Языковые семьи зарубежной азии таблица. Языковые семьи и группы зарубежной азии

Министерство общего и профессионального образовании Ростовской области ГБОУ СПО РО «Каменский техникум строительства и автосервиса».

Реферат.

По дисциплине «География».

на тему: «Этнолингвистический и религиозный состав субрегионов зарубежной Азии».

Выполнила обучающаяся:

группы 20 СПО

Биденко М.А

Проверил преподаватель:

Зеленская Н.В.

В зарубежной Азии живет более тысячи народов – от мелких племенных этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира. Четыре народа этого региона (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и японцы) насчитывают более 100 млн человек каждый. Еще восемь народов (панджабцы, бихарцы, яванцы, корейцы, телугу, маратхи, тамилы и вьеты) насчитывают от 50 млн до 100 млн человек. Всего же народов – «миллионеров» здесь 107, и на них приходится 98 % населения региона.

Народы зарубежной Азии относятся примерно к 15 языковым семьям; такого лингвистического разнообразия также нет ни в одном другом крупном регионе планеты. Самая большая из них по численности людей – сино-тибетская семья, резко преобладающая в Восточной Азии. На втором месте стоит индоевропейская семья, народы которой расселены главным образом в северной части Южной Азии, в Иране и Афганистане. Третье место принадлежит австронезийской семье, представленной прежде всего в островном мире Юго-Восточной Азии, четвертое – дравидийской семье, на языках которой говорят народы южной части Южной Азии, пятое – австроазиатской семье, представленной некоторыми народами Индокитая. Далее следует алтайская семья, народы которой как бы окаймляют северную границу региона от Черного моря до Тихого океана, тайская (паратайская) семья в Индокитае, афразийская (семито-хамитская) семья, представленная родственными арабскими народами Юго-Западной Азии.

В зависимости от национального состава и характера этнических взаимоотношений видный отечественный этнограф и этногеограф С. И. Брук подразделил страны зарубежной Азии на четыре группы.К первой из них он отнес однородные в национальном отношении, где основной народ составляет более 95 % всего населения. Во вторую группу были включены те, где основной народ составляет 70–95 % всего населения, в третью – страны, где основному народу принадлежит лишь около половины или несколько больше (но не свыше 70 %) всего населения. Наконец, четвертую группу образуют страны, населенные многими крупными народами, ни один из которых не составляет большинства населения. Все эти группы приведены в таблице 29.

В первую группу входят Япония, обе Кореи, Бангладеш, относящиеся к числу наиболее типичных однонациональных государств в мире, а также некоторые арабские страны Юго-Западной Азии.

Вторая группа, самая большая, включает в себя все остальные арабские страны Юго-Западной Азии – в общем также почти однонациональные, где инородные национальные меньшинства связаны главным образом с трудовыми миграциями населения. Некоторое исключение составляет только Ирак со значительной прослойкой курдов. Из неарабских стран Юго-Западной Азии во вторую группу входят также Турция, Израиль и Кипр. В Турции главное национальное меньшинство также образуют курды, в Израиле – арабы-палестинцы, доля которых из-за более высокого прироста населения возросла с 10 % в 1950 г. до 19 % в наши дни. Население Кипра состоит из двух основных этнических общин: греков-киприотов и турок-киприотов.

Страны Южной Азии представлены во второй группе Шри-Ланкой, государства Юго-Восточной Азии – Вьетнамом, Камбоджей, Мьянмой, Таиландом и Сингапуром, а Центральной и Восточной Азии – Монголией и Китаем. В большинстве своем эти страны относятся уже к многонациональным, но с резким преобладанием главной нации. Наиболее ярким примером такого рода может служить Китай, где национальные меньшинства составляют менее 9 % населения, но это соответствует 115 млн человек. Из 56 меньшинств 16 насчитывают более 1 млн человек. А районы их распространения (пять автономных районов Китая и провинции Гуаньсу, Цинхай, Гуйчжоу и Хайнань) занимают 6 млн км2, или 63 % территории страны. Таиланд – многонациональная страна, населенная более чем 30 народами, которые относятся к четырем языковым семьям.

В третью группу входят пять стран Юго-Восточной и Южной Азии. Наиболее типичен из них Пакистан – также многонациональное государство, но с более однородным составом, поскольку все четыре главных населяющих его народа принадлежат к индоевропейской семье.

В четвертую группу входят еще пять государств. Это две страны Юго-Восточной Азии – Индонезия и Филиппины, сходные тем, что при очень большом числе народов (в Индонезии от 100 до 350, на Филиппинах примерно 75) в большинстве своем они принадлежат к австронезийской семье и родственны друг другу. Что же касается Афганистана, то это, очевидно, одна из стран зарубежной Азии с наиболее сложным национальным (этническим) составом. Весь юг и северо-восток Афганистана заселен ираноязычными (афганцы-пуштуны, таджики, хазарейцы), а северо-запад – тюрко-язычными (узбеки, туркмены) народами. Общее же число народов превышает 30. Часть из них еще сохраняет родоплеменное деление. Это также Иран – сложное в этническом отношении государство Юго-Западной Азии, населенное более чем 40 народами. И это, наконец, Индия – самая многонациональная страна мира, которую населяют более 500 наций, народностей и племенных групп, говорящих на языках четырех языковых семей. 29 народов Индии насчитывают более 1 млн человек.

