Почему российские регионы не могут выбраться из долгов. Агентство «РИА Рейтинг» сравнило регионы РФ по уровню долговой нагрузки Госдолг регионов рф

Более того, нарастающие долги ставят под вопрос выполнение указов президента по увеличению зарплат бюджетникам. Ведь это повышение должно в основном обеспечиваться за счет казны регионов. Поэтому Минфину вместе с призывами повысить финансовую дисциплину и эффективность региональных расходов придется в любом случае находить способы облегчить долговое бремя регионов.

Согласно рассчитанному «РИА-Рейтинг» с использованием данных Минфина рейтингу регионов по уровню долговой нагрузки, на 1 января 2013 года соотношение совокупного долга регионов к объему их собственных доходов (без учета безвозмездной федеральной помощи) за 2011 год составило 26,1%. В абсолютных цифрах он составил 1,355 трлн руб., увеличившись за 2012 год на 15,6%. В 2011 году рост долга был скромнее — 7%.

Самое низкое соотношение регионального долга и собственных доходов в Ненецком АО — 0%, самое высокое — в Мордовии: 179%. В группе аутсайдеров — Республика Северная Осетия — Алания (108%), Вологодская область (92%), Рязанская область — 91%. Выше в рейтинге стоят еще десять регионов с объемом долга более 70% от их доходов. Регионов с долгами объемом от 50 до 70% их доходов — 19. Высокий уровень долга у регионов мог накапливаться годами. Минфин неоднократно обвинял некоторые регионы в безответственной финансовой политике. Регионы же указывают на свою специфику. Так, бывший глава Мордовии, а ныне глава Самарской области Николай Меркушкин огромный размер долга объясняет необходимостью развивать сельское хозяйство при отсутствии дотаций. По его словам, объем производства сельхозпродукции в республике вырос за последние годы в восемь раз.

Низкий уровень долговой нагрузки — меньше 10% от объема собственных доходов — имеют всего 11 регионов. В их число входят все основные нефтегазовые регионы страны: Тюменская область, ЯНАО, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ненецкий АО, Сахалинская область. Как считают эксперты «РИА-Рейтинг», это в целом вполне объяснимо — мощные доходные базы бюджетов этих субъектов РФ позволяют не только обеспечивать собственные потребности, но и существенным образом питать бюджет страны.

Динамика долга в отдельных регионах в 2012 году существенно различалась. Как показал анализ, 63 субъекта нарастили его объем, 19 — снизили. Более чем в два раза долг вырос у семи регионов. Среди них лидер — Республика Ингушетия с ростом более чем в 15 раз, в основном за счет увеличения объема госгарантий. Лидерами по снижению госдолга в 2012 году являются Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Иркутская область и Пермский край. В 2012 году они снизили свои долги соответственно на 60,4, 42,3 и 40,1%. Еще у трех субъектов РФ долг снизился более чем на 30%.

Эксперты «РИА-Рейтинг» прогнозируют, что в 2013 году объем совокупного долга регионов может подрасти с 26 до 28-29% от их доходов. Причина — увеличение с 2013 года социальных обязательств регионов (указы президента по повышению зарплат и т.д.) при отсутствии возможностей наращивания налоговых поступлений.

В связи с возросшими социальными обязательствами регионов правительство отказалось от планов уже с 2014 года перестать предоставлять им бюджетные кредиты. Поэтому в 2013 году структура долгового портфеля регионов вряд ли существенно изменится в сторону роста доли ценных бумаг и коммерческих кредитов, как ранее полагали эксперты. Основным источником финансирования по-прежнему будет федеральный бюджет. Но дальше по мере сокращения бюджетных кредитов все большую роль будут приобретать ценные бумаги. Однако, как отмечает директор «РИА-Рейтинг» Валерий Третьяков, для многих регионов использование долговых бумаг может не решить проблему — ставки размещения могут быть достаточно высокими в силу большого объема долга при слабых бюджетных и экономических показателях. Он также указывает, что высокий уровень долга сам по себе не является однозначным свидетельством предбанкротного состояния региона. Ключевую роль играет не только абсолютное значение долга, но и его временная структура, а также соотношение текущих выплат и возможностей бюджета. По данным Минфина, российские регионы в 2013 году должны будут погасить перед федеральным бюджетом около трети общего объема своего долга, или 420,6 млрд руб., что составляет 8% от уровня объема доходов без учета безвозмездных поступлений в 2012 году.

Эксперты объяснили, кто виноват в нарастании региональных долгов и что с этим делать

Долг российских регионов за прошлый год вырос на 16% и достиг 1,36 трлн руб., причем в этом году темпы его роста снижаться не будут, говорится в исследовании, подготовленном экспертами «РИА-Рейтинг». Некоторые регионы наращивали свою задолженность особенно активно, в результате она выросла в разы и превысила их собственные доходы в несколько раз. Лидерами по наращиванию долгов стали Ингушетия (рост почти в 16 раз) и Тува (в 3,4 раза).

Опрошенные нами специалисты расходятся в оценке того, насколько серьезна долговая проблема регионов и как долго губернаторы смогут полагаться на федеральный центр, готовый протянуть руку помощи должнику.

Депардье Мордовии не помощник

Согласно рейтингу регионов, подготовленному «РИА-Рейтинг», самая высокая долговая нагрузка у Мордовии — в этой республике долг почти в два раза выше доходов ее бюджета. За ней, хотя и с отрывом, следуют Северная Осетия, Вологодская и Рязанская области, долги которых практически равны их доходам. В целом по России у 14 регионов объем долгов превышает 70% доходов их бюджета.

Ситуация у этих регионов непростая: с одной стороны, Минфин заставляет (согласно Бюджетному кодексу) «злостных» должников подписывать соглашения о финансовой дисциплине и планомерно снижать долг, а с другой — источников, чтобы добыть средства и самостоятельно выполнить все обязательства, у них тоже нет.

Единственным исключением могла бы стать Мордовия, которой удалось прописать в Саранске миллионера Депардье. Но знатоки налогового права разочаровали: прежде чем снимать 13% российского налога с его многомиллионных доходов, надо заставить актера жить в России 183 дня в году или принять его на работу в мордовский театр.

«Конечно, в случае съемок актера в российском фильме или при поступлении на службу, например, в Государственный русский драматический театр Мордовии налоги с его гонораров поступят в бюджет этого субъекта РФ», — отмечает адвокат, руководитель практики налогового и таможенного права юридической фирмы «ЮСТ» Максим Ровинский.

К сожалению, пока Депардье таких желаний не высказывал. Да и вряд ли его потенциальный заработок на мордовской сцене приблизился бы к гонорарам этого актера в Европе и Голливуде. А вот их-то Мордовии не видать. «Ни российское гражданство, ни факт регистрации в Саранске не делают г-на Депардье резидентом России, то есть не обязывают его уплачивать налог со всех его доходов, полученных по всему миру, именно в Мордовии», — поясняет Ровинский.

