Новый указ президента о субсидиях отменил старый: молодые и многодетные семьи останутся без госпомощи.

В целях совершенствования государственной поддержки молодых и многодетных семей:
1. Установить, что:
1.1. молодым* и многодетным** семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшим на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора, при рождении либо наличии несовершеннолетних детей*** в период погашения задолженности по кредитам****, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, предоставляется финансовая поддержка государства в погашении задолженности по таким кредитам (далее - финансовая поддержка).
Иностранные граждане и лица без гражданства, относящиеся к категории молодых и многодетных семей и постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, пользуются правом на получение финансовой поддержки наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Республики Беларусь;
1.2. заявление и документы, необходимые для получения финансовой поддержки, представляются молодыми и многодетными семьями в местный исполнительный и распорядительный орган после государственной регистрации права собственности на построенное (реконструированное) или приобретенное жилое помещение;
1.3. финансовая поддержка предоставляется в следующих размерах:
молодым семьям при рождении первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего ребенка - 20 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее - бюджет прожиточного минимума);
молодым семьям при рождении второго ребенка или наличии двоих несовершеннолетних детей - 40 бюджетов прожиточного минимума;
многодетным семьям при наличии троих и более несовершеннолетних детей - 50 бюджетов прожиточного минимума.
Финансовая поддержка семьям предоставляется:
при рождении третьего ребенка и последующих детей - в порядке, определенном в абзаце четвертом части первой настоящего подпункта;
при рождении двойни - на одного ребенка из двойни в размере 20 бюджетов прожиточного минимума, на другого - 40 бюджетов прожиточного минимума.
Если в семье до рождения двойни был один ребенок, то на одного ребенка из двойни предоставляется финансовая поддержка в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, на другого - 50 бюджетов прожиточного минимума; если было двое и более детей, то на каждого ребенка из двойни - по 50 бюджетов прожиточного минимума;
при рождении тройни - на одного ребенка из тройни в размере 20 бюджетов прожиточного минимума, на другого - 40 бюджетов прожиточного минимума, на третьего - 50 бюджетов прожиточного минимума.
Если в семье до рождения тройни был один ребенок, то на одного ребенка из тройни финансовая поддержка предоставляется в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, на другого и третьего - по 50 бюджетов прожиточного минимума; если было двое и более детей, то на каждого ребенка из тройни - по 50 бюджетов прожиточного минимума;
1.4. финансовая поддержка предоставляется равными долями в течение срока погашения основного долга по кредиту, установленного кредитным договором, и направляется на погашение суммы основного долга по кредиту, а в случае ее полного погашения - на погашение процентов за пользование кредитом.
При этом размер финансовой поддержки не должен превышать суммы остатка основного долга по кредиту и (или) процентов за пользование им на дату подачи кредитополучателем заявления об оказании финансовой поддержки.
В случае, если сумма рассчитанной в установленном порядке финансовой поддержки или ее остатка, подлежащего направлению на погашение задолженности по кредиту, равна либо превышает сумму остатка основного долга по кредиту и (или) процентов за пользование им, финансовая поддержка предоставляется единовременно на сумму остатка задолженности по основному долгу по кредиту и (или) процентов за пользование им;
1.5. при рождении в семье, получившей финансовую поддержку, ребенка (детей) в период погашения задолженности по кредиту, выданному банком на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения, такая семья вправе снова обратиться за получением финансовой поддержки в соответствии с настоящим Указом;
1.6. финансовая поддержка не предоставляется молодым и многодетным семьям, которые вместе с получением кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений реализовали свое право на получение льготных кредитов, одноразовых безвозмездных субсидий, в том числе безвозмездной финансовой помощи военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления молодым и многодетным семьям при рождении или наличии несовершеннолетних детей финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
3. Совету Министров Республики Беларусь ежегодно при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год предусматривать средства для предоставления молодым и многодетным семьям финансовой поддержки.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие данного Указа распространяется на кредитные договоры, заключенные до и после вступления его в силу.

Президент
Республики Беларусь
А.ЛУКАШЕНКО

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке предоставления молодым и многодетным семьям при рождении или наличии несовершеннолетних детей финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию)
или приобретение жилых помещений

