Разбор ошибок, выявленных при проверке операций с товарно-материальными ценностями. Самые частые ошибки в учете материальных ценностей

Цель аудиторской проверки материально-производственных за-пасов (МПЗ) — формирование обоснованного мнения о до-стоверности и полноте информации по выделенному сегменту, от-ражающему состояние материально-производственных запасов, и соответствии применяемой методологии их учета нормативным и законодательным актам. Для достижения поставленной цели ауди-тор должен определить основные направления проверки, чтобы с достаточной глубиной выполнить аудиторские процедуры, позво-ляющие ему высказать мнение о достоверности аудируемого пока-зателя в отчетности.

К наиболее существенным вопросам следует отнести: . состав материально-производственных запасов и условия их хранения;

  • периодичность инвентаризаций , качество их проведения;
  • правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств ;
  • порядок отражения в учете операций по поступлению, использова-нию МПЗ в производственном процессе и реализации;
  • соответствие отраженных на счетах операций выполненным действиям с МПЗ.

Раскрытие информации в рамках поставленных вопросов опи-рается на соответствующие источники, с помощью которых ауди-тор может получить ответ о предмете проверки.

Источники информации по данному объекту проверки включают:

  • нормативные документы по движению материальных ценностей, в том числе поступление, хранение и отпуск;
  • приказ по учетной политике;
  • первичные документы по оформлению операций с МПЗ;
  • бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета МПЗ;
  • финансовая (бухгалтерская) отчетность организации;
  • налоговые расчеты.

Подбирая информационную базу, аудитор должен установить, насколько многочисленны операции с МПЗ для данного предпри-ятия. Если объем таких операций значителен, то аудитору необхо-димо детально исследовать все аспекты, связанные с их движением.

Наиболее полно информация о методических аспектах учета МПЗ содержится в приказе об учетной политике, а именно:

  • установление границы между основными средствами и мате-риальными ценностями;
  • порядок учета приобретения (заготовления) МПЗ;
  • методы оценки МПЗ по их видам при списании.

Методы проверки МПЗ включают различные способы и приемы фактического и документального контроля , аналитические проце-дуры. При аудите данного объекта можно выделить следующие на-правления.

  1. Проведение обследования складского хозяйства и состояния складских помещений.
  2. Изучение организации материальной ответственности и от-четности материально ответственных лиц.
  3. Выявление порядка проведения инвентаризаций .
  4. Анализ состава МПЗ на отчетную дату и их движения.
  5. Проверку правильности оценки МПЗ.
  6. Изучение состояния и организации синтетического и анали-тического учета .

В результате выполнения данных процедур аудитор формирует мнение:

  1. об уровне внутреннего контроля за сохранностью МПЗ;
  2. полноте отражения — все ли МПЗ, принадлежащие пред-приятию, отражены в бухгалтерских записях и включены в бух-галтерскую отчетность;
  3. наличии в учете операций с МПЗ без достаточных на то ос-нований;
  4. соблюдении принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
  5. правильности отражения материальных ценностей на со-ответствующих счетах по результатам проведенной инвентариза-ции;
  6. правильности оценки МПЗ в учете и отчетности.

Следующим шагом аудита является проверка правильности отражения в учете движения материальных ценностей, т. е. при-ходно-расходных операций. Нарушение порядка оприходования и списания материалов приводит к их хищению , созданию излишков сырья, из которых может быть изготовлена неучтенная продукция и реализована без отражения операций в учете, с целью сокрытия до-ходов от налогообложения и присвоения полученных средств.

При проверке правильности оприходования материальных цен-ностей выявляется наличие или отсутствие неучтенных излишков путем сопоставления данных приходных ордеров с данными сопро-водительных документов поставщиков. Для этого используются счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и другие доку-менты.

Проверяя реальность операций, устанавливается наличие до-говоров о поставке материалов, правильность их составления, со-поставляются данные документов об оплате поставщикам с данны-ми документов на оприходование материальных ценностей.

Выясняется, нет ли материальных ценностей, принятых на от-ветственное хранение или в переработку в качестве давальческого сырья, которые должны учитываться отдельно от собственных про-изводственных запасов.

При ошибочном или умышленном завышении фактической се-бестоимости материалов искусственно увеличиваются затраты на производство готовой продукции, и снижается прибыль от ее про-дажи.

Для подтверждения обоснованного использования матери-альных ценностей как на производственные, так и другие цели, ау-дитору необходимо ознакомиться с особенностями технологи-ческого процесса и с порядком передачи (списания) МПЗ со склада.

Отпуск материалов и обоснованность их списания проверяется по данным соответствующих первичных документов (накладных, требований и накопительных ведомостей расхода материалов), со-поставляемым на основе расходных документов.

Правильность применяемых схем корреспонденции счетов по списанию МПЗ со склада устанавливается обычно выборочным ме-тодом, путем контроля записей в учетных регистрах по счетам 20, 25, 26, 91 и т. д., сопоставляя их с данными первичных расходных документов.

Организации в совокупности с материалами могут располагать товарами, предназначенными для продажи как в розницу, так и оп-том. Если за проверяемый период осуществлялись такие операции, то аудитор должен исследовать правильность принятия этих това-ров к учету по счету 41, расчет торговой наценки и порядок списа-ния, если товар продавался в розницу. Объектом документального и фактического контроля будут приходно-расходные документы (ак-ты о приемке товаров, товарные накладные, товарные отчеты, акты о порче товаров, списании товаров, журнал учета товаров на скла-де) и учетные регистры по счетам 41, 42, 50, 51, 90, 91, 68 и др.

Все операции по оприходованию и расходованию МПЗ клас-сифицируются на типичные и нетипичные. В зависимости от такой классификации методы проверки носят сплошной или выборочный характер.

При проверке операций по приобретению и продаже МПЗ зна-чительная часть этих операций должна быть проверена от общего к частному, т. е. от показателя в отчетности к первичному документу, а другая часть — от первичных документов к данным бухгалтер -ского учета. Путем сопоставления остатков, оборотов по счетам синтетического учета, субсчетам, аналитическим счетам достигает-ся подтверждение тождества синтетического и аналитического уче-та по материальным запасам.

Сверка тождественности синтетического и аналитического уче-та представлена на схеме.

Проведя необходимые процедуры проверки МПЗ, аудитор должен убедиться в том, что вся необходимая существенная ин-формация о материальных запасах раскрыта в финансовой (бух-галтерской) отчетности.

К такой информации, в частности, относятся данные:

  • о фактической себестоимости материальных ценностей, по-ступивших и списанных на нужды производства и другие цели;
  • принятых способах оценки материальных ценностей и после-довательности применения их в учетной политике за отчетный период;
  • переоценке (уценке, дооценке) материальных ценностей;
  • принятых на забалансовые учет МПЗ;
  • формировании и использовании резерва под снижение стои-мости МПЗ.

Проверка раскрытия существенной информации о МПЗ осу-ществляется аудитором путем изучения и анализа такой инфор-мации и ее сопоставления с полученными в ходе аудита доказа-тельствами.

Типичные ошибки и нарушения в учете МПЗ

На основе полученных в ходе исследований доказательств ау-дитор должен проанализировать все отклонения и замечания, со-бранные за время проверки, с целью выявления всех наруше-ний и несоответствий в методологии учета МПЗ нормативным актам .

