У кредиторов "охта модерн" появились новые риски. Бывший генподрядчик не дает достроить ЖК «Охта-модерн»  Жк охта модерн проблемы

Уже с понедельника, 18 марта, на площадке одного из долгостроев-«могикан» Петербурга ЖК «Охта-Модерн» активизируются строительные работы. Сдать комплекс Группа «ЛСР» обещает в декабре этого года. Достройка объекта оценивается в 500-800 млн рублей. Светлана Коваленко > Санкт-Петербург 8(812)33-22-140 Экономика

Непростые, как признают в комитете по строительству Смольного, переговоры о завершении возведения ЖК «Охта-Модерн» в Красногвардейском районе чиновники вели с группой «ЛСР» более года. Накануне между девелопером (его дочкой «Смольный квартал») и арбитражным управляющим «Питер Констракшн» (предыдущий застройщик объекта) было подписано соглашение о достройке комплекса. В среду, 13 марта, состоялась передача площадки новому застройщику, который обещает сдать ЖК в декабре этого года. В Смольном рассчитывают, что таким образом в истории с 15-летним, одним из самых легендарных долгостроев Петербурга наконец-то будет поставлена точка.

Как сообщил на встрече с дольщиками ЖК «Охта-Модерн» в комитете по строительству управляющий компанией «ЛСР. Недвижимость - Северо-Запад» («Группа ЛСР») Дмитрий Ходкевич, в настоящее время на стройплощадке уже организован пункт охраны. С понедельника, 18 марта, на территории комплекса будут активизированы строительные работы. Ориентировочно комплекс планируется сдать в декабре этого года.

По результатам технического обследования ЖК, придётся заменить всё лифтовое оборудование, инженерные системы, демонтировать кровлю и часть фасадов. Всего завершение объекта разбито на 19 этапов. При этом дольщики поинтересовались, кто будет заниматься гарантийный обслуживанием комплекса, который начали строить ещё в далеком 2004 году и с тех пор стройка не раз замирала. В частности, горожане рассказали о деформированных, по их данным, межэтажных перекрытиях. В ответ на это Дмитрий Ходкевич заверил, что никакой аварийности в этих конструкциях комиссией выявлено не было. Впрочем, нести ответственность по гарантийному обслуживанию дочка Группы «ЛСР» будет только за те работы, которые выполнит её подрядчик. Услышав о нём, дольщики снова разволновались. Потому что до этого предыдущие застройщики комплекса действовали по аналогичной схеме и нанимали кого-нибудь для завершения работ, в итоге стройка вставала. В ответ на претензии петербуржцев заместитель председателя комитета по строительству Евгений Барановский заверил, что группа «ЛСР» является одним из самых надёжных застройщиков Петербурга, и на этого девелопера город всегда мог положиться.

Чиновник добавил также, что в настоящее время разрешение на достройку жилого комплекса от Госстройнадзора пока что не получено, но это не помещает начать работу в интересах горожан. После чего Евгений Барановский предложил всем заинтересованным сторонам встретиться на площадке в апреле, чтобы убедиться, как на самом деле идут дела.

Изначально рассчитаться с Группой «ЛСР» за достройку комплекса в Смольном рассчитывали за счёт предоставления девелоперу наделов прежнего застройщика «Питер-Констракшн» на улице Беринга. Там было возможно строительство гостиничного комплекса. Однако в ходе многочисленных судебных разбирательств на любые действия с этими наделами суд наложил запрет.

Как стало известно сайт, всего завершение комплекса оценивается по официальным договоренностям между Группой «ЛСР» и «Питер-Констракшен» в 843 млн рублей. По мнению участников рынка, объект вполне реально достроить за 450-500 млн рублей, с учётом, что в среднем возвести такие проекты с «с нуля» можно за 1 млрд рублей. Подписав бумаги, фактически новый застройщик становится одним из кредиторов «Питер-Констракшен», однако фактически вернуть эти деньги Группе «ЛСР» не удастся. Дело в том, что у «Питер-Констракшен» больше нет других активов, кроме как непроданных коммерческих помещений и доплат дольщиков, которые они должны были сделать после получения своих квартир. Нередко в ЖК договоры составлялись так, что покупатели вносили сразу 90% от стоимости жилья, а еще 10% должны были донести после передачи «квадратов». Но все эти активы «тянут» не более, чем на 100 млн рублей.

