Справка джо. Сдача жилого помещения

В 2011 году в России был введен Единый электронный реестр военнослужащих на получение жилья. В соответствии с ним распределяется жилье для военнослужащих, которые не имеют его в собственности или по социальному найму. Включение в реестр происходит не автоматически, для этого военнослужащему нужно собрать пакет документов, свидетельствующих, что он и члены его семьи являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

После того, как все документы будут собраны, их нужно будет подать в структурный Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, лично или заказным письмом, вместе с заявлением. Специалисты департамента выполнят тщательную проверку всех документов. Затем заявитель и его семья признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и вносятся в Единый электронный реестр военнослужащих на получение жилья, той датой, когда заявление было подано. В заключении заявителю присваивается личный идентификационный номер, по которому он на сайте Министерства обороны всегда сможет проверить верность сведений в Реестре.

Документы, необходимые для получения постоянного жилья:

  • Выписка из послужного списка с датой выдачи;
  • Выписка из приказа о назначении на должность – копия;
  • Доверенность;
  • Документы о наличии ребенка – иждивенца;
  • Документы о праве на дополнительную площадь;
  • Документы о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения, согласно законодательству РФ – копия;
  • Документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей, начиная с 1991 года: справки (сообщения) БТИ до 31.01.98 г. и выписки из домовых книг;
  • Документы, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей

(паспорта со страницей о регистрации, свидетельства о рождении) – копии;

  • Контракт о прохождении военной службы – копия;
  • Сведения о наличии ИНН у военнослужащего и членов его семьи;
  • Сведения о наличии либо отсутствии жилья, являющееся собственностью военнослужащего и членов его семьи, либо занимаемому по социальному найму — по рекомендуемому образцу;
  • Свидетельство о заключении либо расторжении брака – копия;
  • Свидетельство о регистрации по месту пребывания – копия;
  • Справки о составе семьи, о прохождении военной службы, общей ее продолжительности, о регистрации по форме № 9 и о сдаче служебного жилья (необеспеченности служебным жильем) по предыдущему месту несения военной службы, включая общежития и жилые помещения маневренного фонда;
  • Финансовые лицевые счета с мест жительства военнослужащих и членов их семей за пять лет, предшествовавших дате подачи заявления – копии (их не требуется для получения служебного жилья).

По желанию, военнослужащий может приложить к этому пакету дополнительные документы. Чтобы получить справки, ему нужно обратиться в структурное подразделение уполномоченного органа (региональные управления жилищного обеспечения и их территориальные отделения (отделы)), включая то, к чьей юрисдикции относится прежнее место военной службы заявителя.

Копии документов должны быть представлены с предъявлением оригинала, либо являться заверенными.

Служебное жилье военнослужащему и его семье предоставляется не раньше, чем он сдаст служебное жилье по месту предыдущего несения военной службы.


Каков порядок признания в том, что военнослужащие нуждаются в жилых помещениях? Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ

«О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства»
. Для этого военнослужащий подает рапорт командиру воинской части с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении.

Жилье для военнослужащих 2015-2018: варианты, порядок получения, нормы

О выделении служебного жилья для военнослужащих мы говорить не будем, так как здесь все относительно понятно – в течение 3 месяцев с момента переезда семьи в населенный пункт, в котором военный не имеет собственной жилплощади, ему должно быть предоставлено помещение для проживания совместно с семьей.

Никаких прав на полученную квартиру семья не имеет, за исключением основного – права проживания.

Список документов для получения жилья военнослужащим

Специалисты департамента выполнят тщательную проверку всех документов. Затем заявитель и его семья признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и вносятся в Единый электронный реестр военнослужащих на получение жилья, той датой, когда заявление было подано. В заключении заявителю присваивается личный идентификационный номер, по которому он на сайте Министерства обороны всегда сможет проверить верность сведений в Реестре.

Документы, необходимые для получения постоянного жилья: Заявление по установленной форме; Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения, находящиеся в России, начиная с 31.01.98 г.; Выписка из послужного списка с датой выдачи; Выписка из приказа о назначении на должность – копия; Доверенность; Документы о наличии ребенка – иждивенца; Документы о праве на дополнительную площадь; Документы о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения, согласно законодательству РФ – копия; Документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей, начиная с 1991 года: справки (сообщения) БТИ до 31.01.98 г.