Большие долги — низкие зарплаты

Мнения экспертов об опасностях, связанных с долговой проблемой регионов, разделились. Например, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Егора Гайдара Владимир Назаров считает, что ничего страшного пока не происходит и вряд ли произойдет. «Только в случае кризиса у регионов могут быть некоторые проблемы, но тогда они будут у всей страны, и связаны они будут не только с долгами регионов. А 1,3 трлн руб. в абсолютном значении не такая большая величина», — говорит он.

Назаров напоминает, что региональный долг распределен по России неравномерно. Так, самый большой долг у Москвы — 188,3 млрд руб., за ней следуют Московская область и Татарстан. А эти регионы, по мнению эксперта, достаточно богаты, чтобы справиться со своими долгами.

С другой стороны, тенденция к постоянному росту долга вызывает опасения. «Пока ситуация некритична, но здесь важна не абсолютная цифра, а динамика. И эта динамика неприятная, особенно если сопоставить ее с тем, что происходит в экономике», — говорит глава департамента ФБК Игорь Николаев. Темпы роста замедляются, инвестиции ниже прогнозных, а инфляция, наоборот, выше. «Ситуация в экономике ухудшается, долги увеличиваются, одновременно мы должны помнить, что неснижаемого характера бюджетные обязательства, прежде всего социальные, были подняты на высокий уровень», — отмечает он.

По его прогнозу, регионы, стоящие на краю долговой ямы, могут балансировать еще год-другой. А вот в перспективе трех лет долговые проблемы ощутят на себе уже и жители субъектов-должников. «Сначала будут снижаться темпы индексации социальных обязательств, а потом и вовсе решат их заморозить. Перспектива именно такая, это дело не этого года, но в течение трех лет уже проявится», — считает эксперт.

Еще более пессимистично настроена замруководителя фракции «Справедливая Россия», первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. «Ситуация в регионах с долгами уже давно критична Задолженность связана с объективным недофинансированием субъектов. У нас по первичным доходам субъекты РФ получают 35% от плана, в 2013 году сокращается финансовая помощь регионам, а задачи повышаются», — отмечает она.

Дмитриева считает, что если регионы в полном объеме будут выполнять все свои социальные обязательства, то им придется это делать за счет сокращения других расходов — будут сокращаться инвестпрограммы и расходы на ЖКХ.

В числе пессимистов оказалась и Счетная палата. Ведомство уже который год предупреждает регионы, что нельзя бесконечно наращивать долги. Глава Счетной палаты Сергей Степашин в феврале сказал, что более половины российских регионов могут оказаться не в состоянии рассчитаться за долги перед федеральным бюджетом. А тогда ставится под сомнение, смогут ли регионы выполнить майские поручения президента — повысить зарплаты учителям и врачам, создать миллионы модернизированных рабочих мест, увеличить долю наукоемкой продукции.

Бюджетная игла

Давно стало расхожим выражение, что российский бюджет сидит на нефтяной игле, регионы же давно подсели на иглу бюджетную: большая часть долгов регионов — это бюджетные кредиты, которые они берут у федерального центра.

Возможность получать федеральные средства под небольшой процент появилась у регионов после кризиса-2008, когда на покрытие дефицитов из федерального центра в 2010 году щедрой антикризисной рукой были выделены бюджетные кредиты сроком на три года. Подразумевалось, что к 2013 году в регионах ситуация поправится настолько, что они долги смогут вернуть. Однако надеждам сбыться не удалось, как и не удалось отказаться от системы выдачи кредитов.

Алексей Кудрин, занимавший на тот момент пост министра финансов РФ, в начале июля 2011 года сообщал, что бюджетные кредиты с 2012 года будут предоставляться регионам только в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций. Кудрин министром быть перестал, а кредиты остались, и сейчас регионы вовсю просят о пролонгации и реструктуризации.

Что у них вполне успешно получается. Крик о помощи «старшим братом» был услышан — уже в 2012 году Минфин реструктурировал бюджетные кредиты для 36 регионов на 123 млрд рублей.

«Регионы все больше подсаживаются на бюджетную иглу. Причем допинг им нужен, чтобы выполнять те самые социальные обязательства. А бюджет небезграничен, его перспективы прямо связаны с тем, что происходит в экономике», — замечает Николаев.

Руководитель компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин предостерегает, что с каждым годом долг будет становиться все более тяжкой обузой, и обвиняет в этом Минфин. «Политика Минфина привела к тому, что регионы увеличили свои заимствования Я думаю, что не всегда федеральный центр будет их прикрывать, у него тоже может не хватить денег. Регионы должны развиваться самостоятельно, но современная политика Минфина не дает им это делать», — говорит он.

Большинство экспертов разводят руками, пытаясь ответить на вопрос, как вывести регионы из этого порочного долгового круга: приемлемых для всех быстрых путей решения нет. Из всех вариантов, перечисленных аналитиками, только два имеют более-менее реальные шансы на реализацию — изменения в налогах и закручивание гаек финансовой дисциплины.

Долг региона — проблема налогоплательщика

«Речь может идти о повышении налоговой нагрузки. Мы будем реформировать налог на имущество физических лиц, потом перейдем на налог на недвижимость, который в большинстве стран является основой местных финансов», — отмечает ведущий научный сотрудник Института развития ВШЭ Андрей Чернявский.

Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач ранее высказывал личное мнение о том, что регионам придется менять систему налогов, чтобы снизить дисбалансы в своей бюджетной системе. В частности, речь идет о ставках налога на имущество, земельного налога, планируемого налога на недвижимость. Кроме того, некоторое время назад активно обсуждался вариант введения для регионов налога с оборота на розничные продажи.

Правда, Владимир Назаров сомневается в эффективности повышения ставок уже существующих региональных налогов. «Я думаю, что это если и изменит ситуацию, то в очень незначительной степени. Кроме того, полномочия регионов в этой сфере невелики, тем более изменить что-то оперативно в системе налогообложения в рамках нынешних полномочий не удастся, а если и удастся, то негативный социальный эффект нивелирует этот небольшой приток финансов», — говорит эксперт.

Особой надежды на региональные налоги нет и потому, что их поступления в случае очередной волны кризиса сойдут на нет, как это уже происходило в 2008 году. «Состояние регионов-доноров в условиях кризиса будет ухудшаться еще быстрее, чем бедных регионов. Тот, кто на бюджетной подпитке, у кого налоговая база ввиду недоразвитости экономического потенциала небольшая, так и будет получать свой пай из бюджета. Несколько парадоксально, но сильные регионы больнее и острее почувствуют проблемы», — уверен Николаев.