Все нарушения должны быть систематизированы таким об-разом, чтобы определить их существенное влияние на достовер-ность аудируемого показателя, так как обнаруженные несоответ-ствия оказывают воздействие на принятие аудитором решения относительно достоверности статьи по МПЗ в бухгалтерской от-четности.

При анализе ошибок нужно исходить из того, каким видом деятельности занимается организация, каким объемом матери-альных ценностей располагает, насколько технологичен процесс изготовления продукции.

К наиболее типичным ошибкам и нарушениям, возникаю-щим при учете МПЗ, относят:

  • отсутствие заключенных договоров о материальной ответст-венности с работниками складов;
  • некорректное оформление первичных документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;
  • несоблюдение принятых в учетной политике способов списа-ния МПЗ на производство продукции;
  • несоответствие данных о МПЗ на складе данным бухгалтер -ского учета (излишки, недостача);
  • включение МПЗ в состав имущества организации без доста-точных оснований;
  • нарушение принципа исчисления фактической себестоимости, связанного с заготовлением МПЗ;
  • необоснованное списание материальных ценностей на потери;
  • несоответствие условиям договора порядка отражения переда-чи материалов в переработку на сторону;
  • наличие отрицательных переходящих остатков по видам мате-риальных ценностей («красное» сальдо);
  • непроведение или некачественное проведение инвентаризации ;
  • отсутствие аналитического учета движения МПЗ в бухгалте-рии;
  • неправильное отнесение материальных ценностей по направ-лениям затрат;
  • нерегулярная сверка данных по движению материальных цен-ностей на складах и в бухгалтерии ;
  • различные арифметические ошибки.

Обобщение результатов проверки. Рабочие документы аудитора

Завершая проверку, аудитор должен обобщить полученные результаты путем составления общего свода неоткорректирован- ных искажений, нарушений и установить их влияние на досто-верность аудируемого показателя, в частности МПЗ.

Все нарушения должны быть ранжированы относительно их существенности и несущественности и классифицированы по сте-пени приоритетности или значимости.

Выявленные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксиру-ются в рабочей документации аудитора.

Рабочие документы являются основой для подтверждения объ-ема и качества выполненной аудиторской проверки МПЗ и обосно-ванности сделанных выводов.

Наряду с общей необходимой информацией в рабочих доку-ментах детально фиксируются аудиторские процедуры и опреде-ляется количественное влияние обнаруженных ошибок и нару-шений на показатели отчетности.

В рабочих документах аудитора описывается ход выполнения плана и программы аудита и причины отклонений. Программа мо-жет быть сужена или расширена в зависимости от оценки системы внутреннего контроля материальных ценностей.

Основанием для подтверждения или неподтверждения до-стоверности исследуемого сегмента будут выводы по результатам проведенной проверки.

Рабочие документы аудитора аккумулируют следующую ин-формацию:

  • насколько требования о состоянии производственных складских помещений и условиях хранения МПЗ соответствуют уста-новленным нормам;
  • порядок приема, хранения, отпуска материальных ценностей на производство и другие цели;
  • порядок проведения инвентаризации , обобщение и отражение результатов сопоставления фактического наличия МПЗ с данными бухгалтерского учета ;
  • полноту отражения в учете обязательств по расчету с постав-щиками;
  • использование норм расхода сырья и материалов с целью вы-явления обоснованности сверхнормативных расходов;
  • соответствие фактического расхода материальных ценностей вы-ходу продукции;
  • результаты анализа качественных характеристик поступающих сырья, материалов, товаров, подтверждающих факты использо-вания некондиционных материальных ценностей, способствующих нарушению технологического режима и установленных норм (по необходимости);
  • санкционирование должным образом расходов на нужды про-изводства МПЗ и правильность отражения их в учете;
  • контрольный обмер фактически выполненных работ для уточ-нения количества списанных материальных ценностей;
  • соблюдение правил составления и оформления документов по движению МПЗ;
  • соответствие отражения операций в документах установленным правилам;
  • результаты встречной и взаимной проверки по поступившим и списанным МПЗ для подтверждения реальности выполненных операций с материальными ценностями;
  • соответствие записей в регистрах бухгалтерского учета данным первичных документов;
  • соответствие порядка формирования цен при приобретении ма-териальных ценностей и их оценки при списании на производство утвержденной учетной политике;
  • подтверждение тождественности показателя в бухгалтерской от-четности и Главной книге данным синтетического и аналити-ческого учета.

Фрагменты некоторых форм рабочих документов

Таблица 30

Классификация информационного обеспечения аудируемого сегмента __________________________ (МПЗ)___________________________

Хозяйственные

операции

3. искажение фактов списания ТМЦ.

Процедура 1.1 Проверка достоверности (полноты и точности) фатов списания ТМЦ в производство.

На данном этапе необходимо убедиться в том, что при списании ТМЦ в производство подсчёт количественных показателей проводится с достаточной степенью точности и подсчёту подвергаются все без исключения ТМЦ, списываемые в производство. Процедура проводится с помощью методов наблюдения и пересчёта.

Необходимо выяснить, какие способы, приёмы и технические средства используются на предприятии при измерении ТМЦ, оценить состояние весового хозяйства и измерительных приборов, в том числе проверить, как часто должны проверяться приборы и когда проверка проводилась в последний раз.

На складе Тверского управления инкассации в весовом хозяйстве нет необходимости. Подсчёт количественных показателей производится с достаточной степенью точности.

Процедура 1.2 Проверка оперативности регистрации фактов списания ТМЦ на носителях информации. При проведении этой процедуры следует выяснить, всегда ли данные о совершении хозяйственной операции фиксируются либо на носителе в момент совершения операции, либо сразу после её окончания. Получить такую информацию возможно, только используя устный опрос получателей товарно-материальных ценностей.

Задавая такой вопрос о том, каким образом (заполнение бланков вручную, создание документа с помощью вычислительной техники и проч.) и когда происходит фиксация факта отпуска материалов в производство можно составить определённое мнение об уровне оперативности фиксации факта и о том, какова вероятность того, что такой уровень оперативности на данной стадии учётного процесса присутствует всегда.

При опросе было выявлено, что регистрация фактов списания происходит не своевременно, т.е. бывают случаи регистрации фактов списания через день, после списания, поэтому существует возможность упущения регистрации какого-либо факта.

Процедура 1.3. Проверка законности первичной учетной документации (ПУД), оформляющей списание ТМЦ в производство.

Проведение этой процедуры обязательно, цель её – получение достаточных доказательств того, что весь массив ПУД по списанию ТМЦ в производство имеет юридическую силу. В ходе проведения процедуры используются следующие источники информации:

Требования-накладные (№М-11)

Карточки учёта материалов

Приказы об утверждении лиц, имеющих право подписи первичных документов.

К проверке документации, оформляющей операции, по которым обнаружены расхождения, следует подойти с особой тщательностью. Выявленные ошибки и нарушения в оформлении первичной документации по этим операциям следует свести в табл. 3.1.

