Экономическая модель всегда должна иметь. Экономическое моделирование: определение понятия, классификация и виды, описание методов

1.4. Метод экономической науки. Измерение экономических величин

Реальная экономика любой страны очень сложна. В ней заняты миллионы людей; десятки и даже сотни тысяч фирм выпускают различную продукцию с миллионами наименований, между покупателями и продавцами этой продукции ежегодно заключаются сотни миллионов сделок; сотни банков выполняют сложные денежные операции, на фондовых биржах продаются и покупаются различные виды ценных бумаг на многомиллиардные суммы. Изменения в одной области экономики порождают цепную реакцию изменений в других ее областях. Повышение цен на какой-либо товар по-разному влияет на поведение производителя этого товара и его покупателя. Повышение налогов по-разному сказывается на положении крупных и мелких фирм, состоятельных и бедных слоев общества. На первый взгляд, экономика предстает перед каждым, кто приступает к ее изучению, как нечто хаотичное и не поддающееся объяснению. Но это только на первый взгляд. Не все, что происходит в экономике, играет значительную роль в жизни общества. В то же время имеются устойчивые и распространенные явления, которые оказывают глубокое влияние на жизнь большинства людей. Поэтому для того, чтобы понять и объяснить, как функционирует и развивается экономика, необходимо выделить из всего многообразия мелких и случайных фактов и событий самые важные, самые существенные связи и зависимости между всеми этими явлениями экономической жизни. Это предполагает, что экономист должен прежде всего разработать и обосновать теорию, которая дает объяснение самым главным, самым существенным событиям в экономике. Эта теория вскрывает причины, породившие- эти существенные явления экономики, показывает связи между ними, устанавливает зависимость одного явления от другого. В качестве примера можно указать теорию цен, которая не стремится объять необъятное — перечислить все цены на все товары и услуги в разных местах и в разное время, объяснить все без исключения случаи повышения цен на одни товары и понижения на другие, указать различия в уровнях цен в различных городах и селах. Но эта теория ставит и решает посильные и в то же время очень важные проблемы: объясняет, почему происходят повышение и понижение цен, каковы последствия общего роста цен, какую роль играют цены в рыночной экономике, какую политику в отношении цен должно проводить государство. Эти и многие другие вопросы, исследуемые теорией цен, затрагивают интересы всех без исключения — от домашних хозяек до руководителей крупных фирм. В них должны разбираться и члены правительства, и депутаты Государственной Думы.
Разработка той или иной экономической теории опирается на использование метода моделирования экономики, или построения экономической модели.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ - это упрощенное описание экономики, которое выражает функциональную зависимость между двумя или несколькими переменными.
Примером простейшей экономической модели может служить рассмотренная нами кривая производственных возможностей. Эта модель представляет экономику, в которой производится только два вида товаров: 1) все средства производства рассматриваются как некий обобщенный вид продукции; 2) аналогично — все предметы потребления представляют собой обобщенный вид другого товара. В модели предусмотрены два важных ограничения (условия): 1) общество располагает ограниченными ресурсами и 2) ресурсы, которыми располагает общество, используются полностью. Между двумя видами продукции, которая может создаваться в экономике, существует определенная функциональная зависимость: увеличение выпуска одного товара делает необходимым сокращение выпуска другого товара.
Эта модель очень сильно упрощает реальную действительность — она не учитывает, как на выпуск этих двух видов продукции повлияют цены, доходы рабочих и предпринимателей, налоговая политика правительства и т. д. Тем не менее она вполне реалистична, ибо показывает, что общество стоит перед выбором множества вариантов соотношений между выпуском средств производства и предметов потребления. Модель, следовательно, дает возможность найти оптимальный вариант этого соотношения.
В любую модель могут быть введены новые переменные, установлены новые соотношения и зависимости между ними. Это усложнит модель, но приблизит ее к реальной действительности. Такая модель позволит дать более убедительное и аргументированное объяснение явлений экономической жизни, глубже вскрьггь их причины, точнее предсказать их последствия.
Метод моделирования предполагает, что экономист использует те или иные переменные величины. Это могут быть какие-либо гипотетические, произвольно выбранные цифры, статистические данные (что, конечно, повышает ценность и достоверность модели) или алгебраическое их выражение (х, у, ΔY и т. д.).
Экономические переменные