Дмитриева видит источники не в изменении существующих ставок, а в перераспределении поступлений и расширении налоговой базы регионов. «Есть масса возможностей для перераспределения доходов, в частности введение прогрессивного подоходного налога или налога на роскошь, если его правильно введут. Сейчас же налоговую базу регионам фактически не расширяют, им предлагается отменять льготы и повышать ставки по тем налогам, которые у них есть, а это имущественный, земельный. Что повышает нагрузку прежде всего на малый бизнес», — говорит она.

Однако в Минфине полагают, что разговоры о перераспределении налогов чаще всего скрывают нежелание или неумение субъектов создавать условия для инвестиций. А там, где власти регионов этим реально занимаются, соотношение налоговых поступлений меняется именно в пользу субъектов РФ. «Это основной стимул для региона — если наращивать доходную базу, привлекать инвесторов, то большая часть (поступлений) придет в бюджет субъекта», — отметил глава министерства Антон Силуанов на заседании Госсовета в конце прошлого года. В качестве примера он привел Калужскую (распределение 70 на 30%), Тульскую (95 на 5%) и Ульяновскую (72 на 28%) области.

Наказать недисциплинированных

При этом Силуанов неоднократно призывал к ужесточению финансовой дисциплины. Так, в прошлом году Минфин заключил соглашения с пятью проблемными регионами России об ограничении уровня их долговых обязательств — в течение трех ближайших лет эти регионы будут долги сокращать, а не наращивать.

Другая мера, которую министр озвучил на заседании Госсовета, — решения о дополнительной финансовой помощи из федерального центра субъекту РФ должны приниматься только при условии, что рост региональной экономики достиг 5%.

«Чтобы был такой стимул. А то получается, что проще получить поручение (о дотации. — «МН») и абсолютно не заниматься экономикой, ростом производства», — сказал Силуанов. Раньше он высказывался еще более жестко: ставить вопрос о доверии губернаторам тех регионов, которые руководство довело до предбанкротного состояния.

«К сожалению, государство не допустит дефолта регионов, а надо. Пока мы выдаем бюджетные кредиты, потом их бесконечно пролонгируем, а иногда и прощаем, никакой финансовой дисциплины не будет», — уверен Назаров.

В общем, долги регионов растут из года в год, все понимают, что это плохо, но пока ни к одному «должнику», ни к его руководству жесткие меры так и не применили. А возможно, и никогда не применят. Ведь если даже случится новый кризис, государство вряд ли обанкротит попавшие в долговую ловушку регионы, скорее всего простит им долги и даст новые низкопроцентные кредиты.

Сергей Степашин , председатель Счетной палаты РФ (из доклада в Совете Федерации 6 марта 2013 года)

— Мы видим, что постоянное увеличение нагрузки на бюджеты субъектов федерации и муниципальные образования оборачивается и ростом заимствований. Мы все больше о внешних долгах последнее время говорим. Но очень большую озабоченность у Счетной палаты вызывает высокий уровень госдолга субъектов России, который на 1 января 2013 года составил 1,36 трлн руб., а сегодня еще и увеличился. Кстати, наибольший долг в абсолютном выражении имеют развитые регионы, как ни странно, имеющие мощный хозяйственный комплекс. Смотрите, Москва — долг 194 млрд руб., Московская область — 81 млрд руб., Татарстан — 85 млрд руб., Краснодарский край — 65 млрд руб., Нижегородская область — 35 млрд руб. Долг в этих регионах, конечно, не так опасен, так как они имеют значительную доходную базу, но в то же время его постоянный прирост вызывает у нас озабоченность. А вот в отдельных регионах госдолг почти равен объему налоговых и неналоговых доходов. В Костроме он составляет уже 97%, в Саратовской области — 91%, а в республиках Мордовия и Северная Осетия —Алания этот долг превысил этот объем на 182 и 117% соответственно (данные на февраль. — «МН») . Банкроты, по сути банкроты. Кстати, треть общего объема регионального долга приходится на банковские кредиты, что может отрицательно сказаться на устойчивости не только бюджетной, но и банковской системы России.

Александр Жуков , первый заместитель председателя Госдумы, — специально для «МН»

— Cуммарный по стране объем региональных долгов в 26% от их собственных доходов выглядит безопасно. У многих крупных регионов, которые являются донорами бюджетной системы, доля долгов к их доходам небольшая, учитывая их большие объемы ВРП, бюджета и т.д. Но есть много небольших регионов, у которых долг приближается к 100% собственных доходов бюджета. Это, конечно, говорит о том, что они находятся в не очень хорошей ситуации. Все регионы, у которых объем долга больше 50% собственных доходов, — это, как правило, регионы, которые большую часть своих бюджетов финансируют за счет трансфертов из федерального бюджета. Сами они вряд ли справятся с погашением своих долгов и так или иначе будут ставить вопрос о реструктуризации долгов, об их отсрочке. В общем, рассчитывать на федеральную помощь. И скорее всего речь пойдет о бюджетных кредитах. Вряд ли они будут свои ценные бумаги выпускать. Но надо отметить, что нагрузка на бюджеты регионов сейчас действительно высокая. Сейчас они должны повышать зарплату бюджетникам в соответствии с указами президента. Но у них собственной доходной базы не хватает. А объем трансфертов не увеличился или увеличился не в достаточной степени. Значит, дефицит бюджета им приходится покрывать опять за счет роста долга. Конечно, регионы должны оптимизировать свои бюджеты, повышать эффективность расходов. Но предстоящее увеличение зарплат бюджетникам требует очень больших расходов (по оценке Минфина, на исполнение указа президента по повышению зарплат регионы должны потратить в 2013 году 367 млрд руб., в 2014-м — 557, и в 2015-м — 789 млрд руб., хотя и доходы регионов, по мнению ведомства, вырастут: более чем с 1 трлн руб. в 2013 году до 1,9 трлн в 2014-м и до 3 трлн в 2015-м. — «МН»). Можно, конечно, полностью прекратить все инвестиционные проекты, но это тоже не вариант. У вас в рейтинге РИА Новости все проблемы правильно отражены.

Число российских регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось до пяти, следует из доклада НРА. Рекорд по размеру долга в России установила Мордовия

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Число российских регионов, находящихся в так называемой красной зоне (превышение госдолга над собственными доходами регионального бюджета), за год сократилось с восьми до пяти, говорится в исследовании Национального рейтингового агентства (есть у РБК). По итогам 2017 года в этот список наиболее закредитованных регионов входят Мордовия, Хакасия, Костромская область, Карелия и Кабардино-Балкария.

Мордовия сохраняет статус крупнейшего должника. За прошлый год долговая проблема региона не только не приблизилась к решению, но и усложнилась, отмечается в исследовании НРА. Если по итогам 2016 года долг республики составлял 176% от налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета, то на 1 января 2018 года он превысил 200%, что является абсолютным рекордом для регионов России.

