К каким налогам относится земельный? Земельный налог С какого года земли налог является местный.

Земельный налог относится к местным налогам . Он устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов му-ниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представи-тельных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок ус-тановления и введения налога действует и в городах федерального значе-ния Москве и Санкт-Петербурге.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муници-пальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК


РФ, порядок и сроки уплаты налога. При этом могут также устанавливать-ся налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая уста-новление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица , обладающие земельными участками на праве собственности, праве посто-янного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения являются земельные участки , располо-женные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен зе-мельный налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки: 1) изъ-ятые из оборота; 2) ограниченные в обороте в соответствии с законода-тельством, которые заняты особо ценными объектами культурного насле-дия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопас-ности и таможенных нужд; 4) ограниченные в обороте в соответствии с за-конодательством, в пределах лесного фонда; 5) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, занятые находящимися в государствен-ной собственности водными объектами в составе водного фонда, за ис-ключением земельных участков, занятых обособленными водными объек-тами.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения . Кадастровая стои-мость земельного участка определяется в соответствии с земельным зако-нодательством.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участ-ка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являюще-гося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отно-шении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отно-шении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо уста-новлены различные налоговые ставки.



Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основа-нии сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянно-го (бессрочного) пользования. Индивидуальные предприниматели опреде-ляют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном уча-стке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бес-срочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база для каждого физического лица, не являющегося индивиду-


альным предпринимателем, определяется налоговыми органами на осно-вании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, орга-нами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в об-щей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплатель-щиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропор-ционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в от-ношении земельных участков, находящихся в общей совместной собствен-ности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными пе-риодами для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальны-ми предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми акта-ми представительных органов муниципальных образований (законами го-родов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сель-скохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйст-венного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйст-венного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженер-ной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключени-ем доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не отно-сящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищно-го строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, са-доводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования зе-мельного участка.

Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются, в частности:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы
Минюста РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для
непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреж-
дения функций;

2) организации – в отношении земельных участков, занятых государ-ственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) организации – в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизацион-ными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и дру-


гим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создавае-мым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесен-ными к объектам особого назначения;

4) религиозные организации – в отношении принадлежащих им зе-мельных участков, на которых расположены здания, строения и сооруже-ния религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов, среди чле-нов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для осущест-вления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отно-шении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг (за исключением брокерских и иных по-среднических услуг); учреждения, единственными собственниками иму-щества которых являются указанные организации инвалидов, – в отноше-нии земельных участков, используемых ими для достижения образова-тельных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям и др.

Кроме того, НК РФ предусматривает налоговые вычеты для целого ряда категорий налогоплательщиков. Так, налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налого-плательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земель-ного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих катего-рий налогоплательщиков: 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; 5) чернобыльцев и приравненных к ним лиц; 6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации ава-рий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или став-ших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных


с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космиче-скую технику.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая нало-говой ставке процентная доля налоговой базы. Организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно. Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей само-стоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в пред-принимательской деятельности. Сумма налога и авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющими-ся физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нор-мативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового плате-жа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансо-вых платежей.

Если отчетный период определен как квартал, суммы авансовых пла-тежей исчисляются по истечении первого, второго и третьего квартала те-кущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налого-вой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей . Земельный налог и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в по-рядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами горо-дов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают аван-совые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представи-тельного органа муниципального образования (законами городов феде-рального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложе-ния. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомле-ния, направленного налоговым органом.

Организации или индивидуальные предприниматели по истечении на-логового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, сле-дующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение на-


логового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за ис-текшим отчетным периодом.

Земельный налог относится к местным налогам. Он устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При этом могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки: 1) изъятые из оборота; 2) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 4) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, в пределах лесного фонда; 5) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.


Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база для каждого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются, в частности:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) организации - в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными к объектам особого назначения;

4) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг); учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям и др.

