Программа четырех модернизаций. Программа «четырех модернизаций

В программе «четырех модернизаций» сельское хозяйство поставлено на первое место.
Но это отнюдь не означает, что пекинское руководство намерено сосредоточить на его подъеме все силы.
Первоначально было намечено «в основном осуществить механизацию сельского хозяйства» в 1980 г. 4, увеличить парк обычных тракторов на 70% и садово-огородных на 36% . Для Китая это был бы, конечно, серьезный шаг вперед, хотя и он не ликвидирует отсталость. Однако планы подверглись пересмотру. Хотя в коммюнике декабрьского пленума ЦК КПК о механизации сельского хозяйства прямо не говорилось, «Жэньминь жибао» в начале февраля 1979 г. объявила, что он «выдвинул новый курс и ряд политических установок» по этому вопросу: вместо сплошной механизации сельскохозяйственного производства ограничиться созданием так называемых «товарных баз», тогда как в преобладающем числе районов останутся «полумеханизация и ручной труд».
В китайской деревне наблюдаются явления, свидетельствующие о дальнейшем размывании коллективной собственности, ее дроблении. Проводится распределение производственных заданий по звеньям, которое на практике выливается в распределение между ними участков земли, инвентаря, тяглового скота и даже общественных фондов зерна. Звенья превращаются в основную хозрасчетную едишшу вместо бригад.

Эта мера, которая по замыслу ее авторов должна поднять трудовую активность на селе, рассматривается на местах как первый шаг, за которым последовало распределение земли и производственных заданий по дворам.
Летом 1978 г. на страницах китайской печати развернулась кампания за «облегчение бремени земледельцев», которая приоткрыла картину притеснений китайского крестьянства. У «народных коммун» и бригад безвозмездно изымаются денежные средства, людские и материальные ресурсы. Вопреки конституции КНР допускается самоуправство в вопросе о приусадебных участках.

Крестьян принуждают вносить обязательные вклады в сберегательные кассы, и они вынуждены продавать скот, продовольствие и общественное имущество бригад. Их произвольно подвергают штрафам деньгами и зерном за неявку на собрания, невыполнение заданий по госзакупкам, невыход на. работу по болезни, неприменение противозачаточных средств и т. п., причем удерживается даже продовольствие, выдаваемое для питания. Кадровые работники, в том числе секретари парткомов, оскорбляют человеческое достоинство крестьян, занимаются рукопрнклалством, калечат людей.
Бывали случаи, что их доводили до потери рассудка и даже до самоубийств. В конце 1978 г. «Жэньминь жибао» в передовой статье писала, что указание «об облегчении бремени крестьян» все еще не выполняется. Журнал «Хунци» в феврале 1979 г. подтверждал, что некоторые кадровые работники «подавляют демократию, игнорируют законы, используя данные им народом власть и положение, избивают и оскорбляют людей, вводят массы в заблуждение, наносят удары в отместку, подвергают незаконным арестам».

На теоретической конференции КПК в 1979 г. речь официально шла о реформах «четырех модернизаций»: в сельском хозяйстве, промыш­ленности, науке и технике и военной сфере.

Реформы в сельском хозяйстве

Еще в 1978 г. в провинции Сычуань, руководителем которой был Чжао Цзыян (с сентября 1979 г. - премьер КНР), проводился эксперимент по семейному подряду. В его основе лежала старая идея Дэн Сяо­пина - «закрепление заданий за крестьянскими дворами». Результаты были ошеломляющими: производство зерна и других сельскохозяйст­венных продуктов резко увеличилось, доходы крестьян возросли. Бы­ло решено распространить эту практику на всю страну, что и одобрил Пленум ЦК КПК в сентябре 1979 г. Закупочные цены были повышены на 30%. В начале 1980-х гг. началось расформирование кооперативов. Широкомасштабная перестройка сельского хозяйства стала осуществ­ляться с лета 1981 г. Важнейшие меры:

а) разрешены крестьянские рынки, подсобные промыслы;

б) в три раза увеличена площадь земель, отводимых под приусадебные участки;

в) увеличены государственные ассигнования на развитие сельско хозяйственной инфраструктуры;

г) промышленность переориентирована на выпуск малой сельско хозяйственной техники;

д) постепенно сокращали, а с 1985 г. вообще отказались от обязательных поставок сельскохозяйственной продукции; они были заменены системой государственных контрактов, а продукция, необходимая населению, поступала через рынок.

К тому времени на весь Китай распространилась система произ­водственной ответственности: пахотная земля производственных бригад разделялась и закреплялась за отдельными семьями. Им дава­лись задания; после сдачи установленного количества продукции се­мья могла распоряжаться излишками по своему усмотрению.

Постепенно на смену заданиям пришли налоги, установленные с учетом количества и качества земли. Правда, государственные орга­ны ужесточили контроль за ее использованием. В частности, не допу­скалась эрозия почв, запрещалось использовать пахотные земли под иные нужды.

Частной собственности на землю установлено не было. Вводилась аренда, ее сроки постоянно возрастали: 15 лет, 50 лет. В дальнейшем была введена пожизненная аренда с правом наследственного пользова­ния и передачи земли в другие руки за соответствующую плату. Фор­мально права частной собственности на землю нет в Китае по сию по­ру; землю, например, нельзя продать, заложить и т. п.

Эти меры привели к быстрому росту сельскохозяйственного про­изводства - на 11,7% в год. К 1987 г. Китай решил проблему внутрен­него обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и приступил к экспорту продуктов питания.

Правда, это усилило социальное расслоение в деревне, что объяс­няет неприятие реформ в отдельных слоях общества. Но в целом ма­териальное благосостояние сельского населения значительно возрос­ло (ежегодный рост доходов составил 8,1%).

Повышение эффективности производства усугубило проблему из­быточной рабочей силы на селе. Государство стало поощрять развитие местной промышленности, разрешая крупным предприятиям создавать свои филиалы в деревнях, где у них будет значительно меньше про­блем с набором рабочей силы, обеспечением жильем, коммунальны­ми услугами и т. п. Таким предприятиям предоставлялись льготные кредиты, делались скидки в налогообложении. Сельские предприятия поглощали освобождавшиеся рабочие руки - к началу 1990-х гг. там работало 85 млн. человек, производя треть всей промышленной про­дукции, часть из которой шла на экспорт. Это помогло снизить остро­ту проблемы занятости, но и к 1990 г. в китайской деревне было свы­ше 150 млн. человек излишней рабочей силы.

Модернизация промышленности

Задача не сводилась лишь к обновлению оборудования, предприятия должны получить постоянный стимул к инновациям. Для этого требова­лось разрушить государственную экономику, внедрить рыночные прин­ципы, развить конкуренцию, «открыться миру».