В двух других проблемных регионах с высокой долговой нагрузкой — Костромская область (111,07%) и Хакасия (122,55%) — впервые в новейшей истории . Это значит, что из-за большого объема накопленных долгов они смогут тратить деньги лишь под контролем Федерального казначейства. «Фактически это означает внедрение внешнего управления региональным бюджетом и госдолгом. В наступившем году данная практика может быть распространена и на другие регионы с высоким госдолгом», — отмечает НРА.

О планах Минфина использовать особый инструмент для регионов, чей долг будет превышать заложенные параметры, стало известно в конце прошлого года. Выступая в декабре в Госдуме, что регионы, у которых общий объем долговых обязательств по предоставленным бюджетным кредитам с начала года составил свыше 80% доходов их собственных бюджетов, будут переводиться на казначейское сопровождение.

Также с 1 января была запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Продлится она семь лет, за этот срок из бюджета 55 млрд руб. В первые два года регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга, что, по оценке президента, позволит субъектам «вызволить» 438 млрд руб.

Вместе с тем за 2017 год число регионов, находящихся в «зеленой зоне» (госдолг в размере менее 10% от собственных доходов регионального бюджета), выросло с девяти до одиннадцати. Сейчас ним относятся Ханты-Мансийский автономный округ, Владимирская область, Республика Крым, Санкт-Петербург, Приморский край, Ленинградская область, Алтайский край, Москва, Тюменская область, а также Севастополь и Сахалинская область (в последних двух регионах государственной задолженности вообще нет).

Регионы отказываются от помощи банков

Совокупный объем госдолга регионов России в прошлом году незначительно снизился (на 1,6%) и составил 2,315 трлн руб., следует из данных Минфина. В структуре совокупного госдолга регионов по состоянию на 1 января 2018 года бюджетные кредиты составляли 43,64% от общего объема. Годом ранее данный показатель был 42,09%, следует из исследования НРА.

«Федеральный центр продолжает политику предоставления регионам дешевых бюджетных кредитов, однако объемы такого финансирования постепенно сокращаются и претендовать на него могут в основном слабые регионы, в то время как сильным приходится искать альтернативные источники долгового финансирования», — пишет агентство.

Что касается банковских кредитов (почти 667 млрд руб. на 1 января), их доля в структуре госдолга регионов продолжает снижаться (с 34,36 до 28,81% в 2017 году). Доля же государственных долговых ценных бумаг, наоборот, растет (с 19,44 до 23,69%). По мнению авторов исследования, данная тенденция свидетельствует о том, что для регионов более привлекательным вариантом становится выпуск облигаций, а не получение банковских кредитов.

«Долговые ценные бумаги регионов России пользуются спросом у инвесторов (большая часть облигаций субъектов РФ торгуются выше номинала), а текущие рыночные условия делают их размещение более выгодным по сравнению с привлечением кредитов от коммерческих банков», — говорится в отчете.

По итогам 2017 года 52 субъекта уменьшили свой государственный долг, следует из оперативного доклада Счетной палаты об исполнении бюджета . Наибольшее сокращение госдолга отмечено в Челябинской области и Москве — в 1,8 раза, Ленинградской области — в 1,6 раза, Приморье — на 29,8%, Ямало-Ненецком автономном округе — на 25%.

Рост госдолга, по данным Счетной палаты, был зафиксирован в 31 субъекте. Среди «отличившихся» регионов аудиторы называют Санкт-Петербург — в 2,5 раза, Камчатский край — на 37,9%, Мордовию — на 24,3%, Республику Адыгея — на 21,7%, Тульскую область — на 18,7%.

При этом, как отмечает ведомство, сохраняется зависимость регионов от финансовой помощи из федерального бюджета. «Доходы восьми су​бъектов на 1 января 2018 года более чем на 60% сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ», — следует из доклада. Речь идет об Ингушетии, Чечне, Тыве, Дагестане, Республике Алтай, Крыме, Карачаево-Черкесии и Калининградской области.

В современных условиях посткризисного развития финансово-экономических систем и нестабильных экономических связей вопросы государственного долга субъектов Российской Федерации всех уровней являются одной из самых важных и острых задач сбалансированности и безопасности экономики регионов. В связи с этим на первый план выступают проблемы роста долговых обязательств субъектов Российской Федерации.

Едва оправившись от финансового кризиса 2008-2009 годов, разбалансировавшего бюджетную систему регионов и повлекшего за собой форсированное наращивание долговой нагрузки, субъекты столкнулись с новыми проблемами, ограничивающими возможности обеспечения положительного бюджетного баланса.

По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ продолжает расти. В течение последних шести лет объем государственного долга субъектов РФ последовательно увеличивался. В 2010 году государственный долг субъектов впервые превысил отметку в триллион рублей и на начало 2011 года региональная задолженность составила 1 095,9 млрд. рублей. Всего же за период с 1 января 2010 года по 1 января 2016 года долговые обязательства субъектов Российской Федерации увеличились на 1 427, 7 млрд. рублей, или в 2,5 раза. По состоянию 1 января 2016 года государственный долг субъектов Российской Федерации составил 2 318,5 млрд. руб. При этом максимальный рост – 28,2% пришелся на 2013 год. В 2013 году объем долговых обязательств увеличился на 386,1 млрд. рублей. Самое слабое увеличение происходило в течении 2011 года, где долговые обязательства субъектов увеличились на 75,9 млрд. рублей. Также за рассматриваемые период наблюдался рост расходов на обслуживание государственного долга субъектов РФ в среднем на 72,5% в год. Динамика государственного долга субъектов представлена на рисунке 1

Рис. 1 Динамика государственного долга субъектов Российской Федерации в 2010-2016 гг.

Вместе с этим, начиная с 2010 года наблюдается увеличение дефицитных регионов. Основной причиной ухудшения ситуации связывают с падением налоговых доходов после финансового кризиса 2008 года. Вместе с этим существенную нагрузку на регионы составили указы Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике». В основных целях реализации «майских указов» предписывалось увеличение заработной платы работникам бюджетных учреждений, активизация жилищного строительства в регионах. При этом основные расходы по реализации данных указов легли на бюджеты субъектов Федерации. После 2013 года, рекордного по количеству дефицитных регионов и совокупному объему бюджетного дефицита, темпам роста регионального и муниципального долга, в 2014 году регионы столкнулись с новыми вызовами макроэкономической среды – снижением доступности кредитных ресурсов, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением экономической активности, влекущей за собой снижение уровня налоговых поступлений. На фоне растущих социальных обязательств, частично компенсированных из федерального бюджета, расходов на обслуживание долга, регионы должны будут самостоятельно разработать антикризисные меры бюджетной и долговой политики, привлекать дополнительные источники финансирования .

Рис. 2. Динамика профицитных и дефицитных регионов в период с 2011-2015 гг.

С 2011 года количество профицитных регионов уменьшается, если на начало 2011 года их было 20, то к началу 2015 года всего 11 регионов не имели дефицит бюджета.