Кроме того, НК РФ предусматривает налоговые вычеты для целого ряда категорий налогоплательщиков. Так, налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков: 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; 5) чернобыльцев и приравненных к ним лиц; 6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно. Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога и авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

Если отчетный период определен как квартал, суммы авансовых платежей исчисляются по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей. Земельный налог и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Организации или индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Понятие земельного налога можно объяснить как с точки зрения налогового права, так и земельного :

  • Земельный налог является налогом платой средств, накладываемая на земельный участок – это государственный сбор, который налагается на физических и юридических лиц, являющихся собственниками земли. .
  • Государственный сбор с земли – это налог на прибыль, получаемую хозяевами земли, владеющими территорией на разных правах (бессрочное владение или наследственный переход участка).

Простыми словами: земельный налог это налог который платит землевладелец за то, что его земля находится на территории государства.

Земельный налог относится к категории налогов общественных. Есть ли другие категории?

Выплаты, налагаемые государством на землю, относятся к категории общественных. Лица, владеющие собственными участками земельного типа, какими-либо долями территории, а также землепользователи обязаны по закону выплачивать часть своих доходов от земли.

Арендующие и производящие инвестицию физические и юридические лица не входят в число налогоплательщиков.

Что же касается земельного налога: местный он или региональный , нужно понимать, что данный вид сборов, не входит в группу федеральных выплат, которые назначаются, видоизменяются и снимаются налоговым кодексом Российской Федерации, а также охватывают всю территорию государства и обязательны для всех. Налог на земельный участок относится к категории местных. Они урегулируются законодательными актами и законами Российской Федерации субъектного типа. Земельные сборы имеют право, как устанавливать, так и отменять органы местного самоуправления.

Также уточним, что земельный налог ни федеральный, ни региональный — он может быть только МЕСТНЫМ!

Сущность земельного налога состоит в том, что все собранные с участка денежные средства поступают в бюджет местных организаций. Платить налоги должны владельцы в индивидуальном порядке.

Характеристики земельного налога, раскрывающие его специализацию следующее:

  1. Способствует более рациональной эксплуатации земельных зон.
  2. Улучшает свойства почвы, удовлетворяющие всем необходимым условиям и потребностям для существования растительного мира.
  3. Выполняет охранную функцию.
  4. Выполняет контроль общего состояния природной среды с точки зрения с точки зрения условий проживания людей и существования животных и растений.

Определенного круг лиц волнует вопрос (как мы узнали из нашего опроса в группе ВК): земельный налог прямой или косвенный?

Для физ. лиц и юр. лиц он ПРЯМОЙ!

Основания для уплаты

Облагается ли земельный участок налогом или нет ? Физические и юридические лица автоматически обязуются платить единый земельный налог в таких случаях:

  • Если имеются документы, подтверждающие права на собственность, пользование, аренду и владение землей, то появляются основания для взыскания налога и арендных сборов.
  • Если лицо получило право на владение участком, которое одобрено государством, осуществив регистрацию данной территории (пункт 2 ст. 8 ГК РФ — Утратил силу с 1 марта 2013 г.). Это послужит обязательной причиной для уплаты земельных государственных сборов.Регистрироваться государством могут как права собственного владения, так и права, обеспечивающие возможность обладателям своими действиями извлекать прибыль из участка в целях собственной выгоды ().
  • Если имеет место на взыскание земельных сборов, подтверждающая регистрацию недвижимости, а также сделок, которые производятся с ним.

Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 4

  1. Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Главным основанием на наложение государственных сборов на землю и взыскания денежных выплат является данное свидетельство. Имеются и ряд других документов, которые обязуют граждан быть налогоплательщиками.

Земельный и имущественный налоги — взаимосвязь

Определение земельного налога для физических лиц, накладываемого на землю, было уже рассмотрено, а что касается имущественного, то это вид выплаты, устанавливаемый на имущество организаций и частных лиц.