Важно было сохранить социальное благополучие населения, пере­жить неизбежный рост цен. Спецификой Китая было также огромное количество нерентабельных предприятий, с примитивной технологи­ей; сразу закрыть их нельзя, так как обострится проблема занятости.

В самом общем виде Дэн Сяопин сформулировал следующие поло­жения:

а) сократить сферу директивного планирования и распределения
ресурсов;

б) устранить чрезмерную централизацию, расширить хозяйствен­
ную самостоятельность предприятий и регионов;

в) использовать возможности мелких частных предприятий;

г) снять ограничения на рост зарплаты и доходов.
Сокращение директивного планирования впервые осуществлялось

в провинции Сычуань; в 1979 г. там начался эксперимент: предприя­тия, выполнив государственный заказ, получали самостоятельность в распределении оставшейся прибыли.

Результат превзошел ожидания: рост производства составил 80%. С 1981 г. система была распространена на весь Китай. На все крупные предприятия даны госзаказы, но не более чем на 50% мощностей. Сверх этого предприятие может производить все что угодно и реализовывать по рыночным ценам.

Одновременно была разрешена оптовая торговля по свободным ценам. Это дало эффект, у предприятий появилась заинтересован­ность в результатах. Правда, со временем проявились и негативные тенденции: возникли двойные цены на одни и те же товары (свобод­ные и государственные), предпринимались попытки спекулировать на разнице цен.

В 1987 г. сузилась сфера централизованного управления. С директора­ми государственных предприятий стали заключаться контракты; в слу­чае их невыполнения директоров ждала уголовная ответственность. В результате в первый же год 80% действующих директоров добро­вольно ушли в отставку, так как в новых условиях от них требовались уже другие качества: профессионализм, умение анализировать, эконо­мическая подготовленность.

С 1979 г. в Китае началось создание частных предприятий: вначале лишь в розничной торговле и бытовом обслуживании; затем это рас­пространилось и на другие отрасли экономики. Также постепенно расширялись допустимые масштабы частного предпринимательства: вначале разрешалось использовать наемную рабочую силу в количе­стве не более 5 человек, затем - 15, 50 человек, и так до тех пор, пока не были сняты всякие ограничения на число занятых. К 1987 г. в КНР функционировало около 25 млн. частных предприятий.

Частный сектор не только помог разрядить ситуацию с излишней рабочей силой - уже в 1985 г. в этом секторе было произведено 35% валового внутреннего продукта.

Привлечение иностранного капитала началось с создания в 1979 г. 4 свободных экономических зон на юге Китая: эти закрытые админист­ративные образования стали своего рода анклавами рыночной эконо­мики в КНР. Там действовали особые правила обращения иностран­ной валюты, перевода прибылей за рубеж, устанавливались низкие налоги и т. д. Но администрация зон была китайской, разрешения на открытие предприятий давались китайцами, поощрялось создание предприятий, ориентированных на экспорт, т. е. производящих про­дукцию самого лучшего качества. Примером может случить зона Шеньжен, созданная на границе с Гонконгом. Помимо привлечения иностранных капиталов, там широко использовались зарубежный опыт, новые технологии, административные навыки. Свободные зо­ны стали локомотивами прогресса в Китае, их число постоянно рос­ло, охватывая все новые регионы.

Летом 1979 г. был принят закон «О совместных предприятиях»: зона их действия постоянно расширялась. Китай стал обращаться к иност­ранным займам, чего ранее никогда не делал. С 1984 г. страна начала получать льготные займы по линии МБРР (Международного банка реконструкции и развития) и МВФ (Международного валютного фонда), составив в этом серьезную конкуренцию Индии. Постепенно стал расти китайский экспорт, особенно быстро с 1985 г.; пополнялись и запасы иностранной валюты.

Промышленный рост достигал в отдельные годы 16%, реальный рост зарплаты на городских предприятиях - 9%. Благосостояние населения повысилось: к 1987 г. уже 93% городских семей имели свои телевизоры, 60% - стиральные машины, 52% - магнитофоны. Китайская экономика стала развиваться.

Модернизация науки и техники

Прежде всего в Китае кардинально изменилось отношение к интел­лигенции и образованным людям. Более того, образование стало глав­ным критерием при назначении на должности, т. е. оно становилось престижным.

Увеличивались государственные расходы на все типы учебных заве­дений, повысилась заработная плата преподавателей. Способных сту­дентов стали посылать на учебу за границу, в лучшие университеты мира, причем за государственный счет. В отношении этого, правда, были сомнения: не случится ли бегства за границу, но подобные рас­суждения в расчет не приняли.

Кроме того, семьям предоставили возможность учить своих детей за границей за собственный счет. Но все же возместить ущерб, нане­сенный образованию за годы «строительства социализма» и особенно за время «культурной революции», оказалось нелегко.

Следует отметить, что объективно Китай нуждается в переводе ие­роглифической письменности на фонетическую основу. Это расши­рило бы возможности получения технического образования, способ­ствовало бы заимствованию новшеств. В последние десятилетия вопрос о соответствующей реформе не снимается с повестки дня, но существует проблема различных диалектов (особенно отличаются ди­алекты на юге Китая), Таким образом, хотя иероглифическая пись­менность и объединяет китайский язык в единое целое, в фонетичес­ком отношении единства в языке нет.

Модернизация обороны

Этой модернизации отводилось последнее место в списке приоритетов, прежде всего, по причине отсутствия средств. После ограниченного конфликта с Вьетнамом в 1979 г. началось сокращение военных расхо­дов. К 1984 г. доля военных расходов в бюджете сократилась по срав­нению с 1979 г. более чем в два раза. Началось также сокращение чис­ленности китайской армии: с 1979 по 1981 г. она сократилась на 1 / 3 в 1985 г. было произведено еще одно крупное сокращение - на 1 млн. человек. Ныне численность китайской армии составляет до 3,5 млн. человек.

Началась конверсия военной промышленности: предприятия ста­ли переводиться на выпуск гражданской продукции. Многие военные объекты, склады, бомбоубежища и т. д. подлежали приватизации.

В то же время в корне изменилась сама военная доктрина в Китае: власти отказались от прежней ставки на «партизанскую войну», стали больше внимания уделять техническому оснащению армии.

Особое внимание в Китае уделялось развитию ядерного оружия и средств его доставки: с 1982 г. Китай принял на вооружение первые баллистические ракеты; с 1983 г. развивает спутниковую связь.

В последние годы армия превратилась в огромную самостоятель­ную экономическую силу: в ее собственности оказались заводы, фаб­рики, сельскохозяйственные предприятия, рудники, шахты, торговые фирмы и даже ликеро-водочные заводы. Военные постепенно перехо­дили на полное самообеспечение, не требуя средств из государствен­ного бюджета.

III. Трудности на пути реформ

Сопротивление преобразованиям в Китае оказывалось с самого нача­ла реформ. Против реформ выступали, прежде всего, левые в руко­водстве КПК, активисты партии, во-вторых, недовольство проявля­ла армия.

