Почему военным считают чужие квадратные метры. Разбор: как получить квартиру от Минобороны при наличии собственности у жены

Довольно часто у военнослужащих возникают трудности с получением жилья при увольнении, если у членов их семьи уже имеется в собственности жилплощадь. сайт узнало у экспертов, на что в такой ситуации может рассчитывать военный, как улучшить жилищные условия, а также что такое "дообеспечение квадратными метрами".

В редакцию сайт обратился офицер с выслугой более 20 лет. Он увольняется по окончании контракта и хочет получить причитающееся ему по закону жилье. Однако жилищный орган Минобороны признавать его нуждающимся в жилплощади отказался, потому что у его супруги в собственности находится доля в небольшой однокомнатной квартире.

Что положено военному по закону?

На каждого члена семьи военнослужащего положена площадь 18 кв.м. По словам юриста "Военно-правового центра" Андрея Пивовара, предоставляемое жилье может превышать эту норму из-за технологических условий, но не более, чем на 9 кв.м. Например, максимальная площадь жилья, которое может получить семья из двух человек, равна 45 кв.м.

"Если офицер имеет звание полковник и выше, ему положены дополнительные 15 квадратных метров", - добавил военный юрист Михаил Горкунов.

На учет нуждающихся в жилье военных ставят исходя из установленной нормы: если размер имеющихся у членов семьи военнослужащего жилых помещений меньше учетной нормы и военный не имеет жилплощади в собственности.
Учетную норму устанавливают местные органы самоуправления, у каждого региона она своя. Например, в Калининграде учетная норма равняется 12 кв.м. на человека. "Если обеспеченность составляет менее 12 кв.м. на одного члена семьи, то военнослужащий вправе встать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий", - пояснил юрист "Военно-правового центра" Андрей Пивовар.


Применяется учетная норма не по месту службы, а по избранному военным месту жительства. При этом жилищные органы должны принимать во внимание обеспеченность военного жилым помещением именно по избранному после увольнения со службы месту жительства. ФЗ "О статусе военнослужащих". Статья 15.1. Норма предоставления площади жилого помещения (нажмите для просмотра)

    1. Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

    1.1. При предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).

    2. Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

    При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.

    3. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Если военнослужащий не стоит на учете в качестве нуждающегося, на жилищное обеспечение он претендовать не может.

Как влияет наличие жилья в собственности?

Если у членов семьи военного имеются в собственности квадратные метры, суммарно превышающие размер положенной площади, военнослужащий чаще всего не признается нуждающимся в жилье.


"Например, в семье военнослужащего три члена семьи. По закону он имеет право на жилье площадью 54 кв. м. Предположим, у его жены в собственности квартира 35 кв. м, а у дочки, вне зависимости от ее возраста, доля в другой квартире 20 кв. м. В такой ситуации военный признается не нуждающимся ни в жилье, ни в улучшении жилищных условий, ведь при норме обеспечения семьи из трех человек площадью в 54 кв. м, у его семьи имеется уже 55 кв. м", - пояснил юрист Михаил Горкунов.

Если у дочери из рассмотренного примера собственности нет, а семья имеет всего 35 кв.м., они признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и могут получить выплату из расчета: средняя стоимость 1 кв.м. по России, умноженная на количество недостающих до нормы метров.


По словам Пивовара, при наличии жилья у жены военного стоит учитывать множество нюансов. Например, каким образом жилплощадь оказалась у женщины: по дарению, наследованию, путем приобретения или иным способом; приобрела супруга помещение до брака или во время брака; предоставлялась ли жилплощадь до перехода в собственность лично супруге военного или ее родным, а она стала участником приватизации позже. Важно, вселяла ли супруга военного к себе в жилье для постоянного проживания, то есть оформляла ли ему регистрацию в данной квартире, или нет.

"Наши чиновники забывают, что в России действует Семейный кодекс, в котором предусмотрен институт брачных договоров. Брачный договор может заключаться до брака, в период брака или после его расторжения, чтобы определить режим совместно нажитого имущества", - рассказал Пивовар.

Если квадратные метры супруги не относятся к совместно нажитому имуществу и это зафиксировано на бумаге - военный может претендовать на жилплощадь от Минобороны.

Поможет ли отказ от имеющейся доли?

Нет, не поможет. По словам Пивовара, в Жилищном кодексе содержится специальная статья. По ней граждане, совершившие с принадлежащим им жильем "действия с намерением быть принятыми на учет нуждающихся", не принимаются на учет в течении 5 лет.

К таким действиям относятся сделки по отчуждению принадлежащего имущества, по которым в собственности гражданина остается меньше квадратных метров, чем значится в учетной норме по избранному месту жительства.

Что делать, если у жены есть доля в квартире?

Если у членов семьи военного находится в собственности жилплощадь, превышающая учетные нормы, он может потребовать обеспечение жильем лично его, как одиноко проживающего военнослужащего, а не в составе семьи.

"Одиноко проживающему военнослужащему норма предоставления жилья может быть увеличена, но не более, чем в два раза. Если норма 18 кв.м., то максимально военный может быть обеспечен жилым помещением общей площадью до 36 кв.м.", - пояснил Пивовар. В случае отказа от такой квартиры военный может рассчитывать на субсидию на приобретение жилого помещения.

Можно ли получить квартиру, если невозможно сдать служебное жилье?

Жилое помещение предоставляется военному лишь раз за все время прохождения службы. Если военнослужащий уже распорядился предоставленным ему по соцнайму жильем и не может вернуть его Минобороны, например, приватизировал, продал, или выселился и оставил квартиру бывшим членам семьи, то по существующей практике на учет он больше не принимается.
В таком случае, военный может попросить дообеспечения квадратными метрами до установленной нормы с учетом площади, которую он не может вернуть государству.
"Жилищные органы опираются на постановление пленума Верховного суда, датированное 2009 годом. Однако сейчас законодательство стало более гибким и допускает предоставление военным жилых помещений, если они не были обеспечены жильем по нормам, но по каким-то причинам не могут сдать предыдущую жилплощадь", - уточнил Пивовар.

В каких случаях можно рассчитывать на улучшение жилищных условий?