1. Настоящим Положением определяется порядок предоставления молодым и многодетным семьям при рождении или наличии несовершеннолетних детей финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (далее - финансовая поддержка).
2. Финансовая поддержка предоставляется по решению местного исполнительного и распорядительного органа по постоянному месту жительства (месту регистрации по месту жительства) кредитополучателя.
3. Расчет суммы финансовой поддержки производится местным исполнительным и распорядительным органом на дату представления кредитополучателем документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения.
Сумма финансовой поддержки рассчитывается исходя из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь, за последние два квартала перед датой представления кредитополучателем необходимых для получения этой поддержки документов.
4. Для получения финансовой поддержки кредитополучатели после государственной регистрации права собственности на построенное (реконструированное) или приобретенное жилое помещение представляют в местный исполнительный и распорядительный орган следующие документы:
заявление об оказании финансовой поддержки;
копии свидетельств о рождении детей;
копию кредитного договора.
Многодетная семья наряду с перечисленными документами представляет копию удостоверения многодетной семьи.
Представленные кредитополучателем документы о предоставлении финансовой поддержки рассматриваются в местном исполнительном и распорядительном органе и о принятом решении сообщается гражданину в течение одного месяца со дня подачи документов, указанных в частях первой и второй настоящего пункта.
Для принятия решения о предоставлении финансовой поддержки местные исполнительные и распорядительные органы запрашивают следующие справки:
о нахождении кредитополучателя на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату подачи документов, названных в частях первой и второй настоящего пункта, либо на дату заключения кредитного договора - из соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, если кредитополучатель состоит (состоял) на данном учете в местном исполнительном и распорядительном органе не по постоянному месту жительства (месту регистрации по месту жительства);
о нахождении кредитополучателя на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату подачи документов, перечисленных в частях первой и второй настоящего пункта, или на дату заключения кредитного договора - из государственного органа, иной организации, принявшей кредитополучателя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, если кредитополучатель состоит (состоял) на таком учете только по месту работы (службы);
об остатке задолженности по кредиту, включая сумму основного долга и процентов за пользование кредитом на дату подачи кредитополучателем документов, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, - из банка, предоставившего кредит;
о подтверждении государственной регистрации права собственности на построенное (реконструированное) или приобретенное жилое помещение - из территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения этого жилого помещения.
Банк, местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы, иные организации в недельный срок со дня получения запроса направляют требуемые документы в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.
5. Порядок перечисления бюджетных средств на предоставление финансовой поддержки определяется соглашениями, заключаемыми между местными исполнительными и распорядительными органами и банками, осуществившими выдачу кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Указ № 240 об адресных субсидиях на строительство жилья, который в августе придёт на смену указу № 585, может лишить молодые и многодетные семьи денежной поддержки государства. На данный момент люди подписываются под петицией с просьбой продлить действие старого указа. Чиновники признали ошибку и, вероятно, пойдут навстречу нуждающимся в жилье.

Указ № 240 об адресных субсидиях на строительство жилья вступит в силу 7 августа. По нему получить помощь в погашении части кредита на недвижимость смогут льготники, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Причём строго по очереди.

По указу № 585 люди могли не ждать годами своей очереди и льготного кредита, брали заём в коммерческом банке под высокие проценты и начинали строиться.

Потом государство предоставляло компенсацию в виде субсидии. Семье с одним ребёнком — 40 бюджетов прожиточного минимума (7353 рубля), семье с двумя детьми — 80 БПМ (14 705 рубля), многодетным «гасили» 100 БПМ (18 382 рубля).

Получается, что со вступлением в силу нового указа такие семьи останутся без финансовой помощи государства, если дом не успеют сдать в эксплуатацию и жильё не станет собственностью по документам до 7 августа, то есть почти через три недели.

Влезли в кредит под сумасшедшие проценты

Жительница Слуцка Виктория Лагун вместе с мужем и двумя детьми-дошкольниками начала строительство частного дома в микрорайоне «Новодворцы». Сбережений не хватало, поэтому в конце прошлого года семья взяла кредит в коммерческом банке под 21%. Виктория рассчитывала на помощь государства в размере 80 бюджетов прожиточного минимума. Это 14 705 рублей (почти $ 7400). Но до августа достроить дом семья не успевает, поэтому субсидию, если действие 585-го указа не продлят, не получит.

«Мы рассчитывали на эти деньги, поэтому и влезли в кредит под такие сума­сшедшие проценты. Будем ломать голову, чем кормить ребёнка и как платить по счетам», — возмущается Виктория.

Семья Лагун стояла в очереди нуждающихся почти в конце списка. По словам Виктории, очередь строиться могла дойти до них через 10−15 лет. Поэтому решили не скитаться по съёмным квартирам, а решить вопрос с жильём, пока молодые.

Недовольных много

После объявления, что 585-й указ отменят, белорусы стали обсуждать связанные с его отменой трудности на форумах, в СМИ. В интернете на сайте Рetitions. by прошёл сбор подписей против отмены указа.

«Семьи, вступившие в строительство, которые собирали, планировали, рассчитывали на поддержку государства, в одночасье остались с неподъёмными долгами и кредитами. Чиновники не посчитали нужным проинформировать людей заранее о планируемой отмене столь жизненно необходимого указа, многие семьи начали строительство, даже не предполагая, что его отменят», — говорится в обращении.