ПАМЯТКА — военнослужащему, представляющему документы — для получения жилого помещения

Пять дней на квартирные раздумья

Все они направлены на максимальное упрощение жилищных проблем военнослужащих. В некотором смысле новый приказ министра привел эти документы к единому знаменателю.

Например, там четко говорится, кто имеет право на место в ведомственной квартирной очереди, какие документы и в какие сроки необходимо собрать военнослужащим, чтобы их право на получение собственной крыши над головой не подлежало сомнению.

Как получить жилищные субсидии на приобретение жилья военнослужащим

Таким образом, налицо существенная экономия времени и отсутствие необходимости дожидаться своей очереди.

Условия предоставления жилищной субсидии Согласно приказу министра обороны от 21.07.2010 № 510, на получение поддержки в целях приобретения или улучшения жилья могут претендовать военнослужащие офицеры и прапорщики следующих категорий, установленных абз.

Перечень документов для постановки на очередь для получения служебного жилья военнослужащими?

Рекомендации Западного ДЖО по форме заявления и списку документов (ЕСВ

2) выписку из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи. Справочно: выдаются должностными лицами воинских частей в течение 1 рабочего дня после обращения военнослужащего к командованию воинской части по указанному вопросу.

Данные документы представляются в оригиналах; 3) копию свидетельства о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака). Справочно: представляется копия свидетельства о заключении (расторжении) брака, заверенная должностным лицом воинской части с приложением печати данной воинской части.

Субсидия военным на покупку жилья: условия получения

В 2014 году вышел приказ выделять военнослужащим жилищную субсидию, которая является новой вехой на пути обеспечения военных жильем.

Согласно ему, семья военного может получить денежную сумму на приобретение своего жилья вместо квартиры. Разница в сроках предоставления: жилье можно было ждать десятилетиями, а средства выделяются гораздо быстрее.

Справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими.

Законы по теме

Образец справки определен Инструкцией о предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 Почитать

Какие документы нужны для получения справки о сдаче жилого помещения

На сайте Минобороны, а с их подачи – на множестве других сайтах размещена следующая информация:

Документы, необходимые для получения справки о сдаче служебного жилья:
Заявление в произвольной форме о том, что военнослужащий сдает служебное жилое помещение, к которому прикладываются следующие документы:
копии паспортов всех зарегистрированных в служебном жилом помещении лиц с отметкой о снятии с регистрационного учета, свидетельства о рождении детей, не имеющих паспорт с листками убытия;
копия финансового лицевого счета;
справка из бухгалтерии управляющей компании об отсутствии задолженности по коммунальным услугам;
выписка из домовой книги с отметкой об убытии (если были прописаны в квартире)/с отметкой о прописке-выписке по войсковой части (если были прописаны при войсковой части);
документ-основание получения служебного жилого помещения (договор найма служебного жилого помещения либо ордер);
акт приема-передачи, составленный с управляющей компанией с отметками о произведенном ремонте, о выделении денежной суммы на ремонт, о наличии ключей от квартиры/комнаты (сдал/не сдал) (для тех, кто сдает служебное жилье по факту).

К сожалению, эта информация основана или на устаревших редакциях Приказов МО РФ, или просто потому, что требовать у военнослужащего всегда проще, чем сделать так, как это установлено законом.

На самом деле, и перечень документов, и алгоритм сдачи жилого помещения установлен в нормативно правовых актах.

Законы по теме

Приказ МО РФ от 12 июля 2011 г. N 1133 «Об утверждении инструкции об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы»

Вот что там написано:

3. Оформление справки осуществляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее — уполномоченный орган) и специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) (далее — структурное подразделение уполномоченного органа) в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения, указанных в пункте 5 настоящей Инструкции.

4. Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, за которыми на праве оперативного управления закреплены жилые помещения, либо лица, действующие по их доверенностям, после сдачи жилого помещения военнослужащим в двухдневный срок направляют сведения о сдаче жилого помещения в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.

5. Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение 15 рабочих дней с даты получения от организаций, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, сведений о сдаче жилого помещения в целях оформления справки:

  • запрашивает у юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, акт приема-передачи и акт технического состояния служебного жилого помещения, выписку из домовой книги и финансово-лицевой счет;
  • запрашивает в органе регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о снятии военнослужащего с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания).

Для того, чтобы понять этот мудреный текст, необходимо разобраться с понятиями.

Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения МО РФ.

Специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) – являются Региональные управления жилищного обеспечения (РУЖО):

  • Западрегионжильё (Западное РУЖО)
  • Северрегионжильё (Северное РУЖО)
  • Югрегионжильё (Юное РУЖО)
  • Центррегионжильё (Центральное РУЖО)
  • Востокрегионжильё (Восточное РУЖО)
  • Департамент жилищного обеспечения — ДЖО (для г. Москвы)

Организации ВС РФ , находящиеся в ведении МО РФ, за которыми на праве оперативного управления закреплены жилые помещения – это территориальные управления имущественных отношений Департамента имущественных отношений МО РФ.

Юридические лица , осуществляющие деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда – домоуправления и другие организации, предоставляющие коммунальные услуги.


Как должна происходить сдача жилого помещения.

Военнослужащий оплачивает все коммунальные счета, при необходимости! — проводит текущий ремонт. В каких случаях и как должен проводится текущий ремонт (или его оплата) – читайте в следующих материалах.

Военнослужащий сдаёт жилое помещение в организацию, осуществляющую деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда с подписанием акта приема-передачи и акта технического состояния жилого помещения.

Военнослужащий обращается с заявлением (в произвольной форме) в РУЖО о выдаче справки о сдаче жилого помещения.

Запросить у юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда:

  • акт приема-передачи и акт технического состояния служебного жилого помещения;
  • выписку из домовой книги;
  • финансово-лицевой счет.

Запросить в органе регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:

  • сведения о снятии военнослужащего с регистрационного учета
  • по месту жительства;
  • или по месту пребывания.

Как видим, обязанность истребования всех документов возлагается именно на РУЖО, а не на военнослужащего.

Можно ли получить справку, если жилое помещение реально не сдано?

Можно!
Сама форма справки предусматривает возможность записи не только о сдаче, но и о совершении других действий.

Таким записями, например, могут быть:

  • Военнослужащий приватизировал квартиру;
  • В установленном порядке произведен обмен (размен) квартиры;
  • Военнослужащий выписался из данного жилого помещения, оставленного для проживания членов семьи (бывших членов семьи).

На практике РУЖО нередко вообще отказывают военнослужащему в выдаче справки на том основании, что жилое помещение реально не сдано. Гарнизонные военные суды на сегодняшний день единодушны в признании таких действий незаконными и обязывают Регионжильё выдать справку с записями о тех действиях, который военнослужащий произвёл с предоставленным жильём.

Однако далеко не всегда это принесёт требуемый результат:

Внимание!

Справка о сдаче жилого помещения с записью о произведённых действий с жильём по своим правовым последствиям почти всегда равносильна… отсутствию справки! А именно: в большинстве случаев военнослужащему откажут в предоставлении нового жилья. Исключения составляют лишь случаи, когда военнослужащий, несмотря на произведённые действия, получил право на улучшение жилищных условий.

Вывод: не всегда есть смысл тратить время, нервы и деньги на судебные баталии, так как результатом может быть получение хоть и положительного, но бесполезного решения.

Сколько справок должен представить военнослужащий?

Военнослужащий предоставляет одну справку о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы . Расширительное толкование специалистами РУЖО этого правила и требования предоставить справки со всех предыдущих мест службы является незаконным.

Сам факт того, что военнослужащий получил по прежнему месту службы жилое помещение означает, что он сдал жилое помещение по предыдущему месту службы. Что касается справки о необеспеченности жилым помещением, то сама форма справки предусматривает графу об изъятых (возвращенных справках)

Справка о необеспеченности жилым помещением

В целях подготовки справки о необеспеченности Региональное управление жилищного обеспечения запрашивает:

в кадровом органе:

  • выписку из приказа о переводе (увольнении) и исключении из списков воинской части военнослужащего;
  • выписку из послужного списка военнослужащего (с указанием мест прохождения военной службы);
  • копию удостоверения личности военнослужащего;
  • копии паспортов военнослужащего и членов его семьи (свидетельств о рождении — для несовершеннолетних членов семьи);

из воинской части по месту прохождения военной службы:

  • справку о необеспеченности военнослужащего жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации;

из уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа) –

  • сведения о выдаче справки о необеспеченности по предыдущему месту службы.