Экономическая модель, как правило, включает в себя определенные зависимости одной величины от другой. Например, если семья получает больший доход, то она большую сумму денег расходует на потребление. Следовательно, расходы семьи на потребление находятся в функциональной зависимости от ее дохода. В данном случае и доход семьи, и ее расходы на потребление представляют собой экономические переменные. Две экономические переменные фигурировали и в модели, которая была представлена кривой производственных возможностей. Модель может содержать несколько переменных, их число может быть и весьма значительным, но все эти экономические переменные прямо или косвенно связаны друг с другом, и изменение одной или нескольких переменных повлечет за собой большие или меньшие изменения многих или даже всех других переменных. Например, рост доходов приводит к увеличению расходов потребителей, это, в свою очередь, влечет за собой увеличение спроса на потребительские товары, в результате повышаются цены на них, повышение цен означает снижение покупательной способности денег и т. д.
Любая экономическая модель должна отражать факты реальной жизни. В противном случае она окажется бессмысленной и никому не нужной. Поэтому любые методы экономических исследований должны опираться на те или иные данные.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ - это факты, выраженные, как правило, в виде цифр, несущие информацию об экономических переменных.
Данные характеризуют реальную действительность: экономическое положение предприятия, отрасли, экономики страны в целом, материальное положение населения страны, размер налогов и т. д.
Анализ данных, их использование в качестве экономических переменных позволяют подтвердить справедливость той или иной экономической теории или, наоборот, опровергнуть ее, доказать, что она ошибочна, а построенная на ее основе модель некорректна и не соответствует реальности.
Размерность экономических величин
Экономические переменные, которые вводятся в модель, независимо от того, являются ли они гипотетическими или реальными данными, могут иметь различную размерность. Во- первых, интервальную; это относится, например, к заработной плате или любому другому виду дохода. Если нам известно, что рабочий получил доход 12 тыс. р., то этой информации недостаточно, чтобы судить о том, много или мало он заработал. Если этот доход получен в месяц, то это хороший заработок; если за год работы, то такой доход является небольшим. К такому же виду экономических показателей относятся национальный доход страны, созданный в течение года, выпуск продукции тем или иным заводом в месяц, экспорт товаров и услуг в другие страны в течение одного квартала и т. д.
Во-вторых, экономическая переменная может иметь мо- ментную размерность. Например, стоимость имущества, которым располагает та или иная семья. Предположим, что домашняя хозяйка решила установить, какова общая ценность мебели, телевизора, холодильника, посуды, одежды и других вещей, которые принадлежат ее семье. Зная цены на все эти вещи, она установит их общую сумму и запишет в своем блокноте, что на 31 декабря 1998 г. это имущество оценивалось в 150 тыс. р. В данном случае размер экономического показателя устанавливается на определенный момент времени. Моментную размерность имеют такие показатели, как капитал, стоимость зданий, стоимость запасов сырья, резервы валюты в Центральном банке и т. д.
Вернемся к модели экономики, которая представлена кривой производственных возможностей. В ней имеется две переменных величины, которые имеют интервальную размерность, — это выпуск средств производства и выпуск потребительских товаров. В модели не уточняется, в течение какого периода времени производится данное количество продукции, но подразумевается, что и тот и другой вид продукции выпускается в течение каких-то одинаковых отрезков времени. Кроме того, модель подразумевает наличие какого-то ограниченного количества ресурсов. Их величина не уточняется, так как в данном случае принципиальное значение имеет фактор их ограниченности. Но эти ресурсы имеют моментную размерность.
Таким образом, метод моделирования экономики подразделяет все экономические величины на потоки (они имеют интервальную размерность) и запасы, или фонды (они имеют моментную размерность). Такой подход позволяет сравнить экономику с бассейном, к которому подведено две трубы. Через одну трубу вливается новая продукция и соответствующие ей доходы общества; через другую трубу вытекает потребляемая продукция и связанные с ее потреблением расходы. В самом же бассейне находится национальное богатство — капитал в виде зданий, сооружений, производственных запасов и запасов готовой продукции и личное имущество населения (см. рис. 1-3).
Оперируя экономическими переменными, имеющими разную размерность, необходимо иметь в виду, что их нельзя суммировать или вычитать одну из другой.
Вернемся к нашему примеру. Если имущество семьи оценено на 31.XII.98 г. в 150 тыс. р., а ее доход в течение 1998 г. составил 12 тыс. р., то суммирование этих двух величин, име-


