Что такое признак застрахованного лица в системе. Сведения о застрахованных лицах" расчета

Расчета заполняется плательщиками на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, в том числе в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, или с которым заключены трудовые договоры и (или) гражданско-правовые договоры.

22.2. В персонифицированных сведениях о застрахованных лицах (далее в настоящем разделе - сведения), в которых отсутствуют данные о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, подраздел 3.2 раздела 3 не заполняется.

22.3. При заполнении строки 010 при первичном представлении сведений за расчетный (отчетный) период проставляется "0--", в уточненном расчете за соответствующий расчетный (отчетный) период - указывается номер корректировки (например, "1--", "2--" и так далее).

Значение поля 020 должно соответствовать значению поля "Расчетный (отчетный период (код)" титульного листа расчета.

22.9. В строке 060 указывается ИНН физического лица, присвоенный данному физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе в установленном порядке (при наличии).

22.11. В строке 080 указывается полностью фамилия физического лица в соответствии с документом, удостоверяющим личность.

22.12. В строке 090 указывается полностью имя физического лица в соответствии с документом, удостоверяющим личность.

22.13. В строке 100 указывается полностью отчество физического лица в соответствии с документом, удостоверяющим личность.

22.14. В строке 110 указывается дата рождения физического лица в соответствии с документом, удостоверяющим его личность.

При отсутствии у физического лица гражданства в строке 120 указывается код страны, выдавшей документ, удостоверяющий его личность.

22.16. В строке 130 указывается цифровой код пола физического лица в соответствии с Общероссийским классификатором информации о населении (ОК 018-2014) согласно документу, удостоверяющего личность:

"1" - мужской;

"2" - женский.

22.18. В строке 150 указываются реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица (серия и номер документа). Знак "N" не проставляется, серия и номер документа отделяются знаком " " ("пробел").

"1" - является застрахованным лицом;

"2" - не является застрахованным лицом.

22.20. В подразделе 3.2 указываются сведения о суммах выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов в пользу физического лица, а также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.

22.21. При заполнении подраздела 3.2 при начислении плательщиком страховых взносов выплат и иных вознаграждений физическому лицу, облагаемых страховыми взносами по разным тарифам, заполняется необходимое количество строк расчета.

22.22. При представлении сведений, корректировка которых не связана с изменением тарифа страховых взносов, в корректирующей форме заполняются все показатели формы, как корректируемые, так и не требующие корректировки.

При представлении сведений, в корректирующей форме заполняются все показатели формы, как корректируемые, так и не требующие корректировки.

22.23. В подразделе 3.2.1 не учитываются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физического лица, с которых исчисляются страховые взносы, а также суммы страховых взносов, исчисленных плательщиком страховых взносов в пользу физического лица в соответствии со статьей 428 Кодекса.

22.24. В графах 190 указывается порядковый номер месяца в календарном году ("01", "02", "03" и так далее) за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

22.25. В графах 200 указывается код категории застрахованного лица в соответствии с кодами категории застрахованного лица согласно приложению N 8 к настоящему Порядку за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно. Данный код заполняется заглавными буквами русского алфавита.

22.26. В графах 210 указывается сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физического лица, за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно отдельно по каждому месяцу и коду категории застрахованного лица.

22.27. В графах 220 указывается база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размерах, не превышающих для каждого застрахованного лица предельную величину базы для исчисления страховых взносов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 421 Кодекса, за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно отдельно по каждому месяцу и коду категории застрахованного лица.

22.28. В графах 230 указываются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица по договорам гражданско-правового характера за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно отдельно по каждому месяцу и коду категории застрахованного лица.

22.29. В графах 240 указывается сумма страховых взносов, исчисленных плательщиком страховых взносов в пользу физического лица в размерах, не превышающих для каждого застрахованного лица предельную величину базы для исчисления страховых взносов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 421 Кодекса, за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно отдельно по каждому месяцу и тарифу, применяемому плательщиком к выплатам и иным вознаграждениям в пользу физического лица отдельно по каждому месяцу и коду категории застрахованного лица.

22.30. В строке 250 указывается общая сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физического лица, за три последних месяца расчетного (отчетного) периода, база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размерах, не превышающих для каждого застрахованного лица предельную величину базы для исчисления страховых взносов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 421 Кодекса, а также сумма страховых взносов, начисленных плательщиком страховых взносов в пользу физического лица, за три последних месяца расчетного (отчетного) периода.

22.31. В подразделе 3.2.2 учитываются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физического лица, на которые начисляются страховые взносы, а также суммы страховых взносов, начисленных плательщиком страховых взносов в пользу физического лица в соответствии со

Памятку по порядку заполнения Расчета по страховым взносам выпустили налоговики Карелии.

После проверки расчетов за 1 квартал 2017 года инспекторы столкнулись с большим количеством ошибок, поэтому решили помочь плательщикам взносов избежать их повторения в будущем. Предлагаем вам ознакомиться с памяткой, даже если вы работаете не в Карелии. Может это поможет и вам при подготовке расчета.

Памятка по порядку заполнения Расчета по страховым взносам (форма по КНД 1151111)

Порядок заполнения расчета утвержден Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме» (далее - Порядок).