Обобщая все сказанное, можно, видимо, утверждать, что более однородный национальный состав населения характерен в первую очередь для Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана. В Юго-Восточной Азии полиэтнический состав населения преобладает в странах-архипелагах (Индонезия, Филиппины), а также в горном Индокитае – одном из самых сложных в этническом отношении районов мира.

Для многих стран Юго-Восточной Азии характерно наличие сравнительно большой китайской диаспоры. Общее число таких этнических китайцев, или, как их здесь принято называть, хуацяо («китайские гости»), достигает 40–45 млн человек. Они переселились сюда из Южного Китая еще в колониальный период истории зарубежной Азии, образовав значительную прослойку преимущественно городских жителей – торговцев, ростовщиков, мелких служащих, ремесленников. Хуацяо до сих пор сохраняют свои язык, религию, особенности жизненного уклада, не теряя и связей с исторической родиной.

Естественно, что такой сложный состав населения стран зарубежной Азии не мог не привести к острым межнациональным конфликтам, которые обычно подогреваются также экономическими, политическими, религиозными противоречиями, давними территориальными спорами, о чем уже говорилось выше. Характерно, что резкое ухудшение экономической обстановки в Юго-Восточной Азии в 1997–1998 гг. в связи с финансовым кризисом сопровождалось, например в Индонезии, массовыми выступлениями против хуацяо.

Религии зарубежной Азии

Азия – это та часть света, где зародились все крупнейшие религии земного шара, включая три мировые. В дальнейшем некоторые из них распространились преимущественно в других частях света, но большинство осталось в основном азиатскими. В первую очередь это относится к таким мировым религиям, как мусульманство и буддизм.

Мусульманствов зарубежной Азии распространено очень широко: эту религию исповедуют свыше 800 млн человек, или более 55 % всех последователей ислама в мире и 20 % всех жителей этого региона. Во многих странах зарубежной Азии ислам – не только господствующая, но и государственная религия. Об этом свидетельствуют и официальные названия некоторых государств – такие, как Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан (со столицей Исламабад, т. е. город Ислама), Исламское Государство Афганистан. Об этом напоминают также изображение полумесяца и присутствие зеленого цвета на государственных флагах многих стран. Например, зеленый государственный флаг Саудовской Аравии – это монархический штандарт основателя династии саудитов, первого короля страны Ибн Сауда. Надпись на флаге представляет собой начальную фразу Корана: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет – пророк его».

Малайзии и Брунее, а в Восточной Азии – в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая. Как отражено на том же рисунке, мусульмане большинства азиатских стран исповедуют ислам суннитского толка, т. е. наряду со священным писанием ислама – Кораном – признают и его священное предание – Сунну. Главным оплотом ислама шиитского толка был и остается Иран. Но шииты преобладают также в Ираке, на Бахрейне и достаточно широко представлены в Ливане, Йемене, Афганистане.

Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относятся чтение Корана, который должен быть в каждой семье, намаз – молитва, которую полагается совершать пять раз в день – от зари до начала ночи, соблюдение поста во время месяца рамадан, суннат, или обрезание, подача милостыни, поклонение святым местам. Особое значение при этом имеет хадж (хаджж) – паломничество в Мекку и Медину, – который должен стремиться совершить хотя бы раз в жизни каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина.

К святыням ислама в Мекке – родине Мухаммеда – относится прежде всего главная мечеть мусульманского мира Аль-Харама. Во внутреннем дворе этой мечети, вмещающем до 300 тыс. человек, находится четырехугольное каменное здание Каабы («кааба» означает «куб»), в северную стену которого вделан вправленный в серебряный обруч круглый Черный камень, по-видимому, метеоритного происхождения, являющийся главным предметом поклонения мусульман, поскольку, согласно преданию, он был послан с неба Аллахом. В Медине главной святыней ислама считается мечеть, построенная на том месте, где, по преданию, умер Мухаммед. А всего на родине ислама насчитывается 35 тыс. мечетей, которые являются необходимой принадлежностью всех городских кварталов и деревень; они снабжены электричеством и водой, устланы коврами.

Свое летосчисление мусульмане начинают с того года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину (в христианском летосчислении это соответствует 622 г. н. э.).

География хаджа охватывает весь мусульманский мир (рис. 82). Численность паломников во второй половине XX в. многократно возросла. Еще в начале 1950-х гг. она редко превышала 100 тыс. человек, в конце 1970-х достигла 1 млн, а в конце 1990-х гг. – 2 млн человек и более.