С начала 1980-х гг. в КНР проводится массовая борьба со взяточ­ничеством, тысячи ганьбу были арестованы и преданы суду. Началось сокращение аппарата, его численность в то время уже превысила 20 млн. человек. В сентябре 1982 г. сопротивление в рядах КПК суще­ственно ослабло в результате решения XII съезда о создании комис­сий советников в партии, под этим предлогом удалось избавиться от многих поклонников «социализма».

Новые кадры отличались молодостью, профессионализмом; в пар­тию стали вовлекать интеллигенцию, образованных людей. Шло раз­деление партийных и государственных функций в аппарате.

В армейской среде недовольство объясняется резким сокращением государственных расходов на военные нужды с 1979 г. и изменением всей военной концепции в Китае. Лидером сопротивления стал ми­нистр обороны, престарелый Е. Цзянин, - он был смещен. Массовые сокращения в армии начались с октября 1982 г.: увольнялись неком­петентные офицеры и политработники, шло общее сокращение чис­ленности войск.

По мере продвижения к рыночной экономике общество станови­лось все более независимым от властей: значительная часть населения трудилась в частном секторе, крестьянство также не чувствовало осо­бой нужды в сельских партийных организациях. Было ясно, что по­степенно складываются предпосылки для изменений в политической сфере. Это подвигло адептов старого на новую попытку перейти в на­ступление и спасти «социализм». Было решено воспользоваться соци­альным недовольством определенных слоев.

В результате реформ не только ускорился экономический рост, но и произошло социальное расслоение, увеличилась безработица и возрос­ла инфляция. К 1986 г. темпы экономического развития замедлились. Девальвация, проведенная в 1987 г., вызвала резкий рост цен, потому что почти половина товаров уже продавалась по рыночным ценам.

В ноябре 1987 г. на XIII съезде КПК сняли с должности руководите­ля партии Ху Яобана, обвиненного в «либерализме». Его преемником стал Чжао Цзыян, а новым премьером Госсовета избран Ли Пэн. Оживи­лись дискуссии о реформе политической системы. Ширилась критика коммунистов, громче звучали требования об отмене цензуры, упразд­нении единоличной власти КПК, о дальнейшем развитии демократии. Казалось бы, курс правительства стал более либеральным. Дэн Сяопин на какое-то время отошел в тень. Недовольство коррупцией было все­общим.

Весной 1989 г. умер Ху Яобан. Его похороны в Пекине послужили поводом для массовых демонстраций студентов и молодежи. К ним присоединились недовольные рабочие и интеллигенция, произошли волнения в 80 крупных городах. В этот критический момент Чжао Цзыян находился в зарубежной поездке, но после возвращения он стал проявлять сочувствие демонстрантам, в то время как в официаль­ных изданиях они подверглись гневным нападкам.

В этот момент как раз состоялся визит М.С. Горбачева в Пекин, в официальную резиденцию китайских лидеров его пришлось доставлять вертолетом. Визит был скомкан. Студенческие беспорядки на площади Тяньаньмэнь продолжались, там собралась толпа студентов численностью около 1 млн. человек. Собравшиеся требовали проведе­ния политических реформ.

20 мая 1989 г. в Пекине введено чрезвычайное положение. 4 июня 1989 г. Дэн Сяопин дал приказ разогнать демонстрантов. Была приме­нена сила: людей расстреливали из тяжелых пулеметов и давили тан­ками; погибли сотни человек, среди них десятки журналистов, в том числе и иностранные. Проведены аресты диссидентов. Но в других городах, например в Шанхае, удалось избежать беспорядков.

Последовали и кадровые перестановки: снят Чжао Цзыян, на его место назначен Цзян Цзэминь, выходец из Шанхая. Реформы рыноч­ной экономики были приостановлены. Вновь оживились противники перемен, стали поговаривать об «откате назад», в стране оживились подозрения в отношении «новых китайцев».

Правительства всех стран мира выразили свое возмущение распра­вой над демонстрантами, но оно длилось недолго. Конгресс США ввел санкции против КНР в связи с нарушением прав человека и да­же отложил на год предоставление этой стране режима наибольшего благоприятствования в торговле. Однако ухудшения отношений КНР с индустриальными странами не произошло.

Вскоре США в неофициальном порядке провели с китайцами пе­реговоры об урегулировании ситуации. Президент США Д. Буш при­нял меры по ограничению санкций, а режим наибольшего благопри­ятствования для КНР был восстановлен.

Китай стал слишком влиятельным государством в мире, чтобы к нему можно было применять какие-либо санкции. Это явилось косвенным подтверждением успеха реформ, но то, что они застопорились, остава­лось несомненным фактом. И неизвестно было, когда они возобновятся.

Общество в Китае стало более независимым от властей, вот почему на повестку дня выдвинулся вопрос о проведении политических преобразо­ваний. Вместе с тем это могло бы привести к ослаблению центральной власти в Китае, а крушение режима коммунистов обернуться анархией.

Выводы

1. Отказ Китая от «строительства социализма» стал результатом сложного сочетания внутренних и внешних факторов. Решающей предпосылкой все же было изменение политического климата в обществе, в КПК и ее руководстве, хотя это и не привело к смене политического режима.

2. При проведении преобразований в Китае руководствовались рядом принци­пов: все реформы шли сверху, под контролем центра, корректировались с уче­том социальных последствий. При этом сохранялась видимость прежнего курса «на социализм», чтобы не раздражать часть людей, приверженных прежним идеалам.

3. Результатом реформ в Китае стало внедрение рыночных элементов в китай­скую экономику, она все больше отходила от прежней, централизованно уп­равляемой. Это вело к тому, что общество становилось более независимым от коммунистической идеологии и властей, создавались предпосылки для ус­транения политической диктатуры.

4. По мере углубления реформ во второй половине 1980-х гг. сопротивление сто­ронников «социализма» возрастало. Обострялись и социальные проблемы, усилилась поляризация общества. Требования о проведении изменений в поли­тической сфере были решительно пресечены в июне 1989 г.; дальнейшие ре­формы в Китае приостановлены.


ЛЕКЦИЯ 29

Китай в конце XX в.

I. Возобновление преобразований в 1992 г.

После событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 г. создалось впе­чатление, что с реформами покончено. Вновь усилена цензура, десят­ки диссидентов арестованы, активизировались «леваки».

Санкции Запада против нарушения прав человека в Китае оказа­лись неэффективными и были прекращены. Период неопределенности продолжался два года. Казалось бы, надежд на изменение политики нет. Тем более что в 1991 г. Дэн Сяопин отказался от своего последне­го официального поста - Председателя Военного совета ЦК КПК; ему уже было 87 лет. Но вскоре подтвердилось, что он все еще сохра­няет руководящее положение в стране.