За военным сохраняется право на улучшение жилищных условий в связи с увеличением состава семьи: если он согласился на увольнение с военной службы, но не был обеспечен жилым помещением по установленным нормам и остался на учете в департаменте жилищного обеспечения. В таком случае, при рождении новых детей он должен собрать документы, подтверждающие изменение состава семьи, и подать заявление в территориальный орган ДЖО. Это необходимо, чтобы сведения о его детях были внесены в базу данных Минобороны и учитывались при обеспечении жилым помещением.

Если военнослужащий уже был обеспечен жильем, то вне зависимости от изменения состава семьи на улучшение жилищных условий рассчитывать не стоит: военнослужащего снимают с учета сразу, как только он получает жилплощадь.

То есть, минимальный размер предоставления жилого помещения для семьи военнослужащего, состоящего, например, из 3 человек, составляет 54 кв. метра, максимальный -63 кв. метра. Но, видимо, это неясно для тех, кто готовил изменения в Приказ МО РФ № 80, так как Приказом МО РФ от 13 октября 2009 г. N 1101 Абзац третий пункта 41 изложен в следующей редакции: «Размер предоставляемого жилого помещения должен быть не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления (органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не более нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 15.1 Федерального закона „О статусе военнослужащих“, с учетом льгот, установленных законодательством.».

Норматив площади жилья для военнослужащих

Имеются еще несколько категорий запасников и отставников, которые, во-первых, могут быть уволены со службы до момента выдачи жилого помещения или субсидии и, во-вторых, остаются после исключения из штата части на жилищном учете. Им государство обязуется предоставить квартиру или субсидию даже после исключения из части.

Важно

Так, разрешается увольнять военного, который покидает населенный пункт прохождения службы, и ходатайствует о предоставлении жилья в другом городе или населенном пункте. В этом случае запасник или отставник исключается из штата части, их учетные документы на жилье отправляются в ДЖО (департамент жилищного обеспечения) по новому месту жительства, и уже этот ДЖО занимается вопросами выдачи жилплощади прибывшему запаснику.


Также разрешается увольнять без жилья служащих, которые являются участниками накопительно-ипотечной программы.

Сколько метров положено военнослужащему на члена семьи?

Можно ли сдавать данную квартиру Если квартира не принадлежит военному, то есть не находится в его прямой собственности, то он не может предлагать жилье для аренды сторонним лицам. Ведь договор социального найма предусматривает невозможность последующей аренды, а также заключение договора доверительного управления.
Только когда человек оформит квартиру в собственность, ему будет доступна официальная сдача жилья в поднаем, и тогда он не будет ограничен законом в плане предоставления помещения в аренду. С жильем, которое берется в военную ипотеку, все немного сложнее.
Так, поскольку оно принадлежит банку, а также государству, то нужно еще до оформления кредита узнать, можно ли осуществлять ее сдачу в аренду.

Предоставление жилья военнослужащим при увольнении

Каков порядок признания в том, что военнослужащие нуждаются в жилых помещениях? Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». Для этого военнослужащий подает рапорт командиру воинской части с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении.
Список документов утвержден Правительством. На основании рапорта и приложенных документов, принимается решение о постановке военнослужащего на очередь на получение жилого помещения.

Как получить служебное жилье для военнослужащих в 2018 году

Казалось бы, всё ясно: - норма предоставления для военнослужащих, в отличие от учётной (или учётно-постановочной) нормы, устанавливается не по общим правилам, то есть не органами местного самоуправления, а статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так как это установлено ч. 6 ст. 50 ЖК РФ («Федеральными законами… могут быть установлены иные учетные нормы»). - норма предоставления для военнослужащих - восемнадцать квадратных метров общей площади, установленные ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» - это и есть тот минимальный размер, который должен быть предоставлен военнослужащему и членам его семьи. Этой же статьёй предусмотрено и возможное увеличение – на 9 квадратных метров в зависимости от конструктивных особенностей дома, и даже увеличен в два раза, если военнослужащий является одиноким (36 кв.
метров вместо 18).

Кроме того, изменение статуса военнослужащего при его увольнении никак не влияет на получение им недвижимости от государства. К этой категории относятся офицеры, отслужившие 10 и более лет, и признаны нуждающимися в жилье, если они были уволенные по следующим основаниям:

  1. Достижение максимально возможного срока службы,
  2. Состоянию здоровья.

Эти защитники Отечества, а также члены их семей обеспечиваются квартирами в собственность, по договору соцнайма (ДСН) или путём предоставления жилищной субсидии.

Расчёт субсидии также зависит от норм жилой площади, но рассчитывается немного по-другому. Размер жилой площади установлен для всех один, но он может отличаться, в зависимости от формы обеспечения недвижимостью.

Например, порядок обеспечения служебным жильём военнослужащих немного отличается.

Сколько квадратных метров положено военнослужащему при увольнении

Внимание

Для расчета берется норма жилой площади, цена квадратного метра жилья и поправочный коэффициент. Норматив жилплощади для одного человека - 33м², на двух - 42м², на третьего и последующих членов семьи полагается по 18м² на каждого, то есть на семью из 5-ти человек (родители и 3-е детей) может быть выплачена субсидия на покупку 96м².


Цена квадратного метра определяется на федеральном уровне. На сегодняшний день средний показатель - около 38,5 тысячи рублей за квадратный метр. ДЖО уведомляет увольняемого о размере субсидии и сроках ее выплаты. После того, как денежные средства будут перечислены на расчетный счет служащего, он снимается с жилищного учета. Если вам известны случаи нарушения прав военнослужащих касательно обеспечения жильем при увольнении, или вы сами искали выход из сложной ситуации, поделитесь своей историей.
Туда следует подать заявление с полным пакетом документов. Причем для того, чтобы вывести квартиру из разряда служебных и перевести во владение муниципалитета, необходимо будет также обращаться в этот отдел.
Преимущества и недостатки Как и в любой ситуации, связанной с жильем, у служебного жилья есть свои плюсы и минусы. Среди плюсов можно выделить:
  • возможность получить жилье с перспективой приватизации;
  • предоставление жилья согласно потребностям семьи

Есть и отрицательные стороны:

  • жилье нельзя сдавать в аренду до перевода в собственность;
  • процедура приватизации долгая и проблемная

Поэтому следует изучить все нюансы получения служебного жилья и ориентироваться на букву закона для пользования личной жилплощадью и ее последующей приватизации.

Инфо

Если после подачи первичного заявления о включении в очередь на жилье обстоятельства военного изменятся (брак, рождение детей и так далее), то он получает право претендовать на дополнительные квадратные метры. Однако такое право может быть реализовано только в том случае, если сам служащий вовремя подаст документы для внесения изменений в учетный реестр на жилье.


