346.16 нк рф порядок определения расходов. Раздел viii.1

Вопрос: ...Подпунктом 22 п.1 ст.346.16 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие УСНО, могут учитывать при исчислении единого налога в составе расходов суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Просим разъяснить, относятся ли обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками при регистрации права собственности (аренды) недвижимости и сделок с ней, к налоговым сборам. (Письмо Минфина РФ от 13.10.2004 n 03-06-06-03/18)

Вопрос: В целях правильного применения налогового законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.
Подпунктом 22 п.1 ст.346.16 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие УСНО, могут учитывать при исчислении единого налога в составе расходов суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков таких сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст.8 НК РФ).
В связи с этим просим разъяснить, относятся ли обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками при регистрации права собственности (аренды) недвижимости и сделок с ней, к налоговым сборам.
Обязанность государственной регистрации аренды недвижимого имущества, в частности земли, регламентирована ст.ст.4, 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Статьей 11 данного Закона предусмотрено взимание платы за такую регистрацию в размерах, установленных субъектами Российской Федерации. При этом максимальный размер платежей на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 26.02.1998 N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах".
По нашему мнению, вышеуказанный платеж соответствует определению сбора, установленному п.2 ст.8 НК РФ.
Кроме того, проведя аналогию с платежами за загрязнение окружающей природной среды и за провоз крупногабаритных и тяжеловесных грузов, признанными Конституционным Судом РФ (Определение от 10.12.2002 N 284-О, Постановление от 17.07.1998 N 22-П) фискальным сбором, можно также сделать вывод, что по своей правовой природе плата за регистрацию сделок с недвижимостью является налоговым сбором.
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 октября 2004 г. N 03-06-06-03/18
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает.
Пунктом 2 ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Деятельность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется учреждениями юстиции в рамках реализации задач, возложенных на них законом, в сфере государственного управления и не является предпринимательской деятельностью.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним взимается плата в размерах, установленных субъектами Российской Федерации, в пределах, определенных Правительством Российской Федерации. При этом средства, получаемые в виде указанной платы, могут использоваться исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе на обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав.
Департамент считает, что плата за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обладает признаками сбора, установленными ст.8 Кодекса. Указанная плата является по существу целевым сбором, взимаемым для финансирования вышеназванных задач.
Учитывая природу указанного платежа, проектом федерального закона N 19560-3 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", устанавливающим главу "Государственная пошлина" Кодекса, предусматривается, что за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 1 января 2005 г. будет взиматься государственная пошлина.
При применении гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса необходимо учитывать, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уменьшает полученные доходы на предусмотренные пп.1 п.1 ст.346.16 Кодекса расходы на приобретение основных средств (с учетом положений п.3 указанной статьи). Данные расходы, согласно п.2 ст.346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 Кодекса.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Таким образом, состав и оценка основных средств для определения расходов на их приобретение, учитываемых для целей исчисления единого налога, определяются налогоплательщиками в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и принятым в соответствии с ним Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01).
Пунктом 8 ПБУ 6/01 определено, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств, относятся к фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.
Таким образом, в случае приобретения объекта недвижимости, относящегося к основным средствам, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, вправе включить в первоначальную стоимость данного объекта сбор за государственную регистрацию прав на него.
При этом следует учитывать, что данные расходы, согласно п.2 ст.346.17 Кодекса, принимаются после фактической оплаты полной стоимости приобретенных объектов. Кроме того, в соответствии с пп.1 п.3 ст.346.16 Кодекса основные средства, приобретенные в период применения упрощенной системы налогообложения, относятся на расходы налогоплательщика в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
13.10.2004

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (часть вторая). N 117-ФЗ от 05.03.2000 ().

Статья 346-16. Порядок определения расходов

1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи) (в ред. Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691);

2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи) (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112);

2-1) расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подпункт 2-1 введен Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 3991);

2-2) расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации (подпункт 2-2 введен Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 3991);

2-3) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса (подпункт 2-3 введен Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 3991; в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3447);

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 6);

5) материальные расходы;

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 5);

7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691; Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3611; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739);

8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и статьей 346-17 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112);

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436);

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 6; Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6247);

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

13) расходы на командировки, в частности на:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

суточные или полевое довольствие (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3611);

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112);

16) расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие) (в ред. Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3588);

17) расходы на канцелярские товары;

18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 настоящего Кодекса (подпункт 22 введен Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 6; в ред. Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 84-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2024);

23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров (подпункт 23 введен Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 6; в ред. Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691);