«Группе „ЛСР“, хоть ты из штанов выпрыгивай, рассчитывать на деньги „Питер-Констракшен“», - эмоционально выразился арбитражный управляющий Владимир Полуянов.

На вопрос о коммерческой выгоде для Группы «ЛСР» от достройки комплекса Евгений Барановский заявил, что «застройщик это делает за „спасибо“, ради благополучия бизнеса и поддержания социальной ответственности бизнеса».

Впрочем, собеседники сайт в Смольном уверены, что новый застройщик «в накладе точно не останется». Речь, например, может пойти о преференциях в новых транспортных проектах, подобных частному трамваю «Чижик», проект которого также был реализован структурами ЛСР. В ноябре прошлого года генеральный директор «Группы ЛСР» Максим Соколов сообщил, что девелоперу поступают предложения по реализации транспортных проектов, но принимать в них участие компания пока не планирует.

Возводить скандально знаменитый долгострой начинала еще компания «ИВИ-93» в 2004 году. Сдать ЖК обещалив 2007 году, но в итоге компания обанкротилась. В 2009 году за достройку объекта взялась компания «Балтжилинвест», однако в декабре 2012 года и этот инвестор отказался от продолжения строительства, а ЖК передали ООО «Питер - Констракшен». Тогда же комплекс получил второе название - ЖК «Авангард», после чего его также переименовывали в ЖК «На Охте».

В Смольном накануне прошло совещание о достройке жилого комплекса "Охта модерн", организованное комитетом по строительству Петербурга. Представители заявили, что компания примет решение, будет ли достраивать комплекс в качестве подрядчика, после того, как завершится экспертиза этого ЖК. В комитете по строительству сообщили, что срок завершения экспертизы - 27 апреля. Экспертиза определит, какой объем работ уже проделан и сколько времени и денег потребуется на достройку "Охта модерн", который возводится в Красногвардейском районе Петербурга уже 15 лет.

ЖК "Охта модерн" - один из самых одиозных петербургских долгостроев. Его начинала строить еще в 2003 году компания . Сдать его планировалось в 2006 году, потом в 2008-м, но деньги у "ИВИ-93" кончились раньше, а в 2009-м она обанкротилась. Жилой комплекс несколько раз передавали на достройку разным фирмам, в конечном итоге он достался .

Трещины и провалы

Готовность объекта превышает 90%. Но, возможно, некоторые конструкции и системы построек придется переделывать, считают дольщики. "У нас есть вопросы к прежним подрядчикам о качестве их работы: в стенах ЖК имеются трещины, полы в некоторых помещениях просели, в подвалах вода", - говорит дольщик Денис Наумчук.

"В настоящее время сотрудниками ЛСР при участии специалистов Госстройнадзора и Государственной экспертизы проводится доскональное обследование строящихся корпусов для получения заключения об их техническом состоянии. Это кропотливый, важный и неминуемый в этой ситуации процесс, который может занять около 2 месяцев. Только на основании такого всестороннего обследования может состояться точная оценка объема строительно-монтажных работ, необходимых для ввода объектов в эксплуатацию, и, соответственно, необходимых усилий со стороны "Группы ЛСР", - прокомментировали в пресс-службе "Группы ЛСР".