Производство товаров и услуг, создаваемых в экономике, приносит людям доходы. Оно представляет собой потоки, которые вливаются в экономику, поддерживая и увеличивая национальное богатство страны. Одновременно общество расходует сырье, топливо, электроэнергию, потребляет одежду, продовольствие и т. д. Эти расходы и потребление являются вычетом из национального богатства страны. В отличие от потоков производимых и потребляемых товаров и услуг, от потоков доходов и расходов, национальное богатство представляет собой сумму запасов (фондов).

ющих разную размерность (150 тыс. р. + 12 тыс. р. = 162 тыс. р.), даст совершенно бессодержательный результат. Что такое 162 тыс. р.? Доход семьи? Но он равен 12 тыс. р. Стоимость имущества? Но заработок был истрачен в течение года на пищу, одежду, квартирную плату и т. д. и от него ничего не осталось. Другое дело, если мы предположим, что семья израсходовала на потребление 10 тыс. р., а 2 тыс. р. сберегла и вложила в Сберегательный банк. Тогда на 31.ХІІ.98 г. она имеет вклад на сумму 2 тыс. р. Вклад имеет ту же размерность, что и имущество, принадлежащее этой семье. Следовательно, мы вправе констатировать, что стоимость имущества можно сложить с суммой вклада и установить, что общая сумма принадлежащего семье богатства равна 150 тыс. р. + 2 тыс. р. = 152 тыс. р.
В экономическом анализе используются не только величины, выраженные в абсолютных показателях: тоннах, метрах, долларах, рублях и т. д. Немалое значение имеет и использование относительных показателей. Исследователя может интересовать вопрос: как изменяется доля расходов потребителей на спиртные напитки в общей сумме потребительских расходов; каково соотношение между ростом доходов населения и ростом принадлежащего ему имущества; каково соотношение дохода фирмы и ее капитала и т. д. Для того чтобы получить искомый относительный показатель, необходимо и достаточно данную переменную величину любой размерности отнести к переменной той же или другой размерности.
Номинальные и реальные величины
Данные, с которыми имеют дело экономисты при изучении действительности, подразделяются на номинальные и реальные величины (показатели).
Чтобы понять, в чем заключается различие между двумя этими важными показателями, рассмотрим следующий пример. Предположим, что заработная плата рабочего в январе 1996 г. составила 1 млн р., а в январе 1997 г. он получил в два раза больше — 2 млн р. Предположим далее, что за год цены повысились в два раза. Следовательно, на свою заработную плату рабочий сможет купить то же самое количество товаров и услуг, какое он мог купить в январе 1996 г. Таким образом, хотя в январе 1997 г. рабочий заработал денег в два раза больше, чем в январе 1996 г., его реальный доход остался прежним. То же самое мы можем сказать и о прибыли какой-либо фирмы, о доходе фермера и т. д.
Другой пример. Предположим, что в январе 1996 г. добыча нефти в стране составила 50 млн тонн, а цена 1 тонны на мировом рынке — 100 долл. Следовательно, стоимость добытой нефти равна 5 млрд долл. Предположим далее, что добыча нефти в 1997 г. выросла на 10% и составила 55 млн тонн, а цены на мировом рынке повысились на 20% и тонна нефти теперь стоит 120 долл. Таким образом, общая стоимость добываемой в стране нефти равна 6,6 млрд долл. Таким образом, если в реальном выражении прирост добычи нефти составил 10%, то прирост добычи нефти, выраженный в текущих Ценах, равняется 6,6 млрд долл. — 5 млрд долл. = 1,6 млрд долл., что составляет увеличение на 32%. В данном случае добычу нефти мы выразили в тех ценах, которые сложились на рынке сначала в 1996 г., а затем в 1997 г., т. е. в текущих ценах. Так как в 1997 г. цены повысились, то показатель добычи нефти, выраженный в текущих ценах, исказил реальное увеличение добычи нефти. Экономические величины, выраженные в текущих ценах, называются НОМИНАЛЬНЫМИ.
Для экономического анализа большое значение имеет информация о реальных величинах, т. е. о реальном увеличении выпуска промышленной продукции, о том, какое количество потребительских товаров и услуг покупает население на свои доходы и т. д. Для того чтобы в распоряжении общества имелись реальные показатели выпуска продукции, уровня доходов и потребления и т.д., необходимо стоимость производимой продукции, потребляемых товаров и другие переменные величины выразить в неизменных ценах.
Экономические величины, выраженные в неизменных ценах, называются РЕАЛЬНЫМИ.
Вернемся к нашему примеру с добычей нефти. Если стоимость добытой в 1997 г. нефти выразить в ценах 1996 г., например 100 долл. за тонну, то она будет равна 5,5 млрд долл., что покажет рост на 10% — в точности такой же, как и увеличение ее добычи.
В нашем примере определение реальной величины добычи нефти может быть сделано и без помощи метода использова ния неизменных цен — для этого достаточно выразить добыч} нефти в тоннах, т. е. в натуральном показателе. Такие показатели применяются для оценки продукции металлургии, электроэнергетики, хлопководства и т. д. Однако натуральные показатели не могут применяться для оценки выпуска продукции машино строения, швейных фабрик, мастерских по ремонту телевизо ров, для оценки объема произведенных услуг и подавляющего большинства других предприятий, относящихся к самым разно образным отраслям экономики.
Индексы
Для определения уровня и динамики многих экономических показателей используются индексы.
Предположим, что нас заинтересовал вопрос о развитии жилищного строительства в России в последние годы. Статистика говорит о том, что в 1992 г. было построено жилых домов общей площадью 41,5 млн кв. метров; в 1993 г. — 41,8 млн кв. м; в 1994 г. — 39,2 млн кв. м и в 1995 г. — 41,0 млн кв. метров. Эти данные хорошо показывают уровень жилищного строительства и говорят о том, что в 1993 г. оно выросло, в 1994 г. — сократилось, а в 1995 г. — вновь выросло, не достигнув, правда, уровня 1992 г. Но сами по себе эти данные не показывают, насколько высок темп роста жилищного строительства в 1993 г. и насколько значителен был темп его спада в 1994 г. Чтобы получить более четкую картину динамики уровня жилищного строительства, примем его в 1992 г. за 100%, тогда в 1993 г. он будет равен 100,7%; в 1994 г. — 94,5% и в 1995 г. — 98,8%. Теперь мы видим, что по отношению к уровню 1992 г. жилищное строительство в 1993 г. выросло на 0,7%, в 1994 г. сократилось на 5,5% и в 1995 г. было на 1,2% ниже, чем в 1992 г. Картина динамики жилищного строительства не исказится, если мы отбросим знак «%». В этом случае показатели уровня жилищного строительства в 1992—1995 гг. принято называть индексами, а уровень, принятый за 100 единиц, называется базовым.
Метод индексов используется при рассмотрении динамики объема выпуска продукции промышленностью и другими отраслями, потребительских расходов населения, объема экспорта и импорта товаров и т. д.
Большое значение индексный метод имеет для определения уровня и динамики цен, в частности уровня цен на потребительские товары и услуги. К этим вопросам мы еще вернемся при рассмотрении конкретных проблем экономики.
Графики
Методы экономического анализа часто опираются на использование графиков. График представляет собой чертеж, который используется для наглядного изображения количественной зависимости одной экономической величины от другой. Он предполагает, что имеются две связанные друг с другом переменные величины. Между ними существует функциональная зависимость (например, уровня потребления от величины дохода). Эта функциональная зависимость описывается при помощи того или иного математического уравнения. Она может быть представлена и в виде числовой таблицы. Преимуществом графика является его наглядность. Построение графиков — это способ, при помощи которого геометрия как одна из областей математики служит для описания экономической модели.