24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения (подпункт 24 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112);

25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (подпункт 25 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112);

26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (подпункт 26 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112);

27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы (подпункт 27 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112);

28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах (подпункт 28 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112);

29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков) (подпункт 29 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112);

30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности (подпункт 30 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112);

31) судебные расходы и арбитражные сборы (подпункт 31 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112);

32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и правами на средства индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы) (подпункт 32 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112; в ред. Федерального закона от 23 ноября 2015 г. N 322-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6688);

32-1) вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (подпункт 32-1 введен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 7);

33) расходы на проведение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации, подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 настоящего Кодекса (подпункт 33 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112; в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4184);

34) (Подпункт 34 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112; утратил силу на основании Федерального закона от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3447)

35) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники (подпункт 35 введен Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691);

36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов (подпункт 36 введен Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691);

37) сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы.

Фактически уплаченная в течение налогового периода сумма платы, указанной в абзаце первом настоящего подпункта, учитывается налогоплательщиками в расходах при исчислении налога за налоговый период в размере превышения фактически уплаченной суммы платы над суммой транспортного налога, исчисленной за налоговый период в соответствии с главой 28 настоящего Кодекса в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы.

При исчислении авансовых платежей по налогу за отчетные периоды налогоплательщики учитывают в расходах фактически уплаченную сумму платы за отчетный период, уменьшенную на сумму авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленную за отчетный период в соответствии с главой 28 настоящего Кодекса в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы;

(Подпункт 37 введен Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 249-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4182, положения абзацев второго и третьего действуют до 31 декабря 2018 года включительно)

38) обязательные отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд, формируемый в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подпункт 38 введен Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 7314).

2. Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.

Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 — 21, 38 пункта 1 настоящей статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 6; Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112; Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691; Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 342-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 7314).

3. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке (в ред. Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691):

1) в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, — с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию (в ред. Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691);

2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения — с момента принятия этих нематериальных активов на бухгалтерский учет (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3611);

3) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения (в ред. Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691);

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения — 50 процентов стоимости, второго календарного года — 30 процентов стоимости и третьего календарного года — 20 процентов стоимости (в ред. Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691);

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств (в ред. Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691).

При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

В случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

В случае, если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2-1 и 4 статьи 346-25 настоящего Кодекса.

Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 настоящего Кодекса классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с настоящей статьей с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года.

Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 настоящего Кодекса.

В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени (в ред. Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691).

(Пункт 3 в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112)

4. В целях настоящей главы в состав основных средств и нематериальных активов включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений пункта 2 статьи 257 настоящего Кодекса (пункт 4 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3112; в ред. Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691).

(Статья 346-16 введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3021)

В соответствии с пунктом 5 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и рассчитывающие единый налог с разницы между доходами и расходами, могут включить в затраты материальные расходы. В свою очередь, пункт 2 упомянутой статьи определяет: матери

альные расходы признаются по правилам, которые предусмотрены статьей 254 Налогового кодекса РФ.

К материальным расходам относятся следующие затраты налогоплательщика на покупку:

Сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

Материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку); на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);

Инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

Комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;

Топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;

Работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

Порядок списания материальных расходов прописан в пункте 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ. Расходы

являются осуществленными и оплаченными затратами. Оплатой признается момент погашения задолженности путем списания денег с расчетного счета налогоплательщика или выдачи наличных из кассы или иной способ погашения задолженности (в момент такого погашения).

Рассмотрим порядок списания материальных расходов подробнее.

Расходы на сырье и материалы Итак, организация может уменьшить свой доход на стоимость сырья и материалов при соблюдении двух условий:

Сырье и материалы отпущены в производство;

Стоимость материалов и сырья оплачена поставщикам.

Для отражения затрат на материалы в Книге учета необходимы как минимум три документа. Первый - это накладная, по которой материалы были оприходованы на склад предприятия от поставщика. Она подтверждает, что право собственности на эти материалы перешло к покупателю. Второй - это внутренняя накладная, требование-накладная или лимитно-заборная карта. На основании этих документов материалы передаются в производство. И третий документ - платежное поручение с отметкой банка или квитанция к приходному кассовому ордеру, которые указывают на то, что материалы оплачены.

На наш взгляд, в графе 2 первого раздела Книги учета нужно указать номер и дату документа, на основании которого материалы были переданы в производство, а также номер и дату документа на оплату приобретенных материалов.