Титульный лист

В поле «КПП» для российской организации указывается КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе. Для обособленного подразделения российской организации, наделенного полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, указывается КПП в соответствии с уведомлением о постановке на учет российской организации в налоговом органе.

Поле «По месту нахождения (учета) (код)» заполняется в соответствии с кодами, приведенными в приложении № 4 к Порядку, в частности:

«120» - по месту жительства индивидуального предпринимателя,

«214» - по месту нахождения российской организации,

«222» - по месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения.

При заполнении поля «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код налогового органа, в который представляется расчет.

Поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД2» заполняется согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), действующему с 01.01.2017 года.

Раздел 1 "Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов"

По строке 010 в обязательном порядке отражается код в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований ОК 033-2013. При заполнении поля «Код по ОКТМО» указывается код муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого осуществляется уплата страховых взносов.

Суммы страховых взносов, подлежащих уплате, должны соответствовать суммам исчисленных страховых взносов, указанных в соответствующих Приложениях к Разделу 1.

По строкам 120 (121-123) отражаются суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетный (отчетный) период.

Не допускается одновременное заполнение строки 110 и строки 120, строки 111 и строки 121, строки 112 и строки 122, строки 113 и строки 123.

Приложение N 1 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование" к разделу 1 расчета

При заполнении строки 001 в обязательном порядке указывается код тарифа, применяемый плательщиком согласно приложению № 5 к настоящему Порядку.

По строке 010 указывается общее количество застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного и обязательного медицинского страхования (Подразделы 1.1 и 1.2). Общее количество застрахованных лиц должно соответствовать количеству представляемых Разделов 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета.

По строке 020 отражается количество физических лиц, с выплат и иных вознаграждений которым исчислены страховые взносы (Подразделы 1.1 и 1.2).

Сведения о совокупной сумме выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу физических лиц в целом по плательщику страховых взносов, указанные в Приложениях Раздела 1, должны соответствовать сведениям о сумме выплат и иных вознаграждений по каждому застрахованному лицу за аналогичный период, указанные в Разделе 3 Подраздел 3.2.

Приложение N 2 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" к разделу 1 расчета

В поле 001 указывается признак выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Признак со значением «1» может быть указан в Расчете лишь в тех регионах РФ, где действует пилотный проект, реализуемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011г. № 294.

Республика Карелия присоединяется к данному проекту с 01.07.2019 года. До наступления этой даты признак выплат в расчете указывается со значением «2» - зачетная система выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальным органом ФСС России застрахованному лицу.

По строке 090 приложения 2 указываются суммы страховых взносов, подлежащие уплате в бюджет, либо суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством над исчисленными страховыми взносами по данному виду страхования с отражением соответствующего признака:

«1» - если указанные суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат уплате в бюджет ,

«2» - если указываются суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По строке 070 приложения 2 отражаются суммы произведенных расходов плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с начала расчетного периода и за последние три месяца.

По строке 080 приложения 2 отражаются суммы возмещенных территориальными органами ФСС России расходов плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с начала расчетного периода и за последние три месяца.

Суммы расходов, возмещенные территориальными органами ФСС России за отчетные периоды до 2017 года, в расчете не отражаются.

Приложение N 3 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ" к разделу 1 расчета

Данное Приложение является расшифровкой произведенных расходов на выплату страхового обеспечения и в случае указания данных в строке 070 «Произведено расходов на выплату страхового обеспечения» Приложения 2 к разделу 1 обязательно для заполнения .

Раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах"

Подраздел 3.1 Раздела 3 расчета заполняется на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, с которыми заключены трудовые договоры и (или) гражданско-правовые договоры, в том числе на сотрудниц, находящихся в декретном отпуске, на работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 (3-х) лет или в отпуске без сохранения заработной платы, даже если в течение отчетного периода в их пользу не было никаких выплат.

По застрахованным лицам, в пользу которых не производились выплаты и иные вознаграждения, за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, Подраздел 3.2 Раздела 3 не заполняется.

При подаче уточненного расчета в строке 010 Раздела 3 «Номер корректировки» обязательно указывается номер корректировки (например, «1--«, «2--« и так далее).

В графе 200 указывается код категории застрахованного лица в соответствии с кодами категории согласно приложению N 8 к настоящему Порядку, в частности:

НР - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы.

Для корректного отражения данных по застрахованному лицу обязателен к заполнению «Признак застрахованного лица в системе»:

- Напоминаем, что при уточнении Раздела 3 в него включаются сведения о тех застрахованных лицах, в отношении которых производятся изменения (дополнения), с указанием порядкового номера физического лица из первичного расчета.

Плательщики страховых взносов вправе самостоятельно определять порядковый номер сведений. Нумерация сведений осуществляется в порядке возрастания в целом по организации. Не является ошибкой, если налогоплательщик воспользуется уникальным учетным номером, присвоенным учетной системой налогоплательщика, например табельным номером.

Вопрос № 1. Что требуется для получения страхового свидетельства?

Ответ. Регистрация застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», «Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н.

Регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подлежат:

1) граждане Российской Федерации (независимо от места их проживания, в том числе и постоянно проживающие за границей);

2) иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации (данный статус подтверждается Видом на жительство);

3) иностранные граждане и лица без гражданства, которые временно проживают на территории Российской Федерации (статус подтверждается разрешением на временное проживание);

4) иностранные граждане и лица без гражданства, которые временно пребывают на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении и иностранных граждан в Российской Федерации»);

5) иностранные граждане или лица без гражданства из числа высококвалифицированных специалистов, временно пребывающие на территории Российской Федерации, также могут быть зарегистрированы в системе ОПС (для возможности их доступа к электронным сервисам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги) без последующего учета пенсионных прав.

Регистрация застрахованного лица и оформление страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования осуществляется на основании Анкеты застрахованного лица, представленной в территориальное Управление ПФР. Анкета застрахованного лица заполняется лично гражданином на основании документа, удостоверяющего личность, и заверяется его личной подписью.

Анкета застрахованного лица может быть представлена в территориальный орган ПФР лично либо через страхователя (то есть, организацию, в которой работает застрахованное лицо).

Прием граждан по вопросу регистрации в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется территориальными Управлениями ПФР по экстерриториальному признаку (то есть вне зависимости от места регистрации гражданина (по месту жительства или месту пребывания) и фактического места жительства).

Таким образом, для регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и оформления страхового свидетельства застрахованное лицо может обращаться в любое Управление ПФР в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Кроме того, граждане Российской Федерации также могут представить Анкету застрахованного лица через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). Прием осуществляется также по экстерриториальному признаку.

При представлении Анкеты застрахованного лица непосредственно в территориальный орган ПФР или через МФЦ гражданин должен представить также документ, удостоверяющий личность.

В случае, если иностранный гражданин в качестве документа, удостоверяющего личность, представляет национальный паспорт (на иностранном языке), он должен дополнительно представить нотариально удостоверенный перевод паспорта с национального языка на русский. Кроме этого, необходимо представить документ, подтверждающий наличие гражданства Российской Федерации (для граждан Российской Федерации), или документ, подтверждающий проживание (постоянное или временное) или временное пребывание на территории Российской Федерации (для иностранных граждан и лиц без гражданства), если такие сведения отсутствуют в документе, удостоверяющем личность.

Бланк Анкеты застрахованного лица по форме АДВ-1, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 № 2п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению», можно найти на официальном сайте Пенсионного фонда РФ: www.сайт

Вопрос № 2. В какие сроки оформляются страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования?

Ответ. Регистрация граждан в системе ОПС и оформление страхового свидетельства (включая обмен страхового свидетельства и выдача его дубликата) осуществляется территориальными органами ПФР в режиме реального времени (в режиме он-лайн).

Таким образом, в случае обращения гражданина по вопросу оформления страхового свидетельства непосредственно в Управление ПФР, оно будет оформлено и выдано застрахованному лицу непосредственно на приеме.

Если же гражданин по вопросу оформления страхового свидетельства обращается в МФЦ, то оно будет оформлено в течение 10 рабочих дней со дня обращения заявителя за государственной услугой.

Вопрос № 3. Можно ли направить Анкету застрахованного лица для оформления страхового свидетельства в территориальное Управление ПФР по почте?

Ответ. Анкету застрахованного лица можно направить через организацию почтовой связи (данный способ актуален для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и т.п.).

В этом случае подпись застрахованного лица на Анкете должна быть удостоверена нотариусом или лицом, приравненным к нему в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

К Анкете застрахованного лица должны быть приложены копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Российской Федерации (либо законное нахождение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации).

Вместе с Анкетой также необходимо направить в территориальный орган ПФР заявление, в котором должен быть указан способ получения застрахованным лицом страхового свидетельства. В случае, если застрахованное лицо выразит желание получить страховое свидетельство по почте, в заявлении необходимо указать полный почтовый адрес места жительства, по которому будет направлено оформленное страховое свидетельство.

Вопрос № 4. Каким образом можно произвести обмен страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования?

Ответ. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования подлежит обмену на новое страховое свидетельство в следующих случаях:

1) в случае изменения у застрахованного лица анкетных данных, указанных на лицевой стороне страхового свидетельства:

  • - фамилии;
  • - имени;
  • - отчества;
  • - даты рождения;
  • - места рождения;
  • - пола;

2) в случае установления неточности или ошибочности в сведениях, содержащихся в страховом свидетельстве.

Обмен страхового свидетельства осуществляется на основании Заявления об обмене страхового свидетельства (форма АДВ-2).

Прием граждан по вопросам регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и выдачи страховых свидетельств (в том числе по вопросам обмена страхового свидетельства) осуществляется территориальными Управлениями ПФР вне зависимости от места регистрации гражданина (по месту жительства или месту пребывания) и фактического места жительства.

Таким образом, с Заявлением об обмене страхового свидетельства можно обратиться в любое Управление ПФР в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В случае, если гражданин в настоящее время работает, то Заявление об обмене страхового свидетельства он может подать в органы ПФР и через своего работодателя.

Кроме того, граждане Российской Федерации также могут представить Заявление об обмене страхового свидетельства через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Прием осуществляется также по экстерриториальному признаку.