По итогам 2013 года совокупный дефицит региональных бюджетов вырос по сравнению с предыдущим годом в 2.3 раза и составил рекордные 640.0 млрд. рублей или 7.8% суммарных доходов субъектов (против 3.5% в 2012 году). В 2012 году расходная часть превышала доходную у 67 регионов (общий дефицит 355.0 млрд. рублей), профицитными были 16 региональных бюджетов (на общую сумму 76.0 млрд. рублей). Благодаря безвозмездным поступлениям из федерального бюджета в прошлом году шести регионам удалось исполнить бюджет с профицитом (Санкт-Петербург, Московская область, Республика Алтай, Камчатский край, Карачаево-Черкессия, Чеченская республика). Общая сумма профицита составила менее 27 млрд. рублей. Совокупный дефицит остальных 77 регионов составил 666 млрд. рублей, главной причиной которого стало падение поступлений от налога на прибыль

Несмотря на то, что в течение 2014 года бюджетный профицит фиксировался практически в трети российских регионов (в основном, экспортоориентированных), к началу 2015 года экономическое положение регионов показывало менее оптимистичные результаты: объем бюджетного дефицита регионов достиг 448 млрд. рублей и только 11 регионов свели бюджет с профицитом – экспортоориентированные (Ленинградская, Калининградская и Липецкая области, нефтяные – Сахалинская и Тюменская (включая входящие в ее состав ХМАО и ЯНАО) области) и высокодотационные субъекты (республики Ингушетия и Алтай, присоединенные территории Крымского федерального округа). Динамика профицитных и дефицитных регионов представлена на рисунке 2.1.2.

Адекватная оценка государственного долга субъектов РФ возможна на основе не только объема и динамики, но и его структуры. Как было отмечено ранее, государственный долг субъектов нарастает существенными темпами. В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы, государственная политика в области государственного долга направлена на обеспечение исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного выпуска государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований. Вслед за нарастанием региональной задолженности – изменяется структура региональных заимствований. Для детального изучения структуры государственного долга субъектов РФ обратимся к таблице 1.

В условиях неблагоприятной экономической ситуации и необходимости выполнения социальных обязательств долги российских регионов продолжают расти, но по сравнению с предыдущими годами темпы немного снизились. Суммарный объем государственного долга всех субъектов Российской Федерации увеличился на 10% и на 1 января 2016 года составил 2 318,5 млрд. рублей, что на 228 млрд. руб. больше чем годом ранее. Для сравнения, в 2013 году государственный долг вырос на 25%, но до этого прирост был менее существенным, в 2011 году – 7%, в 2012 году – 15,6%.

Таблица 1 Структура государственного долга субъектов Российской Федерации в 2010-2016 годах, млрд.руб.

Показатели

на 01.01.10

на 01.01.11

на 01.01.12

на 01.01.13

на 01.01.14

на 01.01.15

на 01.01.16

Всего государственный долг субъектов РФ, в том числе:

890,80

1 095,99

1 171,80

1 351,46

1 737,4

2 089,51

2 318,59

а) государственные долговые ценные бумаги субъектов РФ

377,75

407,30

343,88

375,41

450,65

442,14

432,76

42,35

37,16

29,29

27,75

25,90

21,15

18,63

б) кредиты, полученные субъектами РФ от кредитных организаций, иностранных банков

216,85

232,70

299,98

438,22

691,54

888,09

965,43

в % к объему государственного долга субъектов

24,26

21,25

25,53

32,42

39,78

42,50

41,63

в) государственные гарантии субъектов РФ

120,15

115,81

108,46

111,48

124,25

111,27

102,95

в % к объему государственного долга субъектов

13,48

10,50

9,22

8,21

7,13

5,31

4,40

г) бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъектов РФ от других бюджетов бюджетной системы

175,78

340,07

419,38

426,21

470,93

647,45

808,67

в % к объему государственного долга субъектов

19,66

31,05

35,78

31,53

27,05

30,97

34,85

д) прочие долговые обязательства субъектов РФ

0,26

0,18

0,86

0,85

0,85

0,55

0,87

в % к объему государственного долга субъектов

0,25

0,04

0,18

0,09

0,14

0,07

0,49

Период 2010-2016 гг. характеризовался существенным изменением структуры государственного долга субъектов Российской Федерации в сторону увеличения доли обязательств по привлеченным бюджетным кредитам от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и снижения доли рыночного долга. Наблюдаемое увеличение объемов бюджетных кредитов, предоставляемых регионам, – это мера, направленная на стабилизацию долговой нагрузки регионов в связи с ее резким наращиванием с 2013 года. На 1 января 2010 года долговые обязательства по бюджетным кредитам составляли 175,78 млрд.руб. За 6 лет объем долговых обязательств увеличился более чем в 4,5 раза, и на начало 2016 года составил 808,67 млрд.руб. Существенное увеличение было замечено в 2010 году. За 2010 год объем бюджетных кредитов возрос в 2 раза. Если в 2010 году доля бюджетных кредитов составляла 19,66% в общем объеме государственного долга субъектов, то на начало 2016 года доля составила 34,85%.

Рост долга вызван преимущественно федеральной инициативой увеличить зарплаты в бюджетной сфере. Предполагалось, что часть дополнительных расходов будет дотирована федеральным бюджетом, а часть средств регионы изыщут самостоятельно. Несмотря на оптимизацию отдельных статей региональных бюджетов и реструктуризацию расходов в пользу фонда оплаты труда, многие региональные органы власти были вынуждены наращивать коммерческий долг. В итоге долговая нагрузка на региональные стала слишком обременительной (до 5% и более от совокупных расходов регионов). Вследствие этого уже в 2014 году Минфин России был вынужден удвоить объемы выделяемых регионам бюджетных кредитов, однако это не избавило регионы от необходимости и дальше наращивать банковские займы.

Бюджетные кредиты являются самым выгодным инструментом финансирования дефицита региональных бюджетов – их стоимость составляет 0,1% годовых, срок предоставления – до трех лет. Совокупный объем бюджетных кредитов, запланированных на 2016 год, остается пока на уровне 2015 года – 310 млрд руб. Основания, по которым субъекты федерации смогут воспользоваться бюджетными кредитами в 2016 году, определяются Постановлением Правительства РФ от 27.01.2016 №40.

Также в структуре государственного долга субъектов РФ устойчивый рост наблюдался по кредитам полученным субъектами РФ от кредитных организаций, иностранных банков. Начиная с 2010 по 2016 гг. объем государственного долга субъектов по данной колонке увеличился на 748,58 млрд. руб. и на начало 2016 года составил 965,43 млрд.руб. Примечательно, что на начало 2010 года доля кредитов составляла 24,26% от общего объема государственного долга субъектов, однако к началу 2016 года доля по данной графе составила чуть менее половины совокупной задолженности.