Паломники, которые в прежние времена должны были пересекать на верблюдах пустыню или переплывать на небольших суденышках Красное море, теперь прибывают в Джидду самолетами или морскими судами. Из Джидды они направляются в Мекку, в дальних окрестностях которой для них разбивают огромный палаточный лагерь. Хадж совершается в строго определенный срок – с 7 по 13-е число последнего, двенадцатого месяца лунного календаря (зуль-хидж-жа). Это связано с тем, что, по преданию, именно в эти дни в 632 г. Мухаммед совершил свой последний приезд в Мекку. Он же, по преданию, определил основную процедуру хаджа, которая как бы символизирует некоторые события, связанные с жизнью Ибра-хима – библейского Авраама, считающегося прародителем и арабов, и евреев. Процедура эта очень непростая. В первый день паломники, одетые в новые белые одежды, должны выслушать проповедь и семь раз обойти вокруг Каабы, затем еще семь раз пробежать между двумя холмами и на каждом из них помолиться, обратившись в сторону Мекки. На второй день армия паломников посещает расположенную в 20 км от Мекки гору Арафат. На третий день она остается в долине Арафат, выполняя разные религиозные обряды, на четвертый – возвращается в ближние окрестности Мекки. А в последние дни хаджа паломники – как и весь мусульманский мир – отмечают самый главный праздник, праздник жертвоприношения (по-арабски – ид аль-аджа, а по-тюркски – курбан-байрам). В качестве жертвенных животных используют овец или баранов, но иногда также быков, коров, верблюдов. Для того чтобы удовлетворить потребность в таких животных, Саудовской Аравии приходится дополнительно закупать сотни тысяч голов овец и баранов в Австралии и Новой Зеландии. Можно добавить, что по мере увеличения численности паломников во время хаджа все чаще стали случаться разного рода происшествия: от давки и возникающих пожаров погибают сотни, даже тысячи мусульман. Поэтому министерство по делам хаджа Саудовской Аравии в последнее время уделяет много внимания обеспечению его безопасности. Вторая из мировых религий, представленных в зарубежной Азии, – буддизм. Буддистов здесь более 530 млн, следовательно, именно в этом регионе сосредоточены практически все буддисты мира. Они есть и в Восточной, и в Юго-Восточной, и в Южной Азии, но – подобно суннитам и шиитам в исламе – здесь также различают приверженцев двух основных направлений буддизма – хинаяны и махаяны (рис. 81).

Хинаяна, которую называют также южным буддизмом, преобладает в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, но ее сторонники встречаются также в Лаосе, Камбодже, во Вьетнаме и в других странах. По примерным подсчетам, хинаяну исповедуют почти 2/5 всех буддистов зарубежной Азии. Махаяна, или северный буддизм, распространена среди буддистов Японии, Кореи, встречается в Китае, во Вьетнаме и в ряде других стран. Как и для хинаяны, для нее характерно деление на многочисленные секты (школы). В общей сложности махаяну исповедуют немногим более 1/2 всех буддистов. Остальная их часть приходится на третье направление буддизма – ламаизм, которое нередко считают одним из течений махаяны.

Ламаизм господствует среди верующих в Монголии, в двух районах Китая (Тибет, Внутренняя Монголия), в Непале, Бутане.

Административный центр Тибета – Лхаса – с начала XV в. служил местонахождением первосвященника ламаистской церкви далай-ламы. Огромный дворец Потала, бывший его резиденцией, должен был вызывать священный трепет у жителей горного Тибета, паломников, добиравшихся после долгих мытарств до цитадели ламаизма. Однако в 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. В Монголии ламаизм стал официальной религией в конце XVI в. Тогда же был построен первый буддистский монастырь. Ко времени революции 1921 г. таких монастырей было уже 750, а доля монахов во всем мужском населении доходила до 40 %.

Третья мировая религия – христианство –представлена в зарубежной Азии довольно ограничено. Господствующей религией она является только на Филиппинах (католицизм, насажденный Испанией в этой бывшей ее колонии) и на Кипре (православие). В Ливане, куда христианство проникло сразу же после своего возникновения, христиане составляют 1/3 верующих.

Зато национальные и региональные религиираспространены в этом регионе очень широко. Прежде всего к ним относятся индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм.

Индуизм по численности приверженцев (950 млн человек) намного уступает исламу, но значительно превосходит буддизм, причем 99 % всех индуистов мира – это жители Азии. Тем не менее к мировым религиям индуизм обычно не относят – по той простой причине, что (несмотря на наличие индуистов в Непале, Бангладеш) подавляющее их большинство (94 %) сосредоточено только в одной стране – Индии.

Конфуцианство – преобладающая религия на своей родине – в Китае. Однако определить численность ее приверженцев довольно трудно, поскольку в Китае, как отмечают специалисты, распространен феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек может отправлять культы двух, а то и трех религий – обычно конфуцианства, буддизма и даосизма.

Такая поликонфессиональность характерна и для Японии, но в ней наряду с буддизмом распространен синтоизм (слово «синто» в буквальном переводе – «путь богов»). После революции Мэйдзи в середине XIX в. синтоизм в этой стране был возведен в ранг государственной религии и оставался таковой до 1945 г.

Иудаизм – одна из древнейших восточных религий – ныне в зарубежной Азии представлена только в Израиле (где, кстати, концентрируется лишь 1/3 всех приверженцев иудаизма в мире). Иудаизм здесь – государственная религия. Как и всякая другая религия, он имеет много особенностей, специфических черт.

По субботам иудаистам запрещается не только работать, но даже зажигать и гасить огонь. Им нельзя носить одежду, сделанную из разных волокон, и при этом карманы должны быть выше пояса. Мужчины обязаны всегда ходить с покрытой головой. В пищу нельзя употреблять свинину, конину, зайчатину, некоторые другие виды мяса, причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты. А летосчисление иудаисты ведут от сотворения мира, которое, по их верованиям, произошло более 5700 лет назад. Например, 2008 г. по этому летосчислению – 5769-й!

