Международные долги стран мира. Без шансов на выплату

Привлечение денежных средств посредствам внешних займов – достаточно распространенная практика среди государственных экономических институтов. Иностранный капитал служит для улучшения финансовых показателей государства, формируя при этом внешний долг страны. Международные заимствования способны как оздоровить экономику отдельно взятого государства, так и привести ее к серьезным проблемам и стать причиной кризиса. Государственная задолженность влияет на размеры гражданских налогов и является одной из причин снижения темпов экономического развития.

Что такое внешний долг

Привлечение заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства, приводит к накоплению долговых обязательств рассматриваемого государства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и т.д.

Формирование внешнего государственного долга (т.е. заимствования) осуществляется через операции на долговом рынке или посредствам прямых займов. Облигации федерального займа (Россия) или иные бумаги аналогичного типа, считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер госдолга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.

Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.

Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.

Основные разновидности внешнего долга

Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:
  • корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
  • государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
  • текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
  • общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.
Отдельно следует отметить сроки, на которые кредитор готов выделить средства. Существуют краткосрочные, среднесрочные, а также кредиты с большим сроком. В последнем случае кредитор предоставляет деньги на пять лет и более, в первых двух – это сроки до года и пяти лет, соответственно.

Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.

Различить два представленных понятия несложно, под госдолгом понимается общая (совокупная) задолженность государства перед кредиторами, работающими на внутреннем и внешнем рынках. При определении размера государственного долга страны не учитываются средства, одолженные самим государством. Задолженность перед государственными институтами не влияет на отчетные показатели госдолга.

Соответственно внешний госдолг является составной частью госдолга в целом. Данное понятие объединяет задолженность и обязательства по выплате процентов, взятые государством в пользу иностранных финансовых структур. На большую часть мирового государственного долга имеют права такие организации как:

  • МБРиР;
  • ЕБРиР;
  • АВФ и т.д.
Первые две структуры являются основными кредиторами большинства существующих в мире государств. Деятельность представленных организаций не ограничивается предоставлением займов, в их интересах проведение структурных корректировок экономик стран претендентов на получение средств. Кроме процентов по государственному долгу, банк развития и реконструкции, также, как и валютный фонд, получают возможность внедрения в иностранную систему собственных сотрудников для управления и изменения основных экономических и социальных моделей.

Такие организации как арабский валютный фонд или ЕБРиР, имеют схожий функционал и возможности, но работают на меньшей территории ограниченной национальными, экономическими интересами. Следует упомянуть неформальные структуры решающие вопросы финансового характера на мировом уровне, не имея статуса международной финансовой организации.

К таковым можно отнести Лондонский и Парижский клубы, первый создан банками, второй объединяет правительства стран с наиболее развитыми экономиками. В частном порядке, на заседаниях клубов может решаться судьба внутреннего или внешнего долга страны, на условиях, устраивающих стороны или одну из сторон встречи. Обязательное соответствие условий сделки общечеловеческим принципам морали, не гарантируется.

Государственная задолженность негативно сказывается на общем положении финансово-экономической системы государства. Наличие рычагов влияния на уникальные экономические характеристики и черты у рыночных конкурентов, предполагают существенные ограничения в плане системного развития государства. Определен ряд причин, делающих внешний долг государства самым обременительным, среди них:
  • доступ иностранных структур к льготным ценам на ресурсы должника;
  • высокие проценты, требующие оплаты любыми средствами, в том числе резервными;
  • возможность ущемления некоторых прав страны заемщика;
  • снижение основных рейтингов страны с внешним долгом значительного размера.
Степень экономического влияния кредитора зависит от размера долга в процентном соотношении к ВВП. При достижении размера долга в 30%, правительство ограничивается в новых займах на действующих условиях. Одним из чаще предпринимаем шагов кредитора является увеличение процента собственного вознаграждения, то есть кредитные программы становятся дороже.

В момент, когда экономика заемщика достигает определенных «низов», международный фонд предлагает собственного специалиста, для консультации ведущих экономических управленцев должника, допустивших возникновение существующих проблем. Кроме этого внешний государственный долг оказывает прямое влияние бюджет, провоцируя возникновение дефицита. Недостаточный объем капитала в экономике, определяет новые займы как необходимость.