Весной 1992 г. Дэн Сяопин совершает поездку в Шанхай, Ухань и на юг, где он посетил особые экономические зоны. В ходе поездки Дэн впервые заговорил о необходимости возобновления рыночных реформ; это стало сигналом - сопротивление «леваков» было легко сломлено.

В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК. С докладом на съезде выступал уже укрепивший свои позиции новый партийный лидер Цзян Цзэминь. Он и дал сигнал к возобновлению рыночных реформ. Они свелись к следующему:

1. Уже в 1992 г. началась широкомасштабная либерализация цен; от­менялась централизованная система государственного распределения ресурсов. В результате уже в 1993 г. лишь 5% товаров в Китае продава­лось по твердым государственным ценам. Были введены свободные це­ны на зерно; в 1993 г. по государственным ценам продавалось лишь 10% всей сельскохозяйственной продукции Китая. Это были ключевые ме­ры, решиться на которые китайское руководство долгое время не могло.

2.С 1992 г. в КНР введен двойной государственный бюджет: регу­лярный и бюджет развития. Первый пополняется за счет налогов, второй - за счет неналоговых поступлений: он идет на нужды ре­форм.

3. В 1994 г. в КНР проведена налоговая реформа: снижены ставки единого подоходного налога с предприятий до 33% (с 55%); для низ­корентабельных производств установлены на два года пониженные ставки налогообложения, чтобы дать им время для осуществления преобразований. 15% налогов стали возвращать предприятиям для пополнения оборотных средств.

4. В 1994 г. установлен единый, плавающий валютный курс юаня; в КНР запрещено обращение любых иностранных валют, все валют­ные операции перешли под контроль государства.

5. В том же 1994 г. принят закон о внешней торговле: государствен­ная монополия в целом отменялась; теперь предприятия могли само­стоятельно выходить на внешний рынок. Государственная монополия сохранялась лишь на 16 наименований продукции!

19 февраля 1997 г. умер Дэн Сяопин - «отец реформ». Однако к то­му времени Цзян Цзэминь достаточно укрепил свои позиции, чтобы продолжать реформы и в отсутствие патриарха. В сентябре 1997 г. со­стоялся XV съезд КПК. Он подтвердил прежнюю стратегию и принял грандиозную «Программу модернизации госсектора».

Государственные предприятия давали лишь У 3 валового внутреннего продукта, но зато поглощали львиную долю капиталовложений и госу­дарственного финансирования. В ведении государства находилось 100% всей инфраструктуры страны (железные дороги, авиация, энергетика, связь, почта), примерно 90% всех банков, предприятий металлургии и химии, 60% машиностроения и строительных фирм, больше полови­ны всей внешней торговли. При этом примерно половина предприятий были нерентабельными, убытки погашались за счет казны.

Съезд принял решение: оставить в госсобственности лишь одну ты­сячу предприятий, главным образом основные объекты инфраструкту­ры. Они должны превратиться в корпорации с широкой хозяйствен­ной самостоятельностью, приспособленные к деятельности в условиях рынка. Все прочие (около 17 тыс.) должны сами определять форму хо­зяйствования: акционирование, передачу собственности в аренду или продажу ее в частные руки.

Это было непростым решением, поскольку оно касалось устране­ния главных препятствий на пути реформ.

Весной 1998 г. новым премьер-министром Китая назначен Чжу Жунцзы. До этого он занимал пост первого зама Ли Пэна и считался главным инициатором акционирования государственного сектора. Чжу Жунцзы родом из провинции Хунань, но долгое время работал в Шанхае, вместе с Цзян Цзэминем. Во время трагических событий в Пекине в июне 1989 г. Чжу Жунцзы не допустил в Шанхае каких-либо столкновений. Человек он очень работоспособный, энергичный, на­строен в пользу быстрых реформ; в Китае его называют «царь эконо­мики», за границей - «китайский Людвиг Эрхард» (отец германского «экономического чуда» 1950-1960-х гг.).

Став премьер-министром, Чжу Жунцзы начал решительную ре­форму госаппарата, поставив задачу сократить его численность вдвое. Старые чиновники безжалостно увольнялись: им на смену пришли более молодые (в возрасте моложе 50 лет) и профессионально подго­товленные. Началось сокращение персонала и на государственных предприятиях: только в 1999 г. было уволено свыше 3 щп\, человек. Чжу Жунцзы предпринял наступление и на позиции военных, прежде всего он потребовал свернуть всю экономическую и коммерческую деятельность в армии, для этого принят специальный двухлетний план. Ныне в КНР в составе Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК нет ни одного военного.

В ноябре 2002 г. состоялся XVI съезд КПК. Наметилась смена выс­шего руководства. Цзян Цзэминь подал в отставку с поста генераль­ного секретаря КПК. На его место избран 59-летний Ху Цзинтао. Ему перешел и пост председателя КПК в начале марта 2003 г. Другой более молодой деятель, Вэнь Цзябао, стал тогда же премьером Госсовета вместо Чжу Жунцзы.

Рассказывается о трудовых взаимоотношениях в Китае эпохи великих реформ Дэн Сяопина, насколько они отличались от современных реалий в трудовом законодательстве

Политика четырёх модернизаций

Сегодня в рубрике «Школа профессионального роста» вам, глубокоуважаемые читатели, предлагается ознакомиться с трудовыми взаимоотношениями в Китае эпохи великих реформ Дэн Сяопина. Предлагаем проверить, насколько они отличались от современных реалий в трудовом законодательстве.

В начале ноября южную столицу залили непрерывные дожди. Как раз в тот день, когда мокрый дождь стал потихоньку превращаться в снег, директор Немо вызвал своих сотрудниц, поставив им очередную задачу. По временным меркам, путешествие предстояло недалёкое - в восьмидесятые годы XX века. От работниц агентства требовалось получить полноценную копию доклада великого реформатора.

В ноябре 1979 года в центре на одной из центральных улиц Пекина две девушки из Советского Союза отчаянно пытались найти дорогу в Дом культуры. Им нужно было попасть туда на слёт комсомольских организаций социалистических стран. По слухам, с приветственной речью к делегатам слёта должен был обратиться Председатель Совета КНР Дэн Сяопин.

Им удалось поймать такси и объяснить водителю, куда им нужно попасть.

Таксист оказался словоохотливым и добродушным малым. Узнав, что он везёт гостей из Советского Союза, Янь Вэй, так звали водителя, сообщил, что принял поначалу Айнуру за китаянку. Тем более что её китайский благодаря ускоренному курсу обучения через мозговой синтезатор был довольно-таки неплох.

Экскурсия по столице Китая

Янь Вэй рассказывал о местных достопримечательностях, устроив девушкам небольшую экскурсию по столице Китая.