Наконец, в зарубежной Азии сохранились еще довольно крупные очаги распространения местных традиционных верований. Они находятся в населенных малыми народами горных районах Южного Китая, стран Индокитая, Индонезии. Здесь почти в каждой деревне есть специалисты по черной и белой магии, колдуны и шаманы. В индонезийской глубинке люди верят в то, что если несколько раз в жизни изменить свое имя, то тем самым можно ввести в заблуждение злых духов и обезопасить себя от болезней и разного рода житейских невзгод.

Выше уже говорилось, что во многих странах региона религиозные противоречия тесно смыкаются с этническими и другими. Остается добавить, что в некоторых случаях именно они выступают на первый план. Примером такого рода может служить Ливан– единственная арабская страна, где одна часть населения исповедует ислам, а другая – христианство. По межконфессиональному соглашению президентом Ливана должен быть христианин, председателем парламента – мусульманин-шиит, а премьер-министром – мусульманин-суннит. Такой сложный религиозный состав послужил причиной вражды, религиозного фанатизма, которые привели к 16-летней гражданской войне в этой стране (1975–1991 гг.).

Различия между мусульманами и христианами привели к столкновениям на Южных Филиппинах, между иудаистами и мусульманами – в Израиле, между индуистами и мусульманами – в Индии, между индуистами и буддистами – в Шри-Ланке. Но в последнее время мировое сообщество более всего обеспокоено агрессивностью некоторых направлений ислама. Примером тому может служить деятельность последователей секты ваххабитов, особенно нетерпимой ко всем инакомыслящим.

Видеоурок посвящен теме «Население Зарубежной Азии». Данный урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Зарубежной Азии. Преподаватель расскажет вам об основных характеристиках населения Азии, приведет примеры крупнейших народов, городов, стран.

Тема: Зарубежная Азия

Урок: Население Зарубежной Азии

Численность населения Азии превышает 4 млрд чел. Многие страны региона находятся на стадии «демографического взрыва».

Все страны региона, за исключением Японии и некоторых стран, находящихся на переходном этапе, относятся к традиционному типу воспроизводства населения. При этом многие из них находятся в состоянии демографического взрыва. Некоторые страны борются с этим явлением, проводя демографическую политику (Индия, Китай), но большинство стран не проводит такой политики, быстрый рост населения и его омоложение продолжаются. При нынешних темпах роста населения страны зарубежной Азии испытывают продовольственные, социальные и другие затруднения. Среди субрегионов Азии Восточная Азия дальше других отошла от пика демографического взрыва. В настоящее время наибольшие темпы прироста населения характерны для стран Юго-Западной Азии. Например, в Йемене на одну женщину в среднем приходится почти 5 детей.

Этнический состав азиатского населения также исключительно сложный: здесь живет более 1 тыс. народов - от мелких этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира.

Крупнейшие народы зарубежной Азии по численности населения (более 100 млн чел.):

1. Китайцы.

2. Хиндустанцы.

3. Бенгальцы.

4. Японцы.

Народы зарубежной Азии относятся примерно к 15 языковым семьям. Такого лингвистического разнообразия нет ни в одном другом крупном регионе планеты.

Крупнейшие языковые семьи зарубежной Азии по численности населения:

1. Сино-тибетская.

2. Индоевропейская.

3. Австронезийская.

4. Дравидийская.

5. Австроазиатская.

Наиболее сложные в этнолингвистическом отношении страны: Индия, Шри-Ланка, Индонезия. Индия и Индонезия считаются самыми многонациональными странами мира. В Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана, характерен более однородный национальный состав. Сложный состав населения во многих частях региона приводит к острым межнациональным конфликтам.

Зарубежная Азия - родина всех крупнейших религий, здесь зародились все три мировые религии: христианство, буддизм, мусульманство.

Христианство: Филиппины, Грузия, Армения, значительная доля христиан в Казахстане, Японии, Ливане.

Буддизм: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма, Бутан, Монголия.

Ислам: Юго-Западная Азия, Индонезия, Малайзия, Бангладеш.

Среди других национальных религий необходимо отметить конфуцианство (Китай), даосизм, синтоизм. Во многих странах межэтнические противоречия основаны именно на религиозной почве.

Рис. 2. Храм Гроба Господня в Иерусалиме ()

Размещено население зарубежной Азии неравномерно: плотность населения колеблется от 1 до 1200 чел. на 1 кв. км. В Бангладеш средняя плотность населения - 1100 чел. на 1 кв. км. В некоторых городах зарубежной Азии (Манила, Мумбай, Дали) плотность населения превышает 10 000 чел. на 1 кв. км! При этом плотность населения в Монголии менее 2 чел. на 1 кв. км.

На плотность населения, национальный, религиозный состав стран региона оказывает влияние миграция. Главными центрами иммиграции стали страны Персидского залива, Сингапур, крупные города Китая, а эмиграции - Филиппины, Пакистан, Узбекистан.

Темпы роста городского населения региона очень велики. Но, несмотря на это, по уровню урбанизации (менее 45%) Зарубежная Азия стоит на предпоследнем (перед Африкой) месте среди регионов мира. Китай и Индия лидируют по общему количеству городских и сельских жителей, но в процентном отношении уровень урбанизации в этих странах низкий.

Крупнейшие города зарубежной Азии по численности населения:

2. Шанхай.

3. Мумбай.

4. Джакарта.

6. Манила.

9. Стамбул.

10. Манила.

Для сельского расселения наиболее характерна деревенская форма.

Домашнее задание

Тема 7, П. 1

1. Назовите крупнейшие народы зарубежной Азии.