Население страны, попавшей в «долговой замкнутый круг» ощущает на себе ценовое давление и вынуждено платить по завышенным налоговым ставкам, а также покупать дорогие продукты. Следующим шагом правительства станет девальвация национальной валюты, как правило именно это рекомендуют международные эксперты, работающие при правительстве по кредитному контракту. Подобная ситуация создает опасную социальную обстановку, в стране могут начаться массовые беспорядки граждан, потерявших возможность жить прежней жизнью.

Страны с самым маленьким внешним долгом

Характерные показатели внешнего госдолга

Оценочный анализ кредитной нагрузки будет неполным без указания значений внешнего долга. Именно данный показатель способствует пониманию общего самочувствия изучаемой экономики. Стабильность и степень инвестиционной зависимости суверенной экономики – еще одни показатели, рассматриваемые через призму внешних кредитных обязательств. Минфин использует полученные при анализе сведения для моделирования дальнейших экономических сценариев и определения государственного экономического курса.

Существуют два основных показателя, определяющие характеристики целых групп данных, эти показатели определяют остатки и динамику (потоки). Важное значение при расчетах размера внешнего долга страны, имеют коэффициенты платежеспособности отражающие такие аспекты как:

  • объем долга по отношению к ВВП;
  • баланс объема экспортной прибыли к платежам по процентам займа (в %);
  • индикатор устойчивости – указывает на степень потенциального риска, связанного с выплатами по кредиту;
  • уровень ликвидности и возможность платить.
Многие кредиторы считают важнейшим, показатель отношения долга к размеру ВВП. Также важен показатель долг/экспортная прибыль. При росте показателя выше 275% может быть запущена процедура списания долгов с государства. Рост данного показателя приводит к изменению условий выдачи займов.
Обслуживанием долга занимаются эксперты администрирования и мониторинга. Система выполняет регулирующие функции затрагивая такие моменты как: величина долга и ее пороговые значения, условия предоставления денежных средств и разработка методов снижения долговой нагрузки путем погашения долга или его реструктуризации.

При правильном регулировании могут быть решены задачи по следующим направлениям:

  • ограничение долговой нагрузки;
  • снижения стоимости заимствований;
  • увеличение гарантий исполнения взятых обязательств.

К используемым методам можно отнести управление длительностью кредитного договора, реструктуризацию внешнего государственного долга и переход на более выгодные программы, и т.д. Различают три основных системы погашения долга: финансовая – работает от реализации проектов и получения дополнительной прибыли; бюджетная – исполнение долговых обязательств за счет средств государственного бюджета. Также может применяться комбинированная система.

Расчеты долга чаще всего проводятся в долларах США, допустимо использование национальной валюты или одной из валют, формируемых общую внешнюю задолженность. Для получения более точных показателей, применяется процентная система. На текущий момент, наибольшую задолженность имеет экономика Соединенных Штатов, страна должна кредиторам более $14,59 трлн. Суммарное значение мирового внешнего долга превышает $54 трлн, именно столько страны должны фондам и прочим международным кредиторам.