Особое внимание представляют государственные гарантии субъектов РФ. В структуре государственного долга субъектов их доля и объем незначителен. Если на начало 2010 года объем государственных гарантий субъектов составлял 120,15 млрд. руб., то на начало 2016 года объем практически не изменился, и составил 102,95 млрд. руб.

Не наблюдалось существенных изменений по государственным долговым ценным бумагам субъектов, за 6 лет значения практически не изменились и на начало 2016 года задолженность составила 432,76 млрд. руб. Стоит отметить, что доля государственных долговых ценных бумаг имеет понижающуюся тенденцию. Если на начало 2010 года доля составляла 42,35% от общего объема государственного долга субъектов, то на начало 2016 года доля заметно снизилась и составляет 18,63%, однако объем заимствования значительно не сокращался. Это вызвано прежде всего наращиванием долговых обязательств по другим инструментам.

В соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2015 и плановый период 2016-2017 годов, для поддержания сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов принимаются меры, направленные на ограничение дефицитов бюджетов и уровня долга. Объем государственного долга субъектов представлен в приложении 1.

В частности, для поддержания сбалансированности региональных бюджетов обеспечивается условия получения субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, в этих целях принимаются меры, направленные на увеличение собственной доходной базы, сокращение неэффективных расходов, снижения привлечения дорогих коммерческих кредитов, сдерживание наращивания объема государственного долга. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предельный объем государственного долга субъекта не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Несмотря на общий рост суммарного долга, есть также положительные тенденции. В 2016 году некоторым регионам удалось сократить свои долги. Наиболее заметно (более чем на 20%) объем госдолга сократился в Липецкой области (-6%) и городе Москва (-14%). В трех регионах объем госдолга не изменился. В двух из них – г. Севастополе и Сахалинской области – государственная задолженность отсутствует, в г. Санкт-Петербурге госдолг остался на уровне начала 2015 года. Но на этом положительные тенденции заканчиваются. Непростая экономическая ситуация, как и ожидалось, продолжает вносить свои коррективы в бюджетные программы регионов, вынуждая искать внешние источники финансирования своих проектов и социальных обязательств. По итогам 2015 года 67 регионов увеличили объем госдолга. К этому списку присоединился Ненецкий автономный округ, который на протяжении нескольких лет вообще не имел задолженности. Помимо него, наиболее заметно объем госдолга вырос в Тюменской области (+218%), Иркутской области (+79%) и Магаданской области (+65%). В то же время несмотря на существенный рост объемов государственного долга в Тюменской области и в Ненецком автономном округе, уровень долговой нагрузки в данных регионах остается на низком уровне.

Наиболее высокий объем задолженности отмечен в г. Москве (140 миллиардов рублей) и Краснодарском крае (145 миллиардов рублей). Но, несмотря на то, что объемы долгов в этих двух регионах примерно равны, показатели долговой нагрузки на бюджет существенно различаются. Москва в течении 2015 года года сократила объем госдолга на 14%, а отношение госдолга к собственным доходам у столицы составляет 9.1%, что на 1.6 п.п. ниже, чем на 1 января 2015 года. По этому показателю Москва входит в десятку лидеров среди всех регионов РФ. В Краснодарском крае отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляет 93.6% и за прошедшие девять месяцев давление на региональный бюджет выросло почти на 1 п.п., а объем государственного долга увеличился на 1.9%. По итогам первого полугодия еще в одном регионе – Республике Татарстан уровень госдолга превышал 93 миллиарда рублей. Но Республика Татарстан за три месяца погасила часть долга, и на начало 2016 года объем задолженности составил 90 миллиардов рублей, что на 2.8% ниже, чем в начале года.

Для более детального анализа государственного долга субъектов Российской Федерации обратимся к таблице 2, где рассмотрим 5 наиболее сильных и слабых регионов по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику.

Общий уровень долговой нагрузки регионов к началу 2016 года практически не изменился по сравнению с показателями на начало года. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2015 года к суммарному объему собственных доходов за последние 12 месяцев составило 35% против 35.4% в начале 2015 г. При этом диапазон изменения показателя по регионам достаточно широк – от 0% в Сахалинской области и г. Севастополе до 176.2% у Республики Мордовия. Последней никак не удается стабилизировать положение: несмотря на то, что республика в течение довольно длительного времени является рекордсменом по долговой нагрузке, за 2016 год объем госдолга вырос еще на 20.3%, а объем собственных доходов за 8 месяцев 2015 года сократился на 23.5%. Таким образом, уровень долговой нагрузки Республики Мордовия вырос на 55.1 процентных пунктов, приблизившись к рекордному значению за последние годы.

Таблица 2 Сравнительная характеристика уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации на начало 2016 года

Субъект РФ

Отношение госдолга субъекта на 01.01.16 к налоговым и неналоговым доходам на 01.01.15, в %

Отношение госдолга субъекта на 01.01.15 к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2014 года, в %

Объем госдолга субъекта РФ на начало 2016 года, млн. руб.

Изменение госдолга за 2015 год, в %

Изменение налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ в 2015 году к 2014 году, в %

г. Севастополь

17.6

Сахалинская область

64.4

Тюменская область

1 139,9

218.8

12.0

Республика Крым

405,16

13.4

51.4

г.Санкт-Петербург

14 736,91

Белгородская область

113.4

106.1

42 330,42

Чукотский автономный округ

117.6

144.5

14 097,10

51.3

Костромская область

123.6

121.1

17 692,12

Республика Северная Осетия – Алания

126.1

114.9

9 063,69

12.3

Республика Мордовия

176.2

121.1

36 042,83

20.3

23.5

Помимо Республики Мордовия, еще в одиннадцати регионах отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам превышает 100% и в пятерку анти-лидеров по этому показателю также входят: Республика Северная Осетия – Алания (126,1%), Костромская область (123.6%), Чукотский автономный округ (117.6%) и Белгородская область (113.4%). Причем давление на бюджет сокращается только в Чукотском автономном округе, с 144.5% до 117.6% за 2016 год, во всех остальных перечисленных регионах долговая нагрузка растет. Кроме того, еще в двадцати двух регионах РФ уровень долговой нагрузки находится в диапазоне от 70% до 100%.

По-прежнему только в девяти российских регионах отмечается низкий уровень долгового бремени. Госдолг ниже 10% от объема налоговых и неналоговых доходов в Сахалинской области (0%), г. Севастополе (0%), Тюменской области (0.8%), Республике Крым (1.3%), г. Санкт-Петербурге (3.5%), Ненецком автономном округе (3.6%), Алтайском крае (4.5%), Ханты-Мансийском автономном округе (6.5%) и г. Москве (9.1%). Несмотря на то, что объем государственного долга ощутимо вырос и в Тюменской области, и в Ненецком автономном округе, на бюджетной стабильности это не отразилось.