2. Приведите примеры стран зарубежной Азии с демографическим кризисом.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии

В зарубежной Азии живет более тысячи народов – от мелких племенных этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира. Четыре народа этого региона (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и японцы) насчитывают более 100 млн человек каждый. Еще восемь народов (панджабцы, бихарцы, яванцы, корейцы, телугу, маратхи, тамилы и вьеты) насчитывают от 50 млн до 100 млн человек. Всего же народов – «миллионеров» здесь 107, и на них приходится 98 % населения региона.

Народы зарубежной Азии относятся примерно к 15 языковым семьям; такого лингвистического разнообразия также нет ни в одном другом крупном регионе планеты. Самая большая из них по численности людей – сино-тибетская семья, резко преобладающая в Восточной Азии. На втором месте стоит индоевропейская семья, народы которой расселены главным образом в северной части Южной Азии, в Иране и Афганистане. Третье место принадлежит австронезийской семье, представленной прежде всего в островном мире Юго-Восточной Азии, четвертое – дравидийской семье, на языках которой говорят народы южной части Южной Азии, пятое – австроазиатской семье, представленной некоторыми народами Индокитая. Далее следует алтайская семья, народы которой как бы окаймляют северную границу региона от Черного моря до Тихого океана, тайская (паратайская) семья в Индокитае, афразийская (семито-хамитская) семья, представленная родственными арабскими народами Юго-Западной Азии.

В зависимости от национального состава и характера этнических взаимоотношений видный отечественный этнограф и этногеограф С. И. Брук подразделил страны зарубежной Азии на четыре группы. К первой из них он отнес однородные в национальном отношении, где основной народ составляет более 95 % всего населения. Во вторую группу были включены те, где основной народ составляет 70–95 % всего населения, в третью – страны, где основному народу принадлежит лишь около половины или несколько больше (но не свыше 70 %) всего населения. Наконец, четвертую группу образуют страны, населенные многими крупными народами, ни один из которых не составляет большинства населения. Все эти группы приведены в таблице 29.

В первую группу входят Япония, обе Кореи, Бангладеш, относящиеся к числу наиболее типичных однонациональных государств в мире, а также некоторые арабские страны Юго-Западной Азии.

Вторая группа, самая большая, включает в себя все остальные арабские страны Юго-Западной Азии – в общем также почти однонациональные, где инородные национальные меньшинства связаны главным образом с трудовыми миграциями населения. Некоторое исключение составляет только Ирак со значительной прослойкой курдов. Из неарабских стран Юго-Западной Азии во вторую группу входят также Турция, Израиль и Кипр. В Турции главное национальное меньшинство также образуют курды, в Израиле – арабы-палестинцы, доля которых из-за более высокого прироста населения возросла с 10 % в 1950 г. до 19 % в наши дни. Население Кипра состоит из двух основных этнических общин: греков-киприотов и турок-киприотов.

Страны Южной Азии представлены во второй группе Шри-Ланкой, государства Юго-Восточной Азии – Вьетнамом, Камбоджей, Мьянмой, Таиландом и Сингапуром, а Центральной и Восточной Азии – Монголией и Китаем. В большинстве своем эти страны относятся уже к многонациональным, но с резким преобладанием главной нации. Наиболее ярким примером такого рода может служить Китай, где национальные меньшинства составляют менее 9 % населения, но это соответствует 115 млн человек. Из 56 меньшинств 16 насчитывают более 1 млн человек. А районы их распространения (пять автономных районов Китая и провинции Гуаньсу, Цинхай, Гуйчжоу и Хайнань) занимают 6 млн км 2 , или 63 % территории страны. Таиланд – многонациональная страна, населенная более чем 30 народами, которые относятся к четырем языковым семьям.

Во Вьетнаме и в Мьянме вьеты и бирманцы также довольно резко преобладают, но они концентрируются соответственно в бассейнах Меконга и Иравади, тогда как обширные горные районы заселены многочисленными (от 30 до 50) более мелкими народами.

Таблица 29

ГРУППИРОВКА СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ ПО ХАРАКТЕРУ НАЦИОНАЛЬНОГО (ЭТНИЧЕСКОГО) СОСТАВА

В третью группу входят пять стран Юго-Восточной и Южной Азии. Наиболее типичен из них Пакистан – также многонациональное государство, но с более однородным составом, поскольку все четыре главных населяющих его народа принадлежат к индоевропейской семье.

В четвертую группу входят еще пять государств. Это две страны Юго-Восточной Азии – Индонезия и Филиппины, сходные тем, что при очень большом числе народов (в Индонезии от 100 до 350, на Филиппинах примерно 75) в большинстве своем они принадлежат к австронезийской семье и родственны друг другу. Что же касается Афганистана, то это, очевидно, одна из стран зарубежной Азии с наиболее сложным национальным (этническим) составом. Весь юг и северо-восток Афганистана заселен ираноязычными (афганцы-пуштуны, таджики, хазарейцы), а северо-запад – тюрко-язычными (узбеки, туркмены) народами. Общее же число народов превышает 30. Часть из них еще сохраняет родоплеменное деление. Это также Иран – сложное в этническом отношении государство Юго-Западной Азии, населенное более чем 40 народами. И это, наконец, Индия – самая многонациональная страна мира, которую населяют более 500 наций, народностей и племенных групп, говорящих на языках четырех языковых семей. 29 народов Индии насчитывают более 1 млн человек.