Открытым остается и вопрос финансирования достройки, на которую, по предварительным оценкам, требуется около 0,5 млрд рублей. По информации "ДП", "Группа ЛСР" намерена после завершения строительства требовать компенсации затрат с застройщика ЖК - банкротящейся компании "Питер-Констракшн". В этом случае некоторые дольщики комплекса рискуют остаться без приобретенных ими помещений, а отдельные кредиторы (в том числе Смольного) не дождутся от застройщика возврата задолженности.

Напомним, что "Питер-Констракшн" задолжал КИО за аренду земельного участка на улице Беринга 150 млн рублей. Здесь стоит недостроенный апарт-отель "Башни Беринга" (площадь участка - 11078 м2, на нем можно построить 74763 м2).

Земельный вопрос

Прежний субподрядчик ЖК "Охта модерн" ООО "Строительное управление" - основной кредитор "Питер-Констракшн" - в октябре 2017-го обратился в петербургский арбитраж с иском о признании застройщика банкротом, так как он задолжал истцу 228 млн рублей, а также 8 тыс. м2 помещений из построенных в этом комплексе 27 тыс. м2. В декабре суд ввел наблюдение - первый этап банкротства.

"На данный момент у ЛСР нет другого варианта получить средства на достройку, кроме как взыскать их с "Питер-Констракшн". Но в этом случае возникает риск, что не получат деньги те дольщики, которые обменяли приобретенные в ЖК жилые помещения на коммерческие. Дольщики не получат также уже оплаченные места в паркинге, так как все эти помещения - нежилые, поэтому они попадут в конкурсную массу банкрота. Возможно также, что после расчета с подрядчиком средств, вырученных от реализации конкурсной массы, не хватит для погашения долга перед Строительным управлением и КИО", - говорит адвокат Строительного управления Иван Решетников.

Временный управляющий "Питер-Констракшн" Владимир Полуянов добавляет важную деталь: обязательства застройщика "Питер-Констракшн" перед подрядчиком "Группой ЛСР" по закону должны быть погашены в первую очередь. Это значит, что у дольщиков могут возникнуть проблемы с оформлением прав собственности на жилье, так как пока застройщик не рассчитается с подрядчиком, он не сможет сдать объект в эксплуатацию.

Ранее Строительное управление предлагало свой вариант решения проблемы с финансированием достройки ЖК: продать принадлежащее застройщику право аренды участка на улице Беринга (эксперты оценивают его стоимость в 600 млн рублей).

Однако Смольный не поддержал предложенный вариант. А КИО пытается расторгнуть с "Питер-Констракшн" договор аренды на этот надел и вернуть его себе. Однако арбитражный суд по ходатайству Полуянова наложил арест на участок. КИО обжаловал это решение, но безуспешно.

Покупателей, которые приобрели помещения в ЖК еще у "ИВИ-93", беспокоит то, что для составления реестра дольщиков от них требуют предоставить договоры с первоначальным застройщиком. Однако эти документы граждане уже передали в комитет по строительству, когда перезаключали договоры с новым застройщиком - "Питер-Констракшн". Некоторые не оставили у себя копий и теперь опасаются, что суд не включит их в реестр дольщиков, а значит, они потеряют права на помещения.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Описание ЖК

ЖК «На Охте» возводится долго и упорно несколькими сменяющими друг друга застройщиками. ЗАО «ИВИ-93» приступило к строительным работам еще в 2003 году с намеченными сроками сдачи в эксплуатацию на 2005-ый. Но произошло банкротство девелопера, и за недостроенные здания в 2009 году взялась компания «Балтжилинвест» , обещая хеппи-энд на второй квартал 2012-ого. Этого не произошло, и в 2013-ом эстафета перешла к ООО «Питер-Констракшн», у которого все-таки получилось в середине года сдать два семиэтажных корпуса.

ЖК «На Охте» — 15-летний долгострой

Первоначально проблемный жилой комплекс назывался «Охта Модерн», потом произошло переименование на «Авангард» , что так же не помогло избавиться от долгостроительной кармы. Два девятиэтажных кирпично-монолитных дома вместимостью более двухсот квартир (от студий до трехкомнатных) по адресу пр. Большеохтинский,15 продолжают числиться в списке проблемных объектов, по теме которых Строительный комитет Санкт-Петербурга регулярно проводит совещания.

