Экономико-географическое положение и его оценка. Тенденции изменения эгп страны в последние годы Что экономико географическое положение страны

К основным категориям экономической географии относится понятие «экономико-географическое положение». Поскольку объектом изучения данного учебной дисциплины является территория нашей страны, охарактеризуем экономико-географическое положение современной России.

Под экономико-географическим положением (ЭГП) России понимается отношение ее территории к внешним (обычно сопредельным или пограничным) природным и антропогенным объектам, имеющим для нее экономическое значение. К внешним природным объектам, влияющим на экономическое развитие России, можно отнести высокие горы, препятствующие свободному транспортно-экономическому сообщению с зарубежными странами; холодные или теплые моря и морские течения, которые омывают побережье России, препятствуя или способствуя развитию отечественного и мирового морского транспорта; судоходные и несудоходные реки; реки как источники гидроэнергии; месторождения полезных ископаемых (топлива и сырья).

К антропогенным объектам, оказывающим влияние на экономическое развитие России, можно отнести экономически и политически развитые (или неразвитые) страны, соседство с которыми позитивно (или негативно) сказывается на уровне торгово-экономических связей; промышленные и сельскохозяйственные районы и базы, мировые транспортные коммуникации, рынки квалифицированной рабочей силы, рынки сырья и сбыта готовой продукции.

Помимо отношения территории России к внешним, экономически значимым для ее развития природным и антропогенным объектам, понятие ЭГП может еще заключать и положение об экономической значимости местоположения России для развития соседних государств и регионов мира.

Российская Федерация (Россия) – федеративное государство, расположенное в восточной части Европы (около 1 / 3 территории страны) и северной части Азии (около 2 / 3 территории страны) и состоящее в настоящее время из 88 субъектов высшего ранга. Территория страны расположена в умеренных и высоких широтах Северного полушария. Россия – крупнейшее по территории государство мира (ее площадь составляет 17 млн 75 тыс. км 2). Приведем для сравнения следующие данные: площадь поверхности Земли составляет 510,2 млн км, 2 в том числе площадь суши – 149,1 млн км. 2 Площадь упраздненного СССР составляла 22,4 млн км. 2 Площади крупнейших государств мира таковы: Канады – 9,97 млн, Китая (КНР) – 9,6 млн, США – 9,364 млн, Бразилии – 8,5 млн, Австралийского Союза – 7,7 млн, Аргентины – 2,8 млн км. 2



В меридиональном направлении территория России в разных своих частях простирается на 2,5-4,0 тыс. км (от архипелагов в холодных морях Северного Ледовитого океана до побережий сравнительно теплых Азовского, Черного, Каспийского и Японского морей), а в широтном направлении – примерно на 9 тыс. км (от анклавной Калининградской области до Чукотки).

Крайние точки территории России: на севере – мыс Фли́гели на острове Рудо́льфа в архипелаге Земля Фра́нца-Ио́сифа (крайней северной материковой точкой является мыс Челю́скин на полуострове Таймы́р); на юге – северный склон высокогорного массива Базардюзю́ на Главном Кавказском хребте, на границе с Азербайджаном; на западе – Балтийская коса на стыке Калининградского и Гданьского заливов, на границе с Польшей; на востоке – небольшой остров Ратма́нова (площадью всего около 10 км 2) в архипелаге Диоми́да (острова Гвоздева) в Беринговом проливе (крайней восточной материковой точкой является мыс Дежнёва на Чукотском полуострове).

Громадность территории России хорошо иллюстрируется следующими данными: 1) наша страна имеет общую сухопутную границу с 14 странами мира и еще с 2 странами имеет только морскую государственную границу (ближайшие «преследователи» России – КНР и Бразилия – граничат по суше с 13 и 10 странами соответственно); 2) в пределах нашей страны расположено 11 из 24 часовых поясов Земли; 3) побережье нашего государства омывают воды 12 морей 3 океанов (Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического) и еще одного бессточного моря-озера (Каспийского); 4) общая протяженность береговой морской линии России, включая протяженность береговой линии морских островов, составляет 108 тыс. км.

Общая протяженность государственных границ России (без учета протяженности береговой линии морских островов, принадлежащих нашей стране) составляет 58,6 тыс. км, в том числе сухопутных – 14,3 тыс. км, морских – 44,3 тыс. км. Протяженность морской государственной границы России составляет 75,6% от ее общей протяженности.

Государственная граница России на западе в основном сухопутная. Она простирается с севера на юг. От побережья залива Вара́нгер-фьорд в Баренцевом море и до Керченского пролива, соединяющего Азовское и Черное моря, Россия граничит по суше с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией и Украиной. На этом протяженном отрезке западной границы Россия имеет неширокие выходы к Финскому, Калининградскому и Ку́ршскому заливам Балтийского моря.

К югу от Керченского пролива западная граница России протягивается вдоль побережья Черного моря до устья пограничной с Грузией (Абхазией) реки Псо́у. Со странами-соседями первого порядка на западе (исключая Латвию и Белоруссию) Россия имеет также общую морскую границу (проходящую по Баренцеву, Балтийскому, Азовскому и Черному морям).

По условиям рельефа западная граница России удобна для транспортного сообщения, так как протягивается по Русской равнине. Моря, омывающие Россию с запада, замерзают ненадолго или не замерзают совсем.

Государственная граница России на юге преимущественно сухопутная. В целом она простирается в западно-восточном направлении. На пространстве от устья реки Псоу и до устья реки Тумы́ньцзян, впадающей в Японское море, Россия по морю и суше имеет общую границу с Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, затем только сухопутную границу с КНР и Монголией, и сухопутную и морскую границу с Северной Кореей (КНДР).

Южная граница России имеет несколько специфических особенностей. Во-первых, здесь находится самая протяженная в мире межгосударственная граница России с Казахстаном (морской и сухопутный участки длиной почти 7600 км) и самая короткая межгосударственная граница России (с КНДР, общей длиной около 40 км, в том числе сухопутный участок – до 20 км). Во-вторых, межгосударственная граница России с КНР состоит из двух изолированных участков – западного (в труднодоступных горах Алтая, протяженностью до 50 км) и восточного (в основном по судоходным рекам Аргунь, Амур и Уссури, протяженностью около 4260 км). В-третьих, через бессточное Каспийское море Россия имеет выход не только в Казахстан и Азербайджан, но и в Туркменистан и Иран, которые не граничат с нашей страной по суше.

На большом протяжении южная граница России трудна для транспортного сообщения по условиям рельефа. На Кавказском перешейке из-за сложного высокогорного рельефа используются всего два меридиональных железнодорожно-автомобильных круглогодичных прохода (по берегам Черного и Каспийского морей) и три сезонных автомобильных прохода (Военно-Грузинская, Военно-Осетинская и Военно-Сухумская дороги).

Сложны для транспортного освоения приграничные высокогорья Алтайских гор, Западных и Восточных Саян, а также хребты Забайкалья.

Восточная государственная граница России морская. По акватории Тихого океана граница простирается с юга на север. Она пересекает Японское море, пролив Лаперу́за (между российским островом Сахалин и японским островом Хокка́йдо), южную часть Охотского моря и Курильские проливы. На этом отрезке акватории Россия имеет общую морскую границу с КНДР и Японией. Затем морская граница России огибает с западной стороны Курильские острова, Камчатский и Чукотский полуострова с прилегающими к ним островами (Командорскими, Кара́гинским) и по Беринговому морю выходит к архипелагу Диомида в Беринговом проливе. В этом архипелаге российский остров Ратманова отделяется от острова Крузенште́рна и скалы Фэруэ́й (США) проливом шириной в несколько морских миль.

Северная государственная граница России также морская. Она оконтуривает российский сектор Арктики (площадь этого сектора составляет около 9 млн км, 2 в том числе 6,8 млн км 2 приходится на водное пространство).