Обобщая все сказанное, можно, видимо, утверждать, что более однородный национальный состав населения характерен в первую очередь для Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана. В Юго-Восточной Азии полиэтнический состав населения преобладает в странах-архипелагах (Индонезия, Филиппины), а также в горном Индокитае – одном из самых сложных в этническом отношении районов мира.

Для многих стран Юго-Восточной Азии характерно наличие сравнительно большой китайской диаспоры. Общее число таких этнических китайцев, или, как их здесь принято называть, хуацяо («китайские гости»), достигает 40–45 млн человек. Они переселились сюда из Южного Китая еще в колониальный период истории зарубежной Азии, образовав значительную прослойку преимущественно городских жителей – торговцев, ростовщиков, мелких служащих, ремесленников. Хуацяо до сих пор сохраняют свои язык, религию, особенности жизненного уклада, не теряя и связей с исторической родиной.

Естественно, что такой сложный состав населения стран зарубежной Азии не мог не привести к острым межнациональным конфликтам, которые обычно подогреваются также экономическими, политическими, религиозными противоречиями, давними территориальными спорами, о чем уже говорилось выше. Характерно, что резкое ухудшение экономической обстановки в Юго-Восточной Азии в 1997–1998 гг. в связи с финансовым кризисом сопровождалось, например в Индонезии, массовыми выступлениями против хуацяо.

Цель урока

  • охарактеризовать зарубежную Азию в общих чертах: географическое положение и особенности, население, религия

Тип урока

  • получения новых знаний

Задачи урока

  • улучшить навыки самостоятельного поиска и систематизации материала
  • усовершенствовать навык работы с атласом
  • получить новые знания о населении Азии
  • узнать про религии в зарубежной Азии
  • пополнить знания с помощью видеоматериалов

План урока

  • Организационный момент
  • Изучение нового материала
  • Закрепление выученного материала
  • Домашнее задание
  • Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ход урока

Организационный момент

Прием 1. Приветствие и объявление темы

Прием 2. Проверка отсутствующих

Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?

Изучение нового материала

Задание1. Используя различные источники географической информации, определите:

Количество населения Земли

% населения региона от мирового

Страны численностью более 100 млн. человек

Прогноз численности населения Азии к 2025 году

Давайте посмотрим видео про тенденции мировой демографии

2. Пользуясь данными таблицы, докажите, что в Азии ещё продолжается «демографический взрыв». Назовите три азиатские страны с самым высоким ЕП населения. Можно ли отнести страны Азии только к одному типу воспроизводства населения?

Результаты выполненного задания оформите в виде рассказа.

Пример рассказа

Регион Зарубежная Азия – самый заселённый. Зная площадь региона и его количество населения, можно высчитать среднюю плотность. 135 чел. / км. (средняя плотность населения мира - 45 чел./км.)

Китай и Индия с численностью более 1 млрд. в каждой, а также: Индонезия (206 млн.). Пакистан (145 млн.), Бангладеш (133 млн.) и Япония (127 млн.).

На территории региона расположены 6 из 10 стран мира с численностью более 100 млн. человек. Это Согласно прогнозам демографов, население Азии к 2025 году составит 4,6 млрд. человек.

Такая большая численность населения объясняется тем, что большинство стран региона находится на стадии демографического взрыва, хотя в 90-х годах он пошёл на убыль. Рождаемость во многих странах региона очень высока, например, Оман-53 чел. на 1000 жителей, Палестина -52, Йемен и Афганистан – 50, Камбоджа-44, Ирак-43 и т. д.

Давайте немного отдохнем и посмотрим видео "Шокирующая Азия"


Но не все страны региона можно отнести ко 2 типу воспроизводства населения, которому характерны высокие показатели рождаемости и естественного прироста. К 1 типу воспроизводства населения относятся Япония, республика Корея, Израиль и Китай, где активно проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости.

По карте атласа «Языковые семьи и народы мира» определите:

1. к каким языковым семьям относится население Азии;

2. наиболее крупные народы, представляющие языковые семьи;

3. примеры стран региона со сложным этническим составом.

По карте атласа «Размещение населения мира» определите:

1. как размещается население по территории региона;

2. районы и страны с наибольшей плотностью населения;

3. «супергорода» численностью от 5 и более млн. человек

4. причину большой численности, особенно мужского, населения в странах Персидского залива.

Результаты выполненного задания «оформите» в виде рассказа.

Рассказ учителя

Население региона зарубежной Азии исповедует различные религии: мировые и национальные (для сравнения, в Европе население исповедует одну мировую религию – христианство).

На юго-западе региона распространён ислам (мировая религия), подразделяющийся на два направления:

Мусульмане-сунниты (кроме священной книги Корана признают ещё Сунну) проживают в Саудовской Аравии, ОАЭ, Омане, Индонезии, Йемене, Пакистане, Афганистане, Турции, Сирии и др. странах.

Мусульмане-шииты (признают только Коран) проживают в Иране и немногочисленными группами в других мусульманских странах.

Мировую религию буддизм исповедует население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. На его основе возникли национальные религии в Монголии – ламаизм, в Китае – конфуцианство, в Японии – синтоизм, в Индии – индуизм. Одна из причин немногочисленного населения Монголии – религия, 40% мужского населения - это ламаистские монахи и священнослужители и поскольку они дают обет безбрачия, это сильно влияет на прирост населения. Демографы считают, что если бы не последствия ламаизма, то население Монголии могло бы составить в наши дни не 2,6 и 10 млн. человек.