Имущественный налог (налог на имущество — земельный участок) требуют от граждан, которые имеют право собственности на какой-либо вид сооружения, транспорта или земли. Таким образом, если у вас имеется дом, собственный магазин, ферма, гараж, автомобильная стоянка, а также другие виды собственности, занимающие определенную земельную территорию, то вы становитесь не только имущественным налогоплательщиком, но и земельным.

Земельный налог, вместе с транспортным и непосредственно имущественным выплатами относят к общему классу имущественных (для физических лиц).

Образовательные учреждения

Существует понятие, согласно которому сборы государственного характера не взимаются с земель, подлежащих общему пользованию. Законы подвергаются частым ежегодным изменениям.

Согласно действующему законодательству, налогоплательщиками льготной категории являются образовательные учреждения (не смотря на второй пункт третьей статьи из первой части налогового кодекса Российской Федерации, не допускающего взыскание денежных средств с общественных учреждений).

Действия при отсутствии прихода оплаты на земельный налог РФ

Почему не приходит налог на земельный участок и что делать в таком случае?

По причине частых нововведений в законы о налоговых выплатах, отмене или преобразовании некоторых законопроектов органами управления, оплата на взыскание средств с земельного участка может не приходить некоторое время.

В этом случае, необходимо установить к какой Федеральной налоговой службе относится ваш участок земли, и обратиться в этот орган за помощью, предоставив свидетельство, подтверждающее государственную регистрацию. В век технологий не обязательно ехать в учреждение, это можно сделать и на официальном сайте. Затягивать с выплатами, подвергая себя , не рекомендуется.

Особенности налогообложения земельных участков

  1. Земельный налог ИЖС – сбор денежных средств, которые взымаются с территории, используемой под индивидуальное жилищное строительство. Налогоплательщиками, являются лица обладающими вещным правом. Налог ИЖС начисляется с одноразовой периодичностью за год. Он имеет для инвалидов первой и второй группы, а также семей многодетного типа. Отменен для заслуженных героев России, СССР и труда. Источником, который отвечает за начисление выплат и денежные средства, остается налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Земельный налог на дачный участок . Дачный вид недвижимости облагается одновременно несколькими государственными взысками, включающими в свое число и земельный. Расчет налога для дачников производится по прежней схеме – кадастровой стоимости. Она предполагает публичный эквивалент стоимости дачи, учитываемый при расчете государственных выплат с земли, стоимости выкупа, арендной платы, оплаты за снятие запрета на строительство и некоторых других платежей.
  3. Земельный налог на участки сельскохозяйственного назначения . Налоги на объекты сельскохозяйственной деятельности накладываются в зависимости от их денежной оценки, установленной на один гектар, и измеряются в процентном соотношении.С пахотных земель, лугов, полей и пастбищ выплаты колеблются около цифры 0,1. С участков, обросших многолетними растениями, приблизительно 0,03.
  4. вы узнаете платят или нет земельный налог пенсионеры.
  5. Как рассчитать земельный налог в СНТ? Садоводческое некоммерческое товарищество обязано выплачивать государству, требуемые сборы,со всего имеющегося во владении участка, а также с площадей, находящихся в общем пользовании (согласно закону, принятому 11.10.1991 года № 1738-1 «О плате за землю»). Площади садоводческих товариществ, находящиеся во владении физических лиц платы земельного налога не требуют. Налог рассчитывается индивидуально для всех участков, входящих в состав СНТ, как кадастровая стоимость, которая может быть снижена на 10 000 рублей на одного налогоплательщика, для суммы необлагаемой налогом (пункт 5 ст. 391 налогового кодекса Российской Федерации). В входят: герои России и СССР, инвалиды первой, второй и третьей групп, а также детства, ветераны боевых действий и Великой Отечественной войны и люди, работающие в условиях высокого риска для здоровья.

Получить льготный можно, предоставив, соответствующий документ в местный орган управления, подчинению которого принадлежит садоводческое товарищество.