Как видим, и для справки о необеспеченности жилым помещением военнослужащий не должен представлять никаких документов, затребовать все документы – обязанность РУЖО.

Внимание:сроки!
Нарушение сроков может привести к неблагоприятным последствиям

Сведения, запрашиваемый из кадрового органа и воинской части, должны быть ими направлены в Региональное управление жилищного обеспечения уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса.

– сокращенная аббревиатура Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которое призвано решать вопросы об обеспечении нуждающихся военнослужащих жилыми помещениями в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений.

Конституция, Жилищный кодекс, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» содержат нормы, подлежащие неукоснительному соблюдению и исполнению всеми и на все территории Российской Федерации.

Но чиновникам Министерства обороны закон не закон, если есть указание сверху. Всех жильем не обеспечить, а бюджет один. Его надо экономить. Сказано, обеспечить экономию средств и экономят изо всех сил. Каждое обращение заявителя воспринимается как личная обида, попытка отобрать его личные накопления.

Такое рвение в работе, да еще на государственной службе даже похвально, если чиновник прав, а если нет?

Суды тоже не особенно удовлетворяют требования о компенсациях морального вреда, да и практически доказать причинно-следственную связь между этими фактами очень сложно.

Уверена, если бы чиновник-юрист нес персональную ответственность за свои действия, которые признаны судом незаконными, например в дисциплинарном порядке, ответственность его была бы выше и возможно проявилось бы желание читать закон время от времени и следить за изменениями судебной практики.

А если бы еще суды не скупились взыскивать судебные расходы в полном объеме, а не как обычно, то, глядишь, жить стало бы легче, а работать веселее…

Борьба моей клиентки с Министерством обороны за право на получение жилья была долгой, и велась с переменным успехом. Но все же оборона была прорвана и победа осталась за нами!

История началась с того, что будучи военнослужащей, подлежащей увольнению в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, Г. была принята на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания за пределами зоны военного городка еще в 2010 году.

В этот период она проживала вместе с членами своей семьи (муж, ребенок) в квартире, которая была предоставлена по договору социального найма ее супругу, тоже бывшему военнослужащему. Квартира была служебной и находилась на территории военного городка.

Первым опытом, боевым крещением, если так можно сказать, стало судебное решение в пользу клиентки о признании незаконными действий командира войсковой части и об обязание его включить Г. в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.

Но это было только цветочки, интересное было впереди…

В связи с расторжением брака между супругами, на основании рапорта Г., были внесены изменения решение о предоставлении жилья только ей и ребенку в другом регионе.

Еще через некоторое время подошло время увольнения со службы в связи с достижением предельно возраста.
В соответствии с п.17 Инструкции, утвержденной Приказом Минобороны России от 30.09.2010 N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу
Так, Г. по акту приема-передачи сдала жилищно-бытовой комиссии часть жилой площади приходящейся на ее пользу, оплатила стоимость восстановительного ремонта, рассчитанного по специальной формуле и стала ожидать скорого получения жилья и переезда, но вот тут началось необъяснимое и непонятное.

Сначала ей было отказано в выдаче справки о сдаче жилого помещения.
А потом решением Центрального регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны РФ ей было отказано в предоставлении жилья по договору социального найма в связи с тем, что ею не предоставлены документы, подтверждающие сдачу жилого помещения.
При этом, ей было указано, что для получения жилья, ей необходимо просто сняться с регистрационного учета.

Г., получив такие разъяснения начальника, из квартиры выписалась и зарегистрировалась вместе с сыном по адресу воинской части. Фактически она и так уже длительное время там не проживала.

Вновь подала документы. Вновь получила уведомление о предоставлении ей жилья и вновь ей было отказано в его предоставлении, но уже в связи с превышением нормы предоставления и поскольку снова, Г. не были предоставлены документы, подтверждающие сдачу жилого помещения, занимаемого ранее.