За несколько дней под петицией подписалось 1288 человек. Администрация сайта 17 июля передала петицию в Администрацию Президента, в Министерство архитектуры и строительства.

Снежана Дубчёнок, активистка на сайте Рetitions. by, акцентировала внимание на том, что в первую очередь нужно поддержать семьи, которые вступили в строительство до 6 июля 2017 года — именно в этот день был подписан указ № 240 и про него узнали белорусы.

По мнению Снежаны, такое решение кажется наиболее реальным в сложившейся ситуации, ведь многие молодые семьи вступили в строительство, рассчитывая на поддержку государства, но остались с долгами. И не каждая семья сможет с ними рассчитаться.

Власти извинились

На недовольство людей по поводу отмены 585-го указа отреагировали чиновники. Анатолий Чёрный, министр архитектуры и строительства Беларуси, 13 июля на встрече с журналистами заявил: «Отмена 585-го указа не имела смысла с 6 августа, срока, который мы обозначили в новом документе. Мы не смогли предусмотреть, что определённая категория людей, которая выстраивала свои бюджеты на строительство жилья, ударится в скалу непонимания. Надо признать, что это серьёзная ошибка, и мы приносим свои извинения. Сегодня подготовлено моё обращение к главе государства продлить действие 585-го указа на период завершения строительства домов, начатых строительством до принятия 240-го указа».

По указу №585 молодые и многодетные семьи, которые стоят в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, могли рассчитывать на помощь от государства при строительстве жилья в кредит, который они брали в коммерческом банке. Сумма материальной помощи была разная, пишет

Например, молодым семьям при рождении первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего дотировали минимум 20, а позже 40 бюджетов прожиточного минимума. Сегодня это 7300 рублей. Многодетным семьям с тремя и более детьми выдавали 50 бюджетов — чуть больше 9000 рублей. На субсидию можно было рассчитывать только после того, как дом сдали в эксплуатацию. Получается, что те, чьи дома не успеют сдать до сентября, субсидию не получат.

— В надежде на помощь государства мы в декабре 2016 года взяли кредит на жилье под драконовскую ставку — 21%. Рассчитывали, что по 585 указу сможем как молодая семья получить господдержку в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, — рассказал tut.by Виктор. — Но получить господдержку не сможем — в одночасье указ 585 просто перестанет действовать. Когда пошли слухи о новом указе президента, я обращался в Министерство архитектуры, но там говорили, скорее всего, он будет работать параллельно с указом №585. А оказалось, его все-таки отменяют. А нам придется выплачивать кредит по полной ставке.

Многие семьи решились строиться только после того, как получили подтверждение из Минстройархитектуры, что 585 указ будет действовать вместе с новым.

— Прежде чем вступить в строительство, мы со знакомыми молодыми семьями обратились в Минстройархитектуры, и там нам сказали, что 585 указ будет действовать наравне с новым указом. Поэтому спокойно вступили в строительство в мае, дом наш должны сдать в конце сентября, — рассказывает молодая мама Снежана. — Банк, в котором мы планировали брать кредит под 12%, выдавал его лишь с условием, что за квартиру внесено уже более 50% своих средств. Недавно мы с мужем оплатили более 60% и кредит собирались брать лишь в августе. Деньги мы долго копили, брали в долг и сильно рассчитывали на 585 указ, чтобы вернуть долги. А теперь выходит, что всех нас кинули. Когда по всем каналам чиновники рассказывали про новый 240-й указ, они ни слова не сказали о том, что старый действовать перестанет. И многие молодые семьи спокойно брали кредиты, чтобы улучшить свои жилищные условия.

В Министерстве архитектуры и строительства пояснили: указ №585 действительно утратит силу через месяц после вступления в силу указа №240.

— Если кто-то не успеет получить финансовую помощь по указу 585, до того как он утратит силу, не получит ее. Это жизнь, — прокомментировал ситуацию начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль . — С указом №240 указ №585 никак не пересекается. По указу 240 получить субсидию граждане смогут только в порядке очереди.