Список стран по внешнему долгу

Место в мире

Процент долга от ВВП

1 Япония 250.91
2 Ливан 147.62
3 Италия 131.71
4 Эритрея 127.5
5 Португалия 127.33
6 Кабо-Верде 122.25
7 Бутан 122.12
8 Ямайка 116.07
9 США 107.48
10 Барбадос 106.58
11 Бельгия 106.52
12 Гамбия 99.24
13 Ливия 98.94
14 Франция 98.84
15 Испания 98.47
16 Сингапур 97.93
17 Мальдивы 95.84
18 Кипр 95.32
19 Ирак 95.22
20 Мавритания 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи 93.77
22 Украина 92.31
23 Белиз 92.04
24 Бахрейн 92.01
25 Канада 90.56
26 Хорватия 88.99
27 Египет 88.82
28 Антигуа и Барбуда 88.08
29 Великобритания 87.92
30 Сент-Люсия 87.87
31 Иордания 87.45
32 Ирландия 84.6
33 Австрия 83.85
34 Мозамбик 82.02
35 Словения 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины 81.73
37 Доминика 81.28
38 Бразилия 80.49
39 Гренада 78.26
40 Сербия 77.94
41 Черногория 76.99
42 Шри-Ланка 74.83
43 Венгрия 74.46
44 Киргизия 73.52
45 Гана 72.21
46 Тринидад и Тобаго 69.4
47 Республика Конго 68.99
48 Беларусь 68.89
49 Ангола 68.65
50 Албания 67.77
51 Израиль 67.69
52 Багамские Острова 67.56
53 Малави 67.45
54 Финляндия 66.25
55 Лаос 66.11
56 Германия 65.88
57 Индия 65.56
58 Нидерланды 64.89
59 Вьетнам 64.82
60 Уругвай 64.01
61 Марокко 63.97
62 Пакистан 63.66
63 Того 63.13
64 Сальвадор 61.79
65 Джибути 61.33
66 Аргентина 60.87
67 Мальта 60.78
68 Тунис 59.27
69 Эфиопия 59.03
70 Замбия 58.61
71 Лесото 58.5
72 Сейшельские Острова 58.49
73 Йемен 58.15
74 Пуэрто-Рико 57.7
75 Маврикий 57.56
76 Самоа 57.01
77 Катар 56.38
78 Сенегал 56.22
79 Сент-Китс и Невис 55.98
80 Малайзия 54.96
81 Кения 54.96
82 Мексика 54.89
83 Зимбабве 54.89
84 Таджикистан 54.43
85 Гайана 54.1
86 Польша 52.85
87 Исландия 52.63
88 Судан 52.43
89 Сьерра-Леоне 52.14
90 Центральноафриканская республика 52.11
91 Южно-Африканская Республика 52.11
92 Словакия 51.89
93 Гондурас 49.76
94 Габон 49.52
95 Китай 49.32
96 Армения 48.93
97 Боливия 48.28
98 Колумбия 47.99
99 Нигер 47.85
100 Дания 47.73
101 Либерия 47.65
102 Коста-Рика 47.34
103 Гвинея-Бисау 45.83
104 Молдова 45.02
105 Гвинея 44.71
106 Босния и Герцеговина 44.5
107 Таиланд 44.49
108 Фиджи 44.18
109 Швейцария 44.12
110 Азербайджан 43.8
111 Руанда 43.27
112 Суринам 43.07
113 Папуа - Новая Гвинея 42.71
114 Танзания 42.58
115 Швеция 41.9
116 Оман 41.7
117 Литва 41.42
118 Камерун 41.33
119 Чехия 40.97
120 Бенин 40.63
121 Румыния 40.21
122 Уганда 40.16
123 Австралия 39.96
124 Македония 39.67
125 Грузия 38.77
126 Чад 38.46
127 Мадагаскар 38.11
128 Эквадор 37.89
129 Вануату 37.79
130 Южная Корея 37.45
131 Панама 37.41
132 Тайвань 37.3
133 Бурунди 36.96
134 Республика Гаити 36.21
135 Мали 36.07
136 Доминиканская Республика 35.85
137 Латвия 34.67
138 Бангладеш 34.18
139 Филиппины 33.79
140 Тувалу 33.32
141 Буркина-Фасо 33.01
142 Камбоджа 33.01
143 Маршалловы Острова 32.5
144 Мьянма 32.24
145 Никарагуа 32.16
146 Намибия 31.82
147 Кот-д’Ивуар 31.47
148 Болгария 30.62
149 Южный Судан 30.47
150 Коморские Острова 29.59
151 Непал 29.45
152 Турция 29.2
153 Новая Зеландия 29.02
154 Индонезия 28.4
155 Норвегия 27.94
156 Парагвай 27.28
157 Экваториальная Гвинея 27.25
158 Венесуэла 27.13
159 Саудовская Аравия 25.77
160 Перу 25.48
161 Микронезия 25.25
162 Туркменистан 24.54
163 Алжир 24.45
164 Косово 24.36
165 Гватемала 24.28
166 Свазиленд 22.77
167 Чили 22.51
168 Демократическая Республика Конго 22.18
169 Люксембург 22.13
170 Кувейт 22.08
171 Сан-Марино 21.57
172 Кирибати 20.77
173 Казахстан 20.46
174 Объединённые Арабские Эмираты 19.71
175 Россия 19.43
176 Иран 17.71
177 Узбекистан 15.19
178 Нигерия 13.98
179 Ботсвана 11.83
180 Соломоновы Острова 10.07
181 Эстония 9.16
182 Афганистан 8.01
183 Бруней 3.52
184 Гонконг 0.06
185 Макао 0

Относительно пресловутого «госдолга США» работает тот же принцип. Да, долг действительно большой, cейчас он приближается к $20 трлн . Однако при этом и экономика США не маленькая. Размер годового ВВП немногим меньше — $19,3 трлн. Если переводить на человеческий язык — это долг, размером с годовую зарплату, что вполне приемлемо.