Основанием российского сектора Арктики является побережье Северного Ледовитого океана, боковыми гранями – меридианы, отходящие к Северному полюсу от залива Варангер-фьорд и полуострова Рыбачьего (примерно 32° в. д., граница России и Норвегии) и архипелага Диомида (169° з. д., граница России и США), а вершиной – Северный полюс.

В российский сектор Арктики включаются акватории Белого, Баренцева (частично), Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского (частично) морей. Кроме того, к российскому арктическому сектору принадлежат архипелаги и острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, Вра́нгеля, Колгу́ев, Вайга́ч и многие другие.

Северная и восточная границы России почти на всем протяжении весьма сложны для развития морского судоходства по причине исключительной суровости морей Северного Ледовитого и Тихого океанов (длительный ледостав, большая мощность льда, штормовые ветры, а в морях Тихого океана – тайфуны, циклоны и цунами).

После развала СССР сложной проблемой для России стала необустроенность новой государственной границы на смежности с бывшими союзными республиками, а ныне независимыми странами. Незащищенность и прозрачность многих участков новой государственной границы России приводит к серьезным негативным последствиям: 1) ослабляется экономическая безопасность страны (нелегальный, а значит беспошлинный ввоз товаров из-за рубежа, продаваемых внутри нашей страны по заниженным ценам, подрывает отечественных товаропроизводителей; нелегальная и неконтролируемая трудовая миграция); 2) ухудшается и без того не простая криминогенная обстановка в нашей стране по причине нелегальной миграции криминальных элементов, контрабанды оружия, валюты, драгоценностей и наркотиков; 3) осложняется общественно-политическая обстановка в некоторых регионах нашей страны по причине вторжения в их пределы вооруженных бандформирований (неоднократные вторжения крупных банд чеченских боевиков из Закавказья на территорию Южного федерального округа); 4) страны Европейского Союза (ЕС) отказываются облегчать условия для доступа на свою территорию российских граждан до тех пор, пока государственная граница России не будет обустроена по мировым стандартам на всем ее протяжении.

В настоящее время осуществляются меры по укреплению наиболее уязвимых участков государственной границы России. В высокогорьях Большого Кавказа создаются и обустраиваются погранзаставы и пункты пограничного пропуска на границе с Грузией и Азербайджаном. Урегулированы давние пограничные споры с КНР, и практически вся российско-китайская граница теперь демаркирована (то есть на этой границе установлены пограничные знаки). Полностью делимитирована (то есть точно определена на местности) государственная граница России с Казахстаном. Современное техническое обустройство и международно-правовое оформление слабо защищенных участков новой государственной границы России – чрезвычайно дорогостоящее и сложное дело, требующее больших затрат и по времени.

До сих пор остаются неурегулированными вопросы о прохождении государственной границы России с новыми государствами Прибалтики (особенно с Эстонией и Латвией), а также о прохождении морской границы между Россией и Украиной на Азовском море и в Керченском проливе. Россия и другие прикаспийские страны пока не определили свои границы в акватории Каспийского моря, богатого залежами углеводородного сырья.

ЭГП России и ее регионов, как и вообще любой территории – исторически изменчивая категория. ЭГП территории может изменяться во времени вследствие воздействия тех или иных природных и антропогенных факторов.

Хорошим примером влияния на ЭГП природных и антропогенных факторов является Мурманская область России. Известно, что благодаря ответвлению теплого течения Гольфстрим Кольский залив Мурманской области, расположенный за Северным полярным кругом, зимой практически не замерзает. Однако до построения в 1916 г. морского порта в Кольском заливе и проведения железной дороги в Романов-на-Мурмане это благоприятное природное условие никак не использовалось. Поэтому территория нынешней Мурманской области имела в то время не выгодное ЭГП. В настоящее время на побережье Кольского залива построены крупные морской и рыболовный порты, функционирующие круглогодично. Следовательно, внешний природный фактор (теплое морское течение в холодных арктических широтах) обуславливает теперь выгодное ЭГП Мурманской области как одного из четырех морских транспортных «окон» России на запад. Вместе с тем, в последние годы учеными-океанологами обнаружена тенденция похолодания теплого течения Гольфстрим. Если похолодание Гольфстрима не прекратится, то уже в обозримом будущем станет замерзать не только Кольский залив, но и северо-восточное побережье Норвегии. В таком случае ЭГП Мурманской области и всего Северного экономического района заметно ухудшится.

Примером благотворного влияния на ЭГП территории антропогенного фактора может служить российско-норвежская государственная граница, пересекающая мохово-лишайниковую и кустарничковую тундру и лесотундру на протяжении примерно 200 км. Еще 5-7 лет тому назад эта граница не имела сколько-нибудь ощутимого практического значения для развития Мурманской области и Северного экономического района в целом. Но после открытия современного международного автотранспортного перехода на границе России с Норвегией торгово-экономические связи расширились, а ЭГП Мурманской области и Северного экономического района улучшилось.

К этому добавим, что реализация существующих проектов по трубопроводной транспортировке углеводородного сырья из Западной Сибири к Кольскому заливу и созданию на его берегах крупных нефтеэкспортных комплексов сделает ЭГП Мурманской области поистине уникальным.

Важная черта ЭГП – потенциальный характер этой категории. Действительно, выгодность ЭГП той или иной территории может быть «законсервированной» и далеко не всегда реализованной. Мы уже знаем, что 100 лет назад ЭГП нынешнего Мурманского берега оценивалось как очень низкое, а теперь оно достаточно высокое. То же самое относится и к оценке ЭГП Северного морского пути (СМП) – самого короткого морского пути от западных до восточных границ России. Когда не было морского порта Мурманска – нынешнего начального пункта СМП – и уровень развития науки и техники в мире был невысоким, то экономическая значимость этого водного пути была ничтожной. Хотя было известно, что расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП 14 280 км, а через Суэцкий канал – 23 200 км.

Научно-технический прогресс и создание атомного ледокольного флота изменили ЭГП СМП – современные грузовые суда преодолевают расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока менее чем за месяц, а срок активной навигации увеличился до 4 месяцев. После модернизации и переоснащения главных пунктов СМП, этот путь может иметь большое международное значение. Ведь доставка грузов по СМП из стран Восточной Азии в Западную Европу и в обратном направлении намного короче по расстоянию и затратам времени, чем все ныне действующие мировые водные коммуникации.

Другая важная черта ЭГП – дистанционность этой категории, то есть необходимость определения расстояний между регионами. Беспрепятственное сообщение между регионами по кратчайшим расстояниям есть важнейшее условие при оценке благоприятности ЭГП территории. При этом должна учитываться пропускная способность транспортной сети, степень ее загруженности, а также скорость и стоимость перевозок.

ЭГП территории – сложная понятийная система в географии, представленная несколькими взаимосвязанными компонентами. По отношению к основным элементам общественного производства выделяются следующие компоненты ЭГП: 1) транспортно-географическое положение (ТГП); 2) промышленно-географическое положение (ПрГП); 3) аграрно-географическое положение (АГП); 4) рыночное положение (РП); 5) демогеографическое положение (ДГП); 6) рекреационно-географическое положение (РГП).

ЭГП такой огромной страны, как Россия, оценить сложно в силу чрезвычайной неоднородности и специфичности географического местоположения ее регионов. Поэтому оценку ЭГП и его компонентов осуществляют на макроуровне (оценка по отношению ко всей территории страны) и мезоуровне (оценка по отношению к отдельным крупным регионам страны).

К важнейшим компонентам ЭГП территории относится ТГП. Под ТГП территории понимается как ее расположение по отношению к внешним транспортным коммуникациям (наземным, водным и воздушным), так и возможность использования данной территории для мировых транзитных грузо- и пассажироперевозок, прокладки трубопроводов, судоходных каналов, линий высоковольтных электропередач и телекоммуникационных линий.