Табл. 3.1 Проверка законности ПУД по списанию ТМЦ в производство

№ п/п Позиция ТМЦ, по которой обнаружены расхождения Наличие ПУД по этой операции Объяснения отвеств. работников Выводы аудитора
нет есть Наличие необходимых реквизитов*
Наименование документа Код формы Дата составления Содержание хоз. операции Измерители хоз. операции Наименование должностей Личные подписи
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 Пломбир + - - - - - - - - - -
2 Куртка зимняя чёрная М-17 от 05.12.04 + + + + + - -

По результатам проведения процедуры необходимо выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данной операции и, выявив нарушения, отобрать их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет, либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена при проверке бухгалтерского учёта данного раздела. Особенно следует обратить внимание на документы, в которых отсутствуют или исправлены следующие реквизиты:

Наименование структурного подразделения-получателя;

Наименование вида деятельности (вида работ), для которого затребованы ТМЦ;

Количество затребованных и особенно отпущенных ТМЦ;

Личные подписи участников операции.

Кроме того, на данном этапе можно также отдельно отмечать документы, на которых отсутствует котировка бухгалтера, чтобы затем учесть эту информацию при проверке правильности оценки ТМЦ, списываемых в производство.

При проведении данной процедуры было выявлено отсутствие необходимых реквизитов в карточке ф.№ М-17 от 05.12.2004г.

Процедура 1.4. Проверка соблюдения графика документооборота

Цель процедуры – установить наличие или отсутствие графика документооборота по операциям списания ТМЦ в производство, на все ли первичные документы он составлен, а также работает ли этот график в действительности, поскольку правильное составление графика и его соблюдение способствует усилению контрольных функций бухгалтерского учёта и обеспечивают своевременность составления отчётности.

По операциям, оформляемым документами, графики оборота которых не прописаны или прописаны формально, есть риск того, что:

Некоторые первичные документы могут отсутствовать;

Некоторые первичные документы могут быть утеряны:

Некоторые первичные документы будут приняты к учёту (т.е. проверены и обработаны) несвоевременно;

В некоторых документах будут содержаться приписки и прочие злоупотребления (ибо отсутствие контроля способствует подобным ситуациям).

Исходя из этого на документацию, на которую нет графиков документооборота или имеющиеся графики реально не работают, при проведении следующей процедуры аудитор должен обратить особое внимание.

В управлении инкассации наблюдается отсутствие графика документооборота.

Процедура 1.5. Проверка полноты и точности регистрации документа в учётных регистрах

Цель проведения процедуры – получить достаточные доказательства того, что при принятии к учёту соблюдены шесть следующих основных принципов.

1. Было достаточно оснований для регистрации документа.

2. Все документы по оформлению проверяемых операций зарегистрированы полностью.

3. Все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции и все данные полностью перенесены в систему учёта.

4. Все документы зарегистрированы своевременно.

5. Все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учётных регистрах.

6. Документ принят к учёту единожды.

Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна проводиться с учетом результатов предшествующих процедур. Особо внимательно следует подойти к:

Документам на которые не составлены графики документооборота (процедура 1.4)

Операциям, где первичные документы отсутствуют либо в первичных документах отсутствуют определённые реквизиты (процедура 1.3);

Операциям, где вероятен риск несвоевременной регистрации оперативного факта на носителе (процедура 1.2);

Документам, которые отражают неправомерное списание ТМЦ в производство (процедура 1.1)

Информацию о том, каким образом все эти документы приняты к учёту, следует свести в табл. 3.2 К примеру:

№ п/п Наименование хоз. операци, дата, основные характеристики операции Наличие оправдательного документа Регистрация в учётном регистре Отклонения, выводы, замечания аудитора
В каком регистре надлежит отражать операцию В каком регистре операция фактически отражена Дата регистрации документа в учётном регистре Соответствие данных учётного регистра данным первичного документа
1. Поступили канцтовары на склад Ав. отчёт № 74 от 12.04.2004 Книга регистрации авансовых отчётов 22.05.2004 полное соответствие не своевременная регистрация авансового отчёта в учётном регистре

В результате заполнения данной таблицы сгруппируется информация обо всех отклонениях между фактически совершённой операцией, первичным документом, её отражающим, и учётной записью, произведённой в конкретном учётном регистре.

Процедура 1.6. Проверка регистрации хранения документов и организации доступа к ПУД.

Цель процедуры – установить соблюдение на предприятии правил хранения документации в процессе текущей деятельности и правил хранения документов в архиве. Если на предприятии нет чётко установленного порядка хранения документации в период исполненных документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве, то присутствует большой риск возможности несанкционированного доступа к ПУД. Это в свою очередь может привести как к утере документов, так и различного рода злоупотреблениям с первичной учётной документацией (припискам, исправлениям, уничтожению или подлогу документов).

Применительно к операциям списания ТМЦ в производство соблюдение правил хранения и ограничения доступа к ПУД приобретает очень важное значение вследствие того, что вся первичная документация по списанию ТМЦ создаётся внутри предприятия и осуществить замену документа в условиях бесконтрольности чрезвычайно легко.

Все организации обязаны хранить первичную учетную документацию не менее 5 лет (п.98 Положения по ведению бухгалтерского учёта). Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры.

В управлении инкассации установлен порядок хранения документов и организован доступ к ПУД.

§3.4. Типичные ошибки и нарушения в системе организации первичного учёта, рекомендации по их устранению.

При проведении аудита первичного учёта отпуска материалов в производство, а также при изучении аудиторского заключения, написанного для областного управления инкассации аудиторской фирмой были выявлены и сгруппированы ошибки и нарушения в системе организации первичного учёта. Далее приведены эти ошибки и приведены рекомендации по их устранению.

Ошибки и нарушения при сборе и регистрации оперативных фактов, подлежащих первичному учёту.

2. Несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации. Данные ошибки могут повлечь за собой значительные налоговые последствия в случае, когда операция, отражённая первичным документом не вовремя, относится к прошлым отчётным периодам. Почти всегда в подобных случаях приходиться корректировать бухгалтерскую и налоговую отчётность, а иногда, во избежание санкций, и уплачивать пени (в случае, если такая ошибка повлекла за собой недоначисление в соответствующем периоде каких-либо налогов). Так, в управлении инкассации регистрация авансового отчёта №5 от 8 февраля 2005 года произошла только20 февраля 2005 года.

Рекомендации по исправлению ошибок. Эта группа ошибок не может быть исправлена «незаметно», за исключением случаев, когда она обнаружена до окончания отчётного периода и есть возможность «задним числом» оформить нужный документ. В данном случае на предприятии удалось избежать корректировки отчётности. В случае же корректировки отчётности или отражения операции в следующих отчётных периодах необходимо приложить к первичному документу бухгалтерскую справку с объяснением причины нарушения сроков регистрации оперативного факта.

Ошибки и нарушения при оформлении первичной учётной документации.

3. Отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу. Отсутствие некоторых реквизитов (наименование документа, код формы, наименование должностей) не влечёт за собой каких-либо серьёзных последствий. Отсутствие любого из остальных обязательных реквизитов может привести к разногласиям с налоговыми органами и иными заинтересованными лицами.

Как было сказано, в карточке учёта материалов от 05.12.2004г. нет наличия необходимых реквизитов. При просмотре других документов, выяснилось, что в Управлении инкассации очень большое число документов, с отсутствующими реквизитами, к примеру: авансовый отчёт от 01.08.04г. №55 или РКО №1303 от 0.10.04г. не содержит корреспондирующий счёт и многие другие подобные ошибки. Рекомендации по исправлению данной ошибки: если есть возможность переоформить документ в рамках отчётного периода, то следует ею воспользоваться. В противном случае необходимо обеспечить (если необходимо – путём дооформления документа) наличие всех обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством, а именно Федеральным законом от 21.11.96г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте).