Смело осуществляйте покупки земельных участков, не боясь налоговых выплат. Регистрируйте право на собственность участка и своевременно вносите выплаты за земельное угодье. А также не забывайте следить за изменениями законопроектов!

Среди налогов, которые оплачивают физические и юридические лица, земельный налог является очень значимым. Это довольно обширная юридическая тема, к изучению которой надо подходить предельно внимательно. При соблюдении основных законов и рекомендаций, проблем и разночтений возникать не должно.

Базовые понятия и основные особенности

Налоги на землю относятся к т. н. имущественным сборам. В таком случае налицо факт обладания физическим или юридическим лицом земельным участком.

Главная особенность заключается в том, что земельный налог – это т. н. «местный налог». Вот почему решающая роль в его установлении ложится на органы местной власти, и он оплачивается в местные бюджеты.

Объект налога – земельные участки, находящиеся в конкретном муниципальном образовании или же в городах федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.


Как раньше, так и теперь земля остается наиболее важным источником поступлений в казну. Поэтому сам процесс налогообложения осуществляется сепаратно от других видов налогов на имущество, например, от налога на недвижимость. Не следует их путать.

Важность земельного налога напрямую связана с тем, что участки занимают довольно большие территории даже в границах одного административного образования, и они представляют собой большое количество объектов для налогообложения.

Величина налога

Устанавливают ставки данного налога только местные органы власти. Федеральный уровень (ст. 394 НК РФ) предусматривает максимальные грани, выше которых ставка не может быть поднята. Данные ставки напрямую зависят от типа используемого участка. Их расчет составляет:
  • 0,3% – данную ставку называют пониженной. Ее применение допустимо только к землям, четко обозначенным в законодательстве. Это земли сельскохозяйственного предназначения, земли для садоводства и огородничества, земли для ЛПХ, а также для государственных оборонных целей.
  • 1,5% – данная ставка применяется для налога на все прочие типы земель.

При этом следует помнить, что данные ставки на местном уровне могут быть меньше, но больше – никак!


При отсутствии четких ставок на местном уровне, они автоматически приравниваются к установленным в Налоговом кодексе. Ставки более низкого уровня, нежели учтенные в НК – это т. н. льготные ставки. Окончательное решение об их применении – прерогатива представителей региональной администрации того или иного административного образования. Здесь учитывается как конкретная группа или вид плательщиков (плательщика), так и вид конкретного участка или надела.

Местными властями могут быть установлены и дополнительные правила платы данного налога. Однако они не должны идти вразрез со статьями действующего НК.


Рекомендуем также ознакомиться со статьей: .

Основная законодательная база

Для земельного налога характерно большое количество особенностей и правил, которые регулируют не только ставку, но и порядок оплаты. Основная регуляция заключается в отдельной главе НК РФ, а именно в главе 31. Статьи, которые рассмотрены в этой главе, касаются следующих вопросов:
  • налогоплательщиков;
  • налоговой базы, а также определения ее порядка;
  • различных льгот;
  • объекта, к которому применяется налог;
  • порядка расчета суммы к оплате и авансовых платежей;
  • порядка подготовки и подачи деклараций.
Другие отдельные нормативные акты разрабатываются и утверждаются на уровне отдельных субъектов РФ.

Кто платит

Плательщиков таких сборов можно подразделить на две большие группы:
  • Физические лица. К ним относятся просто частные владельцы земли, а также индивидуальные предприниматели (ИП), которые зарегистрированы согласно действующим правилам.
  • Организации, различные коммерческие структуры, иначе говоря, юридические лица. В данном случае форма собственности не важна.
Основными критериями для установления земельного налога выступают:
  • наличие участка (участков) на правах собственности;
  • на правах пожизненного владения;
  • на правах бессрочного и постоянного использования.
Иные формы владения, к которым относятся аренда и безвозмездное срочное пользование, освобождаются от данного вида налогообложения. В этом случае уплата осуществляется теми лицами, которые фактически владеют тем или иным участком, наделом. К ним относятся арендодатели или непосредственные хозяева.