Машин на дорогах было немного, в основном автобусы и грузовики. Много людей спешило по своим делам на велосипедах, мопедах и мотоциклах. На перекрёстках стояли регулировщики движения с полосатыми палками в руках, касках и тёмно-коричневых военных мундирах. Дома были невысокие, большинство не выше девяти этажей. Эпоха строительства небоскрёбов ещё не началась…

Несмотря на начинающийся сезон дождей, в городе было влажно и жарко.

Таксист показывал им памятники, площади и старинные здания. Они умудрились проехать неподалёку от площади Тьяньаньмын, по которой ходило огромное количество народу.

На вопрос Олеси, как он относится к реформам Сяопина, шофёр сказал, что в целом впечатление благосклонное. Причём не только у него, но и у большинства его знакомых.

Уровень жизни возрос.

Например, его дядя в деревне, работавший председателем сельской коммуны, поставлявшей рис и зерно государству, недавно писал, что правительство теперь покупает у них продукцию по более высоким ценам. Их повысили на тридцать процентов. При этом сократили налоги. Разве это плохо?

Конечно же, хорошо! - ответила Олеся.

У самого Янь Вэя профсоюз только неделю назад добился повышения заработной платы на двадцать процентов, а также увеличения премиальных за досрочное выполнение плана. Правда, пока эти изменения вступят в силу только со следующего месяца и будут отражены в трудовом договоре, который их предприятие будет подписывать с работниками.

2. Программа 4-х модернизаций, ее цель и реализация

В 1978 г. сформулированна в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, была конкретизирована в программе "Четырех модернизаций": 1) Модернизация сельского хозяйства, 2) Промышленности, 3) Науки и техники, 4) Обороны.

Взят курс на образование богатого демократического социалистического государства с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран Зап. Европы. По уровню производства к 2015 г. обойти Японию и к 2025 г. обойти США по общ. объему производства. К 2050 г. стать страной №1 в мире по всем основным экономическим показателям.

Поэтапность – основа реформ. Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям

В общем можно выделить четыре этапа экономического развития Китая:

1. Переход от натурального, полунатурального хозяйства к плановой товарной экономике.

2. Переход от аграрного к индустриальному обществу.

3. Переход от закрытого общества к открытому.

4. Переход от общества "моральных принципов" к правовому.

Переход к товарному производству проходил, опираясь на историко-культурные и экономико-политические традиции. В конце 70-х годов XX в. реформы осуществлялись под лозунгом "плановая экономика - главное, рыночное регулирование - вспомогательное", когда основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда.

В период 1984-1990гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. Центральное место занимала реформа ценообразования. Она предусматривала переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа проходила в три этапа:

Первый - приближение государственных цен к уровню затрат,

Второй - постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления,

Третий - постепенная либерализация цен производственного и потребительского назначения. В начале 1990-х годов рыночная ориентация реформы расширяется и в качестве целевой модели начинает фигурировать понятие "социалистической рыночной экономики". Важнейшей характеристикой "социалистической рыночной экономики", по мнению китайских специалистов, является ведущая роль общественной собственности при одновременном развитии многоукладности в экономике.

Реформирование государственных предприятий включает расширение прав предприятий при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отраслей, добычи редких металлов и государственной монополии.

Переход от аграрного к индустриальному обществу характеризуется ликвидацией народных коммун в деревне и развитием свободного предпринимательства. В 1990-е годы количество деревенских предприятий выросло по сравнению с 1980-ми годами в 14 раз, превысив 21 млн., численность работающих возросла в 4 раза. Деревенские предприятия должны отчислять львиную долю доходов на поддержку сельскохозяйственного производства и социальные нужды (40% валовой прибыли). Доля налогов в валовой прибыли этих предприятий превышает 50%. На большинстве деревенских предприятий работают родственники, что создает систему отношений, характерную для доиндустриального общества.

В Китае существует четкое разделение экономики на городскую и деревенскую. Главным нововведением в деревенской экономике стало распространение подворного подряда (трудовых крестьянских хозяйств) с правом распоряжения, использования и наследования земельных наделов. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей, перенаселенностью, низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни. По подсчетам, на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли (в России - 0,9 га).

В целом сельскохозяйственное производство сохраняет натуральный и полунатуральный характер. Это определяется значительным уровнем самообеспечения, низким удельным весом товарной продукции (примерно 30%). Основной покупатель сельскохозяйственной продукции - государство, которое широко использует ценовую регламентацию. Расчеты с производителями часто осуществляются с помощью расписок, на которые практически нельзя ничего купить. Тем не менее производство сельскохозяйственной продукции растет: в 1990-е годы по сравнению с 1980-ми производство хлопка увеличилось на 15%; сборы чайного листа повысились на 22% (товарный выход - 96%) и т. д.

Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранного капитала в страну для модернизации и развития промышленного производства, разрешение социальной миграции населения.

Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые интегрировались в национальную экономику, вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта.

Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения.

Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным преимуществом для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт.

Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 4 особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод, Хайкоу, куда сразу направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США.

В 1984 г. для иностранного инвестирования было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая и территории с большим количеством рабочей силы, квалифицированным техническим составом, развитой инфраструктурой и небольшими предприятиями. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая.

В 1985 г. в Китае для иностранного инвестирования было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось трудоемкое производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло за собой перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные районы, модернизацию технологической и производственной базы местных предприятий.

В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту, импортное сырье, репатриировать прибыль.

В 1990 г. была введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиционные потоки прямых иностранных инвестиций из Японии, США и Западной Европы.

С 1992 г. в Китае проводились мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и создание предпосылок для вступления в ВТО. Поэтому для иностранных инвесторов постепенно были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, строительство дорог, инфраструктура аэропортов, развитие портов, розничная торговля, страхование, бухгалтерские услуги и природоохранные технологии.

Совместные предприятия, занятые в приоритетных отраслях экономики, получили особые льготы, касающиеся перемещения технологий и экспорта. Для Китая характерно создание акционерных совместных предприятий с иностранным участием от 22 до 50%. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, технологиями и финансированием. Китайская сторона предоставляет инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи.

Согласно законодательству технологии и ноу-хау, предоставляемые зарубежной стороной, должны быть передовыми и соответствовать нуждам страны. Китайские власти предписывают иностранным инвесторам приобретать сырье и производственные материалы, топливо и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. Это помогает государству накапливать валютные резервы.

В последнее время в Китае возрастает число предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Раньше их можно было создавать только в особых экономических зонах, начиная с 1986 г. такие предприятия распространились практически по всему Китаю. Подобные фирмы, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. По закону они пользуются защитой от национализации и экспроприации, но такие предприятия не должны наносить вред общественным и государственным интересам Китая.

В 1995 г. в Китае принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги. При организации холдинга существует три условия: компания должна быть финансово здоровой, иметь длительный стаж деятельности в Китае и владеть активами не менее 400 млн. долл.; обладать консолидированным акционерным капиталом в сумме не менее 10 млн. долл.; иметь одобрение на проведение не менее трех инвестиционных проектов в Китае.