Итогом чиновничьих инициатив стали обнадеживающие для дольщиков ЖК «На Охте» новости. В качестве инвестора удалось привлечь компанию «Строительное управление» с опытом завершения сложных долгостроев. Очевидно, у руководства «Строительного управления» есть четкий план и весомые гарантии, так как без них связываться с «заколдованными домиками» может оказаться себе дороже — слишком длинный хвост из судебных исков, взысканий и даже одного уголовного дела.

Тайное и явное про ЖК «На Охте»

По зафиксированному факту двойных продаж в ЖК «На Охте» СПб арестован Евгений Кривцов. Это сын председателя правления ГК «Монолит» , куда входит ООО «Питер-Констракшн» . Компания «Стройуправление», бывший подрядчик легендарного долгостроя, требует выплаты долга, превышающего 140 млн. рублей. Есть еще выигранные в суде дела, по которым дольщики должны получить компенсации за просрочку и — в случае расторжения договора — полную сумму денежных взносов.

Публикуемые про ЖК «На Охте» отзывы с позитивными и оптимистичными интонациями, очевидно, носят заказной характер, так как реальные покупатели квартир уже дошли в своем негодовании до протестных акций, митингов и голодовок. С появлением нового инвестора у них значительно повысились шансы получить долгожданные ключи в потенциально привлекательном и удобном жилом комплексе.

В ожидании новоселья

Как сообщает про ЖК «На Охте» официальный сайт компании «Строительное управление» , объект планируется завершить до конца 2017 года. Дольщики, которые в очередной раз поверят обещаниям и дождутся своих ключей, будут жить в районе с достаточно хорошо развитой инфраструктурой, рядом с парком и в полукилометре от Невы. Квартиры комфорт-класса со стоимостью квадратного метра от 83 до 110 тысяч рублей они получат без отделки. Подземный паркинг рассчитан на 49 машин, и традиционно для всех новостроек прилагаются обещания по благоустройству, которые зачастую в подобных долгостроях не всегда становятся реальностью.

Сейчас уже не верится, что в далеком 2003 году компания «ИВИ-93» выбрала для строительства комплекса эконом-класса участок в историческом районе Большая Охта, рядом со Свердловской набережной. Берег Невы, прекрасный вид на Смольный собор, рядом Большеохтинский мост – и всего десять минут езды до центра города. Теперь здесь возводят только бизнес-класс, и вполне вероятно, что за 15 лет квартиры в этих домах прилично выросли бы в цене. Но узнать, так ли это, не получится, потому что ЖК «Охта-Модерн» до сих пор не достроен.

В апреле 2018 года стало известно, что строительный гигант «Группа ЛСР» согласился завершить проект. Однако и это не означает, что все дольщики получат долгожданные квартиры, из-за массовых «двойных продаж» и других махинаций предыдущих застройщиков.

Проблемы начались почти сразу

Мало кто помнит, что в самом начале строительства жилой комплекс на Большеохтинском проспекте, 15, назывался «Авангард». Вскоре после начала продаж его переименовали в ЖК «Охта-Модерн». В состав комплекса входили четыре корпуса высотой до 13 этажей. По современным меркам, квартир запроектировали немного – около 500. Застройщиком проекта выступала компания «ИВИ-93», у которой на тот момент уже был 10-летний опыт работы и несколько новостроек в престижных районах города.

Сначала стройке помешало изменение высотного регламента, по которому предельная высота зданий в районе Большой Охты составила 27 метров. От застройщика потребовали «укоротить» дома до 9-12 этажей. Делать это пришлось только на бумаге, потому что еще ни один корпус не был достроен, но понадобилось менять документацию и договариваться с покупателями квартир на последних этажах.

