, для общества прямой демократии характерны следующие условия:


  • все средства, которые общество собирает в виде налогов, идут на производство общественных благ;

  • достающееся каждому индивиду количество общественных благ должно быть прямо пропорционально его вкладу в производство этих благ, т.е. должно отсутствовать какое-либо перераспределение доходов.

В идеальном случае прямая демократия предполагает использование

На практике решение принимается большинством голосов. Простое большинство голосов является оптимальным для той группы, в которой альтернативная стоимость времени имеет относительно большое значение. Простое большинство голосов – минимальное условие противоречивости результатов.

Оно достигается в ситуациях, когда требуется одобрение 50% голосов + 1 голос.
Вопрос 59. Трактовка политической конкуренции с позиций теории общественного выбора

Основными типами выборов является выборы по одномандатным и многомандатным округом. В первом случае используется правило относительного большинства. Во втором – пропорциональные представительства.

Все партийные системы могут быть разделены на 3 основные группы:

Однополюсные (Россия, Швеция, Люксембург)

Двухполюсные (США, Тайвань)

Многополюсные (Бельгия, Италия, Дания, Нидерланды, Финляндия)

В условиях жесткого противостояния двух партий распределение голосов может иметь бимодальную форму. Бимодальное распределение может быть:

Симметричным

Асимметричным

Может встречаться и полимодальные.

В случае, когда ни одна из партий не получает большинства возникают проблемы (парадокс голосования). Минимально выигравшая коалиция – коалиция, обеспечивающая 50% + 1 голос.
Вопрос 60. Особенности общественного выбора в условиях представительной демократии.

В представительной демократии воля народа выражается не прямо, а через институт-посредник. Поэтому её часто называют дилигируемой демократией.

Носителями представительной власти является общенародный парламент, а также другие законодательные органы в центре и на местах и выборные представители исполнительной и судебной власти. Воля народа в представительной демократии выражается непосредственно на выборах или через референдум. Кроме того, воля народа может выражаться через представительные органы власти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют волю народы, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность.

Среди главных достоинств представительного правления следует выделить свободный общественный строй и высокую эффективность в выполнении общественных задач. Она гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широкого круга населения к общей уравниловки.

Высокая эффективность представления управления объясняется рациональностью организаций политической системы четким разделением труда более высокой по сравнению с прямым проявлением компетентностью и ответственных лиц, принимающих решения.
Недостатки:
В качестве основного недостатка в представлении демократов следует отметить фактическое устранение народа от власти в промежутках между выборами, что означает отход от сути демократии как наряду власти.

В условии представлении демократии процесс голосования усложняется. На результат голосования влияют интересы отдельных индивидов, их групп и законодателей.

Предполагается, что как представители власти, так и избиратели ведут себя рационально и стремятся к максимизации своей полезности. Многие избиратели не видят пользы от участия в политическом процессе, просто не участвуют в голосовании. Такое явление в теории общественного выбора получило название «рационального неведения».

Среди других недостатков в представительной демократии следует отметить возможность принятия решений, несоответствующих интересам большинства населения, весьма далёким от модели медианного избирателя и широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной многоступенчатой системы власти.
Вопрос 63. Трактовка лоббизма с позиций теории общественного выбора

Лоббизм – это способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. Он строится на взаимовыгодном облике между бизнесом и законодательной властью: 1 сторона (бизнес) получает необходимое ей послабление в области ценовой и налоговой политики; 2 сторона (в лице депутатов и их партий) – материальную поддержку на предстоящих парламентских выборах.

Чиновники на прямую связаны с группами специализированных интересов в парламенте. Через бюрократию эти группы обрабатывают «политиков», представляют информацию в выгодном для них свете.

Процесс лоббирования может принимать такие формы как:

Блокирование законов, позволяющие осуществлять прямые иностранные инвестиции или ужесточение режима импорта близких заместителей, что естественно повышает цены на отечественный товар.

Таким образом, идея "экономического человека" (в то время еще так не называемая) в конце XVIII в. просто носилась в европейском воздухе. Но все же нигде и ни у кого она не была сформулирована настолько отчетливо, как в "Богатстве народов" . Вместе с тем Смит стал первым экономистом, положившим определенное представление о человеческой природе в основу целостной теоретической системы.

Эти свойства взаимосвязаны: в условиях широкого развития обмена, невозможно установить с каждым из "партнеров" личные отношения, основанные на взаимной симпатии. Вместе с тем обмен возникает именно потому, что даром получить нужные предметы у эгоистического по природе соплеменника невозможно .

Отмеченные свойства человеческой природы имеют у Смита важные экономические последствия. Они ведут к системе разделения труда, в которой индивид выбирает такое занятие, при, котором его продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях. "Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества" .