В современном мире удобное ТГП во многом определяет характер социально-экономического развития государств. Например, бывшая советская республика Латвия, а ныне суверенное государство, на протяжении всего 15-летнего периода независимости обеспечивает свое безбедное существование посредством эксплуатации удобного ТГП и созданных еще в советское время транспортных коммуникаций. За счет доходов от экспортно-импортных грузоперевозок (в основном российской нефти, поступающей по трубопроводу в Ве́нтспилсский морской порт) в значительной степени формируется государственный бюджет Латвии. Однако удобное ТГП Латвии относительно потоков российской нефти в настоящее время меняется в худшую сторону. Большие валютные расходы за нефтяной транзит через Латвию заставили Россию построить крупный нефтеэкспортный комплекс в Приморске (Ленинградская область). Тем самым Россия существенно ослабила свою транспортную зависимость от Латвии, а бюджет Латвии лишился части транзитной прибыли.

В современном мире выгодное ТГП государств (например, их нахождение на пересечении международных морских коммуникаций), в высокой степени вовлеченных в мировые хозяйственные связи, определяет возникновение и развитие производств, не характерных для этих государств исходя из структуры природно-ресурсного потенциала. Например, Сингапур – крупный центр мировой нефтеперерабатывающий промышленности, хотя в этом мини-государстве совсем нет собственной нефти. Главная причина возникновения в Сингапуре мощной нефтепереработки – близость к богатому нефтью Бруне́ю и удобное ТГП Сингапура на морских путях, по которым перевозятся огромные потоки нефти из стран Персидского залива в Японию. Сходный пример в Вест-Индии – создание крупных нефтеперерабатывающих заводов на Нидерланских Антильских островах в Карибском море, лежащих на путях морской перевозки нефти из Венесуэлы в США.

Российским примером использования выгодного ТГП территории является создание крупного металлургического производства в Череповце (Вологодская область). Как известно, ни в Вологодской области, ни в ближайшем ее окружении нет промышленных запасов топлива и сырья, необходимых для развития черной металлургии. Однако, во-первых, Череповец оказался удобно расположенным на встречных потоках первичного сырья и топлива. В советское время первичное сырье поставлялось в Череповец как с юга (железные и марганцевые руды Украины), так и с севера (железные руды Карелии и Мурманской области). Точно также поставлялось и топливо (коксующийся уголь) – с Донбасса на юге и Печорского бассейна на севере. Во-вторых, Череповец удобно располагался по отношению к крупным машиностроительным центрам (Москве и тогдашнему Ленинграду, теперь Санкт-Петербургу) как поставщикам вторичного сырья (металлолома) и потребителям металлургической продукции. Таким образом, выгодное ТГП Череповца по рассмотренным выше параметрам наряду с наличием достаточного количества трудовых ресурсов и запасов местных природных ресурсов (известняков, воды) стало причиной возникновения промышленных гигантов – металлургического комбината и сталепрокатного завода (ныне АО «Северсталь»).

При оценке современного ТГП России на макроуровне следует констатировать, что территория нашей страны, особенно после развала СССР, оказалась «отодвинутой» от важнейших мировых транспортных коммуникаций еще дальше на север и восток. Связано это с потерей удобных выходов к незамерзающим и кратковременно замерзающим морям, территориальным отдалением России от высокоразвитых стран Западной Европы, а также усложнением политико-правовых, технических и экономических проблем в деятельности наземного транспорта по обслуживанию связей с этими странами.

Несмотря на то, что Россия имеет широкий выход в Мировой океан и гигантскую протяженность береговой морской линии, экономическая значимость приморского положения страны не столь весома. Дело в том, что почти все моря, омывающие побережье России, относятся к категории длительно замерзающих. Так, моря Северного Ледовитого океана большую часть года скованы льдом (не замерзает только юго-западная часть Баренцева моря, находящаяся под влиянием теплого течения). Средняя толщина морского льда в этих морях составляет 2 м. Охотское и Берингово моря Тихого океана замерзают на 8 месяцев (кроме южной части Берингова моря, свободной ото льда круглый год). Заливы российского побережья Японского моря замерзают на 3-4 месяца. Однако, несмотря на это, залив Петра Великого (с несколькими внутренними заливами и бухтами) используется для круглогодичного захода судов, а расположенные на его берегах морские порты Владивосток, Находка и Восточный работают непрерывно. Понятно, что суровый характер северных и восточных морей России серьезно препятствует развитию судоходства.

Балтийское море омывает побережье России на востоке и юго-востоке. Самая восточная часть Балтийского моря представлена глубоко вдающимся в сушу Финским заливом, покрытым льдом на протяжении 4 месяцев (максимум 6 месяцев). Замерзаемость Финского залива связана с удаленностью от открытой части Атлантического океана и его теплого течения Гольфстрим.

Юго-восточная часть Балтийского моря, обращенная к побережью Калининградской области России, чаще всего свободна ото льда в течение всего года. Однако это редкое для России природное преимущество снивелировано сложившимися в постсоветское время геополитическими реалиями: Калининградская область имеет сегодня тупиковое положение относительно основной территории России. Зарубежные грузы, поступающие в порты Калининграда и Балтийска, не могут беспрепятственно доставляться на основную территорию страны, так как облагаются таможенными пошлинами в Литве.

Препятствием для широкого развития морского судоходства в Азовском море является его мелководность (средняя глубина 7 м). Кроме того, море замерзает на 2-3 месяца (но толщина льда незначительная). На Азовском море расположены российские порты Таганрог, Азов, Ейск и Темрюк.

Черное море у побережья России не замерзает. Россия имеет здесь три порта – Новороссийск, Туапсе и Сочи (последний – пассажирский порт).

Северная часть российского побережья Каспийского моря на 2-3 месяца покрывается маломощным слоем льда. Здесь расположены морские порты Астрахань (в дельте Волги), Оля́ и Лага́нь (последние два порта строятся и частично эксплуатируются). Расположенный на западном берегу Каспийского моря Махачкалинский порт не замерзает и действует круглый год.

Таким образом, Россия располагает всего 6 незамерзающими морскими грузопассажирскими портами (Балтийск, Калининград, Махачкала, Мурманск, Новороссийск, Туапсе) и еще 6 морскими грузопассажирскими портами (Владивосток, Восточный, Выборг, Находка, Приморск, Санкт-Петербург), которые функционируют круглогодично, несмотря на ежегодную замерзаемость их акваторий. Столь незначительное количество действующих морских портов на гигантском по протяженности морском побережье России резко снижает ценность ее приморского ТГП и никак не отвечает потребностям развития современной экономики.

Чтобы оценить ТГП России на макроуровне относительно внешних транспортных коммуникаций (наземных, водных и воздушных), укажем, что основные мировые коммуникации проходят южнее территории нашей страны и направлены из разных частей планеты в Западную Европу, Северную Америку и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особенно в Японию, КНР, Южную Корею, Тайвань.

Заметное улучшение ТГП России на макроуровне могло бы произойти при активном задействовании территории страны в международных трансконтинентальных (из Европы в Азию и обратно) грузо- и пассажироперевозках с использованием железнодорожного транспорта (по Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям), морского транспорта (по Северному морскому пути) и воздушного транспорта (воздушное пространство нашей страны частично уже освоено ведущими мировыми авиакомпаниями).

На мезоуровне ряд крупных регионов России, при условии модернизации транспортной инфраструктуры, имеет достаточно благоприятное ТГП.