Если вы увольняетесь из ВС, и хотите получить от государства бесплатную жилплощадь, убедитесь, что у вас есть необходимая выслуга, проверьте данные о себе в реестре на жилье, и не пишите заявление об увольнении по собственному желанию. Случаи увольнения без выдачи жилья Уволить военнослужащего без предоставления жилья можно по нескольким группам оснований. Для отказа достаточно даже одного. Первая группа оснований - причина увольнения.
Как известно, вопросы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих регулируются Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 года. С 2000 года жилищное законодательство серьёзно изменилось: в 2005 году принят новый Жилищный кодекс РФ, неоднократно изменялась и дополнялась статья 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в связи с чем многие положения Инструкции стали противоречить действующему законодательству. Так, п. 41 Инструкции предусматривал: Размер предоставляемого жилого помещения должен быть не менее установленной нормы общей (жилой) площади на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), но не более размера предоставления общей (жилой) площади на одного человека, установленного субъектами Российской Федерации, с учетом льгот, установленных законодательством.
Что же изменилось? МО РФ сделало «финт ушами», и слова:«не менее установленной нормы общей (жилой) площади на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет нуждающихся в получении жилых помещений» заменила словами:«не менее учетной нормы» То есть, в признанном недействительным п. 41 слова «норма постановки на учёт» заменили словами «учётная норма», что одно и тоже. Судя по всему, юристы МО РФ ни разу ни читали часть 4 статьи 50 ЖК, которая устанавливает: Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

К ним относятся: Военные Которые поступили на службу после окончания профессионального обучения и при этом получившие офицерское звание, а также члены семьи Военные в звании офицера Которые поступили на службу согласно президентскому Указу, а также заключившие свой первый контракт, а также члены семьи Солдаты и матросы, мичманы и прапорщики, а также старшины и сержанты Которые являются гражданами России и члены их семей Защитники отечества То есть граждане России, которые поступили на службу по контракту, которые вместе с членами семьи обеспечены жильем в закрытых военных городках Этот перечень окончательный, и из него же следует, что служебное жилье предоставляется далеко не каждому военнослужащему. Не могут получить жилище призывники, иностранцы и офицеры, у которых уже имеется жилье.

Согласно закона, норма площади жилья составляет 18 квадратных метров.

    ПРОДАЖА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕТРОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

    ВОРОБЬЁВ А.А.,ГЛУХОВ Е.А.

    Менее года назад в своем диссертационном исследовании один из авторов писал:

    «В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность военнослужащего бесплатно составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. С учётом конструктивных и технических параметров квартиры размер общей площади предоставляемых жилых помещений может быть превышен, но не более чем на 9 кв. м в общей сложности (на одинокого гражданина норма предоставления жилого помещения может быть превышена, но не более чем в два раза).

    В настоящее время имеют место случаи закупки и получения военным ведомством жилья, общая площадь которого не подходит по размерам для предоставления военнослужащим и их семьям любого состава. Так, квартиры общей площадью от 64 до 68, от 82 до 86, от 100 до 104 кв.м . не могут быть на законных основаниях распределены семьям военнослужащих, сколько бы в них не было человек. Например, квартира общей площадью 65 кв. м. мала для предоставления на семью из четырёх человек и велика для предоставления на семью из трёх человек (даже с учетом допустимого превышения нормы предоставления в 9 кв.м). По закону нельзя предоставить такую квартиру и семье военнослужащего из трех человек, имеющего право на дополнительную общую площадь жилого помещения от 15 до 25 кв.м., т.к. 3*18+(15…25) = 69…79 кв.м (п. 8 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих»). Таким образом, данные квартиры останутся «мертвым грузом» числиться за военным ведомством либо будут распределены военнослужащим с нарушением закона.

    По словам Министра обороны Российской Федерации А.Сердюкова «рассматривается вопрос предоставления военнослужащему права доплачивать за лишние метры по той же цене, по которой это жильё приобрело Минобороны» . Действительно, 17 февраля 2010 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 305495-5 , ст. 2 которого предписывалось внести изменения и дополнения в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», позволяющие военнослужащим с их согласия оплачивать стоимость превышения общей площади предоставляемого жилого помещения. Однако ко второму чтению в апреле 2010 г. это положение было удалено из законопроекта, несмотря на наличие положительных заключений всех заинтересованных комитетов Государственной Думы.

    Представляется целесообразным вернуться к рассмотрению положений данного законопроекта, что позволит на законных основаниях предоставлять военнослужащим любые имеющиеся в распоряжении военных ведомств жилые помещения» .

    Однако совсем недавно на страницах Интернета автор наткнулся на реализацию своей мысли, приведенной ранее в диссертации. Оказывается, приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 года № 1450дсп уже утвержден Порядок взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения (далее для краткости - Порядок).

    Начнем с положительных моментов - действительно, с конца августа 2011 г. у военнослужащих Вооруженных Сил РФ появилась возможность получить жилье большей площади, чем им положено по закону «О статусе военнослужащих» (ст. 15.1). Причем, судя по отзывам многих военнослужащих, размер доплаты за дополнительные метры со стороны военнослужащего гораздо меньше их рыночной стоимости в данной местности. Таким образом, некоторые военнослужащие могут одновременно и получить гарантированную им от государства жилую площадь, и приобрести дополнительные жилые метры по выгодной цене.

    Кроме того, у Департамента жилищного обеспечения МО РФ появилась возможность распределять т.н. неликвидные квартиры, а само военное ведомство получило возможность не только не оплачивать более содержание таких длительно пустующих квартир, но и получить дополнительные внебюджетные денежные средства за их предоставление от военнослужащих. О том, что такая проблема в настоящее время имеется свидетельствует и выступление заместителя председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Н.Федоряка, который заявил о том, что, по последним данным Минобороны, в армии и на флоте невостребованными остаются 33 тыс. квартир, построенные для военнослужащих в различных регионах страны .

    Вместе с тем, кроме вышеприведенных положительных моментов существуют еще целый ряд отрицательных, некоторые из которых приводятся ниже.

    1. Документ, регламентирующий столь важный для многих тысяч военнослужащих вопрос жилищного обеспечения, введен в действие приказом Министра обороны Российской Федерации, без внесения изменений в федеральные законы.