По мнению начальника отдела, Г. все же сохранила право пользования квартирой бывшего мужа-нанимателя, что позволяет ей реализовать повторное право на получения жилья от Министерства обороны за вычетом причитающейся ей и сыну части площади жилого помещения. И полагалось ей, таким образом, 3,2 кв.м. А норму превышения в размере 32 кв.м. подлежало компенсировать, Г. Обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения данного решения № 2/2.

Решением гарнизонного военного суда требования Г. удовлетворены, решение ФКГУ «Центррегионжилье» признано незаконным, но еще не вступило в силу.

В это время Г. в очередной раз получает уведомление о предоставлении жилья.

И вот тут начальник 2 отдела ФКГУ «Центррегионжилье», видимо, утомившись судебными разбирательствами, решает окончить эту историю фееричным финалом.

Он самостоятельно отменяет ранее принятое решение № 2/2 (не дожидаясь апелляции) и принимает новое решение 2/8 об отказе в заключении договора социального найма с Г. и снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Но Г. снова обратилась в суд с заявлением о признании незаконным данного решения № 2/8.

По результатам рассмотрения:

Апелляционная инстанция принимает решение, которым отменяет решение суда первой инстанции по признанию незаконным решения 2/2 и отказывает в требованиях Г. полностью.

Гарнизонный военный суд принимает решение, которым решение № 2/8 об отмене решения № 2/2 и снятии Г. с очереди нуждающихся признаны незаконными.

Вот такая судебная чехарда …

В таком объеме материалы дела поступили ко мне.
Нужно сказать, что доверительница в этот момент находилась в полном абсолютном отчаянии. Предательство близкого человека, несколько лет судебных препирательств, отсутствие жилья, сказались и на ее здоровье.
Ощущение безнадежности получить окончательно решение в свою пользу и пожить, как нормальный человек в своей квартире, казались ей чем-то нереальным и неисполнимым.

При всех положительных моментах перспектива по делу была неопределенная.

Отмена апелляционного решения в кассации, либо шанс «засилить» решение суда в апелляции? Или окончательный провал, т.к. последний отказ был обоснован, в том числе, снятием Г. с очереди нуждающихся в жилье.
Риск и ответственность за принятые решения были очень высокие.

Мною были подготовлены кассационная жалоба и возражения на и апелляционную жалобу, но первоначально я подумала, что нужно расставить все точки и выяснить, наконец, однозначную позицию ФГУП «Центррегионжилье» по вопросу: сдала Г. свое жилье или нет и почему тогда ей отказывают в выдаче справки об этом.

Это было важно. Поскольку наличие акта подтверждает, что Г. свои обязательства исполнила, а отказ основан на том, Г. в установленном порядке жилье не сдала и справки не предоставила.

Было подано заявление, на которое был получен вполне определенный и очевидный ответ, принять жилье у Г. не представляется возможным, поскольку указанная квартира была передана в муниципальную собственность в связи с прекращением статуса «военного городка».

Отмечу, что ранее этим же чиновником Г. предлагалось произвести обмен жилого помещения или в судебном порядке определить право пользования указанным жилым помещением и заключить отдельный договор социального найма, что, по мнению З.Черных, позволит сдать причитающуюся жилплощадь в установленном порядке.

Что тут скажешь? Но Г. использовала и эту попытку. Решением Калининского районного суда ей предсказуемо было отказано в заключении отдельного договора социального найма.

Замкнутый круг получился: „Справочку не дадим, вы нам жилье не сдали, а принять его не можем, поэтому квартиру вы не получите...“.

Апелляция по нашей жалобе в одно заседание не состоялась. По нашему ходатайству, в подтверждение доводов законности включения Г. в список нуждающихся и отсутствии оснований для снятия с учета было затребовано личное дело военнослужащего.

Главными доводами незаконности принятого решения было отсутствие оснований для снятия Г. с учета:
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ст. 55 Жилищного кодекса РФ). Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (п.10 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма»). А также неправильное применение ФГУП «Центррегионжилье» положений ст. 67, 69 Жилищного кодекса РФ, которые не содержат норм о праве члена семьи нанимателя жилого помещения потребовать от наймодателя изменения договора социального найма путем заключения с ним отдельного договора социального найма, к тому же Г. вообще не является членом семьи своего бывшего мужа.