Какой главный вопрос поднимается в этом видеоматериале? Выскажите свое мнение по этому поводу.

В Израиле исповедуют иудаизм. Христианство, третья мировая религия, также имеет своих приверженцев в странах Азии, но в сравнении с исламом и буддизмом – христиан не много. На основе данной характеристики можно сделать вывод, что религиозный состав населения Азии сложный. Азия – родина мировых и национальных религий.

Работа с понятиями

Дайте определения понятиям:

  • Буддизм
  • Иудаизм
  • Ламаизм
  • Синтоизм

Закрепление выученного материала

1. Назовите особенности географического положения зарубежной Азии

2. Какое количество государств сегодня входит в Азию?

3. Назовите субрегионы Азии.

4. Расскажите о демографической ситуации.

5. Какие религии наиболее распространены в этом регионе?

Домашнее задание

  • Повторить пройденный материал по учебнику
  • Определить основные термины и понятия следующей темы
  • По желанию: написать короткую характеристику любой из стран зарубежной Азии

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Сделайте обобщение материала, изученного на уроке в 15-20 фразах. Сдайте работы. На следующем уроке я оглашу результаты.

Спасибо за работу на уроке. Надеюсь, на следующем занятии вы будете еще более активны!

Использованные источники

1. Урок по теме "Зарубежная Азия. Население" Бачевской Натальи Васильевны, учителя географии (

Языки и народы. Сегодня народы мира разговаривают более чем на 3 000 языках. Забытых языков насчитывается около 4000, некоторые из них еще живы в памяти человечества (санскрит, латынь). По характеру языка многие исследователи судят о степени родства народов. Язык чаще всего используют в качестве этнодифференцирующего признака. Языковая классификация народов наиболее признана в мировой науке. Вместе с тем язык не является непременным признаком, отличающим один народ от другого. На одном испанском языке говорят несколько различных латиноамериканских народов. То же самое можно сказать о норвежцах и датчанах, имеющих общий литературный язык. В то же время жители Северного и Южного Китая говорят на различных языках, но относят себя к одному этносу.

Каждый из больших литературных языков Европы (французский, итальянский, английский, немецкий) господствует на территории, лингвистически гораздо менее однородной, чем территория русского, украинского и белорусского народов (Л. Гумилев, 1990 г.). Саксонцы и тирольцы почти не понимают друг друга, а миланцы и сицилийцы не понимают друг друга совсем. Англичане Нортумберленда говорят на языке, близком к норвежскому, поскольку они потомки осевших в Англии викингов. Швейцарцы говорят на немецком, французском, итальянском и ретороманском языках.

Французы говорят на четырех языках: французском, кельтском (бретонцы), баскском (гасконцы) и провансальском. Языковые различия между ними прослеживаются с начала романизации Галлии.

С учетом своих внутриэтнических различий французы, немцы, итальянцы, англичане должны сравниваться не с русскими, украинцами и белорусами, а сразу со всеми восточноевропейцами. В то же время такие системы этносов, как китайцы или индусы, соответствуют не французам, немцам или украинцам, а европейцам в целом (Л. Гумилев, 1990 г.).


Все языки народов мира относятся к определенным языковым семьям, каждая из которых объединяет сходные по лингвистическому строю и происхождению языки. Процесс формирования языковых семей связан с обособлением различных народов друг от друга в процессе расселения человечества по земному шару. Вместе с тем в одну языковую семью могут войти народы, изначально генетически отстоящие друг от друга. Так, монголы, покорив многие народы, принимали чужие языки, а переселенные работорговцами в Америку негры разговаривают на английском.

Человеческие расы и языковые семьи. По биологическим характеристикам люди распадаются на расы. Французский ученый Кювье выделил в начале XIX века три человеческие расы - черную, желтую и белую.

Идея, что человеческие расы вышли из разных центров, утвердилась еще в Ветхом Завете: «Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс пятна свои». На этом основании среди англоязычных протестантов была создана теория «нордического, или индоевропейского богоизбранного человека». Такой человек был возведен на пьедестал французским графом де Гобино в книге с провокационным названием «Трактат о неравенстве человеческих рас». Слово «индоевропейский» со временем трансформировалось в «индогерманский», а прародину первобытных «индогерманцев» стали искать в районе североевропейской равнины, входившей в то время в пределы королевства Пруссии. В XX в. представления о расовой и национальной элитарности обернулись самыми кровавыми войнами в истории человечества.

К середине XX в. сложилось множество классификаций человеческих рас - от двух (негроидной и монголоидной) до тридцати пяти. Большинство ученых пишут о четырех расах человека с такими центрами возникновения: Большие Зондские острова - родина австралоидов, Восточная Азия - монголоидов, Южная и Центральная Европа - европеоидов и Африка - негроидов.