Человек живет в мире ограниченных возможностей. Причина этого в том, что многочисленные и развивающиеся потребности людей безграничны, но в каждый данный момент ограничено количество ресурсов, используемых для производства всего необходимого людям.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности людей, называются благами. Свободные блага имеются в изобилии, и потребность в них может удовлетворить всякий, кто в них нуждается. Экономические блага находятся в обществе в ограниченном количестве и поэтому доступны не всем или доступны в таком количестве, которое не дает возможности каждому полностью удовлетворить свои потребности в данных благах.
Для производства экономических благ используют факторы производства, состоящие из трех групп: природные ресурсы, капитал и труд. Природные ресурсы включают все то, что дается природой в готовом виде и используется либо как условие производства, либо как вещество, подвергаемое переработке для производства нужного предмета потребления. Капитал — изготовленные людьми средства производства, они необходимы для производства товара или услуги. Труд — это способности человека, которые он использует для производства всего необходимого ему для жизни.
Ограниченность ресурсов ставит человека в ситуацию постоянно совершаемого выбора. Выбор связан с поисками ответов на три главных вопроса экономики: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? Предмет экономической науки — выбор направлений и способов использования ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей людей. Микроэкономика — это раздел экономики, изучающий поведение экономических единиц: отдельного потребителя и производителя, рынки конкретных товаров. Макроэкономика — это раздел экономики, изучающий крупномасштабные экономические явления, затрагивающие экономику в целом.
Экономисты, стремясь исследовать и обосновать закономерности экономического поведения людей, исходят из того, что субъекты экономики ведут себя рационально. Рациональность в поведении людей означает, во-первых, целенаправленность их действий, во-вторых, выбор критериев, которыми они руководствуются в стремлении достичь поставленной цели, в-третьих, определение цены совершенного выбора, которая называется альтернативной стоимостью, и, в-четвертых, соизмерение полученных доходов с осуществленными издержками.
Альтернативной стоимостью называется наилучший из отвергнутых вариантов или то, чем приходится жертвовать, сделав выбор в пользу другого. Такое определение альтернативной стоимости справедливо в той ситуации, когда, выбирая один вариант, отвергают все другие. Но если другие отвергнуть полностью нельзя, необходимо «и то и другое», то в этом случае альтернативная стоимость выступает как то количество альтернативного товара, которым приходится пожертвовать, чтобы увеличить производство товара, необходимого нам в большем количестве.
Для того чтобы понять и объяснить, как функционирует и развивается экономика, необходимо выделить из всего многообразия мелких и случайных фактов и событий самые важные, самые существенные связи и зависимости между явлениями экономической жизни. Это предполагает, что экономист должен разработать и обосновать теорию, объясняющую то, как развивается экономика. Разработка экономической теории опирается на построение экономической модели. Экономическая модель — это упрощенное описание экономики, выражающее функциональную зависимость между двумя или несколькими переменными.
В своих исследованиях экономисты опираются на статистический материал. Анализируя экономику, необходимо иметь в виду, что экономические величины имеют неодинаковую размерность. Одни величины, которые представляют собой потоки (выпуск продукции, доходы и др.), имеют интервальную размерность; другие величины, представляющие собой запасы (фонды), например капитал, стоимость домашнего имущества и т. д., имеют моментную размерность. Анализ экономики требует различать номинальные и реальные показатели. Он опирается на использование индексов, дающих наглядную картину динамики экономических величин.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите причины, вызывающие рост потребностей людей. Что означает в данном случае «рост», только ли количественные изменения потребностей?
2. Чем отличается понятие «ресурсы» от понятия «факторы производства»?
3. Перечислите все виды доходов, которые получают владельцы факторов производства.
4. Охарактеризуйте фундаментальные проблемы экономики. Почему они стоят перед любым обществом, независимо от уровня его экономического развития?
5. Приведите примеры рационального и нерационального поведения человека.
6. Местные органы власти выделили деньги для строительства в районе детского досугового центра. Что может быть альтернативной стоимостью детского центра?
7. Всем известно, что футбол гораздо менее необходим людям, чем еда или сталь. Тем не менее профессиональным футболистам платят гораздо больше, чем фермерам или сталеварам. Почему?
8. В чем отличие позитивной экономики от нормативной?
9. Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений, которые упрощают экономику?

Приведите примеры рационального и нерационального поведения человека.

Местные органы власти выделили деньги для строительства в районе детского досугового центра. Что может быть альтернативными издержками детского центра?

Всем известно, что футбол гораздо менее необходим людям, чем сталь или еда. Тем не менее, профессиональным футболистам платят гораздо больше, чем фермерам или сталеварам. Почему?

ТМ5

Ответьте на вопросы:

Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений, упрощающих экономику?

Что такое экономические модели?

Что такое экономические данные и экономические переменные?

Что такое размерность? Чем моментальная размерность отличается от интервальной?

Чем различаются потоки и запасы (фонды) в экономике?

В чем разница между абсолютными и относительными показателями в экономике?

В чем отличия между номинальными и реальными величинами в экономике?

Что такое индексы? Для чего используется метод индексов?

Что такое график? Для чего используется график при анализе экономики?

Практический модуль 1.

Почитайте текст, ответьте на вопросы к нему.

«О разделении труда».

«Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он

направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда... Для примера возьмем... производство булавок.

Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с

машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли

может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той

организации, которую имеет теперь это производство, оно само в целом не только представляет собой особую профессию, но и

подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является отдельным специальным занятием. Один

рабочий тянет проволоку, другой выпрямляете, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для

насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций... Таким образом, сложный

труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Мне пришлось видеть...

мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по

три различных операции... Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день.