Прежнего застройщика обанкротили, нового искали год

В 2007 году в СМИ просочилась информация, что «ИВИ-93» испытывает сложности с деньгами. Чтобы поправить свое положение, застройщик продал половину акций крупному финансовому холдингу. Вскоре этот холдинг купил и вторую половину акций. После этого выяснилось, что «ИВИ-93» по уши в долгах: она оказалась должна двум крупным банкам, офшорным организациям и нескольким петербургским компаниям. Кредиторы собрались вместе и подали иск о банкротстве строительной компании. Это и привело к остановке строительства ЖК «Охта-Модерн» в начале 2008 года.

На тот момент первые два корпуса были готовы на 60%, остальные два только начали возводить. Целый год стройка пустовала. Дольщики провели серию митингов и акций протеста, которые тогда еще были в новинку для Северной столицы. Ситуацию взяла под контроль тогдашний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. При участии правительства проекту нашли нового застройщика – компанию «Балтжилинвест».

Нехорошие квартиры

Неизвестно, какой объем работ на объекте выполнил «Балтжилинвест» с 2009 по 2013 годы. Но спустя четыре года после вовлечения в этот проект застройщик также объявил о банкротстве. До «Балтжилинвеста» объект взяла под свой контроль компания «Звезда Севера». Дольщики называют ее компанией-призраком: никто не знал о ее происхождении (ходили слухи, что это дочернее предприятие «ИВИ-93»), никто не видел ее представителей. Тем не менее, несколько десятков покупателей успели заключить со «Звездой Севера» инвестиционные договоры и заплатить ей деньги за квартиры.

Всего за время строительства ЖК «Охта-Модерн» обанкротились три застройщика. Самым скандальным из всех дел о банкротстве стала история четвертой компании, которая обещала достроить дома на Большеохтинском проспекте, – «Питер-Констракшн».

Сдашь долгострой – получишь апарт-отель

Взяться за проблемный жилой комплекс компанию «Питер-Констракшн» уговорили власти Петербурга. Взамен предложили аренду двух участков у метро «Приморская» с возможностью строительства там апарт-отеля.

В 2013 году «Питер-Констракшн» с энтузиазмом принялась за возведение отеля «Башни Беринга» и за достройку ЖК «Охта-Модерн». Но уже в первые месяцы работы что-то пошло не так. По неназванным причинам «Питер-Констракшн» вошла в состав группы компаний «Модуль». Дольщики называют это рейдерским захватом застройщика. Едва начатые работы остановились, а от покупателей стали требовать перезаключения договоров на квартиры, не объясняя причин.

Дольщики устроили месячную голодовку в надежде привлечь к своей проблеме внимание федеральных властей. Но этот отчаянный шаг не привел ни к чему, кроме госпитализации нескольких участников протестной акции.

Подрядчик засудил «Питер-Констракшн»

В 2015 году «Питер-Констракшн», казалось бы, нашла выход из ситуации: привлекла для достройки комплекса известную компанию «Строительное управление». Взамен на непроданные квартиры и дополнительные финансовые гарантии этот застройщик согласился завершить проект.

Но «Питер-Констракшн» не выполнила обязательства перед своим новым подрядчиком, поэтому через несколько месяцев стройка остановилась. Спустя полгода споров со Строительным комитетом СПб, митингов и голодовок дольщиков, скандалов с представителями застройщика, «Строительное управление» подало иск о банкротстве «Питер-Констракшн».

Эпопея с ЖК «Охта-Модерн» близится к развязке?

В конце 2017 года «Питер-Констракшн» признали банкротом. На открытые торги, которые пройдут в 2018 году, выставят все активы компании. Главным из них является недостроенный апарт-отель «Башни Беринга». Стоимость земельных участков под ним оценивают в 600 млн рублей. Эти деньги и должны пойти на достройку ЖК «Охта-Модерн».