Одновременно с Заявлением об обмене застрахованное лицо обязано представить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • страховое свидетельство, которое подлежит обмену;
  • документ, на основании которого были изменены анкетные данные (например, свидетельство о браке, свидетельство о перемене имени и пр.).

Бланк Заявления об обмене страхового свидетельства по форме АДВ-2, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 № 2п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению», можно найти на официальном сайте Пенсионного фонда РФ: www.сайт в разделе «Жизненные ситуации» .

ВАЖНО! При обмене страхового свидетельства страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица не меняется.

Вопрос № 5. Каким образом можно восстановить страховое свидетельство в случае его утраты?

Ответ. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в случае утраты страхового свидетельства или его непригодности для использования застрахованное лицо должно получить дубликат страхового свидетельства. Оформление и выдача дубликата страхового свидетельства осуществляется на основании Заявления о выдаче дубликата страхового свидетельства (форма АДВ-3).

Прием граждан по вопросам регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и выдачи страховых свидетельств (в том числе по вопросам выдачи дубликата страхового свидетельства) осуществляется территориальными Управлениями ПФР вне зависимости от места регистрации гражданина (по месту жительства или месту пребывания) и фактического места жительства.

Таким образом, с Заявлением о выдаче дубликата страхового свидетельства можно обратиться в любое Управление ПФР в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

В случае, если гражданин в настоящее время работает, то Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства он может подать в органы ПФР и через своего работодателя.

Кроме того, граждане Российской Федерации также могут представить Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Прием осуществляется также по экстерриториальному признаку.

Заявление о выдаче дубликата заполняется лично застрахованным лицом на основании документа, удостоверяющего личность.

www.сайт в разделе «Жизненные ситуации».

Вопрос № 6. Можно ли получить дубликат страхового свидетельства через интернет?

Ответ. В настоящее время на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации www.pfrf реализован электронный сервис по приему от граждан заявлений о выдаче дубликата страхового свидетельства через «Личный кабинет застрахованного лица». С помощью данного сервиса застрахованное лицо имеет возможность в режиме он-лайн получить дубликат страхового свидетельства в форме электронного документа посредством сети Интернет.

Для получения дубликата страхового свидетельства гражданину необходимо на официальном сайте ПФР:

Войти в «Личный кабинет застрахованного лица»;

В режиме «Электронные услуги и сервисы ПФР» выбрать услугу «Индивидуальный лицевой счет» - «подать заявление: о выдаче дубликата страхового свидетельства»;

Заказать дубликат страхового свидетельства, выбрав режим «Запросить»;

Для вывода на печать документ можно получить через режим «История обращений». Для получения дубликата страхового свидетельства в электронном виде, в формате PDF, необходимо направить документ на электронную почту.

С помощью указанного сервиса дубликат страхового свидетельства будет сформирован в бумажном виде по форме АДИ-7, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 2п.

Для получения дубликата страхового свидетельства на бланке установленного образца застрахованному лицу необходимо обратиться в любое территориальное Управление ПФР. При себе необходимо также иметь документ, удостоверяющий личность.

Вопрос № 7. Я временно проживаю в Ленинградской области. Место постоянной прописки - Дагестан. Недавно потерял страховое свидетельство. Могу ли я восстановить его по месту жительства, а не по месту постоянной прописки? И куда мне обращаться?

Ответ. В соответствии с нормами законодательства Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства может быть представлено в территориальное Управление ПФР страхователем-работодателем (если застрахованное лицо осуществляете трудовую деятельность) или лично застрахованным лицом в территориальное Управление ПФР по месту фактического проживания. При себе необходимо иметь паспорт.

Кроме того, граждане Российской Федерации также могут представить Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Бланк Заявления о выдаче дубликата страхового свидетельства по форме АДВ-3, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 № 2п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению», можно найти на официальном сайте Пенсионного фонда РФ: www.сайт в разделе «Жизненные ситуации».

Вопрос № 8. Можно ли представить Анкету застрахованного лица/Заявление об обмене страхового свидетельства/Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства через доверенное лицо?

Ответ. В случае, если гражданин не может лично представить Анкету застрахованного лица, Заявление об обмене страхового свидетельства или Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства, то эти документы могут быть представлены лицом, действующим на основании оформленной надлежащим образом доверенности. Указанная доверенность должна быть удостоверена нотариусом или лицом, приравненным к нему в соответствии с нормами гражданского законодательства (статья 185.1 Гражданского кодекса РФ).

Доверенное лицо (лицо, на имя которого оформлена доверенность) при представлении Анкеты, Заявления об обмене или Заявления о выдаче дубликата должно предъявить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность доверенного лица;
  • незаверенную копию документа, удостоверяющего личность лица, от имени которого представлена Анкета, Заявление об обмене или Заявление о выдаче дубликата;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность, удостоверенную в установленном порядке);
  • документ, на основании которого были изменены анкетные данные лица, от имени которого представлено Заявление об обмене, либо его копию, заверенную в установленном порядке нотариусом или лицом, приравненным к нему в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ;
  • страховое свидетельство, подлежащее обмену.