Когда возможны льготы

Льготы относятся к категории мер поддержки государством определенных категорий населения. На федеральном уровне они рассмотрены в статьях 391 и 395 НК РФ.

Полное освобождение от уплаты земельного налога предоставляется юридическим лицам в случаях:

  • владения ими участками определенного типа: для благотворительных целей, для религиозных целей;
  • земли находятся в границах инновационного центра «Сколково»;
  • если участок расположен в свободной экономической зоне.
К категории физических лиц, которые могут быть полностью или частично освобождены от уплаты налога, относятся:
  • инвалиды и ветераны ВОВ;
  • герои России или СССР;
  • участники ликвидации аварии на ЧАЭС и др.
Очень часто льготы устанавливают местные органы власти. В этом случае механизм предоставления льгот осуществляется путем расширения уже существующих на общефедеральном уровне или же изобретаются новые формы подобных мер, которые не противоречат действующему законодательству.

На практике это может быть предоставление скидки, иногда даже до 50%. Снижение ставки налога по сравнению с общими условиями. Иногда полное освобождение от уплаты налога конкретным лицам, как правило, это представители многодетных семей, пенсионеры (см. ).

Новинки, вступившие в силу с 2015 года

Главным новшеством для уплаты земельного налога с 1 января 2015 года является то, что изменилась базовая стоимость, используемая при расчете уплаты. Если раньше в расчет бралась инвентаризационная стоимость участка, то теперь используется кадастровая. Конечно, инвентаризационная была намного меньше. Расчеты осуществляются независимыми оценщиками, которые назначаются местной властью.

В отношении участков, которые находятся в собственности ИП – определение базы налогообложения и определение конечной суммы для выплаты стало прерогативой налоговых органов. Предпринимателям нет нужды подавать декларацию, оплату нужно производить по уведомлению, направленному фискальными органами.

Порядок и сроки оплаты

Физлицам уведомление о налоге, его сроках оплаты направляется по месту жительства представителями налоговых органов. Если по каким-то причинам данные в уведомлении ошибочны, нужно написать на специальном бланке заявление в налоговую службу. Такой бланк приходит вместе с уведомлением.

Если указанные данные подтвердились, то придет новое уведомление.

В текущем году для всех субъектов РФ установлен единый срок уплаты налогов на имущество – не позднее 1 декабря 2017 года.

В случае, когда лицо просрочило сроки уплаты, то ему начисляется пеня за каждый календарный день просрочки. Кроме этого, соответствующими органами работодателю должника может быть послано уведомление о погашении долга за счет зарплаты или иных налогов. В некоторых случаях могут быть применены и дополнительные санкции, например, в виде ограничения выезда за рубеж до полного погашения задолженности.

Форма оплаты

Для того чтобы оплатить земельный налог, можно воспользоваться специальным сервисом на официальном сайте налоговой службы. Для этого нужно:
  • Заполнить реквизиты налогоплательщика (при безналичной форме обязательно указывается ИНН).
  • Выбрать вид налога, который оплачивается , категорию земельного участка, а также тип и сумму платежа (если нужно заплатить пеню, это нужно также указать).
  • Выбрать способ оплаты . Он может быть наличным или безналичным. При оплате наличными нужно сформировать платежное поручение, затем его распечатать и оплатить в любом банке РФ. При оплате по безналу нужно выбрать одну из кредитных организаций, а после перейти на их сайт и совершить оплату.

При подозрении на задолженность

Развеять или подтвердить свои сомнения по поводу задолженности можно несколькими путями:
  • отправиться в территориальный налоговый орган по месту проживания;
  • воспользоваться специальным личным кабинетом на официальном веб-ресурсе соответствующей службы;
  • воспользоваться сервисом Единого портала госуслуг;
  • если дело должника находится в исполнительном производстве, воспользоваться официальным сайтом судебных приставов.