По аналогии с зарплатой, долг в 100 тысяч для человека с доходом в 15 тыс. — огромная сумма, а 500 тысяч для человека с доходом в 100 лишь неудобство. Поэтому, для того чтобы оценить долговую нагрузку, экономисты рассматривают отношение государственного долга к ВВП — доходу той или иной страны. Которое, впрочем, тоже ничего не значит.

Небольшой долг может означать, например, как в случае с Венесуэлой, не то, что вы не хотите брать взаймы, а то, что вам не хотят давать.

Государственный долг стран мира 2017, % к ВВП: Таблица

Примечание Владимира Зыкова. Кому не хочется смотреть большую таблицу, скажу: Украина - 22 место, 92,31% ВВП; Беларусь - 48 место, 68,89%; Польша - 86 место, 52,85%; Россия - 175 место, 19,43%.






















По данным МВФ. Обновлено 14.08.2018
Россия имеет относительно небольшой госдолг. По данным ЦБ чуть более $254 млрд. Однако вместе с долгами предприятий (они в качестве гос.долга не учитывается, хотя предприятия в основном государственные) сумма уже существенна — $513 млрд. Это уже 40% от номинального ВВП.

Максим Котов, «Школа Инвестора».

Госдолг стран мира является доминирующим фактором дестабилизации не только финансовой обстановки в мире, но и экономической. Единственный вариант выхода из ситуации - это поиск путей сокращения мировой задолженности, со снижением темпов ее роста включительно. По мнению мировых аналитиков, в то время как первый мировой кризис возник в результате активного роста долгов финансового сектора, корпоративного хозяйства и домашнего хозяйства, кризис 21-го века будет вызван именно ростом государственных долгов большинства стран мира. Эксперты финансового рынка с опасением говорят о том, что долговые обязательства стран уже к 2015 году имеют все шансы превратиться в простую бумагу.

О чем говорит статистика 2014 года?

Госдолг стран мира по состоянию на конец 2014 года имеет устрашающие объемы.

  • Япония - государственный долг соответствует 234% ВВП.
  • Греция - 183%.
  • Португалия - 148%.
  • Италия - 139%.
  • Бельгия - 135%.

Аналитическая мировая компания McKinsey внесла в первую десятку стран по размеру государственного долга еще Испанию (132%) и Ирландию (115%), Сингапур (105%), Францию (104%) и Великобританию (92%). Интересен тот факт, что Америке в данном рейтинге досталось 11-е место с 89% от ВВП. Тут же стоит отметить, что в соответствии с официальной государственной статистикой, еще в 2011 году государственный преодолел отметку в 100% от ВВП. Что касается статистики 2013 года, объем задолженности увеличился до 106,6%. По предварительным расчетам в 2014 году долг Америки должен быть на уровне 109,9%. На данный момент страны ведут активную политику для сокращения государственных задолженностей. Эффективность мероприятий и итоговые показатели 2015 года можно будет оценить только в декабре.

Самые низкие показатели государственного долга

  • Норвегия - государственный долг составляет 34% ВВП.
  • Колумбия - 32%.
  • Китай - 31%.
  • Австралия - 31%.
  • Индонезия - 22%.

Государства, которые практически не имеют задолженности, и у которых долг составляет менее 20% от ВВП - это Перу (19%) и Аргентина (19%), Чили (15%), Россия (9%) и Саудовская Аравия (3%).