Всего в 22-х российских регионах отношение госдолга к собственным доходам не превышает 35%. Причем, по итогам девяти месяцев 2015 года в двух регионах этот показатель остался неизменным, а еще в 17-ти – снизился. Всего же по России снижение долговой нагрузки на бюджет зафиксировано в 42-х российских регионах. Лидерами по динамике стали Чукотский автономный округ (-26.5 п.п. с начала 2015 года), Республика Бурятия (-18.6 п.п.) и Республика Ингушетия (-18.1 п.п.).

Таким образом, ситуация с государственными долгами регионов остается напряженной. В 2015 году снижение государственного долга фиксируют только отдельные регионы. В соответствии с основными характеристиками региональных бюджетов в предстоящий период большинство субъектов Российской Федерации планируют иметь дефициты бюджетов. Большинство регионов имеют высокую долговую нагрузку и высокую задолженность по государственному долгу. Несмотря на стагнирующую экономику, регионам приходится искать средства для реализации социальных обязательств.

(дата обращения: 02.12.2016)

  • Официальный сайт Российского рейтингового агентства ООО «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», 2016. URL: http://riarating.ru/ (дата обращения: 02.12.2016)
  • Кирюшкина А. Н. К вопросу о секьюритизации государственного долга субъектов РФ // А. Н. Кирюшкина. - Финансы России в условиях глобализации: материалы всероссийского круглого стола с международным участием, приуроченного ко «Дню финансиста - 2016». Воронежский экономико-правовой институт. - 2016. - С. 154–156
  • Быкова Н. Н. Способы укрепления налоговых доходов муниципальных образований на примере бюджета городского округа Тольятти // Азимут научных: экономика и управление. - 2013. - №4. - С. 13-16
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Министерство финансов России опубликовало информацию об объемах государственного долга субъектов Российской Федерации на 1 января 2018 года. Материалы доступны по ссылке .

    Согласно данным, общий долг всех регионов России составляет 2,315 триллиона рублей. За год объем задолженности вырос на 174 миллиарда рублей. По сравнению с 1 января 2011 года показатель вырос более чем в два раза.

    Практически вся эта задолженность - внутренняя. Единственным регионом, у которого есть задолженность в иностранной валюте, является Крым. Республика имеет внешнюю задолженность в 4,7 миллиона долларов.

    Объем задолженности муниципальных образований составляет порядка 367,95 миллиарда рублей.

    Мы размещаем на сайте сводную таблицу, содержащую сведения об общем долге субъектов на 1 января 2018 года.

    Субъект РФ Объем государственного долга, тыс. рублей
    Центральный федеральный округ 484 651 281,47
    Белгородская область 39 762 487,38
    Брянская область 11 747 650,16
    Владимирская область 4 161 910,77
    Воронежская область 33 489 491,35
    Ивановская область 16 765 973,92
    Калужская область 30 177 622,45
    Костромская область 21 989 339,33
    Курская область 9 264 115,09
    Липецкая область 16 401 913,50
    Московская область 97 310 995,22
    Орловская область 18 341 519,84
    Рязанская область 24 361 852,86
    Смоленская область 29 500 159,97
    Тамбовская область 16 540 850,87
    Тверская область 25 645 450,63
    Тульская область 18 676 396,00
    Ярославская область 36 165 994,14
    г.Москва 34 347 558,00
    Северо-Западный федеральный округ 244 058 986,49
    Республика Карелия 24 987 082,14
    Республика Коми 38 549 944,99
    Архангельская область 40 916 650,03
    Вологодская область 23 832 464,17
    Калининградская область 22 581 867,95
    Ленинградская область 3 910 922,08
    Мурманская область 18 982 689,78
    Новгородская область 15 757 293,30
    Псковская область 16 372 264,05
    г.Санкт-Петербург 34 842 808,00
    Ненецкий автономный округ 3 325 000,00
    Южный федеральный округ 281 284 205,16
    Республика Адыгея (Адыгея) 3 819 673,14
    Республика Калмыкия 3 848 542,22
    Республика Крым 4 312 790,15
    Краснодарский край 149 149 386,30
    Астраханская область 27 756 940,00
    Волгоградская область 53 359 154,01
    Ростовская область 39 037 719,33
    г.Севастополь 0,00
    Северо-Кавказский федеральный округ 83 184 671,19
    Республика Дагестан 12 193 740,29
    Республика Ингушетия 2 251 341,00
    Кабардино-Балкарская Республика 12 193 328,37
    Карачаево-Черкесская Республика 5 528 244,42
    Республика Северная Осетия - Алания 9 290 866,93
    Чеченская Республика 4 871 111,34
    Ставропольский край 36 856 038,84
    Приволжский федеральный округ 545 008 183,00
    Республика Башкортостан 18 152 569,25
    Республика Марий Эл 13 453 322,44
    Республика Мордовия 49 990 019,59
    Республика Татарстан (Татарстан) 93 316 484,59
    Удмуртская Республика 48 940 006,81
    Чувашская Республика - Чувашия 14 120 803,54
    Пермский край 17 877 096,60
    Кировская область 26 055 690,80
    Нижегородская область 76 026 497,78
    Оренбургская область 27 015 434,37
    Пензенская область 20 225 514,63
    Самарская область 64 392 236,97
    Саратовская область 50 330 082,73
    Ульяновская область 25 112 422,92
    Уральский федеральный округ 153 765 080,27
    Курганская область 16 586 948,84
    Свердловская область 75 602 489,90
    Тюменская область 1 600 209,68
    Челябинская область 15 606 479,85
    Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 19 095 283,00
    Ямало-Ненецкий автономный округ 25 273 669,00
    Сибирский федеральный округ 364 701 203,56
    Республика Алтай 1 509 632,81
    Республика Бурятия 11 311 501,11
    Республика Тыва 2 274 372,00
    Республика Хакасия 24 612 960,74
    Алтайский край 2 010 715,44
    Забайкальский край 28 284 884,46
    Красноярский край 99 633 835,52
    Иркутская область 18 585 587,01
    Кемеровская область 55 991 352,77
    Новосибирская область 47 135 826,13
    Омская область 44 978 839,19
    Томская область 28 371 696,38
    Дальневосточный федеральный округ 158 750 851,62
    Республика Саха (Якутия) 51 816 353,85
    Камчатский край 4 572 959,96
    Приморский край 4 384 337,40
    Хабаровский край 41 108 239,77
    Амурская область 27 665 834,89
    Магаданская область 13 300 049,00
    Сахалинская область 0,00
    Еврейская автономная область 5 210 873,74
    Чукотский автономный округ 10 692 203,00
    Итого 2 315 404 462,75

    МОСКВА, 27 фев - ПРАЙМ. Снижение госдолга в 2017 году обеспечили 6 субъектов РФ.