Существенную роль для развития торгово-экономических связей России со странами Западной Европы и Северной Америки играют внутренние моря Атлантического океана (Балтийское, Черное и Азовское). Однако на Балтийском море для России стали теперь иностранными (а значит, требующими валютной оплаты за предоставленные транспортные услуги) круглогодично функционирующие бывшие советские порты Таллин, Па́лдиски, Пя́рну, Рига, Ве́нтспилс (один из крупнейших по грузообороту портов СССР), Лие́пая, Кла́йпеда. На Черном и Азовском морях стали зарубежными морские порты Ильичёвск, Одесса, Николаев, Херсон, Евпатория, Севастополь, Феодосия, Ялта, Керчь, Мариуполь и Бердянск, а на Дунае – речные порты Ре́ни, Измаил, Кили́я и Ви́лково. Кроме того, на Черном море заграничными портами для России стали бывшие советские (грузинские) порты Батуми, Сухуми и Поти, а также построенный недавно нефтеэкспортный порт Супса́.

На Балтийском море, кроме уже названных морских портов, за Россией остались небольшие по грузообороту морские порты Ломоносов, Кронштадт, Высоцк, Приморск, Усть-Лу́га (последние два порта – в стадии строительства и частичной эксплуатации), расположенные на побережье Финского залива.

Потеря лучших транспортно-географических возможностей выхода в Мировой океан произошла только на западной границе России и не затронула бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов и Каспийское море.

Неблагоприятные изменения произошли в осуществлении экономических связей России со странами Западной Европы через территории бывших союзных республик СССР, а ныне суверенных государств, по железным и автомобильным дорогам и с помощью магистрального трубопроводного транспорта. Россия потеряла большую часть специально оборудованных железнодорожных и автомобильных пропускных пунктов на бывшей западной границе СССР, а условия использования нашей страной транспортной инфраструктуры новых независимых государств стали предметом постоянной торговли и причиной возникновения политико-правовых недоразумений (особенно в отношениях России с Литвой, Украиной, Белоруссией, а также с Польшей). Россия попала в сильную «трубопроводную» зависимость от Украины по поставкам нефти и природного газа в Западную Европу.

В постсоветское время по инициативе США в Азербайджане и Грузии были построены новые трубопроводные системы для транспортировки нефти из месторождений Каспийского моря к портам Черного и Средиземного морей (Баку – Супса, Баку – Джейха́н) в обход территории России, что еще более отдалило нашу страну от мировых транспортных коммуникаций.

В целях улучшения ТГП и ослабления «трубопроводной» зависимости России от сопредельных государств был построен газопровод «Голубой поток» (Северный Кавказ – Турция) по дну Черного моря (в обход территории Грузии). Россия приступила к строительству крупного Северо-Европейского магистрального газопровода в Западную Европу по дну Балтийского моря (в обход территории Украины и других «проблемных» транзитных стран).

В настоящее время в России осуществляется строительство крупного магистрального нефтепровода из Сибири в КНР и разрабатывается проект строительства трубопровода из Сибири к незамерзающему Кольскому заливу Мурманской области. Реализация этих проектов значительно укрепит ТГП России и ослабит ее транспортную зависимость от стран-транзитеров.

Кратко охарактеризуем другие компоненты ЭГП. Под ПрГП России понимается положение территории нашей страны относительно мировых и региональных центров обрабатывающей промышленности. Нынешнее ПрГП России нельзя признать удачным. Среди 14 стран – соседей России первого порядка – имеются только две экономически развитые капиталистические страны – Норвегия и Финляндия (последняя – член ЕС). Но по масштабам промышленного производства Финляндия и Норвегия далеко уступают европейским и мировым лидерам. К тому же граница России и Норвегии находится в суровом по климату Заполярье, на северной периферии обеих стран.

Ближайшие соседи России – в основном страны с переходной экономикой (страны Балтии, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан). К числу соседних стран с динамично развивающейся экономикой социалистического типа относится КНР. Однако КНР граничит с Россией своими северными, наименее освоенными и экономически развитыми, провинциями. Кроме того, между Россией и КНР нет тесной взаимосвязи в сфере обрабатывающей промышленности. КНР вывозит в Россию дешевый ширпотреб, а ввозит промышленное сырье. Существенно подрывают экономику Дальнего Востока контрабандный вывоз в КНР различных видов сырья (особенно деловой древесины, пушнины) и массовая нелегальная трудовая миграция, с которой связана серьезная демографическая проблема (китаизация Дальнего Востока).

АГП России – положение территории нашей страны относительно крупных районов сельскохозяйственного производства и продовольственных баз в смежных странах. АГП России в сравнении с ПрГП выглядит предпочтительнее, так как по периметру южной и юго-западной границы России располагаются страны с менее суровыми агроклиматическими условиями, позволяющими возделывать более широкий ассортимент сельскохозяйственной продукции, необходимой нашей стране. Вместе с тем, выгодность современного АГП России снижается из-за того, что экономика многих стран – южных и юго-западных соседей первого и второго порядка – находится далеко не в лучшем состоянии. Кроме того, некоторые отрасли агропромышленного комплекса этих стран ныне переориентированы с российского рынка на мировой. Например, после развала СССР бывшие среднеазиатские республики стали поставлять хлопок-сырец не в Россию, а на мировой рынок (тем самым текстильная отрасль нашей страны лишилась традиционного сырья и оказалась в глубоком кризисе). Поставлявшиеся в Россию некоторые другие виды агропромышленной продукции (в частности, грузинские и молдавские вина) оказались недоброкачественными и были запрещены.

РП России – положение территории нашей страны относительно внешних рынков сбыта готовой продукции и рынков промышленного сырья. Потенциальные региональные рынки сбыта товаров производственного и потребительского назначения расположены в ближайшем окружении России (новые независимые государства на территории бывшего СССР, страны Восточной и Южной Европы). Однако современное положение России относительно рынков сбыта готовой продукции недостаточно благоприятное в силу известных сложностей в развитии российской экономики. При поступательном развитии отечественной экономики положение России относительно рынков сбыта готовой продукции будет неуклонно улучшаться.

Положение России относительно мирового рынка промышленного сырья (минеральные и топливно-энергетические ресурсы) определяется тем, что Россия как великая сырьевая держава мало зависит от поставок с этого рынка, а в перспективе сама будет оказывать все большее экономическое воздействие на формирование мирового сырьевого рынка.

ДГП России – это положение территории нашей страны относительно сгустков населения, трудовых ресурсов и очагов технической культуры, расположенных в ближних и дальних странах. В ближайшем окружении России расположены страны с многочисленным населением и крупными рынками рабочей силы (КНР, страны Средней Азии и Закавказья, Турция, Украина). В Россию из этих стран мигрирует рабочая сила в основном с низким уровнем квалификации (тогда как наша страна нуждается в квалифицированных специалистах). В некоторых регионах России трудовая миграция из стран Азии начинает нарушать исторически сложившийся национальный и конфессиональный состав населения и ухудшать криминогенную обстановку. Все это позволяет утверждать о не благоприятности нынешнего ДГП России.

РГП России – положение территории нашей страны относительно крупных международных зон отдыха и туризма. Ближайшие к России международные рекреационные зоны располагаются на Украине и в других странах Причерноморья (Болгария, Грузия) и Средиземноморья (Турция, Греция, Кипр, Египет). Рекреационные зоны Грузии (особенно Абхазии и Аджарии) в настоящее время почти не используются по причине военно-политической нестабильности в регионе. Рекреационные зоны причерноморских и средиземноморских стран ныне вполне доступны российским отдыхающим и туристам благодаря авиационному транспорту. При оценке РГП России имеют значение время, затраченное на проезд до места отдыха и транспортные расходы рекреантов, а также безопасность отдыха в государствах, в которых находятся зоны рекреации (отсутствие террористической опасности).