Взаимосвязь национальной задолженности и уровня развития стран мира

Уровень госдолга стран мира позволяет установить некую связь между объемом задолженности и уровнем развития государства. Стоит сказать, что меньше всего привлекают средств для перекрытия государства, которые находятся на стадии активного развития. У стран, которые считаются экономически развитыми, возникает намного чаще, и в долги они влезают систематически. Если рассматривать задолженность не как процентное соотношение к ВВП, а в денежном эквиваленте, в данной категории лидерское место досталось Америке. Ее национальная задолженность уже давно перешагнула предел в 18 триллионов долларов. Мировые экономические аналитики говорят об увеличении задолженности уже к концу 2015 года до 19 триллионов долларов. Второе место в категории занимает Япония, со своими долгами в размере 10,5 триллиона долларов. Далее следует Китай - 5,5 трлн. На эти три страны приходится порядка 58-60% от общего мирового долга. При этом Россия, которая еще в середине 2014 года имела задолженность, соответствующую 0,1% мировой, сегодня внесена в «мусорный рейтинг» стран, для которых получить ссуду на международном рынке практически невозможно.

Динамика ситуации

Госдолг стран мира имеет положительную динамику, он систематически увеличивается. Только за период с 2007 по 2014 год нарастить свои задолженности в несколько раз сумели не только страны PIGS, несущие опасность для ЕС (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания), но и лидеры международного рынка, в частности Япония, Италия и Франция. Америка же превзошла все государства группы PIGS. По предварительным прогнозам, ситуация в мире будет только накаляться. Абсолютное и относительное наращивание задолженности, скорее всего, будет свойственно странам с высоким уровнем экономического развития.

Почему страны с развитой экономикой имеют неподъемные государственные задолженности?

Причина явления в том, что темпы наращивания экономики не позволяют не только погашать, но и обслуживать взятые ссуды. Для большинства экономически свойственны не только нулевые, но и минусовые темпы развития экономики. Эксперты агентства McKinsey после тщательного анализа ситуации пришли к выводу, что тяжелее всего отказаться от получения кредита для рефинансирования своих задолженностей будет таким странам, как Испания и Япония, Италия, Португалия, Великобритания и Франция. Эксперты видят решение проблемы в комплексной реструктуризации экономики, путем полной ее отвязки от государственной задолженности.

Тенденции и наблюдения

  • Чем больше государственный долг в стране, тем больше в ее политике процветают такие понятия, как демократия и либерализм.
  • Развитые страны расходуют средства из бюджета, не ориентируясь на фактическое состояние экономики. Сказать простым языком «живут не по средствам». Чем развитей принято считать страну, тем больше у нее внешняя задолженность.
  • Экономическое развитие страны полностью соответствует росту задолженности. Процессы протекают параллельно и практически идентичны.

Странная статистика, или Что показывает внешний госдолг стран мира

Приведенные выше наблюдения от специалистов издания «Шпигель» подтверждаются фактической ситуацией в мире. Рассмотрим крупные международные альянсы. Так, «Большая семерка», в теории, соединила в себе экономики самых сильных стран мира. Если сопоставить ВВП и госдолг стран мира из этого альянса, можно увидеть следующие показатели:

  • Великобритания - объем задолженности соответствует 92% ВВП.
  • Германия - 72%.
  • Канада - 86%.
  • Италия - 139%.
  • США - 109,9%
  • Франция - 98%.
  • Япония - 234%.

Сопоставив эти показатели с показателями государств, входящих в состав «БРИКС», специалисты делают определенные выводы. Так, Россия (9% ВВП), Бразилия (65% ВВП), Китай (31% ВВП) и ЮАР (50% ВВП) выглядят на фоне мировых лидеров более «экономически здоровыми». Тут стоит сказать, что на территории государств «Большой семерки» проживает не менее 0,5 миллиарда человек, которые потребляют в разы больше товаров и услуг, нежели порядка 3 миллиардов человек на территории стран «БРИКС».

О чем говорит анализ ситуации 2015 года?

Госдолг стран мира в реальном времени оценить проблематично, так как официальные данные будут представлены только к концу 2015 года. По предварительным оценкам, с учетом того, что рост задолженностей в связи с экономической ситуацией в мире продолжается активными темпами, на их обслуживание в этом году уйдет на порядка 6,3% больше средств. Представители агентства Bloomberg сообщают, что сильнейшие государства мира занимаются активным рефинансированием своих долгов за счет оформления новых кредитов от МВФ. Из официальных источников стало известно, что к концу 2015 года страны «БРИКС» и государства «Большой семерки» должны погасить долговые обязательства в размере 6,96 триллиона долларов. От экспертов можно услышать мнения относительно того, что 2015 год будет благоприятным, и размер задолженностей станет меньше, что на данном этапе кажется нереальным прогнозом.