В этом случае оформленное страховое свидетельство (или его дубликат) будет выдано лицу, действующему от имени гражданина на основании доверенности. Для получения страхового свидетельства лицо, на имя которого оформлена доверенность, должно предъявить доверенность и документ, удостоверяющий его личность.

Вопрос № 9. Может ли иностранный гражданин, работающий в России, получить страховое свидетельство?

Ответ. Регистрации в качестве застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования подлежат следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства:

1) иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации (данный статус подтверждается Видом на жительство);

2) иностранные граждане и лица без гражданства, которые временно проживают на территории Российской Федерации (статус подтверждается разрешением на временное проживание);

3) иностранные граждане и лица без гражданства, которые временно пребывают на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

ВАЖНО! На высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, обязательное пенсионное страхование не распространяется.

Однако в настоящее время для физических и юридических лиц в режиме реального времени открыт доступ к значительному числу государственных и муниципальных услуг в электронном виде (в том числе, к электронным сервисам Единого портала государственных и муниципальных услуг и электронным сервисам интернет-портала «Пенсионный фонд Российской Федерации»).

При этом большинство государственных услуг в режиме реального времени предоставляется гражданам, прошедшим регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации, для осуществления которой необходимо наличие СНИЛС.

В связи с этим, в целях исполнения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют регистрацию в системе ОПС всех обратившихся граждан, включая иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами в соответствии с Законом № 115-ФЗ, и выдают им страховые свидетельства.

Однако следует иметь в виду, что иностранные граждане или лица без гражданства из числа высококвалифицированных специалистов, временно пребывающие на территории Российской Федерации, могут быть зарегистрированы в системе ОПС без последующего учета пенсионных прав . Это означает, что начисление и уплата страховых взносов на ОПС за названных лиц страхователями не производится. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на данную категорию граждан также не подлежат представлению.

Регистрация застрахованного лица и оформление страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования осуществляется на основании Анкеты застрахованного лица, заполненной лично гражданином на основании документа, удостоверяющего личность.

Указанные выше иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, могут представить в территориальный орган ПФР Анкету застрахованного лица лично либо через страхователя (то есть, организацию, в которой работает застрахованное лицо).

Внимание! Иностранные граждане и лица без гражданства не могут представить Анкету застрахованного лица через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Если документ, удостоверяющий личность застрахованного лица (например, национальный паспорт иностранного гражданина), оформлен на иностранном языке, то Анкета застрахованного лица заполняется на основании нотариально удостоверенного перевода документа, удостоверяющего личность, на русский язык.

Вопрос № 9. Как оформить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования на ребенка?

Ответ. Регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подлежат дети, являющиеся гражданами Российской Федерации (независимо от места их жительства), а также дети, являющиеся иностранными гражданами, при условии их постоянного или временного проживания, а также временного пребывания на территории Российской Федерации. Регистрация в системе обязательного пенсионного страхования детей осуществляется на основании Анкеты застрахованного лица по форме АДВ-1.

Регистрация несовершеннолетних до 14 лет (включая новорожденных).

На несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет Анкету представляет его законный представитель (родители, усыновители, опекуны, попечители). Присутствие самого ребенка при представлении законным представителем Анкеты не требуется. Наличие у законного представителя доверенности от несовершеннолетнего также не требуется.

При представлении Анкеты застрахованного лица на ребенка в возрасте до 14 лет законный представитель ребенка предъявляет:

  • свидетельство о рождении ребенка (при необходимости также представляется документ, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации);
  • для детей из числа иностранных граждан и лиц без гражданства - документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий их статус на территории Российской Федерации (постоянное или временное проживание, временное пребывание);
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя;
  • если по вопросу регистрации подростка обращается опекун (попечитель) - документ, подтверждающий установление опеки (попечительства).

Страховое свидетельство, оформленное на имя несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет, выдается его законному представителю.

Регистрация несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет .

Анкету застрахованного лица на несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет представляет сам несовершеннолетний при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или его законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). При этом при представлении Анкеты законным представителем присутствие самого подростка не требуется. Наличие у законного представителя доверенности от несовершеннолетнего также не требуется.

При представлении Анкеты застрахованного лица лично несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет он предъявляет свой паспорт.

Несовершеннолетние из числа иностранных граждан и лиц без гражданства предъявляют документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий их статус на территории Российской Федерации (постоянное или временное проживание, временное пребывание). Если по вопросу регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подростка в возрасте от 14 до 18 лет обращается его законный представитель, то одновременно с Анкетой застрахованного лица он должен представить:

  • - документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего (паспорт);
  • - свидетельство о рождении ребенка;
  • - документ, удостоверяющий личность законного представителя;
  • - если по вопросу регистрации подростка обращается опекун (попечитель) - документ, подтверждающий установление опеки (попечительства).

Анкета в данном случае заполняется законным представителем несовершеннолетнего и заверяется его подписью.

ВАЖНО!

Если документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего (например, национальный паспорт иностранного гражданина или свидетельство о рождении ребенка, родившегося на территории иностранного государства), оформлен на иностранном языке, то Анкета застрахованного лица заполняется на основании нотариально удостоверенного перевода документа, удостоверяющего личность, на русский язык.