Важной проблемой современной экономической географии является разработка единых критериев для синтетической (возможно, стоимостной или балльной) оценки ЭГП России, складывающейся из общей характеристики границы и совокупной оценки отдельных компонентов ЭГП. Пока же однозначно оценить ЭГП России невозможно. Если исходить из разделения понятия ЭГП России на виды в зависимости от положения территории нашей страны по отношению к внешним природным и антропогенным объектам, то отдельные регионы России будут иметь более или менее выгодное с экономической точки зрения приморское положение (Северо-Западный регион, Северный Кавказ, Приморье), другие – невыгодное или маловыгодное периферийное, окраинное, глубинное и континентальное положение (большинство районов Урала, Сибири и Дальнего Востока).

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • содержание понятия "экономико-географическое положение";
  • основные виды географического положения и место в нем экономико-географического положения;
  • историю формирования учения об экономико-географическом положении;
  • основные подходы к оценке экономико- и политико-географического положения;

уметь

  • давать характеристику экономико-географического положения отдельных стран, регионов и населенных пунктов;
  • строить графы железных дорог крупных экономических районов для оценки выгодности экономико-географического положения;
  • характеризовать макро-, мезо- и микроположение административных центров

региона – субъекта Российской Федерации;

Применять исторический подход к анализу экономико-географического положения различных объектов;

владеть

  • навыками определения "топологического расстояния";
  • приемами изучения изменения экономико-географического положения во времени;
  • способами количественной оценки экономико-географического положения;
  • методикой оценки различных видов экономико-географического положения.

Географическое положение и экономико-географическое положение

Понятие "географическое положение" является ключевым для всей системы географических наук. Собственно, география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его (например, мореплавателю), но и объяснить некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейшим элементом географического исследования является установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемых именно их местоположением.

Положение на земной поверхности, определяемое в системе географических координат (градусах широты и долготы), дающее наиболее точный адрес объекта, – это математико-географическое положение.

Положение одних природных объектов относительно других, оказывающих на них существенное влияние, называют физико-географическим положением. Таково, например, положение по отношению к господствующим направлениям ветра островов – наветренных и подветренных.

Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающее морс, судоходная река, месторождение полезного ископаемого, лесной массив, ареал природно-очаговых заболеваний), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных и межблоковых отношений вызывает необходимость применения категории "политико-географическое (геополитическое) положение" (ПГП).

Понятия "географическое положение", "политико-географическое положение" использовались в XIX в. Их значения анализировались в общем виде и на конкретных примерах в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, среди географов – d). Ратцелем. Категория ЭГП была предложена в СССР на рубеже 20–30-х гг. XX в. И. Алкиным и позднее детально разработана Η. Н. Баранским, И. М. Маергойзом и рядом других авторов. Но без оформления специальным термином она применялась и раньше. Так, в книге Η. П. Огановского "Популярные очерки экономической географии СССР" (1926) читаем: "Географическим положением называется близость данной страны к морям и океанам, но которым проходят мировые торговые пути, а также к странам, торговые сношения с которыми представляют большую выгоду". Это определение характеризует только частный случай ЭГП – и с точки зрения объекта (страны в целом), и исключительно с точки зрения удобства межгосударственных экономических связей.

Н. Н. Баранский обращал внимание на то, что ЭГП – это "отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, – все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории..." Он писал: "Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (или района, города, вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным)".

Η. Η. Баранский считал, что ЭГП имеет крупнейшее методологическое значение: "Место, занимаемое любым ареалом, – будет ли то страна, район, город и т.д. – в системе географического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением". И еще одно важное положение Η. Н. Баранского заключается в том, что ЭГП, как и прочие моменты экономико-географического порядка, должно рассматриваться в плане историческом. Иначе говоря, экономико-географическое положение, в отличие от положения математического и положения физико-географического, есть категория историческая, и она должна быть каждый раз определена в координатах времени. Это значит, что здесь надо рассуждать с точки зрения определенной эпохи, определенных исторических условий.

Непреходящее значение имеют глубокие разработки положений теории ЭГП в трудах И. М. Маергойза (в основном первая половина 1970-х гг.). Он писал: "Экономико-географическое положение – сложная, генетически взаимосвязанная совокупность территориальных отношений, важных ныне или могущих стать важными для экономического развития объекта и для формирования таких объектов, как страны и районы, для их территориальных структур... ЭГП с самого начала понимается как система территориально-временных отношений, причем весьма динамичных (что затрудняет ее изучение)... Отсюда возрастающая динамичность ЭГП – самостоятельного понятия, хотя тесно связанного с культурно- географическим, политико-географическим, а также и с военно-географическим положением".

"В современном ЭГП заложены многие черты будущего, подобно тому, как во “вчерашнем” положении мы находим причины того, почему таким стал наш объект сегодня, – считал И. М. Маергойз. – Поэтому изучить сегодняшнее положение объекта – значит в известной мере определить, каким может стать объект завтра, т.е. найти одну из составляющих прогноза его развития под влиянием внешних сил".

В наиболее формализованном виде географическое положение есть положение объектов, фиксируемое на карте в двухмерном пространстве земной поверхности. В физической географии, реже в экономической, оценивается и третье измерение – абсолютная или относительная высота. На карте все объекты изображаются как точечные, линейные (внемасштабными условными знаками) или площадные (контурные, занимающие определенный ареал). Фактически, конечно, и точечные, и линейные объекты на мелкомасштабной карте (населенный пункт, многополосная автострада) занимают площади, но при соответствующем масштабе исследования этим обстоятельством можно пренебречь. Тогда возможны следующие варианты взаиморасположения указанных категорий объектов:

  • точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт- Петербурга;
  • точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;
  • точка относительно ареала – столица в государстве;
  • линия относительно линии: трасса БАМ относительно Великой Сибирской магистрали;
  • линия в пределах ареала: река Яна на северо-востоке Якутии;
  • ареал относительно другого ареала: республики Мордовия и Чувашия.

Возможны и такие варианты положения:

  • точка на линии или вне ее: Тверь на железной дороге Москва – Санкт-Петербург, Новгород – вне ее;
  • точка в пределах ареала, на его границе, вне его: Нарьян-Мар находится в зоне тундры, Кудымкар – вне ее; Брест находится на границе Белоруссии и Польши, другой Брест – на французском побережье Атлантического океана;
  • линии расположены изолированно друг от друга, как Печора и Северная Двина, или пересекаются, как БАМ с рекой Леной;
  • линия находится в пределах ареала полностью (как река Яна) или частично (река Лена) в Якутии или целиком вне ареала (например, железная дорога Дудинка – Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью страны);
  • ареалы являются смежными (Мордовия и Чувашия) или удалены друг от друга (Мордовия и Татарстан).

Для определения взаимоположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, юго-востоку).

Для определения положения точки, линии, меньшего ареала в составе более крупного используют следующие термины: "центральное ", "глубинное", "периферийное", "окраинное ", "пограничное положение". Положение столицы Бразилии избиралось как близкое к центральному в стране; положение в пей г. Риу Гранди (на юге) близко к пограничному; г. Форталеза (на северо-востоке) имеет периферийное, а г. Манаус (в Амазонии) – глубинное положение. Некоторые территории, даже государства, в названиях своих несут указание на окраинное положение – Украина, Крайна в бывшей Югославии.

Для количественного измерения ЭГП объектов существует несколько способов: измеряются расстояния от объекта до других, влияющих или потенциально могущих оказать влияние на него.