Если нет уведомления

Отсутствие уведомления не означает, что земельный налог платить не нужно. С 2015 года действует закон, согласно которому налогоплательщики должны самостоятельно сообщать в соответствующие органы об имеющейся у них недвижимости. Это можно сделать и с помощью онлайн-сервиса.

За скрытие такой информации предусмотрен штраф – 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту (объектам), которые гражданин скрыл от фискальных органов.

Уведомление может не дойти до налогоплательщика и по иным причинам, например, если указан неверный адрес проживания. Расчет в этом случае будет произведен за 3 года. Иногда почтовая служба также дает сбой в работе. В этих случаях налогоплательщику надлежит обратиться в почтовое отделение, которое обслуживает его адрес и поинтересоваться о письме.

Возможно ли уменьшение суммы земельного налога

Снижение размера обязательных отчислений в казну возможно только в случае уменьшения кадастровой стоимости земли. Сделать это может не только фактический владелец, но и арендатор.

С этой целью необходимо обратиться в арбитражный суд и предоставить пакет необходимых документов. В этот обязательный пакет входит заявление, а также заключения и отчеты о стоимости самого объекта (земли), а также иных объектов недвижимости на ней (если таковые имеются).

Иной способ – это обращение в специальную комиссию, которая рассматривает споры по поводу кадастровой стоимости земельных участков. При этом нужно помнить, что обращаться надлежит в течение 6 месяцев после определения этой стоимости.

Плановая кадастровая оценка/переоценка земель проводится раз в 5 лет.

Что не облагается налогом

Есть ряд земель, которые вообще не облагаются налогом. К ним относятся:
  • земли, на которых расположены заповедники или объекты культурного наследия;
  • земли, полностью изъятые из оборота;
  • земли в пользовании лесных или водных фондов;
  • земли, необходимые для оборонных и общегосударственных целей, а также для работы таможенных служб.

Неуплата налога

Систематическое уклонение от уплаты земельного налога может иметь очень неприятные последствия для неплательщика. Долг и пени будут только увеличиваться, а заплатить их все же придется. Кроме этого, по соответствующему иску в суд участок может быть изъят, а также наложен арест и на другое имущество должника, исходя из суммы долга. Данные должника при этом вносятся в государственный реестр.

При возникновении различных проблем, связанных с уплатой соответствующего налога, можно обратиться и в специальные службы, которые обеспечивают юридическую помощь и поддержку, как предпринимателям, так и обыкновенным физическим лицам.

1. Земельный налог

Налогоплательщики

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве:

Собственности;

Постоянного (бессрочного) пользования;

Пожизненного наследуемого владения.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ними, а в связи с этим определяют налогоплательщиков земельного налога выданные им документы, удостоверяющие право на землю:

Свидетельство о государственной регистрации прав;

Свидетельство оправе собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ «О регулирование земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.93 № 1767 9 (с изм. и доп.);

Государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.91 № 493;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» от 19.03.92 № 177;

Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Если организация или гражданин арендуют землю или пользуются участком на правах безвозмездного срочного пользования, то уплачивать земельный налог им не придется (ст. 388 НК РФ).

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, которые расположены на территории города или района, где введен земельный налог. Исключения составляют земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 389 НК РФ).

Налоговая база.

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка – это рыночная стоимость свободного от улучшений земельного участка или вклад земли в рыночную стоимость земельного участка с его улучшениями.

Установление кадастровой стоимости земельного участка производится посредством государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость определяется на основании кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января календарного года. Согласно постановлению Правительства РФ от 19.08.04 № 418 кадастровую оценку земельного участка ежегодно проводят территориальные органы Федерального агентства объектов недвижимости, которым получено вести Государственный земельный кадастр.