В случае, если документ, удостоверяющий личность, заполнен на национальном языке, использующем в качестве графической основы кириллицу, то независимо от того, что алфавит национального языка строится на графической основе кириллицы, реквизиты Анкеты заполняются на основании нотариально удостоверенного перевода документа, удостоверяющего личность застрахованного лица, на русский язык с национального языка.

Вопрос № 10. Могут ли родители получить в территориальном Управлении ПФР страховое свидетельство, оформленное на подростка в возрасте старше 14 лет? Требуется ли для этого нотариальная доверенность, выданная подростком?

Ответ. В соответствии с действующим законодательством гражданин Российской Федерации, достигший 14-летнего возраста и проживающий на территории Российской Федерации, обязан иметь паспорт гражданина РФ. В связи с этим, регистрация подростка в возрасте 14 лет и старше, а также выдача ему уже оформленного страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования осуществляются на основании паспорта ребенка и при его личном обращении в территориальные органы ПФР.

В то же время, согласно статье 21 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть, по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста. До наступления этого возраста его права и обязанности реализуют и защищают, а также представляют его интересы законные представители - родители, усыновители, попечители. При этом специальных полномочий для законных представителей не требуется.

При осуществлении действий от имени и в интересах несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет законным представителям не требуется наличие доверенности. Подтверждением полномочий законного представителя (например, родителя) является паспорт и свидетельство о рождении представляемого несовершеннолетнего.

В связи с этим, по вопросу регистрации в системе обязательного пенсионного страхования несовершеннолетнего в возрасте 14 лет и старше (в том числе по вопросу обмена страхового свидетельства или выдачи дубликата) может также обратиться его законный представитель. В этом случае законный представитель должен представить:

1) паспорт несовершеннолетнего (для граждан Российской Федерации) или иной документ, подтверждающий личность ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства;

2) документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего гражданства Российской Федерации (при необходимости);

3) документ, подтверждающий статус иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации (постоянное или временное проживание, временное пребывание); 4) документ, удостоверяющий личность законного представителя;

5) документ, удостоверяющий родственные связи с несовершеннолетним (например, свидетельство о рождении) либо документ, удостоверяющий соответствующие полномочия (для попечителей).

Страховое свидетельство, оформленное на имя несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, может быть выдано как самому несовершеннолетнему при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, так и его законному представителю.

Законный представитель несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет имеет право получить в территориальном Управлении ПФР оформленное на имя подростка страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования на основании паспорта законного представителя и документа, удостоверяющего родственные связи (свидетельство о рождении), либо документа, удостоверяющего соответствующие полномочия (для попечителей).

Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

    страхователи;

    страховщик;

    застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

    Пенсионный фонд РФ;

    негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа , а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

    являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    священнослужители;

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

    Конституции Российской Федерации;

    ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

    ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

    ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

    иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1.2 Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и не получило широкого распространения.До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения енсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Государственное пенсионное обеспечение: виды, круг лиц и круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ ", и которая предоставляется гражданам:

    в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

    в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

    нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

    пенсия за выслугу лет;

    пенсия по старости;

    пенсия по инвалидности;

    пенсия по случаю потери кормильца;

    социальная пенсия.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    федеральные государственные гражданские служащие;

    военнослужащие;

    участники Великой Отечественной войны;

    граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

    граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

    граждане из числа космонавтов;

    граждане из числа работников летно-испытательного состава;

    нетрудоспособные граждане.

Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.

Круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

    пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

5) нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Дополнительное пенсионное обеспечение – что это?