Для привлечения прямых иностранных инвестиций в Китае применяются различные стимулы. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и увольнения иностранного персонала.

Если объем инвестиций в регионе ниже определенного уровня по стране, то региональные власти могут без специальных разрешений вводить собственные стимулирующие механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций. Это способствует развитию местных региональных рынков, растет интенсивность внутригосударственного хозяйственного оборота. Тем не менее формирование единого рынка в КНР сдерживается отсталостью транспортной инфраструктуры.

Социальная миграция населения также способствует открытости экономики. Более 50 млн. человек ежегодно перемещаются из региона в регион, из деревни в город. Однако государство ограничивает рост городского населения через концепцию "замены детьми", согласно которой предприятия и организации, отправляющие на пенсию работников, должны трудоустроить на фирме их детей. Это ведет к сохранению сословных отношений, снижает эффективность современных методов менеджмента. И хотя в начале 1980-х годов такой подход был отменен и провозглашена политика свободного конкурентного отбора, он все еще имеет место в трудовых отношениях.

Остро стоит проблема образования, хотя ассигнования в эту сферу в 2 раза выше, чем в сельское хозяйство. Умственным трудом занимается примерно 8,5% активного населения. В КНР есть понятие "новые неграмотные" (лица, утратившие знания иероглифики и разучившиеся читать и писать). Ежегодно более 4 млн. детей покидают начальную школу, 2 млн. - неполную среднюю и более 2 млн. - вообще не имеют возможности учиться, что, естественно, негативно отражается на ходе реформ. В последнее время в Китае практикуется обучение на английском языке.


19 февраля 1997 года в Китае умер Дэн Сяопин. Человек, всего за несколько лет превративший Китай из бедной страны, не понаслышке знающей о голоде, в одного из мировых экономических лидеров. По своей исторической значимости он, возможно, немного уступает своему предшественнику Мао Цзэдуну, тем не менее его уверенно можно назвать одним из главных политиков в истории ХХ века.

Дэн Вэнмин родился в 1904 году в небольшой деревне в достаточно зажиточной семье. Родители были крепкими середняками, отец к тому же имел университетское образование. Поэтому и сына он с детства стремился ориентировать на учёбу. Дэн учился в одной из лучших школ провинции. Тогда же он сменил фамилию Вэнмин на Сисянь. Фамилия Сяопин, под которой он стал известен всему миру, на самом деле является прозвищем, которое он взял себе уже во взрослом возрасте. Дословно оно переводится как "маленькая бутылка". Дэн действительно имел очень маленький рост (чуть выше 150 сантиметров).

После учёбы в школе ему удалось попасть в студенческую программу обучения во Франции. Вместе с группой китайских студентов он отбыл в Европу. Хотя родители Дэна были небедными людьми, им было не под силу полностью содержать его в Европе, и ему приходилось подрабатывать. Будущему китайскому лидеру довелось поработать рабочим на заводе "Рено" и официантом.

Тогда же вместе с другими студентами из азиатских стран он попал под влияние левых идей. Во Франции училось много студентов из Азии, и многие из них заразились коммунистическими идеями. Там же он встретился с Чжоу Энлаем - одним из самых влиятельных в будущем китайских коммунистов и единственным человеком, имевшим большое влияние на Мао, который очень не любил к кому-то прислушиваться.

Под влиянием товарищей Дэн вступает в недавно созданную китайскую компартию, которая на тот момент насчитывала всего несколько сотен человек. Во Франции он провёл семь лет. Причины, по которым он уехал, до сих пор однозначно не установлены. По одной версии, им заинтересовалась французская полиция, по другой - его пригласили на учёбу в Москву.

Так или иначе, Дэн уехал в советскую столицу, где поступил в Коммунистический университет трудящихся Востока. Это было специальное учебное заведение, созданное для подготовки коммунистов и агентов Коминтерна в азиатских странах. Заведение было специфическим. Помимо марксистской теории студентам преподавали основы подпольной деятельности, обучали правильной постановке революционной пропаганды, уходу от полицейской слежки, диверсионной деятельности и т. д. По окончании курса молодого подпольщика студенты проходили боевую подготовку в специальных лагерях. Интересно, что на одном курсе с Дэном учился сын будущего врага китайских коммунистов Чана Кайши Цзян Цзинго, впоследствии ставший президентом Тайваня.

В период пребывания Дэна в Москве как раз разгорелась острая политическая дискуссия вокруг экономического будущего СССР, борьба левого и правого уклонов. Дэна весьма заинтересовали взгляды лидера правого уклона Николая Бухарина. Его платформа оказала несомненное влияние на реформы Дэна, которые будут реализованы им спустя почти 60 лет.

Подполье

После обучения Дэн возвращается в Китай, чтобы вести революционную работу. Страна в тот момент де-факто не существовала в качестве единой и была раздроблена на ряд регионов, каждый из которых контролировал какой-нибудь генерал, опиравшийся на свои войска. С генералами боролся Чан Кайши, который пытался объединить страну. Коминтерн, осознавая слабость китайской компартии, поддерживал именно его. А коммунистам велел заключать с ним союз и действовать сообща. Но отношения между ними не клеились, периодически союз разрывался, и стороны начинали друг друга убивать. А потом под влиянием каких-то новых факторов опять временно объединялись - до новой войны.

Дэн прибыл в страну как раз после очередного разрыва. Он осел в одном из горных районов, где коммунистам удалось разложить группировку одного из генералов, и от него откололось несколько тысяч солдат. Эти солдаты получили громкое название корпуса (хотя там не набиралось даже на дивизию) и направились в центр Китая - выполнять приказ о соединении всех красных отрядов. Дэн стал комиссаром корпуса. Планировалось восстание, которое затем отменили.

Но к этому моменту одному из полевых командиров - Мао Цзэдуну - удалось взять под контроль горную местность в провинции Цзянси, которая и стала базой для стянувшихся из разных районов отрядов. Там была провозглашена Китайская советская республика, просуществовавшая несколько лет.

Но в пути корпус Дэна изрядно поредел из-за дезертирства и вооружённых стычек. Сам Дэн в итоге оказался в Шанхае, и в годы "культурной революции" этот не до конца прояснённый эпизод использовался против него, и его критиковали за то, что он, будучи комиссаром, бросил свой отряд.

Проведя некоторое время в городе на нелегальном положении, он перебрался в республику Мао. Сначала он стал секретарём парткома, затем - руководителем отдела пропаганды. Как раз в этом качестве он и пригодился Мао, с которым ранее не был хорошо знаком.