Экономическая модель - это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Экономические модели должны отвечать ряду требований:

Модели бывают двух типов: оптимизационные и равновесные. Оптимизационные модели используются для изучения поведения отдельных экономических агентов или их групп и показывают, как экономические агенты (их группы) максимизируют свое благосостояние. Примерами могут являться модель поведения фирмы, модель поведения отдельного потребителя.Равновесные модели нужны для изучения взаимоотношений между экономическими агентами и их группами. Пример - модель формирования рыночной цены под воздействием спроса всех покупателей и предложения всех продавцов.

Микроэкономика как раздел экономической теории.

Современная экономическая теория подразделяется на две ключевые части: микро- и макроэкономику.

Микроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в последней трети XIX века. Она занимается исследованием поведения отдельных экономических субъектов.

Экономические субъекты (агенты) - это потребители (покупатели товаров и услуг); фирмы, производящие товары и услуги; наемные рабочие; вкладчики капитала; землевладельцы. Экономические субъекты разнятся по масштабам и функциям в экономических процессах, но роль каждой из названных групп экономических субъектов существенна и необходима.

Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, как влияют изменения цен и доходов на приобретение товаров, каким образом фирмы планируют масштабы производства, почему рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Микроэкономика изучает взаимодействие субъектов экономики на отраслевых рынках (рынках, на которых обращаются однородные товары), объясняет механизмы рыночного ценообразования, влияние государственной политики на деятельность экономических субъектов.

Сегодня границы между микро- и макроэкономикой размываются, тем не менее микроэкономический анализ сохраняет свою специфику, развивается вглубь.

Центральной микроэкономической проблемой является проблема ценообразования, формирования рыночной цены.

Основные экономические системы и их типы.

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика - это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Курбатова М.В., Медянцева С.Г., Скрипак Е.И.

Экономика

Учебное пособие

Кемерово 2006

ББК У01 я73-5

УДК - 330.1(075.8)

К – 93

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Рецензенты:

доктор экономических наук, доцент, профессор Л.Ю. Руди

кандидат экономических наук, доцент Г.Г. Ляскин

Курбатова, М.В., Медянцева, С.Г., Скрипак, Е.И.

К -93 Экономика: учебное пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 108 с.

ISBN978-5-8353-0580-3

Учебное пособие представляет собой сборник планов семинарских занятий, самостоятельных работ, проблемных вопросов и тестов по темам учебного курса «Экономика». Практикум предназначен для студентов неэкономических специальностей, изучающих курс экономической теории. Для каждой темы предусмотрены задания для самостоятельной работы, проблемные вопросы и тесты. Учебное пособие предназначено для усвоения, закрепления пройденного материала и проверки знаний. Рекомендуется для подготовки к семинарским занятиям, к зачетам и экзаменам.

ББК У01 я73-5

ISBN978-5-8353-0580-3

©.Курбатова М.В., 2006 © ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2007

Учебное пособие предназначено для студентов неэкономических специальностей, изучающих курс экономической теории. Практикум составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по предмету «Экономика». Все виды заданий, предложенные в пособии, могут быть использованы студентами для подготовки к семинарским занятиям, экзаменам и зачетам, как самостоятельно, так и по рекомендации преподавателя. Материал учебного курса разбит на 19 тем. В учебном пособии по каждой теме предложены план изучения, задания для самостоятельной работы, вопросы и тестовые задания. При выполнении заданий необходимо использовать учебники в соответствии с предложенным списком литературы. Поиск необходимого материала следует осуществлять самостоятельно в соответствующих разделах учебника.

Выполнение заданий практикума имеет большое практическое значение для освоения материала по курсу «Экономика». Чтение материала соответствующей главы учебника по теме не может быть достаточным, чтобы считать материал освоенным в полной мере. Следующим важным шагом является проверка правильности понимания пройденного материала, закрепление полученных знаний и их применение к решению экономических задач, к анализу конкретных экономических ситуаций. Решение задач, систематизация материала в виде таблиц, анализ проблемных ситуаций необходимы для того, чтобы расширить экономический кругозор студентов и развивать их экономическое мышление.

Хотя ни один учебник и практикум не могут дать готовых ответов на все экономические вопросы, выполнение предложенных заданий поможет студентам овладеть многими навыками. Они смогут получить знания, необходимые для того, чтобы решать экономические задачи в типичных, стандартных ситуациях, сделать первые шаги в овладении методами экономических расчетов и экономического оценивания. Выполнение предложенных в практикуме заданий подготовит к решению наиболее сложных экономических проблем и анализу экономических ситуаций, позволит привлечь внимание студентов к дальнейшему более глубокому изучению экономической теории.

    Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, необходимо внимательно прочитать соответствующую главу учебника, разобраться в рассмотренных в ней понятиях и принципах, проверить правильность понимания материала, ответить на контрольные вопросы в конце соответствующей главы.

    Работая над материалом соответствующей темы по учебнику и практикуму, не следует забегать вперед. Содержание материала построено таким образом, что каждое последующее задание предполагает успешное выполнение предыдущего задания, а сложность последующих заданий возрастает.

    Если при выполнении задания возникают трудности, то целесообразно ещё раз вернуться к соответствующему разделу учебника или к материалу ранее пройденных тем.

    Важно помнить, что при выполнении любого задания необходимо получить правильный ответ, но ещё более важно найти правильный метод решения данной задачи, уметь доказать правильность метода её решения.

Микроэкономика Тема 1. Экономическая теория: предмет, структура, функции план:

    Экономическая теория:

а) предмет «Экономикс»;

б) микроэкономика и макроэкономика;

в) позитивная и нормативная экономика.