Однако Смит в отличие от Гоббса и меркантилистов не противопоставляет частный интерес общему благу ("богатству народов""). Дело в том, что это богатство, вынесенное в заголовок его труда, о преумножении которого так долго говорили меркантилисты, равно, по Смиту, сумме стоимостей, созданных во всех отраслях хозяйства. Таким образом, выбирая отрасль, где его "продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях", человек, ведомый эгоистическим интересом, самым непосредственным образом "помогает обществу".

Когда же приток капитала из других отраслей в более рентабельную достигает такого уровня, что стоимость товаров падает и сравнительная выгодность исчезает, собственный интерес начинает направлять владельцев капитала в другие сферы его приложения, что опять-таки в интересах общества.

Но вместе с тем Смит отнюдь не идеализирует эгоизм владельцев капитала: он хорошо понимает, что собственный интерес капиталистов может заключаться не только в производстве выгодных продуктов, но и в ограничении аналогичной деятельности конкурентов. Он даже отмечает, что норма прибыли, как правило, находится в обратной зависимости от общественного благосостояния, и поэтому интересы купцов и промышленников в меньшей степени связаны с интересами общества, чем интересы рабочих и землевладельцев. Более того, этот класс "обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его"" , пытаясь ограничить конкуренцию. Но если государство следит за свободой конкуренции, то "невидимая рука", т. е. собственный интерес плюс свободная конкуренция, объединяет в итоге разрозненно действующих эгоистов в упорядоченную систему, обеспечивающую общее благо.

Так, Смит аккуратно развязывает узел, образованный переплетением личных и общественных интересов, который долгое время с разных сторон пытались распутать меркантилисты и философы.

Изложенная нами схема того, как работает мотив личного интереса в теоретической системе Смита, не должна создавать впечатления, что мотивация экономического поведения понимается автором "Богатства народов" чисто абстрактно. Смит выводит своего эгоиста не из умозрительных соображений о природе человека, а из своих наблюдений за окружающим его реальным миром. Теоретический каркас со всех сторон окружен полнокровной эмпирической плотью. Так, Смит не сводит собственный интерес людей к получению денежных доходов: на выбор занятий помимо заработка влияют также приятность или неприятность занятия, легкость или трудность обучения, постоянство или непостоянство занятий, больший или меньший престиж в обществе и, наконец, большая или меньшая вероятность успеха. Например, люди, занимающиеся неприятным, презираемым обществом делом - мясники, палачи, кабатчики, вправе претендовать на большую прибыль, и т.д.

Эти факторы компенсируют неравенство доходов и тоже входят в целевую функцию экономического субъекта. Различает Смит также интересы представителей основных классов современного ему общества: собственников земли, наемных рабочих и капиталистов.

Столь же реалистичен подход Смита и к другим компонентам модели человека: его интеллектуальным способностям и информационным возможностям. С этой стороны человека, о котором идет речь в "Богатстве народов" , можно, пожалуй, охарактеризовать так: он компетентен в том, что затрагивает его личные интересы. Он действует по принципу: "своя рубашка ближе к телу" и лучше, чем кто-либо другой, способен идентифицировать свой собственный интерес. Конкурентом в этой области является для него государство, которое претендует на то, что лучше всех своих граждан понимает, что им нужно. Борьба с этим вмешательством государства в частную экономическую жизнь как раз и составляет главный полемический заряд "Богатства народов" , которому эта книга обязана в первую очередь своей популярностью у современников. Полемика Смита настолько красноречива и актуальна, что хочется привести здесь одну большую цитату: "Государственный деятель, который попытался бы давать частным лицам указания, как они должны употреблять свои капиталы, обременил бы себя совершенно излишней заботой, а также присвоил бы себе власть, которую нельзя без ущерба доверить не только какому-либо лицу, но и какому бы то ни было совету или учреждению и которая ни в чьих руках не оказалась бы столь опасной, как в руках человека настолько безумного и самонадеянного, чтобы вообразить себя способным использовать эту власть" . На долю государства Смит отводил, помимо уже упоминавшегося контроля за свободой конкуренции, лишь функции обороны, обеспечения правопорядка и те важные области, которые недостаточно привлекательны для вложений частных лиц.

Значение этой модели человека для истории экономической мысли состоит прежде всего в том, что с ее помощью политическая экономия выделилась из моральной философии как наука, имеющая свой предмет - деятельность "экономического человека".

Но еще раз подчеркнем, что ни Смит, ни Рикардо не занимались рефлексией по поводу предпосылок своих исследований и не подозревали, что всю жизнь "говорят прозой".