    В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из самого Жилищного Кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Таким образом, Министр обороны Российской Федерации имеет право регламентировать жилищные правоотношения с участием военнослужащих своими приказами, но только в случае наделения его такими полномочиями; при этом такие приказы должны соответствовать нормативным правовым актам более высокого уровня.

    Хотя это и напрямую не указано в законодательстве, но сформировавшаяся судебная практика Верховного Суда РФ признает за руководителем военного ведомства право на издание приказов, регламентирующих порядок жилищного обеспечения военнослужащих. Так, в определении Верховного Суда РФ от 29 марта 2011 г. № КАС11-146 в обоснование данного права имеется ссылка на Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Жилищного кодекса РФ.

    Вместе с тем, ни Жилищный кодекс РФ, ни иной федеральный закон или нормативный правовой акт Президента или Правительства РФ не наделяют Министра обороны РФ правами по взиманию денежных средств с военнослужащих за предоставление им жилых помещений.

    Во вступительной части текста приказа Минобороны России 2011 г. № 1450дсп указано, что он издан в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и поручением Президента Российской Федерации от 12 января 2011 г. №Пр-76. Однако, как уже было указано выше, в нормативных правовых актах задачи по возложению такой функции на Министерство обороны РФ, автор не усмотрел; что же касается поручения Президента РФ от 12 января 2011 г. № Пр-76, то его авторы ни на сайте Президента России, ни в иных ресурсах сети Интернет найти не смогли, что не характерно для такого рода документов. Однако даже если такое поручение и существует, то оно не обличено в форму Указа, а потому на основании ст. 5 ЖК РФ не может наделить Минобороны России такими полномочиями.

    Немного отвлекаясь от основной темы настоящей статьи, стоит отметить, что на то же поручение Президента России имеется ссылка в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих»» в части отмены п. 1 ст. 23 данного закона, в настоящее время запрещающего увольнять нуждающихся в жилье военнослужащих без предоставления жилья без их желания. К слову, данный законопроект появился в сети Интернет в конце октября 2011 г. и получил весьма негативную оценку общественности .

    Но в любом случае, вне зависимости от наличия указанного поручения Президента РФ для осуществления взимания денег с военнослужащих за гарантированное им законом жилье необходимо изменение действующего законодательства, в частности, статей 15 и 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» и статьи 58 ЖК РФ.

    Напомним, что согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан при увольнении с военной службы осуществляется за счет федерального бюджета , т.е. без какой-либо доплаты с их стороны.

    Статья 15.1 данного закона содержит четкие указания на размер предоставляемых военнослужащим жилых помещений без указания на возможность отхождения или игнорирования ее норм в каких-либо случаях.

    Пункт 2 статьи 58 ЖК РФ устанавливает единственное исключение из правила о соблюдении нормы предоставления жилой площади - в случае, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний.

    Таким образом, в настоящее время положения приказа Минобороны России 2011 г. № 1450дсп в этой части не соответствуют двум федеральным законам. Возможно, именно поэтому указанный приказ имеет гриф «для служебного пользования», не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и не опубликован для всеобщего ознакомления, а потому в соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 не может влечь правовых последствий и служить основанием для регулирования соответствующих жилищных правоотношений.

    2. Утвержденный приказом Минобороны России 2011 г. № 1450дсп Порядок в весьма завуалированной, трудной для восприятия форме повествует о возможности военнослужащим получить жилое помещение сверх установленной законодательством площади. Для этого необходимо «волеизъявление военнослужащего на компенсацию затрат федерального бюджета излишне предоставленной общей площади жилого помещения» (п. 2 Порядка). Как видно, разработчики данного приказа не называют денежные средства, уплачиваемые военнослужащим согласно данного приказа, доплатой или оплатой стоимости. Речь в приказе идет о компенсации затрат федерального бюджета.

    В различных словарях термин компенсация толкуется как вознаграждение за что-нибудь, возмещение затрат, понесенных убытков, расходов; вознаграждение за что-либо. Получается, что военнослужащий согласно комментируемого Порядка вознаграждает федеральный бюджет (читай государство) за понесенные им затраты. Однако, во-первых, военнослужащие и без всяких вознаграждений отнесены к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилья. Во-вторых, используя словосочетание «компенсация затрат федерального бюджета» Минобороны России тем самым дистанцируется от непосредственного получения денежных средств, оно как бы не является стороной данных отношений (деньги перечисляются в федеральный бюджет, а не в Министерство обороны). Согласно п. 6 Порядка Департамент финансового обеспечения МО РФ ежеквартально сообщает в ДЖО МО РФ информацию о банковских реквизитах лицевого счета соответствующего администратора доходов федерального бюджета. В реальности же (по состоянию на ноябрь 2011 г.) получателем денежных средств по платежным документам военнослужащих являлись управления финансового обеспечения (УФО) Минобороны России . То есть фактически деньги от такого рода «сделки» поступили именно в Министерство обороны РФ, хотя об этом прямо и не сказано в комментируемом Порядке.

    Возникает вопрос: а действительно является ли оплата и предоставление жилья в большем размере военнослужащему сделкой купли-продажи? Распространяются ли на нее правила гражданского законодательства?

    Исходя из характера военной службы, который предусматривает довольно частые смены места службы и населенных пунктов, повышенную опасность для здоровья, можно согласиться с мнением ряда ученых о том, что право на жилищное обеспечение выступает в роли одного из видов довольствия военнослужащего, предоставляемого ему в целях качественного выполнения им своих служебных обязанностей . Речь идет о том, что обеспечение военнослужащего жилищем продиктовано, в первую очередь, не в целях повышения его благосостояния и жизненного уровня, а в целях обеспечения условий для качественного и эффективного исполнения им обязанностей военной службы.

    Кроме того, основными методами военного управления являются методы юридического властвования или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления, свойственные административному регулированию отношений. Соответственно, отношениям между военнослужащим, претендующим на жилищное обеспечение, и органом военного управления, являющимся поставщиком данной государственной услуги, также присущ императивный административный характер. В вопросах жилищного обеспечения военнослужащий не выступает в качестве равного субъекта во взаимоотношениях с органами военного управления, а является зависимым от них. Подтверждение не равных, зависимых отношений военнослужащего от органов военного управления, распределяющих жилые помещения, можно обнаружить в материалах судебной практики военных судов по жилищным спорам военнослужащих, где практически все они рассматриваются по правилам глав 23-25 ГПК РФ, как споры, возникающие из публичных правоотношений, а не в исковом порядке.