Китайская партия создавалась в весьма специфических условиях, и в ней постоянно боролись за власть сразу несколько группировок. Но самыми влиятельными фракциями стали т. н. московская (или "группа 28 большевиков"), в которую объединились выучившиеся в СССР и ориентировавшиеся на Москву коммунисты, и фракция, сложившаяся вокруг Мао. Их политические взгляды существенно отличались от канонического марксизма-ленинизма, и они всеми силами сопротивлялись опеке со стороны Коминтерна. Мао нуждался в сторонниках, и Дэн его поддержал.

После вторжения японцев Москва принудила коммунистов вновь заключить союз с Гоминьданом Чан Кайши. При этом основная тяжесть борьбы с японцами пришлась на гораздо более крупную и лучше оснащённую армию Кайши, а не на коммунистов. А сразу после окончания войны между ними возобновилась гражданская война. Но теперь Гоминьдан уже был ослаблен, а коммунисты, напротив, имели большую поддержку со стороны СССР.

Стоит отметить, что борьба КПК и Гоминьдана - это не борьба антифашистов и фашистов или интернационалистов и националистов. В действительности и те и другие были китайскими националистами, только коммунисты с левым уклоном, а Чан Кайши и партия Гоминьдан - с правым.

Гражданская война возвысила Сяопина, который был сначала политическим комиссаром армии, затем - целого фронта, а на заключительном этапе войны даже был одним из руководителей в последних сражениях, закончившихся изгнанием частей Гоминьдана в Тайвань.

Взлёты и падения

В первые годы существования красного Китая Дэн занимался интеграцией вновь присоединённых юго-западных регионов страны. Вплоть до 1952 года он не занимал крупных постов в государстве. Затем он получил место вице-премьера и на короткий срок стал министром финансов. Дэн поддержал две крупные политические кампании, инициированные Мао. Сначала Цзэдун объявил о чистке партии от правых элементов, а затем - о переходе к политике Большого скачка. Этот крайне непродуманный экономический эксперимент закончился страшным голодом, унёсшим жизни нескольких миллионов человек.

Провал Большого скачка вызвал шквал критики в адрес Мао со стороны видных партийных деятелей. К этому времени Дэн уже стал генеральным секретарём партии (при Мао этот пост не был главным в стране, главой был председатель партии). Несмотря на то что раньше он неизменно поддерживал Мао, на этот раз Дэн не выступил в его поддержку и даже осторожно покритиковал.

Мао сделал вид, что покаялся, и даже освободил на короткое время несколько постов, которые занимал. Это привело к возвышению роли Сяопина, который наряду с Лю Шаоци (который считался официальным преемником и правой рукой Мао) начал поднимать страну из руин. Ими были проведены экономические реформы в духе советского НЭПа, которые частично возобновили рыночные отношения и позволили смягчить последствия Большого скачка.

Однако Мао не сидел без дела. Он сосредотачивал силы, чтобы разгромить партийную оппозицию. В 1965 году он инициировал "культурную революцию". Под предлогом борьбы с пережитками отсталости разгрому подверглись все личные противники Мао в партии, а также нелояльные провинциальные лидеры. Досталось и возвысившимся Шаоци и Сяопину. Первый позволил себе слишком громко критиковать Мао за провальные реформы и был посажен в тюрьму, где и умер. Сяопин в критике был осторожнее, поэтому отделался лёгким испугом. Его всего лишь лишили всех постов и отправили на "перевоспитание трудом" - работать слесарем на тракторном заводе в провинции.

Но перед этим Мао не отказал себе в удовольствии устроить своим соперникам сеансы покаяния и самобичевания. По условиям "культурной революции", все жертвы должны были публично и показательно каяться перед великим кормчим и громко ругать себя за ошибочные взгляды. Сеанс самобичевания пришлось пережить и Сяопину. Мао окрестил его зузипаем, (так называли членов партии, которых обвиняли в капиталистических симпатиях). Ему пришлось покаяться за неправильные взгляды. Можно сказать, что он ещё легко отделался. Его сына хунвейбины избили так сильно, что он на всю жизнь остался инвалидом.

Следующие четыре года Сяопин проработал на тракторном заводе. Хотя Мао и "списывал" некоторые приёмы у Сталина, он был не настолько бескомпромиссен, чтобы физически уничтожить всю оппозицию. Так что Сяопин, несмотря на свою влиятельность, уцелел и даже не побывал в тюрьме. Его спасли два фактора. Во-первых, заступничество Чжоу Энлая, старого приятеля и единственного по-настоящему "бессмертного" человека в Китае, которого не решался тронуть даже Мао. Во-вторых, позиции прославленного гражданской войной комиссара Сяопина были очень прочны в армии, где у него была масса сторонников из числа высшего руководства - некоторые маршалы в своё время были подчинёнными комиссара Сяопина и сохранили с ним самые тёплые отношения.

культурной революции" и член политбюро Вэн Хунвэнь и зять Мао Яо Выньюань. Все эти люди возвысились во время "культурной революции", а некоторые из них руководили её ходом. Им противостояла фракция прагматиков, самыми влиятельными фигурами которой были Энлай и Сяопин.

Однако после смерти Энлая Сяопин, который не обладал политическим бессмертием товарища, вновь стал объектом критики. Периодически приходивший в себя от болезни Мао попеременно поддерживал то одну, то другую фракцию и в этот раз поддержал левых. Ожидалось, что преемником Энлая во главе правительства станет Сяопин (этого хотел сам Энлай), однако "банда четырёх" провела мощную кампанию против него и "восстановления и укрепления правых элементов в партии".

У власти

Сяопина могли ждать серьёзные неприятности, ведь "банда четырёх" открыто клеймила его как контрреволюционера и добилась того, что его вновь лишили всех постов. Преемником Энлая стал малоизвестный Хуа Гофэн. Но тут умер Мао - и всё изменилось. Буквально через несколько дней после окончания траурных мероприятий члены "банды четырёх" были арестованы отрядом 8341 (подразделение, охраняющее первых лиц, аналог российского ФСО) по приказу Гофэна, скооперировавшегося с несколькими более умеренными политиками. Всех их обвинили в контрреволюционном заговоре и приговорили к смертной казни, заменённой пожизненным заключением. Кого-то отпустили пораньше, последние члены "банды" освободились в 2005 году.

Сяопина вернули в правительство, однако всю власть сосредоточил в своих руках Гофэн. Но он был не очень влиятельным и опытным политиком и с трудом понимал, что ему делать дальше. Он свернул "культурную революцию", но в общих чертах продолжил маоистский курс.

Это вызвало недовольство прагматиков, группировавшихся вокруг Сяопина, который к тому моменту был самым влиятельным и знаменитым из "отцов" коммунистического Китая.