4. Нарушения, допущенные при оформлении первичного документа. Заполнение документа средствами, которые не могут обеспечить его долговременное хранение, а также невыполнение формальных процедур при исправлении документов могут привести к разногласиям с налоговыми органами по поводу содержания документа, кто и что имел в виду, подписывая этот, и какая именно операция была совершена. Так, в РКО № 1398 от 06.11.02. сумма была указана неразборчиво, а в РКО № 839 от 02.10.03. подпись кассира не соответствовала его фамилии. Рекомендации по устранению ошибок: Как и в предыдущих случаях следует либо переоформить документ (при наличии такой возможности), либо внести в него исправления. При внесении исправлений следует учесть, что в кассовых и банковских документах исправления не допускаются. Во все остальные документы исправления могут вноситься только по согласованию с лицами, составившими и подписавшими данный документ, что должно быть подтверждено их подписями с указанием даты внесения исправлений.

Ошибки и нарушения в организации работы с документацией.

5. Отсутствие графиков документооборота. Отсутствие таких графиков само по себе не влечёт каких-либо нежелательных последствий в виде штрафов и разного рода взысканий, однако бесконтрольность в сфере документопотоков может привести к большому числу нарушений, которые в свою очередь могут повлечь негативные последствия.

В Управлении такого графика нет, но следует составить нужные графики документооборота во избежание ошибок, связанные с отсутствием графиков (утеря документов, отсутствие нужных документов, несвоевременная регистрация документации, различные злоупотребления с документами).

6. Ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документов в учётные регистры). Эта группа ошибок относится, как правило, к техническим ошибкам (очень редко – намеренное искажение данных). Для организаций, где система внутреннего контроля работает эффективно, данный вид ошибок очень редкий. В Тверском областном управлении такие ошибки встречались в 2000 году во время работы практиканта. Эти ошибки были во время замечены и исправлены. Рекомендации по устранению. Если ошибки всё же будут иметь место, то их устранение производится путём внесения исправлений в учётные регистры с составлением бухгалтерских справок. В ряде случаев потребуется внести исправления в отчётность (если ошибки были обнаружены в следующих отчётных периодах)

7. Несвоевременная регистрация документа в учётном регистре (либо отсутствие данных в учётном регистре по отдельным первичным документам.). Как правило, на предприятии такие ошибки исправляются самостоятельно, аудитору следует лишь проверить, внесены ли исправления в отчётность прошлых периодов и удостовериться в правильности расчёта пеней по внесенным исправлениям (если ошибка повлекла недоначисление каких-либо налогов).

8. Нарушения сроков хранения документации в архиве. Данный вид ошибок может привести к серьёзным затруднениям в работе проверяющих органов, если при проверке за определённый период какие-либо документы не будут обнаружены. В этом случае предприятию грозит штраф за нарушение правил учёта доходов и расходов, а также начисление налогов исходя из обычного уровня доходов предприятия. В управлении инкассации данный вид ошибок был распространен пока предприятие не обратилось за услугами в аудиторскую компанию.

9. Уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению. Предприятие уничтожает без акта документацию с истёкшим роком хранения, поэтому негативных последствий это не несёт, но в противном случае последствия будут те же, что и в предыдущем случае.

10. Нарушения при оформлении дел с первичной учётной документацией (касается кассовых и банковских документов). При несоблюдении необходимых условий оформления подобных документов велика вероятность утери и злоупотреблений. Кроме того, существует возможность привлечения предприятия и должностных лиц к ответственности за несоблюдение порядка ведения кассовых операций. Рекомендации по исправлению. При возможности следует указанную первичную документацию оформить в соответствии с требованиями нормативных актов (переплести, подобрать в хронологическом порядке и т.д.).

§3.5 Пути совершенствования первичного учёта.

Рассмотрев наиболее типичные ошибки и нарушения, свойственные плохо организованной системе первичного учёта можно прийти к выводу, что у предприятия существует потребность в конструктивных предложениях по совершенствованию систем учёта и внутреннего контроля Управления. В данной части будут даны отдельные рекомендации по совершенствованию (повышению эффективности) системы первичного учёта и по оптимизации системы внутреннего контроля в разрезе подсистем, входящих в систему организации первичного учёта. Следует заметить, что самым эффективным способом решения данной проблемы является комплексная автоматизация предприятия во всех направлениях: делопроизводство, кадры, производственный и бухгалтерский учёт и т.д. В этом случае все бизнес процессы (и учётные в том числе) на стадии постановки технического задания на внедрение автоматизированной системы и на стадии собственного внедрения неизбежно будут формализованы, унифицированы и стандартизированы, что качественно повысит уровень организации первичного учёта.

Однако, в управлении инкассации нет возможности, да и наблюдается отсутствие понимания полезности проводить комплексную автоматизацию, поэтому ниже приведены общие рекомендации организационного характера.

Сбор и регистрация оперативных фактов, подлежащих первичному учёту. Во избежание ошибок и нарушений, свойственных данной подсистеме, в Управлении целесообразно давать детальные инструкции конкретным исполнителям (в виде должностных инструкций, выписок из графиков документооборота и проч.) о порядке и сроках регистрации данных на носителе. Целесообразно использовать систему поощрений и наказаний за надлежащее исполнение исполнителями своих обязанностей. Контрольные мероприятия (ревизии, сверки, инвентаризации и проч.) также снижают риск неэффективной системы сбора и регистрации оперативного факта.

Массив первичной учётной документации. Совершенствование данной подсистемы подразумевает достижение следующей цели: все документы, подтверждающие совершение хозяйственной операции, должны иметь юридическую силу. Требования к оформлению документов и способы их реализации рассматривались ранее. Среди мероприятий, способствующих повышению эффективности этой подсистемы, следует выделить следующие. В первую очередь – использование на всех участках учёта унифицированных форм документации. Кроме того:

Создание графиков документооборота и доведение до исполнителей их функций при создании и проверке первичного документа;

Издание распорядительной документации по определению круга лиц, отвечающих за совершение той или иной хозяйственной операции и имеющих право подписи первичных документов;

Контроль со стороны работников бухгалтерии за правильностью оформления первичной документации (вменение в обязанность бухгалтера, производящего обработку документа, этой функции через должностные инструкции и установление ответственности за её несоблюдение);

Проверка службами внутреннего контроля соблюдения требований законодательства в части оформления документации.

Организация работы с документацией. Как и во всех других подсистемах, создание графиков документооборота и доведение их до исполнителей – существенный шаг в плане оптимизации системы организации работы с документами.

Большое количество нарушений в работе с документами, полученными от других предприятий, требует осуществления ряда мероприятий по их предотвращению. В частности, службам, ответственным за совершение хозяйственных операций с другими предприятиями, необходимо давать чёткие инструкции на то, какой должна быть документация, принимаемая ими от других организаций. Это можно сделать, издав распоряжение главного бухгалтера для каждого подразделения организации, сотрудничающего со сторонними фирмами либо имеющего дело с поступающими документами, в котором должны быть прописаны:

Комплектность документации (правильность оформления документов);

Сроки предоставления документации;

Ответственность за несвоевременное или неполное представление первичной документации.