    Вышеприведенные доводы ставят под сомнение легитимность гражданско-правовых сделок военнослужащих с довольствующими органами по вопросам обеспечения их положенными видами довольствия.

    Таким образом, существующее противоречие между необходимостью распределять имеющиеся в распоряжении ДЖО МО РФ т.н. «неликвидных» по метражу квартир и невозможностью таких действий с точки зрения закона разрешено в пользу целесообразности в интересах Минобороны России.

    Здесь следует отметить, что указанная проблема назрела по вине недальновидных должностных лиц военного ведомства, согласившихся или оформивших документы на закупку (строительство) квартир для военнослужащих, не подходящих по своей площади для обычного распределения, обременительных по оплате за их содержания для самого военного ведомства.

    Выход из сложившегося противоречия видится автору в урегулировании только на законодательном уровне именно вопроса покупки военнослужащими дополнительных метров, по действующему закону им не положенных. Разъясним указанную мысль более подробно на конкретном примере.

    Согласно приказа Минобороны России 2011 г. № 1450дсп полковнику N. на семью из одного человека была предложена двухкомнатная квартира в г. Санкт-Петербург общей площадью 55,5 кв.м с доплатой за 12,5 кв.м в размере 553 тысяч рублей . Следовательно, по логике чиновников ДЖО МО РФ, без доплаты полковнику N. была положена квартира общей площадью до 43 кв.м.

    Согласно п. 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на одиноко проживающего военнослужащего размер предоставляемой ему жилой площади составляет от 18 до 36 кв.м. А учитывая, что такой военнослужащий в воинском звании полковник, то с учетом положений п. 8 ст. 15 данного закона ему должна предоставляться квартира площадью от 33 до 61 кв.м.

    Таким образом, квартира общей площадью 55,5 кв.м, которую в приведенном выше примере полковник N. приобрел за 553 тысячи рублей могла быть вполне на законных основаниях предоставлена ему бесплатно. Если рассматривать максимально возможную по закону для предоставления полковнику N. площадь жилого помещения как положенный ему вид довольствия, то получается, что военнослужащий заплатил за него свои собственные денежные средства, что, по мнению автора, быть не должно.

    Кроме того, на рассмотренном примере явно видно, что такую квартиру общей площадью 55,5 кв.м можно было на вполне законных основаниях без всякой доплаты предоставить семье военнослужащего из трех человек, не обладающей правом на дополнительную жилую площадь (18*3=54 кв.м+1,5 кв.м. площади конструктивных особенностей квартиры), тем более, что таких нуждающихся в жилых помещениях в г. Санкт-Петербург множество. Но военные чиновники пошли иным путем, решив распределить ту же квартиру с получением денежных средств от нуждающегося в ней военнослужащего.

    Таким способом Министерство обороны решает сразу две задачи: получает дополнительные внебюджетные денежные средства и одновременно сокращает очередь нуждающихся в жилье военнослужащих. Однако поскольку обе указанные цели выгодны военному ведомству, то возникает вопрос о соблюдении при такой процедуре распределения жилья принципа очередности его получения.

    3. По общему правилу, приведенному в п. 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Анализируемый Порядок также регулирует вопросы предоставления жилья по договорам социального найма нуждающимся в получении жилья военнослужащим, однако не ставит данный вопрос в зависимость от времени принятия военнослужащего на учет, т.е. позволяет рассылать предложения о получении жилья с превышением метров и доплатой за них, минуя очередность. Тем самым Департамент жилищного обеспечения МО РФ и его подразделения могут изменять объём прав нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих в части сроков их предоставления по своему усмотрению. Похоже, на стадии распределения жилья в Вооруженных Силах начинает применяться «принцип генерала Франко: своим - всё, остальным - по закону». В свою очередь, такое положение дел неминуемо повлечет рост коррупционных отношений на данном этапе жилищного обеспечения военнослужащих.

    Проблема еще и в том, что введенная в Вооруженных Силах РФ единая очередь нуждающихся в жилых помещениях де-юре должна предусматривать именно присвоение конкретных номеров состоящим в данной очереди военнослужащим, предоставление жилья следующему военнослужащему только после предложения такого жилья предыдущему военнослужащему, имеющему право на его получение. Де-факто же проверить создание такой очереди и распределение жилья согласно очередности не представляется возможным: на сайте Министерства обороны можно убедиться лишь в нахождении в очереди конкретного военнослужащего, но увидеть его номер в очереди, посмотреть сколько нуждающихся в жилье военнослужащих числятся в той же очереди впереди него нельзя. Указанные недостатки делают такую очередь непрозрачной и заставляют усомниться в распределении жилья согласно очередности, как то предписывает Жилищный кодекс РФ.

    Оппоненты могут возразить, что комментируемый приказ регулирует отношения по предоставлению жилья не только по договорам социального найма, но и в собственность, поэтому соблюдение очередности предоставления жилья не обязательно. Действительно, Жилищный кодекс РФ не предусматривает очередь на получение жилья в собственность, и в этом плане противоречий с законодательством нормы приказа не содержат.

    Однако в Жилищном кодексе РФ имеются другие нормы, по смыслу которых предоставление любого вида жилых помещений без очереди не является законным. Так, в ст. 1 ЖК РФ сказано, что жилищное законодательство основывается в т.ч. на признании равенства участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Граждане, осуществляя жилищные права, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Часть 2 статьи 7 ЖК РФ гласит, что в случае неурегулированности жилищных отношений законом и невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

    Из вышеприведенных положений законодательства следует, что даже при предоставлении жилья военнослужащим в собственность принцип его предоставления по очередности должен соблюдаться.

    4. Что касается оплаты военнослужащим «затрат федерального бюджета» за дополнительные метры, то здесь хотелось бы высветить еще два противоречия такой оплаты законодательству.

    1). Военнослужащий, оплачивая «затраты федерального бюджета», а фактически неположенные ему по закону метры при получении жилья по договору социального найма, не становится их собственником. По общепринятой логике оплата лишних метров жилья должна привести к переходу их в собственность покупателя, но этого не происходит. После оплаты денег в федеральный бюджет не меняется собственник ни квартиры (по договору социального найма) полностью, ни ее части - такая квартира по-прежнему остается в собственности Российской Федерации. Это означает, что часть квартиры как товар даже после внесения платы за него все равно остается в собственности продавца (данная операция через органы Росреестра России не проводится и надлежащим документом не оформляется).