Оценка стоимости материалов, списанных в производство

Статья 254 Налогового кодекса РФ разрешает оценивать списанные материалы по:

Стоимости единицы запасов;

Средней стоимости;

Стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

Стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).

Теоретически организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, может оценивать материалы, списанные в производство, любым из перечисленных способов.

Однако на практике организовать такой учет будет достаточно сложно. Если организация в течение месяца приходует несколько партий однородных материалов, то целесообразно оценивать использованные материалы методом ФИФО. При этом, чтобы не запутаться, оплачивать материалы лучше в той последовательности, в которой они поступили на склад предприятия.

Затраты, связанные с приобретением материалов Согласно пункту 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ в стоимость материалов, помимо цены приобретения, включаются также:

Комиссионные вознаграждения, уплаченные посредническим организациям;

Ввозные таможенные пошлины и сборы;

Расходы на транспортировку;

Другие затраты, связанные с приобретением материальных ценностей.

Чтобы эти затраты были признаны расходами в целях расчета единого налога, они должны быть оплачены. Таким образом, если при покупке материалов организация понесла дополнительные затраты, то стоимость материалов можно будет признавать в качестве расходов только при одновременном выполнении трех условий:

Стоимость материалов оплачена поставщику;

Материалы списаны в производство;

Затраты, связанные с приобретением материалов, оплачены.

Учет импортных материалов

При ввозе материалов на таможенную территорию РФ предприятие должно уплатить НДС, таможенную пошлину и сборы. Иначе товары не выпустят с таможенного терминала.

Сумму НДС, уплаченную на таможне, можно сразу списать на расходы предприятия. А вот таможенную пошлину и таможенные сборы нужно включить в стоимость приобретенных материалов.

Обратите внимание! Стоимость импортного товара, которая выражена в иностранной валюте, пере-считывается в рубли по курсу Банка России на дату оплаты, а не на дату оприходования товара.

Расходы на коммунальное обслуживание Коммунальные платежи в закрытом перечне расходов отдельно не упомянуты. Однако это не значит, что их нельзя учесть при расчете единого налога.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ в состав материальных расходов включаются расходы на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, которые расходуются на технологические цели, выработку всех видов энергии и отопление зданий. Поэтому коммунальные платежи уменьшают доходы при расчете единого налога. В этом случае они отражаются в Книге учета доходов и расходов на основании актов, которые выдает снабженческая организация. Понятно, что коммунальные расходы должны быть оплачены. При этом не имеет значения, какой деятельностью занимается организация или предприниматель - производственной, торговой либо любой другой. Ведь без электроэнергии, отопления и водоснабжения невозможно вести никакую деятельность. А значит, это расходы обоснованные.

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций прямо в статье 346.16 Налогового кодекса РФ не упомянуты. Однако они входят в состав материальных расходов организаций, уплачивающих налог на прибыль (подп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Очевидно, что перечень материальных расходов для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, должен быть точно таким же, как и у фирм, уплачивающих налог на прибыль при общем же режиме налогообложения.

То есть организации, уплачивающие единый налог с разницы между доходами и расходами, могут учесть стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль над соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Налоговики на местах настаивают, что для определения того, можно ли считать работы (услуги) производственными, необходимо обращаться к Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН)

и ГОСТам.

В качестве примера можно привести письмо УМНС

«О затратах на приобретение работ и услуг». В указанном письме чиновники рассматривают, что может относиться к услугам производственного характера в отно

шении общепита. Так, в соответствии с ОКУН к услугам общественного питания, в частности, относятся «услуги по организации музыкального обслуживания» (код 122501). Кроме того, ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» предусматривает требование наличия музыкального обслуживания (выступления вокально-инструментальных ансамблей, солистов) только в ресторанах класса «люкс» и «высший». В связи с этим столичные налоговики делают вывод, что только рестораны указанных категорий вправе включать в состав материальных расходов при расчете единого налога стоимость услуг по музыкальному обслуживанию.

Конечно, это подход неверен. Решая вопрос о том, являются ли конкретные работы или услуги, которые оказывают сторонние организации производственными, нужно исходить из их характера. И уж никак не из требований ГОСТа, на который, конечно, можно ориентироваться, но который ни в какой мере не относится к законодательству о налогах и сборах. Более того, у компаний разных сфер бизнеса перечень производственных расходов будет, конечно, отличаться.