В подтверждение своих возражений мы приобщили акт сдачи жилого помещения и квитанции об оплате восстановительного ремонта, письменные указания о необходимости Г. сняться с регистрационного учета, заявление и ответ ФГУП «Центррегионжилье» о невозможности принятия ими жилого помещения, решение суда о невозможности заключить отдельный договор социального найма.

Апелляционная инстанция не усмотрела оснований для снятия Г. с учета нуждающихся в жилье и признала действия начальника 2 отдела ФГУП «Центррегионжилье» Минобороны России незаконными, оставив решение суда первой инстанции без изменения.

Буквально через день Г. перезвонили и предложили подойти для заключения договора социального найма, кассационную жалобу доверительница отозвала, наверно, чтобы не спугнуть удачу)))

Служебное жилье для всех нуждающихся является одним из видов жилья из специализированного фонда. Правом на его получение обладают лица, чья жилплощадь не соответствует установленным нормам; военнослужащие, которые в текущий период проходят военную службу по контракту в РФ, а также члены их семей, указанные в документах. Как можно получить это жилье, что для этого нужно и каковы особенности у процедуры получения жилплощади - рассмотрим далее.

Процедура получения служебного жилья

Проходя военную службу по контракту, служащий может не беспокоиться о жилье: оно ему гарантируется государством. При этом возможны три варианта правительственной поддержки:

  • Выделение денег на приобретение жилья;
  • Выделение денег на строительство жилья;
  • Предоставление готовой квартире.

В служебном жилье может проживать не только гражданин, получающий жилье, но также члены его семьи. Жилищная площадь, как правило, находится в населенных пунктах, где располагается воинская часть, либо в близлежащих районах. О необходимости предоставления жилья следует сообщить не позднее, чем через 3 месяца после поступления в место службы.

Особенности процедуры

Следует отметить, что предоставление служебного жилья военнослужащим контролируется законами и нормативными актами. Именно поэтому в ходе процедуры можно отметить следующие особенности:

  1. При обращении жилье предоставляется в любом случае. Особенностью является только то, что не всегда существует возможность предоставить квартиру, соответствующую рекомендуемой площади. В таких ситуациях может быть предоставлено жилье, меньшее по площади либо расположенное в ином районе.
  2. Жилье предоставляется военнослужащим на весь период службы.
  3. Как правило, гражданин, проходящий службу по контракту, имеет право самостоятельно выбрать вариант гос. поддержки для получения служебного жилья: денежные средства, вступление в строительный кооператив, строительство жилья, готовая квартира и т.д.
  4. Если военнослужащий является иностранцем, тогда ему на период службы предоставляется комната в общежитии, расположенном в том же населенном пункте, что и воинская часть (в военных городках).

В следующей статье мы расскажем, как приватизировать служебное жилье .

Кто не может получить служебное жилье?

Отдельно необходимо отметить, что не обладают правом на получение служебного жилья:

  • граждане, являющиеся слушателями в военных образовательных учреждениях, но не имеющие офицерского звания;
  • лица, проходящие военную службу по призыву;
  • иностранные военнослужащие;
  • служащие, которые были уволены со службы и на данный момент пребывающие в отставке.

Кроме того, если у гражданина, который проходит службу по контракту, имеется собственное жилье в населенном пункте, расположенном неподалеку от воинской части, то он также не сможет претендовать на предоставление служебного жилья.

Список документов для получения служебного жилья

  • Паспорта военнослужащего с членами его семьи, которые будут проживать совместно с ним. Оригиналы как таковые будет достаточно лишь предоставить, а к самому пакету документов потребуется прикрепить копии всех страниц с паспортов;
  • Справка, подтверждающая состав семьи;
  • Свидетельство, подтверждающее заключение или расторжение брака военнослужащего;
  • Справка, подтверждающая, что занимаемое жилье на прежнем месте службы было освобождено;
  • Справка, подтверждающая принятие гражданина на службу;
  • Справка по месту прохождения службы из органа БТИ;
  • Справка, подтверждающая, что у военнослужащего отсутствует жилплощадь на территории, где расположена воинская часть.