Методология классической школы, и в первую очередь концепция "экономического человека", подверглась фундаментальному теоретическому осмыслению лишь в работах Дж.С.Милля . Дж.Милль, автор основополагающей работы о логике различных наук, получивший глубокое и разностороннее образование, человек, порвавший с утилитаристской этикой Дж.Бентама и своего отца Дж.Милля и сблизившийся с английскими романтиками, был конечно далек от наивной веры своих предшественников в вечность и естественность "собственного интереса". Он подчеркивал, что политическая экономия охватывает не все поведение человека в обществе: "Она рассматривает его лишь как существо, желающее обладать богатством, и способное сравнивать эффективность разных средств для достижения этой цели. Она полностью абстрагируется от любых других человеческих страстей и мотивов, кроме тех, которые можно считать вечными антагонистами стремления к богатству, а именно, отвращения к труду и желания безотлагательно пользоваться дорого стоящими наслаждениями" . Таким образом, согласно толкованию Милля, экономический анализ движется как бы в двухмерном пространстве, на одной оси которого - богатство, а на другой - неприятности, подстерегающие человека на пути к этой цели.

Милль считал этот подход безусловно односторонним: действительная мотивация человека намного сложнее, однако утверждал, что такая абстракция, когда "главная цель рассматривается как единственная" , есть подлинно научный способ анализа для общественных наук, в которых невозможен эксперимент и опирающаяся на него индукция.

Политическая экономия, по Миллю, ближе к геометрии, ее исходный пункт - не факты, а априорные предпосылки (абстракция человека, стремящегося только к богатству, может быть уподоблена, по мнению Милля, абстракции прямой линии, имеющей длину, но не имеющей ширины . Однако из всех наук наиболее родственной политической экономии он считал механику, оперирующую отдельными, не растворяющимися друг в друге телами. Результаты их взаимодействия можно вычислить теоретически, а затем проверить эти дедуктивные выводы на практике, учтя действие прочих равных, от которых мы абстрагировались вначале.

Аналогично и абстрактный характер политической экономии, по Миллю, вовсе не означает ее неприменимости к практической жизни: "то, что верно абстрактно, верно и конкретно, но с надлежащими допущениями" , т.е., применяя принципы политической экономии к конкретному случаю, необходимо ввести в рассмотрение все "возмущающие воздействия", от которых абстрагировалась эта наука.

Силой своей отточенной логики Милль попытался поставить не высказанную методологию Смита и Рикардо, их основанные на здравом смысле представления о человеческой природе на строгую научную основу. Однако в таком безупречном с точки зрения логики виде концепция "экономического человека" кое-что потеряла. Понимание ее Миллем как чисто теоретической абстракции оказало определяющее влияние на дальнейшее развитие методологии политической экономии, причем последующая эволюция, как будет показано ниже, состояла в нарастающей степени абстрактности анализа, увеличивающемся отрыве поведенческих предпосылок от повседневной реальности и житейского опыта.

Есть в статье Милля и еще один пункт, который на первый взгляд обобщал опыт классиков, но в то же время вел к отступлению от них. Речь идет о том месте, где упоминаются различные факторы, противодействующие стремлению к богатству. Казалось бы, налицо всего лишь смена акцента: и Смит, и Рикардо писали о том, что стремление к богатству нельзя сводить к погоне за деньгами. Вектор благосостояния (говоря более современным языком) включал у них, помимо главного компонента -денежного богатства, также и общественный престиж, "приятность" занятия, надежность помещения капитала и т.д. (см.выше). Однако и Смит и Рикардо предполагали, что эти неденежные выгоды, отличающие одно помещение капитала от другого, постоянны во времени и "возмещают малые размеры денежного вознаграждения в одних отраслях и уравновешивают слишком высокое вознаграждение в других" . Таким образом, здесь мы имеем дело с конкретизацией целевой функции капиталиста - максимизации богатства (благосостояния). У Милля же речь идет об отвращении к труду вообще как к средству добывания богатства, а это свойство никак не присуще целеустремленному, энергичному, трудолюбивому и прижимистому капиталисту у Смита и Рикардо. Здесь из-за спины "экономического человека" классической школы уже выглядывает гедонист, обитающий в трудах Дж.Бентама, взгляды которого будут рассмотрены ниже.

Эти методологические воззрения Милль пытался воплотить в своем главном труде - "Основы политической экономии". Особенно показательна здесь маленькая глава "О конкуренции и обычае" . Как пишет автор, английская политическая экономия законно предполагает, что распределение продукта происходит под определяющим воздействием конкуренции. Однако в реальности часты случаи, когда обычаи и привычки оказываются сильнее. Милль отмечает, что "принципом, в сколько-нибудь значительной степени регулирующим соглашения экономического характера, конкуренция стала лишь с недавнего времени" . Но и в современной ему экономике "обычай успешно удерживает свои позиции в борьбе с конкуренцией даже там, где вследствие многочисленности конкурентов и общей энергии, проявляемой в погоне за прибылью" , последняя получила сильное развитие. Что же говорить тогда о странах континентальной Европы, "где люди довольствуются меньшими денежными барышами, не столь дорожа ими по сравнению со своим покоем или своими удовольствиями?" . Здесь очевидно, что Милль полностью разделяет концепцию "экономического человека" Смита и Рикардо (ведь конкуренция есть единственно возможный способ сосуществования юридически свободных "экономических человеков"), сознавая в то же время ее ограниченную применимость во времени и пространстве.