На стадии регистрации документов в учётных регистрах во избежание ошибок и нарушений целесообразно использовать метод «служебных записок» - своего рода инструктивный материал для конкретной бухгалтерской службы, описывающей порядок бухгалтерской обработки того или иного документа. В служебной записке должно быть определено:

Какой оперативный факт отражает тот или иной обрабатываемый первичный документ;

Какая информация должна содержаться в правильно заполненном документе;

Какую бухгалтерскую проводку, в каком учёном регистре и в какой срок следует выполнить на основании этого документа.

Кроме того, риск неполного отражения документов в учётных регистрах снижают сквозная нумерация (предпочтительнее предварительная или автоматическая) и централизованная регистрация поступающих документов.

В плане организации хранения документов целесообразно использование графиков документооборота и должностных инструкций, а также повышение статуса архивной службы при организации работы с переданными в архив документами (путём издания соответствующих положений об организации архивной службы на предприятии).

При использовании документов в текущей работе руководству Управления следует обеспечить правильную организацию доступа к первичным документам. Поскольку на предприятии существует автоматизированная система обработки данных, то правильный доступ к данным будет через систему паролей.

Среда функционирования СОПУ. Среда, в которой работает СОПУ, - фактор объективный, однако у предприятия есть реальные возможности усовершенствовать некоторые внутренние факторы, воздействующие на организацию СОПУ. Для этого усовершенствование СОПУ должно быть призвано проблемой, требующей решения. Руководство может реально повлиять на оптимизацию СОПУ через построение автоматизированной системы учёта (в том числе первичного). Полностью автоматизированная система первичного учёта практически устраняет риск таких элементов СОПУ, как создание документа, его первичная обработка и регистрация в учётном регистре.

В результате проведения аудита первичного учёта в управлении инкассации можно сделать следующие выводы:

1. Разработку плана и программы проверки целесообразно предварять составлением рабочего документа, в котором сводится и обобщается вся ранее собранная информация о состоянии СОПУ по разделам учёта и окончательно определяются объёмы аудиторской выборки по каждому из обозначенных разделов учёта.

Проведения самого анализа. 3.2 Анализ структуры и динамики расходов на реализацию товаров Проведем анализ расходов на реализацию товаров Столбцовского райпо. Расходы анализируемой организации характеризуются следующими данными (таблица 3.1) Таблица 3.1 Информация об издержках обращения розничной торговли Столбцовского райпо за 2002/2003 гг. Показатели Годы. Отклонение (+; -) Темп...

Отставания неоперационных доходов, который составил 0,86 %.Свидетельствует о том, что неоперационные расходы значительно превышают неоперационные доходы. Руководству банка следует обратить внимание на эту статью и исправить положение.3. Опредиление направлений совершенствования формирования Национального Банка Украины. В 1998 г. произошли события, приведшие страну к кризису банковской...

В электронную таблицу по заранее настроенным формам. Предусматривается также возможность импорта данных из различных бухгалтерских программ. В дипломной работе проведение анализа товарных ресурсов организации выполнено с применением Microsoft Excel для Windows. В приложении Ж и И представлена динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Белхозторг» за...

А.Ф. Звороно,
генеральный директор аудиторской компании “Ролловер”

И.Г. Звороно,
главный аудитор аудиторской компании “Ролловер”

В ходе аудиторских проверок вскрывается много нарушений в осуществлении операций с товарно-материальными ценностями (ТМЦ). По нашему мнению, это вызвано тем, что бухгалтерские службы предприятий не всегда учитывают ряд ключевых моментов.

Во-первых, зачастую не используется классификация производственных запасов по группам: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы, топливо, тара, запчасти. По этой причине все ТМЦ отражаются на счете 10 “Материалы”, что не позволяет организовать синтетический и аналитический учет с выделением субсчетов в соответствии с рекомендациями Плана счетов.

Во-вторых, полностью или частично не применяются действующие формы первичной учетной документации ТМЦ:

Приходные ордера - ф. № М-4;

Акт о приеме материалов - ф. № М-7;

Лимитно-заборные карты - ф. № М_8, М-9;

Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение материалов) - ф. № М_11;

Карточки складского учета материалов - ф. № М-12;

Доверенность - ф. № М-2 и М-2*.

В-третьих, не полностью заполняются реквизиты в вышеназванных документах:

В лимитно-заборных картах не проставляется лимит, цена, остаток лимита, отсутствуют подписи кладовщика или получателя цеха;

В актах на списание инструментов нет даты составления, причины списания, подписей членов комиссии;

На накладных требованиях отсутствует цена, сумма ТМЦ и т.д.

Все эти недочеты существенно снижают достоверность первичных документов, а также не способствуют обеспечению должного контроля за использованием материалов в производстве.

Во время проверок мы часто констатируем отсутствие:

Договоров, заключенных с материально-ответственными лицами за приемку и отпуск, а также сохранность вверенных им ТМЦ;

Специального перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на отпуск и вывоз ТМЦ;

Номенклатуры-ценника по каждому наименованию, сорту, размеру материалов;

Положения о документообороте.

В процессе исследования учетной политики предприятия аудиторы сталкиваются со случаями, когда принципы, заложенные в учетной политике, не соблюдаются, что приводит к искажению себестоимости продукции и, следовательно, прибыли предприятия.

А. В соответствии с учетной политикой оприходование товарно-материальных ценностей производится по фактической себестоимости, включая расходы на транспортировку, хранение, доставку, комиссионное вознаграждение и другое.

При проверке обнаруживается, что ТМЦ приходуются исходя из цен, указанных поставщиком в сопроводительных документах, без включения транспортно-заготовительных расходов и других затрат.

Б. В учетной политике избран метод списания материалов в производство по средней себестоимости.

При проверке выявляется, что в учете применяется способ списания по цене приобретения. Это несоответствие возникает из-за несоблюдения метода учета “по средней себестоимости”. Для использования этого метода на предприятии должна быть разработана и утверждена методика формирования средней цены.

В. Учетная политика определяет использование плановых или договорных цен материалов.

При проверках мы часто встречаемся со случаями, когда вышеназванные цены необоснованно включают расходы на содержание складских служб, отделов сбыта, снабжения.

При списании материалов в производство также имеет место большое количество нарушений:

Отсутствует расчет потребности материалов на основе норм по расходу материалов, в связи с чем трудно проконтролировать их перерасход;

Материалы по складу не приходуются, а сразу списываются в расход на производство;

Имеют место исправления, не подтвержденные подписью материально-ответственных лиц.

Сопоставив данные плановых калькуляций с данными отпущенных в производство товарно-материальных ценностей, аудиторы устанавливают факты списания на себестоимость затрат материалов, которые не используются цехами основного производства, а также факты замены одного материала другим без выписки специального акта-требования. Замена может свидетельствовать о перерасходе; в этом случае руководитель предприятия должен установить его причины и виновника. Дополнительный отпуск материалов, а также замена производятся только с разрешения руководителя предприятия или главного инженера, так как это сопряжено с изменением технологии, расходов на оплату труда и др.

Наиболее распространенной ошибкой в настоящее время являются случаи, когда материально-ответственные лица, за которыми числятся в подотчете остатки материальных ценностей, не представляют ежемесячно материальные отчеты. Это, в свою очередь, приводит к тому, что работники бухгалтерий списывают полностью на затраты переданные в производство материалы по мере их отпуска со склада, а не по факту расхода.