    В этом плане законопроект № 305495-5 2009 года, снятый с рассмотрения Государственной Думой после первого чтения, предлагал более понятный и привычный для обычных граждан вариант, допуская передачу жилья с превышением метража военнослужащим только в собственность.

    2). Определение суммы «затрат федерального бюджета» осуществляется самим Министерством обороны РФ (его подразделениями). Пункт 6 Порядка не содержит каких-либо условий, формул и методик определения стоимости одного квадратного метра жилого помещения. Вместо этого пункт 6 Порядка лишь определяет, что указанная стоимость определяется на основании некой начальной цены одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации. Естественно, что начальная цена одного квадратного метра общей площади жилья по конкретному субъекту Российской Федерации и стоимость одного квадратного метра для производства оплаты военнослужащим - это разные понятия, хотя и взаимосвязанные. И как именно начальная цена одного метра жилья по данному субъекту РФ видоизменяется в стоимость одного метра (которую и должен оплатить военнослужащий) комментируемый Порядок не регламентирует. Между тем, стоимость жилья в различных населенных пунктах одного и того же региона РФ варьируется в разы.

    Кроме того, саму начальную единую цену одного квадратного метра жилья по субъекту РФ также устанавливает Министр обороны РФ своим приказом, и анализируемый Порядок также не указывает, каким образом. Таким образом, конкретная сумма, которую предлагается заплатить военнослужащему за предоставление ему жилья свыше установленного законодательством метража, целиком определяется должностными лицами Министерства обороны, а порядок ее подсчета не прозрачен и не доступен для военнослужащего. Более того, исходя из нормы пункта 6 Порядка, Министр обороны может изменять начальную цену уже построенного объекта недвижимости, следовательно, уже оплаченного, ежеквартально, опять таки, без каких-либо дополнительных условий, что также свидетельствует о широте дискреционных полномочий Минобороны России и коррупциогенности данного Порядка.

    Логичнее было бы определять цену квадратного метра превышения предоставляемого жилья по закупочной цене для Минобороны России, что было бы более понятным, прозрачным и доступным для восприятия военнослужащих. Иначе можно предположить, что Минобороны перепродает закупленные им метры по более высокой цене, что относится уже к предпринимательской деятельности, не свойственной военному ведомству.

    Однобокость подхода Минобороны России в вопросе введения товарно-денежных отношений при обеспечении военнослужащих жильем проявляется в следующем. Приказом Минобороны России 2011 г. № 1450дсп установлена оплата превышения метража в предоставляемом ему жилом помещении со стороны военнослужащего, но ни одним правовым актом не установлена компенсация из федерального бюджета военнослужащим, дающим согласие на получение жилых помещений меньше установленной законодательством нормы, что однозначно приводит к экономии бюджетных средств.

    Предполагаемая стоимость оплаты за лишние метры также является скрытой. Из анализа пункта 4 Порядка следует, что военнослужащий заблаговременно уведомляет ДЖО МО РФ о своем желании «компенсировать затраты федерального бюджета», не зная сумму этих т.н. затрат. Как уже указывалось выше, размер оплаты устанавливают должностные лица Минобороны России, этот размер не постоянный и меняется как с течением времени, так и в зависимости от иных неизвестных военнослужащим обстоятельств. Таким образом, военнослужащий заранее соглашается оплачивать неизвестную ему сумму.

    Кроме собственно неопределенных «затрат федерального бюджета» военнослужащий заранее соглашается и на оплату неизвестных для него затрат кредитных учреждений (тоже заранее неизвестных военнослужащему) по переводу денежных средств.

    Впоследствии при получении от Департамента жилищного обеспечения МО РФ предложения о распределении военнослужащему жилого помещения с превышением метража и оплате «затрат федерального бюджета» у такого военнослужащего может просто не хватить денежных средств на эти цели. Ведь единственным источником дохода для военнослужащего может быть только его денежное довольствие, которое в настоящее время совсем не велико. В этом случае будет зафиксирован отказ военнослужащего от получения предложенного жилья, что в последующем может трактоваться как злоупотреблением военнослужащим своим правом.

    Некоторая путаница возникает и при применении пункта 10 Порядка, в котором говорится, что жилье с дополнительно оплаченными метрами предоставляется военнослужащим, оплатившим «затраты федерального бюджета», в соответствии с приказом Минобороны России 2010 г. № 1280 либо постановлением Правительства России 2011 г. № 512 . Вместе с тем, ни приказ Минобороны России 2010 г. № 1280, ни постановление Правительства России 2011 г. № 512 не допускают предоставление военнослужащим жилья с превышением норм предоставления, установленных федеральным законом. Указанное обстоятельство является очередным коррупциогенным фактором, содержащимся в данном порядке.

    Да и само предложение военнослужащему участвовать в покупке дополнительных метров в предлагаемой квартире также является, по мнению авторов, коррупциогенным фактором в виде использования широких дискреционных полномочий. Как указано в пункте 4 Порядка, военнослужащему может быть предоставлено жилое помещение сверх нормы, установленной статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Приведенная формулировка Порядка означает, что военнослужащему может быть и не предоставлено такое жилое помещение, и даже не предложен вариант получения жилья с превышением метража. Принятие или непринятие решения о предложении военнослужащему получить жилое помещение сверх нормы, установленной статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» целиком зависит от специализированных организаций Минобороны России (Департамента жилищного обеспечения МО РФ и его структурных подразделений), причем без установления каких-либо условий принятия таких решений: кому предлагать, а кому - не предлагать.

    Другой коррупционный фактор - выборочное изменение объема прав - проявляется в пункте 3 Порядка в части регламентации вопросов конкретного размера превышения предлагаемой военнослужащим квартиры (дома). Порядок указывает, что размер превышения не должен превышать 18 кв.м общей площади жилого помещения, что означает варьирование любым размером превышения от 0,001 кв. м до 18 кв.м. целиком по усмотрению должностных лиц ДЖО МО РФ. Здесь же в качестве еще одной составляющей данного коррупционного фактора следует отметить, что пункт 3 Порядка умалчивает, входят ли в размер превышения общей площади жилого помещения, подлежащей доплате, установленный п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» 9 метров конструктивных особенностей жилого помещения, предоставляемых до издания приказа Минобороны России 2011 г. № 1450дсп бесплатно.