Простейший способ – измерение "воздушного" (геодезического) расстояния на местности или на карте соответствующего масштаба (чтобы избежать искажений) по прямой. Но в большинстве случаев расстояние между объектами преодолевается по трассам путей сообщения, отклоняющимся от прямой, т.е. измерению подлежат реальные расстояния (протяженность отрезка железнодорожной линии или участка судоходной реки). В том и другом случае расстояние измеряется в километрах. Иногда (в том числе и в быту) расстояние измеряется во времени (в часах, минутах), необходимом для преодоления расстояния до объекта по имеющимся путям сообщения. Особенно часто такой способ используется для определения положения в зоне доступности (получасовой, часовой, двухчасовой), допустим, центра городской агломерации по железной дороге. Здесь имеют значение скорость движения (электропоездов) и интервалы движения между ними. Считается, что реальное время поездки (исключая необходимое для подхода к станции) складывается из времени поездки и половины продолжительности интервала между поездками (это время ожидания). Если разные пункты обслуживаются линиями, по которым поезда движутся с разной скоростью, то расположенный ближе к центру пункт (по расстоянию в километрах) может оказаться на большем временно́м отдалении. И даже находящиеся на одной линии пункты, если в них останавливаются не все поезда (т.е. удлиняются интервалы), как бы удаляются от центра.

Как известно, "время – деньги", поэтому временно́е измерение часто трактуется как экономическое расстояние. Точнее оно измеряется тарифной стоимостью провоза груза или поездки пассажира.

Своеобразен способ определения "топологического расстояния" без точного выражения в метрах или минутах. Пример такого отсчета – оценка расстояния до объекта числом кварталов, остановок общественного транспорта. Положение объектов, например станций метрополитена, отдельных городов в системах городского расселения, изображают в этом случае с помощью чертежа или графа. Объекты – города, станции – обозначаются точками – это вершины графа. Их соединяют "ребра", упрощенно показывающие наличие связей между вершинами. Взаиморасположение вершин на чертеже приближено к реальному. Расстояние между вершинами измеряется числом ребер – по кратчайшему варианту. Например, расстояние от Москвы – центра графа железнодорожной сети Европейской России – до вершин областных центров равно одному ребру до Владимира, Ярославля, Твери, а до Вологды, Нижнего Новгорода – двум: легко убедиться по карте, что при равном топологическом расстоянии до Владимира и Ярославля разное число километров.

С помощью графа можно определить количественно центральность, выгодность положения, например в системе городов – административных центров Западной Сибири (расположенных на железной дороге). Расстояние измеряется суммой чисел Кенига (т.е. числом ребер) от одного центра до всех остальных. Результаты заносятся в матрицу (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Матрица топологических расстояний

Чем меньше сумма чисел Кенига, тем нейтральнее, выгоднее положение пункта в системе. В нашем случае лучшее положение у Новосибирска, худшее – у Тюмени (рис. 6.1). Особые преимущества дает транзитное положение на линиях, по которым осуществляются связи крупных экономических объектов (центров и ареалов). В местах пересечения транзитных линий создаются хорошие условия для развития производства даже там, где нет местных ресурсов. Очень выгодно положение на пересечении крупных судоходных рек и железнодорожных магистралей (Омск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, города Поволжья), при впадении больших судоходных рек в моря, по которым проходят международные трассы (Архангельск), при сочетаниях разных транзитных путей сообщения (Санкт-Петербург, Ярославль и др.).

Рис. 6.1.

Большого внимания заслуживает "соседское " положение. Здесь различают соседей первого (непосредственных), второго (соседей соседей) и последующего порядка. Так, у Ленинградской области в пределах Российской Федерации, не считая Санкт-Петербурга, четыре соседа первого порядка (Карелия, Вологодская, Новгородская и Псковская области) и семь – второго (Мурманская, Архангельская, Кировская, Костромская, Ярославская, Тверская, Смоленская области). Чем больше соседей и чем больше число транспортных выходов на их территории, тем выгоднее положение. Конечно, имеют значение уровень экономического развития и специализация соседних районов. Можно опираться на развитых соседей, кооперируя усилия с ними, но в условиях конкуренции они могут и подавлять развитие тех или иных отраслей у более слабого соседа, который превращается в аграрно-сырьевой придаток, в поставщика трудовых ресурсов, в рынок сбыта.

Является одним из факторов ее развития и отражается на многих сторонах ее деятельности, в 1 очередь хозяйственную. Эту зависимость можно проследить на 3 уровнях: макро-, микро- мезоположении.

1. Макроположение России — по отношению к окружающему миру в целом. Самое большое государство. Его площадь равна 17.075 млн. кв км. С распадом СССР более выразилась северность страны. 2/3 территории страны составляют зоны севера, при чем в европейской части приходится 1/3 на зону севера, в азиатской части- 2/3, — 0,9 на зону севера. Для хозяйственной деятельности (зона севера очень богата ) выражается в очень большом удорожании всего – жизни, продукции производимой в экстремальных условиях, строительства. По отношению к северным районам в государстве практикуется протекционизм. Это касается региональной политики – индивидуальное налогообложение (его нет, или оттягивается во времени),субсидии на развитие, поддержание социально- бытовой и благополучие – медицина, образование, питание и др., сохранение среды обитания коренных народов. В прошлом десятилетии развитие севера опиралось на большой приток рабочей силы созданием крупных поселений. Сегодня на российском севере проживает приблизительно 12 млн. человек. Это приблизительно 8% , тогда как на приблизительно равном по площади зарубежном севере и Европы и Америки проживает всего 2,5 млн. Каждый из регионов российского севера имеет фронтальный выход к морям, к океаническому шельфу, к мировым морским коммуникациям.

Морские границы России имеют большую значимость в виду их протяженности – 2/3. Ширина =24 км. На эти воды, воздушное пространство, поверхность и недра океана распространяется суверенитет, т. е. иностранным судам разрешен мирный проход и устанавливаются экономические зоны, где государство осуществляет разведку, разработку, охрану природных ресурсов. Такое же право имеет и на континентальном шельфе. В нынешних границах, по сравнению с границами СССР, выход к морю значительно сузился, особенно на южных и западных, где от России отошел ряд портов. Порты Прибалтики – 13% грузооборота морского флота, по этим показателям многие порты не уступают Лондону, на приходится большая часть внешнеторговых перевозок морем. На одну Одессу более 30%. Оставшиеся порты у РФ не являются крупными, поэтому решается проблема создания компенсирующих портов и Дальнем Востоке – Приморский край. Для перевозок угля, леса, контейнеров с декабря 2001 года заработал порт Усть- , который через автомобильно-транзитный конвейер связывает Россию с Калининградской областью и . В Приморске заработал порт специализирующийся на перевозке нефтепродуктов. В то время когда порты были отделены и суда, которые были в портах объявили своими. Был потерян флот. Все это сказалось на изменении экономико-географическом положении. Современное мезоположение все таки по прежнему остается уникальным в виду положения России между 3 ведущими центрами современного — , . Между ними представляет собой своеобразный евразийский мост и по мнению отечественных создались предпосылки для формирования конкуренции между их капиталами. Об этом преимуществе впервые написал в своих трудах в 1915 г. Семенов-Тяньшанский. Работа его называется «О могущественном территориальном владении применительно к России».

Значимые проекты России . В настоящее время работает конвейерный мост Гамбург — — Москва, грузопассажирская паромная линия Санкт-Петербург – , строительство автострады Германия – – Калининград, в стадии обсуждения — проект сооружения скоростной дороги Берлин – – – Москва (300 км/ч), которая будет соединена с сетью таких же дорог Европы. Также создается транспортный коридор между Россией и и . Укрепляются уже существующие коммуникации через Россию. Транссиб закладывался и используется как самый короткий путь между юго-восточной и Европой как контейнерный путь. За эксплуатацию наших путей иностранные компании будут платить. По этому пути груз из Бангкока достигнет через 20 дней. А через – – Суэцкий канал – доходит через 2-2,5 месяца. С Японской стороны выдвигается предложение о соединении Транссиба с 20 км пролетами. Следующий проект – применение опыта сооружения тоннеля под и достройка Северо — Сибирской магистрали будут применены к сооружению тоннеля под проливом для соединения Транссиба с железнодорожной сетью США и .