Материально-ответственные лица обязаны составлять месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и сдавать их в бухгалтерию. Именно тогда бухгалтерские службы получат необходимые данные об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, по нормативу и фактическому расходу, остатках на конец месяца.

Если не составляется материальный отчет на не использованные в производстве материалы, это означает, что необходимо провести инвентаризацию остатков. Но вся проблема заключается в том, что инвентаризации зачастую проводятся самими материально-ответственными лицами цехов, что не соответствует требованиям действующих нормативных документов.

В таких случаях аудиторы производят контрольный расчет расхода материалов на выпуск оприходованной готовой продукции. Данные этих расчетов сопоставляются с результатами инвентаризаций. И практически во всех случаях выявляются отклонения (недостача, излишек).

Например, деталь №15 (шт.).

Январь 1997 г.

Февраль 1997 г.

Март 1997 г.

Остаток на начало месяца

Получено со склада

Выпуск продукции

Неисправимый брак

Остаток по данным расчета

Фактический остаток

Недостача

Во избежание вышеописанной ситуации необходимо соблюдать общепринятые принципы, отраженные в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.

Согласно п. 2.2 и 2.6 этих Методических указаний для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Инвентаризационная комиссия может состоять из представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

Основная ошибка - несоблюдение требований п. 46 Положения о бухгалтерском учете и отчетности от 26.12.94 № 170.

В нарушение указанного пункта МБП стоимостью менее 1/20 установленного лимита за единицу отражаются в корреспонденции:

Д-т 12/МБП в эксплуатации

К_т 12/МБП в запасе,

т.е. МБП продолжают числиться на балансе.

МБП стоимостью более 1/20 установленного лимита за единицу отражаются в корреспонденции:

Д-т 25/Общепроизводственные расходы

К-т 12/МБП в запасе,

т.е. списываются напрямую на общепроизводственные расходы и на счете 12 не числятся.

Такой учет не обеспечивает надлежащий контроль за сохранностью материальных ценностей.

Некоторые работники бухгалтерий, не всегда четко представляя смысл п. 45 Положения о бухгалтерском учете и отчетности от 26.12.94 № 170, могут списывать МБП по мере отпуска их в производство или эксплуатацию и отражать эту операцию следующим образом:

Д-т 13/износ МБП

К-т 12/МБП в эксплуатации.

Такая проводка возможна лишь в случае, если оформлен акт на списание пришедших в негодность МБП. Акт должен быть утвержден постоянно действующей комиссией.

Бухгалтерский учет в учреждениях, финансовых органах и органах, осуществляющих кассовое обслуживание бюджета, ведется в соответствии с БК РФ, Законом о бухгалтерском учете , Инструкцией № 157н , а также положениями инструкции, устанавливающей методологию учета в учреждении определенного типа. Например, казенные учреждения в своей работе используют Инструкцию № 162н , бюджетные учреждения - Инструкцию № 174н , автономные - Инструкцию № 183н . При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства контрольно-ревизионные органы обращают внимание в том числе на правильность ведения проверяемым учреждением бухгалтерского учета. В статье приведен анализ нарушений общих правил бухучета, отраженных в актах проверок.

Несоблюдение государственными (муниципальными) учреждениями положений Закона о бухгалтерском учете

Закон о бухгалтерском учете предусматривает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета (ст. 1 указанного закона). Положения названного закона применяются государственными (муниципальными) учреждениями. Как показывают результаты проверок, учреждения допускают следующие нарушения этого закона при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

Непроведение или проведение не в полном объеме годовой инвентаризации . Активы и обязательства подлежат инвентаризации с целью выявления фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 1 , 2 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете ). Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих ей, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете ).

Пункт 20 Инструкции № 157н до вступления в силу Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н (то есть до 16.11.2014) звучал следующим образом: инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств должна проводиться учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином. Начиная с 16.11.2014 положения этого пункта звучат так: инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке, исходя из положений законодательства РФ.

Случаи обязательного проведения инвентаризации перечислены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств . В частности, ее обязательное проведение необходимо перед составлением годовой отчетности, кроме как в отношении имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 01.10 отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере, и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

Периодичность проведения инвентаризации, установленная в учетной политике, не должна быть меньше указанной в упомянутых Методических указаниях.

Непроведение инвентаризации в сроки, определенные в п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств , является нарушением п . 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете .

Отражение хозяйственных операций без оправдательных документов. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (), который формируется субъектом учета в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции (п. 9 Инструкции № 157н ). В случае, когда проверка выявляет наличие бухгалтерской записи, отраженной в регистре бухгалтерского учета, а документ, служащий основанием для совершения такой записи, отсутствует, данная ситуация фиксируется в акте проверки как нарушение ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 9 Инструкции № 157н.

Напомним, что по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, иным регистрам бухгалтерского учета, подбираются по хронологии и сброшюровываются (п. 11 Инструкции № 157н ). Отсутствие оправдательных документов квалифицируется проверяющими как нарушение ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 9 Инструкции № 157н.

Документальное оформление операций по перемещению и списанию продуктов питания в образовательных учреждениях обычно вызывает интерес у бухгалтеров. В связи с этим предлагаем рассмотреть ситуацию, сложившуюся у одного учреждения, в отношении которого проводилась проверка, более подробно. Было установлено, что в некоторых случаях у учреждения отсутствуют документы, подтверждающие списание продуктов питания.

Организация питания в проверяемом учреждении производится на основании:

  • собственного положения об организации питания обучающихся, разработанного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
  • Приказа Минздрава РФ № 213н и Минобрнауки РФ № 178 от 11.03.2012 ;
  • методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утвержденных приказом директора учреждения.
Далее приведем выдержку из акта проверки учреждения образования.
Приказом директора учреждения назначены лица, ответственные за организацию питания учащихся. Стоимость одного дня питания воспитанников интернатных учреждений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, доведена письмами учредителя. В соответствии с пп. 6.4, 6.5, 6.11, 6.22 требований СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, в учреждении разработано примерное 10-дневное меню, которое подписано директором и согласовано с руководителем ТУ ФС Роспотребнадзора. В учреждении составлены технологические карты на блюда из этого меню на основании:
  • СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;
  • СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;
  • СанПиН 2.3.2.1940-05 «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Организация детского питания».
Движение продуктов питания на складе отражается в книге складского учета материалов. Выдача продуктов со склада осуществляется согласно меню-требованиям на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) и требованиям-накладным (ф. 0315006). Бухгалтерия учреждения ежемесячно составляет накопительную ведомость (ф. 0504038) по расходу продуктов питания и производит сверку с данными по расходу на складе у материально ответственного лица. Книга складского учета пронумерована, прошнурована, скреплена печатью, заверена подписями директора и главного бухгалтера. Сверка остатков продуктов питания на складе на конец месяца заверена подписью бухгалтера в книге складского учета. Проверка правильности списания продуктов питания со склада выявила, что со склада по требованиям-накладным (ф. 0315006) были отпущены продукты питания, стоимость которых сразу была отнесена на расходы учреждения (счет 4 401 20 272). Такие продукты, как йогурт, сок, конфеты, которые отпускались в соответствии с законом субъекта РФ, выдавались по ведомостям выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) под подпись. Ведомости имеются не на все дни, то есть документальное подтверждение некоторых расходных операций отсутствует.