    По итогам 2017 года суммарный госдолг регионов РФ снизился на 1,6% и составил 2,315 триллиона рублей. В 49 регионах объем госдолга сократился, в 31 - вырос, в 5 - не изменился. В семи регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета.

    По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2017 года снизился на 1,6% и на 1 января 2018 года составил 2,315 триллиона рублей. Наибольший вклад в снижение суммарного объема государственного долга внесла Москва (-27,5 миллиарда рублей) и Челябинская область (-12,9 миллиарда рублей), а также еще четыре региона, чей госдолг сократился на 5-8 миллиардов рублей. Но их усилия были частично нивелированы ростом госдолга Санкт-Петербурга (+21,1 миллиарда рублей) и Республики Мордовия (+9,8 миллиарда рублей).

    Объем муниципального государственного долга по итогам 2017 года вырос на 1% и составил 367,96 миллиардов рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2018 года составил 2,68 триллиона рублей, что на 1,3% ниже, чем годом ранее.

    Снижение государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2017 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 9.1%, при этом сокращение было зафиксировано в 15 регионах. Объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 9,2%.

    Доля бюджетных кредитов снова выросла

    Что касается структуры регионального госдолга, то по-прежнему большая часть приходится на бюджетные кредиты. На 1 января 2018 года доля бюджетных кредитов составила 44% против 42% годом ранее. Хотя количество регионов, в структуре которых бюджетные кредиты составляют более 90% от общего уровня задолженности, сократилось до семи. Доля коммерческих кредитов по итогам 2017 года составляет 29%, что на 6 процентных пунктов ниже, чем по итогам 2016 года. До 20 выросло количество регионов, в чьей долговой структуре полностью отсутствует коммерческая задолженность. Продолжает увеличиваться доля ценных бумаг в структуре регионального госдолга. На 1 января 2018 года она составила 24% против 19% годом ранее. Удельный вес государственных гарантий продолжает сокращаться, и по итогам 2017 год составил 3,5%. Информация о структуре государственного долга регионов приведена в таблице (ccылка на PDF файл)

    Для определения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2017 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за 2017 год.

    Долговая нагрузка на региональные бюджеты продолжает снижаться

    Общий уровень долговой нагрузки регионов продолжается снижаться второй год подряд. Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2018 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2017 года составило 30,5%, что на 3,3 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. Но диапазон значений в региональном разрезе все шире, и варьируется от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 225,7% в Республике Мордовия.

    Республика Мордовия продолжает устанавливать антирекорды, и уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ. И если годом ранее можно было отметить какие-то позитивные изменения, то по итогам 2017 года найти их не удалось. Долговая нагрузка на региональный бюджет выросла почти на 50 процентных пунктов, при этом объем госдолга увеличился на 24,3%, а налоговые и неналоговые доходы бюджета снизились на 3,1%.

    Количество регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось

    В целом же количество регионов, в которых госдолг превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета, сократилось с восьми до семи. Помимо Республики Мордовии, Республики Хакасии, Костромской области и Республики Карелии, которые не первый год входят в замыкающую рейтинг группу, объем госдолга превышает собственные доходы также в Кабардино-Балкарской Республике, Орловской области и Псковской области.

    В конце января 2018 года стало известно о том, что из-за высокой долговой нагрузки в Республике Хакасия и Костромской области введено казначейское сопровождение, что должно помочь контролировать региональные расходы. Фактически, это первый практический случай признания неудовлетворительного качества управления региональными финансами, но, по мнению экспертов РИА-Рейтинг, данная мера в полной мере не сможет им помочь, так как необходимо решать проблему пополнения региональной казны. Тем не менее, за прошедший 2017 год в Республике Хакасия произошли некоторые позитивные изменения. Во-первых, долговая нагрузка снизилась до 136,4% (-9.1 п.п.). Во-вторых, в долговой структуре произошли заметные изменения. Ранее экспертами РИА-Рейтинг отмечался перекос в сторону коммерческих кредитов и облигационных займов, но по итогам 2017 года региональные власти полностью расплатились по коммерческим займам и воспользовались возможностью кредитования по линии Минфина РФ, что в перспективе должно снизить нагрузку на региональный бюджет за счет более низкой стоимости обслуживания таких кредитов. В-третьих, налоговые и неналоговые доходы бюджета выросли на 14,7%, что выше прироста объема республиканского госдолга (+7,6%).

    В Костромской области также можно отметить некоторые позитивные изменения: долговая нагрузка снизилась до 135% (-8,3 п.п.) за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов бюджета (9,4%) относительно роста объема регионального госдолга (+3,1%).

    В целом же, в 47 регионах РФ государственный долг на 1 января 2018 года превышает 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 32 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе сократилось - на 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 36 регионах.

    В лидирующей группе снова смена состава

    По-прежнему в девяти российских регионах наблюдается низкий уровень долговой нагрузки, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. В лидирующую группу, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, также входят Тюменская область, г. Москва, Ленинградская область, Алтайский край, Приморский край, г. Санкт-Петербург, а также Республика Крым, которая заняла место Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

    Всем регионам в группе, за исключением Санкт-Петербурга, удалось сократить свою долговую нагрузку.

    Большинство российских регионов по итогам 2017 года сократило уровень долговой нагрузки. Положительные тенденции отмечаются в 61 российском регионе и связаны они, как и с увеличением налоговых и неналоговых доходов, так и с сокращением объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Астраханская область, где долговая нагрузка сократилась на 38,1 процентных пункта за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 30,9%, а также снижения госдолга на 5,9%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Кемеровской области, в Белгородской области и в Вологодской области. В пятнадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

    Уровень долговой нагрузки вырос в 22 субъектах РФ, из них в семи - более чем на 10%. Самый существенный прирост показала Республика Мордовия, нарастив долговое бремя на 49,7 процентных пункта. В Кабардино-Балкарской Республике долговая нагрузка выросла на 39,8 п.п, а в Чукотском автономном округе - на 20,4 п.п.

    2018 год - время возвращать бюджетные кредиты

    2018 год станет годом реструктуризации бюджетных кредитов, выданных регионам в 2015-2017 гг. В зависимости от динамики доходов консолидированных бюджетов для каждого региона изменится срок их погашения, увеличившись на 7-12 лет. Данная мера позволит регионам высвободить ресурсы для покрытия своих бюджетных расходов без наращивания госдолга и снизить уровень дефицита бюджетов, что должно положительно сказаться и на динамике долговой нагрузки. С другой стороны, в 2018 году у регионов не будет возможности кредитоваться за счет средств федерального бюджета, а значит в отдельных случаях не исключено наращивание доли коммерческих кредитов или облигационных заимствований.

    Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по итогам 2018 года не ожидают существенного изменения объема государственного долга по сравнению с результатом 2017 года. При этом рост объема налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов не превысит 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 28-30%, и по сравнению с итогами 2017 года изменится незначительно.