Просим вас не отменять действие Указа Президента от 22 ноября 2007 г. №585 "О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства" так как молодыми семьями будет утрачена реальная возможность решения жилищной проблемы. Данный указ действительно облегчал финансовую нагрузку на семьи и давал возможность приобрести и построить жильё в ближайшей перспективе. Согласно Указа Президента от 4 июля 2017 г. № 240 "О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений", отменяющего действие Указа №585, семьи утрачивают возможность приобретения жилья на вторичном рынке, строительства и покупки индивидуальных жилых домов. Тысячные очереди в исполкомах, рассчитанные только на возможность приобретения жилья, строящегося в рамках госзаказа оттягивают на многие годы возможность приобретения собственного жилья. Многие люди уже вступили в строительство и взяли кредиты в банках, рассчитывая на финансовую помощь согласно Указа №585, и теперь они теряют возможность использовать её, так как жильё ещё не сдано в эксплуатацию.
Указ был отменен в одночасье и молодые семьи вступившие в строительство, которые собирали, планировали, рассчитывали на поддержку государства в одночасье остались с неподъёмными долгами и кредитами. Чиновники не посчитали нужным проинформировать людей заранее о планируемой отмене столь жизненно необходимого указа, многие семьи начали строительство даже не предполагая, что его отменят, т.к. в СМИ писали о разработке новых видов государственной поддержки отдельных категорий граждан и скромно добавляли, что условия поддержки молодых семей не изменяться.
Просим вас рассмотреть наше обращение и проработать варианты поддержки таких семей, например: оставить в силе указ №585 для семей, уже заключивших договор купли-продажи, которые уже приступили к строительству индивидуальных жилых домов, квартир, либо целиком продлить его действие.
Убедительно просим Вас оставить в силе Указ Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 г. № 585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства» для молодых семей, которые уже вступили в строительство, заключили договора купли-продажи и рассчитывали на помощь государства в погашении коммерческих кредитов.
Среди нас, оставивших подписи под этим обращением, люди, заключившие договора покупки жилья, но не успевшие оформить документы для получения финансовой помощи, семьи, приступившие к строительству индивидуальных жилых домов, квартир в рамках долевого строительства, сдача которых в эксплуатацию планируется даже в конце 2018 года. Но мы все доверились Указу №585 и начали движение к собственному жилью. Есть города и поселки, в которых вообще не ведется строительство многоквартирных домов, попадающих под действие Указа №240, и для таких семей возможностью решения жилищной проблемы является только покупка жилья на вторичном рынке и индивидуальное строительство жилых домов. Поэтому убедительно просим вас оставить в силе Указ №585 наравне с Указом №240.

Переменчивое белорусское законодательство расстроило планы многих семей, строящих жилье. Как выяснилось буквально на днях, после вступления в силу нового указа №240 об адресных субсидиях утратит свою силу президентский указ №585 от 22 ноября 2007 года, который позволял молодым и многодетным семьям из числа очередников получать денежную помощь от государства в погашении нельготных кредитов. В связи с возникшими вопросами ситуацию разъяснил Александр Горваль, начальник Управления жилищной политики Минстройархитектуры.

О каких суммах идет речь? По указу №585, при рождении или наличии одного несовершеннолетнего ребенка финансовая помощь государства в погашении нельготных кредитов составляет 40 бюджетов прожиточного минимума (7353 рубля), при рождении или наличии двоих несовершеннолетних детей- 80 БПМ (14 705 рубля), многодетным семьям выплачивают субсидию в размере 100 БПМ (18 382) рубля.

Многие люди уже вступили в строительство, взяли кредиты в банках, рассчитывая на финансовую поддержку государства по 585-му указу. Теперь же они теряют возможность воспользоваться этой поддержкой, если в ближайшее время дом не будет введен в эксплуатацию и не будет получен техпаспорт. Дело в том, что подавать документы на получение финпомощи можно только после оформления жилья в собственность, что невозможно до момента окончания строительства.

В Минстройархитектуры подчеркивают: отмена указа №585 связана с финансовыми обстоятельствами.

- 585-й указ прекращает свое действие с 6 августа (день вступления в силу указа №240. - прим Onliner.by). Те, кто прошел через решение исполкома о предоставлении субсидии, будут получать эту субсидию. Если до этого времени решения не будет, то по данным кредитам субсидии выплачиваться не будут, - пояснил Александр Горваль. - Если говорить о количестве таких граждан, то, по информации «Беларусбанка», за первое полугодие текущего года по 585-му указу 26 человек получили субсидии. Далеко не все обратившиеся получали субсидию. Они выдаются в зависимости от возможностей местного бюджета. Обращение не гарантировало стопроцентную вероятность получения помощи.

Начальник управления Минстройархитектуры пояснил, что указом №240 введен новый механизм господдержки граждан, состоящих на учете нуждающихся и относящихся к льготным категориям населения. Претендующие на господдержку граждане смогут брать кредиты в банках по коммерческим ставкам, а государство будет выделять адресные субсидии на погашение части процентов по таким кредитам, а в отдельных случаях - и на погашение части основного долга. В связи с введением нового порядка было принято решение об отмене указа №585.

«Субсидии будут выплачиваться в порядке постановки на учет, - прокомментировал новшества 240-го указа Александр Горваль. - Ранее по 585-му указу это не предусматривалось, поэтому новая форма господдержки организует и систематизирует выплаты государства тем, кто нуждается в поддержке».