В апреле 2018 года стало известно, что Строительный комитет СПб почти договорился с компанией «Группа ЛСР» о завершении проекта. Это один из крупнейших застройщиков России с безупречной репутацией, который вводит тысячи квадратных метров жилья в год. Ни у кого нет сомнений, что «Группа ЛСР» обладает достаточными ресурсами для того, чтобы ввести ЖК «Охта-Модерн» в эксплуатацию до окончания 2018 года. Но все ли дольщики получат квартиры, которых ждали 15 лет?

Из публикации издания «Фонтанка.ру» от 17.04.2018

Откуда взялись двойные продажи

Возведение комплекса началось еще до принятия закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве». Покупатели заключали с «ИВИ-93» инвестиционные договоры. В 2014 году по инициативе Строительного комитета СПб и при участии покупателей был составлен реестр дольщиков проекта, а инвестиционные договоры перевели в ДДУ.

Хотели, как лучше, но эта процедура обеспечила возможность для организации «двойных продаж»: у части покупателей инвестдоговоры аннулировали, но ДДУ на те же квартиры заключили не с ними, а с новыми дольщиками. Сейчас ведется следствие, несколько представителей «Питер-Констракшн» арестованы.

Из публикации петербургской интернет-газеты «Бумага» от 14.04.2014

Сейчас у дольщиков просят показать договоры с «ИВИ-93» или «Звездой Севера», платежные документы. Но покупатели отдавали эти договоры для регистрации ДДУ, многие не сделали себе копии, поэтому теперь отличить настоящего дольщика от поддельного очень сложно.

Чем еще рискуют дольщики

Процедура банкротства «Питер-Констракшн» подразумевает продажу всего имущества компании. Вырученные деньги используют для достройки многострадального комплекса. Есть вероятность, что на торги выставят нежилые и коммерческие помещения, которые принадлежат дольщикам.

Известно, что построенные дома не соответствуют проектной декларации, поэтому изменения придется как-то узаконить. Есть вероятность, что покупатели получат квартиры меньшей площади (сразу возникает вопрос, могут ли они претендовать на компенсацию?) или большей (заставят ли доплачивать?).

Предлагаем юридическую помощь дольщикам ЖК «Охта-Модерн»

Вы – один из трехсот дольщиков, которые ждут свою квартиру в «Охта-Модерн»? Предлагаем вам помощь опытных юристов в сфере долевого строительства. Обратитесь к нам прямо сейчас, если вы:

  • остались без документов (инвестдоговора, ДДУ) в результате махинаций предыдущих застройщиков;
  • обнаружили, что ваша квартира стала объектом «двойной продажи»;
  • выяснили, что квартира имеет не ту планировку и метраж, что указаны в договоре;
  • сомневаетесь в подлинности документов, предоставленных предыдущими застройщиками.

Мы помогли десятками обманутых дольщиков Петербурга получить заветные квартиры или вернуть деньги, отсудили у недобросовестных строительных компаний миллионы рублей неустоек и компенсаций. Пишите или звоните, чтобы получить бесплатную консультацию по ЖК «Охта-Модерн».

Судебные решения

Отзывы клиентов

Юристы

Ермаков Андрей Валерьевич

Павлюченко Александр Викторович

Адвокат, партнер Юридического Агентства Санкт-Петербурга

Ермакова (Степанова) Любовь Владимировна

Степанов Денис Юрьевич

Ведущий юрист Юридического Агентства Санкт-Петербурга

Соловьев Константин Васильевич

Ведущий юрист Юридического Агентства Санкт-Петербурга

Каваляускас Василий Анатольевич

Ведущий юрист Юридического Агентства Санкт-Петербурга

Челюк Александр Юрьевич

Практикующий юрист Юридического Агентства Санкт-Петербурга

Федюхин Дмитрий Германович

Руководитель департамента сопровождения и обслуживания юридических лиц

Ершова Елена Владимировна

Начальник юридического отдела Юридического Агентства Санкт-Петербурга