    В завершении настоящего повествования отдельно хотелось бы остановиться на отсутствие прозрачности информации по вопросу доплаты военнослужащими за жилье с превышением метража. Сам приказ Минобороны России 2011 г. № 1450дсп носит гриф «для служебного пользования», потому не размещается в сети Интернет и на сайте Минобороны. Вопросы ценообразования суммы доплат также не носят открытый характер. Более того, сама очередь нуждающихся в жилье по договорам социального найма военнослужащих не является доступной ее участникам-военнослужащим. А из ст. 1 Порядка следует, что данный документ вообще не регламентирует вопросы с участием военнослужащих, а лишь определяет взаимодействие органов военного управления между собой.

    Указанные факторы в совокупности позволяют манипулировать очередностью и жилыми помещениями, предназначенными для распределения военнослужащим. Поэтому полагаем целесообразным указанные в настоящей статье недостатки правового регулирования учесть при рассмотрении вопроса об изменении законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих аппаратом Государственной Думы.

    Право в Вооруженных Силах. 2012 № 1

    Библиография

    1. Глухов Е.А. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в сфере жилищного обеспечения военнослужащих. Дисс…. канд. юрид. наук. М. 2011.

    2. Синица А.А. Организационно-правовые вопросы обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей квартирным довольствием: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994.

    3. Кузнецов Н.И., Старов Б.Ф. Военная администрация: Учеб. М., 1998.


    Цифровые значения площади квартир здесь указаны в виде целых чисел для упрощения расчетов и экономии места, но автор имел в виду и указанные цифровые значения с десятыми и сотыми частями метров. Указанные значения могут быть не верны в случаях предоставления жилья семьям военнослужащих, члены которых страдают тяжелой формой хронических заболеваний, либо героям России и Советского Союза, полным кавалерам ордена Славы. Однако такие случаи редки и являются исключением из общего правила.

    Проект федерального закона № 305495-5 «О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Внесен в Государственную Думу 25.12.2009.

    Глухов Е.А. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в сфере жилищного обеспечения военнослужащих. Дисс…. канд. юрид. наук. М. 2011. С. 190.

    Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" // Рос. газ. 2010. 29 октября.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" // Рос. газ. 2011. 8 июля.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Вопрос о том, сколько квадратных метров положено на одного человека, становится определяющим во многих ситуациях.

Когда нужен расчёт жилой нормы? Как она определяется?

Есть несколько случаев, когда обязательно учитывают норму по жилой площади.

  1. При необходимости подтверждения права нанимателя на то, чтобы получить дополнительную площадь.
  2. Когда .
  3. Переселение нанимателя во время проведения капитального ремонта в здании.
  4. Проводится раздел объекта недвижимого имущества.
  5. Нанимателя выселяют.
  6. Нужно начислить плату за жилплощадь.

В Жилищном Кодексе РФ есть статья 50, которая и посвящена данному вопросу. В этом тексте пишется о том, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Показатель сохраняет различный уровень в разных регионах и субъектах. В субъектах РФ ответственность за установку индивидуальных норм ложится на плечи местных органов власти. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления , установленной данным органом.

Федеральные стандарты норм

На уровне федерального законодательства правила определяются следующим образом.

6 квадратных метров на одного человека – норма для жилой площади, согласно правилам санитарного типа.

Социальные нормы общей площади рассчитываются следующим образом:

  1. Если есть один жилец, проживающий одиноко – ему выделяют площадь, равную 33 квадратам .
  2. 42 квадрата – необходимый минимум для двух человек.
  3. Если семья состоит из трёх человек, то каждый из них должен получить не менее 18 квадратов . Но они в любом случае должны получить не менее 16 квадратов в своё распоряжение .

Что такое социальная норма? Как она рассчитывается?

Социальная норма – это минимум необходимого жилья, который надо выделить населению, когда между ним распределяется жилой фонд.

Социальные нормы отображают, сколько минимального пространства необходимо человеку для комфортного проживания. Это главный ориентир тем, кто отвечает за выделение жилищных субсидий, жилья по другим программам.

Норма привязывается к нескольким факторам, включающим:

  • Информацию о том, к каким разновидностям относятся помещения для проживания.
  • Данные по обеспечению населения жильём, с учётом особенностей конкретного региона
  • Информацию о том, сколько людей составляет семью.

Подробнее о правилах расчёта

Классические нормы: по 18 квадратов на одного гражданина, по 42 метра на семью из двух человек, 33 квадрата для тех, кто живёт один . И заключает . Один человек по норме должен получить не менее 12 квадратов . Но это актуально только для тех, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Такими признаются граждане, которые проживают в квартирах, не соответствующих действующим нормам. Норму устанавливают муниципалитеты. Они обязательно учитывают фактическое состояние, текущую структуру жилого фонда. То же самое касается количество помещений, которые можно включить в жилой фонд для его увеличения.

Об учётной норме жилья

Определяется местными органами власти. Расчёт данной нормы требует рассмотрения множества факторов:

  • Демографический и социальный состав семей, состоящих на учёте.
  • Особенности самого жилого фонда.
  • Обеспеченность населения жильём в том или ином конкретном регионе.
  • И так далее.

В каждом регионе эта норма имеет определённый размер , который определяется индивидуально. Учётная норма может быть изменена для конкретных групп граждан, включая . Но уменьшение или увеличение учётной нормы происходит только на основании Федерального акта. Важными документами для этого становятся законы самих субъектов, либо указы Президента РФ.

Учётная норма нужна, чтобы понять, требуется ли улучшить жилищные условия конкретным гражданам. При этом во внимание принимают не только территорию жилых комнат, но и так называемых мест общего пользования.

Норма для членов семьи военнослужащих – 18 квадратных метров на человека. На практике, жилищные нормы для данной категории граждан часто увеличивают.

Социальная норма по жилой помощи используется, когда определяют, способны ли граждане сами оплачивать ЖКХ, или им требуется поддержка. В общежитии на одного человека норма может быть уменьшена в зависимости от решения муниципалитета.

Выселение за – крайняя мера, которая применяется к тем, кто живёт в квартире или доме по договору социального найма. Выселяют обязательно в жильё с меньшей площадью. Здесь используются те же нормы, что и при работе с общежитиями – то есть, например, 6 квадратных метров на человека.