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ, если земельный участок находится в общей долевой собственности, то налоговая база по земельному участку будет пропорциональна доле каждого собственника в общей собственности. Если земля принадлежит нескольким владельцам на праве общей совместной собственности, то считается, что их доли равны. Именно поэтому для определения налоговой базы по такому земельному участку необходимо его кадастровую стоимость разделить на количество собственников данного участка (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Возможно, что организации или предприниматели имеют в общей долевой собственности здание, сооружение, строение и т.д. Помимо этого им принадлежит тот земельный, который занят этими объектами недвижимости или необходим для его использования. В этом случае налоговая база по земле для каждого собственника определяется пропорционально его доле собственности в здании, сооружении, строении (п. 3 ст. 392 НК РФ).

Ставки земельного налога

Ст. 394 НК РФ устанавливает максимальные ставки земельного налога.

0,3% - по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, используемым для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5% - по всем прочим земельным участкам.

Налоговые ставки выражены не в твердой сумме, а в % от кадастровой стоимости земли. В соответствии со ст. 394 НК РФ муниципальные образования могут устанавливать более низкие ставки, а также дифференцировать ставки в зависимости от категории земель и по видам их разрешенного использования.


Налоговые льготы

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рулей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования для следующих категорий налогоплательщиков:

Героев советского союза;

Героев РФ;

Полных кавалеров ордена Славы.

Налоговый период.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год – период с 1 января по 31 декабря. По итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога, причем отчетным периодом является I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом I квартал, полугодие и 9 месяцев являются отчетным периодом только в отношении налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. В отношении налогоплательщиков – физических лиц представительные органы муниципальных образований при установлении земельного налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей.

Порядок начисления и сроки уплаты

После окончания календарного года индивидуальный предприниматель и организации должны предоставить в налоговые органы декларацию по земельному налогу, форму которой утвердило Министерство финансов РФ. Данная форма представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Срок представления не позднее – 1 февраля года, который следует за налоговым периодом. Срок, в который следует перечислить земельный налог в бюджет по итогам года, будет установлен законами муниципальных образований. Законами муниципальных образований могут быть установлены отчетные периоды, каждый из которых равен одному кварталу. Срок представления расчета по авансовым платежам – не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября.

Для физических лиц, которые не являются предпринимателями, налоговая база будет определяться налоговыми органами, которые будут использовать сведения, которые им обязаны представлять органы Роснедвижимости и Росрегистрации. В зависимости от положения местных законов, граждане будут получать уведомления на уплату налога из налоговой инспекции один или два раза в год. В первом случае им придется уплатить сумму целиком за год. Во втором случае эта сумма будет разбита на два платежа.

Если налогоплательщик является владельцем земли не целый год, а только несколько месяцев в году, то при расчете земельного налога применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый по формуле:

Кпон. = количество полных месяцев, в течении которых земельный участок находился в собственности, постоянном пользовании или в пожизненном наследуемом владении ∕ количество календарных месяцев в налоговом периоде.

Если право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения возникло до 15–го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. Если эти права возникли позже 15–го числа соответствующего месяца, тот этот месяц в расчет не принимается. Такой же порядок действует и в отношении льгот.

Если земельный участок используется для осуществления жилищного строительства, то при расчете земельного налога следует применять повышающий коэффициент.

Организации и физические лица, которые закончат строительство (кроме индивидуального) в течение 3 лет, имеют право на возврат части земельного налога, уплаченного ранее. Для того чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую возврату, необходимо пересчитать земельный налог, уплаченный за период строительства. Однако при этом следует использовать коэффициент не 2, а 1. Сумма земельного налога, которая получена в результате такого перерасчета, остается в бюджете, а остальная сумма будет признана излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику или зачету в счет будущих платежей.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). Проще говоря, кадастровая стоимость земли умножается на соответствующую налоговую ставку.

2. Налог на имущество физических лиц

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регламентируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 № 2003-1 и Инструкцией МНС РФ по применению данного закона от 02.11.99 № 54.

Плательщики налогов

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица, являющиеся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Также плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объекты налогообложения