МОСКВА, 13 окт — РИА Новости, Александр Лесных. В начале этого года глобальный долг превысил 233 триллиона долларов. По данным Всемирного банка (ВБ), это больше общемирового ВВП на 288 процентов. Весомый "вклад" в сложившуюся ситуацию внесли государства, продолжающие, несмотря на предостережения международных финансово-экономических организаций, набирать кредиты в погоне за лучшей жизнью. Какие страны возглавляют этот антирейтинг — в материале РИА Новости.

Запишите на мой счет

Номинально по объему государственного долга лидируют США. В этом году цифры на специальном счетчике, установленном на Манхэттене, показали новый рекорд: Вашингтон должен всему миру почти 21,5 триллиона долларов.

Однако с учетом валового внутреннего продукта ситуация иная. На пятом месте в антирейтинге — Португалия, чей госдолг превышает ВВП (217 миллиардов долларов) почти на четверть.

Корни нынешних экономических проблем этой страны уходят в 1990-е. Став частью Евросоюза и перейдя на расчеты в евро, Португалия утратила возможность за счет слабой валюты поддерживать текстильную промышленность — одну из ключевых отраслей экономики. В результате национальные производители проиграли конкуренцию китайцам с их дешевой рабочей силой.

Как итог — рост безработицы и массовая эмиграция: сейчас более 50 тысяч португальцев в год уезжают на заработки за границу.

К 2011-му страна уже находилась в шаге от дефолта и спасать экономику пришлось силами всего Евросоюза и МВФ. После согласования программы экономической консолидации Лиссабону выделили кредит в 76 миллиардов долларов.

Стоит отметить, что программу экономических реформ, предполагавшую рекапитализацию банковского сектора, сокращение дефицита бюджета и социальных расходов, приняли только спустя год, после того как в марте 2010-го действующее правительство отказалось вводить дополнительные меры экономии и в итоге было распущено.

К 2017 году экономическая ситуация в Португалии стабилизировалась: ВВП вырос на 2,7%, безработица снизилась до 8,8% — это меньше, чем в среднем по Европе.

Однако в прошлом году госдолг увеличился на 1,65 миллиарда евро, а эксперты МВФ прогнозируют, что в среднесрочной перспективе рост португальской экономики замедлится до 1,8%. В таких условиях надеяться на погашение долгов не приходится.

Ариведерчи

Четвертое место занимает еще одна страна еврозоны — Италия с госдолгом в 131% валового внутреннего продукта, который в 2017-м составил 1,9 триллиона долларов.

Аналитики отмечают, что в 2019-м, когда итальянец Марио Драги покинет пост главы Европейского центрального банка (ЕЦБ), Рим лишится источника дешевых кредитов. Как следствие, страна не сможет обслуживать свой госдолг и будет вынуждена объявить дефолт, который, в свою очередь, приведет к масштабному кризису всей мировой финансовой системы.

Главная проблема итальянской экономики в том, что она основана на маленьких семейных предприятиях, неспособных конкурировать с транснациональными корпорациями. Это основная причина низких темпов экономического роста страны: в 2014 году ВВП увеличился всего на 0,1%, в 2015-м — на 1%, в 2016-м — на 0,9%, в 2017-м — на 1,5%.

Сказались и европейские санкции против России: по словам бывшего итальянского сенатора Роберто Мура, из-за них бюджет ежедневно недополучает порядка семи миллионов евро.

Масла в огонь подливают драконовские налоги на бизнес, не позволяющие предпринимателям модернизировать производство: в крупных городах сборы доходят до 70%.

Эхо войны

На третьем месте — Ливан. До того как в 2011-м в Сирии началась гражданская война, Ливан процветал за счет экспорта товаров в Ирак, Иорданию, страны Персидского залива и высокого турпотока. По прогнозам МВФ, к 2015 году страна должна была выйти на показатель ВВП в 20 тысяч долларов на душу населения и стать одним из экономических тяжеловесов Ближневосточного региона.