Воздушные пути России . Россия собирается задействовать 22 коридора сообщений. За эксплуатацию наших аэропортов, за проход через наше воздушное пространство иностранные компании будут платить около 500 млн. долларов. Особое место в организации воздушного коридора отводится северному воздушному коридору, где главный узел – . При этом отечественная авиапромышленность и другие, связанные с ней предприятия получат устойчивые заказы и новые высокооплачиваемые места, потому что в наших условиях могут хорошо себя чувствовать ИЛ-76. Расширится сеть метеорологических станций. Будет использоваться для международного судоходства северный морской путь. Он в 2раза короче, в 1,5 раза дешевле по отношению к Южному. Дополнительный доход: метеосводки, эксплуатация ледоколов, всех портов северного побережья. За проход торгового порта Россия может получить не менее 100 тыс. долларов. В этом проекте заинтересованы страны , США, Япония. Препятствием является радиоактивность , а также нужно еще помнить, что 3 года назад вошла в ЕС – есть тесная граница с ЕС.

2. Мезоположение России – положение отдельных регионов по отношению к территории России. Раньше было 11 экономических районов РФ, раньше республика была отдельным районом. Раньше только 6 имели выход к границе, сегодня 10(Волго-Вятский не имеет). Из 76 республик, краев, областей приграничными были 20, сегодня – 44. Исходя из этого ряд проблем хозяйствования в регионе – проблема в структуре товарооборота, проблемы, касающиеся внешней составляющей, т.е. ориентация на пограничные контакты. Положение изменилось, в результате возникают внутри регионов потоки, формируются новые направления в миграционных потоках, прежде всего в русскоязычных. Промежуточные осели в , большой процент остался в Ставропольском, Краснодарском краях. Большинство миграционных потоков – люди в поисках работы ( , китайцы, азербайджанцы), с юга и востока, с горячих точек. Одновременно шла передислокация военнослужащих к приграничным зонам. Изменилось и рыночное мезоположение регионов, т.е. по отношению к торговым партнерам, к рынкам сбыта товаров, услуг, по отношению к магистральным торговым путям, по отношению к центрам индустрии, по отношению к центрам инноваций – развитие наукоемкой технологии, образование хорошее, специальности не дублирующие другие ВУЗы, к центрам информации. Выделяют 2 основные группы районов с географическим положением: положение благоприятствующее предпринимательской деятельности и районы с препятствием предпринимательской. К первым относятся: те, которые располагаются в зоне влияния главных транспортных узлов федерального значения, которые обеспечивают устойчивую связь – Москва и Московская обл., Пермская, Свердловская области; приморские районы с развитой портовой инфраструктурой – Приморский край, Калининградская обл.; регионы, примыкающие к западным и расположенные на транзитных путях в Европу – , Мурманская обл. Ко второй группе относятся районы которые находятся в глубине – Волго-Вятский район, Восточная и ; периферийные территории со слабым выходом к общероссийской системе коммуникаций — , республика Коми, Магаданская обл.

3. Микроположение России – положение по отношению к пограничным соседям. На юго-востоке участка границы (Северная Карелия, ) замыслились начинания под эгидой о создании международной зоны свободной торговли по типу современного , будет называться Восточный Роттердам. Будет с крупным портовым комплексом, мощной инфраструктурой, есть заинтересованные инвесторы. Правительство России занимает участие с июня 1995 года. В этом плане не плохая перспектива для Калининградской области (зона – Янтарь).

Проживающему по конкретному адресу, также занимают определенное место на планете. И у каждого человека есть свои соседи - богатые и бедные, доброжелательные или завистливые; а из каждого окна открывается свой вид, живописный или не очень. По таким же аналогиям вполне можно охарактеризовать и любую из стран мира.

Современное географическое положение России - какое оно? И насколько выгодным оно является? Оценить экономико-географическое положение России мы как раз и попробуем в этой статье.

ГП - что это такое?

Одним из самых важных понятий географической науки является понятие географического положения страны или территории. Географическое положение (сокращенно - ГП) - это положение географической местности (или объекта) относительно других объектов и территорий. При этом в физической географии оно определяется с одной стороны (акцент делается на природных особенностях страны), а вот экономгеографы характеризуют его со своей стороны, учитывая социально-экономические аспекты.

По большому счету, география как раз и является той наукой, которая определяет и оценивает местоположение тех или иных объектов в пространстве. Этим она отличается от всех остальных научных дисциплин. Ведь определение географического положения, как оказалось, не только дает информацию о конкретном расположении объекта, но и поясняет отдельные его особенности. Кроме того, оценка ГП позволяет даже прогнозировать развитие территории в будущем.

Историки географии полагают, что само понятие "географическое положение" появилось примерно в конце XVIII века. А вот первой серьезной работой, раскрывающей это понятие, можно считать книгу Л. Гвиччардини под названием "Описание Нидерландов" (1567 год). В ней итальянский автор оценивает роль моря в развитии страны, что можно считать первой попыткой анализа географического положения территории.

Что такое экономико-географическое положение страны (ЭГП)?

Одним из типов ГП является положение страны экономико-географическое (сокращенно - ЭГП).

Под экономико-географическим положением понимают положение страны или территории по отношению к тем внешним объектам, которые имеют влияние на развитие экономики конкретного государства. Эти объекты могут быть как природного, так и антропогенного происхождения. Это также могут быть другие страны или же их союзы.

Географы выделяют такие компоненты (аспекты) ЭГП территории:

  • транспортно-географическое положение;
  • геополитическое;
  • сельскохозяйственное;
  • рыночное;
  • демографическое;
  • рекреационно-туристическое и т. д.

Выделяется также несколько типов экономико-географического положения. Так, ЭГП страны или территории может быть:

  • центральным;
  • периферийным;
  • изолированным;
  • пограничным;
  • приморским;
  • или транзитным.

Географическое положение России - какое оно? И какие его сильные и слабые стороны? Об этом речь пойдет далее.

Экономико-географическое положение России, его краткая характеристика

Российская Федерация - самое большое на сегодняшний день государство в мире по площади (около 17 миллионов квадратных километров суши занимает страна). Поэтому географическое положение России - весьма выгодное и отличается многогранностью.

Россия расположена на материке Евразия. При этом треть её находится в Европе, а большая часть - в Азии. Крайняя западная точка страны расположена на побережье Балтийского моря, а вот крайняя восточная - на Беринговом море, возле границ с США. Таким образом, территория государства очень вытянута с запада на восток и делится на десять часовых поясов.

Общая длина российской границы - 60 тысяч километров, из которых 2/3 - это морские границы. Этот аспект превращает нашу страну в одну из мощнейших морских держав планеты. Территория России омывается водами сразу трех океанов Земли. Морские коридоры связывают РФ с такими важнейшими странами мира, как Китай, Япония, США и Германия.

На суше Россия граничит с 14 независимыми государствами мира. Это Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Беларусь, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, КНДР и Монголия.

Оценка ЭГП России

Для того чтобы оценить ЭГП нашей страны, необходимо определить её положение по отношению к внешним экономическим центрам, сырьевым базам и транспортным коридорам. Этим как раз и занимается наука география.

Географическое положение России во многом определяет экономический уровень её развития. Оно оценивается, как правило, на трех разных уровнях. Это:

  • макроуровень (глобальный уровень оценки) - оценивает положение государства относительно континентов и океанов, главнейших транспортных коридоров, а также ведущих центров мировой экономики;
  • мезоуровень - определяет положение государства по отношению к историко-географическим регионам;
  • микроуровень - оценивает положение страны относительно её непосредственных соседей (в данном случае это те 14 государств, которые граничат с РФ).

Оценка ЭГП той или иной страны, как правило, выражается в виде перечня его сильных и слабых сторон. При этом стоит отметить, что географическое положение европейской России будет несколько иным, нежели положение её азиатской части. Это связано с огромной территорией государства и ее вытянутостью в субширотном направлении.