Затраты на хозяйственные нужды

Организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения, для обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий труда работников и поддержания помещения в чистоте приобретают хозяйственные товары и товары бытовой химии. Скажем, туалетную бумагу, одноразовые бумажные полотенца, салфетки, туалетное мыло, губки для посуды, салфетки из нетканого материала, а также чистящие средства, пакеты для мусора, освежители воздуха.

Все эти затраты организация вправе учесть при расчете единого налога в качестве материальных расходов.

Дело в том, что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ к таковым расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

Следовательно, суммы, потраченные «упрощенцем» на покупку хозяйственных товаров и предметов бытовой химии, относятся к расходам на хозяйственные нужды. А раз так, фирма может уменьшить на них свои налогооблагаемые доходы. Однако учтите: тут не стоит забывать о принципах признания расходов: они должны быть обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 Налогового кодекса РФ). Если со вторым условием все ясно - у бухгалтера наверняка на руках будут документы: чеки, накладные, счета-фактуры и т. п. То в отношении обоснованности возникает вопрос: есть ли какие-нибудь нормы списания расходов на хозяйственные нужды? Минфин России в письме от 1 сентября 2006 г. № 03-11-04/2/182 указывает, что таких норм нет. Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением хозяйственных товаров.

Расходы на обслуживание ККТ

Согласно пункту 35 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в расходы можно относить затраты на обслуживание контрольно-кассовой техники. Надо сказать, что проблем со списанием подобных затрат не возникает и сейчас. Несмотря на то что расходы на обслуживание кон

трольно-кассовой техники прямо статьей 346.16 Налогового кодекса РФ в действующей редакции не упомянуты, списать их можно и сейчас. Дело в том, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести кассовые операции в соответствии с установленным порядком. На этом настаивает пункт 4 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ. То есть соблюдать Порядок ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40) и положения, предусмотренные Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт».

Таким образом, применение ККТ является обязанностью каждой организации (предпринимателя), использующей упрощенный режим налогообложения.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по оказанию услуг, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

То есть фирмы и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и рассчитывающие единый налог с доходов за минусом расходов, вправе учитывать в составе расходов затраты по техническому обслуживанию (ЦТО) и ремонту ККТ, произведенные согласно договору с центром технического обслуживания. Ведь данные затраты относятся к материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Кстати, с таким подходом согласны и столичные

2004 г. № 21-08, 21-09/28428).

По мнению налоговиков, чтобы включить затраты по техническому обслуживанию и ремонту ККТ необходимо одновременное выполнение сразу двух условий:

Расходы по договору с центром технического обслуживания должны быть фактически оплачены;

Работы (услуги) по договору должны быть фактически выполнены.

Однако договор с ЦТО заключается на определенный период, в течение которого центр обязуется установить ККТ, проводить планово-профилактические работы, гарантийный ремонт, доставлять расходные материалы и т. д. И как правило, деньги вносят единовременно. В этом случае сумму оплаты по договору с ЦТО включают в состав расходов постепенно частями в течение срока, на который заключен договор.

СТАТЬЯ 346.16. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НК РФ)


Источник: Интернет-портал «Субсчет.РУ»

Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья 346.16. Порядок определения расходов

1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи);

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи);

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

5) материальные расходы;

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ)

7) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и статьей 346.17 настоящего Кодекса;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

(пп. 11 в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

13) расходы на командировки, в частности на:

Проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

Наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

Суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

Оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

Консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

(пп. 15 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

17) расходы на канцелярские товары;

18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

(пп. 22 введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта). При реализации указанных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров;

(пп. 23 введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

(пп. 24 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

(пп. 25 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

(пп. 26 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

(пп. 27 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

(пп. 28 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

(пп. 29 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

(пп. 30 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

31) судебные расходы и арбитражные сборы;

(пп. 31 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

(пп. 32 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

33) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 настоящего Кодекса;

(пп. 33 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

34) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

(пп. 34 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

2. Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.

Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 - 21, 34 пункта 1 настоящей статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

3. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:

1) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;

2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения - с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет;

3) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:

В отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;

В отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго года - 30 процентов стоимости и третьего года - 20 процентов стоимости;

В отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

В случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

В случае, если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 настоящего Кодекса.

Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 настоящего Кодекса классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с настоящей статьей с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года.

Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 настоящего Кодекса.

В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

4. В состав основных средств и нематериальных активов в целях настоящей статьи включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.

(п. 4 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)


Страницы: 267 из 339

Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, порядок определения расходов установлен статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, поименованные в указанном пункте. При этом согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса расходы, указанные в пункте 1 этой статьи Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, приведенным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, которые определяют, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которые должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, указанные в