С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Необходимость развития в обществе дополнительного пенсионного обеспечения обусловлено рядом факторов: Во-первых, ситуация такова, что прожиточный минимум за второй квартал 2006 г. на 1 августа 2006 года составляет 3 562 рублей, а средний размер трудовой пенсии – 2 877 рублей. Во-вторых, соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы по стране не превышает 25-30% и имеет тенденцию к снижению. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна быть не ниже 40 % от последнего заработка при соответствующем трудовом стаже. В-третьих, неблагоприятная демографическая ситуация и старение населения в стране. Прогноз Федеральной службы статистики на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан. К 2020-2025 гг. на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что приведет к еще более серьезному дефициту государственной пенсионной системы. В-четвертых, это вывод из накопительной системы обязательного пенсионного страхования наиболее экономически активных граждан (старше 1967 года рождения). В условиях рыночной экономики государство не в состоянии нести на себе бремя всех социальных обязательств перед гражданами и объективно вынуждено стимулировать граждан накапливать себе на старость самостоятельно или за счет работодателя через построение корпоративных или индивидуальных пенсионных программ. При соответствующей государственной политике, максимально стимулирующей формирование юридическими и физическими лицами добровольных пенсионных накоплений, система негосударственного пенсионного обеспечения должна стать одним из ключевых направлений развития пенсионной системы России. В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Другими словами негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения целью и задачей, которой является сохранение и приумножение средств вкладчиков, предназначенных для выплаты будущей пенсий участникам фонда. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Схематично деятельность НПФ по дополнительному пенсионному обеспечению можно представить так: 1. Организация заключения договоров негосударственного пенсионного фонда с предприятиями и организациями (вкладчиками) в пользу работников (участников) – корпоративные пенсионные программы, а также с физическими лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц (участников) – индивидуальные пенсионные планы. 2. Аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков – физических или юридических лиц. 3. Формирование пенсионных резервов и осуществление учета пенсионных обязательств в форме ведения пенсионных счетов вкладчиков и участников (солидарные и именные пенсионные счета) 4. Инвестирование пенсионных резервов в целях их сохранения и прироста. Учет инвестиционного дохода и распределение по пенсионным счетам вкладчиков и участников 5. Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам, имеющим пенсионные основания. В чем преимущества взаимодействия с НПФ? Для предприятия программа дополнительного пенсионного обеспечения – это расширение социального пакета работников, развитие социальной политики, элементов управления персоналом и мотивации труда. Государство установило особый налоговый режим для предприятий, которые реализуют пенсионные программы для своих работников. Предприятие может относить на себестоимость пенсионные взносы в пользу работников в размере 12% от фонда оплаты труда. Пенсионные взносы предприятия не облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход, полученный от размещения НПФ пенсионных резервов, не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наконец, сформированные пенсионные резервы на определенных условиях могут быть реинвестированы в проекты развития предприятия, ипотечные механизмы. Получают развитие муниципальные пенсионные программы для дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Для физических лиц – индивидуальные пенсионные планы, возможность накопления на старость на приемлемых условиях. Инвестиционная деятельность НПФ определяется их статусом некоммерческой организации. В отличие от страховых компаний, банков и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные доходы НПФ направляются на пополнение пенсионных счетов клиентов для выплаты негосударственных пенсий участникам, за вычетом средств на обеспечение уставной деятельности фондов (максимум 15% от дохода). Услуги НПФ могут быть привлекательны только в том случае, если инвестиции обеспечивают сохранность и защиту пенсионных накоплений клиентов от инфляции на долгосрочный период. В соответствии с законодательством НПФ несет ответственность по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом. В целях защиты прав и интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства законодательством установлен многоступенчатый уровень надзора и контроля за деятельностью НПФ: – государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют уполномоченный федеральный орган (Федеральная служба по финансовым рынкам, Минздравсоцразвития РФ), а также налоговые органы; – вневедомственный контроль осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий; – внутренний надзор и контроль – Попечительский Совет и Ревизионная комиссия НПФ, а также вкладчики и участники НПФ в форме контроля за состоянием их пенсионных счетов. Основными критериями определения надежности НПФ являются: - период времени работы фонда на рынке; - размер собственного имущества; - состав учредителей и совета фонда; - возможности развития; - исполнение обязательств фонда; - доходность инвестиций фонда. По данным ФСФР России по состоянию на 1 июля 2006 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 1000 рублей. Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2005 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, вкладчики и участники НПФ – юридические и физические лица) представляет стабильно развивающуюся систему.

Если организация не реорганизовывается и не ликвидируется, в соответствующем поле расчета нужно поставить прочерк.

Расчет по страховым взносам: коды отчетного/расчетного периода

РСВ: коды места представления

В зависимости от того, кто и в какую ИФНС представляет расчет, в поле «По месту нахождения (учета) (код)» титульного листа расчета необходимо указать один из следующих кодов (Приложение № 4 к Порядку, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ ):

Значение кода Код
По месту жительства физлица, не являющегося ИП 112
По месту жительства ИП 120
По месту жительства адвоката, учредившего адвокатский кабинет 121
По месту жительства нотариуса, занимающегося частной практикой 122
По месту жительства члена (главы) КФХ 124
По месту нахождения российской организации 214
По месту учета правопреемника российской организации 217
По месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения 222
По месту нахождения ОП иностранной организации в РФ 335
По месту учета международной организации в РФ 350

Расчет по страховым взносам: коды тарифа

Плательщик страховых взносов должен указать в расчете код применяемого им тарифа по страховым взносам. Данный код отражается по строке 001 приложения № 1 к разделу 1.

Все коды тарифов приведены в Приложении № 5 к Порядку, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Например, плательщик страховых взносов, применяющий ОСН и уплачивающий взносы по основному тарифу, в данной строке должен отразить код «01», а плательщики на УСН, также применяющие основной тариф взносов, — код «02».

Имейте в виду, что коды тарифов «21» — «29» не используются при заполнении строки 001 приложения № 1 к разделу 1.

Кроме того важно отметить, что если в течение отчетного/расчетного периода плательщиком применялось несколько тарифов, то в расчет он должен включить столько приложений № 1 к разделу 1 (или только отдельных подразделов приложения № 1 к разделу 1), сколько тарифов применялось в течение этого отчетного/расчетного периода.

Код тарифа также отражается в графах 270 раздела 3 расчета. В данных графах указывается код, соответствующий тарифу, который применяется плательщиком к выплатам работникам, облагаемым взносами по доптарифам (ст. 428 НК РФ).

Единый расчет по страховым взносам: коды видов документов

Код вида документа, удостоверяющего личность, указывается в строке 140 раздела 3 расчета по страховым взносам.