ЭГП России: сильные и слабые стороны

Особенности географического положения России лучше всего охарактеризовать с точки зрения его сильных и слабых сторон.

Итак, к положительным аспектам ЭГП России относятся:

  • огромная площадь территории;
  • разнообразие природных условий и ресурсов;
  • разнообразие форм рельефа;
  • свободный выход в Мировой Океан;
  • богатые лесные ресурсы;
  • большое количество стран-соседей;
  • наличие крупных судоходных рек.

К самым главным негативным аспектам ЭГП России относятся следующие факты:

  • огромная по площади территория;
  • около 25 % территории лежит за Полярным климатом, где наблюдается весьма суровый климат;
  • большое количество российских морей и рек замерзают на длительный период года, что очень затрудняет судоходство;
  • слишком большая вытянутость территории с запада на восток.

Следует отметить, что большая территория страны значится как в списке сильных, так и слабых сторон ЭГП. Действительно, с одной стороны, обширная территория - это большой ассортимент природных условий и ресурсов, что открывает крупные перспективы для развития промышленности. С другой - слишком большими просторами очень сложно управлять. Кроме того, практически невозможно создать целостную и качественную систему транспортной инфраструктуры на такой территории.

Природно-ресурсный потенциал

Рельеф территории России очень разнообразный. Около 70 % её просторов занимают равнины, однако есть здесь и высокие горные хребты - Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, горы Бырранга и другие. Камчатка славится своими многочисленными вулканами, среди которых Ключевская Сопка является самым высоким вулканом материка. Есть в России даже пустыни. В частности, Цимлянские пески площадью 1000 квадратных километров - это самая крупная пустыня России.

Географическое положение страны во многом определяется её климатом. Климатические особенности России - самые разнообразные, территория страны лежит в четырех климатических поясах. Однако большая её часть расположена в умеренном поясе, для которого характерны самые благоприятные условия для жизни человека и его экономической деятельности.

Россия чрезвычайно богата на водные, минеральные и лесные ресурсы. В стране сосредоточены крупнейшие в мире запасы пресных вод. Из полезных ископаемых мировое значение имеет нефть, природный газ, уголь и руды цветных металлов.

Страна обладает колоссальными запасами леса. Однако географическое положение лесов России отличается такими особенностями, которые сдерживают развитие лесного хозяйства страны. Дело в том, что большая часть лесных ресурсов России находится в труднодоступных (в транспортном отношении) регионах, что весьма осложняет процесс их разработки.

Транспортно-географическое положение России

Экономическое развитие любой территории во многом зависит от транспортно-географического его положения. Для России оно весьма выгодно, хотя после распада СССР внешние транспортные связи страны намного сузились. На данный момент самым перспективным для развития транспортных морских связей в России является северный бассейн. Хотя здесь есть свои проблемы и трудности, связанные в первую очередь с тем, что большая часть акваторий северных морей замерзает на длительный период года.

Ограниченной пока остается и возможность полноценного использования железнодорожных магистралей. На сегодняшний день железнодорожная сеть страны требует полной реорганизации и модернизации.

Геополитическое положение

Россия граничит с 14 государствами мира. При этом очень серьезной проблемой остается отсутствие надлежащей демаркации границ со многими из стран-соседей.

Геополитическое положение государства определяется характером его взаимоотношений со своими непосредственными соседями. К сожалению, не со всеми странами-соседями у России сложились добрососедские отношения. Так, ряд стран (официально или неофициально) имеют территориальные претензии к России. Это Япония, Латвия, Эстония, а также Финляндия. Не менее напряженными стали отношения России с такими странами, как Грузия и Украина.

В целом эксперты отмечают, что геополитическое окружение России за последние пять лет заметно ухудшилось.

Экономическое районирование

Территория РФ поделена на 12 экономических районов (не стоит путать их с федеральными округами):

  • Центральный.
  • Центрально-Чернозёмный.
  • Восточносибирский.
  • Дальневосточный.
  • Северный.
  • Северо-Кавказский.
  • Северо-Западный.
  • Поволжский.
  • Уральский.
  • Волго-Вятский.
  • Западно-Сибирский.
  • Калининградский.

Географическое положение Центральной России

Этот район является самым густонаселенным в стране. Здесь проживает около 30 млн жителей. Кроме этого, наиболее развитая промышленность характерна именно для Центрального района России. Географическое положение этого экономического района весьма выгодное и отличается несколькими чертами.

Центральный экономический район расположен в месте пересечения важнейших транспортных артерий (сухопутных и водных). Именно здесь находится речная система Волги - реки, которая всегда играла важную роль в жизни России. Даже несмотря на отсутствие в регионе значительных месторождений полезных ископаемых, здесь успешно развиваются несколько отраслей народной экономики: машиностроение, электротехника, химическая промышленность, строительная индустрия и агропромышленный комплекс. И именно удобное и выгодное географическое положение Центральной России стало основой для стремительного экономического развития этого региона.

Заключение

Таким образом, географическое положение России отличается как своими сильными, так и слабыми сторонами. РФ - огромная страна, имеющая обширный выход в Мировой Океан. Наличие богатейшего природно-ресурсного потенциала, а также возможность сотрудничества со многими странами мира открывает для России широкие возможности для собственного успешного экономического развития.

что такое ЭГП (география) и как это описывать? и получил лучший ответ

Ответ от Ксения Пантелеева[гуру]
Экономико-географическое положение (ЭГП) - положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико-географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим объектам.
например:
Экономико-географическое положение (ЭГП) Японии определяется, прежде всего, тем, что острова, на которых расположена страна, находятся на стыке материка Евразия и Тихого океана. Островное положение в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) открывает большие возможности страны в международном разделении труда.
5) Политико-географическое положение Японии, его изменение во времени. Сменялись века и правители, прерывались и вновь
активизировались торговые отношения с другими государствами мира. С конца XII века до 1867 года феодальным государством, существовавшим на островах Японии, правили сёгуны. Феодальные правители ввели запрет почти на все контакты с иностранцами, опасаясь их экспансии и распространение христианства. «Закрытие» Японии предотвратило колонизацию страны. Однако длительный период её изоляции привёл к тому, что вплоть до XX века она была, как бы спрятана от глаз европейцев. Жестокая изоляция сильно повлияла на экономическое развитие страны. В то время, когда вся Европа семимильными шагами двигалась навстречу научно-техническому прогрессу, Япония по-прежнему находилась на аграрной стадии развития. В XX веке Япония была участницей трёх крупных войн (Русско-японской, 1-й и 2-й мировых) Во второй мировой войне выступала союзником фашистской Германии и Италии. В 1945 году в соответствии с секретными ялтинскими договорённостями стран-победителей, Советскому союзу в качестве военного трофея перешли все Курилы. Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией и предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Шикотан, Хабомаи. Почти через 50 лет принадлежности Курил СССР и России социально-экономическая ситуация на островах остаётся крайне тяжёлой, острова так и остались не обустроенными. Исходя из принципов справедливости, надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы. Необходимо всячески поддерживать наметившуюся тенденцию к сближению, решить территориальный вопрос и заключить мир с Японией, поставив точку во второй мировой войне

Ответ от Oleg 9032614491 [новичек]
изи просто ЭГП- Экономико-географическое положение


Ответ от Киселёв Илья [гуру]
Экономико-географическое положение
Описываешь где находится страна, как далеко от моря, с кем граничит, какой климат, часовые пояса и все все все все какая столица у страны, все про экономику ну короче полное описание!


Ответ от Пользователь удален [эксперт]
ЭГП это экономо-географическое положение. Используют для описания района. Нужно указывать какие месторождения находиться вблизи, какие районы находятся вблизи, транспортные, морские, речные пути и общий вывод благоприятная или неблагоприятная экономика для района