Из Приказа Минфина РФ № 173н следует, что ведомость (ф. 0504210) служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов, объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно за единицу.

В свою очередь, требование-накладная (ф. 0315006) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами (Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»).

В сложившейся ситуации учреждение допустило следующие нарушения:

  • списания объектов материальных ценностей по документам, на основании которых такие операции не производятся;
  • отсутствие документального подтверждения некоторых расходных операций ведомостями выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) по соответствующим операциям.

Еще хотим обратить внимание читателей, что в качестве нарушения норм ст. 9 Закона о бухгалтерском учете проверяющие квалифицируют:

  • несвоевременное принятие к бухгалтерскому учету первичных документов (например, счета-фактуры и товарной накладной за поставку ГСМ, датированных февралем, а к учету принятых в марте);
  • неотражение в журнале расчетов с поставщиками и подрядчиками услуг по договорам гражданско-правового характера, заключенным с физическими лицами, подтверждающим принятие денежных обязательств перед подрядчиками (исполнителями).
Составление документов не по унифицированной форме при ее наличии. На практике встречаются случаи, когда органы исполнительной власти, выполняющие функции учредителя, для своих подведомственных учреждений разрабатывают и утверждают подведомственные акты, которые содержат формы документов, применяющихся при отражении отдельных операций финансово-хозяйственной деятельности, установленных данным приказом. Формы документов, приведенные в ведомственных приказах, не всегда соответствуют унифицированным формам документов, приведенным в Приказе Минфина РФ № 173н. Поскольку учреждение действует на основании приказа (распоряжения) вышестоящего учреждения, такое расхождение в применении норм документов не отражается в актах проверки.

Применение государственным (муниципальным) учреждением при отражении операций финансово-хозяйственной деятельности форм, отличающихся по своему содержанию от предусмотренных Приказом Минфина РФ № 173н, является нарушением ст. 9 Закона о бухгалтерском учете .

Для справки

Удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом Минфина РФ № 173н, не допускается. Форматы регистров бухгалтерского учета носят рекомендательный характер и при необходимости могут быть изменены. Данные положения содержатся в Методических указаниях, утвержденных названным приказом.

Наличие исправлений в первичных учетных документах, в которых исправления не допускаются. Согласно п. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете в первичном учетном документе возможны исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами и которые содержат исправления, не допускается (п. 10 Инструкции № 157н ). Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, если исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с проставлением надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений. Таким образом, принятие к учету кассовых документов с исправлениями является нарушением п. 10 Инструкции № 157н .

Отсутствие внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни государственного (муниципального) учреждения. Статьей 19 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Порядок организации и обеспечения субъектом учета внутреннего финансового контроля за хозяйственными операциями является одним из разделов учетной политики учреждения (п. 6 Инструкции № 157н ). Получается, что в учреждении должно быть разработано положение о порядке проведения внутреннего контроля. Мероприятия, осуществляемые в соответствии с этим положением, должны быть документально зафиксированы, чтобы доказать проверяющим соблюдение требований ст. 19 Закона о контрактной системе .

Несоблюдение отдельных положений Инструкции № 157н

Инструкция № 157н содержит общие правила бухгалтерского учета для всех типов государственных (муниципальных) учреждений. Выполнение требований данного документа обязательно для казенных, бюджетных и автономных учреждений. К нарушениям положений названной инструкции относятся следующие нарушения.

Неверное формирование первоначальной стоимости основного средства. Пунктом 23 Инструкции № 157н определены суммы, включающиеся в первоначальную стоимостью объектов нефинансовых активов. По нормам указанного пункта первоначальная стоимость объекта основного средства - это сумма фактических вложений в его приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). Если учреждение при формировании первоначальной стоимости основного средства не учтет расходы на его доставку, то данный факт станет нарушением норм п. 23 Инструкции № 157н .

Отнесение расходов по оказанию работ, услуг на счет 401 20 «Расходы текущего финансового года» вместо счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Согласно п. 134 Инструкции № 157н для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг применяется счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Учет расходов, формирующих себестоимость, ведется на этом счете в разрезе прямых, накладных и общехозяйственных расходов. В силу инструкцией № 157н использование данного счета не зависит от типа учреждения и вида деятельности. Названный счет обязательно должен использоваться, если государственное (муниципальное) учреждение оказывает какие-либо услуги - как в рамках приносящей доход деятельности, так и в рамках деятельности, финансируемой из бюджета бюджетной системы РФ.

Однако следует учесть, что в соответствии с п. 153 Инструкции № 174н , п. 181 Инструкции № 183н на счет 0 401 20 000 могут быть отнесены:

  • расходы, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии на иные цели (пожертвования, гранты);
  • затраты учреждения, которые не формируют себестоимость работ, услуг (готовой продукции), оказываемых учреждением в рамках выполнения задания учредителя;
  • общехозяйственные расходы в части не распределяемых на себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) на финансовый результат текущего финансового года;
  • затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного учредителем за бюджетным (автономным) учреждением или приобретенного бюджетным (автономным) учреждением за счет средств, выделенных ему для этого учредителем.
Применение разных способов списания материальных запасов в течение одного финансового года. В силу п. 108 Инструкции № 157н выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при их выбытии по группе (виду) осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Применение в течение финансового года двух способов выбытия материальных запасов недопустимо и является нарушением вышеназванного пункта Инструкции № 157н.

Принятие на учет объектов основных средств, не прошедших государственную регистрацию. В нарушение п. 36 Инструкции № 157н , а также норм п. 1 ст. 4 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» учреждение не провело государственную регистрацию права оперативного управления на недвижимое имущество, хотя само имущество было принято к учету. Из положений п. 36 Инструкции № 157н следует, что принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права.

Объяснение отсутствия государственной регистрации прав на недвижимое имущество тем, что оформление земельного участка и государственная регистрация объектов недвижимости не возложены на конкретного работника учреждения, а бухгалтерии не хватает времени на эту процедуру, не является уважительной причиной нарушения вышеназванной нормы Инструкции № 157н.

Начисление амортизации не на все объекты движимого имущества. В нарушение п. 92 Инструкции № 157н не на все основные средства стоимостью до 40 000 руб., находящиеся в эксплуатации, была начислена амортизация. Из положений данного пункта вытекает, что по объектам движимого имущества амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
  • на объекты основных средств стоимостью до 3 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
  • на иные объекты основных средств стоимостью от 3 000 до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.
* * *

Немногочисленные нарушения, описанные в настоящей статье, являются типовыми. Несмотря на мнимую простоту, они встречаются практически в каждом отчете, акте ревизоров. Такие нарушения можно назвать незначительными, однако не стоит пренебрегать этими, казалось бы, мелочами. Ведь работа бухгалтера требует точности и скрупулезности в отражении документов и выполнении норм законодательства РФ.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция о порядке применения Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция о порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности Уткина Светлана Анатольевна

Глава 3. Типичные ошибки по учету товарно-материальных ценностей

Часто встречаются ошибки, когда оприходование и списание материалов производится с нарушением установленных требований. Так, не оформляется должным образом на соответствующих унифицированных бланках материальный учет прихода и расхода (списания) материальных ценностей или же заполняются не все необходимые реквизиты этих форм.