    Методы экономического исследования:

а) системный подход, научная абстракция;

б) экономическая модель;

в) модель экономического человека.

    Ограниченность как ключевая проблема экономики:

а) потребности людей и средства их удовлетворения;

б) виды экономических ресурсов, их ограниченность;

в) абсолютная и относительная ограниченность.

    Проблема экономического выбора.

а) экономический выбор как способ решения проблемы ограниченности ресурсов;

б) эффективность экономического выбора и проблема ее оценки; альтернативная стоимость выбора;

в) краткосрочный и долговременный аспекты выбора, производительность труда, инвестиции;

г) кривая производственных возможностей как модель экономического выбора.

Самостоятельная работа

    Постройте кривую производственных возможностей по следующим данным:

2. Покажите на графике точку X (самолетов - 2, бифштексов - 9). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке?

3. Покажите на графике точку Y (самолетов - 4, бифштексов - 11). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке?

    Введение новой технологии переработки мяса позволило при данных ресурсах увеличить максимально возможное количество выпускаемых бифштексов до 18. Покажите на графике изменение кривой производственных возможностей экономики.

    Рост рождаемости привел к увеличению численности занятых в производстве и самолетов, и бифштексов. Покажите на графике изменение кривой производственных возможностей экономики.

    Чему равна альтернативная стоимость самолета при увеличении его производства с 1 до 2 единиц? Чему равна альтернативная стоимость самолета при увеличении его производства с 3 до 4 единиц? Почему альтернативная стоимость единицы самолета не является в данном примере постоянной?

    Дайте характеристику понятиям: «товары для настоящего»; «товары для будущего».

    Предположим‚ что в парламенте страны обсуждались два варианта плана производства товаров:

    Каковы краткосрочные последствия принятия разных вариантов плана?

    Каковы долговременные последствия принятия разных вариантов плана? Проиллюстрируйте ответ графиком, показывающим изменение кривой производственных возможностей экономики.

Вопросы

    Прокомментируйте следующее утверждение: «в действительности экономические теории практичны потому, что они представляют собой абстракции».

    Может ли система абстракций (моделей) быть одной и той же при исследовании экономики разных стран и при разных ситуациях?

    Является ли экономическая теория лабораторной наукой? Какие проблемы возникают в процессе формулирования и применения экономических теорий?

    Каков критерий разделения экономической теории на две относительно самостоятельные части: микроэкономику и макроэкономику?

    Прокомментируйте утверждение: «Три экономиста при обсуждении одного вопроса имеют, по крайней мере, четыре мнения».

    «Основное для экономики: экономическая эффективность - социальная справедливость». Какое это суждение? Чем будут различаться модели?

    Объясните, как вы понимаете безграничность потребностей?

    Назовите причины, вызывающие рост потребностей людей. По каким параметрам осуществляется рост потребностей?

    Охарактеризуйте фундаментальные проблемы экономики. Почему они существуют в любом обществе, не зависимо от уровня его экономического развития?

    Как преодолевается ограниченность ресурсов? Какая новая проблема при этом возникает?

    В течение года в кафе «Улыбка» были увеличены часы работы кафе, организована продажа свежих кондитерских изделий, что привлекло значительное количество новых посетителей. Из перечисленных ниже факторов выберите те, которые привели к росту производительности труда, и те, которые связаны с увеличением интенсивности (степени напряженности труда сверх общественно нормального уровня): а) члены семьи вынуждены были работать по 10 часов в день и довольствоваться одним выходным днем; б) была закуплена новая линия по производству кондитерских изделий; в) кондитер кафе «Улыбка» прошел курс переподготовки, освоил новую технологию производства бисквита; г) были устранены многочисленные перекуры и чаепития персонала в течение рабочего дня; д) были четко разделены обязанности между работниками, а лишние работники были уволены.

    Обеспечивает ли экономически эффективная деятельность всех отдельных производителей экономически эффективное развитие общества в целом? Объясните, почему достижение всеми отдельными предпринимателями полной занятости принадлежащих им ресурсов автоматически не ведет к решению проблемы полной занятости всех экономических ресурсов общества?

    Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений, которые упрощают экономику?

    Почему кривая производственных возможностей это - модель? Какую проблему иллюстрирует данная модель?

ТЕСТЫ

1. Экономику можно определить как:

а) науку о биржевом рынке;

б) науку о том, как общество решает вопросы «что, как и для кого производить»;

в) науку о том, как государство влияет на деятельность рынка;

г) науку о том, как улучшить личное финансовое положение.

2. Микроэкономика изучает:

а) деятельность и экономическое поведение индивидуальных хозяйствующих субъектов (домохозяйств, фирм);

б) функционирование национального хозяйства в целом;

в) систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе общественного производства и законы его развития;

г) систему экономических институтов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики.

3. Отметьте утверждения, относящиеся к макроэкономике:

а) конкуренция среди компьютерных фирм привела к снижению цен на их продукцию;

б) курс доллара на Московской межбанковской валютной бирже достиг самой высокой отметки за неделю;

в) неблагоприятные погодные условия привели к плохому урожаю картофеля;

г) повышение цены на бензин в Литве привело к увеличению издержек в хлебопекарной промышленности этой страны.

4. К нормативной экономической теории относится следующее утверждение:

а) к сентябрю 1993 года цены на основные продовольственные товары выросли в 6 раз;

б) инфляция существенно снизила уровень жизни населения, и политика правительства должна быть направлена на её сокращение;

в) 1999-2001 гг. были для России периодом экономического подъема;

г) уровень инфляции в 2001 году составил 18,6%.

5. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это:

а) инвестиции; в) потребление;

б) производство; г) редкость.

6. Капитал как фактор производства - это:

а) запас производственных благ, созданных для производства других товаров;

б) акции, облигации и другие финансовые активы, приносящие доход;

в) сети контактов и взаимоотношения, способствующие доверию и облегчающие экономические взаимодействия между людьми;

г) знания, умения, навыки человека, которые могут быть использованы в процессе производства и которые являются источником его доходов.

7. Экономическое благо - это:

а) вещь, удовлетворяющая существующие потребности и имеющаяся в ограниченном количестве;

б) вещь или услуга, удовлетворяющие какую-либо потребность;

в) вещь или услуга, удовлетворяющие какую-либо потребность и имеющиеся в ограниченном количестве;

г) вещь, удовлетворяющая существующие потребности.

8. Рост производительности труда проявляется:

а) в увеличении времени на производство единицы продукции:

б) в увеличении затрат всех производственных ресурсов на производство единицы продукции;

в) в увеличении выпуска продукции за единицу времени;

г) в сокращении выпуска продукции за единицу времени.

9. Эффективное функционирование экономической системы отражает на графике производственных возможностей:

а) точка, лежащая за пределами кривой производственных возможностей;

б) точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей;

в) точка, лежащая на кривой производственных возможностей, в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов общества;

г) любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей.

10. Точка, лежащая вне границ кривой производственных возможностей, характеризует:

а) эффективное использование имеющихся ресурсов;

б) неэффективное использование имеющихся ресурсов;

в) недостижима при имеющихся технологии и объеме ресурсов;

г) эффективное, но несправедливое распределение экономических ресурсов.

Ответы: 1 б; 2 а; 3 б; 4 б; 5 г; 6 а; 7 в; 8 в; 9 г; 10 в.

Тема 2. Рыночная система

ПЛАН:

1. Основные модели координации экономической деятельности людей:

а) проблема координации экономической деятельности;

б) модели традиционной, командной, рыночной и смешанной экономики;

в) институциональные основы рыночной системы координации экономической деятельности.

2. Общественное разделение труда - экономическая основа рыночной системы:

а) специализация и кооперация труда; их влияние на эффективность экономической деятельности;

б) принцип сравнительных преимуществ;

в) обмен, механизм обмена, деньги и цены;

г) издержки экономической деятельности в условиях рыночной системы.

3. Предпринимательство и конкуренция как движущие силы рыночной экономики:

а) предпринимательство;

б) принципы принятия решений предпринимателем: альтернативная стоимость;

в) конкуренция как механизм взаимодействия субъектов рыночной экономики.

4. Кругооборот экономических благ, ресурсов и доходов как простейшая модель рыночной системы:

а) субъекты рыночной системы, принцип платности факторов производства;

б) модель кругооборота экономических благ, ресурсов и доходов;

в) равновесный подход как метод экономического исследования.

Резюме

Графики

Индексы

Для определения уровня и динамики многих экономических показателей используются индексы.

Предположим, что нас заинтересовал вопрос о развитии жилищного строительства в России в последние годы. Статистика говорит о том, что в 1992 г. было построено жилых домов обшей площадью 41,5 млн кв. метров; в 1993 г. - 41,8 млн кв. м; в 1994 г. - 39,2 млн кв. м и в 1995 г. - 41,0 млн кв. метров. Эти данные хорошо показывают уровень жилищного строительства и говорят о том, что в 1993 г. оно выросло, в 1994 г. - сократилось, а в 1995 г. - вновь выросло, не достигнув, правда, уровня 1992 г. Но сами по себе эти данные не показывают, насколько высок темп роста жилищного строительства в 1993 г. и насколько значителен был темп его спада в 1994 г. Чтобы получить более четкую картину динамики уровня жилищного строительства, примем его в 1992 г. за 100%, тогда в 1993 г. он будет равен 100,7%; в 1994 г. - 94,5% и в 1995 г. - 98,8%. Теперь мы видим, что по отношению к уровню 1992 г. жилищное строительство в 1993 г. выросло на 0,7%, в 1994 г. сократилось на 5,5% и в 1995 г. было на 1,2% ниже, чем в 1992 г. Картина динамики жилищного строительства не исказится, если мы отбросим знак «%». В этом случае показатели уровня жилищного строительства в 1992-1995 гг. принято называть индексами, а уровень, принятый за 100 единиц, называется базовым.

Метод индексов используется при рассмотрении динамики объема выпуска продукции промышленностью и другими отраслями, потребительских расходов населения, объема экспорта и импорта товаров и т. д.

Большое значение индексный метод имеет для определения уровня и динамики цен, в частности уровня цен на потребительские товары и услуги. К. этим вопросам мы еще вернемся при рассмотрении конкретных проблем экономики.

Методы экономического анализа часто опираются на использование графиков. График представляет собой чертеж, который используется для наглядного изображения количественной зависимости одной экономической величины от гой. Он предполагает, что имеются две связанные друг с другом переменные величины. Между ними существует функциональная зависимость (например, уровня потребления от величины дохода). Эта функциональная зависимость описывается при помощи того или иного математического уравнения. Она может быть представлена и в виде числовой таблицы. Преимуществом графика является его наглядность. Построение графиков - это способ, при помощи которого геометрия как одна из областей математики служит для описания экономической модели.