Следует отметить, что участие гражданина, проходящего военную службу, в НИС (накопительная ипотечная система) никак не должно отражаться на получении служебного жилья.

Дополнительные документы

Помимо основного пакета документов может потребоваться и дополнительный. Несмотря на то, что такая необходимость отмечается в редких случаях, следует побеспокоиться о них заранее:

  • Специальная выписка из послужного списка с указанием даты выдачи;
  • Копия контракта, подтверждающего прохождение военной службы;
  • Копия приказа, подтверждающего назначение военнослужащего на должность;
  • Другие документы, например, подтверждающие наличие ребенка на иждивении; справки о праве на дополнительную площадь и т.д.

Чтобы не возникло сложностей при оформлении документов, настоятельно рекомендуется заверить копии всех документов у нотариуса. Если такой возможности нет, то их необходимо предоставлять, имея при себе оригинал.

Кроме специального пакета документов военнослужащему потребуется написать специальный рапорт по установленному образцу. Данный документ является своего рода прошением о предоставлении гражданину служебного жилья. Рапорт состоит из трех частей:

  1. «Шапка» . В этой части указывается информация о том, кому направляется документ. Например, командиру, генерал-майору.
  2. Основная часть . Здесь указывается непосредственно прошение о предоставлении служебного жилья, а еще информация о том, кто будет проживать с военнослужащим. Кроме того, потребуется указать, на основании чего вам необходимо предоставить жилье: как правило, это 1 пункт статьи 15 ФЗ “О статусе военнослужащих”. Наконец, можно указать, что военнослужащий не обладает жильем по месту службы.
  3. Завершающая часть . Здесь необходимо поставить дату, подпись, а также уточнить, какую должность занимает военнослужащий.


Рапорт отправляют в пункт назначения заказным письмом.

Если в течение 30 дней после получения адресатом никаких действий либо ответа не последует, то письмо можно отправить повторно либо обратиться в гарнизонный суд с жалобой на бездействие генерала.

Ходатайство по своей форме приблизительно напоминает рапорт, но в целом форма его составления остается свободной. Важным нюансом является то, что необходимо знать наверняка, в какую инстанцию нужно отправлять письмо-ходатайство. Например, можно отправить его в городскую думу или своему работодателю. В ходатайстве нужно указать:

  1. Максимально полный список причин, согласно которым вам должны предоставить жилье.
  2. Ваши личные данные, состав семьи.


Вместе с ходатайством необходимо прикрепить список документов. Весь пакет потребуется отправить по назначению и ожидать ответа. Если ответа не последует или он будет отрицательным, то вы можете оспорить его в вышестоящей инстанции.

Нюансы предоставления жилплощади

Жилье военнослужащему предоставляется в официальной форме: это значит, что процедура получения недвижимости может занять некоторое время. Сложности заключаются не только в подборе подходящего для гражданина варианта, но и в дальнейшем заключении всех необходимых документов. Среди нюансов, касательно этих документов, можно выделить следующие:

  • Заключаемый договор является срочным. То есть по окончании срока службы военнослужащий вместе со своей семьей обязуется покинуть помещение.
  • Если у военнослужащего имеется жилье (либо он был им обеспечен ранее) в населенных пунктах, находящихся неподалеку от воинской части, по возможности ему должны предоставить жилье, располагающееся в непосредственной близости от воинской части.
  • В ситуации, когда в ходе службы количество проживающих на жилплощади людей сократилось, служащему предоставляется другое жилье, меньшее по площади.
  • Один раз служащему предоставляется возможность выбора населенного пункта для проживания.
  • В ситуациях, если органам, предоставляющим жилплощадь, она в срочном порядке требуется назад (то есть, проживающих на площади необходимо выселить), им предоставляется иное жилье с аналогичной площадью.
  • Новая служебная жилая площадь может быть предоставлена лишь после того, как будет сдана старая.

Если у вас многодетная семья, то вы можете получить жилье и по этой программе .

Служебное жилье для военнослужащих (видео)

Объективно рассмотреть проблему получения служебного жилья, а также дать ответы на наиболее распространенные вопросы поможет специалист из следующего видеоролика:

Все правила и особенности проживания в служебном жилье описываются в заранее заключаемом контракте. Некоторые из них могут быть обговорены и откорректированы заранее.