Действующий порядок учета материальных запасов изложен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н. В соответствии с ним порядок приемки и оприходования, отпуска и списания материалов устанавливается руководством организации. При этом следует учитывать и то, что материальный учет (отличается от бухгалтерского учета) должен осуществляться соответствующим подразделением, а вовсе не бухгалтерией. При этом поступающие материалы должны оформляться, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма №М-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 №71а. При установлении несоответствия поступающих материалов ассортименту, количеству и качеству приемку осуществляет назначаемая приказом руководителя организации комиссия с оформлением Акта о приемке материалов. Состав комиссии должен быть установить приказом руководителя организации.

Отпуск материальных ценностей должен оформляться с использованием лимитно-заборных карт (типовая межотраслевая форма № М-8), накладных (формы №11 и №15) и карточек складского учета формы №М-17, а списание материалов может производиться на основании акта расходов (списания).

Рекомендуется разработать в организации положение по учету материально-производственных запасов, отражающее специфику производства организации и соответствующее указанным Методическим указаниям. В таком положении целесообразно установить порядок установления норм расхода материалов на производство, порядок списания отходов, цен на готовую продукцию, должностных лиц, ответственных за разработку норм и цен.

Проверьте наличие приказа об определении круга материально ответственных лиц, договоров о материальной ответственности и сверьте, соответствует ли метод учета списания ТМЦ, фактически применяемый в организации, утвержденной в учетной политике

При формировании расходов, учитываемых при налогообложении, следует учитывать требования Налогового кодекса по документальному оформлению и экономической целесообразности произведенных расходов. Так, в утверждаемых нормах расхода материалов необходимо четко обосновывать объем технологических потерь сырья, материалов.

Убедитесь в правильности оприходования ТМЦ путем сверки итоговых сумм, отраженных в ведомостях учета ТМЦ, с данными других регистров (по расчетам с поставщиками и подрядчиками, учредителями и т.д.) и с данными Главной книги.

Дебетовое сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должно отражать стоимость оплаченных материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со склада поставщика. Это сальдо в конце месяца перечисляется в дебет счета 10 «Материалы» без оприходования их на складах. В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в текущем учете снова как дебиторская задолженность по счету 60, пока эти материалы не будут приняты и оприходованы. При учете материалов по учетным ценам необходимо убедиться, что на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов» отражается разница между фактической стоимостью ТМЦ и учетной их стоимостью. Общий итог остатков в суммарном выражении по каждому счету сальдовой ведомости на конец месяца должен соответствовать остаткам на конец месяца, приведенным в ведомости учета ТМЦ. Сопоставление производится по каждому складу в отдельности на 1-е число проверяемого периода. Общие обороты выбытия ТМЦ за месяц по всем складам и остатки ТМЦ на конец месяца, приведенные в ведомости, сверьте с кредитовым оборотом и остатком по счету 10 «Материалы» в Главной книге. Если есть расхождения, необходимо выявить причину и исправить ошибку.

Завершающим этапом проверки использования ТМЦ является установление обоснованности отклонений в стоимости материалов на выпуск готовых изделий. По ведомости учета материальных ценностей, товаров, тары проверяется техника расчета отклонений, правильность подсчета среднего процента отклонений по направлениям, материалам, включая и остаток их на складе.

Из книги Не дай себя надуть бухгалтеру! Книга для руководителя и владельца бизнеса автора Гладкий Алексей

Полная инвентаризация товарно-материальных ценностей В некоторых случаях для выявления возможных злоупотреблений, хищений и иных негативных проявлений необходимо провести полную инвентаризацию хранящихся на складе товарно-материальных ценностей.Следует отметить,

Из книги Бухгалтерский учет автора Шерстнева Галина Сергеевна

22. Учет товарно-материальных ценностей При формировании учетной политики в отношении ТМЦ предприятие решает два вопроса:1) по какой цене учитывать товары, сырье и материалы на складе;2) по какой цене и в каком порядке списывать ТМЦ со склада.Первый вопрос связан с тем,

Из книги Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве автора Бычкова Светлана Михайловна

ГЛАВА 5 Учет материальных ценностей После изучения этой главы вы узнаете:!!! о сущности материально–производственных запасов в сельском хозяйстве;!!! об оформлении операций поступления материалов;об учете отпуска материалов на производство и другие цели, контроле за их

Из книги Бухгалтерский учет: Шпаргалка автора Коллектив авторов

57. Инвентаризация товарно-материальных ценностей Инвентаризация ТМЦ должна проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.При хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится

Из книги Практический аудит: учебное пособие автора Сиротенко Элина Анатольевна

7.2. АУДИТ СОХРАННОСТИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Проверка сохранности и использования товарно-материальных ценностей на предприятии, как правило, начинается знакомством с работой материального отдела бухгалтерии. Предметом внимания аудитора являются: состав,

Из книги 1С: Бухгалтерия 8.2. Понятный самоучитель для начинающих автора Гладкий Алексей Анатольевич

Глава 9. Учет движения товарно-материальных ценностей, работ или услуг В рассматриваемой конфигурации реализован гибкий механизм учета движения номенклатурных позиций и расчетов с контрагентами. С помощью соответствующих документов оформляется приход

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

Приход товарно-материальных ценностей (работ, услуг) Приходные операции по поступлению товарно-материальных ценностей, работ или услуг оформляются в конфигурации с помощью документа Поступление товаров и услуг. Чтобы перейти в режим работы с этими документами, нужно

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора

Оформление документа на возврат товарно-материальных ценностей Возврат полученных ранее ТМЦ поставщику – не такая уж и редкая операция. Особенно часто она встречается в организациях, ведущих активную торговую деятельность. Причины для возврата могут быть самыми

Из книги Восстановление бухгалтерского учета, или Как «реанимировать» фирму автора Уткина Светлана Анатольевна

2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей) Имея данные об объемах производства можно приступить к разработке бюджета прямых материальных затрат.Бюджет прямых материальных затрат и

Из книги автора

Пример 21. Порядок отражения выявленных при инвентаризации товарно-материальных ценностей В бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации товарно-материальных ценностей (расхождение между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета)

Из книги автора

Глава 4. Типичные ошибки в учете лизинговых операций Пример. Нарушение методологии учета лизинговых операций Под лизингом понимается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам

Из книги автора

Глава 5. Типичные ошибки в учете кредитов и займов Пример 1. В налоговом учете проценты по выданному долгосрочному кредиту признаны доходом единовременно по окончании срока кредита К примеру, организация предоставила кредит сроком на 3 года. Согласно условиям договора

Из книги автора

Глава 7. Типичные ошибки по учету кассовых операций по ведению расчетных счетов При проверке правильности ведения кассовых операций следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. №18 (с

Из книги автора

Глава 11. Типичные ошибки по учету ЕСН Пример 1. С суммы отпускных, относящихся к расходам будущих периодов, не начисляется ЕСН На основании ст. 241 НК РФ дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как день начисления выплат и иных

Из книги автора

Глава 15. Типичные ошибки по учету налога на добавленную стоимость (НДС) Пример 1. Отражение операций по зачету встречных обязательств Очень часто при расчетах за товары, работы, услуги собственным имуществом у плательщиков НДС могут возникнуть проблемы. Ведь для такого

Из книги автора

4.2. Порядок выявления и исправления ошибок, выявленных при отражении операций по учету товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и готовой продукции Очень часто встречаются ошибки, когда оприходование и списание материалов производится с нарушением установленных