Например, если в сведениях персонифицированного учета вы отражаете данные паспорта работника, являющегося гражданином РФ, то в строке 140 нужно указать код «21». Если же отражаются данные паспорта работника - иностранного гражданина, то в данной строке ставится код «10».

Все коды видов документов, удостоверяющих личность, содержатся в Приложении № 6 к Порядку, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

Расчет по страховым взносам: коды категории застрахованного лица

В графах 200 раздела 3 плательщик страховых взносов должен указать категории застрахованного лица, в отношении которого представляются сведения персонифицированного учета.

Коды категории застрахованного лица содержатся в Приложении № 8 к Порядку, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Так, к примеру, если работник относится к категории лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, и за которых уплачиваются страховые взносы, то данному работнику в целях заполнения расчета по страховым взносам присваивается код «НР».

РСВ: иные коды, отражаемые в расчете

Помимо вышеуказанных сведений в расчете по страховым взносам отражается следующая информация в закодированном виде:

Вид кода Место указания кода в расчете по страховым взносам Комментарии
Код налогового органа Титульный лист Код своей ИФНС вы можете найти в нашем
Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД2 Титульный лист Необходимо указать код, соответствующий вашему виду деятельности. Код берется из Классификатора ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) , утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст
Код страны гражданства/ Гражданство (код страны) стр.070 Приложения 9 к разделу 1 Код страны вы найдете в ОКСМ, утв. Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст
стр.120 раздела 3
Код по ОКТМО стр.010 раздела 1 Отражается код муниципального образования/межселенной территории/населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого плательщик уплачивает страховые взносы. ОКТМО содержатся в Классификаторе, утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст
стр.010 раздела 2
КБК стр.020 раздела 1 Нужно указать код бюджетной классификации, на который зачисляются:
— взносы на ОПС
стр.020 раздела 2
стр.040 раздела 1 — взносы на ОМС
стр.040 раздела 2
стр.060 раздела 1 — взносы на ОПС по дополнительным тарифам
стр.080 раздела 1 — взносы на дополнительное социальное обеспечение
стр.100 раздела 1 — взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (взносы на ВНиМ)
Признак основания начисления страховых взносов по дополнительным тарифам стр.001 подраздела 1.3.1 В данной строке указывается:
— «1», если взносы в размере 9% начисляются на выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (п. 1 ст. 428 НК РФ , 400-ФЗ );
— «2», если взносы в размере 6% начисляются на выплаты работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда (п. 2 ст. 428 НК РФ , )
Код основания стр.001 подраздела 1.3.2 Выбор кода зависит от основания исчисления взносов по доптарифам, установленным п. 3 ст. 428 НК РФ :
— «1», если взносы, установленные п. 3 ст. 428 НК РФ , начисляются на выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (п. 1 ст. 428 НК РФ , п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ );
— «2», если взносы, установленные п. 3 ст. 428 НК РФ , начисляются на выплаты работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда (п. 2 ст. 428 НК РФ , пп. 2— 18 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ )
Основание заполнения стр.002 подраздела 1.3.2 Отражается код, соответствующий основанию установления доптарифа:
— «1» — на основании результатов спецоценки;
— «2» — на основании результатов аттестации рабочих мест;
— «3» — на основании результатов спецоценки и результатов аттестации рабочих мест
Код класса условий труда стр.003 подраздела 1.3.2 Нужно указать один из кодов, соответствующих условиям труда:
— «1» — опасный, подкласс условий труда - 4;
— «2» — вредный, подкласс условий труда - 3.4;
— «3» — вредный, подкласс условий труда - 3.3;
— «4» — вредный, подкласс условий труда - 3.2;
— «5» — вредный, подкласс условий труда - 3.1;
Код основания исчисления страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение стр.001 подраздела 1.4 Отражается:
— «1» при расчете сумм взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов и гражданской авиации;
— «2» — при расчете сумм взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности
Признак выплат стр.001 Приложения 2 к разделу 1 Нужно указать признак выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на ВНиМ:
— «1» — при прямых выплатах территориальным органом ФСС застрахованному лицу;
— «2» — зачетная система выплат территориальным органом ФСС плательщику взносов
Признак стр.090 Приложения 2 к разделу 1 Укажите:
— «1», если по стр.090 отражаются суммы взносов на ВНиМ, подлежащие уплате в бюджет;
— «2», если по стр.090 отражаются суммы превышения произведенных расходов над исчисленными взносами на ВНиМ
Код вида предпринимательской деятельности, установленный законодательством субъекта РФ, указанный в заявлении на получение патента стр.030 Приложения 8 к разделу 1 Данный код берется из заявления на выдачу патента
Признак застрахованного лица стр.160 раздела 3 Код зависит от того, застраховано ли лицо, на которого подаются сведения, в системе ОПС:
— «1» — да;
— «2» — нет
стр.170 раздела 3 Код зависит от того, застраховано ли лицо, на которого подаются сведения, в системе ОМС:
— «1» — да;
— «2» — нет
стр.180 раздела 3 Код зависит от того, застраховано ли лицо, на которого подаются сведения, в системе обязательного социального страхования:
— «1» — да;
— «2» — нет