Однако война в соседней Сирии все изменила. Резко вырос импорт товаров, увеличив дефицит торгового баланса. Кроме того, в Ливан хлынул поток беженцев — всего за три года в страну прибыло порядка 1,2 миллиона сирийцев.

Помимо того, что на их содержание приходится тратить огромные деньги, вынужденные переселенцы согласны на любую работу за сущие гроши. Как следствие, все больше ливанцев теряют работу и оказываются за чертой бедности.

Вдобавок ко всему в середине 2013 года экстремисты устроили в Ливане серию террористических актов с угрозами в адрес иностранцев. В результате поток туристов сократился на 80%.

Резкое снижение доходов вынудило правительство пойти на заимствования, и в прошлом году госдолг Ливана достиг 149% ВВП.

Из князей в грязи

До вступления в Евросоюз правительство Греции старалось не привлекать внешних займов из-за высокой ставки по их обслуживанию. Однако в 2001 году, войдя в ЕС, Афины смогли позволить себе более дешевые кредиты в евро.

В тот же период провели массовую приватизацию государственных предприятий, в том числе пяти главных банков страны. С присоединением к еврозоне в Греции выросла занятость в сфере услуг, а производство, в частности, на вполне успешных верфях, сократилось.

Такая экономическая политика вызвала разбалансировку бюджета, и уже к 2009 году госдолг Афин превысил 115% ВВП (порядка 300 миллиардов евро). Разумеется, Брюссель не мог допустить дефолта и масштабного кризиса в Греции, причем не только по финансовым причинам: это нанесло бы серьезный репутационный удар по ЕС.

В итоге страну вытаскивали из незавидного положения совместными усилиями Евросоюз и МВФ. В 2010-2011 годах были приняты решения о предоставлении Афинам двух программ финансовой помощи.

Население не поддержало меры жесткой экономии, предусматривавшие, среди прочего, сокращение социальных выплат, и правящая партия "Новая демократия" в 2015-м проиграла выборы. Спустя полгода произошел технический дефолт из-за невыплаты долга Международному валютному фонду.При этом экономика развивается очень медленно: 0,4% в 2014 году, 1,4% в 2015-м, 0,9% в 2016-м и 1,7% в 2017-м. Кроме того, растет число пенсионеров и требуется направлять все больше денег на социальные выплаты.

Единственное, что спасает Токио от дефолта, — большая часть долговых обязательств принадлежит внутренним частным и юридическим лицам, а не иностранным спекулянтам. К тому же государство располагает достаточно крупными резервами.

И все же госдолг, превышающий ВВП в 2,5 раза, висит дамокловым мечом над страной. Один из самых тревожных звонков для японской экспортоориентированной экономики — почти девять миллиардов долларов внешнеторгового дефицита. Такой показатель был зафиксирован в начале текущего года.

Учитывая прогнозы о замедлении роста мировой торговли, у Токио остается все меньше времени, чтобы разобраться с госдолгом. Что делать, пока никто не знает.

Принятый в 1992 закон Российской Федерации разделил государственный долг на внешний и внутренний.

Государственный долг России на 2018 делится на внешний и внутренний займы соответственно с валютой возникших обязательств. Займ в иностранной валюте относятся внешнему долгу РФ, а рублевые — к внутреннему.

Согласно 6-й статьи бюджетного кодекса Российской Федерации, внешний долг государства — это обязательство страны, возникающие в иностранных денежных единицах.

Государственным внешним долгом РФ являются обязательства:

  1. органов федеративной власти;
  2. федеративных субъектов.

ЦБ является официальным источником информации по структуре, истории, текущему состоянию и плану платежей.

Кредиторами обычно бывают:

  • другие государства;
  • частные фонды;

Исторические данные

Фактически Госдолг появился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя.

Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 миллиардов $. После пика и окончания кризиса в 1998 г. и преодоления дефолта начали снижаться размеры должностных выплат (см. ).

В начале 2000-х гг. Российская Федерация стала укреплять экономические позиции благодаря росту цен на нефть.

Уже летом 2006 в следствии длительных переговоров был преждевременно погашен займ Парижского клуба – 22,5 млрд $.