Человек живет в мире ограниченных возможностей. Причина этого в том, что многочисленные и развивающиеся потребности людей безграничны, но в каждый данный момент ограничено количество ресурсов , используемых для производства всего необходимого людям.


Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности людей, называются благами. Свободные блага имеются в изобилии, и потребность в них может удовлетворить всякий, кто в них нуждается. Экономические блага находятся в обществе в ограниченном количестве и поэтому доступны не всем или доступны в таком количестве, которое не дает возможности каждому полностью удовлетворить свои потребности в данных благах.

Для производства экономических благ используют факторы производства, состоящие из трех групп: природные ресурсы, капитал и труд. Природные ресурсы включают все то, что дается природой в готовом виде и используется либо как условие производства, либо как вещество, подвергаемое переработке для производства нужного предмета потребления. Капитал - изготовленные людьми средства производства, они необходимы для производства товара или услуги. Труд - это способности человека, которые он использует для производства всего необходимого ему для жизни.

Ограниченность ресурсов ставит человека в ситуацию постоянно совершаемого выбора. Выбор связан с поисками ответов на три главных вопроса экономики: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? Предмет экономической науки - выбор направлений и способов использования ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей людей.

Микроэкономика - это раздел экономики, изучающий поведение экономических единиц: отдельного потребителя и производителя, рынки конкретных товаров. Макроэкономика - это раздел экономики, изучающий крупномасштабные экономические явления, затрагивающие экономику в целом.

Экономисты, стремясь исследовать и обосновать закономерности экономического поведения людей, исходят из того, что субъекты экономики ведут себя рационально. Рациональность в поведении людей означает, во-первых, целенаправленность их действий, во-вторых, выбор критериев, которыми они руководствуются в стремлении достичь поставленной цели, в-третьих, определение цены совершенного выбора, которая называется альтернативной стоимостью, и, в-четвертых, соизмерение полученных доходов с осуществленными издержками.

Альтернативной стоимостью называется наилучший из отвергнутых вариантов или то, чем приходится жертвовать, сделав выбор в пользу другого. Такое определение альтернативной стоимости справедливо в той ситуации, когда, выбирая один вариант, отвергают все другие. Но если другие отвергнуть полностью нельзя, необходимо «и то и другое», то в этом случае альтернативная стоимость выступает как то количество альтернативного товара, которым приходится пожертвовать, чтобы увеличить производство товара, необходимого нам в большем количестве.

Для того чтобы понять и объяснить, как функционирует и развивается экономика, необходимо выделить из всего многообразия мелких и случайных фактов и событий самые важные, самые существенные связи и зависимости между явлениями экономической жизни. Это предполагает, что экономист должен разработать и обосновать теорию, объясняющую то, как развивается экономика.

Разработка экономической теории опирается на построение экономической модели. Экономическая модель - это упрощенное описание экономики, выражающее функциональную зависимость между двумя или несколькими переменными.

В своих исследованиях экономисты опираются на статистический материал. Анализируя экономику, необходимо иметь в виду, что экономические величины имеют неодинаковую размерность. Одни величины, которые представляют собой потоки (выпуск продукции, доходы и др.). имеют интервальную размерность; другие величины, представляющие собой запасы (фонды), например капитал, стоимость домашнего имущества и т.д., имеют моментную размерность.

Анализ экономики требует различать номинальные и реальные показатели. Он опирается на использование индексов, дающих наглядную картину динамики экономических величин.

? Контрольные вопросы и задания

1. Назовите причины, вызывающие рост потребностей людей. Что означает в данном случае «рост», только ли количественные зменения потребностей?

2. Чем отличается понятие «ресурсы» от понятия «факторы производства»?

3. Перечислите все виды доходов, которые получаю! владельцы факторов производства.

4. Охарактеризуйте фундаментальные проблемы экономики. Почему они стоят перед любым обществом независимо от уровня его экономического развития?

5. Приведите примеры рационального и нерационального поведения человека.

6. Местные органы власти выделили деньги для строительства в районе детского досугового центра. Что может быть альтернативной стоимостью детского центра?

7. Всем известно, что футбол гораздо менее необходим людям, чем еда или сталь. Тем не менее профессиональным футболистам платят гораздо больше, чем фермерам или сталеварам. Почему?

8. В чем отличие позитивной экономики от нормативной?

9. Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений, которые упрощают экономику?

Глава 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика

2.1 Два способа решения фундаментальных проблем экономики

2.2 Административно-плановая система

2.3 Рынок и его функции

2.4 Кругооборот доходов в рыночной экономике

2.5 Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика

Прочитав эту главу, вы узнаете:

Какими способами решаются фундаментальные проблемы экономики;

Что представляла собой планово-административная система и почему произошло ее крушение;

Что такое рынок и каковы его функции;

Как совершается кругооборот доходов в условиях рыночной экономики;

Почему не может успешно функционировать и развиваться чисто рыночная система:

Какую роль играет государство и условиях рыночной экономики и что такое смешанная экономика;

Каковы пределы вмешательства государства в рыночную экономику .

В предыдущей главе мы установили, что в любых условиях ограниченность ресурсов ставила и ставит перед обществом три фундаментальные проблемы: что, как и для кого надо производить, чтобы в наибольшей степени удовлетворить потребности людей в экономических благах. Мы выяснили, что представляют собой цена выбора (альтернативная стоимость) и кривая производственных возможностей. Но мы оставили в стороне вопрос, каким же образом решаются фундаментальные проблемы экономики? Между тем именно способ решения этих проблем определяет главные, самые существенные черты той или иной экономической системы