Опытный Сяопин, пользовавшийся поддержкой фракции, постепенно оттеснил с руководящих постов конкурентов. Однако сам занимать их не стал, удовлетворившись лишь постом руководителя Военного совета ЦК КПК, то есть высшего органа управления армией. Да, как это ни странно звучит, но позиции Сяопина были наиболее сильны именно в армии. Он был одним из немногих живых к тому моменту людей, которые играли важную роль в гражданской войне. Этакий китайский Буденный, только с огромным политическим опытом, а не простой лихой рубака. Четверо из 10 первых китайских маршалов были выходцами из Сычуаня, т.е. земляками Сяопина. Их еще иногда называли "Сычуанським кланом". В Китае, с его региональной пестротой, такое землячество очень много значило. К тому же один из самых влиятельных маршалов - Е Цзяньинь был горячим сторонником Сяопина.

Первым делом Дэн инициировал "Пекинскую весну" - кампанию по развенчанию "культурной революции". Её перегибы и жестокость официально разрешалось критиковать. Тем самым Дэн ослаблял позиции левых, которые в основном были её сторонниками.

После развенчания репрессий встал вопрос, как быть с фигурой Мао. Правые хотели развенчания, левые не хотели, а Сяопин, хорошо всё взвесив, принял компромиссное решение. Мао оставить в роли отца нации, однако его грубых ошибок не отрицать и не замалчивать, маоизм свернуть и убрать в самый дальний чулан, вину за все перегибы и жестокие репрессии возложить на "банду четырёх". Официальной формулой правления Мао стало 70% побед и 30% ошибок. Сам Мао очень любил эту формулировку и охотно упоминал её при жизни.

Решения Дэн принимал не единолично, а после обсуждений с "восемью старейшинами", как называли нескольких старых и видных членов партии, которых он приблизил к себе. Политика Сяопина, превратившая Китай из захудалой державы, где далеко не всегда было что поесть, в мирового экономического лидера была полной противоположностью политике Мао.

Если великий кормчий предпочитал стимулировать рабочих и крестьян громкими политическими и революционными лозунгами, то Сяопин предпочитал материальные стимулы. Мао стремился сделать Китай более закрытым для всех, провозглашая политику опоры на свои силы. Сяопин, напротив, провозгласил политику открытости. Он лично ездил по другим странам, уговаривая потенциальных инвесторов вложиться в китайскую экономику.

Крестьянские коммуны были распущены. В стране восстанавливались рыночные отношения. Разумеется, левые были недовольны и ругались из-за реставрации капитализма. Но Дэн отвечал на любую критику одной из своих любимых поговорок: "Неважно, чёрная кошка или белая, главное, чтобы она хорошо ловила мышей". Эту фразу он нередко публично произносил ещё во времена Мао, но теперь она стала практически лозунгом новой политики, т. н. социализма с китайской спецификой. Что касается левых товарищей, которые были недовольны реформами, то Дэн неоднократно подчёркивал, что левый уклон представляет гораздо большую опасность для Китая, чем правый, а социализм не должен означать бедность.

Сяопин сформулировал три задачи в экономике. Первая - удвоить показатели ВНП начала его правления. Вторая - увеличить ВНП начала 80-х в четыре раза к началу нового тысячелетия. Третья, самая амбициозная - достигнуть уровня ВНП в расчёте на одного человека на уровне ведущих мировых держав к 2050 году. Первые две задачи были реализованы ещё при жизни Дэна. Он также выдвинул на первый план политику четырёх модернизаций: производство, наука, армия и сельское хозяйство, которые были первостепенными целями для развития.

В отличие от советских реформ, когда директивы спускались сверху и были инициативой высшего начальства, сам Сяопин почти ничего не придумывал и был осторожен. Китай был страной с сильными традициями регионализма, и он просто позволил руководителям регионов делать любые инвестиции в любое производство на их усмотрение, а также широко экспериментировать с экономическими нововведениями. Затем, если эксперимент или реформа оказывались удачными, они внедрялись в более широком масштабе и, наконец, в масштабе всей страны.

Инвестиции регионов в лёгкую промышленность привели к настоящему буму в этой отрасли. Резко увеличился китайский экспорт, что привело к росту валютных поступлений, которые в свою очередь использовались для модернизации производств и приобретения более совершенных технологий, с которыми у Китая были большие проблемы в то время.

Было создано несколько специальных экономических зон с льготными условиями для иностранных инвесторов, которые весьма активно принялись вкладывать деньги в китайскую экономику. В первую очередь Сяопина интересовали китайские диаспоры. Он изо всех сил играл на их патриотизме, приглашая эмигрантов со всего света инвестировать в страну.

Наконец, активно стимулировался мелкий бизнес, что позволяло частично решить проблему занятости в условиях отказа от плановой экономики, а также оживить торговлю в городах.

В начале 80-х ВНП Китая в расчёте на душу населения составлял менее 200 долларов. В настоящее время он достигает 10 тысяч. Это всё ещё меньше показателей богатейших стран, однако он продолжает расти. В 80-е годы ещё сохранялись черты плановой экономики и сильное государственное присутствие в бизнесе. Но начиная с 90-х годов они неуклонно сокращаются.

Тяньаньмэнь

Массовые протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году поколебали власть Сяопина. Традиционно в западных источниках эти протесты упрощаются и сводятся к тому, что студенты требовали большей демократии, а их жестоко разогнали. В действительности всё было чуть сложнее. В высших кругах партии шла ожесточённая борьба между двумя фракциями: консервативной, выступавшей за сворачивание реформ или их сокращение, и либеральной, которая хотела дальнейших реформ и демократизации (протесты поддержал генеральный секретарь компартии Чжао Цзыян). Поэтому и среди протестующих помимо студентов, выступавших за демократизацию и свободу слова, присутствовали суровые рабочие с портретами Мао, требовавшие навести порядок и раздавить гидру капитализма.

В итоге верх взяло консервативное крыло, но это привело к ослаблению Сяопина, который ранее покровительствовал некоторым представителям либерального крыла. Он вынужден был пойти на уступки победителям и перейти к давно позабытой риторике про происки империалистических сил.

Однако постепенно ему удалось ослабить влияние консерваторов и настоять на возобновлении реформ. Окончательно победу его позиции ознаменовал триумфальный тур Сяопина по южным регионам в 1992 году. Но с этого момента пожилой Сяопин больше не принимал участия в политике, передав управление страной в надёжные руки. Своим уходом он подал пример всем другим руководителям высшего уровня не засиживаться в кресле до самой смерти. С тех пор каждый руководитель страны после двух сроков правления передаёт своё место новому поколению руководителей.

Последние несколько лет Сяопин провёл в статусе живого патриарха китайской политики. Его официально именовали великим архитектором китайских реформ, великим революционером, марксистом, государственным деятелем и военачальником. Две из трёх поставленных им задач были выполнены ещё при его жизни. Китайская экономика росла в среднем на 15% в год. Её рост продолжился и после его смерти в 1997 году, и в настоящее время по объёму ВНП Китай занимает второе место в мире.