Все эти расы, их языки и центры происхождения некоторыми исследователями соотносятся с разными исходными гоминидами. Предки австралоидов - яванские питекантропы, монголоидов - синантропы, негроидов - африканские неандертальцы и европеоидов - европейские неандертальцы. Генетическая связь тех или иных древних форм с соответствующими современными расами прослеживается с помощью морфологических сопоставлений черепных коробок. Монголоиды, например, похожи на синантропа уплощенным лицом, европеоиды сближаются с европейскими неандертальцами сильно выступающими носовыми костями, а широконосость роднит негроидов с африканским неандертальцем (В. Алексеев, 1985 г.). В палеолите люди были такими же черными, белыми, желтыми, как и в наши дни, с той же дифференциацией черепов, скелетов. Значит, межцивилизационные различия восходят к глубокой древности, к началу человеческого рода. К ним следует отнести и межязыковые различия.

Древнейшие находки представителей негроидной расы были обнаружены не в Африке, а в Южной Франции, в пещере Гримальди близ Ниццы, и в Абхазии, в гроте Холодный. Примесь негроидной крови обнаруживается не только у испанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции и Кавказа, но и у жителей северо-запада - в Ирландии (Л. Гумилев, 1997 г.).

Классические негроиды принадлежат к нигеро-кордофанской языковой семье, начавшей заселять Центральную Африку из Северной Африки и Передней Азии довольно поздно - где-то в начале нашей эры.

До прихода в Африку негроидов (фульбе, банту, зулусы) территорию южнее Сахары населяли капоиды, представители недавно выделенной расы, к которой относятся готтентоты и бушмены, принадлежащие к койсанской языковой семье. В отличие от негров капоиды не черные, а бурьые: у них монголоидные черты лица, разговаривают не на выдохе, а на вдохе и резко отличаются как от негров, так и от европейцев и монголоидов. Их считают остатком какой-то древней расы южного полушария, которая из главных районов своего расселения была вытеснена негроидами (Л. Гумилев, 1997 г.).. Затем много негроидов было перевезено в Америку работорговцам

Другая древняя раса южного полушария - австралоидная (австралийская семья). Австралоиды живут в Австралии и Меланезии. У них при черном цвете кожи огромные бороды, волнистые волосы, и широкие плечи, исключительная быстрота реакции. Ближайшие их родственники жили на юге Индии и относятся к дравидийской языковой семье (тамилы, телугу).

Представители европеоидной (белой расы, принадлежащие в основном к индоевропейской языковой семье, населяли не только, как сейчас, Европу, Переднюю Азию и Север Индии, но и почти весь Кавказ, значительную часть Средней и Центральной Азии и Северный Тибет.


Крупными по численности этнолингвистическими группами индоевропейской языковой семьи в Европе являются романская (французы, итальянцы, испанцы, румыны), германская (немцы, англичане), славянская (русские, украинцы, белорусы, поляки, словаки, болгары, сербы). Они заселяют Северную Азию (русские), Северную Америку (американцы), Южную Африку (выходцы из Англии и Голландии), Австралию и Новую Зеландию (выходцы из Англии), значительную часть Южной Америки (испаноязычные и португалоязычные латиноамериканцы).

Крупнейшим представителем индоевропейской семьи является индоарийская группа народов Индии и Пакистана (хиндустанцы, бенгальцы, маратхи, пенджабы, бихарцы, гуджары). Сюда же относятся народы иранской группы (персы, таджики, курды, белуджи, осетины), балтийской группы (латыши и литовцы), армяне, греки, албанцы..

Самая многочисленная раса – монголоиды. Они разделяются на подрасы, относящиеся к различным языковым семьям.

Сибирские, центральноазиатские, среднеазиатские, поволжские и закавказские монголоиды образуют алтайскую языковую семью. Она объединяет тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую этнолингвистические группы, каждая из которых в свою очередь делится на этнолингвистические подгруппы. Так, тюркские монголоиды делятся на булгарскую подгруппу (чуваши), юго-западную (азербайджанцы, туркмены), северо-западную (татары, башкиры, казахи), юго-восточную (узбеки, уйгуры), северо-восточную (якуты) подгруппы.

К сино-тибетской языковой семье принадлежит наиболее распространенный в мире язык - китайский (свыше 1 млрд человек). Его используют в письме северокитайские и южнокитайские монголоиды (китайцы или хань), существенно различающиеся между собой антропологически и разговорной речью. К этой же языковой семье принадлежат и тибетские монголоиды. Монголоидов Юго-Восточной Азии относят к паратайской и австроазиатской языковым семьям. К монголоидам близки также народы чукотско-камчатской и эскимосско-алеутской языковых семей.


Существуют еще подрасы, с которыми обычно соотносятся группы тех или иных языков, то есть система человеческих рас устроена иерархически.

К представителям перечисленных рас относятся 3/4 населения земного шара. Остальные народы принадлежат к малым расам или микрорасам со своими языковыми семьями.

На контакте основных человеческих рас встречаются смешанные или переходные расовые формы, нередко образующие свои языковые семьи.

Так, смешение негроидов с европеоидами породило смешанно-переходные формы народов афразийской, или семито-хамитской семьи (арабы, евреи, суданцы, эфиопы). Народы, говорящие на языках уральской языковой семьи (ненцы, ханты, коми, мордва, эстонцы, венгры), образуют переходные формы между монголоидами и европеоидами. Очень сложные расовые смеси сложились в северокавказскую (абхазы, адыгейцы кабардинцы, черкесы, чеченцы, ингуши народы Дагестана) и картвельскую (грузины, мегрелы, сваны) языковые семьи.

Подобное расовое смешение происходило и в Америке, только шло оно гораздо интенсивнее, чем в Старом Свете, и, в общем, не сказалось в языковых различиях.