При переселении из аварийного жилья нормы составляют 6 квадратов на человека, если у муниципального фонда не хватает средств для предоставления всех условий. В других случаях переселенцы могут рассчитывать минимум на десять квадратных метров.

На те же нормативы, не меньше, могут рассчитывать те, чьё жильё изымается в пользу государственных и муниципальных фондов.

Что ещё следует учесть?

За последние несколько лет эта сфера в законодательстве РФ практически не претерпела перемен. Если нормы и становятся другими, то только в пределах конкретного региона, сумма изменений редко бывает большой. Но чаще всего даже другие города повторяют те же правила, что действуют и в Москве.

Нормирование жилой площади началось у нас со времён СССР. И многие нормы, действовавшие в то время, применимы к практике до сих пор. Даже после изменений они просто переносятся в новые документы. Меняются лишь органы государственной власти, ответственные за редактуру в том или ином случае.

Стоит учитывать то, что некоторые категории граждан имеют право получить компенсацию. Например, если они и члены их семьи пострадали во время аварии на Чернобыльской станции. Компенсация особенно актуальна для тех, кого интересует возможность . Такое право есть и у ветеранов труда, которые на постоянной основе проживают в жилищном фонде. Вне зависимости от того, какую форму собственности они оформляют на тот или иной объект.

Многие граждане могут самостоятельно улучшать свои жилищные условия. Но для некоторых актуальной остаётся и государственная поддержка. Если есть возможность получить жильё на льготных условиях – почему бы ей не воспользоваться?

Сколько метров полагается на одного человека? Консультация адвоката на видео

Помимо ответа а вопрос о количестве метров адвокат Оксана Касьянова отвечает и на другие смежные вопросы.

По действующему законодательству, государство обязано предоставить в течение 3-х месяцев с момента прибытия на новое место службы военнослужащего, а также членов его семьи, жилое служебное помещение. военнослужащим так же устанавливаются действующими законами и могут быть увеличены при соблюдении некоторых условий.

Кому положено служебное жильё

  1. Защитники Отечества, принятые на службу после окончания профессионального учебного заведения, и получившие при этом звание офицера, и члены их семей.
  2. Военнослужащие, в звании офицера, которые были призваны на службу по Указы Президента и заключившие свой первый контракт, и члены его семьи.
  3. Солдаты и матросы, мичманы и прапорщики, старшины и сержанты, являющиеся гражданами РФ, и члены их семей.
  4. Защитники Отечества – граждане РФ, принятые на службу по контракт, и члены их семей, обеспеченные жильём в закрытых военных городках.

Этот перечень является исчерпывающим и означает, что ведомственным жильём обеспечиваются не все военные. К этой категории не относятся призывники, иностранные граждане, а также офицеры, обеспеченные жильём.

Служебные помещения предоставляются в местах расположения воинской части, а при отсутствии таковых, в близлежащих городах и других населённых пунктах.

Кроме того, предоставляемая недвижимость должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и выдаваться в пределах установленных государством норм.

Сколько положено м2

Из служебного фонда военнослужащим, устанавливаются действующим законодательством и не должны быть меньше показателей установленных для офицеров получающих или в собственность.

На сегодняшний день эти показатели составляют 18 кв.м. на одного человека. Более того, для одинокого военного этот показатель может быть увеличен в два раза, а для семьи из двух и более человек не больше 9 кв.м.

Получая могут не всегда совпадать с истинным положением вещей. Поэтому при отсутствии подходящей по площади недвижимости, военному могут предоставить во временное пользование жилую квартиру меньшей площади.

Это делается только с согласия будущих жильцов, причём жилплощадь может быть предоставлена в общежитии или из специализированного маневренного жилого фонда.

Как получить служебную квартиру

Из служебного фонда, осуществляется на основании рапорта, к которому необходимо приложить следующие документы:

  • Копии паспортов всех совместно проживающих членов семьи, для несовершеннолетних детей - свидетельства о рождении.
  • Копию свидетельства о браке.
  • Данные о прохождении службы, в виде справки.
  • Данные о составе семьи.
  • Сведения о имеющихся по договору соц.найма или в собственности других объектов недвижимости у офицера, и его семьи.

Недвижимость предоставляется по очереди, которая определяется датой подачи документов, а в случае её совпадения с другими очередниками, преимущество даётся лицам, отслужившим более продолжительное время.

В случае изменения состава семьи, например при рождении ребёнка, он имеет право на расширение и получение недвижимости большей площади.

При получении жилплощади с офицерами заключается жилищный договор срок действия, которого ограничивается сроком контракта военнослужащего. А для тех, кто был призван на службу по Указу Президента, до момента окончания исполнения служебных обязанностей.

Отдельно стоит упомянуть о служебных командировках и какой существует , находящимися в командировке. На основании п. 9 ст. 20 ФЗ№76 от 27.05.98 (ред. от 03.02.2014) «О статусе военнослужащих», расходы на бронирование мест для военнослужащих в служебных командировках, оплачиваются за счет средств Минобороны РФ.

Как сдать жилплощадь при увольнении

Жилищный договор действует до момента окончания службы в ВС, для тех, кто был призван по Указу Президента. А для контрактников на момент окончания действия срока контракта.

Кроме того, он может быть расторгнут досрочно:

  • По соглашению сторон.
  • В случае обеспечения очередника жилым помещением по договору соцнайма или в собственность.
  • В случае досрочного увольнения.

Определяется действующим Жилищным кодексом. При окончании срока его действия, равно как при досрочном расторжении договора помещения освобождаются и сдаются в течение 3-х месяцев.

При сдаче, предоставленной квартиры из служебного фонда, . В случае отказа сдать предоставленную квартиру, выселение производиться по решению суда.

Некоторые военнослужащие интересуются, как сдать ведомственную квартиру при переезде. Так вот, при переезде в другой регион для дальнейшего продолжения прохождения службы, за ним сохраняется право на уже полученное ведомственное помещение, а значит, сдача его не требуется.

Тех же, кто желает сдать служебную квартиру в поднаём или аренду, на время переезда, будут огорчены, так как подобное распоряжение этой недвижимостью запрещены. Кроме того, такие квартиры не подлежат не только сдаче в поднаём, но и обмену, а также замене меньшим по площади помещением.

Запрещено изменение условий договора по желанию семьи военнослужащего, они имеют право только на пользование предоставленными жилыми помещениями.