К 2008 г., из-за доступных иностранных займов, задолженность опять выросла до 0,5 трон. $.

В 2013 г. были погашены кредиты СССР. Выплачено в сумме 3,65 миллиарда $, таким странам: Черногория, Чехия и Финляндия.

Следующий максимум был достигнут в 2014 г. – более 0,7 триллиона $. После чего стал достаточно быстро сокращается из-за санкций.

В конце 2014 – начале 2015 гг. были выплачены свыше 0,1 триллиона долларов за несколько месяцев. Что в итоге привело к валютному кризису и падению курса рубля.

Летом 2017 был погашен госдолг Советского Союза в сумме 125,2 млн $ Боснии и Герцеговине.

График внешнего долга России

Объем общего долга страны снижается

Согласно данным на начало этого года, сумма общего долга снизилась до 33% к Валовому Внутреннему Продукту с 40%, установленных ранее. Такой уровень является умеренным согласно годовому отчету ЦБ.

График платежей на этот год

Внешний долг России на 2018 год должен снизится на 50 миллиардов $:

  • В первом квартале уплачено 21,4 миллиард $.
  • В конце второго квартала оплата достигнет 30 млрд. $, однако пока окончательная цифра не озвучивается.

Из-за введения санкций, наложенных на Российскую Федерацию, в цифровом эквиваленте размер долга сокращается, однако в относительных показателях растет. Эксперты считают, что объяснить это можно снижением ВВП, падением курса рубля и сокращением экспорта энергоносителей из-за снижения мировых цен на них.

году: причины, контрсанкции, значение для экономики

Согласно мнениям экспертов, динамика роста внешнего долга России не является критичной в соотношении с задолженностью некоторых других мировых держав.

По прогнозам, внешний государственный долг России на 2018- 2019 гг будет продолжать расти. Несмотря на запланированные на этот период оплаты.

ВВП и внешний долг России: По относительным показаниям, госдолг составляет примерно 5-10% от всего ВВП, этот показатель ниже только у 4 мировых держав.

Структура внешнего долга России на 2018

Внешний долг России в 2018 состоит из следующих категорий:

  • Внешний госдолг;
  • Обязательств перед участниками Парижского клуба;
  • Долговые выплаты перед кредиторами, не являющимися участниками Парижского клуба;
  • Обязательства перед бывшими государствами Совета экономической взаимопомощи;
  • Коммерческие займы бывшего Союза Советских Социалистических Республик;
  • Обязательства перед финансовыми международными организациями;
  • Погашение по еврооблигационным кредитам;
  • Облигационные ссуды;
  • Выплаты по ОВГВЗ.

В структуру внешнего долга Советского Союза включены:

  • Договора с рассрочкой;
  • Среднесрочные или краткосрочные ссуды на коммерческой основе, которые подтверждаются векселями и траттами (ценные бумаги);
  • Векселя и тратты с платежами для предъявителей;
  • Инкассо – расчётная банковская операция, по передаче денег получателю от плательщика через банк. За выполнения этой операции взимается комиссия;
  • Обязательства безотзывные и отзывные, в том числе банковские аккредитивы с рассрочкой;
  • Прочие договоренности, относящиеся к разрешению по постановлению руководящих органов.

Практически всю задолженность составляют еврооблигационные кредиты. Ценные бумаги — еврооблигации, которые выпускаются в денежных единицах, отличающихся от государственной валюты.

Кому должна Россия? Внешний долг в 2018 году

перед Южной Кореей. Согласно договорам, она должна быть погашена до 2025 г.

8 августа 2017 г. Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР, выплатив свыше 125 млн. долларов Боснии и Герцеговине.

За 10 лет Россия простила 80 000 000 000 долларов государствам-должникам. Среди стран, которым были списаны задолженности:

  • Куба – 31,7 млрд$,
  • Ирак – 21,5 ,
  • Монголия – 11,1 ,
  • Афганистан – 11 ,
  • КНДР – 10,
  • Сирия – 0,9,
  • Вьетнам – 9,4,
  • Государствам Африки, среди которых: Ангола, Никарагуа, Эфиопия, Ливия, были прощены выплаты в размере боле 0,02 трлн долларов.

Российская Федерация имеет задолженность лишь перед одной державой – Южной Кореей в объеме 594 млн. $.